МБОУ «Козиковская средняя общеобразовательная школа»
«Утверждаю»
директор школы МБОУ «КСОШ»
____________ Е.Н. Елисеева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА
«ПТИЧКА - ХИМИЧКА» для учащихся 5-10 классы
на 2023-2024 учебный год
(34 часа) 1 раз в неделю
Программу подготовила:
учитель химии - Красильникова Н.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
рабочей программы кружка « ПТИЧКА-ХИМИЧКА»
Рабочая программа составлена в соответствии: - Законом от 29.12.2012 г№ 273 ФЗ
(ред. 23.07.2013 г.) «Об образовании», и рассчитана на 34 часа (1 раз в неделю).
Цель программы:
Углубить базовые знания обучающихся по химии, развить интерес к предмету используя игровой формат и развивающие мультимедийные ролики. Повысить творческую активность, расширить кругозор обучающихся. Обосновать важность ведения здорового образа жизни, а также расширение знаний обучающихся о применении и нахождении химических веществ в повседневной жизни.
Задачи и направления:
Образовательные:
расширение и углубление знаний обучающихся;
развитие познавательных интересов и способностей;
формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении практических работ;
формирование информационной культуры.
Развивающие:
развитие позитивно - эмоционального восприятия у учащихся;
формирование у обучающихся навыков безопасного и грамотного обращения с веществами;
формирование практических умений и навыков разработки и выполнения химического эксперимента;
развитие познавательной активности, интереса к предмету;
получение знаний в области естествознания, умение разобраться в обширном ассортименте товаров бытовой химии,
Воспитательные:
вызвать интерес к изучаемому предмету;
воспитание самостоятельности, настойчивости в достижении цели;
привить привычки здорового образа жизни;
продолжить формирование представлений о химии, научиться понимать и объяснять происходящие химические процессы в природе и быту.
Занятия строятся соответственно возрастным особенностям: определяются методы проведения занятий, подход к распределению заданий, организуется коллективная работа, планируется время для теории и практики. Занятия включают в себя элементы теории, практику, демонстрации, просмотр обучающих мультимедийных роликов, а также теоретическую часть темы предлагаемую в игровой форме.
Наиболее удачная форма организации труда – коллективное выполнение работы в игровом формате.
Содержание программы знакомит обучающихся с характеристикой веществ, окружающих нас в жизни и быту.
Каждое занятие связано с овладением какого-либо практического навыка безопасной работы с веществом и приобретением новых полезных в жизни сведений о веществах, а также занятие ориентировано на научное обоснование сохранения среды обитания и здоровья человека, как самых важных категорий в системе ценностей общества.
Данный курс расширяет кругозор обучающихся, повышает уровень общей культуры, дает возможность интеграции в национальную и мировую культуру, дает химическую картину природы, ориентирует на некоторые профессии, например, связанные с медициной, бытовым обслуживанием, химическим анализом.
Перед началом практических работ, связанных с химическими лабораторными опытами, с обучающими проводится инструктаж по ТБ и ПБ.
Ожидаемые результаты
На занятиях обучающиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты и соблюдать правила техники безопасности и пожарной безопасности при проведении химических экспериментов. Кроме того, занятия призваны повысить у обучающихся интерес к химической науке, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура обучающихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химия и жизнь.
После изучения данного курса обучающиеся должны знать:
правила безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами и химическим оборудованием;
изучение правил техники безопасности и пожарной безопасности, а также оказания первой медицинской помощи;
общие знания по химии;
применения химии в жизни;
Должны уметь:
осуществлять и соблюдать технику безопасности при проведении демонстрационных и лабораторных экспериментах;
оформлять результаты наблюдений и проведенного эксперимента;
иметь необходимые умения и навыки в мытье и сушке химической посуды;
определять цель, выделять объект исследования, овладеть способами регистрации, обработки и оформления информации,
работать индивидуально, в парах, и в группах, используя полученные знания;
вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения;
Содержание программы:
Вводная часть – 2 часа
Теоритическая часть включает проведение инструктажа по ТБ и ПБ, изучение лабораторной посуды и оборудования. Изучение техники безопасности при работе в кабинете химии и лаборантской. Правила техники безопасности при проведении лабораторных работ. Наличие огнетушителя и песка в кабинете химии согласно правил ТБ. Первая медицинская помощь при порезах, отравлении, угаре и тд.
