СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка патриотического направления "ПАТРИОТ"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка патриотического направления "ПАТРИОТ", расчитана на учащихся 5-7 классов с недельной нагрузкой в 4,5 рабочих часа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка патриотического направления "ПАТРИОТ"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 57 города Макеевки»



СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора_______С.В.Нагорная

« » _______ 2018г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор школы_________Т.Я.Лемтюгова

пр №___« » ______2018г.







Рабочая программа

кружка «ДЕТИ ДОНБАССА»

на 2019-2020 учебный год


Возраст обучающихся: 13 – 15 лет Кулик Елена Александровна,

педагог - организатор






МАКЕЕВКА

2019

Пояснительная записка

Без памяти – нет истории.

Без истории – нет культуры.

Без культуры – нет духовности.

Без духовности нет воспитания.

Без воспитания – нет Человека.

Без Человека нет – Народа!

В.Караковский

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у воспитанников любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм - одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан своей родной земли во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого…

Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач школы и республики. Обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать и учиться на его благо. Поэтому особое место в воспитании подрастающего поколения отводится воспитанию патриотизма, чувства любви к Родине.

Патриотизм – система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства. Военно-патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, формирование морально-психологической и физической готовности к выполнению Конституционного долга по защите Отечества.

Гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Оно предполагает привитие уважения к государственной символике, героическому и историческому прошлому, культуре своего народа, любви к родному языку, красотам родной природы, содержит в себе экологическое воспитание, способствует единению всех граждан.

В связи с этим на базе МОУ «СШ № 57» в 2019-2020 учебном году работает военно-патриотический кружок «Дети Донбасса», в котором воспитанники приобретут нравственные, морально-психологические качества, а также специальные профессиональные знания и умения, необходимые будущему защитнику Отечества, гражданину, патриоту.

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:

  1. Конституции Донецкой Народной Республики;

  2. Законе ДНР «Об образовании»;

  3. Государственного образовательного стандарта среднего общего образования;

  4. Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики;

  5. Конвенции ООН о правах ребёнка;

  6. Приказа МОН ДНР «Об утверждении Требований к программам дополнительного образования детей» № 392 от 11.08.2015;

  7. Приказа МОН ДНР «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельностипо образовательным программамдополнительного образования детей»

  8. Методических рекомендаций к программам дополнительного образования.

В основе работы кружка предусматривается ознакомление воспитанников со статьями Конституции о защите Отечества, беседы, лекции по истории Вооруженных сил ДНР, России, СССР, о подвигах нашего народа. Также для воспитания патриотизма в работе предполагается использование народной тематики: народный фольклор, народную поэзию, сказки, эпос, фразеологию и лексику родного языка, многообразие видов декоративно-прикладного искусства, народные обряды и традиции, т. е. все те духовные ценности, чем богата наша великая Республика, что составляет стержень национального характера.

Направленность образовательной программы

Программа направлена на содействие всесторонней подготовки молодежи к предстоящей службе в Вооруженных Силах ДНР, профессиональную ориентацию по выбору военных профессий. Ориентирована на военно-патриотическое воспитание, имеет целевую установку готовить к защите Отечества на боевых традициях, формировать морально-психологические качества, дисциплинированность. Основная цель военно-патриотического воспитания – готовить учащихся к защите Отечества, своего народа, родного края, воспитывать чувство уважения и гордости к Вооруженным Силам ДНР.

Концепция предлагаемой программы строится на актуальности для жителей ДНР вопросов защиты своей Родины. В настоящее время вопросы военной подготовки вызывает у подростков большой интерес. Программа позволяет подросткам приобщиться к здоровому образу жизни. Создаются условия для развития юношей и девушек мотивации к познанию, выработки чувства коллективизма, ответственности за себя и товарищей. Дает возможность получить первичные навыки военной службы, почувствовать себя будущими защитниками нашего государства.

В связи с этим видим необходимость в составлении учебной программы так, чтобы темы изучались последовательно, от легкого к сложному, были взаимодополняемыми. Особое внимание предлагается уделить практическим занятиям.

Настоящая программа разработана в соответствии с требованиями нынешнего времени и задачами Донецкой Народной Республики. Охватывает теорию и практику защиты человека от опасностей природного, техногенного происхождения, а также опасностей военного времени.

В программе формируются понятия здорового образа жизни как индивидуальной системы ежедневного поведения человека, обеспечивающей ему физическое, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.

Роль кружковой работы в комплексной системе идеологического и военно-патриотического воспитания состоит в формировании у учащихся готовности к выполнению гражданского и конституционного долга по защите Родины, в укреплении морального духа учащихся, в развитии принципов само- и взаимопомощи, в формировании их сознательности, ответственности, дисциплинированности, трудовой активности.



Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Актуальность программы

В последнее десятилетие в мире произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Но мало воспевать свой край. Надо вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью. Краеведческий подход дает возможность гуманизировать воспитательный процесс.

Для современного человека стало актуальным восстановление культурно-исторических связей с родным краем, своей малой родиной. Воспитывать патриотические чувства следует через осознание ребенком причастности ко всем процессам, происходящим в родном крае, через выбор активной жизненной позиции, через осознание своей значимости, неповторимости.

Актуальность данной программы состоит и в комплексном подходе к воспитанию и обучению воспитанников, позволяющем сочетать патриотическое, духовно- нравственное, эстетическое воспитание учащихся.


Педагогическая целесообразность программы

Практическая значимость программы в том, что подрастающее поколение нуждается в обновленном патриотическом воспитании. Очевидно, что при эффективной патриотической работе возможно не только укрепление любви и уважения молодых людей к Родине, своему народу, родному городу, двору, но и резкое снижение среди молодежи криминальной культуры, экстремистского поведения и иных негативных явлений.

В воспитании – гражданина ДНР и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых ДНРовцев, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края. Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

Патриотизм - любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего Отечества, "своего народа". Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.

Педагогическая целесообразность программы кружка «Дети Донбасса» заключается в формировании патриотических чувств, развитии чувства гордости за свою страну; воспитании личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Отличительной особенность программы является ее базирование на краеведческом материале, включение в содержание программы блока тем по духовно-нравственному направлению.


Новизна программы

Новизна программы состоит в том, что в процессе занятий учащиеся занимаются основами поисковой, краеведческой работы, знакомятся с историей родного края и Великой Отечественной войны. Кроме того, подростки приобретают навыки на занятиях по различным направлениям: военно-спортивное, туристическое, журналистское, медицина и т.д.



