СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Литературный клуб"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа "Литературный клуб" предназначена для внеурочной деятельности. Рассматриваются темы: народная культура и наролное творчяество, музыкальная культура, праздники светские и духовные, обряды и традиции, история России.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Литературный клуб"»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Дегтяренская основная общеобразовательная школа»

Каменского муниципального района

Воронежской области



Рассмотрена на заседании МО Согласована Утверждена

Протокол № 6 от 20 06 14 г. З/д поУВР _________ Чужкова С. П. Приказ № 166 от 03. 09. 14г

__________ Романенко В. П. Директор ОУ ___________ Романенко В. И.

Рабочая программа

кружка «Литературный клуб»

на 2014 - 2015 учебный год

для 1 – 4 классов





Ширимова А. И., Библиотекарь



Пояснительная записка



Ориентация современной системы начального образования на интенсивное развитие личности, на гуманистические ценности привела педагогов к необходимости поиска путей обеспечения духовного роста личности школьника. Одним из таких путей является восстановление утраченных связей современного человека с культурой своего народа. Известно, что глубинная преемственность в культурных традициях возникает только тогда, когда человек начинает их осваивать с самого детства, когда он находит в них себя и когда традиции становятся его личными ценностями. Именно самоопределение в культуре своего народа, своей большой и малой Родины, способствует духовному росту человека.

Создание условий для культурного самоопределения человека должно быть обеспечено уже на начальных этапах его обучения в школе. Именно эту цель призван осуществить кружок «Литературный клуб».

В программе курса содержатся сведения по истории, географии, экологии, литературе, культуре России, информационные и практические материалы о народном творчестве и народных традициях, позволяющие учителю построить систему работы с учащимися начальных классов по формированию базиса их духовной культуры.

Цель: создание условий для культурного самоопределения младшего школьника в культуре своего народа, своей большой и малой Родины.

Задачи:

- ознакомление учащихся с основными сведениями по истории, культуре, национальным традициям России;

- создание системных представлений о народной культуре России, ее связи с историей,о месте культуры своего края, своей семьи и себя самого в народной культуре России;

- формирование у учащихся таких понятий, как Родина, родной язык, национальность, национальные традиции;

- пробуждение осознанного чувства интереса и любви к Родине (России, родному краю, природе, народному творчеству, традициям);

- развитие эстетического вкуса и воспитание чувства прекрасного на лучших

образцах народного творчества;

- привитие навыков прикладного труда и художественного творчества.





Решение поставленных задач предполагает построение системы занятий, обеспечивающей раскрытие перед ребенком на живом фольклорном и этнографическом материале миропонимания, предлагаемая система работы состоит из трех основных элементов:

1. Знакомство с народным творчеством и народной культурой;

2. Осознание тесной взаимосвязи культуры и истории большой и малой Родины, понимание исторических корней современной культуры;

3. Осмысление места своей семьи и себя самого в истории и народной культуре.

Реализация этих элементов осуществляется последовательно, от первого класса к четвертому.

С первого по четвертый класс ребенок знакомится с лучшими образцами народного творчества, участвует в народных праздниках, становится сознательным свидетелем традиций. При этом учителем заостряется внимание на местных особенностях всех изучаемых явлений культуры, выделяется их сходство и некоторые различия с памятниками народной культуры и фольклора других мест России. Учащийся вместе с учителем задается вопросами: почему возникли те или иные явления народной культуры? О чем идетельствуют нам они? Отвечая на эти вопросы, дети знакомятся с основными вехами истории России, узнают о великих русских городах; Древнем Киеве, великом Новгороде, Москве, Санкт-Петербурге, открывают для себя историю возникновения Переславля-Залесского и осознают исторические корни народной культуры. Расширяются знания учащихся о родном крае, его географии, истории, культуре, рассматривается связь современной культуры с историческими корнями. Основное внимание уделяется изучению истории, выявлению связей своей истории с культурой Родины. Дети собирают генеалогические сведения, изучают происхождение своего имени, рассказывают о традициях своей семьи, определяют себя в историческом времени и культурном пространстве.

Содержание программы

Раздел I. Знакомство с работой библиотеки. Познакомить учащихся с порядком размещения художественной и детской литературой. Знакомство с тематическим содержанием словарей и справочников, энциклопедий и учебников. Классические и современные художественные произведения. Изучение принципа построения книги, особенности размещения книг по разделам и темам

Раздел II Народная культура и народное творчество.

I. Устно-поэтическое творчество народов России.

1. Что такое "народная культура"?

Человек и природа. Отражает ритм годовой жизни природы и человека в их единстве (например, осенью — знакомство с осенними явлениями в природе, овощами, фруктами и трудом взрослых по их выращиванию, осенними праздниками). Многообразие видов и форм творческой деятельности. Устные процессы знаний и профессионального мастерства.

2.Загадки.

Знакомство с жанром, его функции, особенности. Структура загадки. Отгадывание загадок. Турнир "загадочников". Рисование загадок.

3. Скороговорки, считалки, потешки, прибаутки. Знакомство с жанрами, их функциями и особенностями. Работа над дикцией. Рассказывание. Разучивание считалок, скороговорок.

4. Пословицы и поговорки. Сходство и различие пословиц и поговорок. Устный журнал.

5. Игры. Разучивание народных игр.

III. Музыкально-художественное народное творчество.

1. Русские народные песни

Их особенности, функции. Слушание и разучивание. Рисунки к текстам песен. Песни Ярославской губернии.

2. Народные промыслы Их функции, особенности: бытовые, эстетические. Расписывание посуды.

3. Игрушки России. История возникновения, эстетические особенности; рисование игрушек.

4. Костюмы России История одежды; совершенствование костюма в различных климатических областях России. Одежда Воронежской губернии XVIII-XIX веков. Рисование костюмов.

IV. Праздники светские и духовные.

1. Новый год Празднование Нового года в России и в других странах. Конкурс на лучшего знатока традиций празднования Нового года.

2. Рождество История празднования. Как отмечается этот праздник в России и за рубежом. Праздники: "Коляда". "Рождественская звезда".

3. День защитников Отечества. День защитника Отечества и традиция русского народа защищать свою землю, знакомство с картиной В. Васнецова «Богатыри», с пословицами и поговорками «С родной земли умри — не сходи», «Своя земля и в горсти мила» и др.;

4. Масленица Рассказ о праздновании масленицы в Воронежской области. Социально-нравственное воспитание, открытие с детьми законов доброго нрава, порядочности; знакомство с традициями встречи и проведения народных праздников «Зимние Святки», «Широкая Масленица», «Светлая Пасха», «Зеленые Святки»;

5. 8 марта - Международный женский день.

6. Духовный праздник - Пасха. История праздника. Рисование яичек. Рождественские или пасхальные сувениры, вышивка, макраме, фриволите, вологодские кружева и др.

7. Духовный праздник – Троица.

8. 1 Мая. Труд, быт, обычаи, традиции русского народа встречать гостей хлебом-солью, праздновать наступление весны.

9. День Победы.

10. День космонавтики. Беседа о космонавтах.

V. Древнерусская живопись.

Библейские легенды (работа по детской Библии).Легенды и притчи; их смысл. Слушание различных легенд и их обсуждение.

VI. Обряды и традиции Руси.

Свадебный и родинный обряд. Краткое знакомство с обрядами. Труд, быт, обычаи, традиции русского народа встречать гостей хлебом-солью, украшать ветками березы свои дома к Троице; Труд, быт, обычаи, традиции народов знакомство с творчеством писателей, поэтов.

История большой и малой Родины и народная культура1. Откуда пришли традиции?

Праздник Осени. Спасибо Земле. Традиции и время. Время года. Откуда взялись названия времен года, месяцев, дней недели? Что такое история?

VII. История России.

Наши предки-славяне. Начало Русского государства. Крещение Руси, Древний Киев. Господин Великий Новгород. Древнерусский город Москва. История возникновения Санкт-Петербурга, Воронежа.



Учебно - тематический план



Название раздела


Количество часов

1.

Раздел I. Знакомство с работой библиотеки.

Познакомить учащихся с порядком размещения художественной и детской литературой. Изучение принципа построения книги, особенности размещения книг по разделам и темам. Книжкина лечебница. Посещение сельской библиотеки.


5

2.

Раздел I. Народная культура и народное творчество.

Что такое "народная культура"? Загадки. Скороговорки, считалки, потешки, прибаутки. Пословицы и поговорки. Народные игры.

4

3.

Раздел III. Музыкально-художественное народное творчество.

Русские народные песни. Народные промыслы Игрушки России. Костюмы России.


4

4.

Раздел IV. Праздники светские и духовные.

Новый год . Рождество. День защитников Отечества. Масленица. 8 марта - Международный женский день.

Духовный праздник - Пасха. Духовный праздник – Троица. 1 Мая. День Победы. День космонавтики. День единства. День учителя.


