«Беседы о самоопределении».
Автор: Г.В.Резапкина.
«Лучшие тесты на креативность».
Автор: Е.Е.Туник.
«Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники.
Автор: Н.С.Пряжников.
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению «В мире профессий. Портфолио учащегося»
Автор: И.А.Рудникова.
Хапейшвили С.Т.
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование профессионального самоопределения.
- ориентации на понимание причин успеха, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителя, товарищей, родителей и других людей;
- осмысления мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями.
- расширение у подростков представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);
- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
- формирование раскрытия себя, своих возможностей и способностей как гражданина России;
- расширение кругозора, уточнение представления об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств.
Основная цель – знакомство с миром профессий.
Основная цель – знакомство с различными профессиями. Занятия включают в себя углубленное изучение различных профессий.
Основная цель – изучение профессиональных способностей.
Основная цель – помощь обучающимся в выборе профессий.
Основная цель – развитие целеполагания и планирования.
№ занятия | Дата по плану | Дата по факту | Наименование темы, раздела | Содержание занятия | Кол-во часов | Предполагаемый результат |
Введение в мир профессий 9 ч. |
1. | | | Круги, линии, слова и профессии | Создание законченных рисунков, в которых были бы круги и имеющиеся стимулы на тему: «Профессии», сочинение предложений о профессиях с предложенными словами | 1 | Установление контакта, формирование первичных представлений о разнообразии профессий |
2. | | | Создание коробки счастливого профессионального будущего | Создание коробки, на стенах которой предлагается написать перспективные вехи своего профессионального будущего | 1 | Развитие позитивного отношения к своему профессиональному будущему |
3. | | | Зачем человек трудится? | Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери изречения о труде и профессии». Диагностика «Определение типа будущей профессии» Е.А.Климова; деловая игра «Найди профессии среди букв» | 1 | Развитие представлений о понятиях «труд» и «профессия». |
4. | | | Солнце успеха | Рисование солнца, на лучах которого были бы написаны определения понятия «успех» | 1 | Развитие представлений об успешности вообще и профессиональной – в частности |
5. | | | Человек и его потребности. Кто кого? | Лекция о потребностях. Знакомство с «пирамидой потребностей» А.Маслоу и высшей потребностью – в самоактуализации. Создание своей пирамиды потребностей | 1 | Развитие потребности в самоактуализации возможностей. Анализ потребностей. |
6. | | | Характер и профессия | Лекция, направленная на изучение профессиональных типов личности. Создание схемы-модели профессиональных типов | 1 | Изучение профессиональных типов личности |
7. | | | Самооценка и уровень притязаний | Лекция, направленная на изучение самооценки и ее роли в достижении профессиональных целей. Деловая игра «Кто самый-самый». Знакомство с «формулой самооценки» У.Джемса. Создание мини-плакатов с данной формулой | 1 | Развитие позитивной самооценки, помогающей достичь успеха |
8. | | | Темперамент и профессия. Определение темперамента | Знакомство с типами темперамента и их связи с профессиями. Определение темперамента по Г.Айзенку. Создание «шкалы темперамента» | 1 | Развитие представления о темпераментах и их связи с профессиями |
9. | | | Уровни профессиональной пригодности | Лекция об уровнях профессиональной пригодности. Создание мини-плакатов с изображением лестницы – уровней профессиональной пригодности | 1 | Развитие представления об уровнях профессиональной пригодности |
Многообразие профессий 25 ч. |
10. | | | Мы построим новый дом | Знакомство с профессией «строитель». Рисование дома. Конкурс сочинений «Каким должен быть комфортный дом» | 1 | Развитие представлений о профессии строителя |
11. | | | Кто такой - дизайнер | Знакомство с профессией дизайнера, понятиями «эскиз», «образ», «модель», «узоры» и др. Виды деятельности – показывать, намечать, делать. Конкурс эскизов и сочинений «Моя новая комната» | 1 | Развитие представлений о профессии дизайнера |
12. | | | Как составить букет | Знакомство с профессией флорист. Беседа «Как создать настроение при помощи цветов и трав». Проект «Подарить цветы – значит, выразить свои чувства: любовь, почтение, уважение» | 1 | Развитие представлений о профессии флориста |
13. | | | Как придумать аромат | Знакомство с профессией парфюмер. Понятия: «начальная нота», «сердце» запаха», «шлейф». Лаборатория ароматов: колбочки, флаконы, баночки. Деловая игра «Представь что-либо, издающее приятный аромат». Дискуссия «Как стать настоящим парфюмером?» | 1 | Знакомство с профессией парфюмер |
14. | | | Кто шьёт новую одежду | Профессии - портной, закройщик, швея. Деловые игры «Расшифровка слов и изречений, связанных с одеждой», «Найди слова, ассоциирующиеся с одеждой среди букв» | 1 | Знакомство с профессиями портной, закройщик и швея |
15. | | | Профессия - учитель | Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка-импровизация «На уроке». Деловая игра «Нахождение школьных дисциплин среди букв» | 1 | Знакомство с профессией учитель |
16. | | | Профессия - повар | Дискуссия «Для чего нужен повар». Лекция «Как правильно сервировать стол». Игра «Найди сладости среди букв». Создание рисунков «Что я люблю из еды» | 1 | Знакомство с профессией повар |
17. | | | Профессия - врач | Сценка-импровизация «В больнице». Деловая игра «Угадай врачебные специальности» | 1 | Знакомство с профессией врач |
18. | | | Профессия - почтальон | Сценка-импровизация «Почтальон». Игра «Написание писем и их отправка» | 1 | Знакомство с профессией почтальон |
19. | | | Профессия - художник | Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я -художник» | 1 | Знакомство с профессией художник |
20. | | | Когда возникла музыка. Музыканты оркестра | Профессии: музыкант, аранжировщик, вокалист, инструменталист, учитель музыки. Знакомство с различными музыкальными произведениями. | 1 | Знакомство с профессиями музыкант, аранжировщик, вокалист, инструменталист, учитель музыки |
21. | | | Кто сочиняет музыку | Композитор. Правила теории музыки. Отличие композитора от исполнителя. Знакомство с биографиями известных композиторов | 1 | Знакомство с деятельностью композитора |
22. | | | Как стать писателем. Проба пера | Писатель. Литературное произведение: повести, рассказы, романы, новеллы, эссе. Структура произведения, сюжет, персонажи и их характеры. Практическая работа. Проба пера. Конкурс эссе или рассказов на заданную тему | 1 | Знакомство с деятельностью писателя |
23. | | | Кто охраняет наш покой? | Профессии полицейский, участковый, инспектор, следователь, криминалист. Понятия: правопорядок, происшествие, место преступления, уголовная и административная ответственность. Деловая игра «В суде» | 1 | Знакомство с профессиями полицейский, участковый, инспектор, следователь, криминалист |
24. | | | Спасатель. Кто может работать спасателем? | Профессия спасатель. Понятия: ЧС, пожар, наводнение. ТБ при пожаре, обморожении, возле водоемов, на воде, в лесу, при обнаружении бесхозных предметов. Конкурс сочинений «Я-спасатель» | 1 | Знакомство с профессией спасатель |
25. | | | Пограничник | Пограничник. Понятия: государственная граница, долг, честь. Конкурс рисунков «Флаг России» | 1 | Знакомство с профессией пограничник |
26. | | | Бухгалтер. Кто может работать по этой профессии? | Бухгалтер. Понятия: учет, счета, отчетность, бухгалтерский баланс, учет, аванс, зарплата, ведомость. Конкурс сочинений «Моя работа бухгалтером» | 1 | Знакомство с профессией бухгалтер |
27. | | | Менеджер | Понятия: активные продажи, демпинг, клиентская база, презентация товара, претензия. Деловая игра «Я - менеджер» | 1 | Знакомство с профессией менеджер |
28. | | | Профессия – фермер | Фермер. Понятия: крестьянское (фермерское) хозяйство, животноводство, растениеводство, птицеводство, прибыль, семена, корма, озимые культуры и др. Деловая игра «Найди животных среди букв». Конкурс рисунков и сочинений «Я – фермер» | 1 | Знакомство с деятельностью фермера |
29. | | | Кто такой бизнесмен? | Бизнесмен. Понятия: фирма, банк, кредит, рассрочка платежа, договор, банкротство, биржа, акционер. Деловая игра «Мой собственный бизнес» | 1 | Знакомство с деятельностью бизнесмена |
30. | | | Программист | Введение в профессию программиста. Деловые игры «Дерево полезного Интернета», «Анаграммы об информатике». Дискуссия «Будущее, связанное с цифровыми технологиями». Конкурс сочинений «День за компьютером» | 1 | Знакомство с профессией программист |
31. | | | Экскурсовод | Экскурсовод. Понятия: экспонат, исторический памятник, антиквариат, маршрут экскурсии. Конкурс рисунков и проектов «Достопримечательности моего родного города» | 1 | Знакомство с профессией экскурсовод |
32. | | | Профессии наших матерей | Анализ профессий своих матерей и влияние матерей на будущий выбор профессии подростков. Создание творческой работы «Вселенная увлечений моей матери» | 1 | Анализ профессий матерей |
33. | | | Профессии наших отцов | Анализ профессий своих отцов и влияние матерей на будущий выбор профессии подростков. Создание творческой работы «Вселенная увлечений моего отца» | 1 | Анализ профессий отцов |
34. | | | Пишем «Книгу профессий» | Собирание и расшифровка загадок, пословиц о труде, профессиях. Создание иллюстрированной «Книги профессий» для младших школьников | 1 | Общий анализ профессий |
Способности к профессиональной деятельности 7 ч. |
35. | | | Способности к профессиональной деятельности | Раскрытие понятия «Способности». Анализ своих сильных сторон. Создание творческой работы «Я в лучах Солнца» | 1 | Анализ понятия «способности» |
36. | | | Развитие способностей к интеллектуальным видам деятельности | Деловые игры «Найди числа от 1 до 90», «Запомни ряд чисел», «Шифровальщик», «Анаграммы» | 1 | Развитие интеллектуальных способностей. |
37. | | | Способности к профессиям социального типа | Ролевая игра «Конфликт» | 1 | Развитие способностей к профессиям социального типа |
38. | | | Способности к офисным видам деятельности | Деловые игры-задания «Атрибуты», «Интеллектуальная лабильность», «Клавиатура», «Круг чтения» | 1 | Развитие способностей к офисным видам деятельности |
39. | | | Способности к предпринимательской деятельности | Деловые игры-задания «Я-руководитель», «Круг чтения», «Акулы и дельфины», «Честь превыше прибыли» | 1 | Развитие способностей к предпринимательской деятельности |
40. | | | Артистические способности | Деловые игры-задания «Мыслитель или художник», «Ведущее полушарие», конкурс мини-сочинений о своей творческой удаче | 1 | Развитие артистических способностей |
41. | | | Мои способности | Заполнение таблицы «Как я формировал свои способности», решение «Психологического кроссворда о способностях» | 1 | Анализ своих способностей |
Выбор профессии 8 ч. |
42. | | | Мотивы к профессиональной деятельности | Деловые игры «Преодоление», «Определение мотивации», «По горячим следам» | 1 | Анализ понятия «Мотивы к профессиональной деятельности» |
43. | | | Каковы ошибки в выборе профессии? | Деловые игры «Оптимисты и скептики», «Популярность профессий» | 1 | Анализ ошибок в выборе профессии |
44. | | | Современный рынок труда | Лекция о рынке труда. Деловые игры «Мышеловки», «Новые технологии». Конкурс объявлений о приеме на работу | 1 | Анализ современного рынок труда |
45. | | | Пути получения профессии | Методика «Матрица профессионального выбора», анализ подходящих для себя специальностей | 1 | Анализ путей получения профессии |
46. | | | Навыки самопрезентации | Конкурс резюме. Деловая игра «Устраиваемся на работу» | 1 | Развитие навыков самопрезентации |
47. | | | Стратегия выбора профессии | Конкурс мини-плакатов «Выбор профессии» | 1 | Анализ стратегий выбора профессии |
48. | | | Как произвести хорошее впечатление на руководителя | Деловые игры-задания «Личное пространство», «Работа над ошибками», конкурс анкет кандидата на должность | 1 | Анализ путей того, как произвести хорошее впечатление на руководителя |
49. | | | Постановка целей | Конкурс рисунков «Звездная карта моей жизни», игра-задание «Машина времени» | 1 | Развитие умения ставить цели |
Планирование профессионального будущего 21 ч. |
50. | | | Возможности для достижения поставленной цели | Создание красочных карточек «за» и «против», деловая игра «Клуб 2-х процентов» | | Анализ возможностей для достижения поставленной цели |
51. | | | Профессия и здоровье | Выполнение тренинга прогрессирующей мышечной релаксации Э.Джекобсона, создание мини- плакатов «Секреты долголетия» | 1 | Анализ того, что нужно, чтобы оставаться здоровым в профессиональной деятельности |
52. | | | Круг волевых качеств, необходимых для профессиональной деятельности | Создание рисунков «Круг воли» | 1 | Анализ волевых качеств |
53. | | | Формула профессии | Как составлять формулу профессии. Деловая игра «Разгадай профессию по ее формуле» | 1 | Анализ профессий и способности делать свой выбор |
54. | | | Особенности профессий, важные для дальнейшего выбора | Определение особенностей некоторых профессий. Деловые игры «Любимое блюдо», «Подарок», «Маскарадный костюм». Конкурс рисунков с любимым блюдом, костюмом, подарком, являющимся атрибутом той или иной профессии | 1 | Анализ особенностей профессий, важные для дальнейшего выбора |
55. | | | Необычные характеристики профессий | Деловая игра «Самая-самая профессия». Конкурс мини-проектов «Придумай девиз профессии» | 1 | Анализ необычных характеристик профессий |
56. | | | Общее в профессиях | Деловая игра «Цепочка профессий». Конкурс мини-плакатов с цепочкой профессий | 1 | Анализ общих особенностей профессий |
57. | | | Специфическое и неспецифическое в трудовой деятельности | Деловая игра «День из жизни…». Конкурс рассказов из дня из жизни представителей различных профессий | 1 | Анализ специфических и неспецифических особенностей представителей различных профессий |
58. | | | Ассоциации профессий | Деловая игра «Человек-профессия». Конкурс рисунков-ассоциаций профессий | 1 | Анализ ассоциаций, связанных с различными профессиями |
58. | | | Соотношение внешних характеристик людей с их профессией | Деловые игры «Автопортрет», «Кто есть кто?». Конкурс рисунков-автопортретов, по которым остальные подростки должны угадать, к какой профессии нарисовавший себя предрасположен | 1 | Анализ внешних характеристик людей с их профессией |
59. | | | Особенности поведения представителей различных профессий | Деловая игра «Походка». Конкурс рисунков поведения различных профессионалов | 1 | Анализ особенностей поведения представителей различных профессий |
60. | | | Мои возможности | Деловая игра «Страшный суд» | 1 | Развитие возможностей, необходимых для будущей профессии |
61. | | | Препятствия, возникающие на пути к профессиональным достижениям | Деловая игра «Ловушки-капканчики». Конкурс коллажей «Дорога, ведущая к достижению моей профессиональной цели» | 1 | Анализ препятствий, возникающих на пути к профессиональным достижениям |
62. | | | Готовность выстраивать перспективы | Деловая игра «Эпитафия». Конкурс коллажей «Жизненный сценарий» | 1 | Развитие готовности выстраивать перспективы |
63. | | | Качества, необходимые в различных профессиях | Деловая игра «Комплимент» | 1 | Развитие определенных качеств, необходимых в различных профессиях |
64. | | | Представления о профессиональном будущем | Деловая игра «Советчик». Конкурс схем – своего будущего | 1 | Развитие представлений о профессиональном будущем |
65. | | | Планирование своей жизни | Деловая игра «Профконсультация». Конкурс рассказов о своем будущем | 1 | Развитие способностей к планированию своей жизни |
66. | | | Ценностные ориентации | Деловая игра «Туда-сюда». Конкурс сочинений «Что важно и почему» | 1 | Развитие ценностных ориентаций, необходимого для успешного осуществления профессиональной деятельности |
67. | | | Моделирование жизненной перспективы | Деловая игра «Человек-судьба». Конкурс коллажей «Что и кто влияет на мое будущее» | 1 | Развитие способности определять свою жизненную перспективу |
68. | | | Привлекательная профессия | Деловая игра «Формула-5». Конкурс карточек, на которых обозначаются цели и условия труда | 1 | Определение привлекательных профессий для обучающихся |
69. | | | «Образ себя» как будущего профессионала | Деловая игра «Кто? Что? Где?». | 1 | Развитие «Образа себя» как будущего профессионала |
70. | | | Подведение итогов | Дискуссия «Чего я достиг на занятиях?» | 1 | Анализ занятий |
ИТОГО 70 ч. |