Согласовано Зам. директора МОУ «СОШ с. Заветное» Энгельсского муниципального района _________// | Утверждаю Директор МОУ «СОШ с.Заветное» ________// Приказ № от |
Рабочая программа
внеурочной деятельности
(общеинтеллектуальное направление)
«Азбука математики»
для обучающихся 7, 8 классов
на 2023– 2024 учебный год
Составитель
Семенова Татьяна Викторовна,
учитель математики
Содержание рабочей программы
Пояснительная записка | 3 |
Планируемые результаты обучения | 4 |
Содержание программы | 5 |
Тематический план | 7 |
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Азбука математики» для 7, 8 классов разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями от 31 декабря 2015 г. № 1577
Математика: программы: 5-9 классы /А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир и др./.-М.: Вентана - Граф, 2015;
Учебного плана МОУ « СОШ с. Заветное » на 2022-2023 учебный год.
В соответствии с учебным планом на изучение кружка «Азбука математики» в 7 классе отводится 1 час в неделю, в 8 классе отводится 1 час в неделю, за год – 68 часов.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Цели:
Повышение интереса к предмету.
Овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смешанных дисциплин, для продолжения образования.
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности.
Задачи:
Развития мышления учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания.
Формирование познавательного интереса к математике, развитие творческих способностей, осознание мотивов учения.
Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.
Формировать математические знания, необходимые для применения в практической деятельности, в частности при решении текстовых задач;
Проводить занятия можно в форме обзорных лекций, с разбором ключевых задач или в форме семинаров, нацелив учащихся на предварительную подготовку и самостоятельный поиск материалов с их последующим обсуждением. В ходе изучения материала данного курса целесообразно сочетать такие формы организации учебной работы, как практикумы по решению задач, лекции, анкетирование, беседа, тестирование, частично-поисковая деятельность.
Планируемые результаты обучения
Изучение программы кружка «Азбука математики» позволяет достичь следующих результатов-
Личностные результаты:
воспитание российской гражданской идентичности :патриотизма, уважения к
Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
критичность мышления, инициатива, находчивость.
Метапредметные результаты:
умение самостоятельно ставить новые учебные задачи на основе развития
познавательных мотивов и интересов;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать
правильность или ошибочность выполнения учебной задачи собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
умение устанавливать причинно-следственные связи; размышлять, рассуждать
и делать выводы;
(графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками: определять цели, взаимодействовать и работать в группе;
информационно-коммуникационных технологий.
Содержание программы
Числа . Рациональные числа
Множество рациональных чисел. Сравнение рациональных чисел. Действия с рациональными числами. Представление рационального числа десятичной дробью. Тождественные преобразования
Числовые и буквенные выражения
Выражение с переменной. Значение выражения. Подстановка выражений вместо переменных.
Целые выражения
Степень с натуральным показателем и ее свойства. Преобразования выражений, содержащих степени с натуральным показателем.
Одночлен, многочлен. Действия с одночленами и многочленами (сложение, вычитание, умножение). Формулы сокращенного умножения: разность квадратов, квадрат суммы и разности. Разложение многочлена на множители: вынесение общего множителя за скобки, группировка, применение формул сокращенного умножения. Квадратный трехчлен, разложение квадратного трехчлена на множители.
Дробно-рациональные выражения
Степень с целым показателем. Преобразование дробно-линейных выражений: сложение, умножение, деление. Алгебраическая дробь. Допустимые значения переменных в дробно-рациональных выражениях. Сокращение алгебраических дробей. Приведение алгебраических дробей к общему знаменателю. Действия с алгебраическими дробями: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень.
Преобразование выражений, содержащих знак модуля.
Квадратные корни
Арифметический квадратный корень. Преобразование выражений, содержащих квадратные корни: умножение, деление, вынесение множителя из-под знака корня, внесение множителя под знак корня.
Уравнения
Понятие уравнения и корня уравнения. Представление о равносильности уравнений. Область определения уравнения (область допустимых значений переменной).
Линейное уравнение и его корни
Решение линейных уравнений. Линейное уравнение с параметром. Количество корней линейного уравнения. Решение линейных уравнений с параметром.
