ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ШКОЛА № 93 ПУШКИНСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА
Решением педагогического совета Приказом №___
Протокол №___ от «___» _______20__г.
от «___» __________20__г. Директор ГБОУ школы № 93
_______________Яшина Т.В.
Рабочая программа кружка «МИНИ-ФУТБОЛ»
Возраст учащихся: 08-11 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик: Тележкина А.Ю.,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2018
Задачи программы «Мини-футбол»
Обучающие:
ознакомление с методикой самостоятельных занятий спортом;
получение знаний по теории и практике мини-футбола;
получение знаний по правилам игры.
Развивающие:
развитие логического мышления, умения ориентироваться в проблемных ситуациях;
развивать умение работать и контролировать самостоятельно свои занятия
развивать специальные двигательные навыки и психологические качества ребенка.
Воспитательные:
формировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные задачи, воспитывать культуру поведения;
прививать любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и спортом;
пропагандировать здоровый образ жизни, привлекая семьи учащихся к проведению спортивных мероприятий и праздников.
расширять спортивный кругозор детей.
воспитание спортсменов - патриотов своей школы, своего города, своей страны.
Планируемые результаты:
Должны знать:
правил игры в футбол и их применение;
методику самостоятельных занятий спортом.
правила личной гигиены и самоконтроля физического состояния.
Должны уметь:
контролировать свое физическое состояние;
управлять своими эмоциями;
понимать игровую ситуацию на футбольном поле;
уметь владеть техникой передвижения, остановок и поворотов, а так же техникой ударов по воротам и простейших финтов.
Календарно – тематическое планирование
№ пп | Планируемая дата | Дата проведения занятия | Раздел/тема занятия | Кол-во часов | Примечание |
1 | 03.09 | | Формирование групп. | 45 мин | В ходе прохождения программы возможны замены тем занятий и их временные параметры. |
2 | 06.09 | | Формирование групп. | 45 мин |
3 | 10.09 | | Вводный инструктаж. Правила техники безопасности нахождения и занятия в зале, правила поведения на занятиях, работы со спортинвентарем. | 45 мин |
4 | 13.09 | | Вводное занятие. Ознакомление обучающихся с планом занятий, пояснение основных понятий комплекса упражнений. | 45 мин |
5 | 17.09 | | Физподготовка. Бег, прыжки по лестицам, футбол, изучение упражнения «контроль мяча». | 45 мин |
6 | 20.09 | | Физподготовка. Прыжки через барьер 2 серии через круг легкого бега, футбол. | 45 мин |
7 | 24.09 | | Физподготовка. Бег с изменением направления, «квадрат», футбол. | 45 мин |
8 | 27.09 | | Физподготовка. Челночный бег, прыжки через барьер, футбол. | 45 мин |
9 | 01.10 | | Физподготовка. Рывки по диагоналям 3 раза, футбол, «контроль мяча». | 45 мин |
10 | 04.10 | | Физподготовка. Челночный бег + удары по воротам, футбол. | 45 мин |
11 | 08.10 | | Отработка техники передвижения и владения мячом: остановка, прием мяча. | 45 мин |
12 | 11.10 | | Передвижение спиной вперед, повороты, удары по мячу внутренней частью стопы, ведение мяча по кругу. | 45 мин |
13 | 15.10 | | Остановка катящегося мяча внутренней стороной стопы и подошвой. Бег в сочетании с ходьбой. | 45 мин |
14 | 18.10 | | Товарищеская игра. | 45 мин |
15 | 22.10 | | Обучение ударом по неподвижному мячу, чеканка мяча. | 45 мин |
16 | 25.10 | | Подтягивание, приседание, пресс, длительный бег, игра в вышибалы. | 45 мин |
17 | 29.10 | | Отработка ударов по мячу из различных положений, комбинации ударов. | 45 мин |
18 | 01.11 | | Упражнение «квадрат». Двусторонняя учебная игра. | 45 мин |
19 | 08.11 | | Общеразвивающие упражнения с набивным мячом, игра в гандбол. | 45 мин |
20 | 12.11 | | Товарищеская игра. | 45 мин |
21 | 15.11 | | Общеразвивающие упражнения в парах, подтягивания. | 45 мин |
22 | 19.11 | | Эстафета на закрепление и совершенствование технических приемов. | 45 мин |
23 | 22.11 | | Развитие скоростных и скоростно-силовых способностей, прыжки. | 45 мин |