Цели и задачи программы

Цели:

  • формировать и развивать у обучающихся чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения, воспитывать патриотические качества личности в соответствии с моделью «Гражданина - патриота ДНР».

  • создать условия, способствующие патриотическому, интеллектуальному и духовному развитию личности юного гражданина ДНР, его лидерских качеств;

  • развивать интерес к изучению истории своей Родины, уважения к наследию своего народа;

  • изучать культурно - исторические отечественные традиций.

Задачи:

  • воспитание гражданственности, патриотизма и любви к Родине, родному краю;

  • формирование профессионально значимых качеств и умений, верности конституционному и воинскому долгу;

  • воспитание бережного отношения к героическому прошлому нашего народа, землякам;

  • -совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения воспитанников, их творческой активности.

  • формирование патриотизма, гражданской позиции, понимание прав и свобод личности;

  • сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

  • сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

  • сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

  • вести постоянную работу по социализации обучающихся,

  • готовить их к жизни в современной действительности.


Отличительные особенности Программы

Данная программа модифицирована, при её составлении автор опирался на педагогические идеи классиков педагогики Я.А.Коменского, Н.Г.Чернышевского и В.А.Сухомлинского, считающих, что человеческое достоинство измеряется его заслугами Родине. Близки и мысли современных педагогов В.В.Мартынова, А.В.Беляева, которые определяют патриотизм как одно из нравственных качеств личности. Учитывая большое влияние на воспитание патриотизма на конкретных исторических примерах, в содержание программы внесен региональный компонент. Кроме того, добавлены элементы педагогической антропологии, направленные на сохранение здоровья учащихся.

Оличительной чертой является актуальность данного направления именно в нашей Республике. Военно-патриотическое направление — направлено на формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера, подготовка к жизни в экстремальных условиях.

За основу была взята программа Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Патриот», разработанная методистом Костяевой Н.А., Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дворца творчества детей и молодежи имени Добробабиной А.П. города Белово»



Возраст учащихся

Программа рассчитана на детей в возрасте 13-16 лет (7-10 классы). Группа в составе 22 учащихся была набрана по желанию родителей и учащихся для развития военно – патриотического воспитания.



Срок реализации программы

Программа «Дети Донбасса» расчитана на 1 год. Недельная нагрузка – 3 часа.

Год обучения

Всего часов

Теория

Практика

1

164,5

47

117,5



Формы и режим занятий

Форма кружковой работы – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка. В течение года возможно использование как индивидуально-групповых занятий, так и работа по подгруппам. Применяются как словесные способы организации занятия (устное изложение, беседа, объяснение, анализ текста, фильма, ролика) так и наглядные (показ видеоматериалов, иллюстраций, фото, наблюдение, работа по образцу) и практические (тренинги, тренировочные упражнения, участие в инсценировках, в митингах, строевая подготовка).

Формы проведения занятий:

  • Проявление заботы о ветеранах, визиты к участникам ВОВ; 

  • Линейки Памяти и минуты молчания, митинги;

  • Уроки мужества и встречи с ветеранами в дни воинской славы;

  • Участие в поисковой работе;

  • Тематические беседы, оформление стенгазет;

  • Встречи с ополченцами армии ДНР;

  • Благотворительные акции «Ветераны рядом» и «Солдатская почта»;

  • Тематические вечера и поэтические гостинные;

  • Выставки рисунков и фото-выставки;

  • Дискуссии, обсуждения;

  • Участие в конкурсах и концертах, викторинах;

  • Экскурсии;

  • Участие в благотворительных ярмарках и акциях;

  • Военно-спортивные соревнования.


Занятия проводятся 3 раза в неделю (3 часа).

Дни и часы занятий:

Понедельник 13.10 – 13.55

Среда 13.10. – 15.00

Пятница 14.05. – 14.50

Ожидаемые результаты

  • формирование духовно-патриотических ценностей у воспитанников;

  • воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу;

  • повышение интеллектуального, культурного, нравственного развития воспитанников;

  • воспитание чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Донецкой Народной Республики - Герба, Флага, Гимна, другой символики и исторических святынь Отечества;

  • формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских взаимоотношений между народами.

Требования к уровню подготовки учащихся

Знаю:

-что такое семья и для чего она создается;

-историю своего рода, своей семьи;

-традиции и обычаи своей семьи;

-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;

-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;

-важные даты в жизни семьи;

-свои права и свои семейные обязанности;

-как и чем я могу помочь своим близким;

-историю Донбасса;

-историю Малой Родины и родного края;

-историю своего народа и его нравы;

-историю государственных символов ДНР;

-имена знаменитых соотечественников, прославивших Донбасс;

-свой родной язык;

-родную литературу;

-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный

-календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыку, архитектуру, кино, театр и др.

Умею:

-любить свою семью и всех своих родных и близких;

-быть благодарным;

-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;

-понять и прощать, сочувствовать и помогать;

-уважать мнение других членов семьи;

-донести сведения о своем роде, своей семье;

-добросовестно выполнять свои обязанности;

-заботиться о старших и младших членах семьи;

-вести здоровый образ жизни;

-помогать в организации семейных праздников, игр, забав, развлечений;

-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;

-делать приятное своим родным и близким;

-рассказать об истории своего Отечества;

-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;

-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами

(в том числе о своих предках, родных и близких людях);

-рассказывать народные сказки, играть в народные игры, водить хороводы;

-ценить красоту и богатства родной природы;

Действую:

-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;

-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;

-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;

-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;

-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов,

-знаю текст и мелодию Гимна ДНР, грамотно веду себя при подъеме флага и исполнения Гимна, могу узнать герб ДНР среди других гербов;

-смотрю мультфильмы и фильмы посвященные моему Отечеству и жизни его героев;

-беру пример с достойных граждан своего Отечества,уважительно отношусь к другим людям;

-не нарушаю правила и законы моего государства;

-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;

-участвую в народных праздниках, в сохранении памятников истории и культуры;

-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;

-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.

Формы подведения итогов в реализации дополнительной образовательной программы

  • текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;

  • промежуточный – творческие конкурсы, выставки;

  • итоговый – открытые и зачетные занятия, участие в выставках.


Учебно-тематический план

I семестр

Раздел

Тема

Общее

кол-во

часов

Тео

рия

Прак

тика

1. Вводные организационные занятия. Введение и ознакомление с направлениями работы кружка.


18

4

14


Вводное организационное занятие.


1


Посещение школьного музея. Планирование программы на год. Сбор материалов для исследовательских работ учащихся.



2,5

Участие в митинге и в возложении цветов на братской могиле посвящённые Дню освобождения Донбасса от фашистских захватчиков.



