СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Рукотворушка"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "Рукотворушка" (краткосрочная)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Рукотворушка"»

















Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Рукотворушка»

(краткосрочная)



Тип программы: модифицированная

Возраст обучающихся: 8 - 15 лет

Срок реализации: 1-21 июня 2022 год

Уровень освоения: стартовый (ознакомительный)




Автор-составитель

Балашова Н. В. ,

педагог дополнительного

образования










2022 год

Блок №1. «Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы»


1.1.Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса школьного образовательного учреждения.

Основой эстетического воспитания является искусство. Рабочая программа «Рукотворушка» составлена в соответствии с новыми требованиями ФГОС общего образования и имеет художественную направленность.

Программа разработана на основе Программы внеурочной деятельности для младших школьников « Смотрю на мир глазами художника» // Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и общее образование. / В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д.В. Смирнов; под ред. В. А. Горского - М.: Просвещение, 2011г. Примерные программы художественно-эстетического направления.


Направленность программы кружка «Рукотворушка»-

художественная,

по функциональному предназначению- общекультурная,

по форме организации - кружковая,

по времени реализации- краткосрочная.


Новизна программы состоит в том, что развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе. Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.


Актуальность программы обусловлена тем, что является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственной художественной  деятельности.

Оно способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов.


Программа рассчитана на учащихся школьного возраста. Продолжительность обучения - 21 день (лагерная смена). Учебная группа состоит из 15 учащихся. Занятие проводится 3 раз в неделю, продолжительность занятий 45 мин.


Адресат программы

Программа «Рукотворушка» разработана для детей 8-15 лет. Максимальная наполняемость объединения – 15 человек.

Срок реализации краткосрочной программы: 01.06.2022 г. - 21.06.2022 г.

Объем программы - 9 часов.

Форма обучения – очная.   

Дни проведения занятий: вторник, четверг, суббота. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 1 часу (45 минут).

Время проведения: 10.00 - 10.45


1.2. Цель и задачи программы

Цель  программы:   Формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.

Задачи:


Образовательные


1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы.

2. Познакомить со свойствами материалов и инструментами.

3.Научить применять инструменты и приспособления.

4.Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами.

5.Обучить приемам художественного моделирования из бумаги.

6. Обучить работе в технике «Изонить»

7. Познакомить с технологией использования гофрированной бумаги, салфеток при изготовлении поделок .

8. Изучить технику конструирования поделок из природного и бросового материала, пластилина, соленого теста.


Развивающие


1.Расширять художественный кругозор.

2.Развивать мелкую моторику рук.

3.Развивать внимание, память


Воспитательные


1.Воспитывать усидчивость, аккуратность.

2. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного.

Педагогические принципы:


- принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития; следует, направлять обучение на самовоспитание, самообразование и самообучение учащихся;

- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав учащегося. Этот принцип ставит педагога и ученика на одну ступень - ученик заслуживает такого же уважения, как и педагог;

- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде.


Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- формирование умений учащихся  по данному виду обучения;

- применение индивидуальных и групповых форм обучения.


1.3.Содержание программы


Учебный план


п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

всего

1


Вводная беседа


1

-

1

текущий

2

Художественное творчество

0,5

0,5

1

текущий

3

Работа с пластилином

0,5

0,5

1

текущий

4

Работа с бумагой и картоном

0,5

1,5

2

текущий

5

Работа с бисером

0,5

1,5

2

текущий

6

Работа с крупами


0,5

0,5

1

текущий

7

Работа с нитками

0,5

0,5

1

текущий


Итого

4

5

9




1.Вводная беседа

  • Введение в образовательную программу.

  • Требования к поведению учащихся во время занятия.

  • Соблюдение порядка на рабочем месте.

  • Соблюдение правил по технике безопасности.

  • Экскурсия по территории школы.


2.Художественное творчество

  • Беседа о растительном мире и лесных дарах местности, в которой живут обучающиеся

  • Сюжетное рисование с элементами аппликации деревьев, цветов, грибов, ягод родного края:

«В лес по грибы и ягоды!»

