Пояснительная записка
Рабочая программа кружка по информатике «Остановись, мгновенье!» составлена в соответствии:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Основной образовательной программы основного общего образования
Учебного плана МБОУ Переснянской СШ
Программа рассчитана на 68 часов
Планируемые результаты
Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы отражают:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Результаты образовательной деятельности
Основными практикуемым результатом освоения программы является достижение обучающимися социальной зрелости, необходимой для дальнейшего самоопределения и самореализации в образовательной, трудовой, общественной и культурной сферах деятельности.
После освоения программы обучающийся будет уметь:
- ориентироваться в светотенях и цветотонах;
- различать характер светонасыщенности в сложных, искусственных и естественных условиях;
- осмысленно выбирать композицию для построения кадра.
Владеть техническими и исполнительскими навыками.
После изучения программы на третьем уровне обучающийся сможет развить:
- интерес к занятиям фотографирования;
- эмоциональную восприимчивость;
- усидчивость;
- внимание;
- культуру поведения во время занятий.
Содержание кружка
Вводная часть , 3 часов
Фотография, как увлечение. Меры безопасности при проведении занятий. Основные термины фотографии, которые необходимо знать. Снаряжение фотографа-любителя. Цели и задачи фотографа-любителя.
Композиция. Основы построения изображения, 8 часов
Что такое композиция. Виды композиции в практическом применении построения кадра. Линейная и тональная перспектива. Цвет как композиционный приём.
Свет и его роль в фотографии, 7 часов
Немного теории о светописи. Теория на практике. Съёмка в сложных условиях освещённости. Использование искусственных источников света. Как «приручить» свет в естественных условиях на натуре.
Технические приёмы фотосъёмки, 30 часов
Дефрагментация объектива, гиперфокальное расстояние. Съёмка архитектуры в ландшафте. Съёмка портрета и групповых жанровых портретов. Объективная съёмка в городе. Съёмка живой природы, композиция, ракурсы; освещение; практические занятия: выбор и наблюдение за объектом; макросъёмка.
Пейзаж: композиция в пейзаже; свет и освещение, ракурс, перспектива, фрагментарность; практические занятия. Репортажная съёмка; композиция в репортаже; съёмка торжественных мероприятий, приёмы скрытой съёмки; практически езанятия. Выездная фотосъёмка (место и тематика по договорённости с группой).
Постобработка – как не испортить снимок, 20 часов.
Цветокоррекция, котраст, тональность, резкость. Подготовка фото к печати и публикация в WEB. Способы создания чёрно-белых и тонированных фото. Обработка цифровых фотографий в программе Coler PHOTO PAINT X4. Обработка цифровых фотографий в других программах MS.
Тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Практическая часть |
1. | Вводная часть | 3 | 2 |
2. | Композиция. Основы построения изображения | 8 | 4 |
3. | Свет и его роль в фотографии | 7 | 4 |
4. | Технические приёмы фотосъёмки | 30 | 20 |
5. | Постобработка – как не испортить снимок | 20 | 13 |
| Итого | 68 | 43 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия и содержание | Теория | Практика | Дата |
Вводная часть, 3 часов |
1. | Фотография как увлечение. Знакомство с высокохудожественными образцами фотографий. Знакомство с любительскими фотографиями. | 1 | | |
2. | Фотография как увлечение. Меры безопасности при проведении занятий. Организация рабочего места. Практическое занятие: любительская съёмка обучающимися любых объектов. Обсуждение снимков обучающихся. Нахождение удачных снимков. Анализ ошибок при съёмке. | | 1 | |
3. | Основные термины фотографии, которые необходимо знать. Фотоохота. Снаряжение фотографа-любителя. Знакомство с цифровым фотоаппаратом. Объектив, штатив, зонтик и проч. Цели и задачи любительской фотографии. Цели и задачи фотографа любителя. Что хотим и для чего хотим. Выбор объекта | | 1 | |
2. Композиция. Основные построения изображения, 8 часов |
7. | Что такое композиция | 1 | | |
