СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "НВП"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "НВП"»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



Программа составлена:

- в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»;

- и на основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795".



Особенность программы кружка состоит, прежде всего, в её комплексности, которая дает возможность обучащимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию, а, может быть, и жизненный путь.



Цель – формирование всесторонне развитой личности через направления: военная подготовка, туризм, ПДД, которые продолжают такие учебные дисциплины, как ОБЖ, Право и обществоведение. Такое комплексное воздействие на личность обучающегося способствует созданию условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, профессионального самоопределения личности.



Осуществление поставленной цели предполагает решение следующих задач:

В области образования:

- расширение и углубление знаний обучающихся, дополняющих школьную программу ОБЖ, обществоведения, право, основ психологии, физической подготовки;

- приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом, различными видами туристического снаряжения, безопасного обращения с оружием;

- приобретение навыков выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

В области воспитания:

- выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе;

- формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств.

В области физической подготовки:

- приобретение опыта участия в соревнованиях, слётах и походах;

- физическое совершенствование (развитие силы, выносливости координации движений).

Исходя из целей и задач, кружок ведет свою работу по четырем основным направлениям:

– патриотическое воспитание;

– гражданское воспитание;

– формирование культуры здорового образа жизни;

– начальная военная подготовка.



Методы и формы решения поставленных задач

Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств и форм обучения. Для реализации содержания обучения по данному курсу основные теоретические положения дополняются и закрепляются практическими заданиями и решениями ситуационных задач, чтобы обучающиеся на практике, в конкретных жизненных условиях могли при необходимости применять полученные знания и умения. При проведении кружковых занятий применяются как традиционные формы обучения: рассказ, беседа, объяснение, применение наглядно-иллюстративных средств, индивидуальные, групповые и коллективные работы, так и инновационные: проблемное изложение учебного материала, тесты, деловые, ролевые, ситуационные игры, проекты, тесты. Обучающиеся готовят и представляют рефераты, доклады, сообщения, электронные презентации.


Срок реализации рабочей программы

Программа рассчитана на 2 года обучения

(2020 – 2021 и 2021 – 2022 учебные годы)

1 час в неделю, 37 учебных недель, 2 года обучения – 74 часа.

Объединение комплектуется из обучающихся 10 – 11 классов.

Занятия проходят в послеурочное время.



Ожидаемые результаты

(требования к знаниям, умениям, и навыкам обучающихся)

В результате освоения программного материала курса «Начальной военной подготовки» обучающиеся должны знать:

- назначение, историю создания и структуру вооруженных сил Российской Федерации;

- назначение видов и родов войск;

- назначение историю создания и основные положения общевоинских уставов Вооружённых сил Российской Федерации;

- несение внутренней и караульной службы, обязанности дневального и дежурного по роте;

- жизнь и быт военнослужащих, военную форму и знаки различия;

- основные строевые приёмы и движения без оружия;

- основы общевойскового боя;

- действия солдата в бою (в обороне и в наступлении);

- основные виды огнестрельного оружия, боеприпасов и средств бронезащиты, находящихся на вооружении в Вооружённых силах России;

- назначение и общее устройство автомата АК-74 и ручных осколочных гранат;

- основы и правила стрельбы;

- меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

На основе полученных знаний обучающиеся должны уметь:

- подавать команды дневального;

- осуществлять смену караула;

- выполнять команды «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться» и др.;

- перестраиваться на месте и в движении;

- осуществлять повороты на месте и в движении;

- двигаться походным и строевым шагом;

- изменять направления движения;

- отдавать воинское приветствие на месте и в движении;

- выходить и вставать в строй;

- подходить с докладом к начальнику;

- разбирать и собирать автомат АК-74, чистить и смазывать автомат;

- готовить ручные осколочные гранаты к бою;

- изготавливаться для стрельбы, стрелять из пневматической винтовки из различных положений, корректировать стрельбу;

- ориентироваться по компасу и топографической карте;

- пользоваться курвиметром;

- осуществлять способы передвижения в бою.

Контроль и оценка результатов освоения программы

Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения. Выполнение практических работ и тестовых заданий по завершении основных разделов программы учебного курса позволяет определить степень и уровень освоения учебного материала.

Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, прирост спортивных достижений, участие в походах, соревнованиях, слетах.

Косвенными критериями служат: заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, всесторонни развитых, подготовленных людей.

Формы контроля усвоения знаний:

- разнообразные формы тестирования;

- проверочные работы;

- викторины, игры, эстафеты, мини-соревнования;

- зачетные совместные мероприятия между объединениями (походы, матчевые встречи и т.д.).


Содержание программы

(первый год обучения)

1. Основы обороны государства

1.1. Вооруженные Силы Российской Федерации.

История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск. Их история и предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России. Руководство и управление Вооруженными Силами.

1.2. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Предназначение и основные положения строевого устава и устава гарнизонной и караульной служб.

2. Основы допризывной подготовки

2.1. Строевая подготовка.

Основные термины и понятия строевой подготовки. Отработка строевых приемов и движений без оружия. Отработка приемов выхода и возвращения в строй. Основные перестроения в строю.

2.2. Тактическая подготовка.

Понятие о тактической подготовке. Действия и обязанности солдата в бою. Передвижение и выбор места для стрельбы. Преодоление препятствий, инженерных заграждений и зараженных участков. Отработка выполнения команд и основных действий, выполняемых солдатом в бою.

2.3. Топографическая подготовка.

Топографические карты. Особенности и способы работы с топографической картой. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта; движение по азимутам. Ориентирование на местности по топографической карте. Современные средства ориентирования на местности.

2.4. Огневая подготовка.

Тактико-технические характеристики автомата Калашникова (АК). Основные части и механизмы, и порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Отработка неполной разборки автомата Калашникова. Сборка оружия после неполной разборки автомата Калашникова.

3. Оказание первой помощипострадавшим

3.1. Основы оказания первой помощи пострадавшим.

Значение и правила оказания первой помощи пострадавшим. Первая помощь в зависимости от возраста пострадавшего. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о повязке и перевязке. Виды повязок и правила их наложения. Виды кровотечений и их характеристика. Способы остановки кровотечений, иммобилизации и транспортировки пострадавшего.

3.2.Первая помощь при травмах.

Первая помощь при вывихах, растяжениях и переломах (открытых и закрытых). Отработка способов и приемов иммобилизации и переноски пострадавших.

3.2.Первая помощь при ранениях.

Виды повязок и правила их наложения. Перевязочный материал и правила его использования. Отработка наложения стерильных повязок на голову, грудь, живот, верхние и нижние конечности.

3.3.Первая помощь при кровотечениях.

Капиллярные, венозные и артериальные кровотечения. Отработка наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки при венозных и артериальных кровотечениях. Отработка наложения стерильных повязок при капиллярных кровотечениях.



п/п

Наименование раздела, темы

Количество

часов

Теория

Практика

1.

Основы обороны государства

6

-

1.1.

Вооруженные Силы Российской Федерации.

2

-

1.2.

Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

4

-

2.

Основы допризывной подготовки

-

15

2.1.

Строевая подготовка.

-

4

2.2.

Тактическая подготовка.

-

4

2.3.

Топографическая подготовка.

-

5

2.4.

Огневая подготовка.

-

2

3.

Оказание первой помощи пострадавшему

4

12

3.1.

Основы оказания первой помощи пострадавшим.

1

3

3.2.

Первая помощь при травмах.

1

3

3.3.

Первая помощь при ранениях.

1

3

3.4.

Первая помощь при кровотечениях.

1

3

Итого:

37









(второй год обучения)

1. Основы обороны государства

1.1.Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

Предназначение и основные положения дисциплинарного устава и устава внутренней службы.

1.2. Современная военная доктрина России.

Понятие о военной доктрине России. Основные принципы военной безопасности России. Военная организация государства. Основные принципы и приоритеты военной организации государства. Основы применения Вооруженных сил Российской Федерации. Международное военное (военно-политическое, военно-техническое и др.) сотрудничество России.

2. Основы допризывной подготовки

2.1. Строевая подготовка.

Виды строя отделения, взвода (развернутый, походный). Отработка приемов перестроения отделения, взвода. Отработка выполнения воинского приветствия в строю и в движении. Отработка приемов построения отделения в колонну по одному (по два). Отработка построения отделения в одношереножный (двухшереножный) строй.

