СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка «Наши традиции» - традиции казачества (социальное направление) - первый год обучения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.

      Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Его важнейшая составляющая – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки…, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п.

      Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Астраханской области основой образования и воспитания детей должен стать фольклор  казачьего войска области – уникальной субэтнической общности, складывающейся на территории Южно –Федерального округа в течение двух с лишним веков.

      Данная образовательная программа, включает в своё содержание весь спектр традиционной астраханской  культуры. Она разработана на основе крупнейших в области коллекций архивных и полевых фольклорно-этнографических материалов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Наши традиции» - традиции казачества (социальное направление) - первый год обучения.»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с Черный Яр»

Астраханской области

Рассмотрено: «Согласовано» Утверждено:

на заседании МО зам директора по ВР решением педсовета

классных руководителей _________/Малова В. И./ протокол № _____

протокол № ____от _________ «____» _________ 2017 г Директор МБОУ «СОШ»

________/Крахмалева Т. В./

___________/Малова В И./



Рабочая программа кружка

«Наши традиции» - традиции казачества

(социальное направление)

Программа разработана на основе программы дополнительного образования детей по фольклору и декоративно-прикладному искусству Кубанского казачества/ Кубанское казачье войско, Департамент по делам казачества администрации Краснодарского края, Краснодар, краевой ин-т дополнительного проф. Пед. Образования. – Краснодар: Традиция, 2007



Возраст детей: 12 – 14 лет

Продолжительность обучения: 2 года



Программу составил:

классный руководитель 7 «Б» класса

МБОУ «СОШ с Черный Яр»

Морунова Л.А.





с. Черный Яр, 2017-2018 уч. Г





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с Черный Яр»

Астраханской области



Рассмотрено: «Согласовано» Утверждено:

на заседании МО зам директора по ВР решением педсовета

классных руководителей _________/Малова В. И./ протокол № _____

протокол № ____от _________ «____» _________ 2017 г Директор МБОУ «СОШ»

________/Крахмалева Т. В./

___________/Малова В И./



Календарно – тематическое

планирование внеурочной деятельности

«Наши традиции» - традиция казачества

7 «Б» класс (1-ый год обучения)

Классный руководитель Морунова Л.А.





Количество часов – 35 часов, в неделю 1 час











с Черный Яр, 2017 – 2018 уч. Г.





Пояснительная записка



Данная программа предназначена для детей и подростков, обучающихся в классах казачьей направленности общеобразовательных школ.

Традиционная народная культура – явление сложное по своему составу. Его важнейшая составляющая – фольклор, к которому современные исследователи относят не только песни, сказки, пословицы, поговорки…, но и обряды, ритуалы, праздники, обычаи, формы организации труда и т.п.

Традиционная культура и фольклор имеют региональные особенности. Для жителей Астраханской области основой образования и воспитания детей должен стать фольклор казачьего войска области – уникальной субэтнической общности, складывающейся на территории Южно –Федерального округа в течение двух с лишним веков.

Данная образовательная программа, включает в своё содержание весь спектр традиционной астраханской культуры. Она разработана на основе крупнейших в области коллекций архивных и полевых фольклорно-этнографических материалов.



Цель программы – создание представления о праздниках, обрядах и обычаях казачества родного края у учащихся как целостной многофункциональной системе жизнеобеспечения народа.

Задачи, решаемые программой:

  • Сформировать у школьников представление о социальной структуре и основных видах деятельности Астраханского (Черноярского) казачества как носителя фольклора и традиционной культуры;

  • Познакомить их с праздниками , обычаями и обрядами;

  • Составить представление о ценностных основах традиционной культуры, её знаково-символических проявлениях;

  • Развивать творческие способности детей;

  • Формировать у них интерес к научно-исследовательской работе.

Формы работы:

  • Занятие – встреча;

  • Занятие – заочная экскурсия;

  • Занятие – гостиная;

  • Занятие – экспедиция;

  • Занятие – ученическая конференция;

  • Занятие – творческий портрет;

  • Занятие – праздник.



В результате реализации программы планируется формирование у учащихся представлений о фольклоре и традиционной культуре Черноярского казачества, как одного из направлений Астраханских казаков а также возможность практического участия в жизни казачества Черноярского района.



Планируемые результаты:

  • обучающиеся приобретают знания по культуре казачества родного края;

  • повысят интерес к истории родного края и к истории зарождения казачества;

  • активизируется у учащихся познавательная деятельность;

  • прививается интерес к фольклору родного края.



В итоге обучения учащиеся должны знать:

  • что такое народное творчество казачьих станиц: загадки, прибаутки, пословицы, потешки;

  • Историю возникновения казачьей станицы родного края;

  • Традиции и обряды казаков;

  • Особенности одежды – казачьего костюма

  • Отличие народной песни от авторской.



