Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Городского округа Балашиха
«Начальная общеобразовательная школа № 28»
УТВЕРЖДЕНА
приказом по МАОУ НОШ № 28
от «_____»_____________2017 г. №____________-о/д
Дополнительная общеобразовательной программа
(общеразвивающая)
художественной направленности
Кружка «Волшебная ниточка»
Разновозрастная группа
(1,2,3,4 классы)
Составитель:
Богатова Елена Александровна
Учитель начальных классов
Рабочая программа по курсу дополнительного образования «Волшебная ниточка» составлена на основе следующих документов и материалов:
Указ Президента РФ от 24.12.2004 г. № 808 «Об утверждении основ государственной культурной политики»
Указ Президента РФ от 01.06.2012 г. №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы»
Распоряжение Правительства России от 29.05.2015 г. №996 – р.
Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ.
Положение о дополнительной общеобразовательной программе в муниципальном общеобразовательном учреждении Городского округа Балашиха «Начальная общеобразовательная школа № 28»
Рабочая программа разработана с целью – способствовать формированию у учащихся художественной культуры, художественно – творческой активности, помочь им в овладении навыками различных видов декоративно – прикладного искусства. Предлагаемая программа включает в себя информационно – познавательные элементы, работу учащихся под строгим руководством учителя (отработка навыков), а также темы, предполагающие активную самостоятельную работу учащихся, направленную на развитие их творческих способностей. В ходе выполнения программы учащиеся должны овладеть навыками предлагаемого вида деятельности, научиться работать индивидуально и коллективно.
Цель программы:
- развитие трудовых технических навыков изготовления изделий;
- развитие эстетического вкуса, творческой активности;
-привить учащимся интерес к народному искусству, уважение к труду, людям труда, результатам труда;
- развить трудолюбие, усидчивость.
Задачи:
1.Обучающие:
-выполнение задания по образцу;
-освоение новых приемов и способов действия;
-умение работать по схемам и описаниям;
-умение собирать, подготавливать и сохранять материалы;
-умение правильно находить цветовые решения;
-умение самостоятельно оценивать результаты труда;
- умение анализировать и делать выводы.
2.Воспитывающие:
-формировать всесторонние интересы;
-воспитывать эстетическое отношение к труду и предметам трудовой деятельности;
-развивать внимание, заботливое отношение к окружающим;
-воспитывать коллективизм;
- развивать дисциплинированность;
-раскрывать творческое начало личности.
3.Развивающие:
-воспитание логического и творческого мышления;
-умение работать с литературой;
-внимание;
-память;
-репродуктивное и творческое воображение;
-волю;
-чувства и эмоции.
4.Сенсорные навыки:
-определять признаки и свойства материалов по их внешнему виду, на ощупь, по запаху.
5.Моторные навыки:
-точность и скорость движения при выполнении работы.
Содержание программы
Программа содержит 3 информационно – практических блока, рассчитана на 34 часа. Срок реализации программы – 1год. Формы работы при выполнении программы – теоретические занятия, практические работы, проведение выставок .
Вязание крючком (11 часов).
В этом разделе учащиеся знакомятся с историей рукоделия, в частности – вязания. Учатся подбирать соответствующие инструменты и материалы; производить расчет материалов для вязания определенного изделия; знакомятся с различными видами пряжи; учатся читать и составлять схемы, пользуясь условными обозначениями; определять раппорт узора; вырабатывают навыки вязания различных петель; находить цветовое решение при выполнении цветных изделий; применять декоративные элементы для украшения изделия; ухаживать за вязаными изделиями; выполнять коллективную работу.
Практические работы:
1. Выполнение образцов различных приемов вязания
2. Коллективная работа: «Вязаные букеты».
Бисероплетение (11 часов)
В процессе изготовления бисерных изделий обучающиеся изучают основы сочетания цветовых оттенков и приобретают основные навыки построения композиций. Узнают история о чудо-бисере. Основные сведения о бисере. История развития бисерного искусства в России.
Приемы плоского параллельного плетения на проволоке. Чтение простейших схем. Правила подбора бисера по размеру, качеству и цветовому сочетанию в зависимости от рисунка и изделия. Правила закрепления проволоки в изделии. Цветовой спектр (7 цветов радуги). Ахроматические и хроматические цвета. «Холодные» и «теплые» цвета. Контрастные цвета. Гармония цветовых сочетаний и их воздействие на настроение человека. Приемы плетения животных. Чтение схем. Способы сочетания в одном изделии различных материалов. Правила закрепления проволоки в изделии.
Технология плетения цветов. Плетение цветов по готовым схемам: подснежника, ромашки, василька, тюльпана. Составление схемы цветка самостоятельно. Составление композиции. Оформление работы.
Техника плетения цветов из пайеток. Составление композиции. Оформление работы.
Изготовление сувениров к Новому году, 23 Февраля, 8 Марта.
Практические работы:
1. Плетение по готовым схемам.
2. Составление композиции.
Ручное вышивание(12 часов)
В этом разделе учащиеся знакомятся с историей вышивки, собирают информацию о традициях края в вышивке. Ребята учатся рассчитывать размеры рисунка и переносить его на ткань с учетом структуры ткани; учатся увеличивать и уменьшать рисунок; находить цветовую гамму для выполнения вышивки; вырабатывают навыки выполнения различных ручных швов; выполняют индивидуальные проекты по вышиванию; находят способы оформления готового изделия.
Практические работы:
1. Выполнение образцов ручных швов.
2. Выполнение и оформление 1-2 композиций вышивки «крестом».
Завершающим моментом всей работы должна стать выставка работ учащихся, выполненных в течение учебного года.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны знать:
-правила безопасной работы с ручными инструментами;
-условные обозначения, применяемые при вязании крючком;
-возможности применения техники вязания крючком различных петель и узоров;
-принцип построения схем для вышивания;
-правила заправки ткани в пяльцы;
-виды ручных швов;
-правила посадки и постановки рук во время работы;
-правила переноса рисунка на подготовленную поверхность;
-композицию, ритм, орнамент, раппорт в вышивке, цветовую гамму;
-способы увеличения и уменьшения рисунка;
-исторические сведения по развитию бисероплетения
-выполнять плетение по выбранной схеме
-способы оформления работ;
-правила сбора и хранения природного материала;
-правила использования природного материала при составлении флористических композиций;
-правила цветового решения при составлении различных композиций;
-правила безопасной работы с мелкими деталями;
Учащиеся должны уметь:
-осуществлять поиск необходимой информации в области декоративно-прикладного искусства;
-переводить рисунок вышивки на ткань, подбирать иглы и нитки, заправлять изделия в пяльцы, закреплять рабочую нитку на ткани, выполнять ручные швы, читать схему вышивки, вышивать по схеме;
-подготавливать материалы к вязанию, подбирать крючок и нитки, выполнять раппорт узора по записи, читать схемы вязания, ухаживать за вязаными изделиями, строить выкройку простейшего изделия для вязания (жилет);
-работать с журналами мод, моделировать изделия;
-работать с мелкими деталями;
-соблюдать и применять правила безопасной работы;
-различать мотивы народных промыслов;
-представить изделие зрителю.
№ п/п | Наименования разделов и тем | Дата проведения занятия | Дата проведения занятия корректировка |
Вязание крючком и спицами. |
-
| Вводное занятие. Техника безопасности при ручных работах | 01-08.09.2017 | 04.09.2017 |
-
| Виды декоративно – прикладного творчества. | 11-15.09.2017 | 11.09.2017 |
-
| Цепочка из воздушных петель. Условные обозначения. Знакомство со схемами. | 18-22.09.2017 | 18.09.2017 |
-
| Полустолбик, его условное обозначение. | 25-29.09.2017 | 25.09.2017 |
-
| Столбик без накида и с накидами | 02-06.10.2017 | 02.10.2017 |
-
| Схемы и выкройки. | 09-13.10.2017 | 09.10.2017 |
-
| Как прибавлять и убавлять петли. | 16-20.10.2017 | 16.10.2017 |
-
| Ажурные узоры. Работа со схемами. | 23-27.10.2017 | 23.10.2017 |
-
| Вязаные букеты (коллективная работа). | 07-10.11.2017 | 06.11.2017 |
-
| Выполнение отдельных деталей. | 13-17.11.2017 | 13.11.2017 |
-
| Сборка отдельных деталей в букет. Завершение работы. Окончательное оформление. | 20-24.11.2017 | 20.10.2017 |
Бисероплетени1 |
-
| Техника безопасности при работе с бисером. Инструменты и материалы. Технологи изготовления цепочки. | 27.11-01.12.2017 | 27.11.2017 |
-
| Технологи изготовление крокодила. | 04-08.12.2017 | 04.12.2017 |
-
| Технология изготовления фиалки. | 11-15.12.2017 | 11.12.2017 |
-
| Технология изготовления ромашки. | 18-22.12.2017 | 18.12.2017 |
-
| Технология изготовления розы. | 25-29.12.2017 | 25.12.2017 |
-
| Технология изготовления глицинии. | 10-12.01.2018 | 10.01.2018 |
-
| Технология изготовления винограда | 15-19.01.2018 | 15.01.2018 |
-
| Технология изготовления ёлочки. | 22-26.01.2018 | 22.01.2018 |
-
| Технология изготовления ёлочки из пайеток | 29.01-02.02.2018 | 29.01.2018 |
-
| Технология изготовления деревца | 05-09.02.2018 | 05.02.2018 |
-
| Завершение работы. Окончательное оформление изделия. | 12-16.02.2018 | 12.02.2018 |
Ручное вышивание. |
-
| Вышивка в истории костюма. Инструменты и материалы. Техника безопасности | 19-23.02.2018 | 19.02.2018 |
-
| Подготовка ткани. Перевод рисунка на ткань. Увеличение или уменьшение рисунка. | 26.02-02.03.2018 | 26.02.2018 |
-
| Технология выполнения простейших ручных швов | 05-09.03.2018 | 05.03.2018 |
-
| Выполнение образцов ручных швов. | 12-16.03.2018 | 12.03.2018 |
-
| Выполнение образцов ручных швов. | | | 19-23.03.2018 | 19.03.2018 |
| Вышивка «крестом». Способы выполнения швов. | 02-06.04.2018 | 02.04.2018 |
| Чтение схем. Работа с журналами. | 09-13.04.2018 | 09.04.2018 |
| Выбор схемы для вышивания. Начало работы. | 16-20.04.2018 | 16.04.2018 |
| Выполнение вышивки по выбранной схеме. | 23-27.04.2018 | 23.04.2018 |
| Работа над вышивкой. | 07-11.05.2018 | 07.05.2018 |
| Завершение работы над вышивкой. | 14-18.05.2018 | 14.05.2018 |
| Варианты оформления готового изделия. | 21-25.05.2018 | 21.05.2018 |
Материально – техническое обеспечение курса
Литература для учителя
А.А.Власова «Уроки рукоделия», С-П., «Кристалл», 1998
А.Иванова «Ручное вышивание», М., «Культура и традиции», 2003
АО.С.Молотобарова «Учите детей вышивать», М., «ВЛАДОС», 2003
Кружок «Умелые руки», СПб., Кристалл; Валерии, 1997
О.Леонова «Рисуем нитью», С-П., «Литера», 2005
Литература для детей и родителей:
Абрамов Д.С., Кочегаров И.И., Юдин А.М. Азбука домоводства.-М.,1995.
Волшебный клубок-2/ред. Кириянова С., Хачанян Е., Парамонова Г.-М.,Внешсигма.ю 2000
Все о рукоделии: популярное изделие/ред. Е.Борисова, С.Коверьянова, З.Рогова.-М.:Внешсигма,2000.
Вышивка для души.
Журнал мод. Вязание.
Журналы:
Золушка.
Креативное рукоделие.
Нестерова Д.В. Рукоделие: энсиклопедия.-М., АСТ,2007.
Рукоделие: популярная энциклопедия/ред. Андреева И.А., Грекулова А.Л., Загребаева А.А.-М., Советская энциклопедия, 1991.
Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком.-М. Детская литература, 1987.
Чудесные мгновения.
Интернет-ресурсы:
Оборудование
СОГЛАСОВАНА
Руководитель ШМО
__________ Левина О.В.
«_____» сентября 2017 г.
СОГЛАСОВАНА:
Заместитель директора по УВР
_______________/И.А.Прачик /
«_________» сентября 2017 г.