СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Новониколаевская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Протокол заседания методического совета МБОУ Новониколаевской сош от 28 августа 2019 года № 1 _______________ Качура Н.Н.
| СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ______________ Гладких Т.В. подпись Ф.И.О. 29 августа 2019 года дата | «Утверждаю» Приказ от 30.08.2019 № 183 И.о. Директора МБОУ Новониколаевской сош _____________Н.В. Мышак М.П.
|
ПРОГРАММА
дополнительного образования
технического направления
Кружок "Авиамоделирование"
для 5-8 классов
Составитель:
учитель технологии
Мышак Руслан Павлович
2019-2020 уч. год
Раздел 1. Пояснительная записка.
Авиамоделизм - это первая ступень овладения авиационной техникой. Авиамодельные кружки относятся к кружкам спортивно-технического направления, в них занимаются, как правило, школьники V-XI классов. Удовлетворить потребность школьников в увлечении авиамоделизмом и постройке моделей самолётов, планеров, вертолётов, ракет призваны кружки авиамоделизма. В процессе изготовления моделей кружковцы приобретают разнообразные жизненно необходимые навыки, знакомятся с конструкцией летательных аппаратов, с основами аэродинамики и прочности. Занятия авиамоделизмом - это интересный мир, объединяющий в себе и вокруг себя мальчишек, влюблённых в небо. Постройка летающих моделей и участие в соревнованиях с ними - увлекательный технический спорт, последнее время редко встречаемый среди молодёжи. Запуски летающих моделей обычно привлекают внимание не только уже занимающихся авиамоделизмом, но и болельщиков-зрителей, и в результате у этого интереснейшего вида творчества и спорта появляются всё новые и новые поклонники.
Отличительной особенностью программы является её практическая направленность и особое внимание к спортивной подготовке юного авиамоделиста. Актуальность программы очевидна: знания, умения и навыки, полученные на занятиях, готовят школьников к конструкторско-технологической деятельности, дают ориентацию на выбор профессии.
Новизной программы является содержание, направленное на развитие навыков проектной деятельности, художественного и эстетического вкуса, экологической культуры, совершенствование физической подготовки обучающихся кружка. Оригинальность программы в том, что обучающийся не просто строит модель, но и разрабатывает для каждой модели индивидуальный внешний вид. Ещё одна, отличная от других авторов программ по авиамоделизму позиция: с первого года обучения осуществляется физическая подготовка авиамоделистов, т.к. скоростные качества и выносливость необходимы спортсмену для участия в соревнованиях. Педагогическая целесообразность заключается в развитии творческой, познавательной, социальной активности детей. С педагогической точки зрения важен не только сам факт изготовления ребятами моделей и участия в соревнованиях моделистов, в выставках, а приобретенный детьми в процессе этой работы устойчивый интерес к технике и профессиональной направленности.
Программа базируется на:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012г. №273-ФЗ); .
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373, ) Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования".
3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986.
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594.
5. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников.
6. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников;
7. Программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование);
8. Методические материалы по организации кружковой деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.
9. Устав МБОУ Новониколаевской сош;
10.Положение о кружковой деятельности в МБОУ Новониколаевской сош.
11.Календарный учебный график МБОУ Новониколаевской сош на 2019-2020 уч год.( приказ №148 от 14.06.2019г )1
Цель программы: развитие творческой активности ребенка через индивидуальную и самостоятельную работу по выбору, проектирование и изготовление различных летающих моделей. Повышение спортивного мастерства через цикл тренировочных полетов и участия в соревнованиях.
На основании вышеизложенного задачи деятельности кружка формулируются следующим образом:
Образовательные:
- развитие технического мышления;
- формирование знаний в области аэродинамики;
- обучение детей использованию в речи правильной технической терминологии, технических понятий и сведений;
- формирование навыков работы с инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
- формирование умения самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления авиамоделей;
- мотивация отношения к обучению как важному и необходимому для личности и общества делу.
