СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка " Развиваем математическую грамотность"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю Вашему вниманию рабочую программу кружка " Развиваем математическую грамотность"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка " Развиваем математическую грамотность"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ

Амурская область, город Зея, улица Народная, д.21, г.Зея; телефон (416 58) 2 40 64



УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора

МОАУ Лицей

от 31.08.2021 №132-од








РАЗВИВАЕМ МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ГРАМОТНОСТЬ

2 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(базовый уровень)









Автор-составитель:

Борисова Татьяна Викторовна, учитель начальных классов, высшей категории













г. Зея

2021

1.Результаты освоения курса внеурочной деятельности.


Личностными результатами освоения программы:

- развивать любознательность к изучению математики;

- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;

- формировать умение учиться.

- формирование умения следовать устным инструкциям

Метапредметные результаты освоения программы:

- овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность;

- овладение приёмами работы с информацией, поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме - в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.

- коммуникативные умения и овладение опытом межличностной коммуникации, ведение диалога и участие в работе группы;

- освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования, составление его плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования.

Предметными результатами освоения программы:

Предметными результатами являются:

- формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности; освоение эвристических приемов рассуждений;

- формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

– формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

– формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

- научить ориентироваться в таких понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз», проводить задания по заданному алгоритму, составлять целое из частей и видеть части в целом, включаться в групповую работу, уметь анализировать ход решения задач.

2.Содержание курса внеурочной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 Раздел 1. Числа. Арифметические действия. Величины - 7 час

        Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков.

        Числа от 1 до 100. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Таблица умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления.

        Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число, и др. Поиск нескольких решений. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.

        Заполнение числовых кроссвордов (судоку, какуро и др.).

        Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).

        Занимательные задания с римскими цифрами.


 

Форма организации обучения — математические игры:

       «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото»,«Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

        игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

        игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

        игры с набором «Карточки-считалочки» — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

        математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100»,«Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление».

Раздел 2. Мир занимательных задач – 10 часов.

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково – символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Раздел 3. Геометрическая мозаика – 10 часов.

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки 1— 1^, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида (по выбору учащихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами:

        моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков;

        танаграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор;

        конструктор лего. Набор «Геометрические тела»;

        конструкторы «Танаграм», «Спички», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

        сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

        объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;

        анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

        моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин)

 Раздел 4. Игры – 5 часов.

Конструирование многоугольников из деталей танграма

«Спичечный» конструктор

Конструирование фигур из деталей танграма

Математическое путешествие

В работе с детьми будут использованы следующие методы:

- словесные,

- наглядные,

- практические,

- исследовательские.

Ведущим методом является исследовательский. Организаторами исследований могут, кроме учителя, становиться дети.

Виды деятельности:

- творческие работы,

- задания на смекалку,

- лабиринты,

- кроссворды,

- логические задачи,

- упражнения на распознавание геометрических фигур,

- решение уравнений повышенной трудности,

- решение нестандартных задач,

- решение текстовых задач повышенной трудности различными способами,

- выражения на сложение, вычитание, умножение, деление в различных системах счисления,

- решение комбинаторных задач,

- решение задач на части повышенной трудности

3.Тематическое планирование.

Тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Развиваем математическую грамотность» для 2-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного курса обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся НОО:

- применение интерактивных форм работы, стимулирующих познавательную мотивацию школьников (работа в парах и группах); дискуссии (для приобретения опыта ведения конструктивного диалога);

- умение ставить перед собой цели и проявление инициативы;

- отстаивание своего мнения и самостоятельность в действиях;

- привлечение внимания к ценностному аспекту изучаемых явлений, организация их работы с получаемой на социально-значимой информацией;

- использование воспитательных возможностей содержания курса через подбор соответствующих задач для решения.


Тема

Количество часов

Теория

Практика

Числа. Арифметические действия. Величины

7

3

4

Мир занимательных задач

10

1

9

Геометрическая мозаика

10

3

7

Игры

5


5

Итого

32

7

25