СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка по краеведению "Край мой-Дагестан"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по краеведению "Край мой-Дагестан"»

МБОУ «Каспийская гимназия»

Рабочая программа

Кружка по краеведению «Край мой – Дагестан»









Автор-составитель: Омарова С. А

Программа рассчитана

на детей 12-14 лет













Каспийск 2019



1. Пояснительная записка.

1.1 Данная программа является программой дополнительного образования информационно-просветительской, общекультурной программой патриотической направленности.

Программа кружка научно-исследовательской направленности по краеведению способствует процессу познания в области культуры исторического прошлого родного края, знакомит учащихся с историческими и памятными местами, населением. Направлена на воспитание патриотизма у подростков, приобщение их к социальному опыту и нравственным ценностям своей малой родины, позволяет детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

АДРЕСНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на средний и старший школьный возраст от 12 до 14 лет. (5-8кл.)

1.2 АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране не возникает у людей сама по себе. С самого раннего возраста для формирования этих качеств необходимо целенаправленное воздействие. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с изучения родного края, города, улицы, на которой вырос. Краеведческий материал, особенно собранный учащимися самостоятельно в рамках научно-исследовательской или проектной деятельности в группах, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие. В ходе исследовательской работы воспитывается чувство гордости за своих земляков, что несомненно способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к предкам и живущим рядом землякам.

Школьное краеведение в историческом образовании занимает важное место и поэтому этой теме посвящены многие методические разработки, создано немало и программ дополнительного образования по краеведению. Программа кружка по краеведению является на сегодняшний день необходимой и значимой, так как научно-исследовательская деятельность по истории и культуре родного края является важнейшим средством воспитания. Программа нацелена на воспитание национального самосознания, патриотизма, гражданственности, способствует укреплению дружбы между народами, формированию гражданской идентичности (ощущения своей принадлежности к России, патриотизм, гордость за своё Отечество, вера в Россию, интерес к её истории, чувство ответственности за настоящее и будущее страны, стремление упрочить позитивный имидж Российской Федерации на международной арене, уважение к согражданам, социальная солидарность), что немаловажно в Республике Дагестан, где проживает 36 национальностей и в России, где 197 национальностей.

1.3 ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ – групповая, состав группы – 13 человек, при наборе группы соблюдается принцип добровольности. Вид группы – профильный, состав группы – постоянный.

1.4 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

В программе кружка реализуется идея В. Сухомлинского «формирование патриотического сознания подростка через образ малой родины, на основе познавательного интереса к изучению своей местности». Методологическую основу курса составляет личностно -деятельностный подход, который является главным фактором формирования личности подростка, в воспитании гражданина и патриота.

1.5. ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ И ЕГО ОРГАНИЗАЦИИ

Предлагаемый курс краеведения строится с учетом дидактических принципов, таких как

Доступность: содержание курса выстроено с учетом познавательных возможностей учащихся.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся: содержание, формы и методы работы должны быть адекватны психофизиологическим возможностям данного этапа развития ребенка. Наглядность: обеспечивает развитие точных представлений об отдельных предметах и явлениях в природе и обществе на территории нашего района. Реализуется через демонстрацию натуральных объектов, которые можно увидеть в музее, на экскурсии, прогулке,

в походе, в ходе просмотра видеофильмов, мультимедийных средств.

Научность: при подаче материала не допускать ошибок и неточностей (название города, улиц, предприятий и т. д.). Раскрывать смысл даваемых понятий: родословное дерево, фамилия, традиция, памятник, герб, война, медали и т. д.

Интегративности: предполагает необходимость дополнения, углубления имеющихся знаний учащихся, стимулирования их познавательной активности. Реализуется через формирование у ученика представления о взаимосвязи, взаимозависимости и взаимовлиянии природы, культуры, этнокультуры.

Уникальности: наш край по – своему уникален: историческая планировка города, застройка, сетка улиц, природный ландшафт и памятные исторические места.

Экологизации: использование здоровьесберегающих технологий. Ученик учится соизмерять свои нужды и возможности природы, учится видеть красоту природы и защищать ее.

1.6 ЦЕЛЬ РАБОТЫ КРУЖКА - формирование целостного представления об истории и культуре родного края, содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, самопознанию и самореализации при помощи научно-исследовательской деятельности по краеведению.

1.8 Достижение поставленной цели происходит через реализацию следующих задач:

  • Расширение знаний учащихся о личностях и фактах, особо значимых в культурной и общественной жизни своего края, города, района.

  • Формирование открытого исторического мышления: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

  • Нравственное самоопределение личности: умение оценивать свои и чужие поступки, опираясь на выращенную человечеством систему нравственных ценностей.

  • Гражданско-патриотическое самоопределение личности: умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позицию, толерантно взаимодействовать с теми, кто сделал такой же или другой выбор.

  • воспитание любви к родному краю, своей земле, родному дому;

  • воспитание стремления к сохранению и приумножению культурного наследия в условиях диалога культур, их взаимовлияния.

1.7 ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

Принципы общедидактические: наглядность, системность и последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой, научность, доступность, прочность.

Принципы воспитания: целенаправленность и идейность воспитательного процесса, гармонизация личных и общественных интересов, воспитание личности в коллективе, гуманное отношение к личности ребенка, опора на положительные качества личности

1.8 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

При условии успешной реализации данной программы воспитанники должны знать:

  • сущность и значение краеведения;

  • экспозиции отделов школьного краеведческого уголка и краеведческого музея г. Ковылкино;

  • правила оформления научно-исследовательских работ;

  • историю возникновения города, версии о происхождении названий города;

  • иметь представление об исторических событиях на территории города и района, понимать их связь и последовательность;

  • имена выдающихся земляков;

  • памятники истории и культуры, памятные места, литературные памятники края, заботиться об их сохранности;

  • пользоваться картой, ориентироваться на территории города и района;

Воспитанники должны уметь:

  • проводить краеведческие исследования своей местности;

  • составлять план изучения истории своего края;

  • составлять краеведческую библиографию;

  • работать со справочной литературой, историческими источниками и находить справочные материалы в Интернете;

  • грамотно оформлять реферат, исследовательскую работу;

  • используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;

  • на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

  • самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием, конференцией;













Скачать

© 2021 185 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!