Рабочая программа внеурочной деятельности
«Учись учиться»
(общеинтеллектуальное направление)
1 класс
Пояснительная записка
Актуальность и новизна – на основе диагностических фактов выявлено, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстрота реакции.
Новизна программы заключается в том, что при её реализации будут использованы современные педагогические технологии.
Цель программы – развитие интеллектуально - творческого потенциала личности ребенка через систему коррекционно- развивающих занятий.
Задачи программы:
Развивать познавательные способности младших школьников;
Развивать творческие способности младших школьников;
Расширять кругозор учащихся;
Развивать эмоционально -волевую сферу детей;
Формировать стремление учащихся к личностному росту.
Форма внеурочной деятельности: кружок
Промежуточная аттестация за курс 1 класса в форме итогового тестирования.
Возраст детей, участвующих в реализации программы - 7 лет
Сроки реализации (общая продолжительность, этапы )
2021-2022– 1 класс
2022-2023 – 2 класс
2023-2024– 3 класс
2024-2025 – 4 класс
Краткое обоснование ценностных ориентиров способствуют:
умственному развитию – обучающиеся учатся логически мыслить, обобщать, анализировать, исключать лишнее, классифицировать, устанавливать логические связи, а также развивается способность к конструированию.
нравственному воспитанию – на занятиях у обучающихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье.
эстетическому воспитанию – обучающиеся получают возможность участвовать в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом.
Общая характеристика курса
№ п/п | Перечень разделов, тем программы | Общее количество часов | в том числе |
теории | практики |
1. | Правила поведения в школе. | 1 | - | 1 |
2. | Правила дорожного движения. | 1 | - | 1 |
3. | Природа вокруг нас. | 6 | 0,5 | 5,5 |
4. | Логика, задания на внимание. | 4 | - | 4 |
5. | Познавательные игры и занятия. | 8 | 1 | 7 |
6. | Интеллектуальные игры. | 2 | - | 2 |
7. | Занимательная математика и геометрия. | 2 | - | 2 |
8. | Литературные викторины и конкурсы. | 3 | - | 3 |
9. | Проектная деятельность. | 2 | 0,5 | 1,5 |
10. | Правила поведения в школе. | 1 | - | 1 |
11. | Проверка знаний | 3 | - | 3 |
Перечень нормативно - правовых документов:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- письма Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
- письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 декабря 2020 г. №28 СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи " (в редакции от 18.12.2020 года №61573);
Режим занятий –1 час в неделю.
Формы занятий: беседы, познавательные викторины, интеллектуальная и деловая игры, практическая работа, наблюдение, , учебный проект, исследовательские проекты, тематические праздники.
Планируемые результаты
Личностные результаты
1 уровень приобретение ребенком знаний о методах и приёмах развития логического мышления, памяти, внимания.
2 уровень получение ребенком опыта позитивного отношения к необходимости развития логического мышления, памяти, внимания.
3 уровень получение детьми опыта самостоятельно логически мыслить, обобщать, анализировать, исключать лишнее, классифицировать, устанавливать логические связи, а также передавать полученные знания младшим ребятам, родителям и другим участникам образовательного процесса, участвовать в коллективных проектах, акциях и т.п. мероприятиях.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
определять цель деятельности;
учиться обнаруживать и формулировать проблемы;
устанавливать причинно-следственные связи;
вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
Коммуникативные УУД
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы
Познавательные УУД
• реализовать основы проектно-исследовательской деятельности;
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
• создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Мониторинговая карта
Критерии | Показатели | Инструментарий | Сроки проведения |
