Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
« Становская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО с заместителем директора по УВ приказом№39
протокол №1 от «30»августа2020 г. «1»августа 2020 г.протокол№1 от «1» 09. 2020 г.
Руководитель МО___Ештокина А.И. Терехова Директор ОУ______ Бородкин В.Д.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружок «Макраме»
ДЛЯ 4 КЛАССА
учителя начальных классов
Ештокиной Александры Ивановны
2020-2021 учебный год
С. Становое
Пояснительная записка кружка «Макраме»
Макраме – древнейший вид декоративного рукоделия, искусство узелкового плетения. Примитивное плетение знали еще первобытные охотники и рыболовы. Постепенно узлы усложнялись и совершенствовались, становились загадочней, интересней. Этому способствовали мореплаватели , которые во время долгих походов изобрели много прочных и красивых узлов. Исторические находки свидетельствуют о том, что узелковое плетение применяли для самых различных целей во многих цивилизациях.
Интерес к плетению как виду рукоделия не ослабевал в течение многих столетий. В разных странах такое плетение называли по-разному: мексиканское кружево, арабское квадратное плетение, вязь, на Руси – науз. Плетеные изделия вошли в моду в России в конце 19 века. В монастырях мастерицы узелкового плетения изготавливали коврики, шторы подвески для цветов, гобелены. Тогда были выпущены в России несколько переводных книг по макраме.
И сегодня без узлов не могут обойтись ни моряки, ни рыбаки, ни альпинисты. Узлы необходимы также аквалангистам и пожарным, ткачам и портным, хирургам и строителям. В наше время число названий морских узлов, которые находят применение на флоте, не превышает 40. В декоративном рукоделии макраме используется около 15 узлов и всевозможные переплетения на их основе. Завязывать узлы из веревок – занятие интересное и увлекательное. Выполненные в технике макраме сумочки, колье, браслеты, пояса подчеркнут индивидуальность ребенка, а сувенир, сплетенный своими руками, будет отличным подарком. Панно, покрывала, дорожки, занавески, кашпо и ширмы прекрасно дополнят оформление квартиры. Эти изделия отличаются не только прочностью, но и красотой, в таких вещах есть душа.
Практические занятия в технике макраме будут способствовать приобщению обучающихся к самостоятельной работе, развитию творческих способностей, мышления, фантазии, художественного вкуса, расширению кругозора, повышению культурного уровня, воспитанию трудовых навыков, аккуратности, развитию координации движения, мелкой моторики и сенсорики пальцев. Программа по макраме рассчитана на обучение детей 3-4 классов. Занятия 1 раз в неделю по 2 часу.
Занятия макраме:
способствуют развитию мелкой моторики рук, что в свою очередь влияет на интеллектуальное и речевое развитие ребенка;
обеспечивают эмоциональное благополучие ребёнка;
способствуют целостному процессу психического, умственного и физического развития ребёнка.
создают условия для самореализации личности.
Цель:
Создание условий для развития творческой личности, самовыражение и самоопределение каждого ребенка средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Расширить знания учащихся о видах узлов, используемых в работе
Развить навыки владения нитью
Развитие глазомера, остроты зрения, координации движений рук под контролем глаз
Развитие умения сотрудничества со сверстниками в процессе создания изделия
Обучить объёмному и плоскостному моделированию - умению составлять из разных узлов кашпо, панно, игрушки.
Воспитание трудолюбия усидчивости, терпения, внимательности, старательности и развитие эстетического вкуса.
Формирование эстетического отношения к красоте окружающего мира;
Формирование чувства удовлетворения от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
Формирование умения анализировать и оценивать результаты собственного труда и труда своих товарищей
Содержание программы кружка «Макраме»
Макраме. История плетения узелками. Инструменты и материалы для работы. Правила выполнения безопасных приемов труда и выполнения санитарных норм. Правила плетения простых и сложных узлов.
Отработка навыков выполнения различных фигур узлами «макраме».Составление геометрических узоров и заполнение их в технике макраме.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях:
Групповая
Индивидуальная
Форма занятий:
Практические занятия
Выставки
Конкурсы
Методы проведения занятий
Словесные: изложение материала, беседы, инструкции, анализ выполненных работ.
Наглядные: компьютерные разработки, иллюстрации готовых работ, инструкционные карты, таблицы, схемы.
Практические: упражнения, работы по образцу,
Творческие и индивидуальные работы учащихся.
Объяснительно-иллюстративные методы: - это способ взаимодействия педагога и ребёнка.
Репродуктивные методы (при этом методе учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности).
Частично-поисковые (где дети участвуют в коллективном решении поставленной задачи, это степень активности ребёнка)
Ожидаемые результаты
К концу обучения учащиеся:
Разовьют навыки плетения изделий разными видами узлов макреме.
Научатся сотрудничать со сверстниками в процессе создания изделий
Освоят работу в технике «макраме»
Обучатся плоскостному и объёмному моделированию
Научатся самостоятельно анализировать и оценивать результат своей работы
Изготовят несколько качественно выполненных творческих работ
Способы проверки
Педагогическое наблюдение
Анализ детских работ
Работы по образцу
Творческие работы
Защита творческих работ (праздник для родителей)
Форма подведения итогов реализации программы
Итогом реализации программы является традиционная выставка работ учащихся. А также участие лучших работ в районном конкурсе по декоративно-прикладному творчеству.
Тематическое планирование кружка «Макраме»
№п/п | Дата | Тема занятия | Количество часов | Примечания |
1 | | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности на занятиях кружка. Ознакомление с целями и задачами кружка | 1 | |
2 | | Азбука макраме. Из истории макраме | 1 | |
3 | | Инструменты и приспособления. Материалы для плетения | 1 | |
4 | | Основные узлы и приёмы узелкового плетения | 2 | |
5 | | Техника плетения узлов. Узлы из 2–х нитей. Простой односторонний узел, простой двусторонний узел, узел «Фриволите». | 2 | |
6 | | Узлы на 4-х нитях: двойной плоский узел с правым и левым замком. | 2 | |
7 | | Выполнение цепочки из двойных плоских узлов. | 2 | |
8 | | Репсовый узел. Выполнение репсовых узлов. | 2 | |
9 | | Узоры на основе узлов. Выполнение горизонтальной сетки «шахматка» из двойных плоских узлов. | 2 | |
10 | | Плетение панно с использованием плоских узлов. | 2 | |
11 | | Плетение панно с использованием плоских узлов. | 2 | |
12 | | Плетение панно с использованием плоских узлов. | 2 | |
13 | | Выполнение работы «Овальное панно» | 2 | |
14 | | Выполнение работы «Овальное панно» | 2 | |
15 | | Плетение в кольце и по кругу. | 2 | |
16 | | Ажурные фоновые узоры. | 2 | |
17 | | Ажурные фоновые узоры. | 2 | |
18 | | Работа с тонким шнуром (плетение аксессуаров) | 2 | |
19 | | Работа с тонким шнуром (плетение аксессуаров) | 2 | |
20 | | Работа с тонким шнуром (плетение аксессуаров) | 2 | |
21 | | Цветочная композиция. | 2 | |
22 | | Плетение панно. | 2 | |
23 | | Плетение панно. | 2 | |
24 | | Панно с карманом. | 2 | |
25 | | Панно с карманом. | 2 | |
26 | | Панно с карманом. Цветочные кашпо | 2 | |
28 | | Цветочные кашпо. | 2 | |
29 | | Сетка из узлов | 2 | |
30 | | Самостоятельная разработка и изготовление поделок на основе собственного замысла. | 2 | |
31 | | Самостоятельная разработка и изготовление поделок на основе собственного замысла. | 2 | |
32 | | Самостоятельная разработка и изготовление поделок на основе собственного замысла. | 2 | |
33 | | Самостоятельная разработка и изготовление поделок на основе собственного замысла. | 2 | |
34 | | Итоговое занятие. Выставка лучших работ | 1 | |
| | | | |