СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Лестница успеха"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающийся научится:

  1. выделять признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и научиться создавать макеты клетки и её биологических процессов из пластилина и других материалов;
  2. рассмотрят  разные способы  решения генетических задач;
  3. историю развития биологической науки;
  4. познакомиться с великими биологами;
  5. научиться работать с кроссвордами и ребусами;
  6. рассуждать при решении логических биологических и экологических задач.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Лестница успеха"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»






СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР



______________И.А. Середина


30.08.2022 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор

МКОУ "Богучарская СОШ № 1"


_____________Г.Ю. Алабина


Приказ № 340 от 30.08.2022 г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

кружка«Лестница успеха»

на 2022-2023 учебный год



Класс: 9а, 9б, 9в, 9г

Учитель: Караповская Ольга Сергеевна




Содержание


1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности………………………..3


2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности……………………………………………………………..10


3. Тематическое планирование …………………………………………………..12


1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные результаты освоения программы:

1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.

3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.

4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров). 6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).

7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.

8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).

9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).


Метапредметные результаты освоения программы.

Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные).

Межпредметные понятия

Условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез является овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования и самообразования, осознанного планирования своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового, подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет сформирована потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного будущего».

При изучении учебных предметов обучающиеся усовершенствуют приобретенные на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их. Они смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

• систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;

• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов);

• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.

В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Перечень ключевых межпредметных понятий определяется в ходе разработки основной образовательной программы основного общего образования образовательной организации в зависимости от материально-технического оснащения, кадрового потенциала, используемых методов работы и образовательных технологий.

В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Регулятивные УУД

  1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:

  • анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

  • идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

  • выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

  • ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

  • обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

  1. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

  • обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

  • определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

  • выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

  • выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

  • составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

  • определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  • описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;

  • планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

  • систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

  • отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

  • оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

  • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

  • устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

  • сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  1. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:

  • определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

  • анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

  • свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;

  • оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

  • обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

  • фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.

  1. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:

  • наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

  • соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

  • самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

  • ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

  • демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Познавательные УУД

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

  • выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

  • выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

  • объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

  • выделять явление из общего ряда других явлений;

  • определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

  • строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

  • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

  • вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);

  • выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

  • делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

  1. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:

  • обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

  • определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

  • создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

  • строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

  • создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;

  • преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

  • переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;

  • строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

  • строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

  • анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.

  1. Смысловое чтение. Обучающийся сможет:

  • находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

  • ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

  • устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

  • резюмировать главную идею текста;

  • преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

  • критически оценивать содержание и форму текста.

  1. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:

  • определять свое отношение к природной среде;

  • анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

  • проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

  • прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

  • распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

  • выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.

10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:

  • определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;

  • осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

  • формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

  • соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.

Коммуникативные УУД

  1. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  • играть определенную роль в совместной деятельности;

  • принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;

  • определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;

  • строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

  • корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

  • критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

  • предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

  • выделять общую точку зрения в дискуссии;

  • договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.

  1. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;

  • отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

  • представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;

  • соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

  • высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

  • создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;

  • использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;

  • использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;

  • делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.

  1. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:

  • целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

  • выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;

  • выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;

  • использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;

  • использовать информацию с учетом этических и правовых норм;

  • создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.


Предметные результаты освоения программы.

Обучающийся научится:

  1. выделять признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и научиться создавать макеты клетки и её биологических процессов из пластилина и других материалов;

  2. рассмотрят разные способы решения генетических задач;

  3. историю развития биологической науки;

  4. познакомиться с великими биологами;

  5. научиться работать с кроссвордами и ребусами;

  6. рассуждать при решении логических биологических и экологических задач.


Обучающийся получит возможность научиться:

1) логически рассуждать при решении генетических, биологических и экологических задач;

2) применять изученные методы к решению олимпиадных задач;

3) систематизировать данные в виде таблиц при решении задач, при составлении

биологических кроссвордов, шарад и ребусов;

4) проводить исследовательские и проектные работы ;

5) применить теоретические знания при решении практических биологических задач;

6) на основе табличных данных создавать выводы и делать умозаключения;

7) создавать творческие проекты биологической и экологической направленности.


Предметными результатами освоения курса являются следующие умения:

1.пользоваться научными методами для распознания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

2. приобретать навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

3.выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений) и процессов, характерных для живых организмов;

4. аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

5. осуществлять классификацию биологических объектов (растений) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

6. раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

7.объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений на примерах сопоставления биологических объектов;

8.выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

9.различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

10.сравнивать биологические объекты .процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

11.устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

12.использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

13.знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

14.анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

15.описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и ухода за ними;

16.знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.


Результаты внеурочной деятельности.

Образовательные результаты внеурочной деятельности могут быть трёх уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.


2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


№ п/п

Тема и содержание

Формы организации и виды деятельности

Тема 1.Введение (1 час).

1.

План работы кружка. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

беседа; просмотр презентаций, рисунков,учебных видеофильмов.

Тема 2.Природа под микроскопом (5 часов).

