Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Дегтяренская основная общеобразовательная школа»
Каменского муниципального района
Воронежской области
Рассмотрена на заседании МО Согласована Утверждена
Протокол № 6 от 20 06 14 г. З/д поУВР _________ Чужкова С. П. Приказ № 166 от 03. 09. 14г
__________ Романенко В. П. Директор ОУ ___________ Романенко В. И.
Рабочая программа
кружка «Литературный клуб»
на 2014 - 2015 учебный год
для 1 – 4 классов
Ширимова А. И., Библиотекарь
Пояснительная записка
Ориентация современной системы начального образования на интенсивное развитие личности, на гуманистические ценности привела педагогов к необходимости поиска путей обеспечения духовного роста личности школьника. Одним из таких путей является восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самоопределение в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует духовному росту человека.
Создание условий для культурного самоопределения человека должно быть обеспечено уже на начальных этапах его обучения в школе. Именно эту цель призван осуществить кружок «Литературный клуб».
В программе курса содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре России, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися начальных классов по формированию базиса их духовной культуры.
Цель: создание условий для культурного самоопределения младшего школьника в культуре своего народа, своей большой и малой Родины.
Задачи:
- ознакомление учащихся с основными сведениями по истории, культуре, национальным традициям России;
- создание системных представлений о народной культуре России, ее связи с историей,о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России;
- формирование у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность, национальные традиции;
- пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям);
- развитие эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших
образцах народного творчества;
- привитие навыков прикладного труда и художественного творчества.
Решение поставленных задач предполагает построение системы занятий, обеспечивающей раскрытие перед ребенком на живом фольклорном и этнографическом материале миропонимания, предлагаемая система работы состоит из трех основных элементов:
1. Знакомство с народным творчеством и народной культурой;
2. Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры;
3. Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре.
Реализация этих элементов осуществляется последовательно, от первого класса к четвертому.
С первого по четвертый класс ребенок знакомится с лучшими образцами народного творчества, участвует в народных праздниках, становится сознательным свидетелем традиций. При этом учителем заостряется внимание на местных особенностях всех изучаемых явлений культуры, выделяется их сходство и некоторые различия с памятниками народной культуры и фольклора других мест России. Учащийся вместе с учителем задается вопросами: почему возникли те или иные явления народной культуры? О чем идетельствуют нам они? Отвечая на эти вопросы, дети знакомятся с основными вехами истории России, узнают о великих русских городах; Древнем Киеве, великом Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге, открывают для себя историю возникновения Переславля-Залесского и осознают исторические корни народной культуры. Расширяются знания учащихся о родном крае, его географии, истории, культуре, рассматривается связь современной культуры с историческими корнями. Основное внимание уделяется изучению истории, выявлению связей своей истории с культурой Родины. Дети собирают генеалогические сведения, изучают происхождение своего имени, рассказывают о традициях своей семьи, определяют себя в историческом времени и культурном пространстве.
Содержание программы
Раздел I. Знакомство с работой библиотеки. Познакомить учащихся с порядком размещения художественной и детской литературой. Знакомство с тематическим содержанием словарей и справочников, энциклопедий и учебников. Классические и современные художественные произведения. Изучение принципа построения книги, особенности размещения книг по разделам и темам
Раздел II Народная культура и народное творчество.
I. Устно-поэтическое творчество народов России.
1. Что такое "народная культура"?
Человек и природа. Отражает ритм годовой жизни природы и человека в их единстве (например, осенью — знакомство с осенними явлениями в природе, овощами, фруктами и трудом взрослых по их выращиванию, осенними праздниками). Многообразие видов и форм творческой деятельности. Устные процессы знаний и профессионального мастерства.
2.Загадки.
Знакомство с жанром, его функции, особенности. Структура загадки. Отгадывание загадок. Турнир "загадочников". Рисование загадок.
3. Скороговорки, считалки, потешки, прибаутки. Знакомство с жанрами, их функциями и особенностями. Работа над дикцией. Рассказывание. Разучивание считалок, скороговорок.
4. Пословицы и поговорки. Сходство и различие пословиц и поговорок. Устный журнал.
5. Игры. Разучивание народных игр.