2.2. Огневая подготовка.

Подготовка и правила стрельбы из автомата Калашникова или мелкокалиберной винтовки. Практическая стрельба.

2.3. Средства индивидуальной и коллективной защиты.

Назначение, устройство и правила использования основных средств индивидуальной защиты человека (противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка, аптечка индивидуальная и др.). Характеристика основных средств коллективной защиты населения. Устройство и оборудование убежища и противорадиационного укрытия (ПРУ). Приборы радиационной, химической и биологической разведки и контроля.


3. Оказание первой помощи

3.1. Первая помощь при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.

Отработка порядка и способов оказания первой помощи при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.

3.2.Первая помощь при острой сердечной недостаточности и остановке дыхания.

Понятие об острой сердечной недостаточности и инсульте. Способы определения остановки сердечной деятельности и прекращения дыхания.

Отработка приемов проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца

3.3.Первая помощь при использовании оружия массового поражения.

Отработка способов оказания неотложной (экстренной) помощи при авариях на химических производствах, использовании оружия массового поражения или террористических атаках: применение средств индивидуальной защиты (фильтрующих и изолирующих противогазов, респираторов, тканевых масок и ватно-марлевых повязок).

п/п

Наименование раздела, темы

Количество

часов

Теория

Практика

1.

Основы обороны государства

5

-

1.1.

Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

4

-

1.2.

Современная военная доктрина России.

1

-

2.

Основы допризывной подготовки

2

14

2.1.

Строевая подготовка.

-

8

2.2.

Огневая подготовка.

-

2

2.3.

Средства индивидуальной и коллективной защиты.

2

4

3.

Оказание первой помощи пострадавшему

4

12

3.1.

Первая помощь при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.

1

4

3.2.

Первая помощь при острой сердечной недостаточности и остановке дыхания.

1

4

3.3.

Первая помощь при массовых поражениях.

2

4

Итого:

37

Материально-техническое обеспечение

Программным обеспечением является следующие учебники:

1. Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы, М.: Дрофа, 2007.

2. Под редакцией Науменко Ю.А. Начальная военная подготовка, М.: Просвещение, 1987.

3. Под редакцией Ю.Л.Воробьева. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Раздел «Основы военной службы». М.: Астрель. АСТ, 2003.

4. Под редакцией Ю.Л.Воробьева. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Раздел «Основы военной службы». М.: Астрель. АСТ, 2003.

5. В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Раздел «Основы военной службы». М.: Дрофа, 2003.

6. В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Раздел «Основы военной службы». М.: Дрофа, 2003.

На занятиях кружка приизучение раздела «Оказание первой помощи пострадавшему» используются:

- научно-методическая и популярная литература по ОБЖ, НВП и оказанию первой помощи пострадавшему;

- складные (ковшовые) носилки;

- мягкие (матерчатые) носилки;

- шины;

- медицинская аптечка;

- кровоостанавливающий жгут «АЛЬФА»;

- бинты;

- одноразовые шприцы 5 и 10 мл;

- одноразовые системы;

- секундомеры;

- тонометр;

- глюкометр.



Список литературы

  1. Аванесов Н.Ю., Хайдарова С.Х. Военно-патриотическое воспитание школьников. Ташкент, 1988.

  2. Брысин П.М. Урок начальной военной подготовки. М., 1977.

  3. Катуков А.М., Цветаев Е.Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальной военной подготовке. М.: Просвещение, 1985.

  4. Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986.

  5. Микрюков В.Ю. Самосовершенствование и обеспечение безопасности жизнедеятельности. М., 1999.

  6. Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. М.: Вузовская книга, 2000.

  7. Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании учащихся в современной Росс. М.: АВН, 2005.

  8. Науменко Ю. Учебник НВП. М., 1984.

  9. Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии. М.: Воен. ун-т, 1997.

  10. Федоровская Г. О критериях оценок при проведении соревнований военно-патриотической направленности // Воспитание школьников. 2002. № 10. С. 25 – 29.

  11. Чудный В.С. Военно-патриотическое воспитание школьников. М.: ДОСААФ, 1980



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!