Личностные результаты (блок, формируемая ценность): Сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. | Воспитательные результаты 1 уровня знают о методах и приёмах развития логического мышления, памяти, внимания. | Методика Э. Ф. Замбицявичене | май |
Воспитательные результаты 2 уровня позитивное отношение к необходимости развития логического мышления, памяти, внимания. | Анкетирование | май |
Воспитательные результаты 3 уровня самостоятельно логически мыслят, обобщают, анализируют, исключают лишнее,классифицируют, устанавливают логические связи, а также передают полученные знания младшим ребятам, родителям и другим участникам образовательного процесса, участвуют в коллективных проектах, акциях и т.п. мероприятиях. | Наблюдение | В течение года |
Воспитательный эффект | Развитие логического мышления, памяти, внимания. | |
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; | Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс). Выделение существенных признаков (2 класс). Логические закономерности (3 класс). Исследование словесно - логического мышления (4 класс). | май |
Прогнозируемый эффект | Умение устанавливать причинно-следственные связи, осуществлять логические операции, добывать и перерабатывать новые знания. | |
| Регулятивные УУД: умение выбирать тему проекта; составлять план выполнения задач, решение проблем творческого характера; выполнение проекта вместе с учителем. | Методика «Лесенка» 1-4 класс (В.Г.Щур) «Рисование по точкам (1 класс) Корректурная проба (2- 4 класс) | май |
Прогнозируемый эффект | Умение адекватно самостоятельно оценивать и корректировать правильность выполнения действия. | |
| Коммуникативные УУД: умение отстаивать свою точку зрения, умело аргументируя позицию, подтверждать аргументы фактами; при необходимости корректировать свою точку зрения, учитывая другие аргументации. | Методика «Рукавичка» (1 класс) «Дорога к дому» (2-3класс) Методика «Кто прав?» (4 класс) | май |
Прогнозируемый эффект | Умение формулировать и отстаивать собственное мнение, работать в группе и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми. | |
Содержание изучаемого курса |
1 занятие. Игра «Мы - школьники» (ко Дню знаний). Правила поведения в школе. Пословицы и поговорки о школе, знаниях. Загадки о школе. Стихи о школе. Игра «Доскажи словечко». |
2 занятие. Игра «Дети и дорога». Правила дорожного движения. Викторина о ПДД. Презентация о ПДД. |
3 занятие. Викторина «В мире насекомых». Видеовикторина. Просмотр презентации о мире насекомых. |
4 занятие. Познавательная игра «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Знакомство с цветами радуги. Стихи о цветах. «Разноцветные» загадки. |
5 занятие. Конкурс загадок об осени. Рассматривание осенних пейзажей известных художников. Беседа по картинам осени. Загадки об осени. |
6 занятие. Конкурс загадок о природе. Поделка из природных материалов. |
7 занятие. Игра «Волшебные слова». Чтение «Волшебное слово» В. Осеевой. Загадки-задания о вежливых словах. Игра «Закончи предложение». |
8 занятие. Вода. Значение воды. Игра «Водой не разольёшь». Значение воды в жизни людей и животных. Просмотр презентации. Обсуждение. Кроссворд. |
9 занятие. Как жили наши бабушки. Экскурсия в краеведческий музей. История родного города. Быт простых людей. |
10 занятие. Игровое занятие «Сказка – ложь, да в ней намек…». Загадки и сказочные конкурсы. Конкурс рисунков по сказкам. |
11 занятие. Игра «Доскажи словечко». Игра с подбором пропущенных слов с опорой на логическую цепочку и рифму слов. |
12 занятие. Мой домашний любимец. Мини-проект о домашнем животном. |
13 занятие. Логика. Решение кроссвордов. Обучение разгадыванию кроссвордов. Использование Интернет-ресурсов, справочной литературы. |
14 занятие. Моя коллекция. Мини-проект. |
15 занятие. Игра «Геометрический конструктор». Загадки о геометрических фигурах. Загадки о животных. Составление фигурок животных из геометрических фигур. |
16 занятие. Обобщение знаний за I полугодие |
17 занятие. Конкурс «Самый смекалистый». Интеллектуальный конкурс по математике. |
18 занятие. Животный мир Пустыни. Просмотр презентации. Викторина о животных и растениях пустыни. |
19 занятие. Игра «Путешествие в страну Сказка». Конкурсы, загадки, занимательные задания по сказкам. |
20 занятие. Познавательная игра «Все работы хороши – выбирай на вкус». Знакомство с профессиями в стихах. Игра на внимание. Ребусы- профессии. |
21 занятие. Игра «Буква потерялась». Познавательная игра на закрепление знаний орфографии. |
22 занятие. Игра «Что изменилось?». Игра на внимание. Сравнение рисунков, нахождение различий. Дорисовывание картинок. |
23 занятие. Видеовикторина «Природа родного края». Животный и растительный мир области. Лекарственные растения, их назначение. |
24 занятие. Просмотр презентации «Из глубины веков». Знакомство с древними животными – динозаврами. Загадки в картинках. Ребусы. |
25 занятие Математика – царица наук. Викторина. Математические задачи в стихах. Ребусы. Рисование по цифрам. |
26 занятие. Математические лабиринты. Задания на решение примеров, задач, прохождение лабиринтов на картинке. |
27 занятие. Итоговое тестирование (промежуточная аттестация) |
28 занятие. Игра-путешествие «Полет на Марс». Просмотр презентации на тему «Планеты солнечной системы». Загадки о планетах. Моделирование (из пластилина) и рисование Солнечной системы. |
29 занятие. Просмотр видеоматериалов «Животные водоемов». Викторина о животных водоемов. Рисование «Животные водоемов». |
30 занятие. Познавательная игра «История появления часов». Просмотр презентации. Загадки о времени и часах. |
31.занятие. Видеовикторина «Времена года». Загадки о временах года. |
32 занятие. Беседа «День Победы». Конкурс рисунков «Мы за мир!» Просмотр презентации «9 мая – День Победы». |
33 занятие. Обобщение знаний за II полугодие |
Календарно-тематическое планирование занятий
кружка «Учись учиться» для 1 класса (33часа)
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
1 | Игра «Мы - школьники» (ко Дню знаний). | 1 | |
2 | Игра «Дети и дорога». | 1 | |
3 | Викторина «В мире насекомых». | 1 | |
4 | Игра «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» | 1 | |
5 | Конкурс загадок об осени. | 1 | |
6 | Конкурс загадок о природе. Поделка из природных материалов. | 1 | |
7 | Игра «Волшебные слова». | 1 | |
8 | Вода. Значение воды. Игра «Водой не разольёшь». | 1 | |
9 | Как жили наши бабушки. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | |
10 | Игровое занятие «Сказка – ложь, да в ней намек…» | 1 | |
11 | Игра «Доскажи словечко». | 1 | |
12 | Мой домашний любимец. Мини-проект. | 1 | |
13 | Логика. Решение кроссвордов. | 1 | |
14 | Моя коллекция. Мини-проект. | 1 | |
15 | Игра «Геометрический конструктор» | 1 | |
16 | Обобщение знаний за I полугодие | 1 | |
17 | Конкурс «Самый смекалистый» | 1 | |
18 | Животный мир Пустыни. Просмотр презентации. Викторина. | 1 | |
19 | Игра «Путешествие в страну Сказка» | 1 | |
20 | Познавательная игра «Все работы хороши – выбирай на вкус». | 1 | |
21 | Игра «Буква потерялась» | 1 | |
22 | Игра «Что изменилось?» |
23 | Видеовикторина «Природа родного края» | 1 | |
24 | Просмотр презентации «Из глубины веков» | 1 | |
25 | Математика – царица наук. Викторина. | 1 | |
26 | Математические лабиринты. Викторина «В мире животных». | 1 | |
27 | Итоговое тестирование (промежуточная аттестация) | 1 | |
28 | Игра-путешествие «Полет на Марс». | 1 | |
29 | Просмотр видеоматериалов «Животные водоемов». Кроссворд. | 1 | |
30 | Тематическое занятие. История появления часов. | 1 | |
31 | Видео викторина «Времена года». | 1 | |
32 | Беседа «День Победы». Конкурс рисунков «Мы за мир!» | 1 | |
33 | Обобщение знаний за II полугодие | 1 | |
| Итого | 33ч | | | |
Методическое обеспечение
Информационное обеспечение:
1. Мищенкова. 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (7-8 лет)/ Методическое пособие, 1-4классы.- М.: Издательство РОСТ.
2. Развивающие задания: тесты, игры, упражнения: 1-4 классы / сост. Е.В. Языканова .- М.: Издательство «Экзамен»,2012.
Алгоритмы деятельности: практические задания, демонстрационный и раздаточный материал.
Контрольно-измерительные материалы: тесты, анкетирование, наблюдение.