Принята МО классных руководителей Протокол №________ рук. МО Е.М. Попкова « » августа 2020 г. | Согласована зам. директора по УВР Е.А Полетаева « » августа 2020 г. | Утверждаю Руководитель ОУ Е.М. Палей « » августа 2020 г. Приказ №___ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение-
Ордынского района Новосибирской области
Ордынская средняя общеобразовательная школа №2
Рабочая программа внеурочной деятельности
кружка «Народные игры»
(наименование учебного предмета / курса)
Срок освоения 4 года
(1-4 класс)
Количество учебных часов: 135
Направления: художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное
Автор – составитель рабочей программы кружка: Поповцева Вера Николаевна
учитель начальных классов
Программа разработана на основе рекомендаций и требований к результатам
внеурочной деятельности
р.п. Ордынское
2020 г.
Пояснительная записка с целями и задачами
Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие творчества, воображения, внимания, воспитания инициативности, самостоятельности действий, выработку умения выполнять правила общественного порядка.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в пространстве и во времени, перестроению двигательных действий, скоростных и скоростно-силовых способностей).
В этом возрасте закладываются основы игровой деятельности, направленные на совершенствование, прежде всего естественных движений (ходьба, бег, прыжки, метание), элементарных игровых умений (ловля мяча, передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия (выбор места, взаимодействие с партнером, командой, соперником), необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и старших классах.
Цель программы:
приобщение учащихся к народным традициям, обычаям, играм.
формирование устойчивого, заинтересованного, уважительного отношения к культуре родной страны и культуре других стран;
содействие укреплению и сохранению здоровья младших школьников;
создание эмоционально положительной основы для развития патриотических чувств: любви и преданности к Родине.
Задачи программы:
расширять представления учащихся о культуре русского народа и народов России;
дать детям представление о народных играх;
познакомить учащихся с народными традициями, обычаями;
формировать у детей интерес к истории и народному творчеству;
развивать эстетическое и нравственное восприятие мира; прививать интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой деятельности;
воспитывать культуру общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной игровой и соревновательной деятельности;
способствовать функциональному развитию организма школьника, развитию его всех физических качеств.
На кружок «Народные игры» выделено 1час
1-й год обучения – 33 часа в год
2-й год обучения – 34 часов в год
3-й год обучения – 34 часов в год
4-й год обучения – 34 часов в год
В результате обучений ученики должны познакомиться со многими играми, что позволит воспитать у них интерес к игровой деятельности.
Личностными результатами в работе кружка «Народные игры» у учащихся будут следующие:
Учащиеся смогут:
1. самостоятельно подбирать и проводить игры с товарищами в свободное время;
2. активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
3. проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
4. проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Учащиеся смогут научиться:
организовывать собственную деятельность, с учетом требований ее безопасности, выбирать и использовать средства для достижения ее цели;
работать по предложенному педагогом плану;
проговаривать последовательность действий на занятии;
отличать верно выполненное задание от неверного;
совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
оценивать результаты своей работы;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей.
Познавательные УУД:
Учащиеся научатся:
добывать новые знания;
находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
преобразовывать информацию из одной формы в другую;
предлагать свои правила игры на основе знакомых игр;
устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
Учащиеся научатся:
формировать умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
формировать умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми;
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Содержание программы внеурочной деятельности кружка «Народные игры» с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности:
Народная игра – естественный спутник жизни, ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные игры являются одним из традиционных средств педагогики. Испокон веков в играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку находчивость, волю, стремление к победе.
Народные игры являются частью патриотического, эстетического и физического воспитания детей. У них формируются устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаются эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви к Родине; ее культуре и наследию.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны детям.
Формы проведения занятий:
рассказ
беседа
практическое занятие
игровое занятие
игра-путешествие
праздник
Формы учета достижений учащихся: активность участия в праздниках, играх.