Квадратное уравнение и его корни
Квадратные уравнения. Неполные квадратные уравнения. Дискриминант квадратного уравнения. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Теорема, обратная теореме Виета. Решение квадратных уравнений: использование формулы для нахождения корней, графический метод решения, разложение на множители, подбор корней с использованием теоремы Виета. Количество корней квадратного уравнения в зависимости от его дискриминанта. Биквадратные уравнения. Уравнения, сводимые к линейным и квадратным. Квадратные уравнения с параметром.
Дробно-рациональные уравнения
Решение простейших дробно-линейных уравнений. Решение дробно-рациональных уравнений.
Методы решения уравнений: методы равносильных преобразований, метод замены переменной, графический метод. Использование свойств функций при решении уравнений.
Простейшие иррациональные уравнения вида , .
Системы уравнений
Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными. Прямая как графическая интерпретация линейного уравнения с двумя переменными.
Понятие системы уравнений. Решение системы уравнений.
Методы решения систем линейных уравнений с двумя переменными: графический метод, метод сложения, метод подстановки.
Функции
Понятие функции
Декартовы координаты на плоскости. Формирование представлений о метапредметном понятии «координаты». Способы задания функций: аналитический, графический, табличный. График функции. Примеры функций, получаемых в процессе исследования
различных реальных процессов и решения задач. Значение функции в точке. Свойства функций: область определения, множество значений. Кусочно заданные функции.
Линейная функция
Свойства и график линейной функции. Угловой коэффициент прямой. Расположение графика линейной функции в зависимости от ее углового коэффициента и свободного члена. Нахождение коэффициентов линейной функции по заданным условиям: прохождение прямой через две точки с заданными координатами, прохождение прямой через данную точку и параллельной данной прямой.
Квадратичная функция
Свойства и график квадратичной функции (парабола). Построение графика квадратичной функции по точкам. Нахождение нулей квадратичной функции, множества значений, промежутков знакопостоянства, промежутков монотонности.
Обратная пропорциональность
Свойства функции . Гипербола.
Решение текстовых задач
Задачи на все арифметические действия
Решение текстовых задач арифметическим способом. Использование таблиц, схем, чертежей, других средств представления данных при решении задачи.
Задачи на движение, работу и покупки
Анализ возможных ситуаций взаимного расположения объектов при их движении, соотношения объемов выполняемых работ при совместной работе.
Задачи на части, доли, проценты
Решение задач на нахождение части числа и числа по его части. Решение задач на проценты и доли. Применение пропорций при решении задач.
Тематический план
№п/п | Тематический блок (раздел) | Количество часов |
| 7 класс | |
1 | Линейное уравнение с одной переменной | 9 |
2 | Целые выражения | 16 |
3 | Функции | 2 |
4 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 7 |
| Итого | 34 |
| | |
| 8 класс | |
1 | Рациональные выражения | 17 |
2 | Квадратные корни. Действительные числа | 7 |
3 | Квадратные уравнения | 10 |
| Итого | 34 |
.
Календарно-тематическое планирование
Азбука математики
7 класс
№ п/п | Наименование тем уроков | Кол-во часов | Дата | Коррек-ция |
по плану | по факту |
| 1 триместр | | | | |
| Линейное уравнение с одной переменной | 9 | | | |
1 | Линейное уравнение с одной переменной | 7.09 | | | |
2 | Решения линейных уравнений | 14.09 | | | |
3 | Линейные уравнения, содержащие модуль | 21.09 | | | |
4 | Линейные уравнения, содержащие параметр | 28.09 | | | |
5 | Решение задач с помощью уравнений | 5.10 | | | |
6 | Решение задач с помощью уравнений | 12.10 | | | |
7 | Решение задач на производительность с помощью уравнений | 19.10 | | | |
8 | Решение задач на движение с помощью уравнений | 26.10 | | | |
9 | Решение задач на движение с помощью уравнений | 9.11 | | | |
| Целые выражения | 16 | | | |
10 | Тождественно равные выражения. Тождества. | 16.11 | | | |
11 | Степень с натуральным показателем | 23.11 | | | |
12 | Свойства степени с натуральным показателем | 30.11 | | | |
| 2 триместр | | | | |
