МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САЛИКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ КУРБАНОВА ЯКУБА ДЖАМАЛОВИЧА»
Адрес: с.Салик, ул. Школьная, 9 Телефон: 8 928 276 70 87
Сайт: www saliksh Электронный адрес: salikDR_01_30@mail.ru
Рабочая программа
кружка по информатике
«Моделирование информационных процессов
средствами прикладных программ»
для 10-11 классов
на 2016-2017 уч.год
Разработана:
Пирмагомедовой Асли Алирзаевной
Учителем информатики и ИКТ
(на основе авторской программы
по информатике авторов:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю.,
информатика. Базовый уровень)
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка по информатике «Моделирование информационных процессов средствами прикладных программ» для 10-11 классов составлена на основе программы Семакин И.Г., Хеннер Е.К. . «Информатика и ИКТ» для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень).
Программа кружка ориентирована на объем 34 учебных часа (1 час в неделю).
Изучение курса обеспечивается учебно-методическим комплектом, включающим в себя:
Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 10, 11 класс. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. (с практикумом в приложении).
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 10-11 класс. Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2013. (Дополнительное пособие).
Дополнительно: Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика и ИКТ. Учебник 11 класс. Просвещение, 2012г.
Цели курса:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями моделировать, применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), прикладные программы, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ, прикладных программ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий, прикладных программ в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Содержание учебного курса
Информация. Интернет (8 часов).
Содержание учебного материала: Архитектуры современных компьютеров. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Локальные и глобальные компьютерные сети. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала.
Информация. Представление информации. Структура информации. Интернет. Браузеры. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, компьютерные энциклопедии и справочники. Поиск информации в Интернете. Информационная безопасность личности, государства, общества. Защита собственной информации от несанкционированного доступа. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. Многопроцессорные вычислительные комплексы. Система адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен). Принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP. Маски сетей и подсетей.
Моделирование информационных процессов средствами электронных таблиц (12 часов)
Содержание учебного материала: Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности. Электронные таблицы. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Использование формул. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных.
Моделирование информационных систем средствами СУБД (14 часов)
Понятие базы данных (БД). Какие модели данных используются в БД, основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ, определение и назначение СУБД, основы организации многотабличной БД, что такое схема БД, что такое целостность данных, этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
N | Разделы | Всего | Теория | Практика на ПК |
1. | Информация. Информационные процессы. Интернет. | 8 | 4 | 4 |
2. | Моделирование информационных процессов средствами электронных таблиц | 12 | 1 | 11 |
3. | Моделирование информационных систем средствами СУБД (14 часов) | 14 | 4 | 10 |
| Итого: | 34 | 9 | 25 |
Календарно-тематическое планирование кружка по информатике «Моделирование информационных процессов средствами прикладных программ» для 10-11 классов
№ | Тема урока | Вид работы | Дата |
Плановая | Фактическая |
Информация. Информационные процессы. Интернет (8 часов) |
1 | Техника безопасности в компьютерном классе. Понятие информации. Представление информации. | теория | 07.09.16 | |
2 | Структура информации. Информационные процессы: хранение, передача, обработка информации | теория | 14.09.16 | |
3 | Локальные и глобальные компьютерные сети. | теория | 21.09.16 | |
4 | Система адресации в Интернете. Информационная безопасность. World Wide Web—Всемирная паутина | теория | 28.09.16 | |
5 | Практическая работа №1 «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями». | практика | 05.10.16 | |
6 | Практическая работа №2 «Интернет. Работа с браузером. Просмотр web-страниц ». | практика | 12.10.16 | |
7 | Система адресации Web-страниц. Практическая работа №3 «Интернет. Сохранение загруженныхweb-страниц ». | практика | 19.10.16 | |
8 | Принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP. Практическая работа №4 «Интернет. Работа с поисковыми системами ». | практика | 26.10.16 | |
Моделирование информационных процессов средствами электронных таблиц (12 часов) | | | 26.10.16 |
9 | Компьютерное информационное моделирование | теория | 09.11.16 | |
10 | Моделирование зависимостей между величинами. Практическая работа №1 «Построение графиков функций» | практика | 16.11.16 | |
11 | Практическая работа №2 «Обработка табличных данных» | практика | 23.11.16 | |
12 | Математические модели. Практическая работа №3 «Решение линейных и квадратных уравнений» | практика | 30.11.16 | |
13 | Практическая работа №4 «Числа Фибоначчи» | практика | 07.12.16 | |
14 | Модели оптимального планирования. Практическая работа №5 «Решение задач оптимального планирования» | практика | 14.12.16 | |
15 | Практическая работа №6 «Получение регрессионных моделей» | практика | 21.12.16 | |
16 | Модели статистического прогнозирования. Практическая работа №7 «Прогнозирование» | практика | 28.12.16 | |
17 | Моделирование корреляционных зависимостей. Практическая работа №8 «Расчет корреляционных зависимостей» | практика | 18.01.17 | |
18 | Модели оптимального планирования. Практическая работа №9 «Решение задач оптимального планирования» | практика | 25.01.17 | |
19 | Практическая работа №10 «Создание тестирующей программы» | практика | 01.02.17 | |
20 | Практическая работа №11 «Создание и защита собственного проекта информационной модели» | практика | 08.02.17 | |
Моделирование информационных процессов средствами СУБД (14 часов) | | | 15.02.17 |
21 | Основные понятия базы данных (БД) | теория | 15.02.17 | |
22 | Модели базы данных | теория | 22.02.17 | |
23 | Определение и назначение СУБД | теория | 01.03.17 | |
24 | Создание и заполнение базы данных. | теория | 15.03.17 | |
25 | Практическая работа №1 «Создание и заполнение базы данных» | практика | 22.03.17 | |
26 | Практическая работа №2 «Создание поля со списком» | практика | 05.04.17 | |
27 | Практическая работа №3 «Определение связей и создание запросов в базе данных» | практика | 12.04.17 | |
28 | Практическая работа №4 «Создание форм базы данных» | практика | 19.04.17 | |
29 | Практическая работа №5 «Сортировка, поиск, фильтрация» | практика | 26.04.17 | |
30 | Практическая работа №6 «Создание отчета в БД» | практика | 03.05.17 | |
31 | Практическая работа №7 «Макросы. Элементы управления на формах» | практика | 10.05.17 | |
32 | Практическая работа №8 «Создание навигационной формы» | практика | 17.05.17 | |
33 | Практическая работа №9 «Применение макросов в группе переключателей и списке» | практика | 23.05.17 | |
34 | Практическая работа №10 «Создание и защита собственного проекта информационной модели» | практика | 24.05.17 | |
Требования к уровню подготовки ученика
Информация. Информационные процессы. Интернет.
Учащиеся должны знать:
понятие информации
информация в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
назначение коммуникационных служб Интернета
назначение информационных служб Интернета
что такое прикладные протоколы
основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес
что такое поисковый каталог: организация, назначение
что такое поисковый указатель: организация, назначение
основные законодательные акты в информационной сфере
суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации
Учащиеся должны уметь:
работать с электронной почтой
извлекать данные из файловых архивов
осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.
соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности
Моделирование информационных процессов средствами электронных таблиц
Учащиеся должны знать:
возможности табличного процессора
для решения каких практических задач используются электронные таблицы;
для решения каких практических задач используется статистика;
что такое математическая модель
что такое регрессионная модель
как происходит прогнозирование
что такое корреляционная зависимость
что такое коэффициент корреляции
Учащиеся должны уметь:
используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов
осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели
работать со встроенными функциями табличного процессора
3. Моделирование информационных процессов средствами СУБД
Учащиеся должны знать:
- Что такое система.
Модели систем.
Что такое информационная система.
База данных — основа информационной системы.
Запросы как приложения информационной системы.
Логические условия выбора данных.
Учащиеся должны уметь:
создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД
реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов
реализовывать запросы со сложными условиями выборки
создавать формы, отчеты
Перечень учебно-методического обеспечения
Перечень программного обеспечения
Операционная система MS Windows XP
Офисный пакет MS Office 2007: MS Word, MS Excel, MS Access, MS Power Point
Литература
Учебник: Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. ― 2-е изд. ― М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 11 классов / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. ― 2-е изд., испр. ― М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2013. (Дополнительное пособие).