СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Вязание на спицах"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Вязание на спицах"»

Утверждаю:

Директор школы _______ Думбалова Р.Т.

МБОУ Татарско-Сайманская СШ

Приказ от 30.08. 2017 г. № 210





Рабочая программа

Кружка «Вязание на спицах»

уровень: базовый

срок реализации: 2017 – 2018 учебный год

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы

Ульяновской области.



Разработчик программы: Узбекова К.С.










Рассмотрена Согласована

На заседании ТМГ ______________ Зам. директора по УВР

Протокол №1 от ______________2017г ______________Иванова Н.Ш.

Руководитель ____________ Бикмаев Р.Р. 30 августа 2017 г



Дополнительная образовательная программа

«Вязание на спицах»

Введение

Стремление к прекрасному было свойственно людям во все времена. Украшая свое жилье, одежду, предметы повседневного обихода, человек воплощал свои мечты и фантазии, поднимаясь над ежедневными однообразными заботами.

Занятие любым видом рукоделия немыслимо без творчества. А развитие творческих способностей и технического творчества учащихся рассматривается как одно из приоритетных направлений в педагогике. Деятельность в условиях современного производства требует от квалифицированного рабочего применения самого широкого спектра человеческих способностей, развития неповторимых индивидуальных физических и интеллектуальных качеств. С учетом этого на одно из первых мест в образовании выходит задача подготовки школьников к творческому труду, развитию творческих способностей и нравственно-эстетического воспитания детей. Данной задаче формирования личности ребенка может отвечать организация кружка «Вязание на спицах».

Пояснительная записка

Данная программа является модифицированной. В ней учтены знания и умения учащихся, которые они получают на уроках в школе и на которые необходимо опираться в процессе занятий вязанием.

Группа имеет постоянный состав. Численность 8-12 человек. Возраст учащихся с 10 лет. Набор детей - свободный, без предъявления особых требованиям к знаниям и умениям детей в области вязания спицами. Группа могут формироваться по возрастному признаку.

Дети могут приниматься на второй год обучения на основании дополнительных вступительных испытаний в форме выявления практических навыков и умений вязания на спицах.

Программа кружка рассчитана на три года обучения. Первый год предполагает 70 ч. (занятия проходят 1 раз в неделю 2 часа), второй и третий 140 ч.

Программа первого года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами и техникой вязания спицами. Второй год обучения - на обучение детей основам многоцветного вязания, вышивки на трикотажном полотне и кругового вязания спицами. Третий год предполагает работу по обучению учащихся особенностям вязания мягких игрушек, сложных моделей и их декорирования.

Цель программы – развитие творческих способностей и нравственно-эстетическое воспитание детей при обучении технике вязания спицами.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательные:

  • Познакомить с историей, развитием техники вязания спицами, современными тенденциями в моде вязаных вещей;

  • Обучить правильному положению рук при вязании, пользоваться инструментами;

  • Научить четко выполнять основные приемы вязания;

  • Научить вязать различные узоры, используя схемы для вязания;

  • Обучить особенностям вязания различных моделей;

  • Обучить основным условным обозначениям;

  • Научить выполнять сборку и оформление готового изделия.

2. Воспитательные:

  • Привить интерес к данному виду творчества;

  • Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;

  • Воспитать творческого отношения к труду, эстетического восприятия мира, художественного вкуса;

  • Привить основы культуры труда.

3. Развивающие:

  • Развивать творческие способности;

  • Развивать произвольность психических процессов;

  • Развивать образное мышление;

  • Развивать воображение и фантазию;

  • Развивать моторные навыки.

В процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: принцип преемственности, последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип сознательности и творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности, принцип коллективности.

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме.

К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.

Работа в кружке должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор и фасон изделия. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.

Используются следующие методы обучения:

- словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);

- метод показа, или наглядный метод;

- метод расчлененного разучивания элемента вязания.

Практическим заданиям предшествует изучение теоретических вопросов. Они освещаются в краткой, доступной форме с учетом возраста учащихся.





















Предполагаемые результаты:

1-ый год обучения

Учащиеся должны знать:

  • Историю техники вязания на спицах;

  • Правила поведения, правила техники безопасности;

  • Инструменты и материалы;

  • Условные обозначения, понятие «раппорт»;

  • Основные приемы набора петель и вязания на спицах.

Учащиеся должны уметь:

  • соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе со спицами, ножницами;

  • правильно пользоваться вязальными спицами, ножницами;

  • подбирать материалы для вязания;

  • выполнять основные элементы вязания;

  • свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами, составлять их самостоятельно, вязать согласно раппорту.

