СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка по рисованию "Радуга"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка по рисованию "Радуга"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


Государственное общеобразовательное учреждение

«Ясиноватская санаторная школа-интернат №14»


РЕКОМЕНДОВАНО:

решением педагогического совета


Пр. от

«____» _________2020г.№_

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по УВР

______В. Н. Слесарева


«____» _________2020г.

УТВЕРЖДЕНО:

Директор ГОУ «ЯСШИ № 14»

_______Л. Н. Сердюк

Пр. от

«____» _________2020г.№






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«РАДУГА»

2 -9 классы ( 7 – 14 лет)

2 года









Составитель:

руководитель кружка

Ващенко Дарья Петровна












Ясиноватая

2020

Пояснительная записка

Рабочая программа дополнительного образования составлена в соответствии с:

  • Законом ДНР «Об образовании» ( № 55 АС от 19.06.2015) действующая редакция по состоянию на 1.04.2020;

  • Типовым положением о дополнительном образовании детей Донецкой Народной Республики (приказ МОН ДНР от 19.12.2015 № 8);

  • Государственный стандарт НОО (Пр. Министерство образования и науки ДНР от 07.08.2020 № 1119 НП)

  • Примерная основная образовательная программа НОО (Пр. Министерства образования и науки ДНР ООО от 26.08.2020 №1182)

  • Требованиями к программам дополнительного образования детей (приказ МОН ДНР от 11 08. 2015 г. № 392);

  • Уставом ГОУ «Ясиноватская СШИ №14» от 09 января 2019 г.;

  • Рабочим учебным планом НОО, ООО ГОУ «Ясиноватская санаторная школа-интернат №14» (приказ ГОУ «ЯСШИ №14» от 01.09.20 № 201)

В качестве основы для I группы взята программа Колисниченко Г. И. «Палитра», а также программа «Солнечный зайчик» Василенко Е.Н. для II группы.

Программа «Радуга» предназначена для обучающихся в основной школе, а также интересующихся предметом, одаренных учащихся с 2 по 9 класс и направлена на обеспечение дополнительной теоретической и практической подготовки по изобразительному искусству.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах изобразительного искусства, стилях, знакомит с техниками и оформительской деятельности (графический дизайн), формирует чувство гармонии и эстетического вкуса.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок. Предлагаемые занятия основной упор делают на работу с различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного материала, его углублением, практическим закреплением в создании разнообразных работ. В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.

Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, на приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого.

Задачи программы

Обучающие:

-ознакомление детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;

- овладение учащимися нетрадиционными техниками рисования;

- использование нетрадиционных техник изображения в самостоятельной деятельности учащихся.

- овладение учащимися элементарных основ реалистического искусства, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного творчества.

Развивающие:

- развитие у детей изобразительных способностей, эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического вкуса и понимание прекрасного,

-пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства,

-развивать устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

-формирование творческих способностей, духовной культуры;

-развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

- воспитание интереса и любви к искусству,

- воспитание усидчивости, аккуратности и терпения,

- обучение ребёнка творческому подходу к любой работе

- осуществление трудового, политехнического и эстетического воспитания школьников;

- воспитания в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

- достижения максимальной самостоятельности детского творчества.

Отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ нет.

Дополнительная образовательная программа «Радуга» предназначена для обучающихся со 2 по 9 класс для детей в возрасте с 7 до 14 лет.

Данная программа дополнительного образования рассчитана на 2 года по 45 минут 1 раз в неделю для каждой группы (I группа – 2-5 кл., II группа – 6-9 кл.).

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников: практическая работа, творческое задание, экскурсия , лекционное занятие, дискуссия, выставка творческих работ, конкурс творческих работ на уровне города, республики. Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный  (воспроизводящий); иллюстративный  (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный(педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где  стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер — классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Ожидаемые результаты:

Обучающиеся должны:

  • получить представление об основах реалистического рисунка, необходимые знания об окружающем мире;

  • познакомиться с разными материалами и техниками рисования;

  • владеть необходимыми терминами;

  • научиться осуществлять поиск необходимой для занятий информации в различных источниках;

  • проводить анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;

  • высказывать простые суждения об объекте, его строении, свойствах и связях;

  • уметь обобщать на основе существенных признаков;

  • научиться работать в парах, в группах, адекватно реагировать на существование другой точки зрения у партнёра;

  • формулировать собственное мнение во время коллективной работы, задавать нужные вопросы;

  • принимать и удерживать учебную задачу;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • адекватно оценивать правильность выполнения задания;

  • научиться находить ошибки в своих и чужих работах, уметь их исправить;

  • развить свои творческие способности;

  • иметь положительную мотивацию к учебной деятельности.

