СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Школа хороших манер"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Программа «Школа хороших манер» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности во 2 классе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Школа хороших манер"»

08-13


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Архангельская средняя школа им. А.А.Кудрявцева»



Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании пед.совета. зам. директора по ВР директор школы

Протокол № ___ от ________ __________________ _________________







Рабочая программа

внеурочной деятельности

кружок

«Школа хороших манер»







Уровень реализации: начальное общее образование

Возраст:8-9 лет

Направление: общеинтеллектуальное

Сроки реализации: 1 год

Составитель: Марочкина Н.А., учитель начальных классов, высшая квалификационная категория. Почётный работник






С.Архангельское

2021год



Пояснительная записка


В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.

Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.

Программа «Школа хороших манер» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности во 2 классе. Главное назначение данного курса - формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.

Актуальность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.

Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с началом курса. Курс «Школа хороших манер» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса.

Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы. Проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме донести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющимися двигателями поступков.

Программа перекликается с содержанием тем образовательных программ « Окружающий мир», «Литературное чтение», которые соответствуют ФГОС НОО.


Особенности реализации программы:

Реализация программы рассчитана на 1 год обучения объёмом 34 часа. Занятия проводятся по 40 минут, 1 раз в неделю. Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 8-9 лет.

Цель программы: развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости.


Задачи программы:

- обучать навыкам общения и сотрудничества;

- формировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;

- развивать коммуникативные умения в процессе общения;

- ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.


Воспитательные идеи программы:

  • Старайся делать добро!

  • Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе!

  • Познай мир и себя!



Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.


Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.




Формы организации учебных занятий:


  • игровая;

  • познавательная;

  • краеведческая;

  • сюжетно - ролевые игры;

  • коллективные творческие дела;

  • смотры-конкурсы, выставки;

  • тренинги общения;

  • обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;

  • разработка проектов;

  • организация экскурсий.


Личностные и метапредметные результаты

освоения курса внеурочной деятельности

Личностные универсальные учебные действия:

​ ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

​  знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

​  развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

​  эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные универсальные учебные действия:

​  принимать и сохранять учебную задачу;

​  учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

​  планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

​  адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

​  вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Познавательные универсальные учебные действия:

​ осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

​  строить сообщения в устной и письменной форме;

​  осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.



Коммуникативные универсальные учебные действия:

​  адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

​  допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

​  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

​  формулировать собственное мнение и позицию;

​  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов


Формы учета оценки планируемых результатов


- Опрос

- Наблюдение

- Диагностика:

нравственной самооценки;

этики поведения;

отношения к жизненным ценностям;

нравственной мотивации.


Предполагаемые проекты:

- Составление памятки о правилах поведения в школе.

- Составление сборника пословиц и поговорок о добре, вежливости, дружбе.

- Праздник «Путешествие по школе вежливости».















Учебно – тематический план

п/п

Тема

Количество часов

1

Речь – средство общения

5

2

В театре, в кино, в музее

3

3

Какую речь хочется слушать

4

4

Введение понятия «этикет», история этикета, виды этикета

3

5

«Ежели вы вежливы и к совести не глухи…»

3

6

Красота внешняя и внутренняя

2

7

Этикетные выражения при знакомстве

2

8

Умей понять другого

2

9

Слушаем – вдумываемся

3

10

Гостеприимство как национальная черта русских.

3

11

Пишите письма

2

12

Раздели печаль и радость другого

1

13

Итоговое занятие

1

















Содержание программы


Речь – средство общения.(5часов) Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Формы речевого этикета. Язык мой - друг мой. Учимся строить предложения. Волшебница речь. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».

В театре, в кино, в музее. (3 часа) Решение ситуаций. Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления (словарь). В музее. Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам

Какую речь хочется слушать. (4часа). Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности.Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? и др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.

Введение понятия «этикет», история этикета, виды этикета.(3часа).Что значит быть вежливым? «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Улыбнись улыбкою своею. Правила общения. Занятие - практикум «Скажи улыбкой».

«Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» (3часа) Как учиться вежеству. Слово- это тоже поступок. Слова извинения.Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».

Красота внешняя и внутренняя (2часа). Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова. Вредные и полезные привычки. Игра «Верю – не верю», вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков

Этикетные выражения при знакомстве (2часа). Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.

Умей понять другого (2часа). Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».

Слушаем – вдумываемся (3часа). Обучение слушанию. У меня зазвонил телефон… Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь). Говорящий взгляд.

Гостеприимство как национальная черта русских. (3часа). Мы идем в гости. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций. Приглашаем гостей. Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Решение ситуаций. Даты и торжества. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто». О подарках.Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Цветочный этикет. Дарение цветов. О комплиментах. Дама и кавалер. Потанцуем? приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец»


Пишите письма (2часа).Интернет и Этикет.Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру. Как писать письма, поздравления. Приглашения. Правила оформления поздравительной открытки, (словарь).

