СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка по основам проектной деятельности "Мудрый совенок" для учащихся 5-6 классов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В рамках кружка учащиеся овладевают навыками проектной и исследовательской деятельности на предметном материале биологии, экологии, химии. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по основам проектной деятельности "Мудрый совенок" для учащихся 5-6 классов»


Рабочая программа

Основы проектной деятельности

«Мудрый совенок». 6 класс



«Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». (Б. Шоу)

Общая характеристика

Проектная дея­тельность реализуется на предметном содер­жании. Учебные проекты и исследования вы­полняются и защищаются в рамках школьного предмета биологии, их тематика связана с темами, изучаемыми в ходе учебных курсов.

Проектная деятельность  деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам. Работа над проектами позволяет:

  • обрести ученикам ощущение успешности,

  • научиться применять полученные знания,

  • организовывать сотрудничество со сверстниками, учителями, родителями.

Цели и задачи

Цель: развитие у школьников системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности.

Задачи:

  • систематизировать представление обучающихся о проектной и исследовательской деятельности;

  • формировать основы практических умений организации научно-исследовательской работы;

  • развивать умение формулировать цель, задачи, гипотезу, выделять объект и предмет исследования;

  • совершенствовать умение поиска информации из разных источников;

  • формировать культуру публичного выступления;

  • оказывать методическую поддержку учащимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на научно-практических конференциях.

  • стимулировать познавательную деятельность школьников, потребность в исследовании и охране растительного мира родного края;

  • готовить к практическому использованию знаний о живых объектах;

  • воспитывать инициативу, ответственность;

  • расширять стили и способы взаимодействия с окружающими людьми.



Результаты освоения:

Предметные:

Ученик сможет:

  • овладеть научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни;

  • характеризовать виды различных исследовательских работ:

  • определять структуру научно-исследовательской работы;

  • выбирать методы научного исследования;

  • работать с различными источниками информации;

  • обосновывать актуальность выбранной темы;

  • составлять индивидуальный рабочий план, библиографический список, тезисы и т.д.;

  • выступать с докладом и вести дискуссию по теме своей работы.

  • использовать элементы причинно-следственного анализа при работе с литературой и библиографией по теме исследовательской деятельности;

  • описывать реальные связи и зависимости в ходе проведения исследования;

  • сопоставлять различные точки зрения и аргументировано высказывать свое суждение по теме исследования;

  • высказывать суждение о значении и актуальности своего исследования.

  • подготовиться к практическому использованию знаний о живой природе, потребности в исследовании и охране окружающего мира:

  • расширить знания о живой природе.

Личностные:

  • активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении поставленных целей, развитие критического и творческого мышления;

  • развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания;

  • формирование умения ориентироваться в информационном пространстве;

  • заинтересованность в личном успехе;

  • оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, умение находить общий язык и общие интересы с сверстниками.

  • воспитание инициативы, ответственности;

  • расширение стилей и способов взаимодействия с окружающими людьми;

  • привитие любви к родному краю.

Метапредметные:

  • умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с учителем;

  • планирование своих действий в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

  • освоение навыков решения творческих задач и навыках поиска, анализа и интерпретации информации;

  • овладение умениями работать с информацией, использовать современные источники информации;

  • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия);

  • осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

  • формулирование собственного мнения и позиции.



Содержание курса

34 часа в год, 1 час в неделю



Тема 1. Что такое проект (2 ч)



Что такое проект. Типы проектов по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области. 



Тема 2. Информационные ресурсы (3 ч)

Виды информационных ресурсов. Методы изучения теоретических источников. Характеристика и требования к научному наблюдению. 



Тема 3. Проектная деятельность (23 ч)

Выбор темы. Постановка проблемы и обоснование  актуальности выбранной темы. Определение объекта исследования. Определение предмета исследования. Гипотеза, ведущая идея (или идеи), замысел исследования. Постановка цели исследования. Постановка конкретных задач исследования, база исследования. Выбор и обоснование методов (методики) проведения исследования (при необходимости - конструирование методик). Обоснование основных этапов исследования. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования, выбор и обоснование критериев оценки результатов. Формулирование выводов и  прогнозирование.



