СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Пластилинка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие ребёнка зависит от развития мелкой моторики ребёнка. Лепка одно из методов развития мелкой моторики. поэтому для младшего возраста был выбран кружок по работе  с пластилином.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Пластилинка"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Детский сад «Звёздочка»


Принята решением Утверждена приказом

педагогического совета МБДОУ «Д/с «Звёздочка»

Протокол от ______202_ г. № от _______202__ г. № ____







Рабочая программа

кружка продуктивной направленности

«Пластилинки»



(вторая младшая группа, 3-4 лет)



2020 – 2021 учебный год




Разработала:

Кулагина Татьяна Владимировна,

воспитатель



г. Абакан, 2020

Содержание

1. Пояснительная записка

1.1Цели и задачи.…………………………………………..................……………………….…....3

1.2. Условия реализации образовательной программы……………………………………….….3

1.3. Описание форм и методов проведения занятий………………………………………….…..3


2. Содержательный раздел

2.1 Учебный план…………………………………………………………………………….…...6

2.2.Учебно – тематический план…………………………………………………………….…...6

2.3.Перспективный план работы кружка…………………………………………………………….......7


3. Прогнозируемый результат

3.1 Критерии и формы оценки качества знаний..........................................................................9

4. Материальное, методическое, кадровое обеспечение программы..................................9

5. Список литературы.....................................................................................................................9

6. Приложение

































1. Пояснительная записка

1.1. Цели, задачи.


В настоящее время педагоги, специалисты в области дошкольного образования, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных способностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Учитывая важность проблемы по развитию ручных умений, организован кружок художественной направленности «Пластилинки» - пластилинография.

Проблема развития мелкой моторики, ручной умелости на занятиях по изобразительной деятельности так же весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики - согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Дети овладевают навыками и умениями работы с инструментом (в лепке - стека). На этих занятиях дети вырабатывают умения управлять инструментом (конечно, если ребенка учат правильно держать инструменты и работать ими).

Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» -создавать, рисовать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

Этот жанр представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов. Например, декорирование поверхности бисером, семенами растений, природным материалом. В некоторых случаях в технике пластилинографии производится модификация изделия, что приводит к созданию оригинальных произведений. Например, на плоской поверхности графически изображается пейзаж, а детали переднего плана изображаются пластилинографией.

Основной материал - пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками. Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с малышами.

Занятия пластилинографией представляют себе большую возможность для развития и обучения детей.

Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца.

Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.

Одним из несомненных достоинств занятий по пластилинографии с детьми младшего дошкольного возраста является интеграция предметных областей знаний. Деятельность пластилинографией позволяет интегрировать различные образовательные сферы. Темы занятий тесно переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т. д.).

Реализуют познавательную активность. Весь подбираемый материал для занятий с детьми, имеет практическую направленность, максимально опирается на имеющийся у них жизненный опыт, помогает выделить сущность признаков изучаемых объектов и явлений, активизирует образы и представления, хранящиеся в долговременной памяти. Они позволяют уточнить уже усвоенные им знания, расширить их, применять первые варианты обобщения.

В интересной игровой форме обогащают свой словарь. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с пластилином ведётся непрерывный разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую активность, вызывает речевое подражание, формирование и активизации словаря, пониманию ребенком речи окружающих.

Знакомятся с художественными произведениями, стихами, потешками, пальчиковыми играми.

У детей появляются первые элементарные математические представления о счете, размере, величине.

Развивают сенсорные эталоны. Сенсорное развитие занимает одно из центральных мест в работе с детьми по пластилинографии. В младшей группе происходит развитие общих сенсорных способностей: цвет, форма, величина.

У детей воспитывается тактильные и термические чувства пальцев. Необходимость тактильного и термического чувства кончиками и подушечками пальцев обусловлена практикой жизни, должна стать необходимой фазой обучения, накопления социокультурного опыта ребенка.

Дети дошкольного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами через тактильные ощущения. На занятиях кружка происходит реализация впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Но главное значение занятий по пластилинографии состоит в том, что в конце обучения, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует хорошая мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается пинцетное хватание, т. е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они так – же умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности и др.

Создание программы дополнительного образования обосновано отсутствием методического обеспечения занятий по пластилинографии и актуальностью проблемы по развитию ручных умений у детей младшего дошкольного возраста. Так же данная образовательная программа - обеспечивает своевременное, всестороннее развитие личности ребенка в раннем возрасте с учетом его индивидуальных и психофизических особенностей; активно помогает каждому ребенку в освоении соответствующих возрасту умений и знаний, и обучает систематически и грамотно анализировать полученные результаты.

