СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружка ««Занимательные задачи по истории»» для 5 класса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исторические источники , их виды и работа с ними.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружка ««Занимательные задачи по истории»» для 5 класса»



«Занимательные задачи по истории»

в 5 классе

Пояснительная записка



«Занимательные задачи по истории»



Рабочая программа кружка ««Занимательные задачи по истории»» для 5 класса составлена на основе учебной литературы: Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации, Баранова Ю.Ю.Кисляков А.В.Солодкова М.И., М. «Просвещение», 2014; Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, Григорьев Д. В., Степанов П. В., М. «Просвещение», 2010; Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: практическое пособие ,Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М., 2010.

- воспитания у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека;

- развитие у обучающихся культуры умственного труда, навыков самообразования, исследовательской деятельности;

- формирование и развитие у обучающихся набора ключевых компетентностей.



Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю )







Основное содержание (34 ч.)

  1. Вводное занятие

Как изучают историю? Исторические источники, их виды и работа с ними. Вспомогательные исторические науки: археология, архивоведение, сфрагистика, нумизматика и другие. Знакомство с историческими источниками (практическая работа).

  1. История и историки

«Что скажет история?» - «История, сэр, солжет, как всегда» - Джорж Бернард Шоу; «Наука о людях во времени»;

«Отец истории» Геродот; муза Клио; задача историка — описать все так, «как оно было на самом деле» (выражение немецкого историка Леопольда фон Ранке)

  1. Счет лет в истории.

Историческая хронология. Календарь. Наша эра. Лента времени.

  1. Тайны первобытного мира

Археологические и этнографические источники знаний о первобытном человеке (стоянки, захоронения, предметы быта и ритуалов,

образцы пещерной живописи). Особенности мировоззрения первобытного человека: тотемизм, фетишизм, анимизм. Почему сказки

сохранили память о первобытной эпохи? Сказочные герои. Сказочные миры. Основные сказочные сюжеты. Древнерусские сказки и их

образы.

  1. Особенности первобытного искусства. Магическое воздействие на природу. Наскальные изображения и керамика.

 Начало художественного освоения мира — величайшее открытие первобытного человека. Первобытная скульптура, примитивность и обобщенность форм. Первобытная наскальная живопись, условность знаков-петроглифов. Открытие образцов пещерной живописи.

  1. Культура первобытного человека

Жизнь первобытного общества была строго регламентирована традициями и не принимала каких-либо серьезных новшеств. Люди должны были во всем следовать примерам, которые были даны им предками. Именно многократное повторение одних и тех же образцов поведения считалось добродетелью. Существовали строгие ограничения, называемые табу — священные запреты на определенные действия, подкрепленные мифами и авторитетом традиции. Вера в магию.

  1. История изобретений

Изобретения первобытной эпохи. Эволюция орудий труда. Освоение огня. Возникновение производящего хозяйства. Изобретения древних цивилизаций: Египет, шумеры, финикийцы. Проблема изобретений в Древнем Китае. Изобретения эпохи Античности.

  1. Как менялась повседневная жизнь в истории человечества

Быт, чистота и гигиена в разные эпохи. Появление представлений о гигиене: священная чистота. Римское отношение к чистоте:

канализация, сокращение болезней. Эпидемии. Почему в Риме не было эпидемий? Жрецы как носители научных знаний.

тип культуры в Древней Греции. Возникновение и функции одежды в первобытную эпоху. Мода на Древнем Востоке и в

Античности.

  1. Открытия на острове Пасхи. Формы первобытного искусства в культуре народов Океании.

Существование форм первобытного искусства в современной культуре народов Африки и Океании. Открытия на острове Пасхи.

  1. Культура Древнего Египта. Религия древних египтян. Мифология. Мифы об Осирисе.

Достижения художественной культуры Древнего Египта: пирамиды, храмы, гробницы, скульптура, живопись.
Значение Нила в жизни Древнего Египта. Два цвета в природе Древнего Египта (черный — цвет плодородной почвы, красный — жаркий цвет знойной пустыни). Обожествление Нила в мифологических воззрениях древних египтян. Крупнейшие культурные и религиозные центры Древнего Египта (Гелиополь, Фивы, Мемфис, Карнак, Луксор). Местные культы и первые боги.

  1. Загадки пирамид. Внутри древнеегипетской пирамиды.

Типы пирамид: ступенчатые (пирамида Джосера), ломаными гранями (пирамида в Дашуре), классические (пирамида Хеопса).

Кто строил пирамиды? Устройство пирамид. Какую функцию выполняли пирамиды Древнего Египта? Представления древних

египтян о смерти.

  1. Роль личности в истории. Влияние эпохи на формирование личности. Тутанхамон.

Генеалогия. ПравлениеВнешняя политика. Смерть Тутанхамона. Захоронение. Обстоятельства смерти. Гробница. Легенда о «проклятии фараона»

  1. Библейские сказания

Библейские праотцы: Адам, Каин, Енох, Ной, Нимрод, Мельхиседек. Вавилонская башня. Изгнание из Рая. Ноев ковчег. Святая Земля, Богоизбранный народ и Священное Писание. Сотворение мира и человека

  1. Как рождаются исторические мифы.

Понятие «миф». Мифы существовали у древних греков, у индийцев, китайцев, германцев, иранцев, африканцев, жителей Америки, Австралии и Океании. Виды мифов: 1\ «космогонические» – о происхождении мира; «эсхатологические» – о конце мира, 3\ «календарный миф» – о циклическом характере жизни природы; и другие. Что побуждает творить миф?

  1. Искусство Древней Индии. Священные животные Древней Индии. Мифология.

Культура Индии — одна из древнейших культур человечества, непрерывно развивающаяся в течение нескольких тысячелетий. В

географическом отношении Индия делится на южную Индию — Индостанский полуостров — и северную, занимающую бассейн рек

Инда и Ганга и примыкающие к ним области. Искусство Древней Индии в своем развитии было связано с другими художественными

культурами Древнего мира: от Шумера и до Китая. Религия, возникшая в древней Индии. Мифология древней Индии

  1. Искусство Древнего Китая. Великая Китайская стена. Архитектура. Храмы.

Космогоническую карту Китая - «Пять Дворцов». Архитектурные особенности китайского дома.Пагоды. Великая китайская стена

- один из самых величественных памятников мирового зодчества. Культовое зодчество Древнего Китая.

  1. Роль личности в истории. Влияние эпохи на формирование личности. Конфуций.

Мудрецы Востока. Конфуций - древний мыслитель и философ Китая. Учение. Пять постоянств праведного человека. Письменные памятники.

  1. Кто построил лабиринт Минотавра, или древнейшая цивилизация Европы.

Критская (Минойская) и Микенская цивилизации и время их существования. Обнаружение древнекритской цивилизации. Кносский дворец и его устройство. Роль дворца в жизни древних критян. Как возникла легенда о лабиринте и Минотавре? Хозяйство Древнего Крита. Положение женщины на Древнем Крите. Религия древних критян. Тавромахия. Почему погибла Критская цивилизация?

  1. Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». Миф о титане духа и воли.

Титан Прометей и его место в древнегреческой мифологии, значение его имени — «мыслящий прежде», «предвидящий». Прометей как создатель людей. Его изобретения и благодеяния (наделил человеческий род разумом, познакомил с ремеслами, научил строить дома и приносить жертвы богам). Воплощение мифа в музыке и произведениях искусства.

  1. Афина, Артемида, Афродита. Культ богинь и его отражение в мифах.

Мифы. Классический образ богини. Облик. Атрибуты. Архаические прототипы. В литературеВ античной скульптуре. Изобретение флейты

  1. Триумф Диониса. Рождение греческого театра, особенности театрализованного действия. Литературные жанры: трагедия, драма.

Дионис и Аполлон — два древнегреческих бога, постоянно противостоящих и одновременно сопутствующих друг другу. Отражение в образах этих богов двойственной природы человека

  1. Древнегреческие герои: Геракл («Двенадцать подвигов Геракла»), Тесей, Ясон.

Происхождение мифов Древней Греции о героях. Двенадцать подвигов Геракла . Предание о походе аргонавтов. Золотое руно.

  1. Священный огонь в Олимпии.

Олимпийские игры: возникновение, система проведения.

  1. Наследие Александра Великого.

Личность Александра. Восточные походы греко-македонских войск. «Затеряный мир» Александра Великого.

  1. Семь чудес света.

Эволюция списка чудес света. Классический список семи чудес света. Пирамида Хеопса.Висячие сады. Семирамиды. Статуя Зевса в Олимпии. Храм Артемиды в Эфесе. Мавзолей в Галикарнасе. Колосс Родосский. Александрийский маяк.

  1. «Одиссея» и «Илиада» Гомера.

Создатель «Илиады и «Одиссеи» - Гомер. Историческая основа поэм Гомера. Время и место создания "Илиады" и "Одиссеи". У большинства народов мифы слагаются преимущественно о богах. Но Древняя Греция является исключением: в основной, лучшей их части повествуется о героях. Это внуки, сыновья, правнуки богов, рожденные от смертных женщин. Именно они совершали различные подвиги, наказывали злодеев, уничтожали чудовищ, а также участвовали в междоусобных войнах. Боги, когда стало тяжело от них Земле, сделали так, чтобы в Троянской войне участники сами уничтожили друг друга. Так свершилась воля Зевса. У стен Илиона погибло множество героев.

  1. Загадка Атлантиды.

Платон и возникновение легенды об Атлантиде. Смысл мифа об Атлантиде. Восприятие мифа об Атлантиде в различные эпохи. Поиски Антлантиды.

  1. Культура Древнего Рима. Рим - «вечный город». Древнеримская мифология.

Древняя Италия. Легенда об основании Рима. Особенности менталитета римлян. Отношение к закону. Отношение к труду. Восприятие богатства. Отношение к искусству. Религия древних римлян.

  1. Возникновение христианства.

Мировая религияВероучениеОсновные черты христианской религии. Легенда об Иисусе Христе. Проблема реальности Иисуса Христа. Основные принципы христианской религии.

  1. «Христианские заповеди – о семье»

Христианские заповеди. Забота о родителях и ответственность детей перед ними. Почитание родителей. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». Заповедь: «Чти отца и мать твою, да благо тебе будет...». Родительское благословение. Что такое благословение? Роль родительского благословения в Православии. Знакомство с понятием «традиции». Традиции семейных праздников. Знакомство с символами  семьи.

  1. Великие личности в мировой истории. Цезарь. Клеопатра.

Клеопа́тра VII Филопа́тор (6930 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов). Личность. Путь к трону. Клеопатра и Цезарь. Гибель Цезаря. Шесть секретов Клеопатры.Гибель Клеопатры. Клеопатра в искусстве

  1. Римские зрелища. Колизей. Гладиаторы. Виды гладиаторов

Колизей, легендарный амфитеатр РимаИстория Колизея. Организация игр в Колизее.Гладиаторы.      Каким был мир гладиаторов? Правила . Жест пальцем. Охота на животных

  1. Что означают наши имена. Знакомство с историей возникновения имён. Тайны наших имён.

Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена. Влияние различных культур на проникновение имён. Имя и прозвище. Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины.

  1. Обобщающее занятие . Древний мир – удивительный мир.











Календарно – тематическое планирование

Клуб «Занимательные задачи по истории»



урока



Название раздела. Тема урока



Виды деятельности



1

Вводное занятие

Вводная беседа


2

История и историки

Знакомство с личностью историка.


3

Счет лет в истории

Решение логических задач


4

Тайны первобытного мира

Составление кроссвордов и их решение



5

Особенности первобытного искусства. Магическое воздействие на природу. Наскальные изображения и керамика.

Творческий практикум

Создание «наскального» рисунка.


6

Культура первобытного человека

Рисунок-подражание с опорой на текст. «Жилище древнего человека»


7

История изобретений

Составление презентаций, докладов


8

Как менялась повседневная жизнь в истории человечества

Составление рассказов


9

Открытия на острове Пасхи. Формы первобытного искусства в культуре народов Океании.

Составление презентаций, докладов


10

Культура Древнего Египта. Религия древних египтян. Мифология. Мифы об Осирисе.

Творческий практикум

Создание стилизованного папируса с соблюдением древнеегипетских канонов.

Игра «Расшифруй иероглифы»


11

Загадки пирамид. Внутри древнеегипетской пирамиды

Творческий практикум

Виртуальное путешествие в страну пирамид. Создание модели пирамиды из бумаги.


12

Роль личности в истории. Влияние эпохи на формирование личности. Тутанхамон.

Составление презентаций. докладов


13

Библейские сказания

Анализ письменных источников по теме


14

Как рождаются исторические мифы

Составление кроссвордов и их решение


15

Искусство Древней Индии. Священные животные Древней Индии. Мифология.

Подготовка и защита презентаций (проектов) по выбранной теме из истории


16

Искусство Древнего Китая. Великая Китайская стена. Архитектура. Храмы.

Творческий практикум

Церемония китайского чаепития



17

Роль личности в истории. Влияние эпохи на формирование личности. Конфуций.

Составление презентаций. докладов


18

Кто построил лабиринт Минотавра, или древнейшая цивилизация Европы

Творческий практикум-игра

Прохождение лабиринта. Общие правила прохождения и составления лабиринта.


19

Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». Миф о титане духа и воли.

Викторина


20

Афина, Артемида, Афродита. Культ богинь и его отражение в мифах.

Творческий практикум

По прочитанному отрывку из мифа необходимо узнать древнегреческую богиню.


21

Триумф Диониса. Рождение греческого театра, особенности театрализованного действия.

Литературные жанры: трагедия, драма.

«Крылатые выражения» из древнегреческих мифов.

Тест

Хорошо ли ты знаешь древнегреческую мифологию?


22

Древнегреческие герои: Геракл («Двенадцать подвигов Геракла»), Тесей, Ясон.

Творческий практикум

Выразительный пересказ одного из мифов о Геракле.

«Крылатые выражения»


23

Священный огонь в Олимпии

Игра «Как это было на самом деле»


24

Наследие Александра Великого

Составление «карты» культурных памятников державы Александра Великого


25

Семь чудес света

Творческий практикум

Придумать и нарисовать свое восьмое чудо света. Современные чудеса света. Составить путеводитель по семи чудесам света.


26

«Одиссея» и «Илиада» Гомера.


Творческий практикум

Виртуальное путешествие «По следам экспедиции Одиссея»


27

Загадки Атлантиды

Выразительный пересказ одного из мифов об Атлантиде


28

Культура Древнего Рима. Рим - «вечный город». Древнеримская мифология.


Творческий практикум

Путешествие по античному городу. Виртуальная экскурсия.

Легенда об основании Рима. Особенности менталитета римлян


29

Возникновение христианства.

Анализ письменных источников по теме


30

«Христианские заповеди – о семье»

Презентация заповедей семьи


31

Великие личности в мировой истории. Цезарь. Клеопатра.

Презентация личности


32

Римские зрелища. Колизей. Гладиаторы. Виды гладиаторов Римские зрелища. Колизей. Гладиаторы. Виды гладиаторов

Составление презентаций. рисунки


33

Что означают наши имена. Знакомство с историей возникновения имён. Тайны наших имён.

Составить «ленту времени» своей жизни; родословное древо; разработать свой фамильный герб; подобрать семейный девиз.



34

Обобщающее занятие Древний мир – удивительный мир

Викторина по изученной теме






































Перечень учебно-методической литературы:



  1. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации, Баранова Ю.Ю.Кисляков А.В.Солодкова М.И., М. «Просвещение», 2014;

  2. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, Григорьев Д. В.,

Степанов П. В., М. «Просвещение», 2010;

  1. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: практическое пособие ,Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М. «Просвещение», 2010;

  2. Кроссворды по истории Древнего мира. А.Б. Драхлер, «Вако», М., 2005;

  3. Дидактические материалы по истрии. Г.А. Цветкова, М. «Владос – пресс», 2013;

  4. Дидактические карточки –задания по истории древнего мира. Н.И. Аппарович, Л.П. Борзова, М. «Генжер», 2005;

  5. Детский Плутарх. Великие и знаменитые Древнего мира. В. Бутромеев, Минск «Полипринт», 1994;

  6. Мифы и легенды Древнего Востока. А.И. Немировский, М. «Просвещение», 1994;

  7. Мифы Древнего мира. М.Б. Бурдыкина, С.-П. «Каравелла»,1995;

  8. Палеография. Хронология. Археология. Геральдика. Г.А. Леонтьева, М. «Владос», 2000.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!