Развивающие:
- развитие творческого мышления;
- развитие умений умственного труда (запоминать, анализировать, оценивать и т.д.).
Воспитательные:
- воспитание настойчивости в преодолении трудностей, достижении поставленных задач;
- воспитание аккуратности, дисциплинированности, ответственности за порученное дело;
- приобщение к нормам социальной жизнедеятельности;
- воспитание патриотизма.
Программа строится на гуманистических принципах:
Природосообразности;
Культуросообразности;
Учёта возрастных особенностей;
Адаптивности;
Сотрудничества как детей, так и педагога с детьми и родителями;
От простого к сложному;
Индивидуального подхода.
Основные методы проведения занятий в кружке – практическая работа и соревнования. Ребята закрепляют и углубляют теоретические знания, формируют соответствующие навыки, упражняются в запуске моделей, учатся управлять ими, соревнуются между собой.
Практическая работа в течение всего курса состоит из следующих основных этапов:
Изготовление чертежей, шаблонов, приспособлений.
Подбор инструментов и оборудования.
Заготовка и первоначальная обработка материалов.
Изготовление моделей по индивидуальным планам.
Отделка моделей.
Регулировка и пробные запуски.
Устранение выявленных недостатков.
Соревнования по изготовленным моделям.
На начальном этапе преобладает репродуктивный метод, который применяется для изготовления моделей. Изложение теоретического материала и все пояснения даются как одновременно всем членам группы, так и индивидуально. В дальнейшем основным методом становится научно-познавательный метод. При проведении занятий используется также метод консультаций и работы с технической, справочной литературой, пособиями.
Данная программа носит личностно-ориентированный характер и составлена так, чтобы каждый обучающийся имел возможность выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. Программа рассчитана на обучение детей от 11 до 18 лет. Обучение проводится с учётом индивидуальных способностей детей, их уровня знаний и умений.
Режим проведения занятий:
1 ступень обучения -1 раз в неделю по 2 часа (70 часов) в 2019-2020 уч. году программа реализуется в количестве 62 часа, т.к. 8 часов выпадает на праздничные дни
Раздел 2. Содержание программы 1 ступени обучения:
Тема 1. Вводное занятие.1 час
Ознакомление с историей авиации, авиастроения, её применением, об авиамоделизме спортсменах и соревнованиях по авиамоделизму. Общие правила поведения и работы в кружке.
Тема 2. Общие правила техники безопасности.1 час
Ознакомление кружковцев с правилами безопасной работы с инструментами, на станках и оборудовании. Пользование электроприборами. Общие правила электробезопасности.
Тема 3. Простейшие летающие модели.6 часов
Простейшие летающие модели. Изготовление моделей из наборов или картона и реек. Модели планеров типа "Чиж" или "Полёт". Вырезание несущих плоскостей: крыльев стабилизатора. Вырезание киля и склеивание фюзеляжа и модели.
Приклеивание крыла и стабилизатора к фюзеляжу и балансировка модели. Нахождение центра тяжести, догрузка и регулировка на планирование. Пробные запуски и проведение соревнований на дальность полёта.
Тема 4. Парашют. Модели парашютов. 5 часов.
Парашют, модели парашютов. Ознакомление с устройством и принципом действия парашюта. Вырезание купола парашюта методом правильного складывания микалентной бумаги и обрезки концов. Изготовление строп из нитей и приклеивание их к куполу. Связывание строп по длине и крепление грузика с резинкой для самоспуска. Запуски парашютов на продолжительность полёта.
Тема 5. Воздушный шар. 8 часов
Воздушный шар. Модели воздушных шаров. Ознакомление с принципом и историей воздухоплавания. Устройство аппаратов легче воздуха. Выкройка полос для изготовления воздушного шара.
Склеивание "долек" шара. Укладывание их лесенкой и смазывание клеем. Укладывание "долек" одна на другую и прижатие стопки грузом.
