Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Звёздочка»
Принята решением Утверждена приказом
педагогического совета МБДОУ «Д/с «Звёздочка»
Протокол от ______202_ г. № от _______202__ г. № ____
Рабочая программа
кружка продуктивной направленности
«Пластилинки»
(вторая младшая группа, 3-4 лет)
2020 – 2021 учебный год
Разработала:
Кулагина Татьяна Владимировна,
воспитатель
г. Абакан, 2020
Содержание
1. Пояснительная записка
1.1Цели и задачи.…………………………………………..................……………………….…....3
1.2. Условия реализации образовательной программы……………………………………….….3
1.3. Описание форм и методов проведения занятий………………………………………….…..3
2. Содержательный раздел
2.1 Учебный план…………………………………………………………………………….…...6
2.2.Учебно – тематический план…………………………………………………………….…...6
2.3.Перспективный план работы кружка…………………………………………………………….......7
3. Прогнозируемый результат
3.1 Критерии и формы оценки качества знаний..........................................................................9
4. Материальное, методическое, кадровое обеспечение программы..................................9
5. Список литературы.....................................................................................................................9
6. Приложение
1. Пояснительная записка
1.1. Цели, задачи.
В настоящее время педагоги, специалисты в области дошкольного образования, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.
Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений, организован кружок художественной направленности «Пластилинки» - пластилинография.
Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментом (в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).
Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» -создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.
Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.
Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.
Занятия пластилинографией представляют себе большую возможность для развития и обучения детей.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).
Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.
В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.
Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.
У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.
Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.
У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.
Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.
Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.
Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.
Задачи:
- создание условий для передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- создание условий для знакомства с основными приёмами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .
- побуждать работать на заданном пространстве.
- побуждать обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.
- создание условий для навыка аккуратной работы с пластилином.
- побуждать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.
- побуждать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.
- создание условий для развития мелкой моторики, координации движения рук, глазомер.
- создание условий для развития изобразительной деятельности детей.
- создание условий для развития сюжетно - игрового замысла.
- создание условий для развития интереса к процессу и результатам работы.
- создание условий для развития интереса к коллективной работе
1.2. Условия реализации образовательной программы
Программа кружка «Пластилинки» рассчитана на один учебный год, предназначена для детей второй младшей группы. Занятия по продуктивной деятельности проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц (с сентября по май). Деятельность планируется во второй половине дня, продолжительностью не более 15 минут, в год – 36 занятий ( 540 минут ).
Условия приёма, анкетирование родителей воспитанников (Приложение 1). В ходе анкетирования родителей были выявлены следующие результаты:
50% родителей предпочли посещение ребенком кружка по художественно-эстетическому развитию;
20% выбрали кружок по физкультурно- оздоровительному развитию;
10% по развитию актерского мастерства;
20% по развитию речи и коммуникабельности.
На основании этих результатов было принято решение основать работу кружка по художественно- эстетическому развитию.
1.3 Описание форм и методов проведения занятий
Основной метод работы с детьми при реализации программы частично-поисковый . Он направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности, заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности с привлечением воображения и памяти.
Метод проблемного моделирования направлен на активизацию творческого воображения, поиск нестандартных решений.
Игры и игровые приемы – создают непринужденную обстановку.
Коллективная реализация программы помогает детям создавать интересные, красочные композиции, поделки. В процессе совместной деятельности у детей воспитываются умение согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, стремиться к общему результату труда, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам.
Проведение занятий:
Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.
Этап подготовительный
- Освоить прием надавливания.
- Освоить прием вдавливания.
- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.
- Освоить правильную постановку пальца.
-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.
-создание условий для работаты на ограниченном пространстве
Этап основной
- побуждать не выходить за контур рисунка
- побуждать пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.
- Использовать несколько цветов пластилина
- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)
- создание условий для умения пользоваться специальной стекой-печаткой.
- побуждать доводить дело до конца
- побуждать аккуратно, выполнять свои работы
- побуждать выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми
- побуждать восстанавливать последовательность выполняемых действий
- побуждать действовать по образцу воспитателя
Итоговый - самостоятельно решать творческие задачи.
- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.
- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности
Способствует развитию у ребёнка:
Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
Внимания и усидчивости;
Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;
Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.
Такими стимулами могут быть:
игра, которая является основным видом деятельности детей;
сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
музыкальное сопровождение.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
2. Содержательная часть
2.1. Учебный план:
Количество занятий в неделю | Количество недель | Всего занятий | Продолжительность одного занятия (мин.) |
1 | 36 | 36 | 15мин. |
Учебный план реализуется в групповой форме. Допустимое количество занятий не превышает 1 раза в 2 неделю, в месяц 4 занятия. Деятельность организованна во второй половине дня, на основании расписания. Продолжительность не более 15 минут.
