СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Подготовка к ОГЭ по географии" (9 класс)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прграмма  кружка по подготовке к ОГЭ составлена в соответствии с новыми требованиями обновлённых ФГОС ООО. В ней отражены все курсы изучения "Географии" в основной школе..

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Подготовка к ОГЭ по географии" (9 класс)»
















Рабочая программа


Кружка «Подготовка к ОГЭ по географии»


9 класс


учителя географии Жанабаевой А.Т.


Программа рассчитана на 34 часа


Срок реализации: 2024 -2025 гг.











2024г.



Пояснительная записка

Данная программа составлена на основе:

- кодификатора и спецификатора к экзамену по географии в форме ОГЭ 2025 г.

- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28;

- Концепции развития географического образования в Российской Федерации, утвержденной решением Коллегии Минпросвещения от 28.12.2018

- образовательной программы основного общего образования на основе ФГОС 2021 г.

- Образовательной программой МАОУ «СОШ №18» основного общего образования на 2024-2025 г.

УМК, обеспечивающий реализацию рабочей программы:

1.География 5-6 класс, «Полярная звезда», Просвещение, 2021г.

2. География 7 класс, «Полярная звезда», Просвещение, 2024г.

География 8 класс, «Русское слово», Москва, 2014г.

3. География 9 класс, «Полярная звезда», «Просвещение», Москва, 2023г.

4. .Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) http://www.fipi.ru

5. .Атласы и контурные карты 8-9 классы, Дрофа, Просвещение.

Рабочая программа курса составлена на 34 часа, 1 час в неделю.

Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по географии, знакомства обучающихся с особенностями экзамена, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов.

Основные задачи:

  • осуществить информационное, методическое, психолого-педагогическое обеспечение итоговой аттестации выпускников 9 классов;

  • выявить соответствие подготовки выпускников требованиям образовательных стандартов;

  • обеспечить психологический комфорт и правовую защищенность всех участников образовательного процесса в ходе проведения итоговой аттестации;

  • закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным курсам географии основной школы;

  • формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для различных вариативных ситуаций;

  • развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска решений;

  • формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего профиля обучения

Метапредметные результаты

Познавательные УУД

Базовые логические действия

- Выявлять и характеризовать существенные признаки объ-

ектов (явлений)

-Устанавливать существенный признак классификации, осно-

вания для обобщения и сравнения, критерии проводимого

анализа

-С учётом предложенной задачи выявлять закономерности

и противоречия в рассматриваемых фактах, данных

и наблюдениях;

предлагать критерии для выявления закономерностей

и противоречий;

выявлять дефициты информации, данных, необходимых для

решения поставленной задачи

-Выявлять причинно-следственные связи при изучении

явлений и процессов

-Делать выводы с использованием дедуктивных и индук-

тивных умозаключений, умозаключений по аналогии, фор-

мулировать гипотезы о взаимосвязях

-Самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи

(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наи-

более подходящий с учётом самостоятельно выделенных

критериев)

Базовые исследовательские действия

-Проводить по самостоятельно составленному плану опыт,

несложный эксперимент, небольшое исследование по

установлению особенностей объекта изучения, причинно-

следственных связей и зависимостей объектов между собой

-Оценивать применимость и достоверность информации,

полученной в ходе исследования (эксперимента)

-Самостоятельно формулировать обобщения и выводы по

результатам проведённого наблюдения, опыта, исследо-

вания, владеть инструментами оценки достоверности по-

лученных выводов и обобщений

-Прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов,

событий и их последствия в аналогичных или сходных

ситуациях, выдвигать предположения об их развитии

в новых условиях и контекстах

-Использовать вопросы как исследовательский инструмент

познания;