Цель: Развитие ручной умелости у детей младшего дошкольного возраста посредством пластилинографии.

Задачи:

- создание условий для передачи простейших образов предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.

- создание условий для знакомства с основными приёмами пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание) .

- побуждать работать на заданном пространстве.

- побуждать обследовать различные объекты (предметы) с помощью зрительного, тактильного ощущения для обогащения и уточнения восприятия их формы, пропорции, цвета.

- создание условий для навыка аккуратной работы с пластилином.

- побуждать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

- побуждать желание участвовать в создании индивидуальных и коллективных работах.

- создание условий для развития мелкой моторики, координации движения рук, глазомер.

- создание условий для развития изобразительной деятельности детей.

- создание условий для развития сюжетно - игрового замысла.

- создание условий для развития интереса к процессу и результатам работы.

- создание условий для развития интереса к коллективной работе



1.2. Условия реализации образовательной программы

Программа кружка «Пластилинки» рассчитана на один учебный год, предназначена для детей второй младшей группы. Занятия по продуктивной деятельности проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц (с сентября по май). Деятельность планируется во второй половине дня, продолжительностью не более 15 минут, в год – 36 занятий ( 540 минут ).

Условия приёма, анкетирование родителей воспитанников (Приложение 1). В ходе анкетирования родителей были выявлены следующие результаты:

50% родителей предпочли посещение ребенком кружка по художественно-эстетическому развитию;

20% выбрали кружок по физкультурно- оздоровительному развитию;

10% по развитию актерского мастерства;

20% по развитию речи и коммуникабельности.

На основании этих результатов было принято решение основать работу кружка по художественно- эстетическому развитию.


1.3 Описание форм и методов проведения занятий

Основной метод работы с детьми при реализации программы частично-поисковый . Он направлен на развитие познавательной активности и самостоятельности, заключается в выполнении небольших заданий, решение которых требует самостоятельной активности с привлечением воображения и памяти.
Метод проблемного моделирования направлен на активизацию творческого воображения, поиск нестандартных решений.
Игры и игровые приемы – создают непринужденную обстановку.
Коллективная реализация программы помогает детям создавать интересные, красочные композиции, поделки. В процессе совместной деятельности у детей воспитываются умение согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях, стремиться к общему результату труда, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам. 


Проведение занятий:

  • Работа по формированию навыков по пластилинографии проводится в несколько этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определённые задачи.

Этап подготовительный

- Освоить прием надавливания.

- Освоить прием вдавливания.

- Освоить прием размазывания пластилина подушечкой пальца.

- Освоить правильную постановку пальца.

-Освоить прием отщипывания маленького кусочка пластилина и скатывания шарика между двумя пальчиками.

-создание условий для работаты на ограниченном пространстве

Этап основной

- побуждать не выходить за контур рисунка

- побуждать пальчиком, размазывать пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его.

- Использовать несколько цветов пластилина

- Для выразительности работ, уметь использовать вспомогательные предметы (косточки, перышки и т. д.)

- создание условий для умения пользоваться специальной стекой-печаткой.

- побуждать доводить дело до конца

- побуждать аккуратно, выполнять свои работы

- побуждать выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми

- побуждать восстанавливать последовательность выполняемых действий

- побуждать действовать по образцу воспитателя

Итоговый - самостоятельно решать творческие задачи.

- Самостоятельно выбирать рисунок для работы.

- Формировать личностное отношение к результатам своей деятельности

Способствует развитию у ребёнка:

  • Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

  • Внимания и усидчивости;

  • Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости;

  • Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов.

Такими стимулами могут быть:

  • игра, которая является основным видом деятельности детей;

  • сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;

  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

  • музыкальное сопровождение.

Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.


2. Содержательная часть


2.1. Учебный план:


Количество занятий в неделю

Количество недель

Всего

занятий

Продолжительность одного занятия

(мин.)

1

36

36

15мин.


Учебный план реализуется в групповой форме. Допустимое количество занятий не превышает 1 раза в 2 неделю, в месяц 4 занятия. Деятельность организованна во второй половине дня, на основании расписания. Продолжительность не более 15 минут.



