Рабочая программа кружка «Палитра»
Рассчитана на обучающихся 7-14 лет.
Срок реализации 3 года.
Пояснительная записка.
«Ум ребенка – на кончиках его пальцев».
В. И. Сухомлинский.
Дополнительная образовательная программа объединения «Палитра» относится к программам художественной направленности.
Педагог – проводник детей в большой мир. Он осуществляет преемственную связь поколений и помогает детям освоить общечеловеческий ценностный опыт отношений к добру и злу, правде и лжи, прекрасному и безобразному, к любви и ненависти. Наши, взрослых людей чувства, оценки и суждения, сердечная доброта и увлеченность, отзывчивость на добро и красоту в быту и искусстве формируют у детей сопереживание, сочувствие, удивление, восторг и восхищение красотой окружающего мира и произведений искусства, отражающий этот мир. Мир искусства многогранен. Одной из прекрасных его граней является изобразительное искусство, и в частности живопись. Все выше перечисленное является актуальным для создания дополнительной образовательной программы объединения «Палитра».
Дополнительная образовательная программа объединения «Палитра» открывает ребенку широкое поле, раскрывает перед ним огромный и увлекательный мир творчества. В ней собраны разнообразные по характеру деятельности темы и разделы, позволяющие детям выбрать занятие по душе.
Педагогическая целесообразность: обучение построено «от простого к сложному». Постепенно, «по ступенькам» ребенок повышает свой уровень знаний и совершенствует мастерство. Он самостоятельно может организовать свой досуг, помочь маме, занявшись с младшим братом или сестрой, изготовить самостоятельно подарки для близких, родных и друзей.
Целью дополнительной образовательной программы объединения «Палитра» является:
Развивать творческую фантазию, художественные способности, развивать эстетический и художественный вкус.
Для реализации этой цели ставятся следующие задачи:
1. Изучение техники работы карандашом, акварельными красками ,гуашью.
2. Создание условий для развития творческого потенциала детей и подростков и их потребностям самореализации средствами изобразительной деятельности.
Дополнительная образовательная программа объединения «Палитра» затрагивает четыре главных раздела:
- «Язык изобразительного искусства».
- «Изобразительное искусство и мир природы».
- «Изображение человека и предметного мира».
- «Декоративно-прикладное искусство».
Программа первого года обучения: учащиеся знакомятся с различными видами изобразительного искусства (живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством). Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения пропорций, конструкций, цвета изображаемых объектов, а так же самостоятельного применения простейших приемов народной росписи.
Программа второго года обучения: учащиеся усваивают навыки изображения объемных предметов, находящихся во фронтальной и угловой перспективе, продолжают развивать умение видеть гармоничные цветовые сочетания, выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира.
Программа третьего года обучения: учащиеся продолжают углублять эстетические знания, творческий опыт, в процессе ознакомления с новыми возможностями средств выразительности языка изобразительного искусства, а так же решают сложные задачи на повтор элементов с вариациями и на импровизацию по мотивам народного орнамента.
Методика изобразительных занятий по дополнительной образовательной программе объединения «Палитра» направлена не только на эстетическое развитие детей, но и на развитии мышления. На каждом занятии для выполнения заданий учащиеся используют такие умственные операции, как анализ и синтез, сравнение и обобщение. Все это отличает данную дополнительную образовательную программу от уже существующих образовательных программ.
Возраст детей от 7 до 14 лет. Программа рассчитана на 3 года обучения.
Формы и режим занятий.
Занятие по предлагаемой программе состоит из:
- Подготовки рабочего места и художественных материалов.
- Введения в тему занятия.
- Восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращение к соответствующим моментам окружающей реальности.
- Созидательной творческой о практической деятельности учащегося по этой же теме.
- Обобщения и обсуждения итогов урока.
- Уборка рабочего места и художественных материалов.
Темы и задания занятий предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, занятия – путешествия и занятия – праздники. На многих занятиях используются игровые приемы для объяснения предстоящей работы. Это дидактические игры, игровые упражнения, сюжетно- дидактические игры, задания типа «Представьте себе, что вы…» и др. В конце некоторых занятий используется прием обыгрывания выполненного изображения (сказочный дворец и др.). Занятия построены так, чтобы вызывать у учащихся желание рассказать о свой работе или работе товарища (опиши в письме другу свой новый дом), обосновывать свой выбор. Наряду с индивидуальными и коллективными формами занятий, в конце каждой темы программы и в конце каждого учебного года организовываются выставки детских работ, в которых и определяется уровень художественного развития каждого ребенка.
Режим занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность занятия составляет 45 минут, перерыв между занятиями 15 минут.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программе объединения «Палитра»:
- выставка работ.
Учебно-тематический план
(1-й год обучения)
№ п\п | Тема занятий | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, Правила поведения обучающихся, Правила работы с карандашом, кисточкой, красками. | 2 | - | 2 |
2 | Выразительные средства изображения | 1 | 10 | 11 |
3 | Форма предметов | 1 | 10 | 11 |
4 | Холодная и теплая цветовая гамма | 1 | 8 | 9 |
5 | Композиционное решение рисунка | 2 | 17 | 19 |
6 | Декоративно-прикладное искусство | 1 | 7 | 8 |
7 | Цвет и оттенок. Смешиваем краски | 1 | 8 | 9 |
8 | Портрет | 1 | 15 | 16 |
9 | Анималистика | 2 | 10 | 10 |
10 | Пейзаж | 2 | 25 | 10 |
11 | Иллюстрация | 1 | 8 | 9 |
12 | Художник и фантазия | 1 | 10 | 11 |
13 | Проведение и участие: -в выставках и конкурсах разного уровня, - мастер-классы, - мероприятия Центра. | По плану работы Центра |
| Итого: | 16 | 128 | 144 |
Содержание учебно-тематического плана 1-го этапа обучения:
1 Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, Правила поведения обучающихся, Правила работы с карандашом, кисточкой, красками.
2 Выразительные средства изображения: линия, точка, пятно, цвет.Виды линий: прямая, волнистая, ломаная, кривая.Что мы можем нарисовать с помощью этих линий?Взаимодействие линии и пятна – окраска шкур животных, оперения птиц. Цветовой спектр. Радуга-дуга.
3 Форма предметов.
Рисунок с натуры.Предметы простой и сложной формы.Последовательность работы над рисунком.Тональная проработка формы.Градации светотени. Практическое задание.
4 Холодная и теплая цветовая гамма.
Красота зимы. Практическое задание. Осенний пейзаж. Практическое задание.
5 Композиционное решение рисунка.
Размер рисунка и листа бумаги.Натюрморт «дары осени». Практическое задание.Букет подсолнухов.Заполнение плоскости листа. Практическое задание.Натюрморт. Практическое задание.Расположение в пространстве – загораживание предметов.
6 Декоративно-прикладное искусство.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством.Узор, орнамент. Выполнение упражнения.
7 Цвет и оттенок. Смешиваем краски.
Синий - «Морской пейзаж». Творческая работа.Желтый - Фрукты. Практическое задание.Зеленый - «В лесу».Красный - «Закат».Цветовое пятно - Цветочная поля.
8 Портрет.
Выполнение рисунка головы человека с использованием положения и мимики лица. Рисование по циклу: «Любимый сказочный герой», «Мой папа», «Моя мама».
9 Анималистика.
Знакомство с основными разделами анималистики, изучение строения и техники рисования животных. Выполнение работ небольших животных, птиц, насекомых, рыб и млекопитающих.
10 Пейзаж.
Знакомство с различными видами пейзажа, с этюдом, линейной и воздушной перспективой, линией горизонта и многоплановостью. Выполнение работ отдельных элементов пейзажа – «Земля», «Небо», «Вода», «деревья и кустарники», «растительный покров». Выполнение работ по циклу «Времена года».
11 Иллюстрация.Герои любимых сказок.Иллюстрация к сказке, рассказу.
12 Художник и фантазия.Сказочная Жар-птица. Творческая работа.Герои любимых сказок.Творческое задание.Веселая радуга.Творческое задание.
