СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка Рукоделие «Волшебный клубок» (1 год обучения)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа «Волшебный клубочек» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком. Обучение по данной программе  способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Средний возраст учащихся - 10-15 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка Рукоделие «Волшебный клубок» (1 год обучения)»

Кировская общеобразовательная школа I-III ступеней №2




РЕКОМЕНДОВАНА

Решением педагогического

совета _________________

Протокол

№______ от ______________






УТВЕРЖДЕНА

И.о. директора ______________Т.В.Курасова

Приказ

№_______ от____________





Рабочая программа кружка


Рукоделие


«Волшебный клубок»


(1 год обучения)







Составитель рабочей программы:

Дудченко Светлана Владимировна

руководитель кружка рукоделия

«Волшебный клубок»

Кировской общеобразовательной

школы I-III ступеней №2









г. Кировск

2015



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Ручное вязание – один из древнейших видов декоративно-прикладного искусства, возраст которого около 5 тысячелетий. Основы его заложили кочевники-бедуины.

Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.

Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Этот вид декоративно-прикладного творчества характеризуется изяществом, красотой и возможностью изготовить разнообразные изделия: салфетки, скатерти, шторы, одежду и элементы её украшения.

Благодаря возможности применения разнообразных ниток и выполнения изысканных моделей вязание крючком стало любимым занятием многих. Научиться вязать крючком проще, чем спицами.


Цель настоящей программы – нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении основам вязания крючком. В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:


  1. Образовательные:

    • познакомить с историей и развитием художественного вязания;

    • обучить правильному положению рук при вязании, пользованию инструментами;

    • познакомить с основами цветоведения и материаловедения;

    • научить выполнять основные приёмы вязания;

    • обучить пользованию схемами из журналов и альбомов по вязанию и составлению их самостоятельно;

    • научить выполнять сборку и оформление готового изделия.


  1. Воспитательные:

    • привить интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, эстетическое отношение к действительности;

    • воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

    • привить основы культуры труда.


  1. Развивающие:

    • развить образное мышление;

    • развить внимание;

    • развить моторные навыки;

    • развить творческие способности;

    • развить фантазию;

    • выработать эстетический и художественный вкус.


Программа «Волшебный клубок» является:

По содержательной, тематической направленности – художественно-эстетической;

По функциональному предназначению – прикладной;

По форме организации – кружковой;

По времени реализации – годичной.


Программа «Волшебный клубочек» являясь прикладной, носит практико-ориентированный характер, направлена на овладение учащимися основными приёмами и техникой вязания крючком. Обучение по данной программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, определении плотности вязания, расчёте петель применяются знания из областей черчения, рисования, математики.

Средний возраст учащихся - 10-15 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, зарождается понятийное мышление на базе жизненного опыта, неподкреплённое научными данными, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки.

Программа рассчитана на 1 год обучения – 58 часов занятий. В группу приходят дети, не имеющие специальных навыков из области вязания крючком. Программа разработана для учащихся 7-16 лет, количество детей в группе 12 – 15 человек. Режим работы – 1 раз в неделю по 2 часа.

В процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративный,

  • рассказ,

  • беседа,

  • работа с книгой,

  • демонстрация,

  • упражнение,

  • практический,

  • обучающий контроль,

  • познавательная игра.












В конце обучения учащиеся должны:



ЗНАТЬ



УМЕТЬ

Правила поведения,

ТБ.



Основы материало-ведения: классификацию и свойства волокон.


Инструменты и материалы.



Основные приёмы вязания крючком, технику вязания.







Основные способы вывязывания петель.





Вязание круга и квадрата.


Условные обозначения, понятие «раппорт».



Основы цветоведения.


Последовательность изготовления изделий.


Заключительная отделка готовых изделий.

Соблюдать правила поведения на занятии, правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, булавками, электрическим утюгом.


Различать нитки из натуральных и химических волокон; шерстяную и х/б.



Правильно пользоваться вязальными крючками, швейными иглами, булавками, подбирать соответствующие №№ крючков и ниток.


Выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, полустолбик, столбик без накида, столбики с 1, 2, 3 и более накидами, рельефные столбики, рогатки из 2 столбиков с накидом, веер из нескольких столбиков с накидом, 2, 3 и более столбиков с накидом из одной вершины, пышный столбик, пико, вытянутая петля. Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли.


Вывязывать петли несколькими способами: за обе нити, за переднюю, заднюю нить петли, в середину ножки над перемычкой или под ней, перед ножкой, за ножкой, под перемычку, под продолжение перемычки сзади, подхватывая одну из нитей перемычки.


Уметь вязать круг и квадрат, круглые и квадратные мотивы по схеме.


Пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию крючком. Вязать согласно раппорту узора.


Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.


Вязать салфетку, шарфик, элементы растительного орнамента, сувениры.


Выполнять ВТО и заключительную отделку готовых изделий.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Тема занятия

кол-во

часов

Дата занятия

п/п

темы

По плану

Фактич.

1

1

Вводное занятие.

1

07.10.


2

2

Основы материаловедения.

1

07.10.



3

Основные приёмы вязания крючком (4ч.)




3


Начальная петля, воздушная, цепочка.

1

14.10.


4


Столбик без накида, петля подъема.

1

14.10.


5


Столбик с накидом.

1

21.10.


6


Полустолбик.

1

21.10.



4

Упражнения из столбиков и воздушных петель. (3ч.)




7


Филейная сетка.

1

04.11.


8


Рогатка из 2 столбиков с накидом.

1

04.11.


9


Вывязывание образцов.

1

11.11.


10

5

Основы цветоведения.

1

11.11.


11-12

6

Вязание круга, соединительная петля.

2

18.11.


13-16

7

Прихватка «Солнышко»

4

25.11,02.12.



8

Нежные снежинки. (6ч.)




17


Зарисовка схем снежинок.

1

09.12.


18


Пышный столбик, пико.

1

09.12.


19-20


Вязание снежинок.

2

16.12.


21-22


Оформление новогодних поделок.

2

23.12.



9

Салфетка из круглых мотивов. (4ч.)




23


Зарисовка схем круглых мотивов и схем салфеток.

1



24-25


Круглый мотив.

2



26


Соединение мотивов.

1



27-28

10

Вязание квадрата.

2




11

Сувениры. (14ч.)




29


Зарисовка схем квадратных мотивов и сувениров.

1



30-32


Освоение квадратного мотива.

3



33-38


Вязание квадратных мотивов.

6



39-42


Соединение мотивов. Изготовление сувениров.

4




12

Панно «Фрукты в корзине». (12ч.)




43


Основы композиции. Зарисовка схем.

1



44


Вязание бананов.

1



45


Вязание груши.

1



46


Виноград и вишни.

1



47


Корзинка.

1



48


Листья

1



49


Схемы вязания салфеток.

1



50-52


Вязание салфетки.

3



53


Накрахмаливание, пропитывание сахарным сиропом.

1



54


Составление композиции. Оформление панно.

1




13

Шарфик




55


Схемы вязания узоров.

1



56-57


Вязание шарфика.

3



58

14

Итоговое занятие

1



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Тема 1

Вводное занятие.

Теоретические сведения. Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. История развития художественного вязания. Организация рабочего места. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Правила ТБ при работе с вязальными крючками, ножницами, швейными иглами, электрическим утюгом.


Тема 2

Основы материаловедения.

Теоретические сведения. Происхождение и свойства ниток, приме­няемых для вязания. Виды волокон (натуральные и химические). Виды и применение химических волокон. Качества и свойства изделия в зависимости от качества ниток и от плотности вязано­го полотна. Свойства трикотажного полотна.

Практическая работа. Составление коллекции ниток с подписями под ними (вида ниток и сырья, из которого они изготовлены). Определение состава ниток органолептическим путём и по цвету пламени.

Тема 3

Основные приёмы вязания крючком

Теоретические сведения. Положение рук во время работы. Основ­ные приемы вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.

Практическая работа. Отработка приемов вязания: начальная петля, воздушная петля, петли для подъёма, столбик без накида, полустолбик, столбик с накидом.


Тема 4

Упражнения из столбиков и воздушных петель

Теоретические сведения. Зарисовка условных обозначений основных приемов вязания: воздушных петель и столбиков. Филейная сетка.

Практическая работа. Вывязывание образца по схеме.


Тема 5

Основы цветоведения.

Теоретические сведения. Понятие о цвете. Свойства цвета: тон (светосила), цветовой оттенок, насыщенность. Теплые и холодные цвета, ахроматические и хроматические. Цветовой спектр. Колориметрический круг. Основные и дополнительные цвета.

Практическая работа. Изображение колориметрического круга с обозначением основных, двойных (составных) цветов. Определение наиболее удачных цветовых сочетаний.


Тема 6

Вязание круга

Теоретические сведения. Изменение фактуры вязаного полотна в зависимости от изменения способа вывязывания одних и тех же элементов. Правила вязания круга.

Практическая работа. Вязание образцов столбиками без накида: образцов круга.


Тема 7

Прихватка «Солнышко»

Теоретические сведения. Вязание нитями разных цветов. Крючки и нитки для вязания прихватки, подставки под горячее, деталей снеговика. Схема прихватки, снеговика.

Практическая работа. Вязание прихватки «Солнышко», подставки под горячее, деталей снеговика.


