Учебная программа внеурочной деятельности по русскому языку «Родная речь»
Пояснительная записка.
Учебная программа кружкового занятия по русскому языку «Родная речь» ориентирована на учащихся 9 классов. Программа рассчитана на один год. Полноценная реализация программы возможна только при добросовестном отношении учащихся к заданиям учителя, стремлении овладеть навыками и умениями лингвистического анализа художественного текста.
Количество часов в неделю – 1, в год – 34.
Цель программы:
-повышение уровня подготовленности учащихся к предстоящей итоговой аттестации в 9 классе по русскому языку.
-совершенствование навыков устной и письменной речи учащихся, умения ими выполнять комплексный лингвистический анализ текста.
-развитие умений находить, определять и анализировать художественные приемы авторской речи в художественных текстах, овладение основными лингвистическими понятиями.
I. Основные задачи программы.
Обучающие:
-обучение лингвистическому анализу текста;
-обучение анализу художественных приемов и языковых средств;
-обучение умению составлять тексты самостоятельно;
-обучение умению свободно пользоваться языком во всех сферах общественной жизни.
Развивающие:
-развивать у учащихся научно – лингвистическое мировоззрение, вооружая их основами знаний о родном языке;
-развивать представление об языковом и эстетическом идеале, т.е. представление о прекрасном в языке и речи;
-развивать логическое мышление;
-развивать навыки самостоятельной работы с книгой, со словарями разных видов.
Воспитательные:
-воспитывать нравственное поведение средствами языка;
-воспитывать умение разбираться в языковых понятиях;
-воспитывать любовь к родному языку;
-воспитывать умение приспособиться к меняющимся требованиям общества;
-воспитывать способность сохранения индивидуальности ребенка.
II. Организация работы по программе.
-практическое освоение выполнением работ по анализу текста, составлению плана текста, составлению своих текстов разных типов речи, использование знаний в выполнении тестовых заданий экзаменационной работы.
III. Ожидаемые педагогические результаты.
-более совершенная письменная и устная речь учащихся;
-успешная сдача экзаменов по русскому языку;
-углубленные знания по темам курса «Лексика», «Фразеология», «Культура речи»;
-умение пользоваться различными видами словарей;
-точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме.
Учебно- тематический план.
№п/п | Тема | Кол – во часов. |
1 | Введение. | 1 |
2 | Понятие о тексте. | 2 |
3 | Способы выражения темы. | 2 |
4 | Заглавие. | 2 |
5 | Начало и конец текста (рамка текста). | 2 |
6 | Ключевые слова. | 2 |
7 | Синтаксис текста. | 2 |
8 | Способы связи предложений в тексте. | 2 |
9 | Средства связи предложений в тексте. | 2 |
10 | Местоимения и союзы в связующей функции. | 2 |
11 | Понятие о типах речи | 2 |
12 | Тексты разных стилей | 2 |
13 | Стилистические фигуры и художественные приемы текста. | 2 |
14 | Комплексный анализ текста. | 2 |
| Создание текстов разных стилей | 4 |
15 | Итоговые занятия. Работа с тестами ОГЭ | 5 |
| | Всего 34 часа. |
Содержание программы:
1.Введение – 1ч.
Введение.
2.Понятие о тексте – 2ч.
Понятие о тексте. Цельность и связность речи.
3.Способы выражения темы – 2ч.
Способы выражения темы.
4.Заглавие – 2ч.
Тема и заглавие. Анализ лирического текста.
5.Начало и конец текста (рамка текста) – 2ч.
Рамка текста. Практическое занятие.
6.Ключевые слова – 2ч.
Ключевые (опорные) слова. Практическое занятие.
7.Синтаксис текста – 2ч.
Связность текста. Предложения в составе текста. Практическое занятие.
8.Способы связи предложений в тексте – 2ч.
Структура цепной и параллельной связи предложений в тексте.
Практическое занятие.
9.Средства связи предложений в тексте – 2ч.
Лексические средства связи.
Грамматические средства связи.
10.Местоимения и союзы в связующей функции – 2ч.
Местоимения и союзы в связующей функции.
11.Понятие о типах речи – 2ч.
Повествование. Языковые средства выражения повествования.
Описание. Языковые средства выражения описания.
Рассуждение. Языковые средства выражения рассуждения.
Практическое занятие.
12.Тексты разных стилей – 2ч.
Языковое наполнение публицистического стиля.
Языковое наполнение научного стиля.
Языковое наполнение официально – делового стиля.
Языковое наполнение художественного стиля.
13.Стилистические фигуры и художественные приемы текста – 2ч.
Стилистические фигуры в тексте.
Художественные приемы в тексте.
Практическое занятие.
14.Комплексный анализ текста – 2.
Комплексный анализ текста. Практическое занятие.
Создание текстов разных стилей – 4 часа
15.Итоговое занятие – 5ч.
Итоговое занятие. /Всего 34 часов.
Список методической и дополнительной литературы.
1. Русский язык 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации -2009 год. Авторы-составители Н.А.Сенина, С.Г.Гармаш, С.А.Диденко, Г.Н.Кобякова. Ростов-на-Дону «Легион» 2009г.
2. Русский язык 9кл. Экзамен в новой форме. Авт.-сост. И.П. Цыбулько, Л.С.Степанова. ФИПИ. М.: «Астрель» 2009г.
3. Русский язык. Сборник текстов для проведения устного экзамена по русскому языку за курс основной школы. Авт.-сост. Т.М. Пахнова. М.: «Дрофа» 2000г.
4. Русский язык. Материалы для подготовки к экзаменам по русскому языку в 9 классе. Авт.-сост. О.М.Александрова, С.И.Львова. Л.М. Рыбченкова. М.: «Дрофа».2008г.
5. Русский язык 9кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авт.-сост. С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов. М.: «Просвещение» 2008г.