Учебно-тематический план
(2-й год обучения)
№ п\п | Тема занятий | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Правила поведения обучающихся. Правила работы с карандашом, кисточкой, красками. | 2 | - | 2 |
2 | Графика, как вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики. | 2 | 12 | 14 |
3 | Форма предметов. | 2 | 18 | 20 |
4 | Холодная и теплая цветовая гамма. | 2 | 12 | 14 |
5 | Композиционное решение рисунка. | 2 | 12 | 14 |
6 | Декоративно-прикладное искусство. | 2 | 12 | 14 |
7 | Цвет и оттенок. Смешиваем краски. | 2 | 6 | 8 |
8 | Художник и фантазия. | 2 | 12 | 16 |
9 | Основные законы линейно-воздушной перспективы | 2 | 8 | 10 |
10 | Портрет. | 2 | 28 | 30 |
11 | Пейзаж . | 2 | 16 | 18 |
12 | Изображение птиц и животных в изобразительном искусстве. | 2 | 10 | 12 |
13 | Проведение и участие: -в выставках и конкурсах разного уровня, - мастер-классы, - мероприятия Центра -учебно-познавательные экскурсии | По плану работы Центра |
| Итого: | 24 | 116 | 144 |
Содержание учебно-тематического плана 2-го этапа обучения:
1 Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ. Правила поведения обучающихся.Правила работы с карандашом, кисточкой, красками.
2 Выразительные средства графики:Точка, линия, пятно.Монохромное изображение: рисуем тушью, акварелью.
3 Форма предметов.
Рисунок с натуры.Предметы простой и сложной формы. Последовательность работы над рисунком. Тональная проработка формы. Градации светотени.Рисунок с натуры: мяч, шар, ваза. Практическое задание.
4 Холодная цветовая гамма. Теплая цветовая гамма.
Зимняя сказка.Осенний пейзаж.Египет. Творческие работы.
5 Композиционное решение рисунка.
Размер рисунка и листа бумаги.Натюрморт «дары осени». Букет подсолнухов. Работа с натуры.Цвета весны. Заполнение плоскости листа.Работа на тонированной бумаге.Натюрморт. Расположение в пространстве – загораживание предметов.
6 Декоративно-прикладное искусство.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством.Мастера украшения.Узор, орнамент. Практическое задание.Традиции русского народного костюма. Сарафан, кокошник
7 Цвет и оттенок. Смешиваем краски.
Синий - «Морской пейзаж».Желтый - Фрукты.Зеленый - «В лесу».Красный - «Закат».Цветовое пятно - Цветочная поляна. Маки. Практическое задание.
8 Художник и фантазия.
Декоративная композиция на белой или тонированной бумаге: зимняя сказка, подводный мир, весенний ковер. Творческая работа.
9 Основные законы линейно-воздушной перспективы.
Передаем пространство на плоскости.
10 Портрет.
Рисуем лицо человека.Пропорции головы.Моя семья; мой друг. Практическое задание.
11 Пейзаж.
Выполнение работ отдельных элементов пейзажа – «Земля», «Небо», «Вода», «деревья и кустарники», «растительный покров». Выполнение работ по циклу «Времена года».
12 Изображение птиц и животных в изобразительном искусстве.
Мои любимые животные; кто живет в Африке?; люблю деревню. Практическое задание.
Учебно-тематический план
(3-й год обучения)
№ п\п | Тема занятий | Количество часов |
Теория | Практика | Всего |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Правила поведения обучающихся. Правила работы с карандашом, кисточкой, красками. | 2 | - | 2 |
2 | Портрет. | 2 | 16 | 14 |
3 | Натюрморт. | 2 | 16 | 20 |
4 | Пейзаж. | 2 | 28 | 14 |
5 | Анималистика. | 2 | 16 | 22 |
6 | Художник и фантазия. | 2 | 20 | 14 |
7 | Цвет и оттенок. Смешиваем краски. | 2 | 16 | 8 |
8 | Основные законы линейно-воздушной перспективы | 2 | 16 | 10 |
9 | Проведение и участие: -в выставках и конкурсах разного уровня, - мастер-классы, - мероприятия Центра -учебно-познавательные экскурсии | По плану работы Центра |
| Итого: | 16 | 128 | 144 |
Содержание учебно-тематического плана 3-го этапа обучения:
1 Вводное занятие.
Инструктаж по ТБ. Правила поведения обучающихся.Правила работы с карандашом, кисточкой, красками.
2 Портрет.
Знакомство с различными видами портрета, изучение строения частей лица и головы, пропорции фигуры человека. Приемы проработки форм и способы передачи движений. Выполнение рисунка головы человека с живой натуры, от построения общей формы до детальной проработки головы и частей лица в целом. Выполнение рисунка тела человека в движении. Выполнение работ по циклам: «Семейный портрет», «Портрет времен года», «Мои друзья», «Автопортрет», «Зимние развлечения», «Слава спорту».