1

Донбасс в годы оккупации. Параллель с нашим временем.


1


Работа над музейным стендом «Они сражались за Родину»



2,5

Кто они наши освободители? Юные герои ВОВ – наши земляки.


1


Диспут «Что такое МИР?»



1

Творческая лаборатория. Мастер-класс по изготовлению голубей ко Дню Мира. Конкурс рисунков «Мир глазами детей»



2,5

Участие в линейке посвящённой Дню Мира.



1

Создание отряда «Юные тимуровцы». Планирование работы отряда.


1


Посещение памятника погибших детей на Донбассе.



2,5

Диспут «Дети плачут одинаково - на всех языках»



1

2. Мой дом - моя семья!


5,5

2

3,5


Мой дом - моя семья! Роль семьи в моей жизни и в обществе в целом.


1


Составление древа рода. Рисуем фамильный герб. Дорожите именем своим!



2,5

Семейные ценности. Я горжусь своей семьёй. История моего родственника.


1


«Старая фотография рассказала» Выставка рисунков «Моя семья – моё богатство»



1

3. Город, в котором я живу!


13,5

3,5

10


Город, в котором я живу. Главные вехи в истории. Мой город сегодня. Моя роль и моё место в нашей родной Макеевке.


2,5


Ими гордится наш город. Памятные места нашего города.


1


Фотоконкурс «Мой любимый уголок родного города»



1

Моя улица. Исследовательская работа в честь кого названа моя улица.



2,5

Тематический вечер «День партизанской славы»



1

Проведение митинга и флешмоба « Белые журавли»



1

Участие в республиканском итоговом слёте поисковых отрядов и активистов музеев «Наследники Победы»



2,5

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.



1

Оформление альбома «Наш город»



1

4. Наша родина – Донбасс.


25

9,5

15,5


Наша родина – Донбасс. Место на карте. Города и население.


1,5

1

Традиции многонационального Донбасса.


1


«Где песня льётся – там легче живётся»



1

Флора и фауна родного края. Заповедные места Донбасса.


1,5

1

Экскурсия в Донецкий Ботанический Сад.



1

Полезные ископаемые Донбасса. Уголь – гордость земли донецкой.


1


Промышленность Донбасса. Большие предприятия.


1,5

1

Профессии моих родителей. Викторина о профессиях.



1

Диспут «Кем я буду, когда вырасту». Тест «Какая моя будущая профессия»



1

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.



2,5

Религия в нашем государстве. Храмы нашего города. Святыни Донбасса.


1


Родной язык – часть меня.


1


Поездка в краеведческий музей города Макеевки.



2,5

Экологические проблемы нашего края.


1


Тематический вечер, посвящённый Дню Неизвестного Солдата.



1

Проведение в школе акции «Георгиевская Ленточка»



2,5

5. Я гражданин ДНР.


15,5

6,5

9


Я гражданин ДНР. Мои права и обязанности.


1


Конституция ДНР.



1

Символика ДНР. Наш флаг и герб. «Его должны знать все» Гимн ДНР.


1,5

1

Образование ДНР.


1


Высшие органы власти ДНР. Кто такой глава Республики.


1


Диспут – «Если бы я был депутатом»



2,5

Государственные праздники ДНР.


1


Наши соседи – государства. Что такое толерантность.


1


Тимуровское движение. Посещение ветеранов.



2,5

Благотворительная акция «В подарок нашим защитникам»



1

Акция «Открытка с поздравлениями солдатам армии ДНР»



1

Всего за 1

семестр


77,5

25,5

52

II СЕМЕСТР

Раздел

Тема

Общее

кол-во

часов

Теория

Прак

тика

6.Культурная жизнь Республики.


19,5

6

13,5


О чём говорят названия наших городов. Ознакомление с гербами городов нашей Республики.



2,5

Легенды и предания нашего края.


1


Тимуровское движение. Посещение ветеранов.



1

Писатели о Родине.


1

1,5

Памятники истории вокруг нас.



1

Культурная жизнь нашего края.


1


Поэтический вечер «Ты в сердце моём – ДОНБАСС!»



2,5

Театры Донбасса.


1


Выдающиеся деятели культуры родившиеся на Донбассе.



2,5

Поход в Филармонию.


1


Донецкая государственная

академическая филармония. Дебаты.


1


Фотоконкурс «Наша Республика». Выставка работ в школе.



2,5

7. Строевая подготовка. День Защитника Отечества.


17

4

13


Просмотр парада посвящённого 75 - летию Победы.


1


Основные приёмы военной подготовки. Строевые приёмы и движения. Строевая стойка.


0,5

0,5

Экскурсия в военную часть батальона «Восток»



2,5

Повороты на месте. Движение строевым шагом. Строевой шаг.



1

Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение в строй.


0,5

0,5

История солдатской открытки. Творческая лаборатория «Открытки с поздравлениями» - для солдат нашей армии.


1

1,5

Проведение выставки рисунков «Мы будущие защитники своей Родины»



1

Выпуск стенгазеты ко Дню Защитника Отечества. Участие в конкурсе строевой песни.



1

Участие в «Зарнице» и «Рыцарском турнире»



2,5

Просмотр фильма «Кадеты»


1


Тимуровское движение. Посещение ветеранов.



2,5

8. Армия – это сила!


18

4

14


Что такое армия. Виды Вооружённых сил. Рода войск.


1


Воинские звания. Военная символика.


1


Военная техника. Просмотр документального фильма о военной технике.



2,5

Рисуем боевую технику.



1

Творческая лаборатория. Создаём новый вид боевой техники.



2,5

Военная форма.


1


Творческая лаборатория. «Мы модельеры» Рисуем фасон военной формы будущего.



1

Встреча с воинами афганцами.



2,5

Диспут «Воинский долг – что это такое».



1

Виды оружия массового поражения.


1


Просмотр фильма о ядерном и бактериологическом оружии.



2,5

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.



1

9. Здоровье. Туризм. Медицина.


13,5

4

9,5


Здоровая нация – залог процветания государства.


1


Просмотр документального фильма о вреде курения и наркотиков.



2,5

Час здоровья.



1

Правила личной гигиены.


1


Медицинская подготовка. Общие принципы оказания первой медицинской помощи.



2,5

Ушибы. Растяжения. Вывихи. Переломы. Первая медицинская помощь.



1

Первая медицинская помощь при термических и химических ожогах. Обморожение и замерзание. Поражение электрическим током и молнии.



1

Гражданская оборона. Правила поведения в условиях катастроф и бедствий. Средства индивидуальной защиты. Противогазы и их виды.


