МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1
ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК»
СОГЛАСОВАНО : СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Руководитель МО ГЦ Зам. директора по УМР Директор школы
Дьяконова Л.В._____ Семёнова И.Г.__ Горохова Т.Н.__
Рабочая программа кружка
«Воспитание гармоничной и нравственной личности на книгах Валентина Егорова»
в 5а КЛАССЕ
на 2020 – 2021 учебный год
Количество часов в неделю: 1 час
Количество часов в год: 34 часа
Руководитель: Егорова А.П.,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Рабочая программа кружка «Воспитание гармоничной и нравственной личности на книгах Валентина Егорова» для 5 класса разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утв. Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189.
Рабочая программа по учебному курсу разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа «Воспитание гармоничной и нравственной личности на книгах Валентина Егорова» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого учащегося. Решаются задачи эмоционального, творческого, литературного развития учащихся, а также проблемы нравственно – этического воспитания
Цель:
Задачи:
формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
развитие письменной и устной речи учащихся;
развитие творческих способностей каждого учащегося;
формирование гражданской позиции;
развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, понимать образный язык художественного произведения.
2. Общая характеристика учебного курса
Книга – это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга – это путь к познанию вещей и явлений, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы. Книга – это опыт поколений. В последнее время снижается интерес к чтению, поэтому необходимо всячески способствовать пробуждению у учащихся интереса к художественному слову.
Данная рабочая программа «Воспитание гармоничной и нравственной личности на книгах Валентина Егорова» предназначена для учащихся 5 класса. В ней на базе основных принципов педагогики сотворчества реализована концепция развития творческих способностей учащегося в процессе читательской деятельности. Особенностью рабочей программы является обращение к произведениям современного якутского писателя Валентина Владимировича Егорова, активное использование методов стимулирования чтения /проблемно-поисковые задания, индивидуальные задания, исследования, наблюдения/. Содержание рабочей программы «Воспитание гармоничной и нравственной личности на книгах Валентина Егорова» обеспечивает преемственность с программным материалом по учебному предмету «Литература». Но внеурочная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
3. Описание места учебного курса в учебном плане
В плане внеурочной деятельности МОБУ СОШ №1 на реализацию рабочей программы «Воспитание гармоничной и нравственной личности на книгах Валентина Егорова», которая входит в раздел «Обще - культурное развитие личности», в 5-м классе выделено 34 часа, 1 час в неделю.
4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Общение с книгой развивает память, внимание, воображение, позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
- формированием эстетического вкуса;
- художественным образованием и воспитанием детей;
- развитием коммуникативных качеств личности / обучение вербальным и невербальным видам общения/;
- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, речи/ диалога и монолога/;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций.
- воспитанием посредством книг В. Егорова положительных нравственных качеств
Содержание учебного курса поможет учащемуся общаться с детскими книгами, поможет получить необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий / справочных, энциклопедических/.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
Личностными результатами являются следующие умения:
- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения норм поведения в обществе;
- эмоционально воспринимать текст;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- давать оценочную характеристику поступкам героев книг.
Метапредметными результатами изучения рабочей программы «Воспитание гармоничной и нравственной личности на книгах Валентина Егорова» является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
-уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
- уметь работать в парах и группах, участвовать в литературных играх, создавать презентации;
- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
- ориентироваться в мире книг / работа с открытым библиотечным фондом/;
- пользоваться справочной литературой.
Коммуникативные УУД:
- выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;
- высказывать свое мнение об этических и нравственных ценностях книги, о её оформлении и структуре;
- участвовать в конкурсах чтецов, пробовать выполнять различные роли
/ роль актера на сцене, слушателя – критика, др./;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и выполнять данные правила.
В результате освоения рабочей программы «Воспитание гармоничной и нравственной личности на книгах Валентина Егорова» формируются следующие предметные умения:
- осознавать значимость чтения для личного развития;
- формировать потребность в систематическом чтении;
- использовать разные виды чтения/ ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое/;
- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться
справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;
- воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;
- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- подробно пересказывать текст;
- соотносить автора, название и героев прочитанных книг.
6. Содержание учебного курса Вводное занятие - 1 ч.
Расскажи мне о себе…
Встреча с писателем Валентином Егоровым - 4 ч. Я и книга – 3 ч.
Структурные элементы книги /обложка, титульный лист, форзац, оглавление.
Создатели книги / автор, художник - оформитель, корректор, редактор В царстве книг – 3 ч.
Писатели о роли книги в современном обществе.
Сотрудничество с библиотекой для детей и юношества.
Библиотечный фонд. Каталоги. Абонемент. Книгохранилище. Читальный зал.
Презентация новых книг. Литературные викторины.
Чтение и обсуждение книги В.Егорова «Катин сын» - 10 ч. Выбор и обсуждение рассказов из сборника «Катин сын».
Чтение и обсуждение книги В.Егорова «Сказочные истории, взятые из жизни» - 10 ч.
Выбор и обсуждение рассказов из сборника «Сказочные истории, взятые из жизни» и повести «Мальчик с окраины».
Литературная викторина. Новые книги В. Егорова.
Итоговое занятие – 2 ч.
Литературно – музыкальная композиция. Выставка. Статья в газету. Чтение летом – 1 ч.
7. Тематическое планирование с определением
основных видов учебной деятельности учащихся
№ п/п | Основное содержание | Характеристика основных видов деятельности учащихся |
| | |
1 | Вводное занятие | |
| Книголюбов дружная семья | Участие в коллективном диалоге. Дискуссия о роли книги в современном обществе |
2 | Встреча с писателем Валентином Егоровым | Рассказ писателя о себе, своём творчестве, знакомство с книгами. |
3 | Я и книга | Работа со справочной литературой, словарем. Определение значения незнакомых слов. Поиск сведений в Интернете. Участие в коллективном диалоге. Презентация «Моя книга вот такая…» |
| | |
| | |
4 | В царстве книг | Чтение и обсуждение правил поведения в библиотеке. Игровые виды деятельности. Нахождение самостоятельных ответов на вопросы. Решение кроссвордов. Работа с каталогом. Запись в библиотеку. |
5 | Книга В.Егорова «Катин сын» | Чтение и обсуждение книги В.Егорова «Катин сын» |
6 | Книга В.Егорова «Сказочные истории, взятые из жизни» | Чтение и обсуждение книги В.Егорова «Сказочные истории, взятые из жизни» |
7 | Итоги | Составление литературной композиции по произведениям В.Егорова. Оформление выставки. Написание отзыва о понравившемся произведении. |
8 | Чтение летом | Обсуждение предложенных руководителем материалов. Обмен мнениями. |
| | |
8. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Список литературы для учителя
1. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности/текст/ А.А. Леонтьев. – М.,1965.
2. Шкатова Л.А. Подумай и ответь./текст/: книга для учащихся 5-7кл. Л.А. Шкатова. – М.: Просвещение, 1989.
Список литературы для учащихся
Егоров В.В. Катин сын (Рассказы о детях, живущих рядом с нами). – Новый форма, 2017.
Егоров В.В Сказочные истории, взятые из жизни. – М.:Интернациональный Союз писателей, 2017.
1. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно: учебное пособие для учащихся образовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.
2. Ефросинина Л.А. Книгочей: словарь - справочник по литературному чтению. –М.: Вентана–Граф, 2011.
Цифровые образовательные ресурсы
Российский образовательный портал [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.school.edu.ru , свободный
Все образование Интернета [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.all.ebu.ru, свободный
Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр, информ. технологий РГБ ; ред. Т. В. Власенко ; Web-мастер Козлова Н. В. - Электрон, дан. - М. : Рос. гос. б-ка, 1997. - Режим доступа : http: // www.rsl.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.
Календарно - тематическое планирование
№ занятия | Тема | Количество часов | Дата По плану/ фактич. |
| Вводное занятие | 1 | |
1 | Книголюбов дружная семья | | |
2-5 | Встреча с писателем Валентином Егоровым | 4 | |
| Я и книга | 3 | |
6 | Структурные элементы книги | | |
7 | Создатели книг | | |
8 | Занятие – игра « А моя книга вот такая…» | | |
| В царстве книг | 3 | |
9-10 | «Библиотека от А до Я» / ознакомительное занятие в библиотеке для детей и юношества/ | | |
11 | Презентация Медиа- журнала «Книги – юбиляры 2020 года» / библиотека для детей и юношества/ | | |
| Книга В.Егорова «Катин сын» | 10 | |
12 | Рассказ «История болезни» | | |
13 | Рассказ «Дед Никто» | | |
14 | Рассказ «Верный» | | |
15 | Рассказ «Катин сын» | | |
16 | Рассказ «Старшая сестра» | | |
17 | Рассказ «Мопед, арбалет и три друга» | | |
18 | Рассказ «Конкурс» | | |
19 | Рассказ «Гвардии рядовой Великой войны» | | |
20 | Рассказ «Жаба» | | |
21 | Рассказ «Мобильник» | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| Книга В.Егорова «Сказочные истории, взятые из жизни» | 10 | |
22 | Рассказ «Как Лапик узнал, что такое настоящая дружба» | | |
23 | Рассказ «Два Артура» | | |
24 | Рассказ «Кот по имени Боцман» | | |
25 | Сказка «Вторая жизнь Юки» | | |
26 | Сказка «Волшебная кисточка» | | |
27-31 | Повесть «Мальчик с окраины» | | |
| Итоги | 2 | |
32 | Подготовка к выступлению « Пополняйте семью книголюбов» | | |
33 | Праздничное выступление | | |
34 | Чтение летом /рекомендации/ | 1 | |