СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Умелые руки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Умелые руки"»



Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Аромашевская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза В.Д. Кармацкого»




Рассмотрено:

Протокол педагогического совета № 9 от

«30» мая 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ:

директор МАОУ «Аромашевская СОШ им. В.Д. Кармацкого»

__________Т.М. Алферова

Приказ № 255-од от 31.05.2022г.









Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа «Умелые руки»


Направленность программы: художественная


Возраст обучающихся: 7-17 лет

Срок реализации: 1 год











Составитель(и):

Полякова Елена Анатольевна,

учитель надомного обучения






с. Аромашево, 2022





I. Пояснительная записка

1.1. Цель программы

Цель программы является:
формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

1.2. Задачи программы

Задачи программы:

Обучающие:

  • закреплять и расширять знания, полученные на уроках математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;

  • знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

  • раскрыть истоки народного творчества;

  • совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

Развивающие:

  • пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

  • развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

  • развивать ручную умелость;

Воспитывающие:

  • осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

  • воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;

  • добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
    Коррекционные:

  • создание коррекционных условий для развития сохранных функций и личностных особенностей;

  • осуществление сенсорного, психомоторного развития в процессе освоения различных видов деятельности;

развитие психических функций внимания, памяти, восприятия, воображения;

  • воспитание самостоятельности при выполнении заданий, умение доводить начатое дело до конца.


Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Программа направлена на развитие трудовых навыков у обучающихся с ОВЗ. Изучение технологии выполнения несложных декоративных поделок в различных техниках изготовления. Для разработки данной программы за основу взята авторская программа Мухаметзяновой З.В. учителя технологии Бурундуковской средней школы.

Направленность: художественная
Уровень: для обучающихся с УО 7-15 лет
Категория обучающихся : обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (надомное обучение)
Сроки освоения программы; 1 учебный год, 34 учебных недели, 34 занятия.
Объем : 34 часов в год, 1 раз в неделю, 30 минут одно занятие
Режим
: четверг с 15.30-16.00. Нормативный срок освоения программы 1 учебный год.
Формы аттестации- творческая работа по завершению раздела. Выставка проводиться 2 раза в год: в ноябре и мае
Формы организации образовательной деятельности; по подгруппам и индивидуальная

1.3. Принципы и подходы к формированию программы

Принципы построения программы кружка «Умелые руки»:

Деятельностный принцип определяет тактику проведения занятий через активизацию активной деятельности каждого воспитанника, в ходе которой создается необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого конкретного ребенка.

Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых у школьника возникают какие-либо препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей. Уровень сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей.

Принцип продуктивной обработки информации заключается в организации занятия таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает, чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные эмоции.

В процессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими предметами, особенно с развитием речи, математикой, ИЗО, ручным трудом, максимально используется материал, изучаемый на этих уроках.

Принцип доступности и тесной связи с жизнью

Принцип наглядности

Принципами построения занятий являются:

1) частая смена видов деятельности. Известно, что внимание детей с интеллектуальной недостаточностью очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только ярким внешним видом предметов. Поэтому при смене объектов и видов деятельности внимание ребёнка снова привлекается и это даёт возможность продуктивно продолжать занятие;

2) повторяемость программного материала. Школьникам с интеллектуальным недоразвитием требуется значительно большее количество повторений, чем детям с нормальным интеллектом. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях на новых предметах. Это необходимо по двум причинам: первая – чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям; вторая – для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации.

При организации занятий следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на занятии, важно создавать ситуацию достижения успеха. Выбор методов обучения, осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей с трудностями в обучении в связи, с чем важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности.

Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.   Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

1.4. Нормативно-правовая база

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями на 30 сентября 2020 года).

3.Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.15 № 09-3242.

4.Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 N 48226).

5.Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными 28.09.2020 г. № 28 (регистрационный номер 61573 от 18.12.2020 г.).



1.5.Значимые характеристики

Программа кружка разработана специально для детей с ОВЗ, которые получают образование в домашних условиях. Участие в кружковой работе расширяет возможности ребенка, помогает социализироваться в обществе, развивать ручную умелость, получить новые знания. Посещать другие кружки и клубы по интересам для таких детей очень проблематично.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.