К способам определения результативности можно отнести такие, как конкурсы, самостоятельная работа, эксперименты.

Документальными формами определения результативности данной дополнительной общеобразовательной программы являются дневник педагогических наблюдений и портфолио учащихся.

Формами подведения итогов реализации данной дополнительной общеобразовательной программы являются школьные выставки, участие в городских и республиканских выставках, оформление эстетической развивающей среды в школе-интернате.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

К концу обучения учащиеся должны знать:

— основные этапы развития русского и зарубежного изобразительного искусства, национальные традиции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, искусство и памятники культуры своего края;

— систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивного строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции).

— последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности — по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;

— систему  ведущих  теоретических  понятий  по изобразительной грамоте (перспектива, конструктив­ное строение, светотень, цветоведение, композиция).  Учащиеся должны уметь:

— самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы произведения художников с музыкальными и литературными произведениями;

— самостоятельно выполнять различные учебные творческие рисунки и художественные поделки, используя основы изобразительной грамоты и добиваясь художественно-образной выразительности;
— при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, контрасты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;

— определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;

— в тематической композиции сознательно применять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воп­лощения замысла.

— использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных предметах.


Тематический план

работы  кружка по изобразительному искусству

«Радуга»

для 2-5 классов


Сроки

Тема занятия

Кол-во часов

план

факт

Всего

Теория

Практика

Тема 1. Введение в основные приемы рисования

8

2

6

1



“В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки. 

2

0.5

1.5

2



“Осенний букет” освоение техники «оттиск листьями»

2

0.5

1.5

3



Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному.

2

0.5

1.5

4



Использование карандашей в рисовании цветов.

2

0.5

1.5

Тема 2. Знакомство с необычными приемами в рисовании

12

3

9

5



Художественный приём “заливка”. Рисование неба.

2

0.5

1.5

6



Рисование по-сырому. Пейзаж.

2

0.5

1.5

7



Кляксография обычная. Рисование природы.

2

0.5

1.5

8



Рисование пальчиками (творческая работа).

2

0.5

1.5

9



Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж.

2

0.5

1.5

10



Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью.

2

0.5

1.5

Тема 3. «Морское царство» и работа в коллективе

6

1.5

4.5

11



“Подводное царство” - рисование пейзажа на тему

2

0.5

1.5

12



Морской пейзаж.

2

0.5

1.5

13



Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.

2

0.5

1.5

Тема 4. Рисование на необычных поверхностях. Самостоятельный итоговый рисунок.

8

2

6

14



Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски

2

0.5

1.5

15



Живопись на картоне, камне.

2

0.5

1.5

16



Рисование фигуры человека

2

0.5

1.5

17



“Я – юный художник” - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка.

2

0.5

1.5


Итого часов

34

8.5

25.5


Тематический план

работы  кружка по изобразительному искусству

«Радуга»

для 6-9 классов


Сроки

Тема занятия

Кол-во часов

план

факт

Всего

Теория

Практика

Тема 1. Природа и животные

6

1.5

4.5

1



Рисование осеннего пейзажа «Природа Родного края»

2

0.5

1.5

2



Рисование животных (уголь)

2

0.5

1.5

3



Рисование животных (гуашь)

2

0.5

1.5

Тема 2. Натюрморт и освоение новых техник

6

1.5

4.5

4



Натюрморт – овощи и кувшин

2

0.5

1.5

5



Освоение техники рисования солью.

2

0.5

1.5

6



Рисование животных в технике графика.

2

0.5

1.5

Тема 3. Зимние композиции

8

2

6

7



Рисование  композиции «Зимующие птицы»

2

0.5

1.5

8



Рисование зимнего пейзажа

2

0.5

1.5

9



Рисование композиции «Новогодние фантазии»

2

0.5

1.5

10



Рисование новогоднего плаката

2

0.5

1.5

Тема 4. Рисование фигуры и портрета человека

8

2

6

11



Рисование портрета

2

0.5

1.5

12



Рисование фигуры человека

2

0.5

1.5

13



Рисование животных «Фауна донецкой области»

2

0.5

1.5

14



Рисование цветов

2

0.5

1.5

Тема 5. Итоговый рисунок

6

1.5

4.5

15



Рисование «Мой друг».

2

0.5

1.5

16



Рисование композиции «Венеция»

2

0.5

1.5

17



Рисование композиции «Африка»

2

0.5

1.5


Итого часов

34

8.5

25.5


Содержание программы для I группы (2-5 классы)


Занятие 1. “В гостях у сказки” - иллюстрирование любимой сказки.

