СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружковой деятельности "Задоринки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружковой деятельности "Задоринки"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6





ПРИНЯТО

Протокол заседания методического объединения учителей______________________________________

От «__31__» августа 2022 года №___1____


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

От «__31__» августа 2022 года








Рабочая программа

дополнительного образования

«Задоринки»

Уровень основного общего образования

Срок освоения: 1 год (4-8 классы)











Составитель:

Леонова Татьяна Викторовна

учитель музыки










г. Белая Калитва

2022-2023гг.


Пояснительная записка


1.Программа кружковой деятельности вокально-эстрадного ансамбля «Задоринки» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного стандарта начального общего образования. Данная программа ориентирована на учащихся 4-8 классов.

2.В ней на базе основных принципов педагогики сотворчества была реализована концепция развития творческих способностей ребенка в процессе вокально-хоровой деятельности.

 3. Количество учебных недель – 34

Количество часов в неделю – 2

Количество часов в год – 68

В соответствии с годовым календарным графиком, учетом праздничных дней (08.03.2023г.) и составленным школьным расписанием, количество часов в год составляет: 64 часа. Программа будет выполнена за счет блочной подачи материала, сокращения часов на повторения.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании практически-ориентированные формы и методы работы.

Цель программы: формирование основ музыкальной культуры учащихся для осуществления социально-значимой творческой деятельности и развития музыкально-эстетического вкуса через вокально-хоровое исполнительство.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

1. Обучающих:

- формированию, развитию и совершенствованию основных вокально-хоровых навыков: певческой установки, дыхания, звукообразования, чистоты интонирования, строя, дикции;

- создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе работы над репертуаром;

- формирование знаний о строении голосового аппарата и охране певческого голоса;

- формирование знаний основ хорового пения

- формирование осознанного подхода к исполнению музыкального произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии, постижение образно-эмоционального содержания произведения, внесение творческих идей в исполнение).

2. Развивающих:

- развивать музыкальные способности;

- стимулировать развитие образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки, культуры чувств;

- развивать осмысленное выразительное исполнение вокально-хоровых произведений;

- создать условия для творческой самореализации ребенка.

3. Воспитательных:

- воспитывать культуру слушателя;

- содействовать накоплению музыкального багажа, расширению кругозора, эрудиции, формированию гармонично развитой личности;

- способствовать воспитанию исполнительского творчества;

- воспитывать коммуникативные качества личности, содействовать формированию культуры общения;

- способствовать воспитанию любви к родному краю, уважения к его истории и традициям, воспитывать уважение к другим национальным культурам и народам разных стран.

4. В области формирования универсальных познавательных учебных действий:

  • Развитие образного и ассоциативного мышления в процессе творческой деятельности

5. В области формирования предметных учебных действий:

  • -Формировать музыкальную компетентность через эмоциональное, активное восприятие музыки

  • -Развивать интерес к музыкальной и хоровой деятельности-

  • -Формировать основные навыки музыкально-творческой деятельности (вокально-хоровые, сценические)

  • -Воспитывать эмоционально-целостное отношение к искусству, уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов

  • -Формировать у школьников знания основ музыкальной грамотности.

Общая характеристика

Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это одновременно воспитание чувств и эмоций.

Через хоровое пение и ребенок, и взрослый приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной классики. Следовательно, формирование у учащихся правильных вокально-хоровых навыков, развитие посредством пения их творческих способностей в рамках кружковой работы в общеобразовательной школе, является неотъемлемой частью всего музыкального воспитания.

Работа с детским хоровым коллективом отлична от работы со взрослыми, имеет свою специфику и ряд особенностей. Это фундамент всей последующей работы со взрослым хоровым коллективом.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • -учёт возрастных особенностей развития голоса учащихся;

  • -доброжелательный психологический климат и мотивационная сфера на занятиях;

  • -личностно-деятельный подход к организации творческого процесса;

  • -подбор методов и приёмов вокально-хоровой практики, соответственно целям и содержанию занятий;

  • -преемственность приёмов обучения и развития певческого голоса;

  • -доступность.

Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности на занятиях вокально-эстрадного ансамбля «Задоринки»

Занятия хоровым пением, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение хоровой музыки как духовного наследия человечества предполагает:

  • ·формирование опыта эмоционально-образного восприятия;

  • ·начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;

  • ·приобретение знаний и умений;

  • ·овладение УУД.

Внимание на хоровых занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на хоровую и вокальную музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности на занятиях вокально-эстрадного ансамбля «Задоринки»


В результате вокально-хоровой деятельности учениками должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты:

- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе слушания и исполнения русских народных песен, а также песен современного музыкального искусства России;

- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;

- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- уважительное отношение к культуре других народов;

- сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие мотивов исполнительской деятельности и личностного смысла участия в хоровом коллективе; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного и сольного исполнительства;

- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимания его функций в жизни человека и общества. Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.

Метапредметные результаты:

- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач  во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;

- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;

- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;

Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся в музыкально-творческой деятельности:

- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;

- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- формирование устойчивого интереса к вокально-хоровому искусству;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

- умение понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений, воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений;

- уметь петь мягким округлым, полетным звуком, используя мягкую атаку;

- владеть правильным певческим дыханием, постепенно распределяя дыхание на фразу;

- владеть навыком  пения;

- слышать себя в процессе пения, контролировать и оценивать качество звука своего голоса, а также качество звучания всего хорового коллектива в целом;

- петь чисто и слаженно;

- уметь петь каноны, простейшее двухголосие;

- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

- принимать активное участие в творческой жизни школы, участвовать в различных конкурсах.

В результате обучения пению на занятиях воспитанник должен:

знать, понимать:

- строение артикуляционного аппарата;

- особенности и возможности певческого голоса;

- гигиену певческого голоса;

- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им («Внимание!», «Вдох», начало звукоизвлечения и его окончание);

- различные манеры пения;                            

-  место дикции в исполнительской деятельности;

уметь:

- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

- петь короткие фразы на одном дыхании;

- в подвижных песнях делать быстрый вдох;

- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

-петь легким звуком, без напряжения.  

























Календарно-тематическое планирование (64 часа.)


п/п

Дата

Содержание занятий

Кол-во

Часов

по плану

по факту

1.

07.09.2022


Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

2

2.

14.09.2022


Работа над звуком и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса,

2

3.

21.09.2022


Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуком и чистотой интонирования. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах.

2

4.

28.09.2022


 Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции(умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту.

2

5.

05.10.2022


Формирование чувства ансамбля. Работа над

активным унисоном(чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада.) устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе.

2

6.

12.10.2022


Формирование сценической культуры. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе,в соответствующем темпе. Пение под фонограмму -заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене.

2

7.

19.10.2022


Певческое дыхание, смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания(короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное ,но тоже активное в медленных).

2

8.

26.10.2022


Цезуры, знакомство с навыками "цепного" дыхания(пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на "цепном" дыхании.)

2

9.

09.11.2022


Работа над звуком и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато .

2

10.

16.11.2022


 Великие вокалисты прошлого и настоящего. Манера исполнения.

2

11.

23.11.2022


Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной грудной регистры.

2

12.

30.11.2022


Работа над дикцией артикуляцией.

2

13.

07.12.2022


Сценическая культура и сценический образ. Разучивание новогодних песен.

2

14.

14.12.2022


Дикция. Артикуляция. Исполнение новогодних песен .

2

15.

21.12.2022


Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная.)

2

16.

11.01.2023


Интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых темпах при соотношении с более сложным ритмическим рисунком(шестнадцатые, пунктирный ритм.)

2

17.

18.01.2023


Гигиена певческого голоса.

2

18.

25.01.2023


Формирование сценической культуры.

2

19.

01.02.2023


Работа с фонограммой.

2

20.

08.02.2023


Сценическая культура и сценический образ.

2

21.

15.02.2023


Развитие артистических способностей детей, их умений согласовывать пение с ритмическими движениями.

2

22.

22.02.2023


Закрепление вокальных навыков.

2

23.

01.03.2023


Разучивание песен из репертуара группы.

2

24.

15.03.2023


Вокально-хоровая работа. Закрепление вокально-хоровых навыков.

2

25.

05.04.2023


Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

2

26.

12.04.2023


Формирование певческих навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания.

2

27.

19.04.2023


Единство художественного и технического.

2

28.

26.04.2023


Жанровое разнообразие музыки.

2

29.

03.05.2023


Роль песни в переломные моменты истории.

2

30.

10.05.2023


Песня на войне.

2

31

17.05.2023


История гимнов России.


32.

24.05.2023


Песня в жизни человека. Итоговое занятие

2

Всего




64ч













ы


Список литературы


  1. Разумовская О.К. «Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды», М.: Издательство «Айрис-пресс», 2007 г.

  2. Струве Г.А. «Школьный хор», М.: «Просвещение», 1981 г.

  3. Пекерская Е.М. «Вокальный букварь», М.: «Просвещение», 1981 г.

  4. Развитие музыкальных способностей детей/ под ред. М.А. Михайлова, М., 1997 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!