2. Планируемые результаты освоения программы

Предметные:
В результате обучения в кружке в уч-ся должны получить знания:

  • о материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;

  • о видах декоративно- прикладного искусства( лепка, роспись, резьба и.т.п.);


  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;

  • о главных отличительных признаках художественного образа следующих произведений народного искусства: Городецкая роспись, Гжельская роспись, Сибирский ковёр;

  • об особенностях лепных игрушек;

  • о способах аппликации в народном искусстве (ткань, бумага, кожа, солома) сочетание аппликации с вышивкой;

  • о проектной деятельности.

     Личностные:

  • Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

  • Интерес к знаниям творческого характера, готовность к познанию и созданию нового

  • Ценностное отношение к России, своему народу, краю, семье:

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • Ценностное отношение к жизни во всех ее проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью и здоровью окружающих.


II. Содержательный раздел

2.1.Формы, способы, методы реализации программы

Программа предназначена для обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (надомное обучение) 7-17 лет

Методы: словесные (беседа, рассказ, объяснение) ,наглядные (демонстрация, наблюдение), практические (выполнение практических работ)
Приоритет отдается активным формам преподавания:

-   Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;

-   Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;

-  Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация,

Условия реализации программы

  1. Занятия будут проходить в после урочное время .

  2. Есть возможность регулярно организовывать выставки работ учащихся на специальном стенде.

  3. Есть специальные подборки методического и иллюстративного материала, художественные изобразительные материалы


2.2. Содержание работы

Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:

  1. Исторический аспект

  2. Связь с современностью

  3. Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

  4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

  1. эскиз

  2. воплощение в материале

  3. выявление формы с помощью декоративных фактур.

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены участие в конкурсах и в выставках.

 

Программа включает в себя следующие модули:
Вводное занятие

«В чудесном лесу»

«Бумажный город»

Русская народная роспись

«Ниточная страна»

«Остров ненужных вещей»

Лепка

2.3.Содержание учебного плана

 Раздел

 содержание

 1

Вводное занятие

Игра с элементами тренинга по сплочению детского коллектива «Как правильно дружить», «Откроем сердце друг другу», «Полслова»,

 2

«В чудесном лесу»

1. Способ изготовления декор. дерева.

2. Компьютерная презентация «Розы из кленовых листьев»

 3

«Бумажный город»

1 «Правила пользования ножницами, карандашом, и линейкой»

2. «Квиллинг»

3 «Оригами»

4. Методическая разработка по технике оригами.

4

Русская народная роспись

1.Знакомство с традиционной русской росписью: гжель, хохлома, жостово, палехская роспись, семеновская роспись

2.Умение различать виды русской росписи.

3.Техника выполнения гжельской росписи, семеновской росписи.

 5

«Ниточная страна»

1.«Беседа о народной игрушке»

2. Техника выполнения наклеивание нитей в разных направлениях. (мет. подборка)

3. Методическая подборка «Макраме»

 6

«Остров ненужных вещей»

1. Комп. презентация «Нетрадиционные бросовые материалы в детском творчестве: пуговицы, медная проволока.»
«Подборка материала о поделках из яичной скорлупы Удивительное из необычного»


8

Лепка

Подборка рисунков о игрушках из глины




2.4. Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы по художественному направлению «Умелые руки»

№ п/п

Название темы раздела

Количество часов

Формы контроля

всего

Теория

практика

1.

Вводное занятие

2

1

1

Творческая работа

2.

«В чудесном лесу»

5

1

4

Творческая работа

3.

«Бумажный город»

6

2

4

Творческая работа

4

Русская народная роспись

6

2

4

Творческая работа

5

«Ниточная страна»

5

2

3

Творческая работа

6

Остров ненужных вещей

6

2

4

Творческая работа

7

лепка

4

2

2

Творческая работа


итого

34

12

22




III.Организационный раздел

3.1.Режим проведения занятий, срок реализации
Сроки освоения программы; 1 учебный год, 34 учебных недели, 34 занятия.
Объем : 34 часов в год, 1 раз в неделю, 30 минут одно занятие
Режим: четверг с 15.30-16.00. Нормативный срок освоения программы 1 учебный год.
Формы аттестации- творческая работа по завершению раздела. Выставка проводиться 2 раза в год: в ноябре и мае
Формы организации образовательной деятельности; по подгруппам и индивидуальная

3.2. Календарный учебный график

Наименование группы/ год обучения

Срок учебного года (продолжительность обучения)

Количество занятий в неделю, продолжительность одного занятия

Наименование раздела

Всего часов

Количество часов в неделю

«Умелые руки»/1 год обучения

с 01.09-по 31.05

(34 уч. недель)

1 занятие по 30 мин.