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между

реальным и желательным состоянием ситуации, объекта,

самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений

и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение

-Работа с информацией

-Применять различные методы, инструменты и запросы при

поиске и отборе информации или данных из источников

с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев

-Выбирать, анализировать, систематизировать и интерпре-

тировать информацию различных видов и форм представ-

ления;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опро-

вергающие одну и ту же идею, версию) в различных

информационных источниках

-Самостоятельно выбирать оптимальную форму представле-

ния информации и иллюстрировать решаемые задачи

несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их

комбинациями

-Оценивать надёжность информации по критериям, предло-

женным педагогическим работником или сформули-

рованным самостоятельно

-Эффективно запоминать и систематизировать информацию

- Коммуникативные УУД

Общение

-Выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных

текстах

-В ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по

существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацелен-

ные на решение задачи и поддержание благожелательности

общения

-сопоставлять свои суждения с суждениями других участ-

ников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций

-Публично представлять результаты выполненного опыта

(эксперимента, исследования, проекта);

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом

задач презентации и особенностей аудитории и в соот-

ветствии с ним составлять устные и письменные тексты

с использованием иллюстративных материалов

-Воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции

в соответствии с целями и условиями общения;

распознавать невербальные средства общения, понимать

значение социальных знаков, знать и распознавать пред-

посылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты,

вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отно-

шение к собеседнику и в корректной форме формулировать

свои возражения

- Регулятивные УУД

- Самоорганизация

-Выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных

ситуациях;

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или

его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учё-

том имеющихся ресурсов и собственных возможностей,

аргументировать предлагаемые варианты решений

-Ориентироваться в различных подходах принятия решений

(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие

решений группой);

составлять план действий (план реализации намеченного

алгоритма решения), корректировать предложенный алго-

ритм с учётом получения новых знаний об изучаемом

объекте;

делать выбор и брать ответственность за решение

-Самоконтроль

-Владеть способами самоконтроля, самомотивации и ре-

флексии

-Вносить коррективы в деятельность на основе новых обсто-

ятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,

возникших трудностей

-Давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её

изменения;

учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут

возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать

решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результатов

деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь

находить позитивное в произошедшей ситуации;

оценивать соответствие результата цели и условиям

-Эмоциональный интеллект

-Различать, называть и управлять собственными эмоциями и

эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций;

регулировать способ выражения эмоций

Предметные результаты

- Освоение и применение системы знаний о разме-

щении и основных свойствах географических объ-

ектов, понимание роли географии в формировании

качества жизни человека и окружающей его среды

на планете Земля, в решении современных прак-

тических задач своего населённого пункта, Рос-

сийской Федерации, мирового сообщества, в том

числе задачи устойчивого развития, понимание роли

и места географической науки в системе научных

дисциплин

Формирование представлений о географических знаниях

как компоненте научной картины мира, их необходимости

для решения современных практических задач челове-

чества и своей страны, в том числе задачи охраны окру-

жающей среды и рационального природопользования;

формирование представлений о географии, её роли в осво-

ении планеты человеком

- Освоение и применение системы знаний об ос-

новных географических закономерностях, опре-

деляющих развитие человеческого общества

с древности до наших дней в социальной, эконо-

мической, политической, научной и культурной

сферах

Формирование представлений и основополагающих тео-

ретических знаний о целостности и неоднородности

Земли как планеты людей в пространстве и во времени,

основных этапах её географического освоения, особен-

ностях природы, жизни, культуры и хозяйственной

деятельности людей, экологических проблемах на разных

материках и в отдельных странах

- Овладение базовыми географическими понятиями

и знаниями географической терминологии и их

использование для решения учебных и практических

задач

Формирование представлений о географических знаниях

как компоненте научной картины мира, их необходимости

для решения современных практических задач челове-

чества и своей страны

-Умение сравнивать изученные географические

объекты, явления и процессы на основе выделения

их существенных признаков

-Умение классифицировать географические объ-

екты и явления на основе их известных характер-

ных свойствмежду изученными природными, социальными и экономи-

ческими явлениями и процессами, реально наблюдаемыми географическими явлениями и процессами

Формирование первичных компетенций использования

территориального подхода как основы географического

мышления для осознания своего места в целостном,

многообразном и быстро изменяющемся мире и адекват-

ной ориентации в нём;