2

Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом.

Решение задач, просмотр презентаций, фильмов.

3

Клетка, их многообразие. Строение про- и эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни. Изготовление макета прокариот и эукариот

Рассматривание клетки эукариотической и прокариотической под микроскопом

4

Деление клетки. Сравнение клеток растений, животных, бактерий, грибов. Изготовление плаката "Деление клетки"

Рассматривание делящейся клетки. Сравнение клеток растений, животных, грибов

5

Ткани. Отличие растительной ткани от животной. Работа с готовыми препаратами тканей.

«Создание модели клетки из пластилина».

Рассматривание тканей растительного и животного организма. Рассматривание готовых микропрепаратов тканей

Просмотр презентации на тему: "Ткани"

6

Семинарское занятие: «Клеточный и тканевой уровни организации растительного организма». Вопросы из ОГЭ, олимпиадных заданий.

Соревнование команд на скорость по классам (решение олимпиадных заданий, ВПР и ОГЭ) Поиск нестандартных решений творческих заданий


Тема 3.Строение и многообразие покрытосеменных растений (9 часов).

7

Экскурсия. Сезонность вприроде. Растения - синоптики, растения - индикаторы загрязнения.

Беседа, просмотр презентации на тему: "Растения - синоптики" "Растения - индикаторы"

8

Сравнение бактерий с другими организмами. Симбиоз высших растений и бактерий.

Беседа; просмотр презентаций, рисунков ,учебных видеофильмов.

9

Эволюция растительного мира.

Понятие «орган». Органы цветкового растения.

Работа с таблицей по эволюции растительного мира

Просмотр презентации на тему: "Органы цветкового растения"

10

Тайна семени (особенности строения семян). Практикум "Химический состав семени". Прорастание семян

Беседа; работа по определению химического состава семян,



11

Вегетативные органы растения.

Корневая система, их типы. Побег, его строение.

Беседа; работа по определению вегетативных органов растений: корней и побегов

12

Внешнее строение листа, его видоизменения.

Практикум Строение кожицы листа герани

Просмотр презентации на тему: "Строение листьев, их видоизменения"

13

Генеративные органы растения: цветок. Формула цветка. Создание макета "Цветок"

Просмотр презентации на тему: "Генеративные органы растения".

14

Плод -зрелый цветок. Создание схемы «Разнообразие плодов и семян».

Просмотр видеофильма на тему: "Плод - зрелый цветок"

15

Решение олимпиадных заданий. Задания ОГЭ анатомо - морфологической направленности "Высшие растения"

Разбор заданий анатомо - морфологической направленности по теме: "Высшие растения"

Тема 4.Тайны жизни животных (9 часов).

16

Загадочный мир одноклеточных организмов

Просмотр презентации на тему: "Одноклеточные организмы"

17

Практикум на тему: " Как и кого можно вырастить одноклеточных организмов в домашних условиях"

Выращивание одноклеточных организмов в домашних условиях

18

Мир многоклеточных. Самые интересные факты о них

Изучение научно - популярной литературы, просмотр видеофильмов, презентаций

19

Интересные факты из жизнедеятельности животных (питания, дыхания, размножения)

Просмотр презентации на тему: "Удивительные животные"

20

Животные - фильтраторы

Лекция, просмотр презентации, видеофильма"Животные - фильтраторы"

21

Решение заданий ОГЭ на установление соответствия элементов двух информационных рядов"

Разбор заданий ОГЭ по теме


22

Загадки нашего организма

Просмотр видеоурока на тему: "Удивительный организм человека"

23

Правильное питание - залог нашего здоровья

Знакомство с основными 12 правилами здорового питания

24

Исследовательский проект: "Влияние стресса на организм человека"

Поиск, подборка материалов,

Тема 5. Систематика (3 часа).

25

Основные систематические (таксономические) категории у растений и у животных

Просмотр презентации на тему: "Таксономические категории у растений"

"Таксономические единицы у животных"

26

Создание папки на тему: «Признаки растений, относящихся к различным семействам. Формулы цветка».

Подготовка материала по теме "Признаки растений, относящиеся к различным семействам. Формулы цветка"

27

Экскурсия в природу: «Разнообразие растений и животных ВО, их мест обитания. Распознавание местных видов растений и животных».

Создание презентации по теме: "Растения Воронежской области"


Тема 6. Организм и среда обитания. Экосистема (4 часа)

28

Анатомическое строение листовых пластинок растений разных экологических групп. Подготовка к ОГЭ

Обзор анатомического строения листовых пластинок растений разных экологических групп.

29

Выпуск биологической газеты "Естественные и искусственные экосистемы".

Просмотр презентации на тему: "Естественные и искусственные экосистемы".

30

Понятие "Растительное сообщество"

Поиск информации в Интернете о растительных сообществах, подготовка

31

Творческий проект: «Природные сообщества Воронежской области»

Поиск, обработка, представление информации

Тема 7. Области использования растений и животных. Влияние хозяйственной деятельности на растения и животных (3 часа)

32

Проект на тему: "Лекарственные растения Воронежской области"

Защита накопительной папки по теме: "Лекарственные растения"

Составление презентации на тему: "Лекарственные растения Воронежской области"

33

Растения и животные Красной книги Воронежской области и меры по их охране.

