МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПОДГОРЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
СОГЛАСОВАНО: зам.директора по ВР МКОУПодгоренскойСОШ №1 _________/Мурая И. Д./ « »августа 2017 г. | УТВЕРЖДЕНО: Директор МКОУПодгоренскойСОШ№1_________//Гриценко Т.С./ Приказ № от «» сентября 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Школьная планета».
68 часов
11 – 17 лет
Программу составили:
Медкова Нина Игоревна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
и Петренко Екатерина Сергеевна,
старшая вожатая
П.г.т. Подгоренский
2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной работы «Школьная планета» разработана на основе:
- федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования; федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования;
- требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Подгоренская средняя общеобразовательная школа № 1»;
- плана внеурочной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Подгоренская средняя общеобразовательная школа № 1».
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Школьная планета» ориентирована на обучающихся 5-11 классов (11-17 лет).
Согласно учебному плану и плану внеурочной деятельности, на изучение курса отводится 2 часа в неделю (68 часов в год).
Срок реализации программы – 2017-2018 учебный год.
Планируемые результаты.
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием еѐ реализации;
продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении задач на занятиях;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств коммуникации.
знакомство с основными терминами журналистики;
приобретение первичных навыков работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту научно-познавательных текстов, инструкций;
приобретение умения работать в проектном режиме при создании выпусков газеты;
самооценка результатов своего труда;
приобретение первоначальные навыки работы с ПК в процессе создания школьной газеты.
Содержание программы.
Вводное занятие
Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.
Из истории журналистики
Формирование представлений о профессии журналиста, история создания газет в России. Дискуссия о профессиональной этике журналиста.
Печатные издания и их роль
Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.
Выпуск школьной газеты, посвященной Дню учителя.
Сбор материала для выпуска газеты. Оформление газеты.
Текст. Тема и идея для текста.
Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.
Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.
Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.
Основные структурные связи в рассуждении.
Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.
Стили речи. Особенности стилей.
Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.
Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.
Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.
Стилистические пласты лексики.
Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.
Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.
Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.
Газета. Какая она должна быть?
Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)
Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде.
Выпуск школьной газеты «Осень в школьном дворе».
Сбор материала для выпуска газеты. Оформление газеты.
Анализ рубрик печатных изданий.
Обзор печати – особый жанр.
Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.
Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.
Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.
Газетная статья – основа газеты.
Статья – роль статьи в газетах и журналах.
Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.
Реклама на страницах газеты.
Роль реклама в нашей жизни: положительная и отрицательная.
Выпуск газеты «Этот праздник Новый Год!».
Сбор материала для выпуска газеты. Оформление газеты.
Интервью. Что значит «взять интервью»?
Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.
Информация. Источники информации.
Что такое информация и ее основные черты. Средства массовой информации.
Информация. Типы, формы и правила построения информации.
Репортаж.
Репортаж -наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.
Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.
Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.
Очерк. Особенности жанра.
Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.
Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.
Выпуск школьной газеты, посвященной 23 февраля и 8 марта.
Сбор материала для выпуска газеты. Оформление газеты.
Создание газетных статей.
Создание и презентации своих собственных статей.
Редактирование текста.
Лингвистический эксперимент (работа с текстами, замена, обоснование).
Выпуск школьной газеты, посвященной 9 мая.
Сбор материала для выпуска газеты. Оформление газеты.
Оформление, дизайн газеты.
Итоговое занятие.
Тематическое планирование.
№ | Тема | Количество часов |
1-2 | Вводное занятие. Понятие о школьной газете. | 2 |
3-4 | Из истории журналистики. | 2 |
5-6 | Печатные издания и их роль. | 2 |
7-10 | Выпуск школьной газеты, посвященной дню учителя | 4 |
11-12 | Текст. Тема и идея текста. | 2 |
13-14 | Стили речи. Особенности стилей. | 2 |
15-16 | Газета. Какая она должна быть? | 2 |
17-20 | Выпуск газеты «Осень в школьном дворе». | 4 |
21-24 | Анализ рубрик печатных изданий. | 4 |
25-28 | Газетная статья- основа газеты. | 4 |
29-30 | Реклама на страницах газеты. | 2 |
31-34 | Выпуск газеты «Этот праздник Новый Год!» | 4 |
35-38 | Интервью. Что значит взять интервью? | 4 |
39-40 | Информация. Источники информации. | 2 |
41-42 | Информация. Типы, формы и правила построения информации. | 2 |
43-46 | Репортаж. | 4 |
47-50 | Очерк. Особенности жанра. | 4 |
51-54 | Выпуск газеты, посвященной 23 февраля и 8 марта. | 4 |
55-58 | Создание газетных статей. | 4 |
59-62 | Редактирование текста | 2 |
63-64 | Выпуск газеты, посвященной 9 мая. | 4 |
65-66 | Оформление, дизайн газеты. | 2 |
67-68 | Итоговое занятие. | 2 |
| Итого | 68 |
Лист корректировки рабочей программы.
№ урока по тематическому планированию | До корректировки |
Способ корректировки | После корректировки |
Тема урока | Количество часов | Тема урока | Количество часов | Дата урока |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |