муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Сафоново Смоленской области
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/____________/ ФИО Протокол №_____ От «___»________2020___г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ №____» ________/____________/ ФИО От «___»________2020___г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ «СОШ №___» ________/____________/ ФИО Приказ №_____ От «___»________2020___г. |
Рабочая программа
кружка «Театр пальчиковых кукол»
6 класс
Гулева Н.М. учитель технологии
2020
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу «Театр пальчиковых кукол» разработана на основе программы С. М. Альхимович, в соответствии с ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Приоритетной целью программы «Театр пальчиковых кукол» является формирование эстетического и художественного, пространственного воображения, фантазии, аккуратности, трудолюбия, образного мышления и артистических способностей учащихся. Возможность раскрыть творческий потенциал ребёнка.
Цель программы: формирование коммуникативных умений, поддержка одарённых детей, воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением.
Задачи программы:
Расширять и обогащать практический опыт учащихся.
Воспитывать уважительное отношение к людям труда, к своему труду.
Формировать активную позицию, ответственность за результат своей деятельности.
Формировать практические умения в процессе изготовления кукол.
Воспитывать трудолюбие, выработку терпения, усидчивость.
Развивать фантазию, воображение, творческого, технического и художественного типов мышления, конструкторских способностей.
В основе реализации данной программы лежат следующие принципы:
тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
построение занятий таким образом, чтобы в активной работе могли участвовать все ученики;
построение занятий согласно логике творчества – от постановки творческой задачи до достижения творческого результата; - чередование видов деятельности.
Введение преподавания театрального искусства в
общеобразовательную школу способно эффективно повлиять на формирование коммуникативных умений и воспитательно - образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона
учеников, повышение культуры поведения и речи – всё это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе.
Особое значение театральное творчество приобретает в школьные годы.
Оно не только помогает воспитывать, но и обучает с помощью игры, т.к. для детей игра в этом возрасте – основной вид деятельности, постоянно перерастающий в работу (обучение).
2. Планируемые результаты:
Коммуникативные умения:
Обучающийся научится:
·включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
·работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
·обращаться за помощью;
·формулировать свои затруднения;
·предлагать помощь и сотрудничество;
·слушать собеседника;
·договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
·формулировать собственное мнение и позицию;
·осуществлять взаимный контроль;
·адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих Регулятивные умения:
Обучающийся научится:
·понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
·планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
·осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
·анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные умения:
Обучающийся научится:
·пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре
видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
·понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
·проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
·потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
·целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
·этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
·осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Общая характеристика программы
Отличительными особенностями и новизной программы является соединение в себе основных современных принципов в образовании:
средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент
ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности
-принцип коммуникативной направленности - вовлечение
учащихся в устную и письменную коммуникацию; отбор и организация учебного материала: тематику, сферы общения, ситуации общения, возможные в заданных условиях; использование различных организационных форм для включения каждого в общение; соблюдения условий, благоприятствующих общению.
Количество часов: занятие проводится 1 раз в неделю. Программа рассчитана на учебный год, включает в себя 33 учебных занятия.
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
игра – беседа - иллюстрирование
изучение основ сценического мастерства - мастерская образа
мастерская кукол, декораций
инсценировка прочитанного произведения - постановка спектакля посещение спектакля - работа в малых группах.
Большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Беседы о театре знакомят школьников в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Изучение основ актёрского мастерства способствует формированию у школьников художественного вкуса и эстетического отношения к действительности.
Раннее формирование навыков грамотного драматического творчества у школьников способствует их гармоничному речевому и художественному развитию в дальнейшем.
Организация деятельности младших школьников по данной программе увеличивает шансы быть успешными в любом выбранном ими виде деятельности. Формы и виды контроля:
Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
·текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
·промежуточный – праздники, занятия-зачеты, конкурсы;
·итоговый – открытые занятия, спектакли, отзывы родителей, детей.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, родительских собраниях, классных часах, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Разработанная программа «Театр пальчиковых кукол» предполагает разные формы работы - индивидуальные и подгрупповые занятия, которые используются с целью формирования коммуникативных умений и отработки отдельных сцен спектаклей.
Содержание программы
Программа курса «Театр пальчиковых кукол» охватывает период обучения в 1 классе. Внутренняя целостность и завершённость курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога.
Реализуя задачи развития театрального мастерства, программа нацелена на решение ряда связанных с этим задач, среди которых:
формирование практических умений в процессе изготовления кукол;
раскрытие индивидуальных наклонностей и особенностей каждого ребёнка и ориентация его на путь самосовершенствования.
На начальных этапах освоения курса программы «Театр пальчиковых кукол» учащиеся получают общее представление о театре, о разновидностях театра, его происхождении. Знакомятся с понятием «спектакль», а также героями спектакля (кто может принимать участие). Так же знакомятся с правилами поведения зрителя, участника театральной постановки.
Учащиеся самостоятельно дают характеристику своему герою. Учатся воплощаться в свою роль. Прожить ее. На заключительных этапах, учащимся предоставляется возможность почувствовать себя сценаристами. Самостоятельно, либо с помощью учителя, учащиеся создают свою сказку, которую в дальнейшем инсценируют для родителей.
