Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с Черный Яр»
Астраханской области
Рассмотрено: «Согласовано» Утверждено:
на заседании МО зам директора по ВР решением педсовета
классных руководителей _________/Малова В. И./ протокол № _____
протокол № ____от _________ «____» _________ 2017 г Директор МБОУ «СОШ»
________/Крахмалева Т. В./
___________/Малова В И./
Рабочая программа кружка
«Наши традиции» - традиции казачества
(социальное направление)
Программа разработана на основе программы дополнительного образования детей по фольклору и декоративно-прикладному искусству Кубанского казачества/ Кубанское казачье войско, Департамент по делам казачества администрации Краснодарского края, Краснодар, краевой ин-т дополнительного проф. Пед. Образования. – Краснодар: Традиция, 2007
Возраст детей: 12 – 14 лет
Продолжительность обучения: 2 года
Программу составил:
классный руководитель 7 «Б» класса
МБОУ «СОШ с Черный Яр»
Морунова Л.А.
с. Черный Яр, 2017-2018 уч. Г
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с Черный Яр»
Астраханской области
Рассмотрено: «Согласовано» Утверждено:
на заседании МО зам директора по ВР решением педсовета
классных руководителей _________/Малова В. И./ протокол № _____
протокол № ____от _________ «____» _________ 2017 г Директор МБОУ «СОШ»
________/Крахмалева Т. В./
___________/Малова В И./
Календарно – тематическое
планирование внеурочной деятельности
«Наши традиции» - традиция казачества
7 «Б» класс (1-ый год обучения)
Классный руководитель Морунова Л.А.
Количество часов – 35 часов, в неделю 1 час
с Черный Яр, 2017 – 2018 уч. Г.
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.
Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Его важнейшая составляющая – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки…, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п.
Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Астраханской области основой образования и воспитания детей должен стать фольклор казачьего войска области – уникальной субэтнической общности, складывающейся на территории Южно –Федерального округа в течение двух с лишним веков.
Данная образовательная программа, включает в своё содержание весь спектр традиционной астраханской культуры. Она разработана на основе крупнейших в области коллекций архивных и полевых фольклорно-этнографических материалов.
Цель программы – создание представления о праздниках, обрядах и обычаях казачества родного края у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.
Задачи, решаемые программой:
Сформировать у школьников представление о социальной структуре и основных видах деятельности Астраханского (Черноярского) казачества как носителя фольклора и традиционной культуры;
Познакомить их с праздниками , обычаями и обрядами;
Составить представление о ценностных основах традиционной культуры, её знаково-символических проявлениях;
Развивать творческие способности детей;
Формировать у них интерес к научно-исследовательской работе.
Формы работы:
Занятие – встреча;
Занятие – заочная экскурсия;
Занятие – гостиная;
Занятие – экспедиция;
Занятие – ученическая конференция;
Занятие – творческий портрет;
Занятие – праздник.
В результате реализации программы планируется формирование у учащихся представлений о фольклоре и традиционной культуре Черноярского казачества, как одного из направлений Астраханских казаков а также возможность практического участия в жизни казачества Черноярского района.
Планируемые результаты:
обучающиеся приобретают знания по культуре казачества родного края;
повысят интерес к истории родного края и к истории зарождения казачества;
активизируется у учащихся познавательная деятельность;
прививается интерес к фольклору родного края.
В итоге обучения учащиеся должны знать:
что такое народное творчество казачьих станиц: загадки, прибаутки, пословицы, потешки;
Историю возникновения казачьей станицы родного края;
Традиции и обряды казаков;
Особенности одежды – казачьего костюма
Отличие народной песни от авторской.