24 | 26.11 | | Ведение мяча до центра с последующим ударом по воротам, изучение новых технических приемов. | 45 мин |
25 | 29.11 | | Обводка с помощью обманных движений, отработка изученных ударов. | 45 мин |
26 | 03.12 | | Товарищеская игра. | 45 мин |
27 | 06.12 | | Игры на закрепление тактических действий, силовые упражнения. | 45 мин |
28 | 10.12 | | Ведение мяча с активным сопротивлением защитников, удар по неподвижному мячу внутренней стороной стопы. | 45 мин |
29 | 13.12 | | Изучение индивидуальных тактических действий в защите. Двусторонняя учебная игра. | 45 мин |
30 | 17.12 | | Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. | 45 мин |
31 | 20.12 | | Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направления. | 45 мин |
32 | 24.12 | | Изучение позиционного нападения: без изменений позиций игроков + удар с сопротивлением. | 45 мин |
33 | 27.12 | | Общеразвивающие упражнения по методу круговой тренировки. | 45 мин |
34 | 14.01 | | Полоса препятствий, удары-по неподвижному мячу, мяч стоит на месте, змейка + удар. | 45 мин |
35 | 17.01 | | Отработка передач в движении, передача мяча на ход. | 45 мин |
36 | 21.01 | | Отбор мяча толчком плеча в плечо. Двусторонняя учебная игра. | 45 мин |
37 | 24.01 | | Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. | 45 мин |
38 | 28.01 | | Развитие гибкости, старты из различных положений, подтягивания. Тренировка выносливости, изменение направления движений по сигналу. | 45 мин |
39 | 31.01 | | Отработка тактики свободного нападения, ударов из различных положений. | 45 мин |
40 | 04.02 | | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений, применение их в игре. | 45 мин |
41 | 07.02 | | Игры на развитие ориентации и мышления. Чеканка мяча через стойку. | 45 мин |
42 | 11.02 | | Ввод мяча вратаря ударом ногой. Двусторонняя учебная игра. | 45 мин |
43 | 14.02 | | Эстафеты на закрепление и совершенствование технических приемов | 45 мин |
44 | 18.02 | | Товарищеская игра. | 45 мин |
45 | 21.02 | | Вратарь: ловля катящегося мяча. Удары по воротам из стандартных положений, по катящемуся мячу. | 45 мин |
46 | 25.02 | | Отбор мяча перехватом, тактика игры 2 против 1. | 45 мин |
47 | 28.02 | | Изучение технических приемов, прием мяча грудью. Двусторонняя учебная игра. | 45 мин |
48 | 04.03 | | Остановка мяча различными частями тела: бедром, грудью, животом. Двусторонняя учебная игра. | 45 мин |
49 | 07.03 | | Комбинации из освоенных элементов техники передвижений + эстафета. | 45 мин |
50 | 11.03 | | Товарищеская игра. | 45 мин |
51 | 14.03 | | Обучение финтам, салки вокруг столба, бег в квадрате. | 45 мин |
52 | 18.03 | | Эстафета на закрепление изученных финтов, двусторонняя учебная игра. | 45 мин |
53 | 21.03 | | Скоростные упражнения + удары по мячу из различных положений. | 45 мин |
54 | 25.03 | | Изучение техники игры вратаря. | 45 мин |
55 | 28.03 | | Отбор мяча перехватом в движение, бег с препятствиями. | 45 мин |
56 | 01.04 | | Ввод мяча вратарем рукой, чеканка мяча, квадрат. | 45 мин |
57 | 04.04 | | Товарищеская игра. | 45 мин |
58 | 08.04 | | Тактическая подготовка, перебежки, треугольник, три колонны. | 45 мин |
59 | 11.04 | | Эстафета дриблеров, двусторонняя учебная игра. | 45 мин |
60 | 15.04 | | Игра на опережение, старты из различных положений. | 45 мин |
61 | 18.04 | | Общеразвивающие упражнения без предметов, силовая подготовка. | 45 мин |
62 | 22.04 | | Футбол без ворот. Тренировка меткости. | 45 мин |
63 | 25.04 | | Игры, развивающие физические способности. Бег с остановками и изменением направления. | 45 мин |
64 | 29.04 | | Развитие координационных способностей. Ведение + удар по воротам, квадрат. Двусторонняя игра. | 45 мин |
65 | 06.05 | | Товарищеская игра. | 45 мин |
66 | 13.05 | | Изучение финтов, применение при сопротивлении защитника. | 45 мин |
67 | 16.05 | | Удары – с разбега, с места, с подачи партнера, с одного шага. | 45 мин |
68 | 20.05 | | Общеразвивающие упражнения без предметов, силовая подготовка. | 45 мин |
69 | 23.05 | | Футбол без ворот. Тренировка меткости. Товарищеская игра. | 45 мин | |
Содержание обучения
Тема 1. Введение.