формирование представлений и основополагающих теоре-

тических знаний об особенностях природы, жизни, куль-

туры и хозяйственной деятельности людей, экологических

проблемах на разных материках и в отдельных странах

Умение использовать географические знания для

описания существенных признаков разнообразных

явлений и процессов в повседневной жизни,

положения и взаиморасположения объектов и яв-

лений в пространстве

-Формирование первичных компетенций использования

территориального подхода как основы географического

мышления для осознания своего места в целостном,

многообразном и быстро изменяющемся мире и адекват-

ной ориентации в нём

- Умение объяснять влияние изученных географи-

ческих объектов и явлений на качество жизни

человека и качество окружающей среды

-Формирование умений и навыков использования разнообраз-

ных географических знаний в повседневной жизни для объ-

яснения явлений и процессов, адаптации к условиям терри-

тории проживания, соблюдения мер безопасности в случае

природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

формирование представлений и основополагающих теоре-

тических знаний об особенностях природы, жизни, куль-

туры и хозяйственной деятельности людей, экологических

проблемах на разных материках и в отдельных странах

- Умение выбирать и использовать источники

географической информации (картографические,

статистические, текстовые, видео- и фотоизобра-

жения, компьютерные базы данных), необходимые

для решения учебных, практико-ориентированных

задач, практических задач в повседневной жизни

- Умение представлять в различных формах (в ви-

де карты, таблицы, графика, географического

описания) географическую информацию, необхо-

димую для решения учебных, практико-ориенти-

рованных задач

Овладение основными навыками нахождения, использо-

вания и презентации географической информации

- Умение оценивать характер взаимодействия дея-

тельности человека и компонентов природы в раз-

ных географических условиях с точки зрения

концепции устойчивого развития

- Умение представлять в различных формах (в ви-

де карты, таблицы, графика, географического

описания) географическую информацию, необхо-

димую для решения учебных, практико-ориенти-

рованных задач

-Овладение основными навыками нахождения, использо-

вания и презентации географической информации

-Умение оценивать характер взаимодействия дея-

тельности человека и компонентов природы в раз-

ных географических условиях с точки зрения

концепции устойчивого развития

-Формирование представлений и основополагающих тео-

ретических знаний об экологических проблемах на разных

материках и в отдельных странах;

Формирование умений и навыков использования разно-

образных географических знаний в повседневной жизни

для оценки явлений и процессов, самостоятельного

оценивания уровня безопасности окружающей среды

-Умение решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности, путей её сохранения и улучшения; задачи в сфере эконо-мической географии для определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия.



Личностные

отражают готовность

обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных

ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе

реализации основных направлений воспитательной деятельности.

Содержание и результаты выполнения заданий ОГЭ связаны в том

числе с достижением следующих личностных результатов освоения

основной образовательной программы на основе ФГОС 2021 г.

В части гражданского воспитания:

– готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его

прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

– неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

– понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

– представление об основных правах, свободах и обязанностях

гражданина, социальных нормах и правилах межличностных

отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе;

– представление о способах противодействия коррупции.

В части патриотического воспитания:

– осознание российской гражданской идентичности в поликультурном

и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию

родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,

народов России;

– ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,

искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым

достижениям народа;

– уважение к символам России, государственным праздникам,

историческому и природному наследию и памятникам, традициям

разных народов, проживающих в родной стране.

В части духовно-нравственного воспитания:

– ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях

нравственного выбора;

– готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение

и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм

с учётом осознания последствий поступков;

– активное неприятие асоциальных поступков, свобода

и ответственность личности в условиях индивидуального

и общественного пространства.

В части эстетического воспитания:

– восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству

своего и других народов, понимание эмоционального воздействия

– овладение языковой и читательской культурой как средством познания

мира;

– овладение основными навыками исследовательской деятельности,

установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление

совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного

благополучия.

Применительно к ФГОС 2010 г. можно говорить о связи заданий ОГЭ

с достижением личностных результатов освоения основной образовательной

программы основного общего образования, отражающих готовность

и способность обучающихся к саморазвитию и личностному

самоопределению, сформированность их мотивации к обучению

и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых

социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок,

отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности,

социальные компетенции, правосознание; способность ставить цели

и строить жизненные планы, способность к осознанию российской

идентичности в поликультурном социуме, в том числе

«1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,

уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа

России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,

культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов

России и человечества; усвоение гуманистических, демократических

и традиционных ценностей многонационального российского общества;

воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности

и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению

дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки

в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых

познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного

отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего

современному уровню развития науки и общественной практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие

современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного

отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре,

языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям,

языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности

и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём

взаимопонимания.



