1

1,5

Основы туризма. Правила выживания в экстремальных условиях.


1


10.«Прикоснись сердцем к подвигу»


19

3,5

15,5


Тимуровское движение. Посещение ветеранов.



1

«Прикоснись сердцем к их подвигу»


2,5


Интернет путешествие по городам-героям и местам великих битв.



1

Акция «Обелиск». Уход за братской могилой.



1

Участие в митинге посвящённому празднованиюДня Великой Победы.



1

Участие в конкурсе военной песни «Песни в шинели»



1

Участие в акции «Бессмертный полк»



2,5

Участие в легкоатлетическом пробеге посвящённом Дню Победы.



1

Просмотр фильмов о ВОВ.



2,5

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.



1

Викторина «Я юный патриот»



1

Посещение Саур –Могилы. Саур могила в годы ВОВ и сегодня.



2,5

Заключительное занятие. Подведение итогов. Планирование работы на следующий год.


1


ВСЕГО ЗА 2

СЕМЕСТР


87

21,5

65,5

ВСЕГО ЗА

ГОД


164,5

47

117,5

Содержание программы

1. Вводные организационные занятия. Введение и ознакомление с направлениями работы кружка.

Цель: познакомить детей с программой кружка, техникой безопасности, друг с другом и педагогом.

Задачи:

  1. Предоставление сведений о программе кружка, выявление начального уровня знаний и умений. Информирование о технике безопасности.

  2. Развитие творческих способностей, коммуникабельности.

  3. Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости за Россию.

Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг.

Вводное организационное занятие.

Посещение школьного музея. Планирование программы на год. Сбор материалов для исследовательских работ учащихся.

Участие в митинге и в возложении цветов на братской могиле посвящённые Дню освобождения Донбасса от фашистских захватчиков.

Донбасс в годы оккупации. Параллель с нашим временем.

Работа над музейным стендом «Они сражались за Родину»

Кто они наши освободители? Юные герои ВОВ – наши земляки.

Диспут «Что такое МИР?»

Творческая лаборатория. Мастер-класс по изготовлению голубей ко Дню Мира. Конкурс рисунков «Мир глазами детей»

Участие в линейке посвящённой Дню Мира.

Создание отряда «Юные тимуровцы». Планирование работы отряда.

Посещение памятника погибших детей на Донбассе.

Диспут «Дети плачут одинаково - на всех языках»

2. Мой дом - моя семья!

Знает:

-что такое семья и для чего она создается;

-историю своего рода, своей семьи;

-традиции и обычаи своей семьи;

-важные даты в жизни семьи.

Умеет:

-любить свою семью и всех своих родных и близких;

-быть благодарным;

-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;

-в согласии делать общие дела;

-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;

-хранить семейные реликвии;

-донести сведения о своем роде, своей семье.

Мой дом - моя семья! Роль семьи в моей жизни и в обществе в целом.

Составление древа рода. Рисуем фамильный герб. Дорожите именем своим!

Семейные ценности. Я горжусь своей семьёй. История моего родственника.

«Старая фотография рассказала» Выставка рисунков «Моя семья – моё богатство»

3. Город, в котором я живу!

Знает:

- историю города;

- рассказы, фильмы и картины, связанные с родным городом;

- историю своей семьи в истории родного города.

Умеет:

- рассказывать о соотечественниках, прославивших Макеевку своими подвигами

(в том числе о своих предках, родных и близких людях).

Посещает музеи, изучает историю и культуру родного города.

Ходит в походы по родному краю и бережет его природу; ценит красоту и богатства родной природы.

Участвует в сохранении памятников истории и культуры.

Город, в котором я живу. Главные вехи в истории. Мой город сегодня. Моя роль и моё место в нашей родной Макеевке.

Ими гордится наш город. Памятные места нашего города.

Фотоконкурс «Мой любимый уголок родного города»

Моя улица. Исследовательская работа в честь кого названа моя улица.

Тематический вечер «День партизанской славы»

Проведение митинга и флешмоба « Белые журавли»

Участие в республиканском итоговом слёте поисковых отрядов и активистов музеев «Наследники Победы»

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

Оформление альбома «Наш город»

4. Наша родина – Донбасс.

Знает: полезные ископаемые и заповедные места ДНР;

-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды;

- экологические проблемы своего края.

Умеет: рассказывать о полезных ископаемых ДНР;

- петь народные песни и играть в народные игры;

- беречь природу;

- описывать красоту родного Донбасса.

Наша родина – Донбасс. Место на карте. Города и население.

Традиции многонационального Донбасса.

«Где песня льётся – там легче живётся»

Флора и фауна родного края. Заповедные места Донбасса.

Экскурсия в Донецкий Ботанический Сад.

Полезные ископаемые Донбасса. Уголь – гордость земли донецкой.

Промышленность Донбасса. Большие предприятия.

Профессии моих родителей. Викторина о профессиях.

Диспут «Кем я буду, когда вырасту». Тест «Какая моя будущая профессия»

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

Религия в нашем государстве. Храмы нашего города. Святыни Донбасса.

Родной язык – часть меня.

Поездка в краеведческий музей города Макеевки.

Экологические проблемы нашего края.

Тематический вечер, посвящённый Дню Неизвестного Солдата.

Проведение в школе акции «Георгиевская Ленточка»

5. Я гражданин ДНР.

Знает:

- историю государственных символов;

- текст и мелодию Гимна Республики;

Умеет:

грамотно вести себя при подъеме флага и исполнения Гимна;

рассказывать о полезных ископаемых ДНР;

- рассказывать о роли Макеевки в экономике Республики;

Я гражданин ДНР. Мои права и обязанности.

Конституция ДНР.

Символика ДНР. Наш флаг и герб. «Его должны знать все» Гимн ДНР.

Образование ДНР.

Высшие органы власти ДНР. Кто такой глава Республики.

Диспут – «Если бы я был депутатом»

Государственные праздники ДНР.

Наши соседи – государства. Что такое толерантность.

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

Благотворительная акция «В ПОДАРОК НАШИМ ЗАЩИТНИКАМ»

Акция «Открытка с поздравлениями солдатам армии ДНР»

6.Культурная жизнь Республики.

Знает: перечень городов входящих в Республику; легенды нашего края; великих культурных деятелей Донбасса; культурные места нашей Республики.

Умеет: выразительно продекламировать поэзию о нашем крае; ориентироваться в культурной жизни Донбасса.

О чём говорят названия наших городов. Ознакомление с гербами городов нашей Республики.

Легенды и предания нашего края.

Писатели о Родине.

Памятники истории вокруг нас.

