СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка "Волшебный мир оригами" 1-4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную программу можно использовать при планировании кружков внеурочной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка "Волшебный мир оригами" 1-4 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

«СОЗВЕЗДИЕ»




Рекомендовано:

Методический совет

от «___» _____________ 20____г.

Протокол № __________________



Утверждено:

Директор МУ ДО ЦДТ «Созвездие»

__________________ /Микитюк Т.В./

«___» ________________ 20____г.








ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Волшебный мир оригами»

Направленность: художественная


Возраст учащихся: 7 - 11 лет

Срок реализации: 4 года

Модифицированная программа









Автор-составитель:

Шуникова Наталья Сергеевна,

педагог дополнительного образования





Некрасовское

2019

ОГЛАВЛЕНИЕ


1.Пояснительная записка……………………………………………………………………….3

2.Учебный план…………………………………………………………………………….........8

3. Содержание программы……………………………………………………………………..16

4. Методическое обеспечение программы……………………………………………………18

5. Список информационных источников……………………………………………………..20

6. Приложение…………………………………………………………………………………..21



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами» является модифицированной программой художественной направленности, созданной на основе Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р), методических пособий Афонькина С.Ю., Афонькиной Е.Ю. «Веселые уроки оригами в школе и дома», Соколовой С. П. «Сказки оригами» и «Школа оригами: аппликация и мозаика», результатов многолетней работы по обучению учащихся 7 – 11 лет основам искусства оригами.

Занимаясь по данной программе, учащиеся имеют возможность удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.

Занятия оригами развивают у детей глазомер, пространственное воображение, мелкую моторику рук, художественный вкус и творческие способности, активизируют их фантазию, расширяют коммуникативные способности.

В процессе обучения по данной программе возможно проведение корректировки сложности заданий и внесение изменений в программу, исходя из опыта детей и степени усвоения ими учебного материала. Программа включает в себя создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций, в которых используются изделия, выполненные детьми в технике оригами.

Программа предусматривает периодическое возвращение к определенным приемам на более высоком и сложном уровне, изменение видов работы: от создания фигурок до сочинения сказок, коллективных работ, творческих альбомов детей, сказочных персонажей с последующей драматизацией, участие в конкурсах и выставках. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста, что является стимулирующим элементом, необходимым в процессе обучения.

Основная задача на всех этапах освоения программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка.

Цель программы: создание условий для развития художественных и творческих способностей учащихся 7 – 11 лет через использование техники оригами.

Задачи программы:

обучающие:

- познакомить детей с основными геометрическими понятиями (круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.), базовыми формами оригами;

- формировать умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

- научить различным приемам работы с бумагой (сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание);

- обогащать словарь специальными терминами;

развивающие:

- развивать внимание, память, логическое и абстрактное мышление, пространственное воображение;

- развивать мелкую моторику рук и глазомер;

-развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию.
воспитательные:

- формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;

- воспитывать интерес к искусству оригами;

- расширять коммуникативные способности.

Сроки реализации: данная программа адресована детям младшего школьного возраста. При составлении программы учитывались возрастные особенности детей 7-11 лет. Детская группа профильная, её состав постоянный. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия для детей - 40 мин (1 академический час).

Программа рассчитана на 4 года обучения: 1-й год обучения – 102 часа; 2-й год обучения – 68 часов, 3-й год обучения – 68 часов, 4-й год обучения – 68 часов. Наполняемость в группах составляет: первый и второй года обучения — 15 человек; третий год обучения — 12 человек. При комплектовании групп учитывается год обучения детей. Учитывая возраст детей и новизну материала, для успешного освоения программы занятия в группе должны сочетаться с индивидуальной помощью педагога каждому ребенку. В 1-й год обучения в детское объединение «Волшебный мир оригами» принимаются все желающие учащиеся младшего школьного возраста. В группы 2-го и следующих годов обучения зачисляются учащиеся, успешно прошедшие предыдущий этап обучения и выполнившие требования итоговой аттестации.
Уменьшение числа учащихся в группе на третьем и четвертом годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.

Формы и методы проведения занятий:

Система занятий предусматривает:

- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы, что позволяет организовать содержательное общение детей;

- взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности: игрой, рисованием, развитием речи;

- реализацию для детей определенных эмоциональных условий: создание атмосферы принятия ребенка и его права на самостоятельный выбор, обеспечение ему постоянного внимания, отсутствие негативного воздействия, использование мягких воспитательных мер в сочетании с требовательностью;

- использование приема поощрения достижений ребенка, закрепления веры в успех;

- развитие сотрудничества с родителями, которые охотно подключатся к этой деятельности: подбор книг, помощь в организации выставок, подбор материалов, организация домашнего досуга.

В процессе занятий используются различные формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие. А также различные методы: беседа, показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) образца педагогом, работа по образцу, выполнение работ по инструкции, технологическим картам, схемам и т.д.

Ожидаемые результаты

К концу первого года обучения:

знают:

- основы техники оригами, ее особенности;

- некоторые приемы работы с бумагой;

–основные геометрические понятия и базовые формы оригами.

умеют:

- следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами, пользуясь инструкционными картами и схемами;

–создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

- оценивать готовые работы (свои и сверстников).

владеют:

- навыками культуры труда;

- навыками сотрудничества на занятии;

К концу второго года обучения:

знают:

- основы техники оригами, ее особенности;

- различные приемы работы с бумагой;

–основные геометрические понятия и базовые формы оригами.

умеют:

- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;

- концентрировать внимание на процессе изготовления поделки, следовать устным инструкциям;

- оценивать готовые работы (свои и сверстников).

владеют:

- навыками культуры труда;

- навыками сотрудничества в коллективной деятельности;

К концу третьего года обучения:

знают:

- основные термины;

- различные приемы работы с бумагой;

– последовательность изготовления поделки, приемы и способы складывания бумаги.

умеют:

- создавать сюжетно-тематические композиции, с использованием изделий, выполненных в технике оригами;

- читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, зарисовывать схемы;

- применять полученные навыки в играх, творческой деятельности;

- оценивать готовые работы (свои и сверстников).

владеют:

- навыками бережного и экономного использования материала, содержания в порядке рабочего места.

- навыками сотрудничества в коллективной деятельности;

- проявляют интерес к технике оригами.

К концу четвертого года обучения:

знают:

- основные термины;

- различные приемы работы с бумагой;

– последовательность изготовления поделки, приемы и способы складывания бумаги.

умеют:

- создавать сюжетно-тематические композиции, правильно располагая предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона;

- читать чертежи, по которым складываются фигурки и представлять по ним изделия в объеме, зарисовывать схемы.

- оценивать готовые работы (свои и сверстников);

- применять полученные навыки в играх, творческой деятельности.

владеют:

- навыками бережного и экономного использования материала, содержания в порядке рабочего места.

- навыками сотрудничества в коллективной деятельности;

- проявляют интерес к технике оригами.

Способы фиксации результатов:

- Проведение аттестации учащихся в начале, середине и конце года

- Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».

Формы подведения итогов реализации программы

Результатом реализации данной образовательной программы являются:

- Составление альбома лучших работ.

- Организация выставок работ учащихся:

- Участие в ежегодной районной выставке детского прикладного и технического творчества.

- Участие в районных и городских выставках.

- Использование поделок-сувениров в качестве подарков для дорогих и близких людей, дошкольников, ветеранов, учителей и т.д.;

- Оформление зала для проведения праздничных утренников.

Устойчивое развитие навыков обучения по данной программе предполагает приобретение учащимися первого уровня результатов.


КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 1 – ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Количество учебных недель: 34

Количество учебных дней: 68

Даты начала и окончания учебных периодов/этапов: 15 сентября – 15 мая

Время проведения занятия (по группам): _______________________

Место проведения (по группам): МБОУ СОШ им.Н.А.Некрасова


УЧЕБНЫЙ ПЛАН 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Таблица 1


п\п

Темы учебных занятий/ разделы

Количество часов

Планируемые результаты


теория

практика

Всего

часов


1

Вводное занятие.

Беседа по охране труда.

1

-

1

- перерабатывать новую информацию;

- слушать и понимать новый материал.

- умение осуществлять собственный художественный замысел.

2

Знакомство с оригами.

1

-

1

- познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;

- обрабатывать и оценивать информацию;

- слушать и понимать новый материал

3-4

Термины, принятые в оригами.

1

1

2

- знакомство с условными знаками, принятыми в  оригами  и основными приемами складывания

- умение объяснять свои действия;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

5-6

Базовая форма «Треугольник». Ёлочка. Грибок.

1

1

2

- знакомство с условными знаками, принятыми в  оригами  и основными приемами складывания

- умение задавать вопросы по существу;

- освоение способов ориентировки в пространстве.

7-8

Базовая форма «Треугольник».

Стилизованный цветок.

1

1

2

- знакомство с условными знаками, принятыми в  оригами  и основными приемами складывания

- умение задавать вопросы по существу;

- освоение способов ориентировки в пространстве.

9-10

Базовая форма «Треугольник». Бабочка

1

1

2

- систематизация знаний о форме предметов,

- умение объяснять свои действия;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

11-12

Базовая форма «Треугольник» Композиция «На лугу»

1

1

2

- систематизация знаний о форме предметов,

- умение объяснять свои действия;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

13-16

Базовая форма «Треугольник».

Лисенок и собачка.

2

2

4

- систематизация знаний о форме предметов,

- умение объяснять свои действия;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

17-20

Базовая форма «Треугольник».

Котик и бычок.

2

2

4

- использование знаков, символов

- умение объяснять свои действия;

- освоение способов складывания листа бумаги.

21-22

Базовая форма «Треугольник».

Яхта и пароход.

1

1

2

- умение извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения, строить осознанное и произвольное высказывание, анализировать информацию.

- умение рассуждать, слышать, слушать и понимать партнера, правильно выражать свои мысли.

- проявление познавательной инициативы, планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу с соблюдением мер безопасности. Адекватно воспринимать информацию педагога и товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе.

23-24

Базовая форма «Треугольник».

Композиция «Кораблик в море».













1

1

2




- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и

обсуждений

- умение рассуждать, правильно выражать свои мысли.

- самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного

обсуждения;

-выполнять задание по составленному под контролем педагога плану, сверять свои действия с ним;

25-26

Базовая форма «Треугольник». Рыбка

1



1

2

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и

обсуждений

- умение рассуждать, правильно выражать свои мысли.

- самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного

обсуждения;

-выполнять задание по составленному под контролем педагога плану, сверять свои действия с ним;

27-28

Базовая форма «Треугольник». Композиция «Аквариум»

1

1

2

- умение извлекать информацию из прослушанного объяснения, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение)

- умение рассуждать, правильно выражать свои мысли, формулировать ответы на вопросы.

29-30

Базовая форма «Треугольник».Лягушонок

1

1

2

- умение извлекать информацию из прослушанного объяснения, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение)

- умение рассуждать, правильно выражать свои мысли, формулировать ответы на вопросы.

31-32

Базовая форма «Треугольник».

Стаканчик и фуражка.

1

1

2

- умение извлекать информацию из прослушанного объяснения, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение)

- умение рассуждать, правильно выражать свои мысли, формулировать ответы на вопросы.

- умение в сотрудничестве с педагогом ставить новые учебные задачи, проявлять познавательную инициативу в творческом сотрудничестве.

33-36

Базовая форма «Треугольник».

Синица и снегирь.

2

2

4

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

37-38

Базовая форма «Треугольник».

Композиция «Птицы в лесу».

1

1

2

- умение извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения, строить осознанное и произвольное высказывание, анализировать информацию.

- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

- итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания

39-40

Базовая форма «Треугольник». Дед Мороз и Снегурочка

1

1

2

- умение извлекать информацию из прослушанного объяснения, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение)

- умение рассуждать, правильно выражать свои мысли, формулировать ответы на вопросы.

41-43

Базовая форма «Треугольник» Композиция «Новый год»

1

2

3

- использование знаков, символов

- умение объяснять свои действия;

- освоение способов складывания листа бумаги.

44-46

Промежуточная аттестация

1

2

3

- использование знаков, символов

- умение объяснять свои действия;

- освоение способов складывания листа бумаги.

47-50

Базовая форма «Воздушный змей».

Кролик и щенок.

1

3

4

- использование знаков, символов

- умение объяснять свои действия;

- освоение способов складывания листа бумаги.

51-54

Базовая форма «Воздушный змей».

Курочка и петушок.

1

3

4

- знакомство с условными знаками, принятыми в  оригами  и основными приемами складывания

- умение задавать вопросы по существу;

- освоение способов ориентировки в пространстве.

55-56

Базовая форма «Воздушный змей».

Домашние птицы на лужайке.

1

1

2

- систематизация знаний о форме предметов,

- умение объяснять свои действия;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

57-58

Базовая форма «Воздушный змей».

Ворона.

1

1

2

- самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;

-выполнять задание по составленному под контролем педагога плану, сверять свои действия с ним;

- добывать новые знания в процессе наблюдений, выполнения пробных поисковых упражнений;

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе

59-60

Базовая форма «Воздушный змей».

Сказочная птица.

-

2

2

- проводить сравнение, сериацию, классификацию по разным критериям;

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

61-62

Базовая форма «Воздушный змей».

Сова.

1

1

2

- самостоятельно работать по схеме, пользуясь условными обозначениями

- сотрудничество с педагогом и сверстниками

- оценивать свои результаты

63-64

Базовая форма «Воздушный змей». Композиция «Птицы»


2

2

- систематизация знаний о форме предметов,

- умение объяснять свои действия;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

65-66

Базовая форма «Двойной треугольник».

Подснежник.


1


1

2

- систематизация знаний о форме предметов,

- умение объяснять свои действия;

- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.

67-68

Базовая форма «Двойной треугольник».

Рыбка.


1


1

2

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов

- выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).

- самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного

обсуждения;

-выполнять задание по составленному под контролем педагога плану

69-70

Базовая форма «Двойной треугольник».

Бабочка.



1



1



2

- использование знаков, символов

- умение объяснять свои действия;

- освоение способов складывания листа бумаги.

71-72

Базовая форма «Двойной треугольник». Лебедь

1

1

2

- использование знаков, символов

- умение объяснять свои действия;

- освоение способов складывания листа бумаги.

73-74

Цветы к празднику 8 марта.

Открытка «Букет гвоздик».

1

1

2

- научиться выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

- умение отвечать на поставленный вопрос, ознакомление с алгоритмом работы в парах.

75-76

Цветы к празднику 8 марта.

Открытка «Букет роз».

1

1

2

- научиться выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

- умение отвечать на поставленный вопрос, ознакомление с алгоритмом работы в парах.

77-78

Базовая форма «Двойной квадрат».

Головастик и жук.


1



1

2

- осмысление себя и предметов в пространстве;

- формирование умения использовать в устной речи математические термины, изучаемые в данной теме;

- освоение способов складывания листа бумаги.79-80

79-80

Базовая форма «Двойной квадрат»

Жаба

1

1

2

- самостоятельно формулировать цель занятия после предварительного обсуждения;

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и выполнения пробных поисковых упражнений;

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи).

81-82

Базовая форма «Двойной квадрат».

Островок в пруду.

1

1

2

- проверять модели в действии, вносить необходимые

конструктивные доработки (средством формирования этих действий служит технология продуктивной художественно-творческой деятельности);

- искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации: текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта,

-осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций

- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

83-84

Базовая форма «Конверт».

Яхта.

1

1

2

- распознавание базовых форм оригами (зрительно)

- освоение способов определения геометрических форм, их сравнения.

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

85-86

Базовая форма «Конверт».

Пароход и подводная лодка.

1

1

2

- выполнять задание по составленному под контролем педагога плану, сверять свои действия с ним;

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и выполнения пробных поисковых упражнений;

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

87-88

Базовая форма «Конверт». Петушок.

1

1

2

- выполнять задание по составленному под контролем педагога плану, сверять свои действия с ним;

- добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и выполнения пробных поисковых упражнений;

- уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

89-90

Цветочные композиции.

Нарцисс.


1

-


1

2

- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач;

- проговаривать последовательность действий на занятии;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

91-92

Цветочные композиции.

Лилия.

1

1

2

-самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

93-94

Впереди – лето!

Волшебный цветок.

-

2

2

- перерабатывать и оценивать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- с помощью педагога объяснять выбор наиболее подходящих для выполнения задания материалов и инструментов;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь.

95-96

Впереди – лето!

Парусный кораблик.

1

1

2

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

97-98

Оформление выставочных работ.




-



2

2

- использовать общие приёмы решения задач;

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

99-100

Итоговая аттестация

1

1

2


101-102

Итоговое занятие

2

-

2



ИТОГО:

44

58

102



3. СОДЕРЖАНИЕ 1 – ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

1.Вводное занятие – 1 час

Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий данной внеурочной деятельности. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности.

  1. Знакомство с оригами. – 1 час

История возникновения оригами. Виды бумаги и картона. Инструменты для работы. Правила по технике безопасности и личной гигиене.

3. Термины, принятые в оригами – 2 часа

6.Базовая форма «Треугольник» - 41час.

Стилизованный цветок. Ёлочка и грибок. Рыбка. Бабочка. Лягушонок. Лисенок и собачка. Котик и бычок. Яхта и пароход. Композиция «Кораблик в море». Стаканчик и фуражка. Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу». Композиция «Аквариум». Композиция «Новый год».

Промежуточная диагностика по итогам 1 полугодия. Елочка в снегу

7. Базовая форма «Воздушный змей» - 18 час.

Кролик и щенок. Курочка и петушок. Домашние птицы на лужайке Домашние птицы на лужайке. Ворона. Сказочная птица. Сова.

8. Базовая форма «Двойной треугольник» - 8час.

Подснежник. Рыбка. Бабочка. Головастик и жук. Лебедь.

9. Базовая форма «Двойной квадрат» - 4часа

Жаба. Островок в пруду.

10. Базовая форма «Конверт» - 6 часа

Яхта. Пароход и подводная лодка. Петушок.

11. Цветы к празднику - 4 час.

Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Открытка «Букет гвоздик». Открытка «Букет роз». Оформление композиций и поздравительных открыток.

12. Цветочные композиции - 4 часа

Цветочные композиции на основе простых базовых форм. Легенды о цветах (Нарцисс, лилия). Складывание цветов. Оформление композиций.

13. «Впереди – лето!» - 4 часа

Волшебный цветок. Парусный кораблик.

14.Итоговая аттестация — 2 часа

14. Итоговое занятие «Чему мы научились за год». - 2 часа.

Оформление выставочных работ. - 2 часа

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК 2 – ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


Количество учебных недель: 34

Количество учебных дней: 68

Даты начала и окончания учебных периодов/этапов: 15 сентября – 15 мая

Время проведения занятия (по группам): _______________________

Место проведения (по группам): МБОУ СОШ им.Н.А.Некрасова


УЧЕБНЫЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


п\п

Темы учебных занятий/ разделы

Количество часов

Планируемые результаты


теория

практика

Всего

часов


1-2

Вводное занятие.

Беседа по охране труда.

Правила техники безопасности.

Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».

2

-

2

- перерабатывать новую информацию;

- слушать и понимать новый материал.

- умение осуществлять собственный художественный замысел.

3

Простые базовые формы

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм..


1

1

1

- распознавание базовых форм оригами (зрительно)

- освоение способов определения геометрических форм, их сравнения.

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

4

Входная диагностика


1

1

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

5

Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм


1

1

- научиться выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

- умение отвечать на поставленный вопрос, ознакомление с алгоритмом работы в парах.

6-8

Осенние композиции(7ч.)

Складывание цветов.

.

1

2

3

16


- поиск и выделение информации;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;


- мотивация учения;

- смыслообразование;


- постановка вопросов;

- планирование;

- контроль и коррекция;


- целеполагание;

- волевая саморегуляция;

9-11

Осенние композиции

Полевые и садовые цветы (ромашка, колокольчик и другие).

1

2

3


12

Осенние композиции

Оформление композиций


1

1

- использовать общие приёмы решения задач;

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

13-15

Базовая форма:
«Треугольник» (7ч.)

Домик с крыльцом, домик с трубой.


1

2

3

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.


16-17

Базовая форма:
«Треугольник»

Домик с верандами.

1

1

2

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

18-19

Базовая форма:
«Треугольник» Деревья и травы.

1

1

2

- использовать общие приёмы решения задач;

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

20-22

Базовая форма:
«Воздушный змей»(6ч.)

Лебеди (2 способа).


1

2

3

12



- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические;

- построение логической цепи рассуждений;


- мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание;


- планирование;

- постановка вопросов;

- контроль, оценка;


- планирование;

- прогнозирование;

- контроль, оценка

- волевая саморегуляция;

17


23

Базовая форма:
«Воздушный змей» Лебеди (2 способа).




1

1

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

24-25

Базовая форма:
«Воздушный змей»

Утка с утёнком.

1

1

2

- научиться выполнять контроль точности разметки деталей с помощью шаблона.

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

- умение отвечать на поставленный вопрос, ознакомление с алгоритмом работы в парах.

26-27

Базовая форма:
«Двойной треугольник»

Тропическая рыбка.

Отделка модели.

1

1

2

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

28

Диагностика по итогам I полугодия


1

1

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

29-31

Базовая форма:

«Двойной квадрат»(7ч.)

Золотая рыбка.

.


1

2

3

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;

- учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану с опорой на образцы, рисунки, схемы;

32-33

Базовая форма:

«Двойной квадрат»

Краб

1

1

2

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

34-35

Базовая форма:

«Двойной квадрат»

Композиция «Аквариум».


2

2

- использовать общие приёмы решения задач;

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия.

36-38

Базовая форма:

«Конверт» (7ч.)

Рыбка-бабочка.


1

2

3

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия


39-40

Базовая форма:

«Конверт»

Водоросли и камешки.

1

1

2

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

41-42

Базовая форма:

«Конверт»

Оформление аквариума.


2

2


43-44

Базовая форма:

«Рыба» (7ч.)

Царевна-Лебедь.


1

1

2

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- знаково-символические;

- построение логической цепи рассуждений;


- мотивация учения;

- нравственно-этическое оценивание;


- планирование;

- постановка вопросов;

- контроль, оценка;


- планирование;

- прогнозирование;

- контроль, оценка

- волевая саморегуляция;

17


45-47

Базовая форма:

«Рыба»

Пингвин (2 способа).


1

2

3

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

48-49

Базовая форма:

«Рыба» Композиция «Пингвины на льду».



2

2


50-52

Поздравительная открытка к празднику

8 Марта

Оформление поздравительной открытки.
Конкурс «Я люблю свою маму».


3

3

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

53-55

Базовая форма:

«Дверь» (7ч.)

Мышь и поросёнок.


1

2

3

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения


56-57

Базовая форма:

«Дверь»

Бурёнка.


1

1

2

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

58-59

Базовая форма:

«Дверь»

Композиция «В деревне».


2

2

самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение

- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

60-63

Итоговые занятия.

Изготовление мобиля «Бабочки и цветы».


4

4

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

64-65

Итоговая диагностика


2

2

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

66-68

Оформление выставочных работ


3

3



Итого

18

50

68





Содержание 2 года обучения

Вводное занятие Оригами – искусство складывания из бумаги -2ч.
Базовые формы – основа любого изделия.
Беседа по охране труда – 1ч.

Диагностика обученности учащихся – 4ч.

Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Летние композиции – 7ч.

Полевые и садовые цветы (Ромашка, колокольчик и другие). Складывание цветов. Оформление композиций.
Базовые формы:
«Треугольник» - 7ч.
«Воздушный змей» -6ч.
«Двойной треугольник» -2ч.
«Двойной квадрат» - 7ч.
«Конверт» -7ч.

Повторение условных знаков, принятых в оригами и основных приемов складывания. Повторение изученных базовых форм.
Знакомство со схемами складывания. Зарисовка условных знаков и схем складывания базовых форм. Складывание более сложных изделий на основе изученных базовых форм (работа со схемами). Оформление композиций с полученными изделиями (объемная аппликация). Личные и коллективные работы.
Базовые формы:
«Рыба»- 7ч.
«Дверь» -7ч.

Изучение новых базовых форм. Работа с инструкционными картами и схемами. Складывание изделий на основе этих форм. Оформление композиций.
Цветы к празднику 8 марта – 3ч.
Оформление поздравительной открытки.
Итоговое занятие – 4ч.
«Бабочки и цветы».
Оформление выставочных работ – 3ч.
Оформление тематических выставок.



УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ


п\п

Темы учебных занятий/ разделы

Количество часов

Планируемые результаты


теория

практика

Всего

часов


1-2

История развития искусства оригами.

Входная диагностика.


2

-

2

- перерабатывать новую информацию;

- слушать и понимать новый материал.

- умение осуществлять собственный художественный замысел.

3-5

Летние композиции(8ч.)

Рассказы и легенды о цветах. Складывание цветов.

2

1

3

формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- мотивация учения;

-построение речевых высказываний;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;


6-7

Летние композиции Лесные цветы (Калужница, ландыш,)


2

2

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.


8

Летние композиции Лесные цветы (сон-трава)


1

1

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия

9-10

Летние композиции Оформление композиций «На лесной полянке».


2

2


11-12

Чудесные превращения бумажного листа(8ч.)

Закладки.

.

1

1

2

формулирование познавательной цели

- поиск и выделение информации;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- мотивация учения;

-построение речевых высказываний;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

13-15

Чудесные превращения

бумажного листа

Коробки

1

2

3

- распознавание базовых форм оригами (зрительно)

- освоение способов определения геометрических форм, их сравнения.

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

16-18

Чудесные превращения бумажного листа Изготовление и оформление подарков


3

3


19-20

Модульное оригами(7ч.)

Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Бусы для елки.


1

1

2

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

21-23

Модульное оригами Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей


1

2

3

- распознавание базовых форм оригами (зрительно)

- освоение способов определения геометрических форм, их сравнения.