«Лето пришло!»

По замыслу детей


3.Работа с бисером

Изготовление браслета, кольца, насекомых из бисера


4.Работа с пластилином

  • Пластилиновая аппликация на картоне «Хризантемы»

  • Лепка по замыслу детей

5.Работа с бумагой и картоном

  • Изготовление открыток

  • Оригами

  • Аппликации по желанию детей

6. Работа с крупами

  • Аппликация с использованием различных видов крупы (цветы, животные)

  • Работа по замыслу


7. Работа с салфетками

  • Поделки из салфеток или с использованием салфеток


8.Работа с нитками

  • «Корабль» в технике «Изонить» или аппликация "Ёж"



Календарный учебный график (Приложение 1)


1.4. Планируемые результаты

Прогнозируемый результат:

Скоординированы движения кистей рук воспитанников;

- развито творческое воображение у воспитанников;

- сформирован интерес к творческой деятельности;

- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.


Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

  • познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

  • адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

  • выраженной познавательной мотивации;

  • устойчивого интереса к новым способам познания.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • планировать свои действия;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

  • адекватно воспринимать оценку учителя;

  • различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • проявлять познавательную инициативу;

  • самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

  • допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

  • учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться, приходить к общему решению;

  • соблюдать корректность в высказываниях;

  • задавать вопросы по существу;

  • контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

  • владеть монологической и диалогической формой речи;

  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.



Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

  • высказываться в устной и письменной форме;

  • анализировать объекты, выделять главное;

  • осуществлять синтез (целое из частей);

  • проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения об объекте.


Обучающийся получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

  • использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.



В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:

  • развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;

  • расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;

  • познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;

  • использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;

  • познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;

  • совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;

  • оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;

  • достичь оптимального для каждого уровня развития;

  • сформировать навыки работы с информацией.


Практическая значимость.

Особое место во внеурочной работе занимает кружковая деятельность. Лагерь в школе - это мир творчества, проявление и раскрытие каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Здесь ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

Это занятия практического жизненного опыта, освоения и постижения окружающего мира, красоты, гармонии. Прелесть детских изделий – в их неповторимости. Выставка детских работ дает возможность воспитанникам заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.

Прогнозируемый результат:

- скоординированы движения кистей рук;

- развито творческое воображение;

- сформирован интерес к творческой деятельности;

- развита культура общения воспитанников, трудолюбие, усидчивость, терпение.

- высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий.

-  приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала.

- активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества, как на школьном, так и на более высоком уровне.

- использование поделок-сувениров в качестве подарков; оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др.

- практическое применение  своих умений и навыков.



Блок № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеразвивающей программы»


2.1. Условия реализации программы


Для реализации программы необходимо следующее оборудование:

  • компьютер

Инструменты и приспособления:

  • простой карандаш

  • линейка

  •  ножницы канцелярские с закругленными концами

  •  кисточка для клея и красок

  • иголки швейные

  • доски для работы с пластилином

Материалы:

  • Пластилин

  • бумага цветная для аппликаций

  • двухсторонняя цветная бумага для оригами

  • картон белый и цветной

  • природный материал ( листья и т.д.)

  • крупы ( пшено, гречка и др.)

  • салфетки (разных цветов)

  • нитки швейные, вязальные

  • клей ПВА

Требования безопасности перед началом занятий 


1. Приготовить необходимые материалы и инструменты. 
2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы. 
3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь. 

Требования безопасности во время занятий 


1. Выполнять все действия только по указанию учителя. 
2. Ножницы передавать друг другу острым концом вниз. 
3. При резании бумаги, ткани не направлять ножницы к себе или товарищу. 
4. Не делать резких движений во время работы. 
5. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.. 
6. При работе швейной иглой одеть напёрсток. 
7. Осторожно пользоваться конторским клеем. 
8. Не покидать рабочее место без разрешения учителя. 


Дидактическое и техническое оснащение занятий.


Большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом: индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты, шаблоны и пр.)


Т/Б при работе с ножницами, иголкой:

  • Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнутыми.

  • Следить, чтобы ножницы не падали на пол, так как при падении они могут поранить тебя и твоего товарища.

  • Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.

  • Шить с наперстком, чтобы избежать прокола пальца.

  • При шитье не пользоваться ржавой иглой. Так как она плохо прокалывает ткань, легко может сломаться и поранить палец.

  • Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, в стол или случайные предметы. Их надо вкалывать в специальную подушечку.

  • Нельзя перекусывать нитку зубами, так как можно поранить губы.

  • Иголки необходимо хранить в игольнице или специальной подушечке, а булавки в коробочке с крышечкой.

  • Сломанную иглу следует отдать руководителю.


2.2. Формы аттестации


Вид контроля

Цель контроля

Формы контроля

Начальный или входной контроль

Определение уровня развития детей, их способностей

Беседа, наблюдение индивидуальной динамики сформированности умений и навыков, практическое задание

Текущий контроль

Определение степени усвоения обучающимися учебного материала

Педагогическое наблюдение, выполнение образцов, упражнений; просмотр творческих работ

Итоговый контроль

Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей; определение результатов обучения; ориентирование обучающихся на дальнейшее обучение

Творческая работа


Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

грамота, диплом, журнал посещаемости, фото;

формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка творческих работ.


2.3. Оценочные материалы


Целью отслеживания и оценивания результатов обучения является:

содействие воспитанию у обучающихся ответственности за результаты

своего труда, критическому отношения к достигнутому, привычки к

самоконтролю и самонаблюдению, что формирует навык самоанализа.

Используются следующие формы выявления, предъявления и

фиксации результатов:

Формы выявления результатов:

-наблюдение;

-устный опрос.

Формы предъявления результатов:

-выставка творческих работ.

Формы фиксации результатов:

-грамота, диплом.


2.4. Методические материалы


ПРИЁМЫ, МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

В работе используются все виды деятельности, развивающие личность:

игра, труд, учение, общение, творчество.

При этом соблюдаются

правила:

    • виды деятельности должны быть разнообразными, социально значимыми, направлены на реализацию личных интересов.

    • деятельность должна соответствовать возможностям учащихся

При определении содержания деятельности учитываются следующие

принципы

    • научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики и др.)

    • связи теории с практикой

    • систематичности и последовательности;

    • учёт возрастных и индивидуальных особенностей личности;

    • доступности и посильности;

    • творческой самостоятельности ребёнка при руководящей роли учителя;

    • наглядности;

    • прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).


Формы организации учебной деятельности:

индивидуальная, групповая, выставка, творческий конкурс.

Основной вид занятий - практический.


Используются следующие методы обучения:

объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично поисковый исследовательский.


Педагогические приёмы:

    • формирования взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);

    • организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование);

    • стимулирования и коррекции (поощрение, соревнование, оценка, взаимооценка и т.д.);

    • сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнёрами в увлекательном процессе образования;

    • свободного выбора.


Основные составляющие занятий:

  • воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет)

  • организация рабочего места


Организация и проведение занятия включает следующие структурные элементы:

  • инструктажи:

вводный - проводится перед началом практической работы,

текущий - во время выполнения практической работы,

заключительный

  • практическая работа

  • физкультминутки

  • подведение итогов, анализ, оценка работ

  • приведение в порядок рабочего места.

Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии.