Вводное занятие

2

1



1 занятие по 30 мин.

«В чудесном лесу»

5

1



1 занятие по 30 мин.

«Бумажный город»

6

1



1 занятие по 30 мин.

Русская народная роспись

6

1



1 занятие по 30 мин.

«Ниточная страна»

5

1



1 занятие по 30 мин.

«Остров ненужных вещей»

6

1



1 занятие по 30 мин.

Лепка

4

1



3.3. Программно-методическое обеспечение


1.Требования техники безопасности в процессе реализации программы


Инструктаж по технике безопасности обучающихся проводит руководитель объединения не реже двух раз в год – в сентябре (вводный) и в январе (повторный). Для обучающихся, пропустивших инструктаж по уважительной причине, - в день выхода на занятия;
для обучающихся, поступивших в течение учебного года – в первый день их занятий. Этот инструктаж включает в себя: информацию о режиме занятий, правилах поведения обучающихся во время занятий, во время перерывов в помещениях, на территории учреждения, инструктаж по пожарной безопасности (инструкция 1)

Непосредственно перед каждым занятием при работе с режущими и колющимися предметами проводится промежуточный инструктаж в соответствии с инструкцией 2,3,4, который напоминает обучающимся о безопасном поведении на занятиях;

.


2. Организация мероприятий с обучающимися и родителями вне учебного плана


месяц

Мероприятия организуемые для обучающихся и для их родителей

Массовые мероприятия различного уровня

Конкурсные мероприятия, соревнования различных уровней

Октябрь-январь



Олимпиада для обучающихся с ОВЗ (школьного, муниципального, областного уровней)

Ноябрь -март

Участие в районных конкурсах и выставках художественно-прикладного творчества от ДДТ



декабрь

Конкурс поделок «Символ года»

Подготовка к празднику: Новый год


февраль


День Российской армии и морского флота 23 февраля


март


Подготовка к празднику Международный женский день 8 марта


Май


Подготовка к праздникам День Победы в Вов 9 мая, Международный день солидарности трудящихся 1 мая



IV. Оценка знаний, умений и навыков

Мониторинг освоения детьми программного материала дополнительной образовательной программы кружка «Умелые руки» художественно-эстетической направленности для детей с умственной отсталостью выполняется 2 раза: в начале и в конце обучения и оформляется в виде таблиц

№ п/п

ФИО ребёнка

Наличие интереса к занятиям

Владение карандашом

Владение ножницами

умение

Итоговый балл

Процент освоения программы

Вдеть нить в иглу

Обвести шаблон детали на листе бумаги

Составить гармоничную композицию из готовых деталей

1










2










3











Итоговая диагностика умений и навыков , необходимых при изучении курса

№ п/п

ФИО ребёнка

Наличие интереса к занятиям

Знание правил ТБ

умение

Самостоятельность при выполнении изделия

Итоговый балл

Процент освоения программы

Выкраивать деталь с помощью шаблона

Собирать целое изделие из отдельных деталей

Закреплять декоративные элементы на готовом изделии

1










2










3











1балл- умения и навыки отсутствуют;
2 балла-умения и навыки выражены слабо, реализуется с большим трудом;

3 балла- умения и навыки развиты недостаточно;

4 балла- умения и навыки развиты хорошо, имеется потенциал роста;

5 баллов- умения и навыки ярко выражены, хорошо сформированы, не вызывают сомнений.


Распределение баллов по степени соответствия достяжения ребёнком планируемых результатов определённому уровню

Уровень

высокий

средний

низкий

Кол-во детей




Показатели %





Общая сумма баллов подсчитывается для каждого ребёнка в соответствующую графу таблицы. На основании суммы баллов определяется уровень достяжения планируемых результатов динамики формирования интегративного качества и вносится в графу «Показатели %»:

26-35 баллов- высокий уровень

16-25 баллов-средний уровень

7-15 баллов-низкий уровень.


V. Список литературы

Литература для учителя:

1. Геронимус Т.М. “Школа мастеров” - М., 1998 г.

2. Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.

3. Гусева И. «Солёное тесто», Изд. Дом «Литера», СПб, 2005 г.

4. Данкевич Е. В., Жакова О. В. Большая книга поделок для девочек и

мальчиков. ООО «Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дом

Оникс», 2000.

5. Данкевич Е.В. «Лепим из солёного теста», - СПб.: ИД «Кристалл», 2001 г.

6. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.

7. Колесник С.В. “Азбука мастерства. 1-4 классы” – Саратов: Лицей, 2005г.

8. Михалкова И., Силаева К., «Солёное тесто. Большая книга поделок». М.:

«ЭСКИМО». 2004 г.

9. Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-

прикладного искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.

10. Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников

на уроках декоративно-прикладного искусства // Преподавание

технологии. - М.: Изд. Дом "Первое сентября", 2004.

11. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.

13. Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.

14. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]:

пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-

Фактория, 2003. – 40 с.

15. Хананова И.Н. «Солёное тесто», - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА.- 2007 г.

16. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд.,

перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1998.

17. Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.

18. Чаянова Г.Н. «Солёное тесто», М.: Дрофа-Плюс, 2005 г.

19. Чибрикова О.В. «Подарки к любому празднику», -М.: Эскимо, 2006 г.

Литература для родителей

1. Валеев Г.Х. «Развитие творческого потенциала личности: материалы и

рекомендации к занятиям с младшими школьниками», Уфа,2006 г.

2. Дерезина М.Г. «Каждый ребёнок-художник», изд-во Ювента. М. 2002 г.

3. Путилин В.Д., Ушачев В.П. «Психолого-педагогические основы

формирования творческой активности школьника», Магнитогорск, 2009 г.

Литература для детей

1. Антипова М. Соленое тесто Красивые вещи своими руками. – М., 2006. –

118 с.

2. Горячева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.

Популярное пособие для родителей, детей и педагогов. – Ярославль,

1998. – 192 с.

3. Кискальт И.И. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2003. – 156

4. Лихачева Т.Г. Моя игрушка – подружка. – Ярославль: Академия развития,

2001. – 167 с

5. Фименко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение. 1998.


VI. Приложение      

Инструктаж по технике безопасности обучающихся проводит руководитель объединения не реже двух раз в год – в сентябре (вводный) и в январе (повторный). Для обучающихся, пропустивших инструктаж по уважительной причине, - в день выхода на занятия;
для обучающихся, поступивших в течение учебного года – в первый день их занятий. Этот инструктаж включает в себя: информацию о режиме занятий, правилах поведения обучающихся во время занятий, во время перерывов в помещениях, на территории учреждения, инструктаж по пожарной безопасности (инструкция 1)

Непосредственно перед каждым занятием при работе с режущими и колющимися предметами проводится промежуточный инструктаж в соответствии с инструкцией 2,3,4, который напоминает обучающимся о безопасном поведении на занятиях;


Инструкция 2

Инструктаж по технике безопасности
(непосредственно перед занятием по дисциплинам)

Техника безопасности при работе с ножницами

1.    Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.

2.    При работе внимательно следите за направлением резания.

3.    Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.

4.    Не держите ножницы лезвием вверх.

5.    Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.

6.    Не режьте ножницами на ходу.

7.    Не подходите к товарищу во время работы.

8.    Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.

9.    Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.



Инструкция 3 

 Техника безопасности при работе с клеем

1.    С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит!

2.    Наноси клей на поверхность изделия только кистью.

3.    Нельзя, чтобы клей попадал на пальцы рук, лицо, особенно глаза.

4.    При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.

5.    По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.

6.    При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.

 

Инструкция 4
Техника безопасности при работе с иглой

1.    Хранить иглы нужно в определенном месте (в игольнице, специальной коробке).

2.    Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.

3.    Шить необходимо с наперстком, чтобы не поранить палец.

4.    Нельзя шить ржавой иглой: она плохо входит в ткань, портит ее и может сломаться.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!