12

5.

Раздел V. Древнерусская живопись.

Библейские легенды. Иконы и их создание. Мастера иконописи.


2

6.

Раздел VI. Обряды и традиции Руси.

История большой и малой Родины и народная культура. Откуда пришли традиции? Традиции и история моей семьи.


3

7.


Раздел VII. История России.

Наши предки. Начало Русского государства. Крещение Руси. Древнерусский город Москва. История возникновения Санкт-Петербурга и Воронежа. История возникновения нашего села, района.



7

Итого:


35



Требования к уровню подготовки.

  • Дать детям представление о традиции проведения осенней ярмарки; труде овощевода, садовода, хлебороба по выращиванию урожая. Воспитывать умение внимательно, слушать, оценивать поведение героев, понимать юмор.

  • Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Вызвать интерес детей к русской народной сказке, желание участвовать в игровой, театрализованной деятельности. Познакомить с предметами домашнего обихода, их внешним видом, назначением, названием, историей их появления и использование.

  • Расширять представления детей о многообразии устного народного творчества. Вы­сказывать интерес к русской народной сказке, сочувствие к героям сказки, попавшим в беду. Дать понятие о добре, зле; о том, что зло наказывается, за добро добром платят. Развивать нравственные чувства: трудолюбие, честность, доброжелательность, чуткость, отзывчивость.

  • Познакомить учащихся с принципом работы библиотеки, библиотечным фондом и особенностями его размещения.

  • Вызвать у детей интерес к истории и культуре русского народа. Познакомить с русской печкой, назначением отдельных ее частей (подпечье, лежанка, труба, заслонка, задвижка, приступка, под, печурка, устье), другой утварью русской избы. Воспитывать у детей живой интерес к потешкам, загадкам, эмоциональному их восприятию, желанию отгадывать (по описанию, отдельным отрывкам произведения русской культуры).

  • Воспитывать уважительное отношение к народным умельцам, их мастерству. Формировать эстетическое отношение к предметам искусства. Познакомить детей с деревянными изделиями в горнице и их украшением. Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров.

  • Развивать эмоционально-эстетические чувства при восприятии иллюстраций ху­дожника Ю. Васнецова Показать особенности иллюстрирования произведений малого устного фольклора.

  • Воспитывать интерес к собственной трудовой деятельности, аккуратность и самостоятельность. Развивать умение слушать, понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, сопереживать героям.

  • Познакомить детей с русскими народными праздниками «Зимние Святки», «Троица», «Пасха»; традициями ряжения, колядования. Вызывать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок. Развивать интерес к традициям, обычаям народа: красить яйца, печь куличи Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным.

  • Развивать эмоциональное восприятие художественного образа природы средствами изобразительного искусства. Вызвать эмоциональный оклик детей к народному творчеству, учить высказывать свое отношение и передавать состояние с помощью различных средств выразительности.

  • Продолжать знакомить детей с декоративно-прикладным искусством развивать умение видеть красоту, самобытность, характер. Развивать эмоционально-эстетические чувства, вкусы, суждения. Вызвать желание создавать красивое своими руками.

  • Дать понятие детям о традиции охраны русской земли на примере Александра Невского. Воспитывать желание быть похожим на храбрых защитников Отечества. Познакомить с историей русского государства.



Тематическое планирование материала



№п/п

Тема занятия

Дата п

Дата ф

Кол /час

Тип

занятия

Краткое содержание

ИКТ

1

Введение.

05.09


1

Тематика

Знакомство с направлением деятельности и тематикой кружковой работы.


2

Знакомство учащихся с порядком размещения художественной и детской литературой.

12.09


1

Экскурсия

Знакомство с работой библиотеки. Размещение книг по темам. Каталог. Обслуживание посетителей библиотеки.


3

Создание книги. Книжка – малышка.

19, 26, 09

03, 10.10


4

Проект

Изучение принципа построения книги, особенности размещения книг по разделам и темам. Книжкина лечебница

Презентация

4

Народная культура. Загадки.

17.10


1

Консульт

Что такое "народная культура"? Загадки. Особенности построения загадок. Моя загадка.

Презентация

5

Скороговорки, считалки, потешки, прибаутки. Пословицы и поговорки.

24.10


1

Конкурс

Отгадывание загадок. Конкурс «Самый, самый..»


5

Народные игры.

31.10

14.11


2

Турнир

Разучивание и совершенствование умений играть в народные игры. Турнир.


