СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Математика без границ"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования). В результате деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями, способами решения проблемы, характерными для современной науки, учатся способам презентации своей работы

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Математика без границ"»

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА СМОЛЕНСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №9» г. Смоленска





Рассмотрено

на заседании педагогического совета

протокол № 1 от 31.8.2021 г.

Утверждаю

И. о. директора

Е. С. Емельянова

Приказ № 117- ОД от 31.08.2021 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



кружка «Математика без границ»

основное общее образование

Филатовой Татьяны Юрьевны

учителя первой квалификационной категории



















2021

Актуальность проекта.

Актуальность проектно - исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального, среднего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Это не случайно. Современный образованный человек должен уметь самостоятельно находить необходимую информацию и использовать ее для решения возникающих проблем. Чем больше информации, тем подчас труднее найти именно то, что тебе нужно. Навыки поиска информации и эффективного использования ее для решения проблем лучше осваиваются в ходе проектно-исследовательской деятельности.

Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реализуется научный метод познания (вне зависимости от области исследования). В результате деятельности учащиеся овладевают новыми знаниями, способами решения проблемы, характерными для современной науки, учатся способам презентации своей работы.

Однако не стоит забывать, что результатом любой проектной деятельности должен быть проект, и он не обязательно должен быть представлен в виде реферата. Проект может быть реализован в любой форме, в том числе, праздник, выставка, викторина, газета и т.д. На уроках и в рамках внеурочной деятельности педагогам следует уходить от традиционных докладов. Больший результат будет иметь собственно найденная и рассказанная информация ребенком, нарисованная иллюстрация к ней, изготовленная геометрическая модель, чем скачанный реферат, распечатанная информация, не нашедшая отклика в ученике.

Особая роль отводится проектно-исследовательской деятельности учащихся по математике. И это не случайно, т.к. «математическое образование является одним из важнейших факторов, формирующих личность человека, его интеллект и творческий потенциал. В любой сфере человеческой деятельности, помимо специальных знаний, зачастую требуются:

- умение логически мыслить, правильно и последовательно выстраивать аргументацию, ясно и отчётливо выражать свои мысли;

- умение критически оценивать созданное ранее, анализировать ситуацию, отделять важное от несущественного, связывать внешне далёкие друг от друга предметы и обстоятельства;

- способность наглядно изображать объекты на бумаге (доске, экране) или представлять их в пространстве».

В последнее время стало очень популярным организовывать конкурсы, конференции исследовательских проектов школьников. Требования к проектам в таких мероприятиях, как правило, определяют требования к оформлению реферата.

Секция «Математика» на таких конференциях одна из самых популярных. В течение нескольких часов идет защита. Ученики добросовестно рассказывают о целях исследования, задачах и этапах своей работы, с воодушевлением рассказывают о решении задачи (проблемы).

Отличие математики от других наук в том, что она фундаментальна, и в математике школьнику очень тяжело сделать «великое» открытие. Вот поэтому все проекты представляют собой хорошо подготовленные рефераты, с обязательной защитой в виде компьютерной презентации.

Как учитель математики, не раз руководивший учениками в таких конкурсах, знаю, как тяжело выбрать актуальную тему для будущего проекта, соответствующего возрасту и уровню математической подготовки ученика, с учетом того, чтобы работа действительно была исследовательской.

В последнее время актуальна проблема плагиата во внешкольном образовании. Но никто не поднимает проблему плагиата среди школьников. В сети Интернет немало сайтов, педагогических сообществ, социальных сетей, где публикуются работы. Этим и пользуются многие. Не редко можно увидеть несколько работ, отличающихся фамилиями, и фоном оформления презентаций. Можно выделить ряд тем, из года в год повторяющихся, и не являющихся актуальными. Эти темы легко могут быть использованы в качестве классных проектов, в рамках предметных недель и т.д.

Социальная значимость образования с помощью математики заключается в повышении средствами математики уровня интеллектуального развития человека для его полноценного функционирования в обществе, обеспечении функциональной грамотности каждого члена общества, что является необходимым условием повышения интеллектуального уровня общества в целом. В контексте образования с помощью математики образовательная область "Математика" выступает именно как предмет общего образования, ведущей целью которого является интеллектуальное воспитание, развитие мышления подрастающего человека, необходимое для свободной и безболезненной адаптации его к условиям жизни в современном обществе.

