. Пояснительная записка Программа составлена на основе материалов «Круглогодичной олимпиады», материалов Малого Мехмата и материалов СОМа - ресурсов Интернета. Программа кружка рассчитана на учащихся 6Б классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень. Именно в этом возрасте формируются математические способности и устойчивый интерес к математике. Данная программа является частью интеллектуально-познавательного направления дополнительного образования и расширяет содержание программ общего образования. Цель курса – способствовать воспитанию интереса учащихся к математике и формированию когнитивных умений в процессе занятий математического кружка. Образовательные задачи: - углубление и расширение знаний учащихся по математике; - привитие интереса учащимся к математике; - активизировать познавательную деятельность; - показать универсальность математики и её место среди других наук. Воспитательные задачи: - воспитание культуры личности; - воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры; - воспитание понимания значимости математики для научно – технического прогресса; - воспитание настойчивости, инициативы, чувства ответственности, самодисциплины. Развивающие задачи: - развитие ясности и точности мысли, критичность мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей; - формирование математического кругозора, исследовательских умений учащихся. Программа содержит материал, как занимательного характера, так и дополняющий, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется истории математики и рассказам, связанным с математикой (запись цифр и чисел у других народов, математические фокусы, ребусы и др.), выполнению самостоятельных заданий творческого характера (составить рассказ, фокус, ребус, задачу с использованием изученных математических свойств), изучению различных арифметических методов решения задач (метод решения «с конца» и др.), выполнению проектных работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения. Рабочая программа кружка рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Основное содержание Признаки делимости. Задачи на делимость. Комбинаторная задача – флаги. Простые числа. Числа близнецы. Пифагор, Евклид, Эратосфен и простые числа. Фигурные числа. Дружественные числа. Проблемы теории чисел. Решение занимательных задач. Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. Загадки - смекалки. Обратные задачи. История дробей. Решение нестандартных задач. Решение олимпиадных задач. Решение логических задач. Знакомьтесь: Рене Декарт! Пропорция. Золотое сечение. Задачи с многовариантными решениями. История рациональных чисел. Учимся комбинировать элементы знаковых систем. Как возникла алгебра. Систематизация знаний по изученным разделам. Планируемые результаты. Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: - Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). - В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование универсальных учебных действий (УУД). Для отслеживания уровня усвоения программы и своевременного внесения коррекции целесообразно использовать следующие формы контроля: -
занятия-конкурсы на повторение практических умений, -
занятия на повторение и обобщение (после прохождения основных разделов программы), -
самопрезентация (просмотр работ с их одновременной защитой ребенком), -
участие в математических олимпиадах и конкурсах различного уровня. Кроме того, необходимо систематическое наблюдение за воспитанниками в течение учебного года, включающее: -
результативность и самостоятельную деятельность ребенка, -
активность, -
аккуратность, -
творческий подход к знаниям, -
степень самостоятельности в их решении и выполнении и т.д. Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; - выделять существенные признаки предметов; - сравнивать между собой предметы, явления; - обобщать, делать несложные выводы; - классифицировать явления, предметы; - определять последовательность событий; - судить о противоположных явлениях; - давать определения тем или иным понятиям; - определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; - выявлять функциональные отношения между понятиями; - выявлять закономерности и проводить аналогии. - создавать условия, способствующие наиболее полной реализации потенциальных познавательных возможностей всех детей в целом и каждого ребенка в отдельности, принимая во внимание особенности их развития. - осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Календарно тематическое планирование. № п/п | Дата | Тема занятия | Кол – во часов | Содержание деятельности | Учебно- методические средства обучения | Результат занятия (средства контроля) | теоретическая | практическая | | | 1 четверть | 9 | | | | | 1 | | Вводное занятие «Математика ум в порядок приводит» | 1 | Определение интересов, склонностей учащихся. | | Оборудование: столы; стулья; музыкальный центр с аудиозаписями, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала, выставочных образцов. Учебный кабинет, учебные столы, стулья, компьютеры, принтер, сканер, проектор, классная доска, мел Инструменты и приспособления: тетради, авторучки, линейки, карандаши, ножницы. Подборка информационной и справочной литературы; -Обучающие и справочные электронные издания; - Доступ в Интернет | | 2 | | Признаки делимости. | 1 | | Решение задач | | 3 | | Задачи на делимость. | 1 | | Решение задач | математический диктант | 4 | | Комбинаторная задача – флаги. | 1 | | работа в группах: инсценирование загадок, решение задач | тестирование | 5 | | Простые числа. Числа близнецы. | 1 | | Подготовка сообщения | выступление | 6 | | Пифагор, Евклид, Эратосфен и простые числа. | 1 | | работа с энциклопедиями и справочной литературой | конкурс | 7 | | Фигурные числа. | 1 | | Самостоятельная работа | Творческая работа | 8 | | Дружественные числа. | 1 | | работа с алгоритмом | 9 | | Проблемы теории чисел. Решение занимательных задач. | 1 | | самостоятельная работа | мини-олимпиада | | | Итого 1 четверть - 9 занятий | | | | | | | 2 четверть | 7 | | | | 10 | | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | 1 | | составление схем, диаграмм | тестирование | 11 | | Загадки - смекалки. | 1 | | составление загадок, требующих математического решения | конкурс на лучшую загадку-смекалку | 12 | | Игра «Определи числа» | 1 | | работа с признаками делимости | тест | 13 | | Обратные задачи. | 1 | | работа в группах «Найди пару» | познавательная игра «Где твоя пара?» | 14 | | Практикум «Подумай и реши». | 1 | | самостоятельное решение задач с одинаковыми цифрами | тестирование | 15 | | История дробей. | 1 | | Подготовка презентации | конкурс на лучшую презентацию | 16 | | «Газета любознательных». | 1 | проектная деятельность | проектная деятельность | конкурс на лучшую математическую газету | | | Итого 2 четверть -7 занятий | | | | | | | | 3 четверть | 8 | | | | | 17 | | Решение нестандартных задач. | 1 | | решение задач на установление причинно-следственных отношений | Учебно-методические пособия по математике в 6 классе. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.И. Внеклассная работа по математике в 6 – 8 классах. Москва, «Просвещение» Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4 – 5 классов. Москва, «Просвещение» Кордемский Б. А., Ахадов А.А. Удивительный мир чисел. Москва «Просвещение» НестеренкоЮ., Олехник С., Потапов М. Лучшие задачи на смекалку. Москва, «АСТ-ПРЕСС». Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С.Математическая шкатулка. Москва «Просвещение» Перельман Я.И. Живая математика. Москва,1994. АО «Столетие». Перельман Я.И. Математические рассказы и головоломки. | тестирование | 18 | | Решение олимпиадных задач. | 1 | | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада | 19 | | Решение задач международной игры «Кенгуру» | 1 | | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада | 20 | | Школьная олимпиада | 1 | | решение заданий повышенной трудности | школьная олимпиада | 21 | | Игра «Работа над ошибками» | 1 | | работа над ошибками олимпиадных заданий | тестирование | 22 | | Математические горки. | 1 | | решение задач на преобразование неравенств | конкурс на лучший «Решебник» | 23 | | Наглядная алгебра. | 1 | | работа в группах: инсценирование | тестирование | 24 | | Решение логических задач. | 1 | | схематическое изображение задач | тестирование | 25 | | Пропорция. Золотое сечение. | 1 | | творческая работа | тестирование | | | Итого 3 четверть – 9 занятий | | | | | | | 4 четверть | | | | | 26 | | Знакомьтесь: Рене Декарт! | 1 | | работа с энциклопедиями и справочной литературой | создание на бумаге эскизов слайдов будущей презентации | 27 | | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | | работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | | 28 | | История рациональных чисел. | 1 | работа с информацией презентации | Работа в группе по составлению сообщений | викторина | 29 | | Учимся комбинировать элементы знаковых систем. | 1 | | составление знаковых систем | | 30 | | Как возникла алгебра. | 1 | | индивидуальная работа | выступление | 31 | | Готовимся к игре «математический бой» | 1 | | индивидуальная работа | | 31 | | Математический бой. | 1 | | работа в группах | игра | 33 | | Математический бой. | 1 | | работа в группах | игра | 34 | | Круглый стол «Подведем итоги» | 1 | | Работа в группах коллективная работа по составлению отчёта о проделанной работе | анкетирование | | | Итого за 4 четверть – 9 занятий | | | | | | | | Итого за год – 34 занятия | | | | | | Литература 1. Гусев В.А., Орлов А.И., Розенталь А.Л. Внеклассная работа с учениками 5-6 классов. - М.: Просвещение,2005 . 2. Журналы «Математика в школе», 1980-2008. 3.А.С.Чесноков, С.И. Шварцбурд, В.Д.Головина, И.И. Крючкова, Л. А. Литвачук. Внеклассная работа по математике в 4-5 классах. М. , «Просвещение»,1974. 4. Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы– М. Айрис-пресс, 2006 5.Фарков А.В. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2002. 6.Фарков А.В. Внеклассная работа по математике.5-11 классы М.: Айрис-пресс, 2008 7. Ю.В.Щербакова. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. 5-8 классы. М.: Глобус.2008. 8.П.М. Камаев. Устный счёт. М.: Чистые пруды, 2007.(Библиотека « Первого сентября», серия « Математика», №3 (15)/2007) 9. Н.П. Кострикина. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 классов. Книга для учителя.- М.: Просвещение, 1986 |