13 | Сложение и вычитание многочленов | 7.12 | | | |
14 | Умножение одночлена на многочлен | 14.12 | | | |
15 | Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки | 21.12 | | | |
16 | Разложение многочленов на множители. Метод группировки | 28.12 | | | |
17 | Произведение разности и суммы двух выражений | 11.01 | | | |
18 | Разность квадратов двух выражений | 18.01 | | | |
19 | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений | 25.01 | | | |
20 | Решение задач по теме: «Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений» | 1.02 | | | |
21 | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений | 8.02 | | | |
22 | Выделение квадрата двучлена | 15.02 | | | |
23 | Сумма и разность кубов двух выражений | 22.02 | | | |
| 3 триместр | | | | |
24 | Применение различных способов разложения многочлена на множители | 1.03 | | | |
25 | Применение различных способов разложения многочлена на множители | 8.03 | | | |
| Функции | 2 | | | |
26 | Линейная функция, её график и свойства | 15.03 | | | |
27 | Прямая пропорциональность | 22.03 | | | |
| Системы линейных уравнений с двумя переменными | 7 | | | |
28 | Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными | 5.04 | | | |
29 | Решение систем линейных уравнений методом подстановки | 12.04 | | | |
30 | Решение систем линейных уравнений методом подстановки | 19.04 | | | |
31 | Решение систем линейных уравнений методом сложения | 26.04 | | | |
32 | Решение систем линейных уравнений методом сложения | 3.05 | | | |
33 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | 10.05 | | | |
34 | Решение задач с помощью систем линейных уравнений | 17.05 | | | |
Календарно-тематическое планирование
Азбука математики
8 класс
№ п/п | Наименование тем уроков | Кол-во часов | Дата проведения | Коррек ция |
По плану | По факту |
| 1 триместр | | | | |
| Рациональные выражения | 17 | | | |
1 | Сокращение рациональной дроби | 1 | 05.09 | | |
2 | Сокращение рациональной дроби | 1 | 12.09 | | |
3 | Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями | 1 | 19.09 | | |
4 | Сложение и вычитание рациональных дробей с разными знаменателями | 1 | 26.09 | | |
5 | Умножение рациональных дробей | 1 | 03.10 | | |
6 | Деление рациональных дробей | 1 | 10.10 | | |
7 | Умножение и деление рациональных дробей | 1 | 17.10 | | |
8 | Возведение рациональной дроби в степень | 1 | 24.10 | | |
9 | Тождественные преобразования рациональных выражений. | 1 | 07.11 | | |
10 | Решение рациональных уравнений | | 14.11 | | |
11 | Решение задач с помощью рациональных уравнений | 1 | 21.11 | | |
12 | Степень с целым отрицательным показателем. Нулевая степень числа. | 1 | 28.11 | | |
| 2 триместр | | | | |
13 | Стандартный вид числа. Степень с целым отрицательным показателем. | 1 | 05.12 | | |
14 | Умножение и деление степеней с целым показателем | 1 | 12.12 | | |
15 | Возведение степени в степень с целым показателем | 1 | 19.12 | | |
16 | Возведение произведения и дроби в степень с целым показателем | 1 | 26.12 | | |
17 | Функция у = к/х и её график. Свойства функции у = к/х | 1 | 09.01 | | |
| Квадратные корни. Действительные числа | 7 | | | |
18 | Функция у=х2, ее свойства и график. | 1 | 16.01 | | |
19 | Квадратные корни. Арифметический квадратный корень.. | 1 | 23.01 | | |
20 | Решение уравнений вида х2 =а, = а. | 1 | 30.01 | | |
21 | Свойства арифметического квадратного корня. | 1 | 06.02 | | |
22 | Вынесение множителя из-под знака корня и внесение множителя под знак корня. | 1 | 13.02 | | |
23 | Освобождение от иррациональности в знаменателе. | 1 | 20.02 | | |
24 | Функция у = и ее график | 1 | 27.02 | | |
| 3 триместр | | | | |
| Квадратные уравнения | 10 | | | |
25 | Решение неполных квадратных уравнений | 1 | 06.03 | | |
26 | Формула корней квадратного уравнения. | 1 | 13.03 | | |
27 | Теорема Виета. | 1 | 20.03 | | |
28 | Квадратный трёхчлен | 1 | 03.04 | | |
29 | Биквадратное уравнение | 1 | 10.04 | | |
30 | Решение уравнений вида f(x)/g(x)=0. | 1 | 17.04 | | |
31 | Решение уравнений, имеющих вид пропорции | 1 | 24.04 | | |
32 | Решение дробно-рациональных уравнений | 1 | 15.05 | | |
33 | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. | 1 | 22.05 | | |
34 | Рациональные уравнения как математические модели реальных ситуаций. | 1 | 29.05 | | |