Химия – это наука – 1 час
Теоретическая часть включает: понятие о химии, история, таблица Менделеева. Великие химики.
Химия в медицинской аптечке – 1 час
Теоритическая часть включает: наличие медицинских препаратов в аптечке, которые необходимы для оказания первой медицинской помощи. Химические элементы и значение входящие в состав йода, зеленки, перманганата калия, перекиси водорода, а также активированный уголь, витамины.
Практическая часть включает: изучение аптечки, проверка препаратов по сроку годности, визуальное ознакомление с цветовой гаммой зеленки, йода, перманганата калия, перекиси водорода их химические формулы и применение.
Химия вокруг нас – 1 час
Теоретическая часть включает: содержание химических элементов в природной среде. Понятия и химический состав: кислород и озон, водород, вода, углекислый и угарный газ, солнечная энергия, ртуть и градусник. Гашенная и не гашенная известь.
Химические реакции в природе – 1 час
Теоретическая часть включает: Фотосинтез. Окисление. Кислотные дожди. Понятие коррозия.
Практическая часть включает: Эксперимент с растениями на фотосинтез.
Таблица Менделеева внутри нас – 2 часа
Теоретическая часть включает: биологическая активность отдельных химических элементов. Содержание химических элементов в организме человека и их влияние.
Значимость химических знаний в повседневной жизни человека.
Практическая часть включает: игровой формат понятия о химических элементах: обучающиеся делятся на команды водорастворимые, жирорастворимые витамины, микро и макро минералы. Каждая команда по указанию учителя выполняет свою функцию: иммунитет, зрение, здоровые зубы и тд.
Химия на кухне – 1 час
Теоретическая часть включает: знакомство с составом и свойствами важнейших пищевых продуктов и химические реакции, которые происходят с этими веществами во время приготовления пищи. Пищевая ценность белков, углеводов, жиров. Понятия: растворение, фильтрование, примеси, смеси. Процессы, происходящие при варке овощей.
Практическая часть включает: Инструктаж по ТБ и ПБ. Изучение действия на алюминиевую посуду щелочей и кислот. Чай с лимоном. Уксус и сода. Газированная вода. Микроорганизмы, вызывающие брожение. Пищевые добавки. Растворение соли и сахара в стакане с холодной и горячей водой.
МЧС (моем, чистим, стираем) – 2 часа
Теоретическая часть включает: история моющих средств. Мыло. Отбеливатели. Образование и удаление накипи. Пятновыводители и чистящие средства. Влияние растворителей на материалы. Чем и как мыть посуду используя бытовую химию.
Практическая часть включает: Инструктаж по Тб и ПБ. Удаление жирных пятен, пятен от кофе, чая, мазута. Изучение влияния на моющее действие мыла жесткой воды, воды с повышенной кислотностью щелочностью. Средства для удаления накипи и ржавчины.
Влияние вредных привычек на организм человека – 1 час
Теоретическая часть включает: вредные привычки и как их избежать. Курить – здоровью вредить. Наркотические вещества и их характеристика. Влияние алкоголя на организм человека. Здоровый образ жизни - важнейшие условия предотвращения различных заболеваний, сохранения высокой работоспособности и долголетия.
Интеллектуальная игра: «Атом, атом – я протон », «Анион и катион» - 1 час
Теоретическая и практическая часть включает: Пояснение строение атомов в игровой форме. Обучающиеся прикрепляют к своей одежде зарисовки с надписью атом, ядро, протон, нейтрон, электрон, анион, катион и выполнят задания учителя по порядку.
Интеллектуальная игра: «Кислоты» - 2 часа
Теоретическая и практическая часть включает: Понятие кислот их названия, формулы. Обучающиеся прикрепляют таблички с надписью состоящей из кислотного остатка и водорода выполняя задания учителя и соединяясь в определённую формулу кислоты.
Физические и химические явления в игровой форме: - 2 часа
Теоритическая часть включает: понятия физических и химических явлений.
Практическая часть включает: Инструктаж по ТБ и ПБ. Физические явления: при горении свечи, притягивание магнитом металл в куче опилка. Химическое явление – гашенная сода уксусом, горение лучины. Три вида агрегатного состояния (твёрдое, жидкое, газообразное) вода-лёд, таяние льда, вода – пар.
Растворимость веществ в воде: - 2 часа
Теоритическая часть включает: понятия о веществах сложных и простых.
Практическая часть включает: Инструктаж по ТБ и ПБ. Растворимость веществ в воде (жидких, сыпучих, щелочных и тд).
Фотосинтез и удобрения. Рисунки и кроссворд : - 2 часа
Теоритическая часть включает: Понятие фотосинтеза, его процесс. Почему фотосинтез так важен для нашей планеты. Строение растительной клетки. Хлорофилл. Удобрения – что это за вещества, их формулы и названия. Классификация по признакам: по происхождению (минеральные и органические), по агрегатному состоянию (жидкие, полужидкие, твердые), по способу внесения в почву (основное, предпосевное, подкормочное), по способу кормления растений (корневые подкормки, по листу). Правильный уход за растениями (полив, подкормка, орошение)
Практическая часть включает игровую форму: схематичные рисунки на тему процесс фотосинтеза. Решение кроссворда на заданную тему при участии двух команд. Уход за школьными цветами. Посев семян.
Реакция среды. Водородный показатель РН. Индикаторы: - 1 час
Теоретическая часть включает: Понятие реакция среды (кислая, нейтральная, щелочная). Водородный показатель РН. Индикаторы.
Практическая часть включает: Инструктаж по ТБ и ПБ. Приготовление растворов индикатора (фенолфталеина и метилоранжа). Определение среды раствора при помощи индикаторов фенолфталеина и метилоранжа и универсальных полосок.
Семь планет на Земле: - 1 час
Теоретическая часть включает: Исторические факты. Мультимедийная презентация «Семь металлов создает свет по числу семи планет». Железо-великий труженик. Медь – древнейший и заслуженный. Ртуть – серебряная вода. Свинец – погубивший Рим. Олово – Металл болеющий чумой. Серебро – мерило стоимости. Золото – царь металлов, металл царей. Планеты солнечной системы.
Что в имени тебе моем: - 2 часа
Теоретическая часть включает: Имена химических элементов названных в честь планет, ученых, государств и городов. Их расположение в таблице Менделеева.
Металлы-неметаллы. Галогены. Благородные газы: 1 час
Теоретическая часть включает: Изучение металлов и неметаллов, благородных газов по таблице Менделеева. Их применение и использование в повседневной жизни.
Вулканы – 1 час
Теоретическая часть включает: Инструктаж по ТБ и ПБ. Понятие и история возрождения вулканов.
Практическая часть: Проведение опытов на тему цветные вулканы в химической посуде.
Приятно познакомиться – «Кислород» - 1 час
Теоретическая часть включает: Изучение Кислорода, его химическая формула. Расположение в таблице Менделеева. Важность кислорода для живых организмов.
Приятно познакомиться - «Водород», «Воздух», «Вода». Интеллектуальная игра – 2 часа.
Теоретическая часть включает: Понятия, состав, химические свойства, применение. Агрегатные состояния воды. Какую ценность несет вода. Просмотр развивающих мультимедийных роликов.
«Выращивание кристаллов», «Радуга в классе» - 2 часа
Теоретическая и практическая часть включает: Инструктаж по ТБ и ПБ. Понятия о кристаллах. Методы их выращивания красивых монокристаллов (белка, йода, металлов, солей, медного купороса).
Радуга в классе включает формирование начального представления о свете и цвете. Что такое радуга ее цвета. Как она образуется. Загадки, рисунки на тему радуга.
Проведение конкурсов и дидактических игр. «Кто внимательнее». «Узнай вещество». «Узнай явление». Кроссворд – 1 час
Теоретическая и практическая часть включает: командную игру в проведении конкурсов.