3 Натюрморт.
Знакомство с объемом, пространством, средой, композицией и техникой рисования натюрморта с учетом заданного освещения. Выполнение светотеневого рисунка натюрморта. Выполнение работ натюрморта из двух – трех предметов простой формы. Живопись натюрморта из крупных предметов, объединенных в смысловую группу.
4 Пейзаж.
Выполнение работ с различными видами пейзажа. Выполнение работ по циклу «Время суток», «Времена года».
5 Анималистика.
Изучение строения и техники рисования животных, пластика движений.Выполнение работ небольших животных, птиц, рыб, насекомых и млекопитающих в разных положениях с передачей характера движений. Выполнение работ по циклу: «Жители леса», «Жители пруда», «Животные жарких стран», «Животные севера».
6 Художник и фантазия.
Декоративная композиция на белой или тонированной бумаге: зимняя сказка, подводный мир, весенний ковер. Творческая работа.
7 Цвет и оттенок. Смешиваем краски.
Синий - «Морской пейзаж». Творческая работа.Желтый - Фрукты. Практическое задание.Зеленый - «В лесу».Красный - «Закат».Цветовое пятно - Цветочная поля.
8 Основные законы линейно-воздушной перспективы.
Передаем пространство на плоскости.
Методическое обеспечение программы:
Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе.
Для освоения программы воспитанниками (обучающимися) используются:
Методы организации занятий:
-словесные: объяснение тем, новых терминов и понятий, обсуждение, беседа, рассказ, аналих выполнения заданий, комментарий педагога.
-наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций скульптур, зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д.
-репродуктивный метод –метод практического показа.
Методы обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:
-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
-репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и осовенный способы деятельности;
-частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
-проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся.
Методы. Обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися;
-коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
-индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;
-груповой – организация работы по группам (2-5 человек);
-индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий.
Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу.тренинг.
Дидактический материал:
Бумага ,кисточки,карандаши,акварель,фигурки из дерева, картона, пластика (деревья, цветы, фигуры людей, фрукты и овощи),
серия художественных альбомов «Искусство детям»: Графические орнаменты. Акварельные цветы. Необыкновенное рисование. Дымковская игрушка и т. д.;разработки игр и занятий.
Методические рекомендации для педагога и родителей.
Основные части занятия:
- введение – создание эмоционального отношения к работе,
- обсуждение пройденного ранее материала;
- знакомство с новым материалом – беседа, рассматривание дидактических материалов,
- подготовка к совместной или самостоятельной деятельности;
- творческая деятельность детей;
выставка-просмотр работ, анализ результатов, подведение итогов занятия.
Список литературы:
1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М.: academia 2003.
2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты-М.: Учебная литература, 1998.
3. Соколова О.Ю. Секреты композиции: для начинающих художников – М.: Астрель. АСТ. 2005.
4. Ломоносова М.Т. Графика и живопись.: Учеб. пособие.- М: ООО Издательство АСТ,2003
Список литературы для обучающихся:
1. Лыкова И.А. Вот моя деревня! Рисуем красками. Издательство: Карапуз
2. Лыкова И.А. Чудесные писанки. Издательство: Карапуз, 2007.
3. Лыкова И.А. Золотая хохлома. Издательство: Карапуз,2007.
4. Карл Вёрман. История искусства всех времен и народов. Издательство: Полигон, 2000.
5. Пьер Порте. "Учимся рисовать": …человека; …диких животных; …природу; …окружающий мир; …зверей, рыб, птиц; …от А до Я. Мир книги, 2005.
6. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год. Как научиться рисовать натюрморт.
7.. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год. Как научиться рисовать собаку.
8. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год. Как научиться рисовать цветы.
9. Издательство «ЭКСМО – ПРЕСС», 2001 год. Как научиться рисовать портрет.
10. Содействие, 2007. Жанр: Учебное пособие. Серия: Рисование для всех.
Интернетресурсы:
1. http://video.yandex.ru/users/mirror-3/view/3/#
2. http://www.orenipk.ru/kp/distant_vk/docs/2_2_1/metod_izo.html
3. http://kidsmoy.su/index/netradicionnye_tekhniki_risovanija/0-44
4. stranamasterov.ru
5. http://pro-risunok.ru/
6. http://www.koob.ru/draw/
7. www.alleng.ru/edu/art3.htm