МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6
ПРИНЯТО Протокол заседания методического объединения учителей______________________________________ От «__31__» августа 2022 года №___1____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР От «__31__» августа 2022 года |
Рабочая программа
дополнительного образования
«Задоринки»
Уровень основного общего образования
Срок освоения: 1 год (4-8 классы)
Составитель:
Леонова Татьяна Викторовна
учитель музыки
г. Белая Калитва
2022-2023гг.
Пояснительная записка
1.Программа кружковой деятельности вокально-эстрадного ансамбля «Задоринки» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного стандарта начального общего образования. Данная программа ориентирована на учащихся 4-8 классов.
2.В ней на базе основных принципов педагогики сотворчества была реализована концепция развития творческих способностей ребенка в процессе вокально-хоровой деятельности.
3. Количество учебных недель – 34
Количество часов в неделю – 2
Количество часов в год – 68
В соответствии с годовым календарным графиком, учетом праздничных дней (08.03.2023г.) и составленным школьным расписанием, количество часов в год составляет: 64 часа. Программа будет выполнена за счет блочной подачи материала, сокращения часов на повторения.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании практически-ориентированные формы и методы работы.
Цель программы: формирование основ музыкальной культуры учащихся для осуществления социально-значимой творческой деятельности и развития музыкально-эстетического вкуса через вокально-хоровое исполнительство.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Обучающих:
- формированию, развитию и совершенствованию основных вокально-хоровых навыков: певческой установки, дыхания, звукообразования, чистоты интонирования, строя, дикции;
- создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе работы над репертуаром;
- формирование знаний о строении голосового аппарата и охране певческого голоса;
- формирование знаний основ хорового пения
- формирование осознанного подхода к исполнению музыкального произведения (восприятие идей композитора и поэта, включение воображения, фантазии, постижение образно-эмоционального содержания произведения, внесение творческих идей в исполнение).
2. Развивающих:
- развивать музыкальные способности;
- стимулировать развитие образного мышления, воображения, эмоционального восприятия музыки, культуры чувств;
- развивать осмысленное выразительное исполнение вокально-хоровых произведений;
- создать условия для творческой самореализации ребенка.
3. Воспитательных:
- воспитывать культуру слушателя;
- содействовать накоплению музыкального багажа, расширению кругозора, эрудиции, формированию гармонично развитой личности;
- способствовать воспитанию исполнительского творчества;
- воспитывать коммуникативные качества личности, содействовать формированию культуры общения;
- способствовать воспитанию любви к родному краю, уважения к его истории и традициям, воспитывать уважение к другим национальным культурам и народам разных стран.
4. В области формирования универсальных познавательных учебных действий:
5. В области формирования предметных учебных действий:
-Формировать музыкальную компетентность через эмоциональное, активное восприятие музыки
-Развивать интерес к музыкальной и хоровой деятельности-
-Формировать основные навыки музыкально-творческой деятельности (вокально-хоровые, сценические)
-Воспитывать эмоционально-целостное отношение к искусству, уважение к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов
-Формировать у школьников знания основ музыкальной грамотности.
Общая характеристика
Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это одновременно воспитание чувств и эмоций.
Через хоровое пение и ребенок, и взрослый приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной классики. Следовательно, формирование у учащихся правильных вокально-хоровых навыков, развитие посредством пения их творческих способностей в рамках кружковой работы в общеобразовательной школе, является неотъемлемой частью всего музыкального воспитания.
Работа с детским хоровым коллективом отлична от работы со взрослыми, имеет свою специфику и ряд особенностей. Это фундамент всей последующей работы со взрослым хоровым коллективом.
Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:
-учёт возрастных особенностей развития голоса учащихся;
-доброжелательный психологический климат и мотивационная сфера на занятиях;
-личностно-деятельный подход к организации творческого процесса;
-подбор методов и приёмов вокально-хоровой практики, соответственно целям и содержанию занятий;
-преемственность приёмов обучения и развития певческого голоса;
-доступность.
Ценностные ориентиры содержания внеурочной деятельности на занятиях вокально-эстрадного ансамбля «Задоринки»
Занятия хоровым пением, как и художественное образование в целом, предоставляя всем детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение хоровой музыки как духовного наследия человечества предполагает:
·формирование опыта эмоционально-образного восприятия;
·начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности;
·приобретение знаний и умений;
·овладение УУД.
Внимание на хоровых занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на хоровую и вокальную музыку. Школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты освоения внеурочной деятельности на занятиях вокально-эстрадного ансамбля «Задоринки»
В результате вокально-хоровой деятельности учениками должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе слушания и исполнения русских народных песен, а также песен современного музыкального искусства России;
- умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка;
- умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
- уважительное отношение к культуре других народов;
- сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие мотивов исполнительской деятельности и личностного смысла участия в хоровом коллективе; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективного и сольного исполнительства;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимания его функций в жизни человека и общества. Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее для другой возрастной категории обучающихся.