Тема 4. Подготовка и защита проекта (7 ч)

Представление итоговой работы, выполненной под руководством педагога.





Календарно - тематическое планирование   5 класс

(1 час в неделю, всего 34 часа)

Тема

Виды деятельности учащихся

Часы

Сроки прохождения


Тема 1. Что такое проект (2 ч)



1

Что такое проект?

Знакомство с проектной и исследовательской деятельностью

1

07.09

2

Типы проектов

Ознакомление с многообразием проектов: исследовательские, творческие, игровые, информационные, прикладные; монопроекты, межпредметные и др.  Предварительный выбор типа проекта.

1

14.09


Тема 2. Информационные ресурсы (3 ч)



3

Виды информационных ресурсов.

Знакомство с видами информационных ресурсов

1

21.09

4

Методы изучения теоретических источников

Выбор методов изучения теоретических источников

1

28.09

5

Характеристика и требования к научному наблюдению

Знакомятся с требованиями к научному наблюдению

1

05.10


Тема 3. Проектная деятельность (23 ч)



6

Тема исследования и ее практическая и научная актуальность.

Выбор темы исследования.


1

12.10

7

Проблема научного исследования

Постановка проблемы исследования


1

19.10

8

Объект и предмет научного исследования

Определение объекта и предмета исследования

1

26.10

9

Гипотеза как предположение

Гипотеза, ведущая идея (или идеи), замысел исследования

1

02.11

10

Цель как представление о результате. Правила постановки целей и задач исследования.

Постановка цели и конкретных задач исследования


1

09.11

11

Методы исследования

Выбор и обоснование методов (методики) проведения исследования (при необходимости - конструирование методик)

1

16.11

12

Ознакомление с различными источниками информации и правилами работы с ними.

Виды информационных ресурсов и способы работы с ними.

1

23.11

13

Печатные ресурсы. Библиотечные каталоги. Правила составления библиографии.

Работа с каталогами в библиотеке. Составление списка библиографии.

1

30.11

14

Техника работы с печатными ресурсами.

Составление конспектов, выписок и т.д.

1

07.12

15

Интернет - ресурсы

Подбор интернет - ресурсов по теме исследования.

1

14.12

16

Тезисный план

Составление тезисного плана.

1

21.12

17

Формирование  творческих групп

Распределение обязанностей между членами группы.

1

28.12

18

Этапы организации исследовательской деятельности, методика работы над проектом, структура реферата.

Ознакомление со структурой реферата, с правилами его написания и оформления

1

11.01

19-20

Работа над  введением

Обоснование актуальности темы, составление представления о степени разработанности темы; формулировка проблемы исследования. Постановка целей и задач исследования. Описание методов исследования.

2

18.01

25.01

21-23

Работа над основной частью проекта


3

01.02

08.02

15.02

24-25

Работа над заключением

Формулирование результатов исследования.

2

22.02

01.03

26-28

Оформление результатов исследовательской работы в программе Microsoft PowerPoint.

Создание презентации


3

15.03

22.03

05.04


Тема 4. Защита проекта (7 ч)



29

Структура доклада

Подготовка к выступлению по теме исследования.

1

12.04

30-31

Составление доклада по теме исследования.

Подготовка к выступлению по теме исследования.

2

19.04

26.04

32-33

Защита проекта

Представление доклада и его обсуждение

2

03.05

10.05

34-35

Рефлексия

Осуществляется рефлексия процесса, себя в нем с учетом оценки других.

2

17.05

24.05





Литература

  1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозростных группах: пособие для учителей общеоб. Организ. / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.

  2. Высоцкая Биология и экология. 10-11 классы: проектная деятельность учащихся. Изд-во Учитель, 2008. С. 203

  3. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе / Н.И. Дереклеева. – М.: Вербум - М, 2010.