3. Тематическое планирование
1 год обучения
№ занятия | Наименование разделов, тем | Всего часов | Форма проведения занятий |
1 | Вводное занятие. Русские народные игры. Какие бывают игры. Правила игр. Как выбирают вожака, что такое жребий. | 1 | Рассказ |
2 | Правила игр. Как выбирают вожака, водящего. Назначение считалки. Что такое жребий. | 1 | Беседа |
3 | Разучивание считалок . «Ехал мужик по дороге» «Шел баран по крутым горам» «Заяц белый, куда бегал?» | 1 | Практическое занятие |
4 | Разучивание игры «Кошка-мышка» | 1 | Практическое занятие |
5 | Ознакомление с особенностями русских народных игр. Проведение и разучивание игры: «Гуси – гуси» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
6 | Совершенствование разученной русской народной игры «Гуси – гуси» | 1 | Практическое занятие |
7 | Разучивание и проведение русской народной игры «У медведя во бору» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
8 | Совершенствование разученной русской народной игры «У медведя во бору» | 1 | Практическое занятие |
9 | Закрепление разученных русских народных игр. | 1 | Практическое занятие |
10 | Разучивание и проведение русской народной игры «Филин и пташки» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
11 | Совершенствование разученной русской народной игры «Филин и пташки» | 1 | Практическое занятие |
12 | Разучивание и проведение русской народной игры «Игровая» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
13 | Совершенствование разученной русской народной игры «Игровая» | 1 | Практическое занятие |
14 | Закрепление разученных русских народных игр. | 1 | Практическое занятие |
15 | Разучивание и проведение русской народной игры «Колпачок и палочка» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
16 | Совершенствование разученной русской народной игры «Колпачок и палочка» | 1 | Практическое занятие |
17 | Разучивание и проведение русской народной игры «Ручеёк» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
18 | Совершенствование разученной русской народной игры «Ручеёк» | 1 | Практическое занятие |
19 | Закрепление разученных русских народных игр. | 1 | Практическое занятие |
20 | Разучивание и проведение русской народной игры «Третий лишний» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
21 | Совершенствование разученной русской народной игры «Третий лишний» | 1 | Практическое занятие |
22 | Разучивание и проведение русской народной игры «Волк во рву» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
23 | Совершенствование разученной русской народной игры «Волк во рву» | 1 | Практическое занятие |
24 | Закрепление разученных русских народных игр. | 1 | Практическое занятие |
25 | Разучивание и проведение русской народной игры «Птицелов» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
26 | Совершенствование разученной русской народной игры «Птицелов» | 1 | Практическое занятие |
27 | Разучивание и проведение русской народной игры «Горелки» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
28 | Совершенствование разученной русской народной игры «Горелки» | 1 | Практическое занятие |
29 | Закрепление разученных русских народных игр | 1 | Практическое занятие |
30 | Разучивание и проведение русской народной игры «Дедушко - медведушко» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
31 | Совершенствование разученной русской народной игры «Дедушко - медведушко» | 1 | Практическое занятие |
32 | Закрепление разученных русских народных игр. | 1 | Практическое занятие |
33 | Игра-путешествие «В народную мудрость» | 1 | Игра-путешествие |
| Итого | 33 | |
2 год обучения
№п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Форма проведения занятий |
1 | Вспоминаем и играем в разученные игры | 1 | практическое занятие |
2 | Разучивание и проведение русской народной игры «Салка на одной ноге» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
3 | Совершенствование разученной русской народной игры «Салка на одной ноге» | 1 | практическое занятие |
4 | Разучивание и проведение мордовской народной игры «Раю – раю» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
5 | Совершенствование разученной мордовской народной игры: «Раю – раю». | 1 | Рассказ, практическое занятие |
6 | Закрепление разученных народных игр | 1 | практическое занятие |
7 | Разучивание и проведение татарской народной игры: «Угадай и догони» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
8 | Совершенствование разученной татарской народной игры «Угадай и догони» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
9 | Разучивание и проведение русской народной игры «Змейка» . | 1 | Рассказ, практическое занятие |
10 | Совершенствование разученной русской народной игры «Змейка» | 1 | практическое занятие |
11 | Закрепление разученных народных игр | 1 | практическое занятие |
12 | Разучивание и проведение русской народной игры «Цепи кованы» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
13 | Совершенствование разученной русской народной игры «Цепи кованы» | 1 | практическое занятие |
14 | Разучивание и проведение белорусской народной игры «Охотники и утки» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