Метапредметные результаты:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи внеурочной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе познания содержания музыкальных образов; определять наиболее эффективные способы достижения результата в исполнительской и творческой деятельности;
- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
- приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях языка музыкальных произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально-творческой деятельности;
Предметные результаты изучения музыки отражают опыт обучающихся в музыкально-творческой деятельности:
- формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование устойчивого интереса к вокально-хоровому искусству;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
- умение понимать содержание, интонационно-образный смысл произведений, воплощать музыкальные образы при исполнении вокально-хоровых произведений;
- уметь петь мягким округлым, полетным звуком, используя мягкую атаку;
- владеть правильным певческим дыханием, постепенно распределяя дыхание на фразу;
- владеть навыком пения;
- слышать себя в процессе пения, контролировать и оценивать качество звука своего голоса, а также качество звучания всего хорового коллектива в целом;
- петь чисто и слаженно;
- уметь петь каноны, простейшее двухголосие;
- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
- принимать активное участие в творческой жизни школы, участвовать в различных конкурсах.
В результате обучения пению на занятиях воспитанник должен:
знать, понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им («Внимание!», «Вдох», начало звукоизвлечения и его окончание);
- различные манеры пения;
- место дикции в исполнительской деятельности;
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
-петь легким звуком, без напряжения.
Календарно-тематическое планирование (64 часа.)
№ п/п | Дата | Содержание занятий | Кол-во Часов |
по плану | по факту |
1. | 07.09.2022 | | Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. | 2 |
2. | 14.09.2022 | | Работа над звуком и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, | 2 |
3. | 21.09.2022 | | Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуком и чистотой интонирования. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах. | 2 |
4. | 28.09.2022 | | Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции(умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту. | 2 |
5. | 05.10.2022 | | Формирование чувства ансамбля. Работа над активным унисоном(чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада.) устойчивое интонирование одноголосного пения при сложном аккомпанементе. | 2 |
6. | 12.10.2022 | | Формирование сценической культуры. Обучение ребёнка пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе,в соответствующем темпе. Пение под фонограмму -заключительный этап работы. Формировать у детей культуру поведения на сцене. | 2 |
7. | 19.10.2022 | | Певческое дыхание, смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания(короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное ,но тоже активное в медленных). | 2 |
8. | 26.10.2022 | | Цезуры, знакомство с навыками "цепного" дыхания(пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на "цепном" дыхании.) | 2 |
9. | 09.11.2022 | | Работа над звуком и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато . | 2 |
10. | 16.11.2022 | | Великие вокалисты прошлого и настоящего. Манера исполнения. | 2 |
11. | 23.11.2022 | | Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной грудной регистры. | 2 |
12. | 30.11.2022 | | Работа над дикцией артикуляцией. | 2 |
13. | 07.12.2022 | | Сценическая культура и сценический образ. Разучивание новогодних песен. | 2 |
14. | 14.12.2022 | | Дикция. Артикуляция. Исполнение новогодних песен . | 2 |
15. | 21.12.2022 | | Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная.) | 2 |
16. | 11.01.2023 | | Интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых темпах при соотношении с более сложным ритмическим рисунком(шестнадцатые, пунктирный ритм.) | 2 |
17. | 18.01.2023 | | Гигиена певческого голоса. | 2 |
18. | 25.01.2023 | | Формирование сценической культуры. | 2 |
19. | 01.02.2023 | | Работа с фонограммой. | 2 |
20. | 08.02.2023 | | Сценическая культура и сценический образ. | 2 |
21. | 15.02.2023 | | Развитие артистических способностей детей, их умений согласовывать пение с ритмическими движениями. | 2 |
22. | 22.02.2023 | | Закрепление вокальных навыков. | 2 |
23. | 01.03.2023 | | Разучивание песен из репертуара группы. | 2 |
24. | 15.03.2023 | | Вокально-хоровая работа. Закрепление вокально-хоровых навыков. | 2 |
25. | 05.04.2023 | | Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа. | 2 |
26. | 12.04.2023 | | Формирование певческих навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания. | 2 |
27. | 19.04.2023 | | Единство художественного и технического. | 2 |
28. | 26.04.2023 | | Жанровое разнообразие музыки. | 2 |
29. | 03.05.2023 | | Роль песни в переломные моменты истории. | 2 |
30. | 10.05.2023 | | Песня на войне. | 2 |
31 | 17.05.2023 | | История гимнов России. | |
32. | 24.05.2023 | | Песня в жизни человека. Итоговое занятие | 2 |
Всего | | | | 64ч |
ы
Список литературы
Разумовская О.К. «Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды», М.: Издательство «Айрис-пресс», 2007 г.
Струве Г.А. «Школьный хор», М.: «Просвещение», 1981 г.
Пекерская Е.М. «Вокальный букварь», М.: «Просвещение», 1981 г.
Развитие музыкальных способностей детей/ под ред. М.А. Михайлова, М., 1997 г.