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

Фотоконкурс «Наша Республика». Выставка работ в школе.

Культурная жизнь нашего края.

Театры Донбасса.

Поэтический вечер «Ты в сердце моём – ДОНБАСС!»

Выдающиеся деятели культуры родившиеся на Донбассе.

Донецкая государственная

академическая филармония

Поход в Филармонию.

7. Строевая подготовка. День Защитника Отечества.

Цели: 

1.Обучить детей основным строевым приемам.

2. Выработка у детей строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и быстро выполнять воинское приветствие.

3. Воспитание дисциплины, гражданственности и патриотизма.
Теоретические знания: строи и их элементы, строевые приемы.
Практические знания: выполнение основных приемов и движений, участие в шкооьном смотре строя.

Просмотр парада посвящённого 75 - летию Победы.

Основные приёмы военной подготовки. Строевые приёмы и движения. Строевая стойка.

Экскурсия в военную часть батальона «Восток»

Повороты на месте. Движение строевым шагом. Строевой шаг.

Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение в строй.

История солдатской открытки. Творческая лаборатория «Открытки с поздравлениями» - для солдат нашей армии.

Проведение выставки рисунков «Мы будущие защитники своей Родины»

Выпуск стенгазеты ко Дню Защитника Отечества. Участие в конкурсе строевой песни.

Участие в «Зарнице» и «Рыцарском турнире»

Просмотр фильма «Кадеты»

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

Просмотр парада посвящённого 75 - летию Победы.

Основные приёмы военной подготовки. Строевые приёмы и движения. Строевая стойка.

Экскурсия в военную часть батальона «Восток»

Повороты на месте. Движение строевым шагом. Строевой шаг.

Выполнение воинского приветствия. Выход из строя и возвращение в строй.

История солдатской открытки. Творческая лаборатория «Открытки с поздравлениями» - для солдат нашей армии.

Проведение выставки рисунков «Мы будущие защитники своей Родины»

Выпуск стенгазеты ко Дню Защитника Отечества. Участие в конкурсе строевой песни.

Участие в «Зарнице» и «Рыцарском турнире»

Просмотр фильма «Кадеты»

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

8. Армия – это сила!

Теоретические знания: история и традиции Вооруженных Сил ДНР И Российской Федерации, символы воинской чести; воинские награды, истории создания Вооруженных Сил ДНР; организационной структуры ВС ДНР, видов ВС ДНР; истории их создания и предназначения; функций и основных задач современных ВС, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны.

Цель: формировать уважение к военным; воспитывать готовность самим в любое время стать на защиту родины; Что такое армия. Виды Вооружённых сил. Рода войск.

Воинские звания. Военная символика.

Военная техника. Просмотр документального фильма о военной технике.

Рисуем боевую технику.

Творческая лаборатория. Создаём новый вид боевой техники.

Военная форма.

Творческая лаборатория. «Мы модельеры» Рисуем фасон военной формы будущего.

Встреча с воинами афганцами.

Диспут «Воинский долг – что это такое».

Виды оружия массового поражения.

Просмотр фильма о ядерном и бактериологическом оружии.

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

9. Здоровье. Туризм. Медицина.

Задачи:

1. Ознакомить детей с правилами и способами оказания первой медицинской помощи.

2. Развитие навыков и умений по оказанию первой медицинской помощи.

3. Воспитание ответственности за жизнь и здоровье, взаимопомощи.

4. Познакомить детей со способами выживания в условиях вынужденной автономии.

5. Развитие навыков и умений по отработке основных приемов выживания в природных условиях.

6. Воспитание дисциплины, товарищества, коллективизма.

7. Познакомить с основными правилами гигиены.

Здоровая нация – залог процветания государства.

Просмотр документального фильма о вреде курения и наркотиков.

Час здоровья.

Правила личной гигиены.

Медицинская подготовка. Общие принципы оказания первой медицинской помощи.

Ушибы. Растяжения. Вывихи. Переломы. Первая медицинская помощь.

Первая медицинская помощь при термических и химических ожогах. Обморожение и замерзание. Поражение электрическим током и молнии.

Гражданская оборона. Правила поведения в условиях катастроф и бедствий. Средства индивидуальной защиты. Противогазы и их виды.

Основы туризма. Правила выживания в экстремальных условиях.

10.«Прикоснись сердцем к подвигу»

Знает:

- о соотечественниках, прославивших Донбасс своими подвигами в годы войны (в том числе о своих предках, родных и близких людях);

- основные события, связанные с легендарной Саур-Могилой (о героических сражениях в 1943 и 2014 годах).

Умеет:

рассказывать об улицах, которые носят имена героев Великой Отечественной войны;

- рассказать о героических сражениях на Саур-Могиле;

- рассказать о себе как о хранителе истории.

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

«Прикоснись сердцем к их подвигу»

Интернет путешествие по городам-героям и местам великих битв.

Акция «Обелиск». Уход за братской могилой.

Участие в митинге посвящённому празднованиюДня Великой Победы.

Участие в конкурсе военной песни «Песни в шинели»

Участие в акции «Бессмертный полк»

Участие в легкоатлетическом пробеге посвящённом Дню Победы.

Просмотр фильмов о ВОВ.

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

Викторина «Я юный патриот»

Посещение Саур –Могилы. Саур могила в годы ВОВ и сегодня.

Заключительное занятие. Подведение итогов. Планирование работы на следующий год.

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

«Прикоснись сердцем к их подвигу»

Интернет путешествие по городам-героям и местам великих битв.

Акция «Обелиск». Уход за братской могилой.

Участие в митинге посвящённому празднованиюДня Великой Победы.

Участие в конкурсе военной песни «Песни в шинели»

Участие в акции «Бессмертный полк»

Участие в легкоатлетическом пробеге посвящённом Дню Победы.

Просмотр фильмов о ВОВ.

Тимуровское движение. Посещение ветеранов.

Викторина «Я юный патриот»

Посещение Саур –Могилы. Саур могила в годы ВОВ и сегодня.

Заключительное занятие. Подведение итогов. Планирование работы на следующий год.



Методическое обеспечение образовательной программы

Для реализации программы необходимы: плакаты, журналы, природные материалы (дерево, листва, глина), бумага, клей, ножницы, костюмы для праздников, книги, компьютеры, видео и фото оборудование.

Техническое оснащение:

  • проектор;

  • экран;

  • видео – диски;

  • магнитофон;

  • компьютер.