15 | Совершенствование разученной белорусской народной игры «Охотники и утки» | 1 | практическое занятие |
16 | Закрепление разученных народных игр | 1 | практическое занятие |
17 | Разучивание и проведение белорусской народной игры «Посадка картошки» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
18 | Совершенствование разученной белорусской народной игры «Посадка картошки» | 1 | практическое занятие |
19 | Разучивание и проведение латышской народной игры «Птица без гнезда» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
20 | Совершенствование разученной латышской народной игры «Птица без гнезда» | 1 | практическое занятие |
21 | Закрепление разученных народных игр | 1 | практическое занятие |
22 | Разучивание и проведение азербайджанской народной игры «Вытащи платок» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
23 | Совершенствование разученной азербайджанской народной игры «Вытащи платок». | 1 | практическое занятие |
24 | Разучивание и проведение украинской народной игры «Перепёлочка» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
25 | Совершенствование разученной украинской народной игры «Перепёлочка» | 1 | практическое занятие |
26 | Закрепление разученных народных игр | 1 | практическое занятие |
27 | Разучивание и проведение башкирской народной игры «Палка- кидалка» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
28 | Совершенствование разученной башкирской народной игры «Палка -кидалка» | 1 | практическое занятие |
29 | Разучивание и проведение бурятской народной игры «Иголка, нитка, узелок» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
30 | Совершенствование разученныой бурятской народной игры «Иголка, нитка, узелок» | 1 | практическое занятие |
31 | Закрепление разученных народных игр | 1 | практическое занятие |
32 | Разучивание и проведение якутской народной игры «Соколиный бой» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
33 | Совершенствование разученной якутской народной игры «Соколиный бой». | 1 | практическое занятие |
34 | Фольклорный праздник «Ваша детская игра завтра станет былью» | 1 | Праздник, игровое занятие |
| Итого | 34 | |
3 год обучения
№п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Форма проведения занятий |
1 | Вспоминаем и играем в разученные игры | 1 | Беседа, практическое занятие |
2 | Разучивание и проведение дагестанской народной игры «Слепой медведь» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
3 | Совершенствование разученной дагестанской народной игры «Слепой медведь» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
4 | Разучивание и проведение осетинской народной игры «Метание с плеча» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
5 | Совершенствование разученной осетинской народной игры «Метание с плеча» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
6 | Закрепление разученных народных игр | 1 | практическое занятие |
7 | Разучивание и проведение чувашской народной игры «Хищник в море» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
8 | Совершенствование разученной чувашской народной игры «Хищник в море» | 1 | практическое занятие |
9 | Разучивание и проведение игр народов Сибири и Дальнего Востока «Смелые ребята», «Отбивка оленей» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
10 | Совершенствование разученных игр народов Сибири и Дальнего Востока: «Смелые ребята», «Отбивка оленей» | 1 | практическое занятие |
11 | Закрепление разученных народных игр | 1 | практическое занятие |
12 | Разучивание и проведение белорусской народной игры: «Хлоп, хлоп, убегай!». | 1 | Рассказ, практическое занятие |
13 | Совершенствование разученной белорусской народной игры: «Хлоп, хлоп, убегай!». | 1 | практическое занятие |
14 | Разучивание и проведение белорусской народной игры «Жмурки» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
15 | Совершенствование разученной белорусской народной игры «Жмурки» | 1 | практическое занятие |
16 | Закрепление разученных народных игр | 1 | практическое занятие |
17 | Разучивание и проведение узбекистанской народной игры «Оксак – карга» | 1 | практическое занятие |
18 | Совершенствование разученной узбекистанской народной игрой «Оксак – карга» | 1 | практическое занятие |
19 | Разучивание и проведение туркменской народной игры «Ягульга – таусмак» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
20 | Совершенствование разученной туркменской народной игры «Ягульга – таусмак». | 1 | практическое занятие |
21 | Закрепление разученных народных игр | 1 | практическое занятие |
22 | Разучивание и проведение армянской народной игры «Статуя» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
23 | Совершенствование разученной армянской народной игры «Статуя» | 1 | практическое занятие |
24 | Разучивание и проведение украинской народной игры «Хромая уточка». | 1 | Рассказ, практическое занятие |
25 | Совершенствование разученной украинской народной игры «Хромая уточка» | 1 | практическое занятие |
26 | Закрепление разученных народных игр | 1 | |
27 | Разучивание и проведение украинской народной игры «Командные прятки», | 1 | практическое занятие |