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

24-25

Модульное оригами Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».



2

2

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия

26

Оформление выставочных работ «Мы встречаем Новый год»,


1

1

- контроль и коррекция

27-28

Оригами на праздничном столе.(5ч.)

Правила этикета.

Складывание приглашений, поздравительных открыток.


1














1

2

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;


- постановка вопросов;

- оценка действий партнера;


- целеполагание;

- прогнозирование;

- контроль и коррекция;


- нравственно- этическое оценивание;


29-30

Оригами на праздничном столе.

Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.


2

2

- распознавание базовых форм оригами (зрительно)

- освоение способов определения геометрических форм, их сравнения.

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

31

Оригами на праздничном столе. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.


1

1

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

32-35

Базовая форма «Дом»

Знакомство с новой базовой формой.

Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.

2

2

4

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

36-38

Цветы к празднику

8 марта (8ч.)

Складывание цветов на основе изученных базовых форм..

1

2

3

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;


- постановка вопросов;

- оценка действий партнера;


- целеполагание;

- прогнозирование;

- контроль и коррекция;


- нравственно- этическое оценивание;

39-40

Цветы к празднику

8 марта Оформление композиций и поздравительных открыток


2

2

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия

41-43

Цветы к празднику

8 марта Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.

1

2

3

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

44

Оформление выставочных работ «Цветы для наших мам»


1

1


45-47

Оригами – почта(8ч.)

Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.


1

2

3

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

48-50

Оригами – почта Датское и английское письмо.

1

2

3

- распознавание базовых форм оригами (зрительно)

- освоение способов определения геометрических форм, их сравнения.

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.

51-52

Оригами – почта Оригинальный конверт (2 варианта


2

2


53-55

Впереди – лето!(8ч.)

Складывание самолетов и истребителей.

.

1

2

3

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.


56-58

Впереди – лето! Складывание самолетов и истребителей

1

2

3


59-60

Впереди – лето! Летные соревнования моделей


2

2


61-66

Итоговое занятие (6ч.)

Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами

2

5

6

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

67

Итоговая диагностика


1

1

- контроль и коррекция

68

Оформление выставочных работ

Оформление тематической выставки: «На лесной полянке».


1

1

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;


- постановка вопросов;

- оценка действий партнера;


- целеполагание;

- прогнозирование;

- контроль и коррекция;


- нравственно- этическое оценивание;


Итого

19

49

68




Содержание 3 года обучения

Вводное занятие
Рассказ об истории развития искусства оригами.
Беседа по охране труда 1ч.
Диагностика обученности учащихся 3ч.
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Летние композиции – 8ч. Лесные цветы (Калужница, ландыш, сон-трава). Рассказы и легенды о цветах. Складывание цветов. Оформление композиций «На лесной полянке».
Чудесные превращения бумажного листа – 8ч.
Закладки. Коробки. Изготовление и оформление подарков.
Модульное оригами -7ч.
Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
Оригами на праздничном столе- 5ч.
Правила этикета. Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки. Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.

Базовая форма «Дом» -4ч.

Знакомство с новой базовой формой.

Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.- 4ч.
Цветы к празднику 8 марта -8ч.
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
Оригами – почта- 8ч.
Различные виды конвертов для писем.
Впереди – лето!- 8ч.
Знакомство с базовой формой «Дом» и изготовление пилотки и шапочки с козырьком на ее основе. Складывание самолетов и истребителей. Летные соревнования моделей.
Итоговое занятие – 6ч.
Иллюстрация к сказке «Теремок» в технике оригами
Оформление выставочных работ -3ч.
Оформление тематических выставок: «На лесной полянке», «Мы встречаем Новый год», «Цветы для наших мам».



УЧЕБНЫЙ ПЛАН 4 -ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

п\п

Темы учебных занятий/ разделы

Количество часов

Планируемые результаты


теория

практика

Всего

часов


1-2

Беседа по охране труда.

Входная диагностика обученности.


2

-

2

- перерабатывать новую информацию;

- слушать и понимать новый материал.

- умение осуществлять собственный художественный замысел.

3-6

Оригами в Интернете

http://www.origami-school.narod.ru – мой сайт, рассказывающий о работе по данной программе;
http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.
http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
«Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами».
Компьютерные презентации: «Цветочные композиции» и «Бумажный сад оригами».


4

4

- формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение информации;

- постановка вопросов;

- планирование;

- прогнозирование;

- волевая саморегуляция;

- нравственно- этическое оценивание;

7-9

Летние композиции (7ч.)
Легенды о цветах (дицентра-«Разбитое сердце» и хризантема). Складывание цветов.

1

2

3

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- постановка вопросов;

- оценка действий партнера;

22


- целеполагание;

- прогнозирование;

- контроль и коррекция;

- нравственно- этическое оценивание;

10-11

Летние композиции Складывание цветов.

1

1

2

формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- постановка вопросов;

- оценка действий партнера;

22


- целеполагание;

- прогнозирование;

- контроль и коррекция;

- нравственно- этическое оценивание;




12-13

Летние композиции Оформление цветочных композиций


2

2

формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- постановка вопросов;

- оценка действий партнера;

22


- целеполагание;

- прогнозирование;

- контроль и коррекция;

- нравственно- этическое оценивание;

14-16

Изделия из складки(8ч.)

Гвоздика. Роза.




1

2

3

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- постановка вопросов;

- оценка действий партнера;

22


- целеполагание;

- прогнозирование;

- контроль и коррекция;

- нравственно- этическое оценивание;


17-19

Изделия из складки Цветок в уголок. Декоративная композиция

1

2

3

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

21-22

Изделия из складки Китайская ваза.



2

2


22-23

Базовая форма «Катамаран»(8ч.)

Знакомство с базовой формой «Катамаран».

.

1

1

2

- формулирование познавательной цели;

- анализ, синтез, классификация;

- мотивация учения;

-построение речевых высказываний;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

- целеполагание;

- прогнозирование;

24-26

Базовая форма «Катамаран» Модульное оригами. Закладки.


1

2

3

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

27-29

Базовая форма «Катамаран» Орнамент из модулей. Кусудама


3

3


30

Диагностика за 1полугодие


1

1


31-34

Новогодние украшения

Звезда из 8 модулей.

Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка.

Бумажный конструктор: игрушки из модулей.

1

3

4

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

-постановка вопросов;

- оценка действий партнера;

- целеполагание;

- прогнозирование;

- контроль и коррекция;

- нравственно- этическое оценивание;

35-36

Базовая форма «Птица» (8ч.)

Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде.


1

1

2

- формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- постановка вопросов;

- оценка действий партнера;

22


- целеполагание;

- прогнозирование;

- контроль и коррекция;

- нравственно- этическое оценивание;

37-38

Базовая форма «Птица» Японский журавлик

1

1

2


39-42

Базовая форма «Птица» Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля».


4

4

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

43-44

Цветы и вазы оригами(9ч.)

Игольчатая астра.

1

1

2


45-47

Цветы и вазы оригами

Космея.

Крокус с листом.



3

3


48-51

Цветы и вазы оригами Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов.


1

3

4


52-53

Базовая форма «Лягушка» (5ч.)

Знакомство с базовой формой «Лягушка».


1

1

2

- формулирование познавательной цели;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- построение логической цепи рассуждений;

- мотивация учения;

-построение речевых высказываний, вопросов;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

- планирование;

- прогнозирование;

54-56

Базовая форма «Лягушка» Складывание объемного цветка ирис.


1

2

3

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

57-63

Творческие работы

Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».

2

5

7

- формулирование познавательной цели;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

- построение логической цепи рассуждений;

- мотивация учения;

-построение речевых высказываний, вопросов;

- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;

- планирование;

- прогнозирование;

64-65

Итоговое занятие

Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни».

Анализ работ.

2


2

- контроль, оценка

66-68

Оформление выставочных работ

Итоговая диагностика


3

3

- контроль, оценка


Итого

19

49

68




Содержание 4 года обучения

Беседа по охране труда- 1ч.
Диагностика обученности учащихся – 3ч.
Входная диагностика. Диагностика по итогам 1 полугодия. Итоговая диагностика. Содержание диагностической работы смотри в разделе «Методическое обеспечение программы»: диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы».
Оригами в Интернете – 4ч.
http://www.origami-school.narod.ru – мой сайт, рассказывающий о работе по данной программе;
http://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами.
http://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами.
«Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами».
Компьютерные презентации: «Цветочные композиции» и «Бумажный сад оригами».
Летние композиции 7ч.
Легенды о цветах (дицентра-«Разбитое сердце» и хризантема). Складывание цветов. Оформление цветочных композиций.
Изделия из складки 8ч.
Гвоздика. Роза. Цветок в уголок. Декоративная композиция. Китайская ваза.
Базовая форма «Катамаран» - 8ч.
Знакомство с базовой формой «Катамаран». Модульное оригами. Закладки. Орнамент из модулей. Кусудама.
Новогодние украшения – 4ч.
Звезда из 8 модулей. Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Бумажный конструктор: игрушки из модулей.
Базовая форма «Птица»-8ч.
Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик. Ваза «Два журавля».
Цветы и вазы оригами 9ч.

Игольчатая астра. Космея. Крокус с листом. Фуксия. Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. Ваза для цветов «Пирамида». Ваза-кашпо «Четыре замка».
Базовая форма «Лягушка» -5ч.

Знакомство с базовой формой «Лягушка». Складывание объемного цветка ирис.
Творческие работы -7ч.
Композиция «Букет цветов». Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».
Итоговое занятие 2ч.
Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни».
Оформление выставочных работ- 2ч.
Оформление тематических выставок.


Способы предъявления и объяснения материала

Все изделия основаны на простых базовых формах: «Треугольник», «Воздушный змей», «Двойной треугольник», «Двойной квадрат», «Конверт». На этом этапе детям демонстрируется лишь сам процесс складывания. Условные знаки и схемы служат им дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания. Педагог на этом этапе демонстрирует детям процесс складывания изделия на большом листе бумаги. Однако, исходя из опыта работы, намного удобнее использовать для показа инструкционные карты, состоящие из отдельных листов. На каждом листе такой инструкционной карты с помощью большого листа цветной бумаги показывается только одна операция по изготовлению изделия. Педагог последовательно предъявляет детям по одному листу такой инструкционной карты, контролируя на начальной стадии обучения каждое действие учащихся, а в дальнейшем – лишь отдельные наиболее важные операции. При этом условные знаки и схемы служат лишь дополнительной иллюстрацией при показе процесса складывания.

Особое внимание в начале обучения уделяется оформлению композиций. Сначала для тренировки дети делают их из больших квадратов и украшают аппликацией. Затем, рассмотрев получившиеся образцы, мастерят маленькие фигурки для композиции, которые оставляют в классе в конвертах для незаконченных работ. Отдельное занятие посвящено созданию фона и приклеиванию фигурок.


4.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Материально-техническое обеспечение:

- Учебные столы и стулья

- Выставочные стенды

- Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания изделия

- Схемы складывания изделий

- Белая бумага

- Цветная бумага тонкая, плотная, двухсторонняя

- Цветной картон

- Линейки, треугольники, простые карандаши, цветные карандаши, ластики, фломастеры, трафареты с кругами, клеенки и резинки для крепления клеенки к столам, ножницы, клей ПВА, кисточки для клея

- Бумажные салфетки


Методическое обеспечение

Дидактические материалы:
- Инструкционные карты и схемы базовых форм оригами.
- Образцы изделий.
- Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний.



5.СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

3. Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

Учебная литература

1.Афонькин, С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. Экспериментальный учебник для начальной школы. – М, «Аким», 1995

2.Афонькин, С.Ю., Афонькина, Е.Ю. Игрушки из бумаги. – Санкт-Петербург, «Литера», 1997

3.Афонькин, С.Ю., Афонькина, Е.Ю. Цветущий сад оригами. – Санкт-Петербург, «Химия», 1995

4. Выгонов В.В. Мир оригами 1 – 2. – М.: Новая школа, 2006.

5.Выгонов, В.В. Мир оригами 3 – 4. – М.: Новая школа, 2006.

6.Выгонов, В.В. Трехмерное оригами – М.: Издательский Дом МСП, 2004.

7. Сержантова, Т.Б. 365 моделей оригами. – М.: Рольф, 2001.

Литература, рекомендуемая для детей и родителей:

1. Агапова И. С. «Поделки из бумаги. Оригами и другие игрушки из бумаги и картона». –М.. Лада, 2008

2. Сержантова, Т.Б «Оригами. Лучшие модели». – М.. Айрис-Пресс, 2006

3. Афонькин, С.Ю, Афонькина, Е.Ю. Все об оригами, изд. Кристалл, 2004

4. Афонькина, С.Ю., Афонькина, Е.Ю. «Веселые уроки оригами в школе и дома»,

- изд. Кристалл, 2004

5. Соколова, С. «Сказки оригами» и «Школа оригами: аппликация и мозаика»,

- изд. Азимут СП, 2002

6. Выгонов, В.В. Мир оригами 1 – 2. – М.: Новая школа, 2006.

7. Выгонов, В.В. Мир оригами 3 – 4. – М.: Новая школа, 2006.

9. Выгонов, В.В. Трехмерное оригами – М.: Издательский Дом МСП, 2004.

Интернет ресурсы:

http://shtory-2012.info/vazy/604-kupit-knigu-s-afonkin-cvety-i-vazy-origami-2002.html

http://mirknig.com/2006/02/19/cvety_i_vazy_origami_safonkin.html

http://arhivknig.com/raznoe/4852-y-s.-ju.-afonkin-e.-ju.-afonkina-cvety-i-vazy.html

Приложение 1

Диагностическая карта

«Оценка результатов освоения программы»

Таблица 1



1-й год обучения

2-й год обучения

3-й год обучения

4-й год обучения

Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами

умение сделать квадрат из прямоугольного листа бумаги (2 способа).

умение сделать простейшие базовые формы оригами: «треугольник», «воздушный змей», «конверт».

умение сделать базовые формы: «двойной треугольник», «двойной квадрат», «дом», «дверь», «рыба».

– умение сделать сложные базовые формы: «катамаран», «птица», «лягушка».

Уровни развития:

Оптимальный уровень – делает самостоятельно

Средний уровень – делает с частичной помощью педагога или товарищей

Достаточный уровень – делает с помощью педагога или товарищей

Умение научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий;

создавать изделия оригами, пользуясь

инструкционными картами и схемами

умение сделать изделие, следя за показом учителя и слушая устные пояснения.


умение сделать изделие по инструкционной карте.

умение сделать несложное изделие по схеме.


умение зарисовать схему сборки несложного изделия.


Уровни развития:

Оптимальный уровень – делает самостоятельно,

Средний уровень – делает с частичной помощью педагога или товарищей

Достаточный уровень –делает с помощью педагога или товарищей

Развитие мелкой моторики рук и глазомера

умение вырезать геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг.


умение вырезать фигуры: круг, треугольник, звезду.

обучения – умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист.


умение вырезать сложные фигуры: звезду, цветок, кленовый лист по внутреннему контуру.

Уровни развития:

Оптимальный уровень – почти полное совпадение вырезанного контура с намеченными линиями;

Средний уровень – имеются небольшие отклонения от контура (несколько миллиметров) по одну сторону образца;

Достаточный уровень –отклонения от намеченного контура как в одну, так и в другую сторону.

Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами; развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы

Уровни развития:

Оптимальный уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;

Средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;

Достаточный уровень – работы выполнены с помощью педагога или сверстников


Примечание: проводится во время вводной диагностики

(в начале каждого учебного года). Этот параметр не оценивается.

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

Оцениваются умения:

– организовать свое рабочее место,

– рационально использовать необходимые материалы,

– аккуратность выполнения работы.












39



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!