Учащиеся должны уметь:

  • Проводить русские игры – игры казаков;

  • Изображать элементы казачьего костюма;

  • Отличать пословицы и поговорки;

  • Исполнять казачьи песни























Учебно – тематический план (1 год обучения)



п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или авторская программа

1

Астраханское казачество и его культура.

2

2

Календарный праздник глазами детей

17

3

Молодёжь в традиционной культуре казаков.

3

4

Обряды жизненного круга.

8

5

Зрелость и старость. Старики казачества.

3

6

Итоговое занятие. Экскурсия

2


Итого

35






























Календарно - тематическое планирование (1 –й год обучения)



п/п


Разделы программы, темы уроков

кол

час

Дата план

ИКТ

1

Астраханское казачество и его культура

1


Видео

2

Молодёжь в традиционной культуре казаков.

3




Молодёжные вечеринки.

1


Презента

ция по теме


Игры, песни..

1




Прослушивание песен


Игровые хороводы

1




Разучивание 2-3 игр

3

Обряды жизненного круга.

8





Свадебный обряд. Свадебные песни и причитания.

2




видео


Проводы на службу. Песни при проводах на службу.

2




Презента

ция


Казачьи сходы…..походы……

2





Видео Черноярского похода


Трапеза казаков. Блюда казачьей кухни

2





4

Календарный праздник глазами детей.

18




Календарный круг как цикл.

1





Зимние Святки. Колядки, щедровки.

3




Презента

ция по теме


Масленица и масленичные песни.

4






Великий пост.

2






Пасха. Весенние хороводы.

2




Презента

ция по теме


Вознесение.

1






Троица. Ивана Купала.

3





Презента

ция по теме


Лето. Труд в поле .

2




Презента

ция по теме

5

Зрелость и старость. Старики в казачьей станице.

3




Старики в казачье станице. Духовные стихи.

2






Погребальный обряд. Причитания.

1




6

Экскурсия в конноспортивную школу



ИТОГО:

2



35









1. Черноярское казачество и его культура - 1 час

2.Молодёжь в традиционной культуре казаков - 3 часа

Молодёжные вечеринки. Игры, песни. Игровые хороводы. Сбор молодёжи на вечеринки. Оформление помещений. Формы оказания внимания противоположному полу. Игры и танцы в молодёжной среде.

3. Обряды жизненного круга - 8 часов

Свадебный обряд. Свадебные песни и причитания. Представления казаков о браке. Брачный возраст. Санкция на брак со стороны старших. Свадебный обряд как самый сложный. Прощальные ритуалы в доме невесты. Виды свадебных песен.

Проводы на службу. Песни при проводах на службу. Проводы казак4а на службу – граница жизненного цикла. Конь – верный спутник казака. Материальная культура проводов (рушник, платок…). Участники обряда. Структура проводов. Ритуалы.

Казачьи сходы: решение вопросов казаков, подготовка к походам: для чего и как осуществлялись походы казаков. Подготовка лошадей к походам.

Трапеза казаков: культура трапезы, кухня казаков. Блюда казачьей кухни.

4 .Календарный праздник глазами детей - 18 часов

Календарный круг как цикл. Народные представления о течении времени по кругу. Деление года на сезоны. Праздник и ритуал как основная форма разграничения времени.


Зимние Святки. Колядки, щедровки.

Время зимних Святок в народном календаре. Рождество. Новый Год, Крещение – главные праздники зимних святок. Детское колядование и щедрование.


Масленица и масленичные песни. Содержание праздника Масленицы. Обрядовая еда: блины, вареники. Обряды встречи и проводов Масленицы. Чучело Масленицы, его формы и действия с ним.


Великий пост. Содержание периода: духовная подготовка к Пасхе. Ограничения и их смысл. Поведение детей в пост.



Пасха. Весенние хороводы. Содержание праздника. Обрядовая еда, одежда. Игры и увеселения на улице. Музыкальные тексты Пасхи.

Вознесение. Содержание праздника.

Троица. Ивана Купала. Содержание праздника. Основные компоненты праздника: украшение зеленью домов, выход на реку, в лес, гадание на венках. Троицкие хороводы. Легенды и былины об Иване Купала. Представления о кладах. Купальские песни.

Лето , труд в поле. Летний сезон, труд в поле. Поговорки и пословицы о земле. Обрядовые песни.



5. Старики в казачьей станице. Духовные стихи - 3 часа

Зрелость и старость. Старики в казачьей станице. Возраст старости. Одёжный комплект старика. Роль стариков на казачьем круге. Духовный стих как жанр. Особенности и источники сюжетов .

Погребальный обряд. Причитания. Представления о смерти как форме перехода в другой мир. Мир предков и отношения с ними живущих.

6. Экскурсия в конноспортивную школу – 2 часа