Дидактическое обеспечение программы: ( используются наглядные пособия следующих видов: естественный или натуральный, объёмный, схематический или символический, картинный и картинно-динамический, звуковой, смешанный):

  • методические разработки по темам программы;

  • подборка информационной справочной литературы;

  • сценарии массовых мероприятий, разработанные для досуга учащихся;

  • наглядные пособия по темам;

  • карты индивидуального пользования по темам;

  • образцы творческих работ;

  • инструктаж последовательного выполнения работы;

  • учебники и журналы;

  • видео и фотоматериалы.

Санитарно – гигиенические требования.

Для реализации программы необходимо иметь:

  • светлое просторное помещение;

  • у каждого ребенка должно быть место за партой и набор необходимых канцелярских принадлежностей;

  • расстояние от глаз до работы должно составлять 35-40см, при меньшем расстоянии может развиться близорукость;

  • кабинет должен быть оборудован шкафами для хранения принадлежностей и незаконченных творческих работ, методической литературы и наглядных пособий для занятий;

  • в кабинете осуществляется влажная уборка и проветривание;

  • в наличии имеется аптечка с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.


Список использованной литературы

Использованная литература

  1.  Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.

  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми. – М.: «Сфера», 2005.

  3. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. - 2-е изд., испр. и доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.

  4. Колокола веков. /Сост. В.Я. Лазарев. М.: «Молодая гвардия», 1976.

  5. Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Издательство «УкрНТЭК», 2002.

  6. Краеведение: пособие для учителя. /Под ред. А.В. Даринского. М., 1987.

  7. Прутченков А.С. "Свет мой, зеркальце, скажи...": Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: Новая школа, 1996.

  8. Степкин В.П., Гергель В.Ы. Полная история Донецка. – Донецк: Апекс, 2008.

  9. Щербина А.В. Иностранные капиталы в угольной и металлургической промышленности Донбасса и Приднепровья (1861-1914). – Донецк: ООО «Юго-Восток», 2006.

Литература для учителя

  1. Агапова И. А. Патриотическое воспитание в школе: сборник мероприятий к празднованию Дня Победы / Авт.–сост. М. В. Видякин. – Волгоград, 2007.

  2. Агапова И.А., Давыдова М.А. Мы – патриоты! - М.: «ВАКО», 2006.

  3. Агапова И.А., Давыдова М.А. Беседы о великих соотечественниках с детьми. – М.: «Сфера», 2005.

  4. Григорьева Т.Г., Линская Л.В., Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов. - 2-е изд., испр. И доп. - Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.

  5. Дружинина А. Е. Толерантных отношений в образовательном пространстве // Воспитание школьников. – 2011. – №6.

  6. Колокола веков. /Сост. В.Я. Лазарев. М.: «Молодая гвардия», 1976.

  7. Костыря И.С. Думы о Донбассе: В двух частях. – Донецк: Издательство «УкрНТЭК», 2002.

  8. Краеведение: пособие для учителя. /Под ред. А.В. Даринского. М., 1987.

  9. Мохотаева Н. Н. Программа «Формирование нравственных ценностей» // Классный руководитель. –2012. – № 3.

  10. Прутченков А.С. "Свет мой, зеркальце, скажи...": Методические разработки социально-психологических тренингов. - М.: Новая школа, 1996.

  11. Степкин В.П., Гергель В.Ы. Полная история Донецка. – Донецк: Апекс, 2008.

  12. Щербина А.В. Иностранные капиталы в угольной и металлургической промышленности Донбасса и Приднепровья (1861-1914). – Донецк: ООО «Юго-Восток», 2006.
     

Литература для учащихся:

  1. Атлас «Люби и знай свой край». М., 1998.

  2. Благинина Е. Огонек. Стихи. М.: «Детская литература», 1989.

  3. Благинина Е. Бабушка-забота. Стихи. М.: «Детская литература», 1989.

  4. Будкин, А. Законы лучше не нарушать, а знать // Мы . - 2009 . - № 4.

  5. Все о Донецке : спр.. - Донецк : Донбасс, 1983.

  6. Все о Донецке : горожанам и гостям столицы Донбасса : спр. пособие. - Донецк : Донбасс, 2003.

  7. Дашко В. Права детей // Позакласний час . - 2013 . - № 9/10.

  8. Мартышин В.С. Твоя родословная : духовно-нравственные основы семьи. - М.: Школьная Пресса, 2000.

  9. Рогозин Ю. П. Секреты общения. - М.:Знание, 1991.

  10. Федоров С. Символ несокрушимости Донбасса [ Саур - могила] // Донецкая республика. - 2015. - 12-19 февраля (№ 2).

  11. Я познаю мир: детская энциклопедия. История./Под ред. О.Г. Хинн.- М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.















Приложение 1

Глоссарий

Воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося, как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.

Генеалогия – история рода, родословие.

Герб, -а, м. Эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах. Государственный герб ДНР.

Герб Донецкой Народной Республики представляет собой серебряного двуглавого орла, поднявшего вверх распущенные крылья. На груди орла — в червлёном щите Святой Архистратиг Михаил в серебряном одеянии и вооружении и чёрной мантии, с лазоревым мечом и серебряным с золотыми краями щитом с золотым крестом 
Гимн -  1. Торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства. Государственный гимн ДНР. Студенческий гимн 2. Вообще — хвалебная песня, музыкальное произведение.

Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Гражданственность – интегративная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.

Диагностика – изучение процесса и результатов обучения и воспитания.

Духовность - понятие, обозначающее ценностную наполненность внутреннего мира человека: его помыслов, переживаний, душевных состояний, смыслов, поступков.

Интеллектуальное развитие – активное и своевременное раскрытие умственных способностей ребёнка, направленное на воспитание личностных качеств человека, способствующих достижению успеха.

Личность – субъект социальных отношений и сознательной деятельности.

Мораль – принятые в обществе представления о плохом и хорошем. Мораль – это правила, которые устанавливают, какое поведение является правильным, а какое неправильным. Слово «мораль» пришло к нам из французского языка от слова «moralie», которое, в свою очередь, произошло от латинского слова «moralis».

Образовательная среда является совокупностью социальных, культурных, а также специально организованных психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которой с индивидом происходит становление личности, её мировосприятия.

Патриотизм – в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями и ценностями народа. Сегодня патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Предок – древний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений. 
Род - ряд поколений, происходящих от одного предка, а так же вообще 
поколение. 
Родословная – перечень поколений одного рода, устанавливающий 
происхождение и степень родства. 
Семья – группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми).

Сотрудничество – взаимодействие взрослых и детей, при котором удовлетворяются обоюдные интересы. При соблюдении примерного паритета.