III. Музыкально-художественное народное творчество.
1. Русские народные песни
Их особенности, функции. Слушание и разучивание. Рисунки к текстам песен. Песни Ярославской губернии.
2. Народные промыслы Их функции, особенности: бытовые, эстетические. Расписывание посуды.
3. Игрушки России. История возникновения, эстетические особенности; рисование игрушек.
4. Костюмы России История одежды; совершенствование костюма в различных климатических областях России. Одежда Воронежской губернии XVIII-XIX веков. Рисование костюмов.
IV. Праздники светские и духовные.
1. Новый год Празднование Нового года в России и в других странах. Конкурс на лучшего знатока традиций празднования Нового года.
2. Рождество История празднования. Как отмечается этот праздник в России и за рубежом. Праздники: "Коляда". "Рождественская звезда".
3. День защитников Отечества. День защитника Отечества и традиция русского народа защищать свою землю, знакомство с картиной В. Васнецова «Богатыри», с пословицами и поговорками «С родной земли умри — не сходи», «Своя земля и в горсти мила» и др.;
4. Масленица Рассказ о праздновании масленицы в Воронежской области. Социально-нравственное воспитание, открытие с детьми законов доброго нрава, порядочности; знакомство с традициями встречи и проведения народных праздников «Зимние Святки», «Широкая Масленица», «Светлая Пасха», «Зеленые Святки»;
5. 8 марта - Международный женский день.
6. Духовный праздник - Пасха. История праздника. Рисование яичек. Рождественские или пасхальные сувениры, вышивка, макраме, фриволите, вологодские кружева и др.
7. Духовный праздник – Троица.
8. 1 Мая. Труд, быт, обычаи, традиции русского народа встречать гостей хлебом-солью, праздновать наступление весны.
9. День Победы.
10. День космонавтики. Беседа о космонавтах.
V. Древнерусская живопись.
Библейские легенды (работа по детской Библии).Легенды и притчи; их смысл. Слушание различных легенд и их обсуждение.
VI. Обряды и традиции Руси.
Свадебный и родинный обряд. Краткое знакомство с обрядами. Труд, быт, обычаи, традиции русского народа встречать гостей хлебом-солью, украшать ветками березы свои дома к Троице; Труд, быт, обычаи, традиции народов знакомство с творчеством писателей, поэтов.
История большой и малой Родины и народная культура1. Откуда пришли традиции?
Праздник Осени. Спасибо Земле. Традиции и время. Время года. Откуда взялись названия времен года, месяцев, дней недели? Что такое история?
VII. История России.
Наши предки-славяне. Начало Русского государства. Крещение Руси, Древний Киев. Господин Великий Новгород. Древнерусский город Москва. История возникновения Санкт-Петербурга, Воронежа.
Учебно - тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
1. | Раздел I. Знакомство с работой библиотеки. Познакомить учащихся с порядком размещения художественной и детской литературой. Изучение принципа построения книги, особенности размещения книг по разделам и темам. Книжкина лечебница. Посещение сельской библиотеки. | 5 |
2. | Раздел I. Народная культура и народное творчество. Что такое "народная культура"? Загадки. Скороговорки, считалки, потешки, прибаутки. Пословицы и поговорки. Народные игры. | 4 |
3. | Раздел III. Музыкально-художественное народное творчество. Русские народные песни. Народные промыслы Игрушки России. Костюмы России. | 4 |
4. | Раздел IV. Праздники светские и духовные. Новый год . Рождество. День защитников Отечества. Масленица. 8 марта - Международный женский день. Духовный праздник - Пасха. Духовный праздник – Троица. 1 Мая. День Победы. День космонавтики. День единства. День учителя. | 12 |
5. | Раздел V. Древнерусская живопись. Библейские легенды. Иконы и их создание. Мастера иконописи. | 2 |
6. | Раздел VI. Обряды и традиции Руси. История большой и малой Родины и народная культура. Откуда пришли традиции? Традиции и история моей семьи. | 3 |
7. | Раздел VII. История России. Наши предки. Начало Русского государства. Крещение Руси. Древнерусский город Москва. История возникновения Санкт-Петербурга и Воронежа. История возникновения нашего села, района. | 7 |
Итого: | 35 |
Требования к уровню подготовки.