2.5. Информационное обеспечение программы:

- нормативно-правовое обеспечение;

- методическое обеспечение: наличие программы, наглядных пособий, методических разработок, рекомендаций; фото-, видеоматериалы; интернет-источники; список литературы


Нормативно-правовое обеспечение программы

- Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 года, с изменениями 01.07.2020г);

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» № 304 (Принят Государственной Думой 22.07.2020 г.);

- Федеральный закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»;

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р);

- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года» (Утверждена распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 года № 678-р);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Новый от 30 июня 2020 г. № 16 Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20» Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID – 19) с изменениями на 24 марта 2021г. (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ)

- Приказ Министерства Просвещения России от 09.11.2018 г. №196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (п. 9, п.10, п. 170. (Зарегистрирован в Минюсте России 29.11.2018 г. №52831)

- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.10.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. №196»;

- Приказ Минтруда России № 652н от 22 сентября 2021 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» ;

- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Министерства образования и науки Российской Федерации 2015 г. (Письмо Минобрнауки России №09-3242 от 18.11.2015 г.);

- Закон Курской области от 09.12.2013 г. № 121-ЗКО «Об образовании в Курской области», утверждённый постановлением Администрации Курской области от 15.10.2013 г. № 737 – па;

- Проект «Доступное дополнительное образование для детей в Курской области», утверждённый протоколом от 16.11.2017 г. №3 заседания Совета по стратегическому развитию и проектам (программам);

- Устав муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Половневская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области;

- Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Половневская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области;

- Положение о дополнительной общеразвивающей программе педагога дополнительного образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Половневская средняя общеобразовательная школа» Октябрьского района Курской области


Список литературы

  1. Афонькина, Е. Ю., Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома. М., 1996. -207 с.

  2. Афонькин, С. Ю., Лежнева, Л. В., Пудова, В. П. Оригами и аппликация. М., 2001.- 304 с.

  3. Гагарин, Б.Г. Конструирование из бумаги. -Ташкент 1988.

  4. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников.

М.: Просвещение, 2010.-223с.-(Стандарты второго поколения).

  1. Джун Джексон. Поделки из бумаги. – "Росмэн", Москва 1996.

  2. Калмыкова, Н.В., Максимова, И.А. Макетирование из бумаги и картона. "Университет", Москва 2000.

  3. Полунина, В.Н. Искусство и дети. – "Просвещение", Москва 1982.

  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

  5. Авторская учебная программа Е. И. Коротеевой «Смотрю на мир глазами художника» для учащихся 1-4 классов общеобразовательных учреждений (Программы внеурочной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт. / Под научной редакцией В.А.Горского.-Изд. 2-е, -М.:Просвещение)















Приложение 1

Календарный учебный график

Месяц

Число

Время проведения занятий

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

июнь

2

10.00 -10.45

теоретические и практические занятия

1

Вводная беседа. Введение в образовательную программу.

Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.

Экскурсия по территории школы.

Отрядная комната

Территория школы

входной


2

июнь

4

10.00 -10.45

теоретические и практические занятия

1

Рисование «Лето пришло!»

Ознакомление с техникой рисования «печатание» листьями.

Отрядная комната

текущий

3

июнь

7

10.00 -10.45

теоретические и практические занятия

1

Оригами « Бабочка -закладка»

Отрядная комната

текущий

4

июнь

9

10.00 -10.45

теоретические и практические занятия

1

Беседа « Красота природы Курской области и не только»

«Пластилиновая хризантема»

Отрядная комната

текущий

5

июнь

11

10.00 -10.45

теоретические и практические занятия

1

Аппликация «Флаг » (салфетки)

Отрядная комната

текущий

6

июнь

14

10.00 -10.45

теоретические и практические занятия

1

Беседа « Крупы - еда и не только!» Картина с использованием круп («Ёжик»)

Отрядная комната

текущий

7

июнь

16

10.00 -10.45

теоретические и практические занятия

1

Оригами «Самолёт».

Отрядная комната

текущий

8

июнь

18

10.00 -10.45

теоретические и практические занятия

1

Работа из бисера «Браслет».

Отрядная комната

текущий

9

июнь

21

10.00 -10.45

теоретические и практические занятия

1

Работа из бисера «Стрекоза».

Отрядная комната

итоговый





3




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!