6

Русские народные песни.

21.11


1

Репетиц

Прослушивание русских народных песен. Современная обработка и исполнение народных песен.

Караоке

7

Народные промыслы.

28. 11


1

Выставка

Знакомство с народными промыслами России и Воронежской области. Выполнение эскиза.


8

Игрушки России.

05, 12. 12


2

Проект

Создание народной игрушки.

Шерсть – обереги. солома – человек.

Презентация

9

Костюмы России.


19. 12


1

Проект

Костюмы Воронежской области. Попробовать спроектировать модель современной одежды с элементами народного костюма.


10

Праздники. Новый год . Рождество

26.12


1

Ис/проект

Новогодние запевки к поздравлениям и рождественские гимны и песнопения.

Презентация

11

Праздники. День защитников Отечества.

16. 01


1

Тематика

Познакомить с историей создания армии. Амия и войны.

Презентация, видеофильм

12

Праздники. Масленица.

23.01


1

Тематика

История праздника. Народные предсказания и поверья. Народные игры и состязания.

Презентация

13

Праздники. 8 марта - Международный женский день.

30.01


1

Проект

История праздника. Мамин подарок (изделия из бумаги – аригами).

Презентация, видиофильм

14

Праздники. Духовный праздник – Пасха.

06.02


3

Проект

История праздника. Обычаи русского народа. Изготовление пасхального яйца методом

Презентация

15

Праздники. Духовный праздник – Троица.

13.02


1

Проект

История праздника. Плетение троичного венка.

Презентация

16

Праздники. 1 Мая. День Победы.

20, 27. 02


2

Тематика

История праздников. Рисунки на праздничную тему.

Видеофильм

17

Праздники. День космонавтики.

06. 03


1

Семинар

Подготовка сообщений о космосе.

Презентация

18

Праздники. День учителя. День единства.

13. 03


1

Олимп

История праздников.


19

Библейские легенды.

20. 03


1

Семинар

Просмотр притчей.

Видеофильм

20

Иконы и их создание. Мастера иконописи.

03.04


1

Выставка

Знакомство с историей создания икон. Мастера иконописцы. Создание эскиза иконы.


21

История большой и малой Родины.

10.04


1

Тематика

Знакомство с достопримечательностями Воронежской области.

Презентация

22

Откуда пришли традиции? Традиции и история моей семьи.

17. 04


1

Проект

История моей семьи. Создание родового древа.


23

Наши предки.

24.04


1

Тематика

Наши древние предки. Видео «Прогулка с пещерным человеком».

Видеофильм

24

Начало Русского государства. Крещение Руси.

30. 04


1

Консульт

Поиск тематической информации в интернет портале.

Интернет

25

Древнерусский город Москва.

07. 05


1

Тематика

Знакомство с историей города. Виртуальное путешествие по Москве.

Презентация

26

История возникновения Санкт-Петербурга и Воронежа.

14. 05


1

Тематика

Знакомство с историей городов. Современный Воронеж.

Презентация

27

История возникновения нашего села, района. Известные люди нашего села.

21, 28. 05


2

Ис/проект

Знакомство с историей нашего района и села. Сообщения о известных людях нашего села.

Презентация





Литература

1. Игрушка, ее история и значение. Сб. статей под редакцией Н.Д.Бартмана - М.: 1972.

2. Некрилова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселенья и зрелища. - Л.: Искусство, 1986.

3. Розова Л.К. Дымковская игрушка. - М.: Планета, 1971.

4. Несброшюрованный альбом "Русская народная игрушка"; пособие для учителей начальных классов средней школы. - М.: Советский художник, 1988.

5. Библиотека русского фольклора. - М., 1990.

8. Богуславская И.Я. Русская глиняная игрушка. - Л., 1975.

9. Василенко В.М. Искусство Хохломы. - М., 1959.

10. Дмитриева Н.А. Краткая история Искусств. - М., 1991.

11. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1992.

12. . Майорова М.Г., Дубинская В.А. Русское народное прикладное искусство. - М., 1980.

18. Наводов А. Палеховское чудо. - М., 1976.

19. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. - М.,1984.

20. Павлова В.А., Пройменко В.С. Русская деревянная игрушка. - М.,1989.

21. Русские народные пословицы, поговорки. - М., 1990.

22. Интернет ресурс

23. Презентации.

24. Видеофильмы.

25. Л.В. Дорогань «Экологическое краеведение». Воронеж 2007, ВОИПКиПРО.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!