«Занимательные задачи по истории»
в 5 классе
Пояснительная записка
«Занимательные задачи по истории»
Рабочая программа кружка ««Занимательные задачи по истории»» для 5 класса составлена на основе учебной литературы: Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации, Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И., М. «Просвещение», 2014; Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, Григорьев Д. В., Степанов П. В., М. «Просвещение», 2010; Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: практическое пособие ,Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М., 2010.
- воспитания у обучающихся гражданственности, патриотизма, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека;
- развитие у обучающихся культуры умственного труда, навыков самообразования, исследовательской деятельности;
- формирование и развитие у обучающихся набора ключевых компетентностей.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю )
Основное содержание (34 ч.)
Вводное занятие
Как изучают историю? Исторические источники, их виды и работа с ними. Вспомогательные исторические науки: археология, архивоведение, сфрагистика, нумизматика и другие. Знакомство с историческими источниками (практическая работа).
История и историки
«Что скажет история?» - «История, сэр, солжет, как всегда» - Джорж Бернард Шоу; «Наука о людях во времени»;
«Отец истории» Геродот; муза Клио; задача историка — описать все так, «как оно было на самом деле» (выражение немецкого историка Леопольда фон Ранке)
Счет лет в истории.
Историческая хронология. Календарь. Наша эра. Лента времени.
Тайны первобытного мира
Археологические и этнографические источники знаний о первобытном человеке (стоянки, захоронения, предметы быта и ритуалов,
образцы пещерной живописи). Особенности мировоззрения первобытного человека: тотемизм, фетишизм, анимизм. Почему сказки
сохранили память о первобытной эпохи? Сказочные герои. Сказочные миры. Основные сказочные сюжеты. Древнерусские сказки и их
образы.
Особенности первобытного искусства. Магическое воздействие на природу. Наскальные изображения и керамика.
Начало художественного освоения мира — величайшее открытие первобытного человека. Первобытная скульптура, примитивность и обобщенность форм. Первобытная наскальная живопись, условность знаков-петроглифов. Открытие образцов пещерной живописи.
Культура первобытного человека
Жизнь первобытного общества была строго регламентирована традициями и не принимала каких-либо серьезных новшеств. Люди должны были во всем следовать примерам, которые были даны им предками. Именно многократное повторение одних и тех же образцов поведения считалось добродетелью. Существовали строгие ограничения, называемые табу — священные запреты на определенные действия, подкрепленные мифами и авторитетом традиции. Вера в магию.
История изобретений
Изобретения первобытной эпохи. Эволюция орудий труда. Освоение огня. Возникновение производящего хозяйства. Изобретения древних цивилизаций: Египет, шумеры, финикийцы. Проблема изобретений в Древнем Китае. Изобретения эпохи Античности.
Как менялась повседневная жизнь в истории человечества
Быт, чистота и гигиена в разные эпохи. Появление представлений о гигиене: священная чистота. Римское отношение к чистоте:
канализация, сокращение болезней. Эпидемии. Почему в Риме не было эпидемий? Жрецы как носители научных знаний.
тип культуры в Древней Греции. Возникновение и функции одежды в первобытную эпоху. Мода на Древнем Востоке и в
Античности.
Открытия на острове Пасхи. Формы первобытного искусства в культуре народов Океании.
Существование форм первобытного искусства в современной культуре народов Африки и Океании. Открытия на острове Пасхи.
Культура Древнего Египта. Религия древних египтян. Мифология. Мифы об Осирисе.
Достижения художественной культуры Древнего Египта: пирамиды, храмы, гробницы, скульптура, живопись.
Значение Нила в жизни Древнего Египта. Два цвета в природе Древнего Египта (черный — цвет плодородной почвы, красный — жаркий цвет знойной пустыни). Обожествление Нила в мифологических воззрениях древних египтян. Крупнейшие культурные и религиозные центры Древнего Египта (Гелиополь, Фивы, Мемфис, Карнак, Луксор). Местные культы и первые боги.
Загадки пирамид. Внутри древнеегипетской пирамиды.
Типы пирамид: ступенчатые (пирамида Джосера), ломаными гранями (пирамида в Дашуре), классические (пирамида Хеопса).
Кто строил пирамиды? Устройство пирамид. Какую функцию выполняли пирамиды Древнего Египта? Представления древних
египтян о смерти.
Роль личности в истории. Влияние эпохи на формирование личности. Тутанхамон.
Генеалогия. Правление. Внешняя политика. Смерть Тутанхамона. Захоронение. Обстоятельства смерти. Гробница. Легенда о «проклятии фараона»
Библейские сказания
Библейские праотцы: Адам, Каин, Енох, Ной, Нимрод, Мельхиседек. Вавилонская башня. Изгнание из Рая. Ноев ковчег. Святая Земля, Богоизбранный народ и Священное Писание. Сотворение мира и человека
Как рождаются исторические мифы.
Понятие «миф». Мифы существовали у древних греков, у индийцев, китайцев, германцев, иранцев, африканцев, жителей Америки, Австралии и Океании. Виды мифов: 1\ «космогонические» – о происхождении мира; «эсхатологические» – о конце мира, 3\ «календарный миф» – о циклическом характере жизни природы; и другие. Что побуждает творить миф?
Искусство Древней Индии. Священные животные Древней Индии. Мифология.
Культура Индии — одна из древнейших культур человечества, непрерывно развивающаяся в течение нескольких тысячелетий. В
географическом отношении Индия делится на южную Индию — Индостанский полуостров — и северную, занимающую бассейн рек
Инда и Ганга и примыкающие к ним области. Искусство Древней Индии в своем развитии было связано с другими художественными
культурами Древнего мира: от Шумера и до Китая. Религия, возникшая в древней Индии. Мифология древней Индии
Искусство Древнего Китая. Великая Китайская стена. Архитектура. Храмы.
Космогоническую карту Китая - «Пять Дворцов». Архитектурные особенности китайского дома.Пагоды. Великая китайская стена
- один из самых величественных памятников мирового зодчества. Культовое зодчество Древнего Китая.
Роль личности в истории. Влияние эпохи на формирование личности. Конфуций.
Мудрецы Востока. Конфуций - древний мыслитель и философ Китая. Учение. Пять постоянств праведного человека. Письменные памятники.
Кто построил лабиринт Минотавра, или древнейшая цивилизация Европы.
Критская (Минойская) и Микенская цивилизации и время их существования. Обнаружение древнекритской цивилизации. Кносский дворец и его устройство. Роль дворца в жизни древних критян. Как возникла легенда о лабиринте и Минотавре? Хозяйство Древнего Крита. Положение женщины на Древнем Крите. Религия древних критян. Тавромахия. Почему погибла Критская цивилизация?
Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». Миф о титане духа и воли.
Титан Прометей и его место в древнегреческой мифологии, значение его имени — «мыслящий прежде», «предвидящий». Прометей как создатель людей. Его изобретения и благодеяния (наделил человеческий род разумом, познакомил с ремеслами, научил строить дома и приносить жертвы богам). Воплощение мифа в музыке и произведениях искусства.
Афина, Артемида, Афродита. Культ богинь и его отражение в мифах.
Мифы. Классический образ богини. Облик. Атрибуты. Архаические прототипы. В литературе. В античной скульптуре. Изобретение флейты
Триумф Диониса. Рождение греческого театра, особенности театрализованного действия. Литературные жанры: трагедия, драма.
Дионис и Аполлон — два древнегреческих бога, постоянно противостоящих и одновременно сопутствующих друг другу. Отражение в образах этих богов двойственной природы человека
Древнегреческие герои: Геракл («Двенадцать подвигов Геракла»), Тесей, Ясон.
Происхождение мифов Древней Греции о героях. Двенадцать подвигов Геракла . Предание о походе аргонавтов. Золотое руно.
Священный огонь в Олимпии.
Олимпийские игры: возникновение, система проведения.
Наследие Александра Великого.
Личность Александра. Восточные походы греко-македонских войск. «Затеряный мир» Александра Великого.
Семь чудес света.
Эволюция списка чудес света. Классический список семи чудес света. Пирамида Хеопса.Висячие сады. Семирамиды. Статуя Зевса в Олимпии. Храм Артемиды в Эфесе. Мавзолей в Галикарнасе. Колосс Родосский. Александрийский маяк.
«Одиссея» и «Илиада» Гомера.
Создатель «Илиады и «Одиссеи» - Гомер. Историческая основа поэм Гомера. Время и место создания "Илиады" и "Одиссеи". У большинства народов мифы слагаются преимущественно о богах. Но Древняя Греция является исключением: в основной, лучшей их части повествуется о героях. Это внуки, сыновья, правнуки богов, рожденные от смертных женщин. Именно они совершали различные подвиги, наказывали злодеев, уничтожали чудовищ, а также участвовали в междоусобных войнах. Боги, когда стало тяжело от них Земле, сделали так, чтобы в Троянской войне участники сами уничтожили друг друга. Так свершилась воля Зевса. У стен Илиона погибло множество героев.
Загадка Атлантиды.
Платон и возникновение легенды об Атлантиде. Смысл мифа об Атлантиде. Восприятие мифа об Атлантиде в различные эпохи. Поиски Антлантиды.
Культура Древнего Рима. Рим - «вечный город». Древнеримская мифология.
Древняя Италия. Легенда об основании Рима. Особенности менталитета римлян. Отношение к закону. Отношение к труду. Восприятие богатства. Отношение к искусству. Религия древних римлян.
Возникновение христианства.
Мировая религия. Вероучение. Основные черты христианской религии. Легенда об Иисусе Христе. Проблема реальности Иисуса Христа. Основные принципы христианской религии.
«Христианские заповеди – о семье»
Христианские заповеди. Забота о родителях и ответственность детей перед ними. Почитание родителей. «Кто родителей почитает, тот вовеки не погибает». Заповедь: «Чти отца и мать твою, да благо тебе будет...». Родительское благословение. Что такое благословение? Роль родительского благословения в Православии. Знакомство с понятием «традиции». Традиции семейных праздников. Знакомство с символами семьи.
Великие личности в мировой истории. Цезарь. Клеопатра.
Клеопа́тра VII Филопа́тор (69—30 гг. до н. э.) — последняя царица эллинистического Египта из македонской династии Птолемеев (Лагидов). Личность. Путь к трону. Клеопатра и Цезарь. Гибель Цезаря. Шесть секретов Клеопатры.Гибель Клеопатры. Клеопатра в искусстве
Римские зрелища. Колизей. Гладиаторы. Виды гладиаторов
Колизей, легендарный амфитеатр Рима. История Колизея. Организация игр в Колизее.Гладиаторы. Каким был мир гладиаторов? Правила . Жест пальцем. Охота на животных
Что означают наши имена. Знакомство с историей возникновения имён. Тайны наших имён.
Значения имён. Откуда к нам пришли наши имена. Влияние различных культур на проникновение имён. Имя и прозвище. Православные имена, взятые из церковного календаря. Именины.
Обобщающее занятие . Древний мир – удивительный мир.
Календарно – тематическое планирование
Клуб «Занимательные задачи по истории»
№ урока |
Название раздела. Тема урока |
Виды деятельности | |
|
1 | Вводное занятие | Вводная беседа | |
2 | История и историки | Знакомство с личностью историка. | |
3 | Счет лет в истории | Решение логических задач | |
4 | Тайны первобытного мира | Составление кроссвордов и их решение | |
5 | Особенности первобытного искусства. Магическое воздействие на природу. Наскальные изображения и керамика. | Творческий практикум Создание «наскального» рисунка. | |
6 | Культура первобытного человека | Рисунок-подражание с опорой на текст. «Жилище древнего человека» | |
7 | История изобретений | Составление презентаций, докладов | |
8 | Как менялась повседневная жизнь в истории человечества | Составление рассказов | |
9 | Открытия на острове Пасхи. Формы первобытного искусства в культуре народов Океании. | Составление презентаций, докладов | |
10 | Культура Древнего Египта. Религия древних египтян. Мифология. Мифы об Осирисе. | Творческий практикум Создание стилизованного папируса с соблюдением древнеегипетских канонов. Игра «Расшифруй иероглифы» | |
11 | Загадки пирамид. Внутри древнеегипетской пирамиды | Творческий практикум Виртуальное путешествие в страну пирамид. Создание модели пирамиды из бумаги. | |
12 | Роль личности в истории. Влияние эпохи на формирование личности. Тутанхамон. | Составление презентаций. докладов | |
13 | Библейские сказания | Анализ письменных источников по теме | |
14 | Как рождаются исторические мифы | Составление кроссвордов и их решение | |
15 | Искусство Древней Индии. Священные животные Древней Индии. Мифология. | Подготовка и защита презентаций (проектов) по выбранной теме из истории | |
16 | Искусство Древнего Китая. Великая Китайская стена. Архитектура. Храмы. | Творческий практикум Церемония китайского чаепития | |
17 | Роль личности в истории. Влияние эпохи на формирование личности. Конфуций. | Составление презентаций. докладов | |
18 | Кто построил лабиринт Минотавра, или древнейшая цивилизация Европы | Творческий практикум-игра Прохождение лабиринта. Общие правила прохождения и составления лабиринта. | |
19 | Прометей – «сквозь тысячелетия вперёд смотрящий». Миф о титане духа и воли. | Викторина | |
20 | Афина, Артемида, Афродита. Культ богинь и его отражение в мифах. | Творческий практикум По прочитанному отрывку из мифа необходимо узнать древнегреческую богиню. | |
21 | Триумф Диониса. Рождение греческого театра, особенности театрализованного действия. Литературные жанры: трагедия, драма. | «Крылатые выражения» из древнегреческих мифов. Тест Хорошо ли ты знаешь древнегреческую мифологию? | |
22 | Древнегреческие герои: Геракл («Двенадцать подвигов Геракла»), Тесей, Ясон. | Творческий практикум Выразительный пересказ одного из мифов о Геракле. «Крылатые выражения» | |
23 | Священный огонь в Олимпии | Игра «Как это было на самом деле» | |
24 | Наследие Александра Великого | Составление «карты» культурных памятников державы Александра Великого | |
25 | Семь чудес света | Творческий практикум Придумать и нарисовать свое восьмое чудо света. Современные чудеса света. Составить путеводитель по семи чудесам света. | |
26 | «Одиссея» и «Илиада» Гомера. | Творческий практикум Виртуальное путешествие «По следам экспедиции Одиссея» | |
27 | Загадки Атлантиды | Выразительный пересказ одного из мифов об Атлантиде | |
28 | Культура Древнего Рима. Рим - «вечный город». Древнеримская мифология. | Творческий практикум Путешествие по античному городу. Виртуальная экскурсия. Легенда об основании Рима. Особенности менталитета римлян | |
29 | Возникновение христианства. | Анализ письменных источников по теме | |
30 | «Христианские заповеди – о семье» | Презентация заповедей семьи | |
31 | Великие личности в мировой истории. Цезарь. Клеопатра. | Презентация личности | |
32 | Римские зрелища. Колизей. Гладиаторы. Виды гладиаторов Римские зрелища. Колизей. Гладиаторы. Виды гладиаторов | Составление презентаций. рисунки | |
33 | Что означают наши имена. Знакомство с историей возникновения имён. Тайны наших имён. | Составить «ленту времени» своей жизни; родословное древо; разработать свой фамильный герб; подобрать семейный девиз. | |
34 | Обобщающее занятие Древний мир – удивительный мир | Викторина по изученной теме | |
Перечень учебно-методической литературы:
Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации, Баранова Ю.Ю., Кисляков А.В., Солодкова М.И., М. «Просвещение», 2014;
Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор, Григорьев Д. В.,
Степанов П. В., М. «Просвещение», 2010;
Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства: практическое пособие ,Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М. «Просвещение», 2010;
Кроссворды по истории Древнего мира. А.Б. Драхлер, «Вако», М., 2005;
Дидактические материалы по истрии. Г.А. Цветкова, М. «Владос – пресс», 2013;
Дидактические карточки –задания по истории древнего мира. Н.И. Аппарович, Л.П. Борзова, М. «Генжер», 2005;
Детский Плутарх. Великие и знаменитые Древнего мира. В. Бутромеев, Минск «Полипринт», 1994;
Мифы и легенды Древнего Востока. А.И. Немировский, М. «Просвещение», 1994;
Мифы Древнего мира. М.Б. Бурдыкина, С.-П. «Каравелла»,1995;
Палеография. Хронология. Археология. Геральдика. Г.А. Леонтьева, М. «Владос», 2000.