08-13
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Архангельская средняя школа им. А.А.Кудрявцева»
Рассмотрено Согласовано Утверждаю
на заседании пед.совета. зам. директора по ВР директор школы
Протокол № ___ от ________ __________________ _________________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
кружок
«Школа хороших манер»
Уровень реализации: начальное общее образование
Возраст:8-9 лет
Направление: общеинтеллектуальное
Сроки реализации: 1 год
Составитель: Марочкина Н.А., учитель начальных классов, высшая квалификационная категория. Почётный работник
С.Архангельское
2021год
Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности. Без такой личности невозможно успешное общественное развитие. В то же время человек становится личностью только в обществе. И его воспитание не должно быть абстрактным личностно ориентированным вне времени. Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования программа нравственного воспитания и развития опирается на следующие ценности: патриотические чувства гражданина России; гражданская идентификация; общечеловеческие ценности; поликультурный мир; личное нравственное самосовершенствование.
Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Важно, как можно раньше научить ребенка следить за своим внешним видом, свободно, без стеснения общаться с другими людьми.
Программа «Школа хороших манер» реализует общекультурное направление во внеурочной деятельности во 2 классе. Главное назначение данного курса - формирование навыков общения и культуры поведения обучающихся в начальных классах, развитие и совершенствование их нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности, развитие самосознания учащихся, личностное развитие каждого, сплочение совершенствование классного коллектива как значимой социально – психологической группы.
Актуальность изучаемого курса состоит в том, что размышляя о жизни, о своём собственном жизненном опыте и поведении, о своих возможностях, интересах, успехах, задачах, о своей взаимосвязи с другими людьми и ответственности перед собой и перед ними – не только самыми близкими, но и теми, кто отдалён от нас пространством и временем, ребёнок постигает это через собственное интеллектуальное и художественное развитие.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с началом курса. Курс «Школа хороших манер» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса.
Содержание программы ориентировано на игровые, творческие формы. Проектную деятельность. Это позволяет в яркой форме донести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющимися двигателями поступков.
Программа перекликается с содержанием тем образовательных программ « Окружающий мир», «Литературное чтение», которые соответствуют ФГОС НОО.
Особенности реализации программы:
Реализация программы рассчитана на 1 год обучения объёмом 34 часа. Занятия проводятся по 40 минут, 1 раз в неделю. Место проведения занятий – учебный кабинет. Возраст детей, участвующих в реализации программы – 8-9 лет.
Цель программы: развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости.
Задачи программы:
- обучать навыкам общения и сотрудничества;
- формировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;
- развивать коммуникативные умения в процессе общения;
- ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.
Воспитательные идеи программы:
Курс по воспитанию у ребёнка умений жить вместе и быть самостоятельными даёт возможность каждому высказаться, отстоять свою точку зрения, слышать друг друга, доносить своё сообщение до сверстников, адекватно реагировать на сообщение другого. На этих занятиях дети научатся размышлять о непростых вопросах, быть искренними, терпимыми, заинтересованными в поиске истины, уважения любого мнения, равноправия позиций, взаимной доброжелательности.
Описание ценностных ориентиров содержания курса
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Формы организации учебных занятий:
-
игровая;
-
познавательная;
-
краеведческая;
-
сюжетно - ролевые игры;
-
коллективные творческие дела;
-
смотры-конкурсы, выставки;
-
тренинги общения;
-
обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций;
-
разработка проектов;
-
организация экскурсий.
Личностные и метапредметные результаты
освоения курса внеурочной деятельности
Личностные универсальные учебные действия:
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Познавательные универсальные учебные действия:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
строить сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Формы учета оценки планируемых результатов
- Опрос
- Наблюдение
- Диагностика:
нравственной самооценки;
этики поведения;
отношения к жизненным ценностям;
нравственной мотивации.
Предполагаемые проекты:
- Составление памятки о правилах поведения в школе.
- Составление сборника пословиц и поговорок о добре, вежливости, дружбе.
- Праздник «Путешествие по школе вежливости».
Учебно – тематический план
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Речь – средство общения | 5 |
2 | В театре, в кино, в музее | 3 |
3 | Какую речь хочется слушать | 4 |
4 | Введение понятия «этикет», история этикета, виды этикета | 3 |
5 | «Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» | 3 |
6 | Красота внешняя и внутренняя | 2 |
7 | Этикетные выражения при знакомстве | 2 |
8 | Умей понять другого | 2 |
9 | Слушаем – вдумываемся | 3 |
10 | Гостеприимство как национальная черта русских. | 3 |
11 | Пишите письма | 2 |
12 | Раздели печаль и радость другого | 1 |
13 | Итоговое занятие | 1 |
Содержание программы
Речь – средство общения.(5часов) Речь - как средство передачи мыслей и чувств. Формы речевого этикета. Язык мой - друг мой. Учимся строить предложения. Волшебница речь. Час – общения «В гостях у дедушки Этикета».