Сотворчество – способ выражения результатов совместной деятельности и отдачи, ка сила и стимул для поиска гармонии жизни человека, как источник радости и вдохновения.

Содружество – межличностные отношения людей, построенное на общности интересов и потребностей, кодекс дружбы.

Флаг, -а, м. Прикреплённое к древку или шнуру полотнище определённого цвета или нескольких цветов, часто с эмблемой.
Флаг ДНР

Чёрный цвет символизирует плодородную землю Малороссии и уголь Донбасса.    

Синий цвет символизирует дух народа и воды Азовского моря.   

 Красный цвет символизирует кровь, пролитую за свободу народа.









Приложение 2


Гимн ДНР

Великий Донбасс: честь и гордость народа,

Богатые недра, леса и поля,

Наш край трудовой, наша жизнь и свобода, -

Навеки хранимая богом земля!


Славься республика, наша народная,

Славься любимый шахтёрский Донбасс!

Славься Держава, духом свободная,

Дружбой народов, связавшая нас!


Врагу не сломить нашу крепкую волю,

Мы духом и сердцем во веки сильны,

Единству и братству славянских народов,

Мы будем всегда беззаветно верны!


Славься республика, наша народная,

Славься любимый шахтёрский Донбасс!

Славься Держава, духом свободная,

Дружбой народов, связавшая нас!


Донецкая Русь сквозь года величала,

Победное знамя своё пронесёт,

Святая народная наша Держава

С надеждой и верой для мира цветёт!


Славься республика, наша народная,

Славься любимый шахтёрский Донбасс!

Славься Держава, духом свободная,

Дружбой народов связавшая нас.






















Тема занятия «Игра – тренинг «Знакомство»

Цели занятия:
1. Знакомство учащихся между собой.
2. Сформирована мотивация к совместной деятельности.
3. Создан положительный настрой на последующие занятия.
4. Сформирован интерес к процессам самопознания и саморазвития.
Ход занятия.
1. "Снежный ком".
Цель игры: знакомство и запоминание имен всех участников игры.
Правила: участники по кругу называют свои имена следующим образом: 1-ый участник называет своё имя и придумывает на первую букву своего имени слово, характеризующее его (например, Лена - ласковая); 2-ой участник говорит имя и характеристику первого и называет свои - имя и характеристику; 3-ий называет имена и характеристики 1-го и 2-го и называет свои и т.д.
Рекомендации ведущему: необходимо четко объяснить условия выполнения упражнения, а также поучаствовать в игре самому.
Психологический комментарий: знакомство таким образом очень эффективно, однако необходимо обратить внимание на характеристики детей - не допускать самобичевания. 
2. "Правила нашей группы".
После того как выбраны имена и состоялось первое знакомство, можно приступить к изучению основных правил социального психологического тренинга. В каждой группе могут быть свои правила, но те, которые приведены ниже, можно считать основными, наиболее типичными. 
Рекомендации ведущему: рассказав правило, необходимо его коллективное обсуждение и только в случае стопроцентного принятия членами данной группы, оно принимается. Необходимо заострить внимание на том, что нарушать правила, принятые всей группой, нельзя. Также следует обговорить возможное наказание за несоблюдение данных правил. После того, как ведущий расскажет правила, члены группы могут предложить свои правила, которые также принимаются только в случае согласия с ними всех членов группы.
• Доверительный стиль общения.
Для того чтобы получить наибольшую отдачу, добиться доверия между членами группы, следует предложить принять единую форму обращения друг к другу на "ты". Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т.д.
• Общение по принципу "здесь и сейчас".
Во время тренинга необходимо говорить только о том, что волнует членов группы именно сейчас, обсуждать то, что происходит с ними в группе. Иначе, как проявление психологических защит, может проявляться стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми и др. 
• Персонификация высказываний.
Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому фразы должны звучать именно от себя (например, "Я думаю, что..."), а также, не должно быть безадресности (например, не "Многие не поняли меня", а "Вася и Коля не поняли меня"). 
• Искренность в общении.
Во время работы группы необходимо говорить только правду. Если нет желания высказаться искренне, лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе. 
• Конфиденциальность всего происходящего в группе.
Все, что происходит во время занятий, не разглашается. Это помогает быть искренним, способствует самораскрытию. 
• Недопустимость непосредственных оценок человека.
При обсуждении происходящего, мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не говорим "Ты мне не нравишься!", а "Мне не нравится твоя манера поведения!". 
• Уважение говорящего.
Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Не перебиваем, не комментируем, а вопросы можно задать лишь после того, как он закончит высказываться. 
• Активное участие в происходящем.
Это норма поведения. Активно смотрим, слушаем. Не думаем только о собственном "Я". Только человек, активно участвующий в работе группы может взять что-то для себя. 
• Правило "СТОП".
Если кто-то не может в данное время говорить о какой-то проблеме, не готов, то он может отказаться от этого, сказав "стоп". Только необходимо взять всю ответственность за это на себя: группа не сможет помочь этому человеку. 

Психологический комментарий: обсуждение и принятие правил - очень серьезный и ответственный этап, так как в зависимости от степени осознания участниками принимаемых ими правил будет строиться работа группы на тренинге.
3. "Ассоциации".
Цель упражнения: получение информации о себе от членов группы.
Правила: один из участников - водящий - выходит за дверь. Группа загадывает одного из оставшихся участников, которого водящий должен угадать. Вернувшись, водящий задает вопросы членам группы и по их ответам пытается угадать человека. Вопросы задаются на ассоциации, возникающие у каждого члена группы в связи с загаданным человеком: С каким животным ассоциируется у тебя этот человек? С какой погодой? Растением? Цветом? И пр. Обычно задается 5 вопросов, и после этого водящий должен назвать того, кого загадали. Дается три попытки. В случае верного ответа загаданный становится водящим, в случае неверного - водящий выполняет это упражнение еще раз.
Рекомендации ведущему: необходимо строго следить за тем, чтобы ассоциации участников группы не обидели загаданного человека. Также следует побыть и в роли водящего, и в роли загаданного самому. 
Дискуссия по упражнению: легко ли было угадывать? С чем это связано? Легко ли давать ассоциации на человека? Совпадали ли ассоциации у разных людей? Почему? 