2-ой год обучения

Учащиеся должны знать:

  • Правила поведения, правила техники безопасности;

  • Различные способы набора петель;

  • Особенности вязания цветных полотен;

  • Способы соединения цветных полотен по вертикальной и наклонной линиям;

  • Виды украшений вязаных изделий;

  • Особенности вышивки на трикотаже;

  • Способы переведения рисунка на полотно;

  • Особенности снятия мерок и расчета для вязания шапочки, носок, перчаток и варежек;

  • Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.

Учащиеся должны уметь:

  • Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности при работе;

  • Изготавливать помпоны, кисти и шнуры;

  • Переводить рисунок на полотно;

  • Вышивать узор на трикотажном полотне с помощью различных швов;

  • Владеть техникой цветного вязания с протяжками и интарсии;

  • Соединять цветные полотна по вертикальной и наклонной линиям;

  • Вязать шапочку, варежки, носки.

3-ий год обучения

Учащиеся должны знать:

  • Правила поведения, правила техники безопасности;

  • Современные тенденции в моде вязаной одежды;

  • Технологию вязания объемных мягких игрушек;

  • Понятия «пропорции фигуры», «осанка», «выкройка-основа», «контрольный образец»;

  • Особенности снятия мерок;

  • Особенности вязания по выкройке и по расчету;

  • Виды швов;

  • Последовательность изготовления деталей вязаного изделия;

  • Влажная обработка трикотажных деталей;

  • Особенности ухода за готовыми изделиями.

Учащиеся должны уметь:

  • Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;

  • Вязать мягкие игрушки;

  • Снимать мерки;

  • Определять плотность вязания;

  • Вязать по выкройке спинку, полочку, рукава, карманы, воротники различных видов;

  • Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

  • Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами при вязании вещей;

  • Правильно соединять элементы между собой;

  • Выполнять трикотажные швы различными способами;

  • Выполнять заключительную отделку готовых изделий.

В результате обучения по данной программе у детей могут наблюдаться положительная динамика в развитии психических процессов (память, мышление, внимание и др.). Работа по обучению вязанию на спицах способствует развитию творческих способностей, трудовых навыков, привитию эстетического вкуса.

Контроль за реализацией программы

Важным в осуществлении программы данного кружка является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

С целью проверки теоретических знаний можно использовать викторины, игры, кроссворды, карточки, письменные и устные опросы.

О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход к изготовлению изделий. Учитываются умения владеть различными инструментами, выполнения различных вязок и орнаментов, умения читать рапорт рисунка, пользоваться схемами узоров.

Текущие работы представляются на выставках.

Выставка - форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться творческий приз.

Критерием оценки умений может также считаться участие в различных конкурсах прикладного искусства на уровне Дома детского творчества, района и области.


Содержание программы

1 год обучения

1. «Вводное занятие» (2ч.)

Ознакомление с планом работы кружка, техникой безопасности, историей техники вязания на спицах. Беседа о видах пряжи и спиц, о том, как выбрать хорошую пряжу.

2.«Основные приемы вязания спицами» (10 ч.)

Теоретический компонент. Знакомство с понятиями «набор петель», «лицевая петля», «изнаночная петля», «чулочное вязание», «платочное вязание», «кромочные петли».

Практический компонент. Учить набирать петли, вязать лицевые и изнаночные петли, закреплять петли.

3. «Узоры из лицевых и изнаночных петель» (12 ч.)

Теоретический компонент. Виды узоров из лицевых и изнаночных петель.

Практический компонент. Учить вязать различные узоры из лицевых и изнаночных петель.

4. «Накиды, снятые петли» (17 ч.)

Теоретический компонент. Накиды и способы их выполнения. Английское вязание. Снятые, или вытянутые, петли, их разновидности.

Практический компонент. Учить выполнять накиды и снятые петли, а также вязать различные узоры, используя эти элементы.

5. «Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые узоры» (15 ч.)

Теоретический компонент. Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые узоры.

Практический компонент. Учить выполнять узоры с помощью перемещения петель, обхватывающих петель, вывязывать бугристые узоры.

6. Прибавление и убавление петель (5 ч.)

Теоретический компонент. Способы прибавления и убавления петель.

Практический компонент. Учить различным способам прибавления и убавления петель.

7. «Вязание прихватки» (8 ч.)

Теоретический компонент. Беседа «Особенности выбора пряжи для прихватки».

Практический компонент. Вязание прихватки. Выставка изделий, изготовленных учащимися.

Тематический план

2 год обучения

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1.Вводное занятие 1 час 1 час 4 часа

2.Повторный курс 4 часа 2 часа 3 часа

3.Способы набора петель 4 часа 2 часа 3 часа

4.Многоцветное вязание 12 часов 1 час 17 часов

5.Вышивка на трикотажном полотне 14 часов 2 часа 1 час

6.Круговое вязание спицами 6 часов 1 час 7 часов

7.Вязание варежек, перчаток и носок 21 час 2 часа 14 часов

8.Особенности вязания головных уборов 8 часов 2 часа 12 часов

Итого: 70 13 57


Учебно-тематический план

2 год обучения

Тема

Количество часов

Всего

Дата по плану

Фактически

1

Вводное занятие

2




- Знакомство с планом работы кружка. Техника безопасности.