Подведение итогов. Прогулка по школьной территории. Фотосессия – 1 час
Теоретическая и практическая часть включает: Обобщение пройденного материала на кружке. Наиболее понравившиеся темы и опыты. Прогулка по школьной территории. Фотосессия и добрые пожелания друг другу.
Тематический план
рабочей программы кружка « ПТИЧКА-ХИМИЧКА»
№ п/п | Тема | количество часов | Дата |
1 | Вводная часть: - Проведение инструктажа по ТБ и ПБ; - Изучение лабораторной посуды и оборудования; - Средства пожаротушения (огнетушитель, песок); - Первая медицинская помощь. | 2 | |
2 | Химия – это наука. Химия –это просто! | 1 | |
3 | Химия в медицинской аптечке. | 1 | |
4 | Химия вокруг нас. | 1 | |
5 | Химические реакции в природе. | 1 | |
6 | Таблица Менделеева внутри нас. Понятия о химических элементах в игровой форме.. | 2 | |
7 | Инструктаж по ТБ и ПБ. Опыты на тему: «Химия на кухне». | 1 | |
8 | МЧС(моем, чистим, стираем). Инструктаж. | 2 | |
9 | Влияние вредных привычек на организм человека. | 1 | |
10 | Интеллектуальная игра: «Атом, атом – я протон», «Анион и катион». | 1 | |
11 | Интеллектуальная игра: «Кислоты». | 2 | |
12 | Физические и химические явления в игровой форме. Инструктаж. Опыты. | 2 | |
13 | «Растворимость веществ в воде». Инструктаж. Опыты. | 2 | |
14 | Фотосинтез . Удобрения. (Рисунки. Кроссворд. Посев семян.) | 2 | |
15 | Реакция среды. Водородный показатель РН. Индикаторы. Инструктаж. Опыты. | 1 | |
16 | Семь планет на Земле. | 1 | |
17 | Что в имени тебе моем | 2 | |
18 | Металлы. Неметаллы. Галогены. Благородные газы. | 1 | |
19 | Инструктаж по ТБ и ПБ. Вулканы. Опыты. | 1 | |
20 | Приятно познакомиться - «Кислород». | 1 | |
21 | Приятно познакомиться - «Водород», «Воздух», «Вода». Интеллектуальная игра. | 2 | |
22 | Инструктаж по ТБ и ПБ. Опыт на тему: «Выращивание кристаллов», «Радуга в классе». | 2 | |
23 | Проведение конкурсов и дидактических игр. «Кто внимательнее». «Узнай вещество». «Узнай явление». Кроссворд. | 1 | |
24 | Подведение итогов. Прогулка по школьной территории. Фотосессия. | 1 | |
Итого: 34 часа |
Список литературы
1. Казьмин В.Д. Курение, мы и наше потомство. - М.: Сов.Россия, 1989.
2. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах и повседневной жизни. Сборник заданий
для старшеклассников и абитуриентов с ответами и решениями. - М.:АРКТИ, 1999.
3. Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. - СПб.: ИКФ
«МиМ-Экспресс», 1995.
4. Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека - М.: Дрофа, 2004.
5. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Химия/ Авт.-сост. Савина Л.А. - М.: ACT, 1995.
6. Аликберова Л. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей и родителей. -М .:
АСТ-ПРЕСС, 1999.
7. Не кури. Народ Ру напоминает: курение вредит Вашему здоровью.
http://nekuri2.narod.ru/
9. Дом Солнца. Публицистика. Тайны воды, http://www.sunhome.ru/ journal/14191
10. Великая тайна воды, http://slavvanskaya-kultura.nnm.ru/velikava tajna_vody_l
11. Гроссе Э., Вайсмантель X. Химия для любознательных. - Л. Химия , 1978.
12. И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. - М.: Просвещение 1988. 23.
Леенсон И.А. Занимательная химия. - М.: РОСМЭН, 1999.
Программу подготовил учитель химии
Красильникова Н.Н.________________
Дата:____________20___г.