Вклеивание нижнего кольца воздушного шара, крепление верхнего вспомогательного колечка и "шляпки" шара. Запуски шаров на время полёта.
Тема 6. Воздушный змей. Модели воздушных змеев.7 часов
Воздушный змей. Модели воздушных змеев. Ознакомление с историей возникновения воздушного змея, его применением и принципом действия. Устройство змея. Построение коробчатого змея, сборка конструкции из реек.
Крепление леера и несущих плоскостей. Регулировка уздечки воздушного змея.
Изготовление воздушного почтальона и парашютного десанта к нему. Запуски воздушных змеев.
Тема7. Вертолёт. Модели вертолётов.6 часов
Вертолёт. Модели вертолётов. Ознакомление с воздушным винтом и принципом создания подъёмной силы. Устройство вертолётов и принципы их полёта. Изготовление простейшей модели вертолёта "муха".
Изготовление резиномоторной модели вертолёта. Изготовление винта вертолёта. Вырезание лопастей и приклеивание их к ступице винта.
Изготовление резиномотора из реек или трубки их бумаги или стеклоткани. Сборка резиномотора модели , проверка работы винта и резины.
Сборка модели: крепление крыльев или контура вертолёта, вырезанного из бумаги или тонкой пластины пенопласта. Запуски вертолётов на продолжительность полёта.
Тема 8. Планер. Модели планеров. 9 часов
Планер. Модели планеров. Назначение и типы планеров. Принцип создания подъёмной силы крыла. Почему и как летает планер.
Конструирование модели планера. "Схематичка". Выполнение чертежей крыла и стабилизатора.
Выстругивание фюзеляжа модели из рейки длиной 850 мм и сечением 9х8.Выпиливание груза из дощечки толщиной 8 мм и крепление его к фюзеляжу с помощью клея и ниток.
Изготовление кромок и ланжерона крыла из сосновых реек 5х4, изготовление нервюр из реек 2х1,5 и законцовок из бамбуковых реек или алюминиевой проволоки.
Сборка крыла. Склеивание частей крыла точно по чертежу на доске "стапеле" и фиксирование частей булавками, сушка.
Изготовление кабанчика из соснового бруска 8мм. Выпиливание заготовки и установка крыла. ТБ при работе с ножовкой и режущим инструментом.
Изготовление стабилизатора: выстругивание кромок из реек. Изготовление нервюр и законцовок. Сборка стабилизатора: склеивание основных деталей на стапеле по чертежу и закрепление булавками, сушка.
Изготовление киля из проволоки или бамбуковой рейки 2х1,5 и обтяжка его микалентной бумагой.
Обтяжка модели микалентной или папиросной бумагой или лавсановой плёнкой. Натягивание обшивки утюгом или эмалитом.
Сборка модели. Правильность крепления крыла и стабилизатора, центровка модели и балансировка, догрузка, регулировка на планирование.
Тренировочные запуски и проведение соревнований на продолжительность. Запуск с леера 50 м. 3 тура по 1 минуте.
Тема 9. Самолёт. Модели самолётов. 9 часов
Самолёт. Модели самолётов. История самолётостроения. Принцип полёта самолёта, создание самолёта Можайского. Выбор схемы, размаха крыла и основных размеров.
Возникновение подъёмной силы крыла. Виды крыльев. Силы, действующие на самолёт во время полёта. Выполнение рабочего чертежа модели.Полёт резиномоторной модели. Изготовление фюзеляжа из сосновых реек 12х10 и состругивание их к хвостовой части до 8х6. Склейка половинок.
Изготовление передней и задней кромок из сосновых реек. Формирование нервюр по профилю методом горячей штамповки. ТБ при работе с электробытовыми приборами.
Сборка одной половины крыла на стапеле и закрепление булавками для сушки. Сборка второй половины крыла и закрепление булавками на стапеле для сушки. Монтирование законцовок крыла из реек или проволоки к каркасу крыла и закрепление для сушки. Изготовление кабанчика из бруска 170х15х8. Монтирование кабанчика к крылу и проверка склеенного каркаса крыла по чертежу.Изготовление реек для сборки стабилизатора и изготовление нервюр. Профилировка нервюр горячей штамповкой и монтирование в стабилизатор. Сборка стабилизатора и закрепление булавками для последующей сушки.
Изготовление киля из рейки или проволоки и крепление его к фюзеляжу
Изготовление винта модели из бруска липы и придание лопастям нужной формы.
Балансировка винта. Обтяжка модели микалентной бумагой и натяжка плоскостей эмалитомВклеивание бобышки для резиномотора и установка крючка.Сборка модели. Установка крыла, резиномотора и стабилизатора. Центровка и балансировка.Пробные запуски и регулировка модели. Проведение соревнований на продолжительность полёта. 3 тура по 1 минуте.
Тема 10. Ракета. Модели ракет.8 часа
Модели ракет. Понятие о реактивном движении. Устройство реактивных двигателей и ракет. Методика расчёта построения моделей ракет.
Изготовление простой одноступенчатой модели со спуском на ленте или парашюте. Изготовление корпуса из бумаги путём накручивания на болванку (трубку).Изготовление стабилизаторов из шпона или фанеры 1 мм и доводка кромок стабилизатора. Покрытие их лаком.
Изготовление обтекателя. ТБ при работе на токарном станке. Устройство и работа станка. Устройство штангенциркуля. Работа на станке.
Точение обтекателя на станке. Шлифовка мелкой наждачной шкуркой, покрытие лаком.
Облегчение обтекателя различными методами: высверливанием, выдалбливанием, вырезанием. Установка проволоки для амортизатора.
Разметка корпуса под вклейку стабилизаторов и направляющих колечек. Вклейка стабилизаторов и колечек и фиксирование для сушки.
Точение пыжа и колец под двигатель и вклейка их в корпус ракеты
Изготовление парашюта или спасательной ленты и связывание строп с амортизатором и крепление всего спасательного механизма к модели.
Устройство МРД и принцип его работы. ТБ при работе с модельными двигателями. Установка МРД в корпус модели и подготовка ракеты к пуску.
Запуски ракет с пусковой установки. Проведение соревнований.
Тема 11. Модель планера А-3.Подготовка и проведение соревнований.
10 часов.
Модель планера А-3. Изготовление фюзеляжа и груза: выпиливание, строгание, склейка, закрепление и сушка. Расчёт и изготовление нервюр по шаблону, изготовление кромок и лонжерон Сборка крыла на стапеле: вклейка нервюр и закрепление булавками для просушки.Изготовление стабилизатора из реек. Сборка его на стапеле и закрепление булавками.
Сборка киля и приклеивание его к фюзеляжу модели, приклеивание площадки для крыла.Обтяжка крыла микалентной цветной бумагой и натяжка эмалитом.
Сборка модели: установка крыла на резиновых кольцах, установка стабилизатора и закрепление его в хвостовой части.
Балансировка модели, проверка правильности сборки, регулировка на планирование. Пробные запуски с руки. Установка угла атаки крыла и стабилизатора, регулирование на планирование.
Подготовка к соревнованиям: изготовление леера 50 м, стартового оборудования, проверка модели, складывание модели в ящик для транспортировки
Объяснение правил проведения официальных соревнований. Правила поведения и ТБ на соревнованиях. Открытие соревнований, раздача полётных листов.
Старты моделей классов "Схематичка" и А-3. 3 тура по 45 минут с доставкой модели на старт.
Тема 12. Заключительное занятие.1 часа.
Заключительное занятие. Подведение итогов соревнования и учебного года. Задания на летние каникулы. Разработка плана работы на будущий учебный год.