  4. Петров а Е. Б. Изучение биологии с использованием учебного физического эксперимента //Биоло­гия в школе. — 2012. — № 10.

  5. Подготовка, учащихся к исследовательской работе при обучении биологии // Биология в школе. — 2012. — № 8.

  6. Розанова Т. А. Проектная деятельность на уроках биологии и экологии в рамках ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 12. – С. 616–620. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54241.htm.

  7. Самошкина Т. Г. Проектная деятельность на уроках биологии /Т.Г. Самошкина//Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 138-140.

  8. Фамелис С.А. Организация исследовательской работы учащихся // Биология в школе. – 2009. – №1 Система работы по организации исследовательской деятельности учащихся. В помощь учителю. – Экибастуз, 2010 htth://school1.ekibastuz.kz/…/systema_deyat.doc

  9. Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского http://www.gnpbu.ru

  10. Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» http://www.researcher.ru

  11. Российская государственная библиотека http://www.rsl.ru

  12. Центр развития исследовательской деятельности учащихся http://www.redu.ru






Планируемые результаты:



Учащиеся научатся:

1. свободного выражать мысли и чувства в процессе речевого общения;

2. мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

3. заинтересованности не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества;

4. следовать этическим нормам и правилам ведения диалога;

5. знанию отдельных приемов и техник преодоления конфликтов;

6. эмоционально-ценностному отношению к окружающей среде,

необходимости ее сохранения и рационального использования.

7. планировать и выполнять учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приёмы, адекватные исследуемой проблеме;

8. выявлять и формулировать проблему;

9. планировать этапы выполнения работ;

10. выбирать средства реализации замысла,

11. работать с разными источниками информации;

12. обрабатывать информацию;

13. структурировать материал;

14. контролировать ход и результаты выполнения проекта;

15. представлять результаты выполненного проекта

16. выдвигать гипотезу

11. находить доказательства

17. формулировать вытекающие из исследования выводы;

18. ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме;

19. осуществлять адекватную оценку своей деятельности и деятельности других участников;

20. самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов.



Учащиеся получат возможность научиться:

1. совершенствованию духовно-нравственных качеств личности;

2. самостоятельно задумывать, планировать и выполнять проект;

3. использовать догадку, озарение, интуицию;

4. целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности, осваивать новые языковые средства;

5. формированию качеств мышления, необходимых для адаптации в

современном информационном обществе;

6. способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

7. осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.





Приложение

Требования к оформлению работ

1. Обоснование темы – автор раскрывает, что конкретно ему неясно и какие

конкретно свойства объекта или явления нуждаются в прояснении.

2. Постановка цели и задач – автор формулирует генеральное направление

исследований (цель) и поэтапные шаги, которые нужно предпринять, чтобы эту

цель достичь (задачи). Цель – одна, все остальные важные положения нужно

перевести в ранг задач.

3. Гипотеза – предположение, которое доказывается или опровергается в ходе

исследований. Гипотеза не должна быть тривиальной.

4. Методика – «инструмент» получения автором собственных данных. Методика

должна быть определена конкретно, и автор должен уметь объяснять ее.

Необходимо помнить, что у признанных научных методик есть авторы, ссылки

на источники, из которых были получены сведения о методах исследования,

обязательны при изложении полученных результатов.

5. Собственные данные – главный этап работы. Эту часть автор должен четко

выделять и представлять как собственную. Данные должны быть получены

путем самостоятельного применения автором методики. Педагогический смысл

получения собственных данных – развитие навыка применять теоретические

сведения на практике, освоение практических навыков и опыта работы с

конкретным материалом, развитие способности говорить от «первого» лица при

работе с первоисточниками.

6. Анализ, выводы – автор с помощью руководителя обобщает полученные данные,

анализирует их, сравнивая, как между собой, так и с взятыми из литературы,

формулирует конечное лаконичное резюме своей работы, фиксирует новые

знания, которые удалось получить.