2.2. Учебно-тематический план:
№ п/п | Тема | Количество занятий | Примечания |
1 | Знакомство с работой кружка | 1 | |
2 | «Волшебный пластилин» («Поиграй-ка») | 1 | Индивидуальная работа |
3 | Украсим кукле платье | 1 | Работа в парах |
4 | «Воздушные шары» | 1 | Индивидуальная работа |
5 | «Бусы для Люси» | 1 | Индивидуальная работа |
6 | «Овощи для засолки» | 1 | Индивидуальная работа |
7 | «Созрели яблочки в саду» | 1 | Работа в парах |
8 | «Варим варенье» | 1 | Индивидуальная работа |
9 | «Чудо - грибочки» | 1 | Коллективная работа |
10 | «Осеннее дерево» | 1 | Индивидуальная работа |
11 | «Птичка» | 1 | Индивидуальная работа |
12 | «Ёжик» | 1 | Работа в парах |
13 | «Клубочки для котёнка» | 1 | Индивидуальная работа |
14 | «Вырастала ёлка на горе» | 1 | Коллективная работа |
15 | «Вырастала ёлка на горе» | 1 | Коллективная работа |
16 | «Снеговик» | 1 | Индивидуальная работа |
17 | «Украсим ёлочку новогодними игрушками». | 1 | Коллективная работа |
18 | «Новогодняя открытка» | 1 | Индивидуальная работа |
19 | «Украсим Кате чашку» | 1 | Индивидуальная работа |
20 | «Рыбки в аквариуме» | 1 | Индивидуальная работа |
21 | «Рыбки в аквариуме» (продолжение) | 1 | Индивидуальная работа |
22 | «Украсим торт» | 1 | Коллективная работа |
23 | «Мы делили апельсин» | 1 | Индивидуальная работа |
24 | «Утка с утятами» | 1 | Индивидуальная работа |
25 | «Веточка мимозы в подарок маме» | 1 | Индивидуальная работа |
26 | «Украсим платье Кате» | 1 | Индивидуальная работа |
27 | «Украсим туфельку» | 1 | Индивидуальная работа |
28 | «Вышла курочка гулять» | 1 | Индивидуальная работа |
29 | «Самолёт летит» | 1 | Индивидуальная работа |
30 | «Улитка, улитка выпусти рога». | 1 | Индивидуальная работа |
31 | «Черепаха» | 1 | Индивидуальная работа |
32 | «На лугу» насекомые | 1 | Коллективная работа |
33 | «Цветик - семицветик» | 1 | Индивидуальная работа |
34 | «Радуга-дуга» | 1 | Индивидуальная работа |
35 | Свободная тема по желанию (выбору) детей | 1 | Индивидуальная работа |
| Итого занятий: | 35 занятий | |
3. Организационный раздел
Критерии и формы оценки
В начале и в конце реализации программы проводится оценка развития детей как показателя раскрытия творческого потенциала и психического развития (Приложение 2).
По результатам работы кружка «Волшебная мастерская» у детей:
разовьються творческие способности и оригинальность подхода к решению задач;
сформируються умения и навыки работы с раз;
развиваеться мелкая моторика рук;
воспитываеться аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих задач
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
4. Материальное, методическое, кадровое обеспечение программы.
1. Непосредственная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей проводится в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей.
2. Для проведения непосредственной образовательной деятельности необходимы пластилин, белый картон, цветной картон ).
3. Инструменты: доски для лепки, стеки,
4. Дидактический материал:
- использование учебных пособий и книг;
наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом; - творческие работы, стенды и т. д.
5. Список литературы
1. Давыдова Н.Г. Пластилинография. Цветочные мотивы. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013
2. Давыдова Н.Г. Детский дизайн. Пластилинография. М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2015
3. Давыдова Н.Г.«Пластилинография для малышей.»Издательство «Скрипторий»2003, год 2017
4. Интернет ресурсы.
Уважаемые родители!
Просим Вас заполнить анкету по предоставлению дополнительных образовательных услуг в нашей группе.
1. Особенности характера вашего ребенка (подчеркнуте): послушный, умный, упрямый, добродушный, слишком подвижный, медлительный, тревожный, организованный, рассеяный, общительный,замкнутый, аккуратный, неряшливый.
2. Считаете ли вы необходимым всесторонне развивать способности ребенка в дошкольном возрасте?
Да Нет Затрудняюсь ответить
3. Какое дополнительное направление развития вы бы выбрали для своего ребенка
Физкультурно- оздоровительное
Художественно- эстетическое
Развитие речи и коммуникабельности
Актерское мастерство
4. Вы можете добавить комментарии и предложения по работе детского сада.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Благодарим за участие!