Психологический комментарий: данное упражнение позволяет участникам задуматься об особенностях других членов группы, сформировать свою отношение к ним, а также узнать о себе что-то новое. Появляется понимание того, что то, как мы воспринимаем себя не всегда совпадает с мнениями о нас других людей.
4. "Руки".
Цель упражнения: знакомство друг с другом с помощью тактильных ощущений.
Правила: учащиеся получают задание расставить друг друга по теплоте рук от самых теплых до самых холодных. Затем кто-то один проверяет и, в случае необходимости, исправляет ряд. Затем проверяет еще один участник группы и, тоже, исправляет по своему усмотрению.
Рекомендации ведущему: необходимо стимулировать активное участие всех членов группы. Как разновидность данного упражнения могут быть использованы следующие задания: построиться по цвету глаз, по росту и т.д.
Дискуссия по упражнению: легко ли было определять "свое" место в ряду? Почему каждый из нас имеет свое представление о последовательности участников в этом ряду? 

Психологический комментарий: Данное упражнение несет в себе не только элемент снятия напряжения участников группы, но так же и диагностический момент - определяются неформальные роли данной группы. Поэтому психологу очень важно обратить внимание на то, чтобы каждый член группы чувствовал себя как можно более комфортно.
Подведение итогов занятия
Каждому участнику предоставляется возможность выразить свои чувства, которые он испытал во время занятия, пожелания ведущему, а также получить ответы на возникшие вопросы. Участники занятия сидят по кругу и по очереди продолжают предложенные фразы: "Я понял...", "Меня удивило...", "Я почувствовал...", "Думаю...", "Мне понравилось..." и т.д.






Тема занятия: Дорожите именем своим!


Цели занятия:
познакомить с историей возникновения имен, их многообразием; воспитывать интерес к истории своего имени,

именам своих близких, показать историю происхождения и значение имени для каждого человека, способствовать объединению детей на основе общего интереса и общей деятельности.

Ход занятия

1.Вступительная беседа.

Знаете ли вы, что история начинается уже с вашего имени?

Мы привыкли называть каждого по имени и фамилии. Но ведь имя у человека возникло неслучайно. Прошли годы, прежде чем древние люди придумали способ выделять отдельного человека из толпы, обращаясь к нему по имени.

Как появились имена? Откуда к нам пришли наши имена? Об этом сегодня узнаем.

2.Презентация групповых проектов «Из истории происхождения имен».


3.Практическая работа.

«Ромашка» имен (дети рисуют ромашку и на каждом лепестке пишут варианты своего имени). Знакомство с понятием «тезки».

4.Поисковое задание.

Узнать историю своего имени.

5.Оформление в альбоме страничек «Тайна наших имен и фамилий».

Подведение итогов

 

Тема занятия Моя родословная. Генеалогическое дерево

Цели занятия:
систематизировать сведения, полученные в ходе поисковой работы о своих родственниках, подготовить школьников к составлению генеалогического дерева;

воспитывать любовь к своей семье и всем родным и близким, интерес к истории своего рода.

Ход занятия
1.Беседа.

Родословная- это перечень поколений, имеющих одного предка.

А наука, занимающаяся изучением родословных, называется генеалогия.

Вы собрали сведения о себе, своих братьях, сестрах, о родителях, о бабушках, о дедушках, о прадедушках и о прабабушках, и их родственниках. Обработав всю информацию, мы составим свое генеалогическое дерево, на ветвях которого мы разместим всех родственников по поколениям.

2.Практическое задание.

Посчитайте, сколько родственников вы нашли? Посмотрите, до какого колена вы дошли?

Составление своего генеалогического дерева.

3. Презентация работ.

4.Обсуждение.У кого самая богатая родословная?

 Подведение итогов

 

Тема Моя дружная семья.

Цель занятия:

способствовать формированию понятия о семье, родственных отношениях в семье; развивать умение презентации своей семьи; воспитывать уважение к родным и близким; умение радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах.

Ход занятия:

1.Орг.момент:

Начинается занятие.

Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.

Глубоко вздохните и выдохните.

Выдохните обиды, злость, беспокойство. Забудьте о них.

Вдохните в себя свежесть раннего утра, тепло солнечных лучей.

Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг другу, семье, родным и близким.

2. Асоциативный куст к слову «СЕМЬЯ».

3. Вступительное слово учителя.

4.Беседа- закрепление понятий: мать, отец – родители; мать, отец, брат, сестра, бабушка, дедушка – родственники; группа совместно- проживающих родственников – семья.

Рекомендация: учащиеся к этому занятию должны иметь записки со

сведениями о своей семье (фамилии, имена, отчества, возраст, место работы

или учебы родителей, близких родственников).

5. Презентация мини-проектов «Моя дружная семья»

Учитель предлагает школьникам рассказать о составе своей семьи и

поделиться другими нужными сведениями.

6.Словарная работа: орфография и лексическое значение слова «семья».

«СЕМЬЯ- 7- я», «благодарить-дарить благо».

7.Беседа о взаимоотношениях в семье.

Учитель выясняет, как понимают дети, что значит любить родителей, близких родственников, в чем выражается их любовь. Далее учитель рассказывает на примере семей учащихся о том, как хорошо и много работают родители на производстве, как много делают дома, как помогают им по хозяйству бабушка или дедушка, что полезного делает дома тот, или иной ученик. А также о том, какими должны быть взаимоотношения в семье.

8. Притча «Три сына»:

Три женщины встретились у колодца со стариком. Все три имели сыновей. Одна из них начала разговор о своем сыне и очень хвалила его за то, что он прекрасно поет. Вторая, вступив в разговор, тоже начала хвалить своего сына за то, что он прекрасный танцор. Третья о своем сыне молчала. Но тут подошел мальчик и взял у нее тяжелые ведра. «А где же три сына? – спросил старик. – Я вижу только одного».

Школьники рассуждают о том, почему старик назвал сыном того мальчика, который поднес матери ведра с водой, а не того, кто хорошо пел, и не того, кто хорошо танцевал.

9. Моделирование реальных ситуаций:

1). «Мать и сын». Мать пришла с работы, села на стул и говорит, что очень устала, а надо еще за картошкой идти. Сын подходит к матери и говорит, что он сходит в магазин, спрашивает, что еще купить.

2). «Бабушка и внуки». Бабушка сидит и вяжет, уронила спицу, наклоняется кряхтит, ищет спицу. Рядом за столом делают уроки внук и внучка. Бабушка просит девочку помочь найти спицу. Она отвечает, что ей некогда, она уроки делает. Внук встает и подает бабушке спицу, та благодарит его.

3).«Помощница». Таня спрашивает Олю: «Ты почему гулять не выходила?» Оля отвечает: «Я маме помогала, а ты помогаешь?» «Нет, она не просит», - отвечает Таня.

Рекомендации: в ходе игр учитель руководит действиями детей, обращает внимание на реплики и поступки актеров. Каждая ситуация разбирается после разыгрывания, учащиеся с помощью учителя делают выводы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!