- Беседа «Художественные возможности вязания спицами»


20.09.16г


20.09.16г

20.09.16г


20.09.16г

2

Повторный курс

5




- Виды пряжи, виды спиц

- Набор петель начального ряда из двух нитей

- Лицевые и изнаночные петли. Чулочное и платочное вязание

- Накиды и снятые петли. Способы их выполнения

- Жгуты. Обхватывающие петли. Бугристые узоры.


27.09.16г

27.09.16г


4.10.16г


4.10.16г


11.10.16г

27.09.16г

27.09.16г


4.10.16г


4.10.16г


11.10.16г


3

Способы набора петель

3




- Набор петель начального ряда из одной нити

- Набор петель начального ряда с утолщенной нижней цепочкой

- Итоговое занятие.


11.10.16г


18.10.16г


18.10.16

11.10.16г


18.10.16г


18.10.16г

4

Многоцветное вязание

14




- Схемы для вязания орнаментов. Цветное вязание с протяжками.

- Узор «Узор с длинными снятыми петлями»

- Узор «Цветная резинка»

- Узор «Рельефный узор»

- Узор «Резинка 2×2»

- Цветное вязание – интарсия

- Узор «Разорванные полосы»

- Узор «Пятна»

- Узор «Побеги»

- Вязание панно в технике интарсии.

Вязание панно в технике интарсии.

Вязание панно в технике интарсии.



Итоговое занятие



25.10.16г


25.10.16г


1.11.16г

1.11.16г

8.11.16г

8.11.16г

15.11.16г

15.11.16г

22.11.16г

22.11.16г

29.11.16г

29.11.16г

6.12.16г

25.10.16г


25.10.16г


1.11.16г

1.11.16г

8.11.16г

8.11.16г

15.11.16г

15.11.16г

22.11.16г

22.11.16г

29.11.16г

29.11.16г

6.12.16г

5

Вышивка на трикотажном полотне

13




- Особенности вышивки на трикотаже

- Способы переведения рисунка на полотно

- Виды швов. Выполнения шва «петля»

- Выполнение тамбурного шва

- Выполнение пришитых стежков

- Выполнение итальянского шва

- Выполнение вышивки «Рококо»

- Выполнение вышивки на трикотаже «Роза» -

- Выполнение вышивки на трикотаже «Роза

Выполнение вышивки на трикотаже «Роза

- Выполнение вышивки на трикотаже «Роза

- Выполнение вышивки на трикотаже «Роза

- Выполнение вышивки на трикотаже «Роза

- Выполнение вышивки на трикотаже «Роза

- Итоговое занятие.



13.12.16г

13.12.16г


20.12.16г


20.12.16г

27.12.16г

27.12.16г

10.01.17г

10.01.17г


17.01.17г

17.01.17г


24.01.17г


24.01.17г



31.01.17г


31.01.17г

7.02.17г

13.12.16г

1.12.16г


20.12.16г


20.12.16г

27.12.16г

27.12.16г

10.01.17г

10.01.17г


17.01.17г

17.01.17г


24.01.17г


24.01.17г



31.01.17г


31.01.17г

7.02.17г


6

Круговое вязание спицами

6




- Особенности кругового вязания.

- Вязание салфетки спицами

Вязание салфетки спицами

Вязание салфетки спицами

Вязание салфетки спицами

- Итоговое занятие


7.02.17г

14.02.17г

14.02.17г

21.02.17г

21.02.17г

28.02.17

7.02.17г

14.02.17г

14.02.17г

21.02.17г

21.02.17г

28.02.17г

7

Вязание варежек, перчаток и носок

17




- Снятие мерок и расчет для вязания носок.

- Вязание носок.

Вязание носок.

Вязание носок.

Вязание носок.

Вязание носок.

Вязание носок.

Вязание носок.

Вязание носок.

Вязание носок.

Вязание носок.

- Снятие мерок и расчет для вязания варежек и перчаток.

- Способы вязания варежек и перчаток.

- Вязание варежек.






- Итоговое занятие. Оформление выставки


28.02.17г


7.03.17г

7.03.17г

14.03.17г

14.03.17г

21.03.17г

21.03.17г

28.03.17г

28.03.17г

4.04.17г

4.04.17г

11.04.17г


11.04.17г


18.04.17г

18.04.17г

25.04.17г

25.04.17г

2.05.17г

2.05. 17г

16.05.17г












28.02.17г


7.03.17г

7.03.17г

14.03.17г

14.03.17г

21.03.17г

21.03.17г

28.03.17г

28.03.17г

4.04.17г

4.04.17г

11.04.17г


11.04.17г


18.04.17г

18.04 17г






8

Особенности вязания головных уборов

10

16.05.17г



- Виды шапочек. Снятие мерок и расчет для вязания шапочек.

