Пояснительная записка
Особенности учебной программы
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребенком своих интересов, своих увлечений, своего «я». Важно заинтересовать ребенка занятиями после уроков, чтобы школа стала для него вторым домом, что даст возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.
При отборе содержания и видов деятельности детей в данном объединении учитывались интересы и потребности самих детей, пожелания родителей, опыт внеурочной деятельности.
Содержание программы внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения.
В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:
*непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;
*развитие индивидуальности каждого ребенка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;
*единство и целостность партнерских отношений всех субъектов дополнительного образования;
* системная организация управления учебно-воспитательным процессом.
Возраст, на который рассчитана программа – 6-10 лет
Количество учебных часов – 1 час в неделю, за год 34 часа
Цель программы:
привитие интереса к физической культуре и спорту.
Задачи:
- научить детей играть в шашки;
- развивать интерес к освоению высот мастерства шашечной игры
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
Всего | Теория | практика |
1 | Шахматная доска и фигуры | 2 | 1 | 1 |
2 | Ходы и взятие фигур | 4 | 2 | 2 |
3 | Цель и результат шашечной партии | 4 | 2 | 2 |
4 | Общие принципы разыгрывания партии | 6 | 2 | 4 |
5 | Особенности хода «дамки» | 2 | 1 | 1 |
6 | Тактические приемы и особенности их применения Шашечный турнир | 2 1 | 1 | 1 |
8 | Игра «уголки» | 1 | | 1 |
9 | Игра «поддавки» | 1 | | 1 |
10 | Подведение итогов года | 1 | 1 | |
Календарно – тематическое планирование
№ | Тема | | Дата |
Количество часов | План. дата | Факт. дата |
1 | История шашек. | 1 | | |
2 | Зачем играть в шашки? | 1 | | |
3 | Шашечная доска. | 1 | | |
4-5 | Изучаем поля. | 2 | | |
6-7 | Вертикали. | 2 | | |
8-9 | Расположение шашек на доске. | 2 | | |
10-11 | Правила игры в шашки. | 2 | | |
12-15 | Комбинации ходов. | 4 | | |
16 | Знакомство с дамкой. | 1 | | |
17 | Особенности хода «дамки». | 1 | | |
18-19 | Знание нотации. | 2 | | |
20-21 | Тактический прием – удар. | 2 | | |
22-24 | Поиск и решение шашечных комбинаций. | 3 | | |
25-26 | Изучение петли. | 2 | | |
27-28 | Треугольник Петрова. | 2 | | |
29 | Шашечный турнир | 1 | | |
30-31 | Игра «уголки» | 2 | | |
32-33 | Игра «поддавки» | 2 | | |
34 | Подведение итогов года | 1 | | |
| | 34 | | |
Содержание разделов программы
История шашек
Шахматная доска и фигуры
Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шашиста. Понятие о здоровом образе жизни.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначение. Легенда о возникновении шашек.
Ходы и взятие фигур
Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Цель и результат шашечной партии
Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Выигрыш, ничья, виды ничьей. Решение упражнений на выигрыш в различное количество ходов.
Общие принципы разыгрывания партии
Понятие о шашечном турнире. Правила поведения при игре в шашечных турнирах. Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация. Анализ учебных партий, игровая практика.
Особенности хода «дамки»
Упражнения на выполнение ходов дамкой. Дидактические игры по маршруту и их взятие с учетом контроля полей, на ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
Тактические приемы и особенности их применения
Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связок и защита от неё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного перекрытия, освобождение пространства, уничтожение защиты. Понятие о комбинации. Решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определенную и на неизвестную темы.
Шашечный турнир
Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся
Игра «уголки»
Игра «поддавки»
Подведение итогов года Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шашистов с приглашением родителей учащихся.
Список используемой литературы для детей
Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 – №3
Тимофеев А.А Общие подходы к концепсии «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. – №4
Список используемой литературы для учителя
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2011
Пожарский В.А. Шахматный учебник / В.А.Пожарский – М.,1996
Тимофеев А.А. Межпредметные связи шашек как учебного предмета в начальной школе // Шахматный всеобуч – 1996 – №3
Тимофеев А.А Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет» в начальной школе// Начальное образование. – 2006. – №4