Личностно ориентированное образование - это не овладение учащимися знаниями, умениями и навыками и подготовка школьников к жизни, а прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Цель его - заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции и другие, необходимые для формирования самобытной личности, способной к продуктивному взаимодействию с людьми, природой, культурой и цивилизации.

Цель проекта:

  • создать условия для самореализации учащихся в области математики через их активное участие в экскурсионной деятельности, практических, исследовательских работах, демонстрации полученных материалов на уроках и внеклассных мероприятиях, формирования универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных).

Задачи проекта:

  • Развитие интереса и удовлетворение потребностей расширения кругозора школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике

  • Развития предметной, общекультурной и социально - значимой компетенции учащихся;

  • Развитие творческой и прикладной сторон мышления, формирование у школьников представления о математике как части общечеловеческой культуры;

  • Овладение учащимися практическими приемами геометрических измерений и построений на местности, навыком восприятия геометрических форм и идей симметрии;

  • Знакомство учащихся с особенностями применения математики для решения научных и прикладных задач с целью понимания принципов устройства и использования современной техники;

  • Формирование навыков сбора и обработки информации;

  • Создание условий для овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности через реализацию проекта «Семейная математика» (расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета);

  • Организация исследовательской деятельности учащихся 7 класса по теме: «Анализ данных»; формирование умений у учащихся представлять информацию в различных формах (в виде столбчатых, линейных, круговых диаграмм, графиков изменения величин) через проведение ролевой игры «Юный статистик»;

  • Организация творческой деятельности учащихся 8 класса по практическому применению знаний по математике при выполнении измерительных работ на местности (школьный двор) и продолжение работы в этом направлении с учащимися 5,6 классов, учащихся 9 классов и включение в исследовательскую деятельность по теме: «Статистика. Дизайн информации».


Сроки и этапы реализации проекта:

В соответствии с основными положениями программно-целевого подхода к управлению Программа рассчитана на 1 год (срок выполнения – 2017-2018 годы). В ходе ее реализации выделены следующие этапы:

I этап — август, 2021-год. В этот период начнется разработка направлений, разделов проекта.

II этап — сентябрь 2021 года - май 2022 года: период реализации программных мер. Внедрение системных инновационных подпроектов. Оценка хода реализации проекта и ее коррекция.

III этап — август 2022 г. – мониторинг эффективности реализации проекта, анализ деятельности.

В проект «Математика без границ» включены мероприятия, направленные на: осуществление образовательного и воспитательного процесса через духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Проект предусматривает внедрение эффективных педагогических технологий и инноваций, что позволит повысить качество школьного образования, поддержку инициатив школьников, педагогов и родителей.

Участники проекта.

В проекте принимают участие ученики с 5 по 9 класс, классные руководители, учителя, родители учащихся школы.

Направление деятельности.

  • Поддержка исследовательской деятельности учащихся.

  • Информатизация учебно-воспитательного процесса.

  • Интеграция учебно-воспитательного процесса.

  • Формирование общей культуры.

  • Социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся.

  • Создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность.

  • Развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование.

  • Сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Содержание деятельности, результат.

Содержание проекта, позволяет учащимся успешно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи в области математики. Проект направлен на отработку теоретических моделей и понятий, приближен к реальным жизненным ситуациям.

  1. Исследование «Симметрия в природе и архитектуре»

Цель: у учащихся 6 класса создать условия для развития пространственного воображения и представления о математике как средстве моделирования явлений и процессов, раскрытия прикладной роли математики.

Подготовительный этап:

  • составление списков учащихся;

  • подготовка оборудования (фотоаппарата).

  • проведение экскурсии.

Результат:

  • оформление альбома с фотографиями;

  • создание мультимедийных слайдов: «Симметрия в природе и архитектуре»



  1. Конспект занятия


    Ролевая игра «Юный статистик».

Цель: организация исследовательской деятельности учащихся 7 класса по теме: «Анализ данных»; формирование умений у учащихся представлять информацию в различных формах (в виде столбчатых, линейных, круговых диаграмм, графиков изменения величин).

Подготовительный этап:

  • сбор информации;

  • составление плана игры;

  • распределение ролей;

  • решение вопроса материального обеспечения игры (призы, грамоты, альбом)

Результат: «Журналисты» проводят опрос на территории школы, заполнят таблицы с результатами опроса общественного мнения.

«Статисты» обработают результаты, выполнят подсчёты.

«Издатели» оформят альбом «Результаты статистического исследования»

  1. Летняя творческая практика учащихся 8 класса.