Создание накопительных папок на тему: "Растения и животные Красной Книги Воронежской области и меры по их охране"

34

Биологическое сочинение по выбору: «Что я хочу рассказать о живом организме», «Один день из жизни…»

Творческая мастерская

Написание биологического сочинения на тему : «Что я хочу рассказать о живом организме», «Один день из жизни…» сообщение


3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Название темы

Кол-во занятий

Из них:

Основные направления воспитательной деятельности

Теоретических занятий

Практических занятий

Экскурсий, в том числе видео

экскурсий

1

Введение

1

1

-

-

Ценности научного познания. Экологическое воспитание. Гражданское воспитание.

2

Природа под микроскопом

5

2

3

-

Ценности научного познания. Эстетическое воспитание.Трудовое воспитание.

3

Строение и многообразие покрытосеменных растений

9

6

2

1

Ценности научного познания. Патриотическое воспитание. Экологическое воспитание.

4

Тайны жизни животных

9

6

3

-

Формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия. Экологическое воспитание.

5

Систематика

3

1

1

1

Экологическое воспитание. Ценности научного познания.Трудовое воспитание.

6

Организм и среда обитания. Экосистема

4

1

3

-

Экологическое воспитание. Ценности научного познания. Трудовое воспитание.

7

Области использования растений и животных. Влияние хозяйственной деятельности на растения и животных

3

-

3

-

Экологическое воспитание. Трудовое воспитание. Гражданское воспитание.


Итого

34

17

15

2







Календарно-тематические планирование кружка

«Лестница успеха» для учащихся 9 классов на 2022-2023 учебный год.


п/п

Дата план.

Дата факт.

Тема занятия

Тема 1.Введение (1 час).

06.09


План работы кружка. Методы исследования природы. Правила безопасности и меры первой помощи.

Тема 2.Природа под микроскопом. (5 часов).

13.09


Исследования природы с помощью микроскопа. Правила работы с микроскопом.

20.09


Клетка, их многообразие. Строение про- и эукариотической клетки. Неклеточные формы жизни. Изготовление макета прокариот и эукариот

27.09


Деление клетки. Сравнение клеток растений, животных, бактерий, грибов. Изготовление плаката "Деление клетки"

04.10


Ткани. Отличие растительной ткани от животной. Работа с готовыми препаратами тканей.

11.10


Семинарское занятие: «Клеточный и тканевой уровни организации растительного организма». Вопросы из ОГЭ, олимпиадных заданий.

Тема 3.Строение и многообразие покрытосеменных растений (9 часов).

18.10


Экскурсия. Сезонность в природе. Растения - синоптики, растения - индикаторы загрязнения.

25.10


Сравнение бактерий с другими организмами. Симбиоз высших растений и бактерий.

08.11


Эволюция растительного мира.Понятие «орган». Органы цветкового растения.

15.11


Тайна семени (особенности строения семян). Практикум "Химический состав семени". Прорастание семян

22.11


Вегетативные органы растения. Корневая система, их типы. Побег, его строение.

29.11


Внешнее строение листа, его видоизменения.Практикум Строение кожицы листа герани

06.12


Генеративные органы растения: цветок. Формула цветка. Создание макета "Цветок"

13.12


Плод -зрелый цветок. Создание схемы «Разнообразие плодов и семян».

20.12


Решение олимпиадных заданий. Задания ОГЭ анатомо-морфологической направленности "Высшие растения"

Тема 4.Тайны жизни животных (9 часов).

10.01


Загадочный мир одноклеточных организмов

17.01


Практикум на тему: " Как и кого можно вырастить одноклеточных организмов в домашних условиях"

24.01


Мир многоклеточных. Самые интересные факты о них

31.01


Интересные факты из жизнедеятельности животных (питания, дыхания, размножения)

07.02


Животные -фильтраторы

14.02


Решение заданий ОГЭ на установление соответствия элементов двух информационных рядов"

21.02


Загадки нашего организма

28.02


Правильное питание - залог нашего здоровья

07.03


Исследовательский проект: "Влияние стресса на организм человека"

Тема 5. Систематика (3 часа).

14.03


Основные систематические (таксономические) категории у растений и у животных

21.03


Создание папки на тему: «Признаки растений, относящихся к различным семействам. Формулы цветка».

28.03


Экскурсия в природу: «Разнообразие растений и животных ВО, их мест обитания. Распознавание местных видов растений и животных».

Тема 6. Организм и среда обитания. Экосистема (4 часа)

04.04


Анатомическое строение листовых пластинок растений разных экологических групп. Подготовка к ОГЭ

11.04


Выпуск биологической газеты "Естественные и искусственные экосистемы".

18.04


Понятие "Растительное сообщество"

25.04


Творческий проект: «Природные сообщества Воронежской области»

Тема 7. Области использования растений и животных. Влияние хозяйственной деятельности на растения и животных (3 часа)

02.05


Проект на тему: "Лекарственные растения Воронежской области"

09.05


Растения и животные Красной книги Воронежской области и меры по их охране.

16.05


Биологическое сочинение по выбору: «Что я хочу рассказать о живом организме», «Один день из жизни…»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!