Дать детям представление о традиции проведения осенней ярмарки; труде овощевода, садовода, хлебороба по выращиванию урожая. Воспитывать умение внимательно, слушать, оценивать поведение героев, понимать юмор.
Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Вызвать интерес детей к русской народной сказке, желание участвовать в игровой, театрализованной деятельности. Познакомить с предметами домашнего обихода, их внешним видом, назначением, названием, историей их появления и использование.
Расширять представления детей о многообразии устного народного творчества. Высказывать интерес к русской народной сказке, сочувствие к героям сказки, попавшим в беду. Дать понятие о добре, зле; о том, что зло наказывается, за добро добром платят. Развивать нравственные чувства: трудолюбие, честность, доброжелательность, чуткость, отзывчивость.
Познакомить учащихся с принципом работы библиотеки, библиотечным фондом и особенностями его размещения.
Вызвать у детей интерес к истории и культуре русского народа. Познакомить с русской печкой, назначением отдельных ее частей (подпечье, лежанка, труба, заслонка, задвижка, приступка, под, печурка, устье), другой утварью русской избы. Воспитывать у детей живой интерес к потешкам, загадкам, эмоциональному их восприятию, желанию отгадывать (по описанию, отдельным отрывкам произведения русской культуры).
Воспитывать уважительное отношение к народным умельцам, их мастерству. Формировать эстетическое отношение к предметам искусства. Познакомить детей с деревянными изделиями в горнице и их украшением. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.
Развивать эмоционально-эстетические чувства при восприятии иллюстраций художника Ю. Васнецова Показать особенности иллюстрирования произведений малого устного фольклора.
Воспитывать интерес к собственной трудовой деятельности, аккуратность и самостоятельность. Развивать умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям.
Познакомить детей с русскими народными праздниками «Зимние Святки», «Троица», «Пасха»; традициями ряжения, колядования. Вызывать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок. Развивать интерес к традициям, обычаям народа: красить яйца, печь куличи Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным.
Развивать эмоциональное восприятие художественного образа природы средствами изобразительного искусства. Вызвать эмоциональный оклик детей к народному творчеству, учить высказывать свое отношение и передавать состояние с помощью различных средств выразительности.
Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством развивать умение видеть красоту, самобытность, характер. Развивать эмоционально-эстетические чувства, вкусы, суждения. Вызвать желание создавать красивое своими руками.
Дать понятие детям о традиции охраны русской земли на примере Александра Невского. Воспитывать желание быть похожим на храбрых защитников Отечества. Познакомить с историей русского государства.
Тематическое планирование материала
№п/п | Тема занятия | Дата п | Дата ф | Кол /час | Тип занятия | Краткое содержание | ИКТ |
1 | Введение. | 05.09 | | 1 | Тематика | Знакомство с направлением деятельности и тематикой кружковой работы. | |
2 | Знакомство учащихся с порядком размещения художественной и детской литературой. | 12.09 | | 1 | Экскурсия | Знакомство с работой библиотеки. Размещение книг по темам. Каталог. Обслуживание посетителей библиотеки. | |
3 | Создание книги. Книжка – малышка. | 19, 26, 09 03, 10.10 | | 4 | Проект | Изучение принципа построения книги, особенности размещения книг по разделам и темам. Книжкина лечебница | Презентация |
4 | Народная культура. Загадки. | 17.10 | | 1 | Консульт | Что такое "народная культура"? Загадки. Особенности построения загадок. Моя загадка. | Презентация |
5 | Скороговорки, считалки, потешки, прибаутки. Пословицы и поговорки. | 24.10 | | 1 | Конкурс | Отгадывание загадок. Конкурс «Самый, самый..» | |
5 | Народные игры. | 31.10 14.11 | | 2 | Турнир | Разучивание и совершенствование умений играть в народные игры. Турнир. | |
6 | Русские народные песни. | 21.11 | | 1 | Репетиц | Прослушивание русских народных песен. Современная обработка и исполнение народных песен. | Караоке |
7 | Народные промыслы. | 28. 11 | | 1 | Выставка | Знакомство с народными промыслами России и Воронежской области. Выполнение эскиза. | |
8 | Игрушки России. | 05, 12. 12 | | 2 | Проект | Создание народной игрушки. Шерсть – обереги. солома – человек. | Презентация |
9 | Костюмы России. | 19. 12 | | 1 | Проект | Костюмы Воронежской области. Попробовать спроектировать модель современной одежды с элементами народного костюма. | |
10 | Праздники. Новый год . Рождество | 26.12 | | 1 | Ис/проект | Новогодние запевки к поздравлениям и рождественские гимны и песнопения. | Презентация |
11 | Праздники. День защитников Отечества. | 16. 01 | | 1 | Тематика | Познакомить с историей создания армии. Амия и войны. | Презентация, видеофильм |
12 | Праздники. Масленица. | 23.01 | | 1 | Тематика | История праздника. Народные предсказания и поверья. Народные игры и состязания. | Презентация |
13 | Праздники. 8 марта - Международный женский день. | 30.01 | | 1 | Проект | История праздника. Мамин подарок (изделия из бумаги – аригами). | Презентация, видиофильм |
14 | Праздники. Духовный праздник – Пасха. | 06.02 | | 3 | Проект | История праздника. Обычаи русского народа. Изготовление пасхального яйца методом | Презентация |
15 | Праздники. Духовный праздник – Троица. | 13.02 | | 1 | Проект | История праздника. Плетение троичного венка. | Презентация |
16 | Праздники. 1 Мая. День Победы. | 20, 27. 02 | | 2 | Тематика | История праздников. Рисунки на праздничную тему. | Видеофильм |
17 | Праздники. День космонавтики. | 06. 03 | | 1 | Семинар | Подготовка сообщений о космосе. | Презентация |
18 | Праздники. День учителя. День единства. | 13. 03 | | 1 | Олимп | История праздников. | |
19 | Библейские легенды. | 20. 03 | | 1 | Семинар | Просмотр притчей. | Видеофильм |
20 | Иконы и их создание. Мастера иконописи. | 03.04 | | 1 | Выставка | Знакомство с историей создания икон. Мастера иконописцы. Создание эскиза иконы. | |
21 | История большой и малой Родины. | 10.04 | | 1 | Тематика | Знакомство с достопримечательностями Воронежской области. | Презентация |
22 | Откуда пришли традиции? Традиции и история моей семьи. | 17. 04 | | 1 | Проект | История моей семьи. Создание родового древа. | |
23 | Наши предки. | 24.04 | | 1 | Тематика | Наши древние предки. Видео «Прогулка с пещерным человеком». | Видеофильм |
24 | Начало Русского государства. Крещение Руси. | 30. 04 | | 1 | Консульт | Поиск тематической информации в интернет портале. | Интернет |
25 | Древнерусский город Москва. | 07. 05 | | 1 | Тематика | Знакомство с историей города. Виртуальное путешествие по Москве. | Презентация |
26 | История возникновения Санкт-Петербурга и Воронежа. | 14. 05 | | 1 | Тематика | Знакомство с историей городов. Современный Воронеж. | Презентация |
27 | История возникновения нашего села, района. Известные люди нашего села. | 21, 28. 05 | | 2 | Ис/проект | Знакомство с историей нашего района и села. Сообщения о известных людях нашего села. | Презентация |
Литература
1. Игрушка, ее история и значение. Сб. статей под редакцией Н.Д.Бартмана - М.: 1972.
2. Некрилова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселенья и зрелища. - Л.: Искусство, 1986.
3. Розова Л.К. Дымковская игрушка. - М.: Планета, 1971.
4. Несброшюрованный альбом "Русская народная игрушка"; пособие для учителей начальных классов средней школы. - М.: Советский художник, 1988.
5. Библиотека русского фольклора. - М., 1990.
8. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л., 1975.
9. Василенко В.М. Искусство Хохломы. - М., 1959.
10. Дмитриева Н.А. Краткая история Искусств. - М., 1991.
11. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1992.
12. . Майорова М.Г., Дубинская В.А. Русское народное прикладное искусство. - М., 1980.
18. Наводов А. Палеховское чудо. - М., 1976.
19. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.,1984.
20. Павлова В.А., Пройменко В.С. Русская деревянная игрушка. - М.,1989.
21. Русские народные пословицы, поговорки. - М., 1990.
22. Интернет ресурс
23. Презентации.
24. Видеофильмы.
25. Л.В. Дорогань «Экологическое краеведение». Воронеж 2007, ВОИПКиПРО.