Раздели печаль и радость другого (1час). Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.

Итоговое занятие (1час). Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

























ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема

Содержание

Кол-во часов

Речь – средство общения.(5часов)

1.

Речь – средство общения.

Возникновение речи. Языки народов мира. Речь - как средство передачи мыслей и чувств.

1

2.

Речь – средство общения.

Формы речевого этикета. Язык мой – друг мой.

1

3.

Речь – средство общения.

Диалог и монолог. Ролевые игры.

1

4.

Речь – средство общения.

Волшебница речь. Учимся строить предложения.

1

5.

Речь – средство общения.

Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».

1

В театре, в кино, в музее (3 часа)

6.

В театре, в кино, в музее.

Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания

представления.

В музее. Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам.

Решение ситуаций.



1



7.

В театре, в кино, в музее.

Экскурсия в музей.

1

8.

В театре, в кино, в музее.

Беседа с руководителем школьного театра.

1

Какую речь хочется слушать (4часа)

9.

Какую речь хочется слушать.

Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Ролевые игры.


1

10.

Какую речь хочется слушать.

Слова выражения просьбы, благодарности.Типовые вопросы:Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? И др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.

1

11.

Какую речь хочется слушать.

Конкурс чтецов.

1

12.

Какую речь хочется слушать.

Просмотр видеофильма «Фильм. Фильм. Фильм». Обсуждение. Одни и те же слова можно сказать по-разному.

1



Введение понятия «этикет», история этикета, виды этикета (3часа)

13.

Что значит быть вежливым?

Тестирование. ( Приложение № 2)

1

14.

Введение понятия «этикет», история этикета,

Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Речевой этикет

Столовый этикет

1

15.

Виды этикета.

ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ.

Правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах , переговорах.

ВОИНСКИЙ ЭТИКЕТ. Свод общепринятых в армии правил , норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах деятельности.

ОБЩЕГРАЖДАНСКИЙ ЭТИКЕТ. Совокупность правил, традиций и условностей , соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.

СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ.

Регламентирует поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице , в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах,церемониях , переговорах.

1

«Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» (3часа)


16.

«Ежели вы вежливы и к совести не глухи…»

Как учиться «вежеству». Анкетирование. (Приложение № 3)

1


17.

«Ежели вы вежливы и к совести не глухи…»

Слово- это тоже поступок. Слова извинения.Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».


1


18.

«Ежели вы вежливы и к совести не глухи…»

Анализ ситуаций. Как бы поступили вы? Всегда есть выбор.

1


Красота внешняя и внутренняя (2часа)

19.

Красота внешняя и внутренняя.

Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова.


1

20.

Красота внешняя и внутренняя.

Вредные и полезные привычки. Игра «Верю – не верю». Вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков.



1

Этикетные выражения при знакомстве (2часа)

21.

Этикетные выражения при знакомстве.

Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка).

1

22.

Этикетные выражения при знакомстве.

Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом. Ролевые игры.


1


Умей понять другого (2часа)

23.

Умей понять другого.

Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали.

1


24.

Умей понять другого.

Тест – игра «Умеете ли вы слушать».


1


Слушаем – вдумываемся (3часа)

25.

Слушаем – вдумываемся.

Обучение слушанию. У меня зазвонил телефон… Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону.


1


26.

Слушаем – вдумываемся.

Правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь). Говорящий взгляд.


1


27.

Слушаем – вдумываемся.

Тренинг. Беседа с психологом.

1

Гостеприимство как национальная черта русских (3часа)

28.

Гостеприимство как национальная черта русских.

Мы идем в гости. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций.



1


29.

Гостеприимство как национальная черта русских.

Приглашаем гостей. Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Даты и торжества. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто».

1

30.

Подарки. Давайте потанцуем.

Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Цветочный этикет. Дарение цветов. О комплиментах. Дама и кавалер. Потанцуем? приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец»



1



Пишите письма (2часа)

31.

Пишите письма.

Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру


1

32.

Интернет и Этикет.

Как писать письма, поздравления. Приглашения. Правила оформления поздравительной открытки.


1


Раздели печаль и радость другого (1час)

33.

Раздели печаль и радость другого.

Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.


1

Итоговое занятие (1час)

34.

Итоговое занятие.


Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».

1





































Материально – техническое обеспечение

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/vneurochnaya-deyatelnost-1-kl-rabochaya-programma-azbuka-eti

  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/programma-dopolnitelnogo-obrazovatelnogo

  3. http://festival.1september.ru/articles/577109/

  4. 1.«Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.

  5. 3. «Вредные советы» Г. Остер

  6. 4.«Школа вежливости» – 1 кл. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.

  7. 5.Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.

  8. 6.Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» – ВИУГУЛ, 1996.

  9. 7. «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.

  10. 9.«Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.

  11. http://www.etikets.ru























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!