АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Школа №169»
ПРИНЯТА на заседании Педагогического совета Протокол от 29.08.2019 г. № 1 | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Школа №169» ___________ С.Н. Столярова 29.08.2019 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
«Увлекательный немецкий»
Составитель:
Кузина Елена Евгеньевна,
педагог-организатор, учитель немецкого языка
г. Нижний Новгород
2019 год
Аннотация
| Полное название программы | Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Увлекательный немецкий» |
| Название объединения | «Увлекательный немецкий» |
| Название проводящей организации | МБОУ «Школа №169», город Н. Новгород, ул. Героя Юрия Смирнова, дом 39А, (831) 256-70-22 |
| Место реализации программы | МБОУ «Школа №169» |
| Составитель программы | Кузина Елена Евгеньевна, педагог-организатор, учитель немецкого языка |
| Руководитель программы | Столярова Светлана Николаевна, директор МБОУ «Школа № 169» |
| Направленность | Социально-педагогическая |
| Уровень реализации программы | Базовый |
| Сроки реализации программы | 1 год |
| Возраст | 5 класс |
| Официальный язык | Русский |
| Цель программы | Формирование у учащихся познавательного интереса, творческой активности, положительного отношения к изучению немецкого языка, к людям говорящим на этом языке, их культурным традициям и обычаям на основе использования стихов и песен аутентичного характера, игр и разнообразных творческих заданий. |
| Краткое содержание программы | Программа направлена на организацию досуга детей в летний период. |
| Виды деятельности по программе | Теоретические и практические занятия в условиях дистанционного общения. |
| Форма проведения занятий | Дистанционное обучение с применением электронно-образовательных технологий |
| Условия участия в программе | Добровольное, по заявлению родителей/законных представителей |
Формы и режим реализации программы
Формы занятий (групповые, индивидуальные) | Срок обучения | Кол-во занятий в неделю | Продолжительность занятий | Кол-во учебных недель |
Групповые занятия | 1 год | 2 | 40 мин | 36 |
Промежуточная аттестация: 1 раз в год, в последний месяц обучения.
Планируемые результаты освоения программы
Представленная программа обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в процессе учения;
формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
освоение начальных форм рефлексии (самоконтроля, самоанализа, саморегуляции, самооценки);
использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами обучения на доступном младшим школьникам уровне; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной форме с учётом возможностей младших школьников; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
умение работать в группе и определять общую цель и пути её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
• умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями).
Предметные результаты:
А. В коммуникативной сфере:
языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и грамматические);
говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и персонажей);
аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие основного содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом учащимся языковом материале);
чтение (восприятие текстов с разной глубиной понимания ограниченного объёма, соответствующих изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения и осмысленного интонирования);
письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец, письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями, поздравительные открытки, личное письмо ограниченного объёма);
социокультурная осведомлённость (немецкоговорящие страны, литературные персонажи, сказки народов мира, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой этикет).
Б. В познавательной сфере:
• формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звукобуквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические словоформы);
• умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных диалогических и монологических высказываний по изученной тематике;
• перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на немецком языке, предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям, выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными идеями в элементарных предложениях;
умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для выполнения заданий разного типа;
осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также нормами жизни;
перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощью иностранного языка, вероятность применения начальных знаний иностранного языка в зарубежных турах с родными.
Г. В эстетической сфере:
знакомство с образцами родной и зарубежной детской литературы, поэзии, фольклора и народного литературного
формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и зарубежной детской литературы, стихов, песен и иллюстраций;
развитие эстетической оценки образцов родной и зарубежной детской литературы, стихов и песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения.
Д. В трудовой сфере:
умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении программного учебного материала и в самостоятельном учении;
готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями, включая ИКТ, для повышения эффективности своего учебного труда;
начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения учебных заданий.
Содержание программы
Программа кружка включает в себя 3 главы:
Виртуальное путешествие по Германии
читать тексты о городах Германии и отвечать на вопросы
используя иллюстрации проводить экскурсию по городу
систематизировать лексику по темам «Город» и «Достопримечательности города»
рассказывать о местоположении городов
воспринимать на слух краткую информацию о городах Германии и определять, о каком городе идет речь
участвовать в обсуждении немецких городов с опорой на фотографии
рассказывать о достопримечательностях с опорой на иллюстрации и тексты
советовать посетить какой-либо город Германии
работать в группе над описанием городов
составлять и решать кроссворд с новыми словами
Обычаи и праздники Германии
воспринимать на слух текст
фиксировать определенные факты из прослушанных текстов
давать информацию о праздниках и обычаях нашей страны
подбирать иллюстрации к предложениям
читать текст и находить немецкие эквиваленты к данным русским предложениям
читать вслух и переводить немецкие пословицы и поговорки
подбирать подписи к иллюстрациям
участвовать в разыгрывании сцен
составлять рифмованные подписи к рисункам
проверять, как усвоена новая лексика
делать сувениры к празднику
составлять рассказы-загадки о праздниках
Немецкий фольклор и классика
знакомиться с презентациями и видеофильмами об известных людях Германии и заполнять таблицу
составлять мини-рассаказы о знаменитых людях Германии
находить в Интернете информацию об известных немецких современниках
подбирать подписи к портретам
обмениваться информацией в группах
рассказывать о знакомых сказочных персонажах
читать сказки по ролям и инсценировать диалоги
воспринимать на слух информацию о знаменитостях и указывать, кто изображен на рисунке
А также два обобщающих урока, направленных на проверку усвоения материала:
Викторина «Что я знаю о Германии»
Выставка достижений
Осуществлять контроль и самоконтроль усвоенного страноведческого материала; составлять и решать кроссворды на немецком языке; готовить вопросы для викторины; работать в группе над проектом; кратко представлять результаты проектной деятельности.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем | Количество часов |
| | теория | практика | всего |
1 | «Виртуальное путешествие по Германии» | 6 | 4 | 10 |
2 | «Обычаи и праздники Германии» | 8 | 6 | 14 |
3 | «Немецкий фольклор и классика» | 6 | 6 | 12 |
Итого | 20 | 16 | 36 |
Календарно-тематическое планирование
дополнительной образовательной программы «Увлекательный немецкий»
№ П/П | Тема занятия | Кол-во часов |
| «Виртуальное путешествие по Германии» | 10 |
| Давайте знакомиться! Из истории Германии. Федеральные земли. | 2 |
| Берлин-столица Германии. | 2 |
| Берлинский зоопарк. | 2 |
| Бремен: по следам сказочных героев. | 2 |
| Достопримечательности Мюнхена. | 2 |
| «Обычаи и праздники Германии» | 14 |
| Адвент. День Святого Николая. | 2 |
| Рождество и Новый Год. | 2 |
| Пасха. | 2 |
| Троица. | 2 |
| День урожая в Германии. | 2 |
| День Матери. | 2 |
| Проект «Праздничный сувенир» | 2 |
| «Немецкий фольклор и классика» | 12 |
| Алфавитная песенка. Во что играют дети в Германии. | 2 |
| Жизнь и творчество братьев Гримм. | 2 |
| Сказки братьев Гримм. Викторина. | 2 |
| Приметы. Обрядовые песни. 1 ноября – День всех святых в Германии | 2 |
| Викторина «Что я знаю о Германии?» | 2 |
| Выставка достижений | 2 |
Итого: | 36 |