Знать, что такое композиция, правила её составления.

Уметь выбирать сюжет из любимой сказки для составления иллюстрации, составлять индивидуальный рисунок , выполнять его в цвете акварелью.

Занятие 2. “Осенний букет” освоение техники «оттиск листьями»

Продолжить учить детей делать “оттиск листьями”, создавать законченный вид изображению, путем дорисовывания отдельных элементов, кистью. Развивать чувства композиции, цветовое восприятие.

Занятие 3. Приём рисования “по - сырому” или равномерно-окрашенному.

Знать понятие техники “по - сырому”, этапы использования приёма для закрашивания листа сплошным слоем краски.

Уметь выполнять упражнения по тренировке техники рисования, этапы выполнения рисования неба и земли.

Занятие 4. Использование карандашей в рисовании цветов.

Знать виды акварельных карандашей. Правила нанесения акварельных карандашей, их смешение. Свойства акварельных карандашей.

Уметь применять способы тонировки при рисовании цветов.

Занятие 5. Художественный приём “заливка”. Рисование неба.

Знать понятие техники “заливка”, способы нанесения линий, движение кисти при рисовании неба.

Занятие 6. Рисование по-сырому. Пейзаж.

Уметь выполнять пейзаж по влажному листу альбома.

Занятие 7. Кляксография обычная. Рисование природы.

Знать понятие техники рисования “Кляксография обычная”, способы рисования кляксами.

Уметь выполнять рисование птиц, облаков средствами выразительности: пятном.

Занятие 8. Рисование пальчиками (творческая работа).

Уметь разрабатывать идеи творческой работы средствами выразительности: пятном, точкой, короткой линией.

Занятие 9. Линейная и воздушная перспектива. Рисование улицы, просёлочной дороги. Пейзаж.

Знать понятие линейной и воздушной перспективы, правила линейной и воздушной перспективы, использования точки схода при рисовании. Уметь рисовать улицу с учётом правил перспективы.

Занятие 10. Узор и орнамент. Роспись посуды хохломской росписью.

Знакомить с Хохломской росписью. Знать основы росписи, её элементы.

Уметь выполнять рисование элементов росписи (ягод, листьев, травки и т.д.), рисование сосуда и его роспись.

Занятие 11. “Подводное царство” - рисование пейзажа на тему.

Знать правила рисования рыб. Уметь выполнять рисование рыб разного вида.

Занятие 12. Морской пейзаж.

Знать этапы рисунка рыб, кораллов, морских животных. Уметь строить композицию, подбирать колорит.

Занятие 13. Составление коллективного панно техникой “рваная бумага”.

Знать понятие коллаж, аппликация. Уметь составлять фрагменты панно и гармонично сочетать элементы при составлении законченной работы.

Занятие 14. Городецкая роспись. Роспись тарелочки, разделочной доски

Знать историю возникновения промысла, элементы городецкой росписи. Уметь расписывать предметы в стиле “городца”

Занятие 15. Живопись на картоне, камне.

Уметь использовать нетрадиционные материалы в живописи, создавать неповторимые сюжеты.

Занятие 16. Рисование фигуры человека

Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих  портреты человека в полный рост; таблицу-схему пропорций фигуры человека. Учить рисование фигуры человека в полный рост с соблюдением пропорции

Занятие 17. “Я – юный художник” - самостоятельный выбор техники рисования и составление рисунка.

Уметь осознанно делать выбор техники и материалов для реализации задуманного.


Содержание программы для II группы (6-9 классы)


Занятие 1. Рисование осеннего пейзажа «Природа Родного края»

Рассмотреть репродукции картин художников на осеннюю тему. Обратить внимание на композицию пейзажа, на осенний колорит. Учить рисовать разное состояние осенней природы; разные породы деревьев, кустарников.

Занятие 2. Рисование животных (уголь)

Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы углем (штрихи, растушевки)

Занятие 3. Рисование животных (гуашь)

Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы красками.

Занятие 4. Натюрморт – овощи и кувшин

Рассмотреть работы других художников. Рассмотреть формы и особенности предметов. Учить передавать форму предмета, падение света и тени. Использовать различную технику в работе (карандаши, акварель, гуашь, уголь)

Занятие 5. Освоение техники рисования солью.

Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения.

Занятие 6. Рисование животных в технике графика.

Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать выразительные средства графики.

Занятие 7. Рисование  композиции «Зимующие птицы»

Рассмотреть иллюстрации разных пород птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать разные породы птиц, передавать их среду обитания; использовать разные способы работы красками.