История создания и развития мини-футбола за рубежом и в России.
Теория: Техника безопасности. Общие требования безопасности перед началом занятий, во время занятий, в аварийных ситуациях, по окончанию занятий, возвращению домой после тренировки, правила проведении соревнований.
Мини-футбол в зале — командный вид спорта из семейства футбола. Играется в закрытых помещениях на твёрдом ровном полу специальным мячом. Цель игры: забить мяч в ворота соперника. История мини-футбола за рубежом и в России.
Влияние физических упражнений на организм занимающихся.
Повышение способности организма к переносимости длительности и интенсивности нагрузок. Цели и задачи комплекса ГТО требования и нормы физкультурного комплекса.
Тема 2. Спортивный травматизм и его предупреждение.
Теория: Правила пользования спортивным инвентарем, оборудованием, одеждой и обувью. Расположение группы и отдельных учащихся во время занятий. Дисциплина. Травмы и их предупреждение.
Тема 3. Основы техники и тактики игры.
Теория: Ведение мяча. Стойка спортсмена, основные положения при подготовке и выполнении основных приемов игры. Техника перемещений и их виды. Основные тактические варианты игры.
Практические занятия. Тренировка ударов и передача мяча. Техника ведения мяча различными способами. Техника передачи мяча различными способами. Сочетание приема и удара по мячу в движении. Имитация ударов. Имитация перемещений. Игра в численном меньшинстве и большинстве. Сдача контрольных норм.
Тема 4. Методика обучения.
Практические занятия. Методы тренировки ударов нижних подач, тренировка сочетаний ударов, применение имитаций в тренировке. Навыки контроля своей подготовки.
Тема 5. Оборудование инвентарь и уход за ним.
Практические занятия. Правила бережного ухода за инвентарем, профилактический ремонт спортивного инвентаря.
Тема 6. Психологическая подготовка.
Практические занятия. Воспитание волевых качеств, целенаправленности, настойчивости, трудолюбия. Самоконтроль своего поведения в соревнованиях.
Тема 7. Правила игры, соревнования, их организация и проведение.
Теория: Изучение основных правил игры, ведения счета, круговая система соревнований.
Тема 8. Общая и специальная физическая подготовка.
Теория: СФП – целенаправленное развитие организма для достижения спортивных результатов в настольном теннисе. Роль имитации в тренировке мышц рук, корпуса и ног. Практические занятия Передачи мяча и удары по воротам. Удары в продолжении 10 минут. Имитация перемещений. Игра в численном меньшинстве и большинстве.
Тема 9. Контроль подготовленности занимающихся.
Контроль осуществляется в соответствии с нормами.
Тема 10. Судейская практика.
С первого соревнования сами занимающиеся должны участвовать в судействе (счет очков игры).
Контрольные упражнения и нормативы.
Проводятся согласно календарному плану мероприятий.
