Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии с межведомственным планом реализации Стратегии духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области на 2018 - 2027 годы.
Стратегия духовно-нравственного воспитания детей в Тверской области на 2018 - 2027 годы (далее – Стратегия) является основополагающим документом в сфере региональной воспитательной политики, определяющим общий социокультурный вектор и приоритетные направления развития системы воспитания детей в Тверской области на 2018 - 2027 годы [п. 1 Cтратегии].
Цель Стратегии – создание и реализация в Тверской области системы духовно-нравственного воспитания детей на основе базовых национальных ценностей, духовных традиций и приоритетов развития Тверской области, отвечающей требованиям общества и основанной на взаимодействии всех субъектов социализации подрастающего поколения [п. 17 Cтратегии].
В настоящее время перед педагогическим сообществом стоит задача духовно-нравственного воспитания детей и подростков. Целью духовно-нравственного развития и социализации обучающихся является воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.
Курс рассчитан на 34 часа занятий.
Основная цель – формирование у детей духовно-нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания, чувства истинной соразмерности и гармонии всего сущего на примерах житий святых, прославленных Русской православной церковью.
Задачи воспитания:
содействовать созданию обогащенной среды для становления духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь;
стимулировать стремление к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни;
пробудить внимание к духовной жизни, содействовать развитию высших чувств: любви, благоговения, покаяния, благодарности, восхищения;
научить ребенка ценить и любить красоту нравственных поступков и формировать умение делать самостоятельный нравственный выбор, развивая способности отличать плохое от хорошего;
знакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром, воспитывая доброжелательность, добросердечность и потребность жить по совести;
способствовать выработке позиции непринятия лукавства, лжи, зависти, цинизма, жестокости, пошлости, равнодушия, безответственности и т. п.;
формировать и расширять знания и представления детей об основных духовно-нравственных законах и категориях, этических понятиях: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость, правдивость – лицемерие, ответственность – предательство, кротость – гнев, скромность – тщеславие; милосердие – жестокость, сорадование – зависть, благодарность – гордость, терпение – малодушие, отзывчивость – равнодушие и т. д.;
научить ценить личные отношения, связывающие ребенка с родителями, с другими членами семьи (воспитание почтения и любви к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим);
воспитывать послушание и благодарность по отношению к родителям и педагогам;
развивать способность к сорадованию, сопереживанию и адекватному проявлению этих чувств;
воспитывать душевную чуткость, уважение, милосердие и внимательное отношение к ближним;
содействовать развитию коммуникативных навыков и взаимной помощи в процессе совместной деятельности со взрослыми и сверстниками;
развивать навыки миролюбивого общения, умения улаживать ссоры;
воспитывать любовь, верность и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
формировать уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов;
формировать неравнодушное, бережное отношение к окружающему миру, заботливое отношение к растениям и животным;
способствовать формированию готовности к самостоятельности, самоанализу и саморефлексии;
научить высказывать свои мысли, способствовать обогащению словарного запаса и образного строя речи.
Структура, содержание и задачи курса
Курс состоит из 34 тем, равноценных по своему внутреннему смыслу и значению, в совокупности образующих теоретическую и практическую части.
Содержание курса ориентировано на игровые, творческие формы, проектную, исследовательскую, самостоятельную деятельность, работу с художественной литературой, театрализацию. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребенка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков.
Человек по природе – творец. Но у детей в начале школьного обучения еще слишком небольшой жизненный опыт, не развит личностный подход ни к искусству, ни к человеку, ни к духовному миру, поэтому, чтобы помочь раскрыться детскому таланту, необходимо прежде увидеть способности каждого ученика – внутренний потенциал его эстетической и нравственной позиции.
Содержание тем курса «Добротолюбие»
Содержание тем курса определено основной задачей, во-первых, научить ребенка сначала различать добро и зло, во-вторых, – чувствовать, ценить и любить красоту нравственных поступков, в-третьих, указать на сам источник добра.
Каждая тема курса содержит в равном количестве теорию и практические занятия, которые в силу раннего возраста обучающихся не разбиваются, но используются в комплексном подходе для лучшего уяснения курса школьниками.
Для проведения занятий, согласно календарно-тематическому планированию курса, можно приглашать священнослужителей РПЦ, заранее согласовав время и тему (ответственного за взаимодействие с образовательными организациями от прихода (религиозной организации), благочиния, епархии).
Планируемые результаты
Реализация курса должна обеспечить ориентацию обучающихся на ценности гражданского общества, нравственные и духовные приоритеты, гармонизацию отношений с окружающим социумом, самим собой, Богом; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, самореализации в общественно и личностно значимой творческой деятельности, таких ценностей, как семья, отечество, культура; уважения к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям; толерантности, ответственности за будущее своей страны.
Тематическое планирование
2. | 2-й класс | 17 |
| 1. | Лестница добрых качеств души | 1 |
2 | Лестница добрых качеств души | |
3. | Голос совести | 1 |
4 | Голос совести | |
5. | Послушание | 1 |
6 | Послушание | |
7. | Бережливость | 1 |
8 | Бережливость | |
9. | Уважение | 1 |
10 | Уважение | |
11. | Благодарность | 1 |
12 | Благодарность | |
13. | Щедрость | 1 |
14 | Щедрость | |
15. | Бескорыстие | 1 |
16 | Бескорыстие | |
17 | Дружелюбие | 1 |
18 | Дружелюбие | |
19. | Отзывчивость | 1 |
20 | Отзывчивость | |
21. | Единство | 1 |
22 | Единство | |
23. | Терпение (воздержание) | 1 |
24 | Терпение (воздержание) | |
25. | Трудолюбие | 1 |
26 | Трудолюбие | |
27. | Правдолюбие (честь и достоинство) | 1 |
28 | Правдолюбие (честь и достоинство) | |
29. | Самоотверженность (храбрость) | 1 |
30 | Самоотверженность (храбрость) | |
31. | Скромность | 1 |
32 | Скромность | |
33. | Мудрость | 1 |
| 34 | Мудрость | |