- Выкройка - основа шапочки.

- Вязание шапочки

- Итоговое занятие

1


1

7

1

23.05.17г


23.05.17г

30.05.17г

30.05.17г







Итого:

70








Содержание программы

2 год обучения

1. «Вводное занятие» (2 ч.)

Знакомство с планом работы кружка, техникой безопасности. Беседа «Художественные возможности вязания спицами».

2. «Повторный курс» (5 ч.)

Теоретический компонент. Виды пряжи и спиц. Способы набора петель начального ряда. Лицевые и изнаночные петли. Накиды и снятые петли. Жгуты, обхватывающие петли, бугристые узоры.

Практический компонент. Повторение способа набора петель начального ряда, вязание узоров с помощью лицевых и изнаночных петель, накидов, снятых петель, жгутов, обхватывающих петель, вязание бугристых узоров.

3. «Способы набора петель» (3 ч.)

Теоретический компонент. Способы набора петель.

Практический компонент. Учить набирать петли начального ряда из одной нити и с утолщенной нижней цепочкой.

4. «Многоцветное вязание» (14 ч.)

Теоретический компонент. Особенности цветного вязания с протяжками и вязания в технике интарсия. Соединение цветных полотен по вертикальным и горизонтальным линиям.

Практический компонент. Учить вязать цветное полотно с протяжками и в технике интарсия, соединять цветные полотна по вертикальной и горизонтальной линиям, выполнять схемы для вязания орнаментов. Цветное вязание с протяжками. Вязание многоцветных узоров. Вязание панно в технике интарсии.

5. «Вышивка на трикотажном полотне» (13 ч.)

Теоретический компонент. Особенности вышивки на трикотаже. Способы переведения рисунка на полотно. Виды швов.

Практический компонент. Переведение рисунка на полотно. Вышивание узора на трикотажном полотне с помощью различных швов. Выполнение вышивки на трикотаже «Роза».

6. «Круговое вязание спицами» (6 ч.)

Теоретический компонент. Особенности кругового вязания.

Практический компонент. Учить технике кругового вязания. Вязание салфетки спицами.

7. «Вязание варежек, перчаток и носок» (17 ч.)

Теоретический компонент. Особенности снятия мерок и расчет для вязания носок, варежек и перчаток.

Практический компонент. Снятие мерок и расчет для вязания носок, варежек и перчаток. Вязание носок и варежек.

8. «Особенности вязания головных уборов» (10 ч.)

Теоретический компонент. Виды шапочек. Особенности снятия мерок и расчет для вязания шапочек.

Практический компонент. Снятие мерок и расчет для вязания шапочек. Вязание шапочки.


Условия реализации программы

Работа кружка вязание на спицах ведется с учетом местных условий и учебно-воспитательного режима МБОУ Татарско-Сайманская СШ. Группа комплектуются с учетом возраста детей.

К учебно-материальным условиям работы по данной программе относится следующее:

- помещение для занятий, соответствующее всем санитарно-гигиеническим и психогигиеническим нормам;

- материалы и инструменты, приобретенные самими учениками или имеющиеся у педагога (спицы для вязания, штопальные иглы, сантиметровая лента, пряжа);

- учебно-наглядные пособия: образцы узоров вязания, готовые изделия, журналы и книги по вязанию.

С первых же дней занятий учащиеся должны быть ознакомлены с правилами техники безопасности.

Для того чтобы работа в кружке была эффективной необходимо уделять внимание воспитательной работе. Дети должны выполнять правила поведения, посещать занятия, поддерживать дружеские отношения друг с другом, исправно выполнять все задания педагога.


Используемая литература:

  1. Журналы «Вязание. – Нижний Новгород, ООО «Слог».

  2. Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».

  3. Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»

  4. Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом 2ОВА-ПРЕСС».

  5. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2014г.- 216 с.

  6. Нестерова Д.В. рукоделие: энциклопедия /Д.В.Нестерова. – М.: АСТ, 2013г.

  7. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2012г. - 250 с.

  8. Фиона Мак-Таг. Вязаные игрушки. - АРТ-РОДНИК, 2007. – 64 с.

  9. Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 2013г. – 173с.

  10. Лесли Стенфилд. 75 вязаных птиц, бабочек и жуков крючком и спицами. - АРТ-РОДНИК, 2011. – 128 с.













Лист корректировки рабочей программы

Класс

Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие

мероприятия

Дата проведения по факту












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!