Оценочные и методические материалы
Методическое обеспечение программы
№ | Тема программы | Форма организации и проведения занятия | Методы и приёмы организации учебно-воспитательного процесса | Дидактический материал, техническое оснащение занятий | Вид и форма контроля, форма предъявления результата |
1 | Введение. История создания и развития мини-футбола за рубежом и в России. Влияние физических упражнений на организм занимающихся | Групповая форма. | Словесный, объяснение, рассказ, беседа. | Специальная литература, справочные материалы, картинки, плакаты. | Опрос |
2 | Спортивный травматизм и его предупреждение | Групповая форма. | Словесный, наглядный показ. | Специальная литература, таблицы, схемы, карточки. | Доклад |
3 | Основы техники и тактики игры | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая, в парах | Словесный, объяснение нового материала, рассказ. | Литература, схемы, справочные материалы, карточки, плакаты, мячи. | Контрольные упражнения |
4 | Методика обучения | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, в парах. | Словесный, объяснение, беседа, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом, учебные игры. | Методические книги, специальная литература. | Практическая работа |
5 | Оборудование инвентарь и уход за ним | Коллективно-групповая. | Практические занятия, беседа. | Литература, видео. | Практическая работа |
6 | Психологическая подготовка | Индивидуальная, групповая. | Словесный, объяснение нового материала, беседа, демонстрация упражнений. | Специальная литература, таблицы, схемы. | Практическая работа |
7 | Правила игры, соревнования, их организация и проведение | Групповая. | Словесный, объяснение, беседа, практические занятия. | Специальная литература, картинки. | Тест |
8 | Общая и специальная физическая подготовка | Индивидуальная, групповая, подгрупповая, фронтальная, коллективно-групповая. | Словесный, объяснение, практические занятия, упражнения в парах, тренировки, наглядный показ педагогом. | Специальная литература, справочные материалы. | Выполнение упражнений. Соревновательная деятельность |
9 | Контроль подготовленности занимающихся. | Индивидуальная, групповая. | Словесный, объяснение, практические занятия, специальные упражнения. | Специальная литература, справочные материалы. | Соревнования |
10 | Судейская практика | Групповая, подгрупповая, коллективно-групповая. | Словесный, объяснение, практические занятия, учебные игры. | Специальная литература, карточки. | Выполнение упражнений. соревновательная деятельность |
Способом проверки результата обучения являются повседневное систематическое наблюдение за учащимися и собеседование. Это позволяет определить степень самостоятельности учащихся и их интереса к занятиям, уровень культуры и мастерства. Используются методы анкетирования, опроса, тестирования, анализа полученных данных.
Способы оценивания результатов:
- повседневное систематическое наблюдение;
- участие в спортивных праздниках, конкурсах;
- участие в товарищеских встречах и соревнованиях.
Формы подведения итогов:
- спортивные праздники, конкурсы;
- матчевые встречи, товарищеские игры с командами аналогичного возраста;
- соревнования школьного, районного и городского масштабов
Список литературы
«МИНИ-ФУТБОЛ. ПОДГОТОВКА ФУТБОЛИСТОВ В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ И ЛЮБИТЕЛЬСКИХ КОМАНДАХ». Методическое пособие. (Авторы: С.Н. Анреев, В.С. Левин.) Издательство: «ГУ «РОГ», Липецк, 2004. 496 с.
«МИНИ-ФУТБОЛ В ШКОЛЕ» (авторы – С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев). Издательство: «Советский спорт», 2006, 224 с.
«МИНИ-ФУТБОЛ – ИГРА ДЛЯ ВСЕХ». (Авторы: В.Л. Мутко, С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев). Учебно – методическое пособие. Издательство: «Советский спорт», 2007 год, 264 с.
«ПРОГРАММА ПО МИНИ-ФУТБОЛУ (ФУТЗАЛУ) ДЛЯ ДЮСШ И СДЮШОР».(Авторы: С.Н. Андреев, Э.Г. Алиев, В.С. Левин, К.В. Ерёменко). Издательство: «Советский спорт», 2008 год, 96 с.
«МИНИ-ФУТБОЛ (МНОГОЛЕТНЯЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ УТБОЛИСТОВ В СПОРТИВНЫХ ШКОЛАХ)» - МОНОГРАФИЯ. (Авторы: С.Н. Андреев, В.С. Левин, Э.Г. Алиев).Издательство: «Советский спорт», 2008 год. 304 с.