Тема 8

Нежные снежинки.

Теоретические сведения. Зарисовка схем снежинок. Приемы вязания: пышный столбик, пико.

Практическая работа. Отработка приемов вязания: пышный столбик, пико. Вязание снежинок. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции.

Оформление новогодних поделок.


Тема 9

Салфетка из круглых мотивов

Теоретические сведения. Схема вязания круглого мотива. Схема салфетки квадратной и прямоугольной разных размеров в зависимости от колличества мотивов одного или двух цветов.

Практическая работа. Вязание круглого мотива. Соединение мотивов по выбранной схеме салфетки.


Тема 10

Вязание квадрата

Теоретические сведения. Правила вязания квадрата.

Практическая работа. Вязание образцов столбиками без накида: образцов квадрата.



Тема 11

Сувениры

Теоретические сведения. Анализ моделей. Зарисовка схем квадратных мотивов, схем выполнения закладки в книгу, футляра для очков, ключей, мобильного телефона, пенала, косметички, настенного панно с карманчиками, газетницы, сумочки. Подбор крючка и ниток, молнии (при необходимости).

Практическая работа. Вязание квадратного мотива. Соединение мотивов и оформление изделий.



Тема 12

ДЕКОРАТИВНОЕ ПАННО «Фрукты в корзине».

Теоретические сведения. Основы композиции. Анализ образцов. Правила вывязывания элементов растительного орнамента. Зарисовка схем листьев, плодов, корзинки, салфетки.

Практическая работа. Вывязывание элементов растительного орнамента, корзинки, салфетки. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Составление композиции. Оформление панно.


Тема 13

ШАРФИК

Теоретические сведения. Определение размера шарфика. Выбор узора с учётом имеющейся пряжи. Определение горизонтальной плотности вязания. Расчёт петель. Орнамент в изделии. Значение цве­та в построении орнамента.

Практическая работа Проработка узора из столбиков с накидом в виде резинки (выпуклые и плоские). Расчет петель для определения размера изделия. Вывязывание шарфика для куклы.


Тема 14

ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Организация выставки лучших работ уча­щихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.




УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


  1. Правила техники безопасности при работе с крючками, швейными иглами, булавками, ножницами, электрическим утюгом.

  2. Наличие инструментов:

    • вязальные крючки различной толщины;

    • ножницы;

    • швейные иглы;

    • булавки;

    • кисточки;

    • сантиметровая лента;

    • электрический утюг;

    • гладильная доска.

  3. Наличие материалов:

    • пряжа и нитки разной толщины и цветов;

    • фурнитура;

    • калька;

    • миллиметровая бумага;

    • акварельные краски;

  4. Специальная литература.

  5. Наглядно-иллюстративные и дидактические материалы:

    • таблица «Основные приёмы вязания»;

    • схемы изделий;

    • коллекции ниток;

    • образцы вязания;

    • изделия;

    • инструкционные карты;

    • дидактические карточки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе.- М.: «Просвещение», 1985.

2. Жарова Л.В. Учить самостоятельности. - М.: «Просвещение», 1993.

3. Ерёменко Т.И. Кружок вязания крючком. – М., 1984.

4. Андреева З.Ф, Сорокина Л.М. Вяжем сами. – Киев «Радянська школа», 1981.

5. Васильева Я.В. Самоучитель по вязанию узоров спицами и крючком. Х.: «Аргумент принт», 2012.

6. Гирич В.П. 1000 узоров вязания крючком. – М.: «Легпромбытиздат», 1993.

7. Анни С. И. 185 узоров вязания крючком. – М.: «Мода и рукоделие», 2010.

8. Экман Э. Вязание крючком. Новая коллекция узоров и мотивов. – Харьков: «Клуб семейного досуга», 2012.

9. Мелоська Б. Вяжем крючком кайму, кружево, бордюры. – Х.: «Аргумент принт», 2013.

10. Чижик Т.Б. Узоры вязания крючком. - Харьков, 2010.

11. Чижик Т.Б. Самоучитель вязания крючком. - Харьков, 2011.

12. Скляр С.С. Вязаные аксессуары. – Харьков, 2010.

13. Скляр С.С. Вяжем для дома. - Харьков, 2010.

Гура Л.П. Укрась свой дом. – Киев: «Техника», 1990.

14. Хворостухина С.А. Вязаные салфетки и скатерти. – М., 2012.

15. Красичкова А.Г. Скатерти и салфетки своими руками. – М.,2011.

16. Кирьянова Ю.С. Вяжем скатерти и салфетки. – М., 2011.

17. Усс Л.С. Вязание крючком. – М.: «Легпромбытиздат», 1985.

18. Журналы «Вяжем крючком. Уютный дом»





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!