СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка в 6 классе "Занимательная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка в 6 классе "Занимательная математика"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка в 6 классе "Занимательная математика"»



.


Пояснительная записка

Программа составлена на основе материалов «Круглогодичной олимпиады», материалов Малого Мехмата и материалов СОМа - ресурсов Интернета. Программа кружка рассчитана на учащихся 6Б классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень.  Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике.

Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и  расширяет содержание программ общего образования.

Цель курса – способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений в процессе занятий математического кружка.

Образовательные задачи:

-        углубление и расширение знаний учащихся по математике;

-        привитие интереса учащимся к математике;

-        активизировать познавательную деятельность;

-        показать универсальность математики и её место среди других наук.

Воспитательные задачи:

-        воспитание культуры личности;

-        воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры;

-        воспитание понимания  значимости математики для научно – технического прогресса;

-        воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины.

Развивающие задачи:

-        развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

-        формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся.

Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе  уделяется исто­рии математики и рассказам, связанным с математикой  (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных матема­тических свойств), изучению раз­личных арифметических методов решения задач (метод ре­шения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического ма­териала, развитию пространственного воображения. 

Рабочая программа кружка рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год.



Основное содержание


Признаки делимости. Задачи на делимость. Комбинаторная задача – флаги. Простые числа. Числа близнецы. Пифагор, Евклид, Эратосфен и простые числа. Фигурные числа. Дружественные числа. Проблемы теории чисел.

Решение занимательных задач. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Загадки - смекалки. Обратные задачи. История дробей. Решение нестандартных задач. Решение олимпиадных задач. Решение логических задач. Знакомьтесь: Рене Декарт!

Пропорция. Золотое сечение. Задачи с многовариантными решениями. История рациональных чисел. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. Как возникла алгебра.

Систематизация знаний по изученным разделам.


Планируемые результаты.

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД).

Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля:

  • занятия-конкурсы на повторение практических умений,

  • занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы),

  • самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком),

  • участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня.

Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее:

  • результативность и самостоятельную деятельность ребенка,

  • активность,

  • аккуратность,

  • творческий подход к знаниям,

  • степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

- выделять существенные признаки предметов;

- сравнивать между собой предметы, явления;

- обобщать, делать несложные выводы;

- классифицировать явления, предметы;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- давать определения тем или иным понятиям;

- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

- выявлять функциональные отношения между понятиями;

- выявлять закономерности и проводить аналогии.

- создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития.

- осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями.




Календарно тематическое планирование.


п/п

Дата

Тема занятия

Кол – во часов

Содержание деятельности

Учебно- методические средства обучения

Результат занятия (средства контроля)

теоретическая

практическая



1 четверть

9





1


Вводное занятие «Математика ум в порядок приводит»

1

Определение интересов, склонностей учащихся.


Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов.

Учебный кабинет,  учебные столы,  стулья, компьютеры,  принтер,  сканер,  проектор,   классная доска,  мел


Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы.



Подборка информационной и справочной литературы;

-Обучающие и справочные электронные издания;

- Доступ в Интернет


2


Признаки делимости.

1


Решение задач


3


Задачи на делимость.

1


Решение задач

математический диктант

4


Комбинаторная задача – флаги.

1


работа в группах: инсценирование загадок, решение задач

тестирование

5


Простые числа. Числа близнецы.

1


Подготовка сообщения

выступление

6


Пифагор, Евклид, Эратосфен и простые числа.

1


работа с энциклопедиями и справочной литературой

конкурс

7


Фигурные числа.

1


Самостоятельная работа


Творческая работа



8


Дружественные числа.

1


работа с алгоритмом

9


Проблемы теории чисел.

Решение занимательных задач.

1


самостоятельная работа

мини-олимпиада



Итого 1 четверть - 9 занятий







2 четверть

7




10


Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

1


составление схем, диаграмм

тестирование

11


Загадки - смекалки.

1


составление загадок, требующих математического решения

конкурс на лучшую загадку-смекалку

12


Игра «Определи числа»

1


работа с признаками делимости

тест

13


Обратные задачи.

1


работа в группах «Найди пару»

познавательная игра «Где твоя пара?»

14


Практикум «Подумай и реши».

1


самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами

тестирование

15


История дробей.

1


Подготовка презентации

конкурс на лучшую презентацию

16


«Газета любознательных».

1

проектная деятельность

проектная деятельность

конкурс на лучшую математическую газету



Итого 2 четверть -7 занятий









3 четверть

8





17


Решение нестандартных задач.

1


решение задач на установление причинно-следственных отношений

Учебно-методические пособия по математике в 6 классе.

Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.И. Внеклассная работа по математике в 6 – 8 классах. Москва, «Просвещение»

Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4 – 5 классов. Москва, «Просвещение»

Кордемский Б. А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Москва «Просвещение»

НестеренкоЮ., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС».

Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение»

Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие».

Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки.


тестирование

18


Решение олимпиадных задач.

1


решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

19


Решение задач международной игры «Кенгуру»

1


решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

20


Школьная олимпиада

1


решение заданий повышенной трудности

школьная олимпиада

21


Игра «Работа над ошибками»

1


работа над ошибками олимпиадных заданий

тестирование

22


Математические горки.

1


решение задач на преобразование неравенств

конкурс на лучший «Решебник»

23


Наглядная алгебра.

1


работа в группах: инсценирование

тестирование

24


Решение логических задач.

1


схематическое изображение задач

тестирование

25


Пропорция. Золотое сечение.

1


творческая работа

тестирование



Итого 3 четверть – 9 занятий







4 четверть





26


Знакомьтесь: Рене Декарт!



1


работа с энциклопедиями и справочной литературой

создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации

27


Задачи с многовариантными решениями.

1


работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения


28


История рациональных чисел.

1

работа с информацией презентации

Работа в группе по составлению сообщений

викторина

29


Учимся комбинировать элементы знаковых систем.

1


составление знаковых систем


30


Как возникла алгебра.

1


индивидуальная работа

выступление

31


Готовимся к игре «математический бой»

1


индивидуальная работа


31


Математический бой.

1


работа в группах

игра

33


Математический бой.

1


работа в группах

игра

34


Круглый стол «Подведем итоги»

1


Работа в группах

коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе

анкетирование



Итого за 4 четверть – 9 занятий








Итого за год – 34 занятия







Литература

1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение,2005 .

2. Журналы «Математика в школе», 1980-2008.

3.А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И. Крючкова, Л. А. Литвачук.  Внеклассная работа по математике в 4-5 классах. М. , «Просвещение»,1974.

4. Фарков  А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы– М.  Айрис-пресс, 2006

5.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2002.

6.Фарков  А.В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы М.: Айрис-пресс, 2008

7. Ю.В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус.2008.

8.П.М. Камаев. Устный счёт. М.: Чистые пруды, 2007.(Библиотека « Первого сентября», серия « Математика», №3 (15)/2007)

9. Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 классов. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1986

 

 




6




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя