СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Шашки"

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена для школьного кружка "Шашки"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Шашки"»

Пояснительная записка

Особенности учебной программы

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

При отборе содержания и видов деятельности детей в данном объединении учитывались интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности.

Содержание программы внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

*непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

*развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

*единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;

* системная организация управления учебно-воспитательным процессом.

Возраст, на который рассчитана программа – 6-10 лет

Количество учебных часов – 1 час в неделю, за год 34 часа

Цель программы:

привитие интереса к физической культуре и спорту.

Задачи:

- научить детей играть в шашки;

- развивать интерес к освоению высот мастерства шашечной игры

Учебно-тематический план


Тема


Количество часов


Всего

Теория


практика


1

Шахматная доска и фигуры


2

1

1

2

Ходы и взятие фигур


4

2

2

3

Цель и результат шашечной партии

4

2

2

4

Общие принципы разыгрывания партии


6

2

4

5

Особенности хода «дамки»


2

1

1

6

Тактические приемы и особенности их применения

Шашечный турнир


2


1

1

1

8

Игра «уголки»


1


1

9

Игра «поддавки»


1


1

10

Подведение итогов года


1

1


Календарно – тематическое планирование


Тема



Дата

Количество часов


План.

дата

Факт.

дата

1

История шашек.

1



2

Зачем играть в шашки?

1



3

Шашечная доска.

1



4-5

Изучаем поля.

2



6-7

Вертикали.

2



8-9

Расположение шашек на доске.

2



10-11

Правила игры в шашки.

2



12-15

Комбинации ходов.

4



16

Знакомство с дамкой.

1



17

Особенности хода «дамки».

1



18-19

Знание нотации.

2



20-21

Тактический прием – удар.

2



22-24

Поиск и решение шашечных комбинаций.

3



25-26

Изучение петли.

2



27-28

Треугольник Петрова.

2



29

Шашечный турнир

1



30-31

Игра «уголки»

2



32-33

Игра «поддавки»

2



34

Подведение итогов года

1





34



Содержание разделов программы

История шашек

Шахматная доска и фигуры

Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.

Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.

Ходы и взятие фигур

Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Цель и результат шашечной партии

Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.

Общие принципы разыгрывания партии

Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.

Особенности хода «дамки»

Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.

Тактические приемы и особенности их применения

Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.

Шашечный турнир

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся

Игра «уголки»

Игра «поддавки»

Подведение итогов года Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся.



Список используемой литературы для детей

Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 – №3

Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. – №4

Список используемой литературы для учителя

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011

Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996

Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 – №3

Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. – №4