Цель: организация творческой деятельности учащихся 8 по практическому применению знаний по математике при выполнении работ на местности.

  • «Разбиение земельного участка на клумбы различной формы», - практическая работа на местности с учащимися.

  • «Определение высоты предмета»- измерительная работа на местности. Подготовительный этап:

  • изготовление оборудования (вехи, колышки, бечёвка); инструктаж учащихся.

Результат: фотоальбом с репортажем об этапах практической работы.

  1. «Мы ищем клад» - ролевая игра на территории школьного двора для учащихся 5 класса по теме: «Ориентация на местности. Масштаб» с целью углубления знаний по математике и раскрытия прикладной роли математики в таких науках как география.

Подготовительный этап:

  • методическая работа - консультации с учителями географии по теме: «Ориентирование на местности»;

  • создание сценария игры;

  • инструктаж учащихся по правилам техники безопасности;

Результат игры: альбом с фотографиями.

  1. Проект: «Семейная математика»

Цель: помочь учащимся 9 класса овладеть системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности и научить их проводить расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета.

Подготовительный этап:

  • составление списков учащихся;

  • организация выхода в магазины города для изучения цен;

Проведение проекта:

  • изучение рекламных статей в газетах города;

  • выбор оптимального варианта (цена - качество);

  • расчётно-экспериментальные работы при составлении сметы расходов семейного бюджета.

Результат:

  • оформление альбома с фотографиями;

  • создание сметы расходов семейного бюджета.

Формы проведения мероприятий проекта:

  • ролевые игры,

  • социолого-статистические исследования,

  • практикумы по решению исследовательских задач,

  • эксперименты,

  • измерения на местности,

  • презентация работ, проектов.

Результаты оформляются в виде:

  • таблицы,

  • диаграммы,

  • брошюры с материалами по итогам практики,

  • фотоотчёта.













План мероприятий на 2021-2022 учебного года



Название мероприятия

Сроки проведения

Потребитель

Итоги деятельности

Ответственные

Исследование «Симметрия в природе и архитектуре»

Октябрь-ноябрь

6 класс

Фоторепортаж (оформление фотоальбома).

Формирование ценностного отношения к социальной реальности

Филатова Т. Ю.

Ролевая игра «Юный статистик».


Декабрь-январь

7 класс

«Журналисты» заполнят таблицы

с результатами опроса общественного мнения.

«Статисты» обработают результаты, выполнят подсчёты.

«Издатели» оформят альбом «Результаты статистического исследования» Приобретение школьником социальных знаний, связанных с применением математики в повседневной жизни

Филатова Т. Ю.

Проект:

«Семейная математика»

Февраль-март

9 класс

Оформление альбома с фотографиями. Создание сметы расходов семейного бюджета.

Филатова Т. Ю.

«Мы ищем клад»

март

5 класс

Оформление альбома с фотографиями. Расширение знаний по теме: ««Ориентация на местности. Масштаб». Приобретение школьником социальных знаний, связанных с применением математики в повседневной жизни.

Филатова Т. Ю.

Летняя творческая практика

Апрель-май







8 класс

Оформление альбома с фотографиями;

Получение опыта самостоятельного социального проектировании. 1.«Разбиение земельного участка на клумбы различной формы», 2.«Способ измерения ширины недоступного объекта».

Филатова Т. Ю.






Ожидаемые результаты реализации проекта:

Подготовка школьников к жизни, а прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Создание условий для возможной организации процесса совместного времяпрепровождения, способствующего духовному сближению детей, рождению общих интересов и увлечений. Формирование у учащихся типа мышления, необходимого для каждой личности для полноценного функционирования человека в современном обществе.

1. Приобретение школьником социальных знаний, связанных с применением математики в повседневной жизни

Инициативное участие ребенка в ролевых играх и экскурсионных мероприятиях.

2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности

КТД (коллективно-творческое дело)

3. Получение опыта самостоятельного социального проектировании.

Социальный проект «Будущая профессия учитель», «Семейная математика»


Продукт проекта:

  • Создание презентаций и сметы расходов учащихся по теме: «Семейная математика»»;

  • Создание проектов: «Разбиение земельного участка на клумбы различной формы»»,

  • Создание творческих работ «Значение математики в жизни людей»;

  • Создание фотовыставок и выставок рисунков ««Симметрия в природе и архитектуре»

Руководство, методическое обеспечение и контроль за реализацией проекта осуществляет руководитель методического объединения Емельянова Е. С.