В театре, в кино, в музее. (3 часа) Решение ситуаций. Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления (словарь). В музее. Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам
Какую речь хочется слушать. (4часа). Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Слова выражения просьбы, благодарности.Типовые вопросы (Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? и др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон.
Введение понятия «этикет», история этикета, виды этикета.(3часа).Что значит быть вежливым? «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть». Улыбнись улыбкою своею. Правила общения. Занятие - практикум «Скажи улыбкой».
«Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» (3часа) Как учиться вежеству. Слово- это тоже поступок. Слова извинения.Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова».
Красота внешняя и внутренняя (2часа). Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова. Вредные и полезные привычки. Игра «Верю – не верю», вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков
Этикетные выражения при знакомстве (2часа). Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом.
Умей понять другого (2часа). Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. Тест – игра «Умеете ли вы слушать».
Слушаем – вдумываемся (3часа). Обучение слушанию. У меня зазвонил телефон… Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону, правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь). Говорящий взгляд.
Гостеприимство как национальная черта русских. (3часа). Мы идем в гости. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций. Приглашаем гостей. Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Решение ситуаций. Даты и торжества. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто». О подарках.Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Цветочный этикет. Дарение цветов. О комплиментах. Дама и кавалер. Потанцуем? приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец»
Пишите письма (2часа).Интернет и Этикет.Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру. Как писать письма, поздравления. Приглашения. Правила оформления поздравительной открытки, (словарь).
Раздели печаль и радость другого (1час). Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками.
Итоговое занятие (1час). Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| Тема | Содержание | Кол-во часов |
Речь – средство общения.(5часов) |
1. | Речь – средство общения. | Возникновение речи. Языки народов мира. Речь - как средство передачи мыслей и чувств. | 1 |
2. | Речь – средство общения. | Формы речевого этикета. Язык мой – друг мой. | 1 |
3. | Речь – средство общения. | Диалог и монолог. Ролевые игры. | 1 |
4. | Речь – средство общения. | Волшебница речь. Учимся строить предложения. | 1 |
5. | Речь – средство общения. | Час – общения «В гостях у дедушки Этикета». | 1 |
В театре, в кино, в музее (3 часа) |
6. | В театре, в кино, в музее. | Правила театрального этикета (поведение до начала спектакля, во время и после окончания представления. В музее. Культура поведения во время экскурсии в музей, отношение к экспонатам. Решение ситуаций. | 1 |
7. | В театре, в кино, в музее. | Экскурсия в музей. | 1 |
8. | В театре, в кино, в музее. | Беседа с руководителем школьного театра. | 1 |
Какую речь хочется слушать (4часа) |
9. | Какую речь хочется слушать. | Чудесные превращения слов. Слова приветствия. Слова прощания. Ролевые игры. | 1 |
10. | Какую речь хочется слушать. | Слова выражения просьбы, благодарности.Типовые вопросы:Который час? Как пройти, проехать…? Где находится…? И др.). Сопутствующие сигналы: нерезкие жесты и движения, приветливая улыбка, вежливый тон. | 1 |
11. | Какую речь хочется слушать. | Конкурс чтецов. | 1 |
12. | Какую речь хочется слушать. | Просмотр видеофильма «Фильм. Фильм. Фильм». Обсуждение. Одни и те же слова можно сказать по-разному. | 1 |
Введение понятия «этикет», история этикета, виды этикета (3часа) |
13. | Что значит быть вежливым? | Тестирование. ( Приложение № 2) | 1 |
14. | Введение понятия «этикет», история этикета, | Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила, отражающие представления о должном поведении людей в обществе. Речевой этикет Столовый этикет | 1 |