Учащиеся должны уметь:
Проводить русские игры – игры казаков;
Изображать элементы казачьего костюма;
Отличать пословицы и поговорки;
Исполнять казачьи песни
Учебно – тематический план (1 год обучения)
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов |
Примерная или авторская программа |
1 | Астраханское казачество и его культура. | 2 |
2 | Календарный праздник глазами детей | 17 |
3 | Молодёжь в традиционной культуре казаков. | 3 |
4 | Обряды жизненного круга. | 8 |
5 | Зрелость и старость. Старики казачества. | 3 |
6 | Итоговое занятие. Экскурсия | 2 |
| Итого | 35 |
Календарно - тематическое планирование (1 –й год обучения)
№ п/п | Разделы программы, темы уроков | кол час | Дата план | ИКТ
|
1 | Астраханское казачество и его культура | 1 | | Видео |
2 | Молодёжь в традиционной культуре казаков. | 3 | | |
| Молодёжные вечеринки. | 1 | | Презента ция по теме |
| Игры, песни.. | 1 | | Прослушивание песен |
| Игровые хороводы | 1 | | Разучивание 2-3 игр |
3 | Обряды жизненного круга. | 8 | | |
| Свадебный обряд. Свадебные песни и причитания. | 2 | | видео |
| Проводы на службу. Песни при проводах на службу. | 2 | | Презента ция |
| Казачьи сходы…..походы…… | 2 | | Видео Черноярского похода |
| Трапеза казаков. Блюда казачьей кухни | 2 | | |
4 | Календарный праздник глазами детей. | 18 | | |
| Календарный круг как цикл. | 1 | | |
| Зимние Святки. Колядки, щедровки. | 3 | | Презента ция по теме |
| Масленица и масленичные песни. | 4 | | |
| Великий пост. | 2 | | |
| Пасха. Весенние хороводы. | 2 | | Презента ция по теме |
| Вознесение. | 1 | | |
| Троица. Ивана Купала. | 3 | | Презента ция по теме |
| Лето. Труд в поле . | 2 | | Презента ция по теме |
5 | Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. | 3 | | |
| Старики в казачье станице. Духовные стихи. | 2 | | |
| Погребальный обряд. Причитания. | 1 | | |
6 | Экскурсия в конноспортивную школу ИТОГО: | 2 35 | | |
1. Черноярское казачество и его культура - 1 час
2.Молодёжь в традиционной культуре казаков - 3 часа
Молодёжные вечеринки. Игры, песни. Игровые хороводы. Сбор молодёжи на вечеринки. Оформление помещений. Формы оказания внимания противоположному полу. Игры и танцы в молодёжной среде.
3. Обряды жизненного круга - 8 часов
Свадебный обряд. Свадебные песни и причитания. Представления казаков о браке. Брачный возраст. Санкция на брак со стороны старших. Свадебный обряд как самый сложный. Прощальные ритуалы в доме невесты. Виды свадебных песен.
Проводы на службу. Песни при проводах на службу. Проводы казак4а на службу – граница жизненного цикла. Конь – верный спутник казака. Материальная культура проводов (рушник, платок…). Участники обряда. Структура проводов. Ритуалы.
Казачьи сходы: решение вопросов казаков, подготовка к походам: для чего и как осуществлялись походы казаков. Подготовка лошадей к походам.
Трапеза казаков: культура трапезы, кухня казаков. Блюда казачьей кухни.
4 .Календарный праздник глазами детей - 18 часов
Календарный круг как цикл. Народные представления о течении времени по кругу. Деление года на сезоны. Праздник и ритуал как основная форма разграничения времени.
Зимние Святки. Колядки, щедровки.
Время зимних Святок в народном календаре. Рождество. Новый Год, Крещение – главные праздники зимних святок. Детское колядование и щедрование.
Масленица и масленичные песни. Содержание праздника Масленицы. Обрядовая еда: блины, вареники. Обряды встречи и проводов Масленицы. Чучело Масленицы, его формы и действия с ним.
Великий пост. Содержание периода: духовная подготовка к Пасхе. Ограничения и их смысл. Поведение детей в пост.
Пасха. Весенние хороводы. Содержание праздника. Обрядовая еда, одежда. Игры и увеселения на улице. Музыкальные тексты Пасхи.
Вознесение. Содержание праздника.
Троица. Ивана Купала. Содержание праздника. Основные компоненты праздника: украшение зеленью домов, выход на реку, в лес, гадание на венках. Троицкие хороводы. Легенды и былины об Иване Купала. Представления о кладах. Купальские песни.
Лето , труд в поле. Летний сезон, труд в поле. Поговорки и пословицы о земле. Обрядовые песни.
5. Старики в казачьей станице. Духовные стихи - 3 часа
Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. Возраст старости. Одёжный комплект старика. Роль стариков на казачьем круге. Духовный стих как жанр. Особенности и источники сюжетов .
Погребальный обряд. Причитания. Представления о смерти как форме перехода в другой мир. Мир предков и отношения с ними живущих.
6. Экскурсия в конноспортивную школу – 2 часа