СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка «Воспитание гармоничной и нравственной личности на книгах Валентина Егорова»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка «Воспитание гармоничной и нравственной личности на книгах Валентина Егорова» разработана в рамках проекта «Читают все» для учащихся 5а класса МОБУ СОШ №1 г .Якутска с целью расширения читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого учащегося. Решаются задачи эмоционального, творческого, литературного развития  учащихся, а также проблемы нравственно – этического воспитания.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка «Воспитание гармоничной и нравственной личности на книгах Валентина Егорова»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1

ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЯКУТСК»

СОГЛАСОВАНО : СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:

Руководитель МО ГЦ Зам. директора по УМР Директор школы

Дьяконова Л.В._____ Семёнова И.Г.__ Горохова Т.Н.__









Рабочая программа кружка

«Воспитание гармоничной и нравственной личности на книгах Валентина Егорова»

в 5а КЛАССЕ

на 2020 – 2021 учебный год



Количество часов в неделю: 1 час

Количество часов в год: 34 часа





Руководитель: Егорова А.П.,

учитель русского языка и литературы







Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Воспитание гармоничной и нравственной личности на книгах Валентина Егорова» для 5 класса разработана в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897;

  • санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утв. Постановлением Главного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 №189.

Рабочая программа по учебному курсу разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Рабочая программа «Воспитание гармоничной и нравственной личности на книгах Валентина Егорова» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и индивидуальных возможностей каждого учащегося. Решаются задачи эмоционального, творческого, литературного развития учащихся, а также проблемы нравственно – этического воспитания

Цель:

  • духовно - нравственное воспитание посредством книги.

Задачи:

  • формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

  • развитие письменной и устной речи учащихся;

  • развитие творческих способностей каждого учащегося;

  • формирование гражданской позиции;

  • развитие способности полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное, понимать образный язык художественного произведения.

2. Общая характеристика учебного курса

Книга – это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга – это путь к познанию вещей и явлений, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы. Книга – это опыт поколений. В последнее время снижается интерес к чтению, поэтому необходимо всячески способствовать пробуждению у учащихся интереса к художественному слову.

Данная рабочая программа «Воспитание гармоничной и нравственной личности на книгах Валентина Егорова» предназначена для учащихся 5 класса. В ней на базе основных принципов педагогики сотворчества реализована концепция развития творческих способностей учащегося в процессе читательской деятельности. Особенностью рабочей программы является обращение к произведениям современного якутского писателя Валентина Владимировича Егорова, активное использование методов стимулирования чтения /проблемно-поисковые задания, индивидуальные задания, исследования, наблюдения/. Содержание рабочей программы «Воспитание гармоничной и нравственной личности на книгах Валентина Егорова» обеспечивает преемственность с программным материалом по учебному предмету «Литература». Но внеурочная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяет использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.


3. Описание места учебного курса в учебном плане

В плане внеурочной деятельности МОБУ СОШ №1 на реализацию рабочей программы «Воспитание гармоничной и нравственной личности на книгах Валентина Егорова», которая входит в раздел «Обще - культурное развитие личности», в 5-м классе выделено 34 часа, 1 час в неделю.


4.Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса

Общение с книгой развивает память, внимание, воображение, позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

- формированием эстетического вкуса;

- художественным образованием и воспитанием детей;

- развитием коммуникативных качеств личности / обучение вербальным и невербальным видам общения/;

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, речи/ диалога и монолога/;

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций.

- воспитанием посредством книг В. Егорова положительных нравственных качеств

Содержание учебного курса поможет учащемуся общаться с детскими книгами, поможет получить необходимую информацию о книге как из её аппарата, так и из других изданий / справочных, энциклопедических/.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Личностными результатами являются следующие умения:

- оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения норм поведения в обществе;

- эмоционально воспринимать текст;

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

- давать оценочную характеристику поступкам героев книг.

Метапредметными результатами изучения рабочей программы «Воспитание гармоничной и нравственной личности на книгах Валентина Егорова» является формирование универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД:

-уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

- уметь работать в парах и группах, участвовать в литературных играх, создавать презентации;

- уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

- прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

- отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

- ориентироваться в мире книг / работа с открытым библиотечным фондом/;

- пользоваться справочной литературой.

Коммуникативные УУД:

- выражать свое мнение о прочитанной книге, аргументировать свою точку зрения;

- высказывать свое мнение об этических и нравственных ценностях книги, о её оформлении и структуре;

- участвовать в конкурсах чтецов, пробовать выполнять различные роли

/ роль актера на сцене, слушателя – критика, др./;

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и выполнять данные правила.

В результате освоения рабочей программы «Воспитание гармоничной и нравственной личности на книгах Валентина Егорова» формируются следующие предметные умения:

- осознавать значимость чтения для личного развития;

- формировать потребность в систематическом чтении;

- использовать разные виды чтения/ ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое/;

- уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться

справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации;

- воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;

- отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

- подробно пересказывать текст;

- соотносить автора, название и героев прочитанных книг.

6. Содержание учебного курса Вводное занятие - 1 ч.

Расскажи мне о себе…

Встреча с писателем Валентином Егоровым - 4 ч. Я и книга – 3 ч.

Структурные элементы книги /обложка, титульный лист, форзац, оглавление.

Создатели книги / автор, художник - оформитель, корректор, редактор В царстве книг – 3 ч.

Писатели о роли книги в современном обществе.

Сотрудничество с библиотекой для детей и юношества.

Библиотечный фонд. Каталоги. Абонемент. Книгохранилище. Читальный зал.

Презентация новых книг. Литературные викторины.

Чтение и обсуждение книги В.Егорова «Катин сын» - 10 ч. Выбор и обсуждение рассказов из сборника «Катин сын».

Чтение и обсуждение книги В.Егорова «Сказочные истории, взятые из жизни» - 10 ч.

Выбор и обсуждение рассказов из сборника «Сказочные истории, взятые из жизни» и повести «Мальчик с окраины».

Литературная викторина. Новые книги В. Егорова.

Итоговое занятие – 2 ч.

Литературно – музыкальная композиция. Выставка. Статья в газету. Чтение летом – 1 ч.

7. Тематическое планирование с определением

основных видов учебной деятельности учащихся

п/п

Основное содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся




1

Вводное занятие



Книголюбов дружная семья

Участие в коллективном диалоге. Дискуссия о роли книги в современном обществе

2

Встреча с писателем Валентином Егоровым

Рассказ писателя о себе, своём творчестве, знакомство с книгами.

3

Я и книга

Работа со справочной литературой, словарем. Определение значения незнакомых слов. Поиск сведений в Интернете. Участие в коллективном диалоге. Презентация «Моя книга вот такая…»







4

В царстве книг

Чтение и обсуждение правил поведения в библиотеке. Игровые виды деятельности. Нахождение самостоятельных ответов на вопросы. Решение кроссвордов. Работа с каталогом. Запись в библиотеку.

5

Книга В.Егорова «Катин сын»

Чтение и обсуждение книги В.Егорова «Катин сын»

6

Книга В.Егорова «Сказочные истории, взятые из жизни»

Чтение и обсуждение книги В.Егорова «Сказочные истории, взятые из жизни»


7

Итоги

Составление литературной композиции по произведениям В.Егорова. Оформление выставки. Написание отзыва о понравившемся произведении.

8

Чтение летом

Обсуждение предложенных руководителем материалов. Обмен мнениями.





8. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Список литературы для учителя

1. Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности/текст/ А.А. Леонтьев. – М.,1965.

2. Шкатова Л.А. Подумай и ответь./текст/: книга для учащихся 5-7кл. Л.А. Шкатова. – М.: Просвещение, 1989.

Список литературы для учащихся

  1. Егоров В.В. Катин сын (Рассказы о детях, живущих рядом с нами). – Новый форма, 2017.

  2. Егоров В.В Сказочные истории, взятые из жизни. – М.:Интернациональный Союз писателей, 2017.

1. Оморокова М.И. Учимся читать выразительно: учебное пособие для учащихся образовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2011.

2. Ефросинина Л.А. Книгочей: словарь - справочник по литературному чтению. –М.: Вентана–Граф, 2011.

Цифровые образовательные ресурсы

        1. Российский образовательный портал [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.school.edu.ru , свободный

        2. Все образование Интернета [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://www.all.ebu.ru, свободный

        3. Российская государственная библиотека [Электронный ресурс] / Центр, информ. технологий РГБ ; ред. Т. В. Власенко ; Web-мастер Козлова Н. В. - Электрон, дан. - М. : Рос. гос. б-ка, 1997. - Режим доступа : http: // www.rsl.ru, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус, англ.




Календарно - тематическое планирование

занятия

Тема

Количество часов

Дата

По плану/ фактич.


Вводное занятие

1


1

Книголюбов дружная семья



2-5

Встреча с писателем Валентином Егоровым

4



Я и книга

3


6

Структурные элементы книги



7

Создатели книг



8

Занятие – игра « А моя книга вот такая…»




В царстве книг

3


9-10

«Библиотека от А до Я» / ознакомительное занятие в библиотеке для детей и юношества/



11

Презентация Медиа- журнала «Книги – юбиляры 2020 года» / библиотека для детей и юношества/




Книга В.Егорова «Катин сын»

10


12

Рассказ «История болезни»



13

Рассказ «Дед Никто»



14

Рассказ «Верный»



15

Рассказ «Катин сын»



16

Рассказ «Старшая сестра»



17

Рассказ «Мопед, арбалет и три друга»



18

Рассказ «Конкурс»



19

Рассказ «Гвардии рядовой Великой войны»



20

Рассказ «Жаба»



21

Рассказ «Мобильник»
















Книга В.Егорова «Сказочные истории, взятые из жизни»

10


22

Рассказ «Как Лапик узнал, что такое настоящая дружба»



23

Рассказ «Два Артура»



24

Рассказ «Кот по имени Боцман»



25

Сказка «Вторая жизнь Юки»



26

Сказка «Волшебная кисточка»



27-31

Повесть «Мальчик с окраины»




Итоги

2


32

Подготовка к выступлению « Пополняйте семью книголюбов»



33

Праздничное выступление



34

Чтение летом /рекомендации/

1