15. | Виды этикета. | ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ ЭТИКЕТ. Правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах , переговорах. ВОИНСКИЙ ЭТИКЕТ. Свод общепринятых в армии правил , норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах деятельности. ОБЩЕГРАЖДАНСКИЙ ЭТИКЕТ. Совокупность правил, традиций и условностей , соблюдаемых гражданами при общении друг с другом. СОВРЕМЕННЫЙ ЭТИКЕТ. Регламентирует поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице , в гостях и на различного рода официальных мероприятиях - приемах,церемониях , переговорах. | 1 |
«Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» (3часа) |
16. | «Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» | Как учиться «вежеству». Анкетирование. (Приложение № 3) | 1 |
17. | «Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» | Слово- это тоже поступок. Слова извинения.Этикет - тренинг «Сосчитай вежливые слова». | 1 |
18. | «Ежели вы вежливы и к совести не глухи…» | Анализ ситуаций. Как бы поступили вы? Всегда есть выбор. | 1 |
Красота внешняя и внутренняя (2часа) |
19. | Красота внешняя и внутренняя. | Правила хорошего тона, дурной тон. Помощники устного слова. | 1 |
20. | Красота внешняя и внутренняя. | Вредные и полезные привычки. Игра «Верю – не верю». Вредное воздействие на организм курения, алкоголя, наркотиков. | 1 |
Этикетные выражения при знакомстве (2часа) |
21. | Этикетные выражения при знакомстве. | Знакомство через посредника и без посредника. Сопутствующие этикетные выражения и знаки внимания (рукопожатие, вставание, поклон, улыбка). | 1 |
22. | Этикетные выражения при знакомстве. | Соблюдение правил знакомства как условие хорошего впечатления о новом знакомом. Ролевые игры. | 1 |
Умей понять другого (2часа) |
23. | Умей понять другого. | Уметь слушать собеседника. Слушали, услышали, прослушали. | 1 |
24. | Умей понять другого. | Тест – игра «Умеете ли вы слушать». | 1 |
Слушаем – вдумываемся (3часа) |
25. | Слушаем – вдумываемся. | Обучение слушанию. У меня зазвонил телефон… Решение ситуаций телефонного этикета, культура разговора по телефону. | 1 |
26. | Слушаем – вдумываемся. | Правила пользования сотовым телефоном в общественных местах и в школе (словарь). Говорящий взгляд. | 1 |
27. | Слушаем – вдумываемся. | Тренинг. Беседа с психологом. | 1 |
Гостеприимство как национальная черта русских (3часа) |
28. | Гостеприимство как национальная черта русских. | Мы идем в гости. Правила посещения и поведения в гостях, внешний вид гостя, столовый этикет, пользование столовыми приборами. Решение ситуаций. | 1 |
29. | Гостеприимство как национальная черта русских. | Приглашаем гостей. Законы гостеприимства, приглашение гостей, правила сервировки стола, чайная церемония, чем развлечь гостей. Даты и торжества. Игровая программа «Быть хорошим хозяином совсем не просто». | 1 |
30. | Подарки. Давайте потанцуем. | Правила выбора, получения и дарения, оформление подарков. Цветочный этикет. Дарение цветов. О комплиментах. Дама и кавалер. Потанцуем? приглашение на танец, отказ от танца, «белый танец» | 1 |
Пишите письма (2часа) |
31. | Пишите письма. | Понятия «адресат-адресант». Обучение эпистолярному жанру | 1 |
32. | Интернет и Этикет. | Как писать письма, поздравления. Приглашения. Правила оформления поздравительной открытки. | 1 |
Раздели печаль и радость другого (1час) |
33. | Раздели печаль и радость другого. | Общение с младшими, ровесниками и одноклассниками. | 1 |
Итоговое занятие (1час) |
34. | Итоговое занятие. | Творческое занятие «Я в различных жизненных ролях». | 1 |
Материально – техническое обеспечение
-
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/vneurochnaya-deyatelnost-1-kl-rabochaya-programma-azbuka-eti
-
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/programma-dopolnitelnogo-obrazovatelnogo
-
http://festival.1september.ru/articles/577109/
-
1.«Этикет. Умение жить и вести себя в обществе» сост. Николаева Е.С. Петров А.Г.
-
3. «Вредные советы» Г. Остер
-
4.«Школа вежливости» – 1 кл. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г.
-
5.Все об этикете. Книга о нормах поведения в любых жизненных ситуациях.– Ростов н./Д: Изд-во «Феникс», 1995.
-
6.Чиненный А.И., Стоян Т.А. Этикет на все случаи жизни. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во «ГНОМ-ПРЕСС» – ВИУГУЛ, 1996.
-
7. «Я познаю мир. Этикет во все времена» сост. Яковлев А.А.
-
9.«Тридцать уроков здоровья» Обухова Л.А., Лемяскина Н.А.
-
http://www.etikets.ru