28 | Совершенствование разученных украинских игр: «Командные прятки», «Кватч». | 1 | Рассказ, практическое занятие |
29 | Разучивание и проведение русской народной игры «Палочка – выручалочка» | 1 | практическое занятие |
30 | Совершенствование разученной русской народной игры «Палочка – выручалочка» | 1 | практическое занятие |
31 | Закрепление разученных народных игр | 1 | Практическое занятие |
32 | Разучивание и проведение татарской народной игры "Займи место" | 1 | Рассказ, практическое занятие |
33 | Совершенствование разученной татарской народной игры «Займи место» | 1 | практическое занятие |
34 | Фольклорный праздник «Ярмарка народных игр» | 1 | Праздник, игровое занятие |
| Итого | 34 | |
4 год обучения
№п/п | Наименование разделов, тем | Всего часов | Форма проведения занятий |
1 | Вспоминаем самые любимые народные игры | 1 | Беседа, практическое занятие |
2 | Разучивание и проведение русской народной игры «Фанты» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
3 | Совершенствование разученной русской народной игры «Фанты» | 1 | практическое занятие |
4 | Разучивание и проведение русской народной игры «Пятнашки» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
5 | Совершенствование разученной русской народной игры «Пятнашки» | 1 | практическое занятие |
6 | Закрепление разученных народных игр | 1 | практическое занятие |
7 | Разучивание и проведение русской народной игры «Пчёлки и ласточка» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
8 | Совершенствование разученной русской народной игры «Пчёлки и ласточка» | 1 | практическое занятие |
9 | Разучивание и проведение русской народной игры «Ястреб и утки» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
10 | Совершенствование разученной русской народной игры «Ястреб и утки» | 1 | практическое занятие |
11 | Закрепление разученных народных игр | 1 | практическое занятие |
12 | Разучивание и проведение русской народной игры "Иванка" | 1 | практическое занятие |
13 | Совершенствование разученной русской народной игры «Иванка» | 1 | практическое занятие |
14 | Разучивание и проведение русской народной игры «Мороз» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
15 | Совершенствование разученной русской народной игры «Мороз» | 1 | практическое занятие |
16 | Закрепление разученных народных игр | 1 | практическое занятие |
17 | Разучивание и проведение якутской народной игры «Один лишний» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
18 | Совершенствование разученной якутской народной игры «Один лишний» | 1 | практическое занятие |
19 | Разучивание и проведение игры народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер, мороз» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
20 | Совершенствование разученной игры народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер, мороз» | 1 | практическое занятие |
21 | Закрепление разученных народных игр | 1 | практическое занятие |
22 | Разучивание и проведение украинской народной игры «Колдун" | 1 | Рассказ, практическое занятие |
23 | Совершенствование разученной украинской народной игры «Колдун» | 1 | практическое занятие |
24 | Разучивание и проведение белорусской народной игры «Прела – горела» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
25 | Совершенствование разученной белорусской народной игры «Прела – горела» | 1 | практическое занятие |
26 | Закрепление разученных народных игр | 1 | практическое занятие |
27 | Разучивание и проведение латышской народной игры «Птица без гнезда» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
28 | Совершенствование разученной латышской народной игры «Птица без гнезда» | 1 | практическое занятие |
29 | Разучивание и проведение дагестанской народной игры « Бег к реке» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
30 | Совершенствование разученной дагестанской народной игры « Бег к реке» | 1 | практическое занятие |
31 | Разучивание и проведение дагестанской народной игры «Выбей из круга» | 1 | Рассказ, практическое занятие |
32 | Совершенствование разученной дагестанской народной игры «Выбей из круга» | 1 | практическое занятие |
33 | Закрепление разученных народных игр | 1 | практическое занятие |
34 | Праздник «Мир подвижных игр». | 1 | Праздник, практическое занятие |
| Итого | 34 | |
Методическое обеспечение:
1. Богданов, Г.П. Система внеурочных занятий со школьниками оздоровительной физической культурой, спортом и туризмом / Г.П. Богданов, О.У. Устенов – М., 2016.
2. Горский, В.А. «Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное основное образование» под редакцией В.А. Горского, -2-е изд. – М., Просвещение 2017
3. Кенеман, А.В. Детские подвижные игры народов СССР / А.В. Кинеман - М.: Просвещение, 1988г.
4. Литвинова, М.Ф. «Русские народные подвижные игры». Под редакцией Руссковой,
Л.В. М., Просвещение. 2016г.
5. Патрикеев, А.Ю. «Подвижные игры» 1-4 классы. Учебно-методическое пособие. М., ВАКО. 2017г.
4. Лист прохождения программы
Учебный год | Класс | Программа пройдена | Роспись педагога |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |