ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена:
- в соответствии с требованиями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»;
- и на основе Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795".
Особенность программы кружка состоит, прежде всего, в её комплексности, которая дает возможность обучащимся осуществлять ряд осознанных выборов, способных в дальнейшем помочь определить профессию, а, может быть, и жизненный путь.
Цель – формирование всесторонне развитой личности через направления: военная подготовка, туризм, ПДД, которые продолжают такие учебные дисциплины, как ОБЖ, Право и обществоведение. Такое комплексное воздействие на личность обучающегося способствует созданию условий для самореализации, социальной адаптации, оздоровления, профессионального самоопределения личности.
Осуществление поставленной цели предполагает решение следующих задач:
В области образования:
- расширение и углубление знаний обучающихся, дополняющих школьную программу ОБЖ, обществоведения, право, основ психологии, физической подготовки;
- приобретение умений и навыков в работе с картой и компасом, различными видами туристического снаряжения, безопасного обращения с оружием;
- приобретение навыков выживания в экстремальных условиях, знакомство с проблемами экологии и охраны природы.
В области воспитания:
- выработка организаторских навыков, умение вести себя в коллективе;
- формирование жизненной самостоятельности и волевых качеств.
В области физической подготовки:
- приобретение опыта участия в соревнованиях, слётах и походах;
- физическое совершенствование (развитие силы, выносливости координации движений).
Исходя из целей и задач, кружок ведет свою работу по четырем основным направлениям:
– патриотическое воспитание;
– гражданское воспитание;
– формирование культуры здорового образа жизни;
– начальная военная подготовка.
Методы и формы решения поставленных задач
Проведение занятий по программе курса предполагает использование широкого спектра методических средств и форм обучения. Для реализации содержания обучения по данному курсу основные теоретические положения дополняются и закрепляются практическими заданиями и решениями ситуационных задач, чтобы обучающиеся на практике, в конкретных жизненных условиях могли при необходимости применять полученные знания и умения. При проведении кружковых занятий применяются как традиционные формы обучения: рассказ, беседа, объяснение, применение наглядно-иллюстративных средств, индивидуальные, групповые и коллективные работы, так и инновационные: проблемное изложение учебного материала, тесты, деловые, ролевые, ситуационные игры, проекты, тесты. Обучающиеся готовят и представляют рефераты, доклады, сообщения, электронные презентации.
Срок реализации рабочей программы
Программа рассчитана на 2 года обучения
(2020 – 2021 и 2021 – 2022 учебные годы)
1 час в неделю, 37 учебных недель, 2 года обучения – 74 часа.
Объединение комплектуется из обучающихся 10 – 11 классов.
Занятия проходят в послеурочное время.
Ожидаемые результаты
(требования к знаниям, умениям, и навыкам обучающихся)
В результате освоения программного материала курса «Начальной военной подготовки» обучающиеся должны знать:
- назначение, историю создания и структуру вооруженных сил Российской Федерации;
- назначение видов и родов войск;
- назначение историю создания и основные положения общевоинских уставов Вооружённых сил Российской Федерации;
- несение внутренней и караульной службы, обязанности дневального и дежурного по роте;
- жизнь и быт военнослужащих, военную форму и знаки различия;
- основные строевые приёмы и движения без оружия;
- основы общевойскового боя;
- действия солдата в бою (в обороне и в наступлении);
- основные виды огнестрельного оружия, боеприпасов и средств бронезащиты, находящихся на вооружении в Вооружённых силах России;
- назначение и общее устройство автомата АК-74 и ручных осколочных гранат;
- основы и правила стрельбы;
- меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.
На основе полученных знаний обучающиеся должны уметь:
- подавать команды дневального;
- осуществлять смену караула;
- выполнять команды «Становись», «Равняйсь», «Смирно», «Вольно», «Заправиться» и др.;
- перестраиваться на месте и в движении;
- осуществлять повороты на месте и в движении;
- двигаться походным и строевым шагом;
- изменять направления движения;
- отдавать воинское приветствие на месте и в движении;
- выходить и вставать в строй;
- подходить с докладом к начальнику;
- разбирать и собирать автомат АК-74, чистить и смазывать автомат;
- готовить ручные осколочные гранаты к бою;
- изготавливаться для стрельбы, стрелять из пневматической винтовки из различных положений, корректировать стрельбу;
- ориентироваться по компасу и топографической карте;
- пользоваться курвиметром;
- осуществлять способы передвижения в бою.
Контроль и оценка результатов освоения программы
Контроль проводится для определения степени достижения целей обучения, уровня сформированности знаний, умений и навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения. Выполнение практических работ и тестовых заданий по завершении основных разделов программы учебного курса позволяет определить степень и уровень освоения учебного материала.
Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение комплексной программы, прирост спортивных достижений, участие в походах, соревнованиях, слетах.
Косвенными критериями служат: заинтересованность участников в выбранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества, а в конечном итоге – воспитание физически здоровых, всесторонни развитых, подготовленных людей.
Формы контроля усвоения знаний:
- разнообразные формы тестирования;
- проверочные работы;
- викторины, игры, эстафеты, мини-соревнования;
- зачетные совместные мероприятия между объединениями (походы, матчевые встречи и т.д.).
Содержание программы
(первый год обучения)
1. Основы обороны государства
1.1. Вооруженные Силы Российской Федерации.
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных Сил, рода войск. Их история и предназначение. Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России. Руководство и управление Вооруженными Силами.
1.2. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предназначение и основные положения строевого устава и устава гарнизонной и караульной служб.
2. Основы допризывной подготовки
2.1. Строевая подготовка.
Основные термины и понятия строевой подготовки. Отработка строевых приемов и движений без оружия. Отработка приемов выхода и возвращения в строй. Основные перестроения в строю.
2.2. Тактическая подготовка.
Понятие о тактической подготовке. Действия и обязанности солдата в бою. Передвижение и выбор места для стрельбы. Преодоление препятствий, инженерных заграждений и зараженных участков. Отработка выполнения команд и основных действий, выполняемых солдатом в бою.
2.3. Топографическая подготовка.
Топографические карты. Особенности и способы работы с топографической картой. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта; движение по азимутам. Ориентирование на местности по топографической карте. Современные средства ориентирования на местности.
2.4. Огневая подготовка.
Тактико-технические характеристики автомата Калашникова (АК). Основные части и механизмы, и порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Отработка неполной разборки автомата Калашникова. Сборка оружия после неполной разборки автомата Калашникова.
3. Оказание первой помощипострадавшим
3.1. Основы оказания первой помощи пострадавшим.
Значение и правила оказания первой помощи пострадавшим. Первая помощь в зависимости от возраста пострадавшего. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о повязке и перевязке. Виды повязок и правила их наложения. Виды кровотечений и их характеристика. Способы остановки кровотечений, иммобилизации и транспортировки пострадавшего.
3.2.Первая помощь при травмах.
Первая помощь при вывихах, растяжениях и переломах (открытых и закрытых). Отработка способов и приемов иммобилизации и переноски пострадавших.
3.2.Первая помощь при ранениях.
Виды повязок и правила их наложения. Перевязочный материал и правила его использования. Отработка наложения стерильных повязок на голову, грудь, живот, верхние и нижние конечности.
3.3.Первая помощь при кровотечениях.
Капиллярные, венозные и артериальные кровотечения. Отработка наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки при венозных и артериальных кровотечениях. Отработка наложения стерильных повязок при капиллярных кровотечениях.
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
Теория | Практика |
1. | Основы обороны государства | 6 | - |
1.1. | Вооруженные Силы Российской Федерации. | 2 | - |
1.2. | Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. | 4 | - |
2. | Основы допризывной подготовки | - | 15 |
2.1. | Строевая подготовка. | - | 4 |
2.2. | Тактическая подготовка. | - | 4 |
2.3. | Топографическая подготовка. | - | 5 |
2.4. | Огневая подготовка. | - | 2 |
3. | Оказание первой помощи пострадавшему | 4 | 12 |
3.1. | Основы оказания первой помощи пострадавшим. | 1 | 3 |
3.2. | Первая помощь при травмах. | 1 | 3 |
3.3. | Первая помощь при ранениях. | 1 | 3 |
3.4. | Первая помощь при кровотечениях. | 1 | 3 |
Итого: | 37 |
(второй год обучения)
1. Основы обороны государства
1.1.Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предназначение и основные положения дисциплинарного устава и устава внутренней службы.
1.2. Современная военная доктрина России.
Понятие о военной доктрине России. Основные принципы военной безопасности России. Военная организация государства. Основные принципы и приоритеты военной организации государства. Основы применения Вооруженных сил Российской Федерации. Международное военное (военно-политическое, военно-техническое и др.) сотрудничество России.
2. Основы допризывной подготовки
2.1. Строевая подготовка.
Виды строя отделения, взвода (развернутый, походный). Отработка приемов перестроения отделения, взвода. Отработка выполнения воинского приветствия в строю и в движении. Отработка приемов построения отделения в колонну по одному (по два). Отработка построения отделения в одношереножный (двухшереножный) строй.
2.2. Огневая подготовка.
Подготовка и правила стрельбы из автомата Калашникова или мелкокалиберной винтовки. Практическая стрельба.