Тематическое планирование:

Разделы. Темы

Количество часов


Раздел 1. Географическое изучение Земли.

1

1

География-наука о планете Земля. История географических открытий.

1


Раздел 2. Изображение земной поверхности.

2

2

Планы местности. Масштаб. Изображение на планах местности неровностей земной поверхности. Азимут

1

3

Географическая широта и географическая долгота. Условные знаки, способы картографического изображения.

1


Раздел 3. Земля-планета Солнечной системы.

1

4

Земля- планета Солнечной системы. Форма, размеры, движения Земли, их географические следствия.

1


Раздел 4. Оболочки Земли.

10

5

Литосфера. Внутреннее строение Земли. Минералы и горные породы. История Земли как планеты. Литосферные плиты и их движение. Сейсмические пояса.

1

6

Внешние и внутренние процессы рельефообразования. Рельеф земной поверхности и дна Мирового океана. Полезные ископаемые.

1

7

Гидросфера. Мировой океан и его части. Движение вод Мирового океана. Система океанических течений. Солёность и температура океанических вод.

1

8

Воды суши. Реки . Озёра. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

1

9

Атмосфера. Газовый состав. Атмосферное давление. Ветер. Воздушные массы. Преобладающие ветры. Погода и её показатели.

1

10

Климат и климатообразующие факторы. Разнообразие климата на Земле.

1

11

Биосфера. Разнообразие животного и растительного мира.

1

12

Почва, её строение и состав. Образование почвы и плодородие почв.

1

13

Географическая оболочка. Географическая зональность (природные зоны) и высотная поясность.

1

14

Природные комплексы. Материки, океаны, части света. Острова, их типы по происхождению.

1


Раздел 5. Человечество на Земле. Материки и страны.

3

15

Распространение людей на Земле. Размещение и плотность населения. Города и сельские поселения. Народы и религии мира.

1

16

Южные материки. История открытия. Географическое положение. Основные черты рельефа, климта и внутренних вод и определяющие их факторы. Население и страны.

1

17

Северные материки. История открытия. Географическое положение. Основные черты рельефа, климта и внутренних вод и определяющие их факторы. Население и страны.

1


Раздел 6. Взаимодействие природы и общества.

3

18

Природная среда. Охрана природы. Особо охраняемые природные территории. Всемирное наследие ЮНЕСКО. Природные и культурные объекты.

1

19

Природно- ресурсный капитал. Классификация природных ресурсов. Особенности взаимодействия человека и природы на разных материках. Принципы рационального природопользования и методы их реализации.

1

20

Стихийные явления в литосфере, атмосфере, гидросфере. Глобальные проблемы человечества: экологическая, сырьевая, энергетическая. Глобальные изменения климата.

1


Раздел 7. География России.

14

21

Географическое пространство. История формирования и освоения территории России. Географическое положение и границы России. Административно- территориальное устройство России. Районирование территории

1

22

Время на территории России. Россия на карте часовых поясов мира. Карты часовых зон России..

1

23

Природа России. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные формы рельефа.

1

24

Климатические пояса и типы климатов России. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны.

1

25

Почва. Основные зональные типы почв. Почвенные ресурсы России. Меры по сохранению плодородия почв. Природно- хозяйственные зоны России.

1

26

Население России. Численность, естественный прирост, миграции населения. Географические особенности размещения населения. Городское и сельское население. Урбанизация в России. Крупнейшие города и городские агломерации.

1

27

Народы и религии России.

1

28

Хозяйство России. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли. Условия и факторы развития и размещения хозяйства.

1

29

ТЭК. Металлургический комплекс.

1

30

Машиностроительный комплекс. Химико- лесной комплекс.


1

31

АПК. Инфраструктурный комплекс.

1

32

Регионы России. Западный макрорегион (Европейская часть)

1

33

Регионы России. Восточный макрорегион (Азиатская часть). Россия в современном мире. Россия в системе международного географического разделения труда.

1

34

Демоверсия ОГЭ 2025.

1