Итог курса по программе «Театр пальчиковых кукол» - это приобретение опыта решения коммуникативных задач в реальной жизни, а также активное участие в творческих постановках на площадках школы и города, умение выступать в роли режиссёра, декоратора, художника-оформителя, актёра.
№ занятия | Содержание (Раздел, тема) | Характер деятельности | УУД | Дата |
1 | «Здравствуй театр!» Вводное занятие. Театр. История театра кукол. Знакомство с историей возникновения театра, с театральной лексикой, профессиями людей, которые работают в театре (режиссер, художник - декоратор, бутафор, актер). | Рассказ с элементами беседы. Игра. Заочная экскурсия в театр. Обыгрывание ситуаций. | Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Знакомство с понятием «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер». Формирование правильного поведения в театре. | |
2 | Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы. | Беседа. Практическая деятельность. | Беседовать о ширме, о работе за ней (для работы в первую очередь необходима ширма, ее можно сделать на уроках труда мальчиками - старшеклассниками, а можно подключить родителей, они смогут сделать две стойки, а между ними натянуть материю). | |
3-4 | Культура и техника речи. Артикуляционная гимнастика | Знакомство с упражнениями для артикуляционной гимнастики | Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику: "Окошко" широко открыть рот — "жарко", закрыть рот -"холодно". "Чистим, зубки" улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы. "Месим тесто" улыбнуться пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..." покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) и т. д. Учимся быстро и чисто говорить скороговорки. | |
5-6 | Интонация. Пальчиковые игры | Знакомство с понятием интонация, с пальчиковыми играми. | Учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. | |
7-8 | Таинственные превращения. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. | Инсценировка. Ролевая игра. | Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки К. Чуковский «Телефон», «Федора». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики. Развивать память, воображение, общение детей | |
9-10 | Загадки. Песенки. | Беседа. Работа над загадками, песенками. | Развивать внимание, память, воображение. | |
11-12 | Потешки. Небылицы. | Беседа. Работа над потешками, небылицами. | Развивать внимание, память, воображение | |
13-15 | Выбор для спектакля сказки. Выразительное чтение сказки учителем. | Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении. Чистоговорки, скороговорки. | Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Выбирать сказку, делать режиссерскую разработку. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее расписывать сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать. Знакомясь с творческими возможностями детей, изучая их жизненный опыт побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи. Работа над дикцией. | |
16 | Распределение ролей. | Ролевая игра. Пальчиковые игры. | Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; | |
17 | Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. | Инсценировки. Пальчиковые игры. | Формировать умение вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа. Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. | |
18-19 | Отработка чтения каждой роли. | Обыгрывание. | Научить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работа над техникой речи. | |
20 | «Мастерская кукол». Изготовление ручных кукол, бутафории и декорации. | Практическая деятельность. | Дать вторую жизнь вещам. Развивать воображение и фантазию детей. Воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе. | |
21 | Обучение работе над ширмой, за ширмой | Практическая деятельность: надеть куклу на руку, голову - на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Обыгрывание. Артикуляционная гимнастика | Выполнять физические упражнения. (Дети должны поднимать руки вверх, если готовы куклы, то вместе с куклами, и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т. к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы. После физической гимнастики идет работа над ролями. Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз. Развивать внимание, согласованность действий. | |
22-23 | Обучение работе над ширмой, за ширмой, чтение каждым кукловодом своей роли, действия роли. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. | Репетиции. | Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. Продолжить репетировать эпизоды спектакля. | |
24 | Музыкальное оформление спектакля | Рассказ с элементами беседы. Обсуждение. Прослушивание и подбор музыки. | Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле. Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. | |
25 | Репетиция сказки. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. | Игра. Инсценировка. | Репетировать пролог, 1 и 2 эпизоды спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы. Совершенствовать находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. | |
26-28 | Репетиция сказки. | Практическая деятельность. | Репетировать 3, 4 эпизоды с использованием декораций. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики. | |
29-30 | Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. | | Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света. Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями. Учить детей коллективной работе. Формировать четкую и грамотную речь. | |
31 | Показ сказки ученикам начальных классов. | Выступление. | Формирование четкой и грамотной речи. Добиваться выразительности действия. Формирование сплоченности. Коллектива. | |
32 | Итог занятий. Обсуждение репертуара на конкурс. Выбор стихов. | Беседа. Игра. | Умение выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма. | |
33 | Творческая работа: волшебные превращения. | Беседа Конкурс | Творческая работа: чтение стихов наизусть. Участие в конкурсе чтецов (декламировать стихи на публику; оценивать себя в роли чтеца). | |
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
г. Сафоново Смоленской области
«Рассмотрено» Руководитель МО ________/____________/ ФИО Протокол №_____ От «___»________2016___г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ №____» ________/____________/ ФИО От «___»________2016___г. | «Утверждаю» Руководитель МБОУ «СОШ №___» ________/____________/ ФИО Приказ №_____ От «___»________2016___г. |
Рабочая программа
кружка «Театр пальчиковых кукол»
6 класс
на 2016-2017 учебный год
Составитель:
Гулева Наталья Михайловна
учитель технологии
высшей квалификационной категории
г. Сафоново