Занятие 8. Рисование зимнего пейзажа

Рассмотреть репродукции работ художников зимних пейзажей. Обратить внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учить рисовать разные породы деревьев зимой, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками.

Занятие 9. Рисование композиции «Новогодние фантазии»

Рассмотреть репродукции работ художников, рисующих зиму, зимнюю сказку, новогодние открытки. Обсудить композицию и сюжет темы. Учить рисовать сказочных героев, передавать сказочную атмосферу композиции. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).

Занятие 10. Рисование новогоднего плаката

Рассмотреть новогодние открытки. Обсудить композицию оформления и сюжет плаката, рисовать сказочных героев, делать праздничную надпись. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).

Занятие 11. Рисование портрета

Учиться рисовать портрет по памяти, соблюдая пропорции фигуры человека, передавать характерные черты лица, цвет волос, любимый наряд.

Занятие 12. Рисование цветов

Рассмотреть открытки и репродукции работ художников, рисовавших цветы. Обратить внимание на их строение, форму, цветовую окраску. Учить рисовать и закрашивать цветы разными способами.

Занятие 13. Рисование животных «Фауна донецкой области»

Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы красками.

Занятие 14. Рисование фигуры человека

Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих  портреты человека в полный рост; таблицу-схему пропорций фигуры человека. Учить рисование фигуры человека в полный рост с соблюдением пропорции

Занятие 15. Рисование «Мой друг».

Учить рисовать людей, соблюдая пропорции фигуры человека; передавать портретное сходство своего друга. Использовать выразительные средства живописи.

Занятие 16. Рисование композиции «Венеция»

Рассмотреть репродукции Итальянского искусства. Учить рисовать фигуру человека , передавать окружение человека в итальянском  стиле

Занятие 17. Рисование композиции «Африка»

Рассмотреть репродукции Африканского искусства. Учить рисовать фигуру человека, передавать окружение человека в африканском  стиле


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Образование учащихся средствами декоративно–прикладного творчества представляет собой органическое единство образования и воспитания, единство активных методов обучения и творческой самостоятельности детей. На основе этих принципов определены методы работы:

  • Метод привлечения индивидуального опыта ребёнка – эмоционального, визуального, бытового.

  • Индивидуальная и коллективная работа. Программой предусмотрены задания как для индивидуального, так и для коллективного исполнения. Декоративно – прикладное творчество требует кропотливого труда, поэтому педагог должен проводить индивидуальную работу с каждым ребёнком. Коллективный же труд обеспечивает опыт творческого общения, сплачивает детей, а допущенные ошибки одного всегда бывают замечены товарищем и вовремя исправлены.

  • Метод обсуждения с детьми увиденного на выставках, впечатлений от экскурсий, отчетных работ детей.

  • Метод сравнения.

  • Метод итоговых учебных занятий. Особенностью работы в объединении является система ежегодных повторений и расширение объёма знаний, что позволяет на новом уровне осмыслить и освоить материал. В объединении в конце полугодия и учебного года проводятся итоговые занятия для коллег и родителей, также дети участвуют в подготовке и проведении мастер-классов.

  • Организация праздников в объединении.


Список литературы для учителя и учащихся:

  1. Закон Донецкой Народной республики «Об образовании»

  2. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: программа для общеобразоват. организаций / сост. Лобынцева С.Н., Ферапонтова Е.Н., Сапрыкина Ю.Б.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015. – 70 с.

  3. Программы дополнительного художественного образования детей, изд. «Просвещение», 2007.

  4. Палитра: 7-9 лет: программа кружка по художественно-эстетическому направлению /сост. Колисниченко Г.И.; Шахтерск, 2016.-30 с.

  5. Солнечный зайчик: 7-16 лет: программа дополнительного образования детей студии декоративно прикладного творчества «Солнечный зайчик»/сост. Василенко Е.Н.; ДИППО. – Донецк, 2015.- 52с.

  6. Полный курс рисования акварелью/пер. с англ. Л.И.Степановой,- Москва: Издательство АСТ, 2018.- 208с.: ил.- Полный курс рисования (подарочная)

  7. Основы академического рисунка.100 самых важных правил и секретов/О-75 авт.сост. М.В.Адамчик.- Минск: Харвест, 2010.-128с.

  8. Основы рисования/ Под ред. Г.Альберта, Р.Вульф; Пер. с англ.; Худ. обл. М.В.Драко. -Мн.: ООО «Попурри», 2001.-128с.:ил.-(Серия «Техника исполнения»)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!