11. | Виды композиции в практическом применении построения кадра | 1 | 1 | |
12. | Линейная и тональная перспектива | 1 | 1 | |
14. | Цвет как композиционный приём | 1 | 2 | |
3. Свет и его роль в фотографии 7 часов |
17. | Немного теории о светописи | 1 | | |
18. | Теория на практике. Съёмка в сложных условиях освещённости | | 1 | |
20. | Использование искусственных источников света (теория) | 1 | | |
21. | Использование искусственных источников света (практическое задание) | | 1 | |
22. | Как «приручить» свет в естесвенных условиях на натуре (практика) | 1 | | |
23. | Как «приручить» свет в естесвенных условиях на натуре (практика) | | 1 | |
24. | Как «приручить» свет в естесвенных условиях на натуре (практика) | | 1 | |
4.Технические приёмы фотосъёмки, 30 часов |
26. | Дефрагментация объектива, гиперфокальное расстояние (теория) | 1 | | |
27. | Съёмка архитектуры в ландшафте (практика) | | 1 | |
28. | Съёмка портрета и групповых жанровых портретов (практика) | | 1 | |
29. | Съёмка портрета и групповых жанровых портретов (практика) | | 1 | |
30. | Съёмка портрета и групповых жанровых портретов (практика) | | 1 | |
31. | Объектная съёмка в городе, населённом пункте | 1 | | |
32. | Объектная съёмка в городе, населённом пункте | | 1 | |
33. | Съёмка живой природы; композиция | | 1 | |
34. | Съёмка живой природы; ракурсы | | 1 | |
35. | Съёмка живой природы; освещение | 0,5 | 1 | |
36. | Съёмка живой природы; макросъёмка | 0,5 | 1 | |
37. | Пейзаж; композиция в пейзаже | 0,5 | 1 | |
38. | Пейзаж; свет и освещение | 0,5 | 1 | |
39. | Пейзаж; ракурс, перспектива | 0,5 | 1 | |
40. | Пейзаж; фрагментарность | 0,5 | 1 | |
41. | Репортажная съёмка; композиция в репортаже. | 0,5 | 1 | |
42. | Репортажная съёмка; съёмка торжественных мероприятий | 0,5 | 1 | |
43. | Репортажная съёмка; съёмка спортивных мероприятий | 0,5 | 1 | |
44. | Репортажная съёмка; приёмы скрытой съёмки | 0,5 | 1 | |
45. | Выездная фотосъёмка (по договорённости с группой) | | 1 | |
46. | Выездная фотосъёмка (по договорённости с группой) | | 1 | |
47. | Итоговое по теме обсуждение выставленных работ | 1 | | |
48. | Выставка работ обучающихся | | 1 | |
49. | Вопросы-ответы | 1 | | |
50. | Вопросы-ответы | 1 | | |
5. Постобработка – как не испортить снимок, 20 часов |
51. | Цветокоррекция, контраст, тональность | | 1 | |
52. | Резкость. Подготовка фото к печати и публикации в WEB | 0,5 | 1 | |
53. | Подготовка фото к печати и публикации в WEB | | 1 | |
54. | Способы создания ч/белых и тонированных фото | 1 | | |
55. | Способы создания ч/белых и тонированных фото | | 1 | |
56. | Выбор темы и приёмы стилизации под неё фото | 0,5 | 1 | |
57. | Выбор темы и приёмы стилизации под неё фото | | 1 | |
58. | Обработка цифровых фотографий в программе Corel PHOTO PAINT X4 | 0,5 | 1 | |
59. | Обработка цифровых фотографий в программе Corel PHOTO PAINT X4 | 0,5 | 1 | |
60. | Обработка цифровых фотографий в программе Corel PHOTO PAINT X4 | | 1 | |
61. | Обработка цифровых фотографий в программе Corel PHOTO PAINT X4 | | 1 | |
62. | Обработка цифровых фотографий в других программах | | 1 | |
63. | Обработка цифровых фотографий в программе Фотошоп | 1 | | |
64. | Обработка цифровых фотографий в других программах | | 1 | |
65. | Итоговое занятие. Обсуждение выставленных работ. Вопросы-ответы по всем пройденным материалам | 1 | | |
66. | Выставка работ обучающихся «школа в лицах и событиях» | | 1 | |
67. | Подведение итогов года. | 1 | | |
68 | Награждение лучших фотографов | 1 | | |
Список используемой литературы
М.Н. Бородин «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы». М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Кораблёв Д. Фотографии. Самоучитель для моделей и фотографов. 2004.
Синюкова В.С. Цветы и пейзажи России: В помощь живописцам. – М.:АСТ, 2002.
Интерактивный курс Adobe Photoshop CS2, «Новая школа», 2007.
Компьютерная графика. Элективный курс: Учебное пособие/ Л.А. Залогова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 г. – 212 с., 16с. ил.: ил. ISBN 5-94774-151-2
Обучение Adobe Photoshop 7.0.Мультимедийный самоучитель на CD-ROM, Media 2000 Copyright.