2.3. Средства индивидуальной и коллективной защиты.
Назначение, устройство и правила использования основных средств индивидуальной защиты человека (противогаз, респиратор, ватно-марлевая повязка, аптечка индивидуальная и др.). Характеристика основных средств коллективной защиты населения. Устройство и оборудование убежища и противорадиационного укрытия (ПРУ). Приборы радиационной, химической и биологической разведки и контроля.
3. Оказание первой помощи
3.1. Первая помощь при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.
Отработка порядка и способов оказания первой помощи при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе.
3.2.Первая помощь при острой сердечной недостаточности и остановке дыхания.
Понятие об острой сердечной недостаточности и инсульте. Способы определения остановки сердечной деятельности и прекращения дыхания.
Отработка приемов проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца
3.3.Первая помощь при использовании оружия массового поражения.
Отработка способов оказания неотложной (экстренной) помощи при авариях на химических производствах, использовании оружия массового поражения или террористических атаках: применение средств индивидуальной защиты (фильтрующих и изолирующих противогазов, респираторов, тканевых масок и ватно-марлевых повязок).
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов |
Теория | Практика |
1. | Основы обороны государства | 5 | - |
1.1. | Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. | 4 | - |
1.2. | Современная военная доктрина России. | 1 | - |
2. | Основы допризывной подготовки | 2 | 14 |
2.1. | Строевая подготовка. | - | 8 |
2.2. | Огневая подготовка. | - | 2 |
2.3. | Средства индивидуальной и коллективной защиты. | 2 | 4 |
3. | Оказание первой помощи пострадавшему | 4 | 12 |
3.1. | Первая помощь при отморожении и ожогах, тепловом и солнечном ударе. | 1 | 4 |
3.2. | Первая помощь при острой сердечной недостаточности и остановке дыхания. | 1 | 4 |
3.3. | Первая помощь при массовых поражениях. | 2 | 4 |
Итого: | 37 |
Материально-техническое обеспечение
Программным обеспечением является следующие учебники:
1. Смирнов А.Т., Васнев В.А. Основы военной службы, М.: Дрофа, 2007.
2. Под редакцией Науменко Ю.А. Начальная военная подготовка, М.: Просвещение, 1987.
3. Под редакцией Ю.Л.Воробьева. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Раздел «Основы военной службы». М.: Астрель. АСТ, 2003.
4. Под редакцией Ю.Л.Воробьева. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Раздел «Основы военной службы». М.: Астрель. АСТ, 2003.
5. В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов. Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс. Раздел «Основы военной службы». М.: Дрофа, 2003.
6. В.Н. Латчук, В.В. Марков, С.К. Миронов. Основы безопасности жизнедеятельности. 11 класс. Раздел «Основы военной службы». М.: Дрофа, 2003.
На занятиях кружка приизучение раздела «Оказание первой помощи пострадавшему» используются:
- научно-методическая и популярная литература по ОБЖ, НВП и оказанию первой помощи пострадавшему;
- складные (ковшовые) носилки;
- мягкие (матерчатые) носилки;
- шины;
- медицинская аптечка;
- кровоостанавливающий жгут «АЛЬФА»;
- бинты;
- одноразовые шприцы 5 и 10 мл;
- одноразовые системы;
- секундомеры;
- тонометр;
- глюкометр.
Список литературы
-
Аванесов Н.Ю., Хайдарова С.Х. Военно-патриотическое воспитание школьников. Ташкент, 1988.
-
Брысин П.М. Урок начальной военной подготовки. М., 1977.
-
Катуков А.М., Цветаев Е.Н. Военно-патриотическое воспитание учащихся на занятиях по начальной военной подготовке. М.: Просвещение, 1985.
-
Конжиев Н.М. Система военно-патриотического воспитания в общеобразовательной школе. М.: Педагогика, 1986.
-
Микрюков В.Ю. Самосовершенствование и обеспечение безопасности жизнедеятельности. М., 1999.
-
Микрюков В.Ю. Обеспечение безопасности жизнедеятельности. М.: Вузовская книга, 2000.
-
Микрюков В.Ю. Традиции и инновации в военно-патриотическом образовании учащихся в современной Росс. М.: АВН, 2005.
-
Науменко Ю. Учебник НВП. М., 1984.
-
Патриотическое воспитание военнослужащих на традициях Российской армии. М.: Воен. ун-т, 1997.
-
Федоровская Г. О критериях оценок при проведении соревнований военно-патриотической направленности // Воспитание школьников. 2002. № 10. С. 25 – 29.
-
Чудный В.С. Военно-патриотическое воспитание школьников. М.: ДОСААФ, 1980