2.2. Учебно-тематический план:


№ п/п

Тема

Количество занятий

Примечания

1

Знакомство с работой кружка

1


2

«Волшебный пластилин» («Поиграй-ка»)

1

Индивидуальная работа

3

Украсим кукле платье

1

Работа в парах

4

«Воздушные шары»

1

Индивидуальная работа

5

«Бусы для Люси»

1

Индивидуальная работа

6

«Овощи для засолки»

1

Индивидуальная работа

7

«Созрели яблочки в саду»

1

Работа в парах

8

«Варим варенье»

1

Индивидуальная работа

9

«Чудо - грибочки»

1

Коллективная работа

10

«Осеннее дерево»

1

Индивидуальная работа

11

«Птичка»

1

Индивидуальная работа

12

«Ёжик»

1

Работа в парах

13

«Клубочки для котёнка»

1

Индивидуальная работа

14

«Вырастала ёлка на горе»

1

Коллективная работа

15

«Вырастала ёлка на горе»

1

Коллективная работа

16

«Снеговик»

1

Индивидуальная работа

17

«Украсим ёлочку новогодними игрушками».

1

Коллективная работа

18

«Новогодняя открытка»

1

Индивидуальная работа

19

«Украсим Кате чашку»

1

Индивидуальная работа

20

«Рыбки в аквариуме»

1

Индивидуальная работа

21

«Рыбки в аквариуме» (продолжение)

1

Индивидуальная работа

22

«Украсим торт»

1

Коллективная работа

23

«Мы делили апельсин»

1

Индивидуальная работа

24

«Утка с утятами»

1

Индивидуальная работа

25

«Веточка мимозы в подарок маме»

1

Индивидуальная работа

26

«Украсим платье Кате»

1

Индивидуальная работа

27

«Украсим туфельку»

1

Индивидуальная работа

28

«Вышла курочка гулять»

1

Индивидуальная работа

29

«Самолёт летит»

1

Индивидуальная работа

30

«Улитка, улитка выпусти рога».

1

Индивидуальная работа

31

«Черепаха»

1

Индивидуальная работа

32

«На лугу» насекомые

1

Коллективная работа

33

«Цветик - семицветик»

1

Индивидуальная работа

34

«Радуга-дуга»

1

Индивидуальная работа

35

Свободная тема по желанию (выбору) детей

1

Индивидуальная работа


Итого занятий:

35 занятий




3. Организационный раздел

    1. Критерии и формы оценки


В начале и в конце реализации программы проводится оценка развития детей как показателя раскрытия творческого потенциала и психического развития (Приложение 2).

По результатам работы кружка «Волшебная мастерская» у детей:

  • разовьються творческие способности и оригинальность подхода к решению задач;

  • сформируються умения и навыки работы с раз;

  • развиваеться мелкая моторика рук;

  • воспитываеться аккуратность, самостоятельность при выполнении творческих задач


Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Проведение выставок детских работ в детском саду.

  • Участие в конкурсах.


4. Материальное, методическое, кадровое обеспечение программы.

1. Непосредственная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей проводится в специальном, регулярно проветриваемом, хорошо освещенном помещении, где имеются рабочие места для детей.

2. Для проведения непосредственной образовательной деятельности необходимы пластилин, белый картон, цветной картон ).

3. Инструменты: доски для лепки, стеки,

4. Дидактический материал:

- использование учебных пособий и книг;

  • наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом; - творческие работы, стенды и т. д.







5. Список литературы

1. Давыдова Н.Г. Пластилинография. Цветочные мотивы. М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013

2. Давыдова Н.Г. Детский дизайн. Пластилинография. М.: Издательство «Скрипторий 2003»,2015

3. Давыдова Н.Г.«Пластилинография для малышей.»Издательство «Скрипторий»2003, год 2017

4. Интернет ресурсы.



















































Уважаемые родители!

Просим Вас заполнить анкету по предоставлению дополнительных образовательных услуг в нашей группе.

1. Особенности характера вашего ребенка (подчеркнуте): послушный, умный, упрямый, добродушный, слишком подвижный, медлительный, тревожный, организованный, рассеяный, общительный,замкнутый, аккуратный, неряшливый.

2. Считаете ли вы необходимым всесторонне развивать способности ребенка в дошкольном возрасте?

Да Нет Затрудняюсь ответить

3. Какое дополнительное направление развития вы бы выбрали для своего ребенка

Физкультурно- оздоровительное

Художественно- эстетическое

Развитие речи и коммуникабельности

Актерское мастерство


4. Вы можете добавить комментарии и предложения по работе детского сада.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим за участие!