Раздел 3. Учебно-тематический план 1 ступени обучения
Наименование темы | Кол-во часов | ||
теория | практика | всего | |
Вводное занятие. | 1 |
| 1 |
Общие правила техники безопасности. Материалы и инструменты. Графическая грамота. | 1 |
| 1 |
Простейшие летающие модели. |
| 6 | 6 |
Парашют. Модели парашютов. | 1 | 4 | 5 |
Воздушный шар | 2 | 6 | 8 |
Воздушный змей. Модели воздушных змеев. | 1 | 6 | 7 |
Вертолёт. Модели вертолётов. | 1 | 5 | 6 |
Планер. Модели планеров. | 3 | 6 | 9 |
Самолёт. Модели самолётов. | 3 | 6 | 9 |
Ракета. Модели ракет. | 2 | 6 | 8 |
Модель планера А-3. Подготовка и проведение соревнований. | 3 | 7 | 10 |
Заключительное занятие «Я изобретатель!» | 1 |
| 1 |
Итого | 19 | 51 | 70 |
Календарно - тематический план 1 года обучения
№ | дата | Тема занятия | Количество часов |
|
|
|
|
1 | 02.09 | Вводное занятие.Ознакомление с историей авиации, авиастроения, её применением, об авиамоделизме спортсменах и соревнованиях по авиамоделизму. Общие правила поведения и работы в кружке. | 1 |
2 | 02.09 | Ознакомление кружковцев с правилами безопасной работы с инструментами, на станках и оборудовании. Пользование электроприборами. Общие правила электробезопасности. | 1 |
3-4-5 | 09.09-09.09-16.09 | Простейшие летающие модели. Изготовление моделей из наборов или картона и реек. Модели планеров типа "Чиж" или "Полёт". Вырезание несущих плоскостей: крыльев и стабилизатора. Вырезание киля и склеивание фюзеляжа и модели. | 6 |
6-7-8 | 16.09-23.09-23.09 | Приклеивание крыла и стабилизатора к фюзеляжу и балансировка модели. Нахождение центра тяжести, догрузка и регулировка на планирование. Пробные запуски и проведение соревнований на дальность полёта. |
|
9-10-11 | 30.09-30.09-07.10 | Парашют, модели парашютов. Ознакомление с устройством и принципом действия парашюта. Вырезание купола парашюта методом правильного складывания микалентной бумаги и обрезки концов. | 5 |
12-13 | 07.10-14.10 | Изготовление строп из нитей и приклеивание их к куполу. Связывание строп по длине и крепление грузика с резинкой для самоспуска. Запуски парашютов на продолжительность полёта. |
|
14-15 | 14.10-21.10 | Воздушный шар. Модели воздушных шаров. Ознакомление с принципом и историей воздухоплавания. Устройство аппаратов легче воздуха. Выкройка полос для изготовления воздушного шара. | 8 |
16-17-18 | 21.10-11.11-11.11 | Склеивание "долек" шара. Укладывание их лесенкой и смазывание клеем. Укладывание "долек" одна на другую и прижатие стопки грузом.
|
|
19-20-21 | 18.11-18.11-25.11 | Вклеивание нижнего кольца воздушного шара, крепление верхнего вспомогательного колечка и "шляпки" шара. Запуски шаров на время полёта. |
|
22-23-24 | 25.11-02.12-02.12 | Воздушный змей. Модели воздушных змеев. Ознакомление с историей возникновения воздушного змея, его применением и принципом действия. Устройство змея. Построение коробчатого змея, сборка конструкции из реек. | 7 |
25-26 | 09.12-09.12 | Крепление леера и несущих плоскостей. Регулировка уздечки воздушного змея. |
|
27-28 | 16.12-16.12 | Изготовление воздушного почтальона и парашютного десанта к нему. Запуски воздушных змеев. |
|
29 | 23.12 | Вертолёт. Модели вертолётов. Ознакомление с воздушным винтом и принципом создания подъёмной силы. Устройство вертолётов и принципы их полёта. Изготовление простейшей модели вертолёта "муха". | 6 |
30 | 23.12 | Изготовление резиномоторной модели вертолёта. Изготовление винта вертолёта. Вырезание лопастей и приклеивание их к ступице винта. |
|
31-32 | 30.12-30.12 | Изготовление резиномотора из реек или трубки их бумаги или стеклоткани. Сборка резиномотора модели , проверка работы винта и резины. |
|
33-34 | 13.01-13.01 | Сборка модели: крепление крыльев или контура вертолёта, вырезанного из бумаги или тонкой пластины пенопласта. Запуски вертолётов на продолжительность полёта. |
|
35
| 20.01 | Планер. Модели планеров. Назначение и типы планеров. Принцип создания подъёмной силы крыла. Почему и как летает планер. | 9 |
Конструирование модели планера. "Схематичка". Выполнение чертежей крыла и стабилизатора. |
| ||
36 | 20.01 | Выстругивание фюзеляжа модели из рейки длиной 850 мм и сечением 9х8. |
|
Выпиливание груза из дощечки толщиной 8 мм и крепление его к фюзеляжу с помощью клея и ниток. |
| ||
37 | 27.01 | Изготовление кромок и ланжерона крыла из сосновых реек 5х4, изготовление нервюр из реек 2х1,5 и законцовок из бамбуковых реек или алюминиевой проволоки. |
|
Сборка крыла. Склеивание частей крыла точно по чертежу на доске "стапеле" и фиксирование частей булавками, сушка. |
| ||
38 | 27.01 | Изготовление кабанчика из соснового бруска 8мм. Выпиливание заготовки и установка крыла. ТБ при работе с ножовкой и режущим инструментом. |
|
39-40 | 03.02-03.02 | Изготовление стабилизатора: выстругивание кромок из реек. Изготовление нервюр и законцовок. |
|
Сборка стабилизатора: склеивание основных деталей на стапеле по чертежу и закрепление булавками, сушка. |
| ||
41 | 10.02 | Изготовление киля из проволоки или бамбуковой рейки 2х1,5 и обтяжка его микалентной бумагой. |
|
Обтяжка модели микалентной или папиросной бумагой или лавсановой плёнкой. Натягивание обшивки утюгом или эмалитом. |
| ||
42 | 10.02 | Сборка модели. Правильность крепления крыла и стабилизатора, центровка модели и балансировка, догрузка, регулировка на планирование. |
|
43 | 17.02 | Тренировочные запуски и проведение соревнований на продолжительность. Запуск с леера 50 м. 3 тура по 1 минуте. |
|
44
| 17.02 | Самолёт. Модели самолётов. История самолётостроения. Принцип полёта самолёта, создание самолёта Можайского. Выбор схемы, размаха крыла и основных размеров. | 9 |
Возникновение подъёмной силы крыла. Виды крыльев. Силы, действующие на самолёт во время полёта. Выполнение рабочего чертежа модели. |
| ||
45
| 02.03 | Полёт резиномоторной модели. Изготовление фюзеляжа из сосновых реек 12х10 и состругивание их к хвостовой части до 8х6. Склейка половинок. |
|
Изготовление передней и задней кромок из сосновых реек. |
|
46 | 02.03 | Формирование нервюр по профилю методом горячей штамповки. ТБ при работе с электробытовыми приборами. |
|
Сборка одной половины крыла на стапеле и закрепление булавками для сушки. |
| ||
47 | 16.03 | Сборка второй половины крыла и закрепление булавками на стапеле для сушки. |
|
Монтирование законцовок крыла из реек или проволоки к каркасу крыла и закрепление для сушки. |
| ||
48 | 16.03 | Изготовление кабанчика из бруска 170х15х8. |
|
Монтирование кабанчика к крылу и проверка склеенного каркаса крыла по чертежу. |
| ||
49 | 30.03 | Изготовление реек для сборки стабилизатора и изготовление нервюр. |
|
Профилировка нервюр горячей штамповкой и монтирование в стабилизатор. |
| ||
50 | 30.03 | Сборка стабилизатора и закрепление булавками для последующей сушки. |
|
Изготовление киля из рейки или проволоки и крепление его к фюзеляжу. |
| ||
51 | 06.04 | Изготовление винта модели из бруска липы и придание лопастям нужной формы. Балансировка винта. |
|
Обтяжка модели микалентной бумагой и натяжка плоскостей эмалитом. |
| ||
Вклеивание бобышки для резиномотора и установка крючка. |
| ||
52 | 06.04 | Сборка модели. Установка крыла, резиномотора и стабилизатора. Центровка и балансировка. |
|
Пробные запуски и регулировка модели. Проведение соревнований на продолжительность полёта. 3 тура по 1 минуте. |
| ||
53 | 13.04 | Модели ракет. Понятие о реактивном движении. Устройство реактивных двигателей и ракет. Методика расчёта построения моделей ракет. | 8 |
Изготовление простой одноступенчатой модели со спуском на ленте или парашюте. Изготовление корпуса из бумаги путём накручивания на болванку (трубку). |
| ||
54 | 13.04- | Изготовление стабилизаторов из шпона или фанеры 1 мм и доводка кромок стабилизатора. Покрытие их лаком. |
|
Изготовление обтекателя. ТБ при работе на токарном станке. Устройство и работа станка. Устройство штангенциркуля. Работа на станке. |
| ||
55 | 20.04 | Точение обтекателя на станке. Шлифовка мелкой наждачной шкуркой, покрытие лаком. |
|
Облегчение обтекателя различными методами: высверливанием, выдалбливанием, вырезанием. Установка проволоки для амортизатора. |
| ||
56-57 | 20.04-27.04 | Разметка корпуса под вклейку стабилизаторов и направляющих колечек. Вклейка стабилизаторов и колечек и фиксирование для сушки. Точение пыжа и колец под двигатель и вклейка их в корпус ракеты. |
|
Изготовление парашюта или спасательной ленты и связывание строп с амортизатором и крепление всего спасательного механизма к модели. |
| ||
58 | 27.04 | Устройство МРД и принцип его работы. ТБ при работе с модельными двигателями. Установка МРД в корпус модели и подготовка ракеты к пуску. |
|
Запуски ракет с пусковой установки. Проведение соревнований.Модель планера А-3. Изготовление фюзеляжа и груза: выпиливание, строгание, склейка, закрепление и сушка. | 10 | ||
59 | 18.05 | Расчёт и изготовление нервюр по шаблону, изготовление кромок и лонжеронов. |
|
Сборка крыла на стапеле: вклейка нервюр и закрепление булавками для просушки. |
| ||
Изготовление стабилизатора из реек. Сборка его на стапеле и закрепление булавками. |
| ||
60 | 18.05 | Сборка киля и приклеивание его к фюзеляжу модели, приклеивание площадки для крыла. Обтяжка крыла микалентной цветной бумагой и натяжка эмалитом. |
|
Сборка модели: установка крыла на резиновых кольцах, установка стабилизатора и закрепление его в хвостовой части. |
| ||
Балансировка модели, проверка правильности сборки, регулировка на планирование. |
| ||
Пробные запуски с руки. Установка угла атаки крыла и стабилизатора, регулирование на планирование. | 20.04 | ||
61 | 25.05 | Подготовка к соревнованиям: изготовление леера 50 м, стартового оборудования, проверка модели, складывание модели в ящик для транспортировки. | 27.04 |
Объяснение правил проведения официальных соревнований. Правила поведения и ТБ на соревнованиях. Открытие соревнований, раздача полётных листов. | 18.05 | ||
62 | 25.05 | Заключительное занятие. Подведение итогов соревнования и учебного года. Задания на летние каникулы. Разработка плана работы на будущий учебный год. | 25.05 1 |
|
| Итого: | 62 |
Раздел 4. Характеристика основных результатов,
на которые ориентирована программа
Кружки первого года обучения охватывают круг первоначальных знаний и навыков, необходимых для работы по изготовлению и запуску несложных летающих моделей. На занятиях дети знакомятся с первоначальными сведениями по теории полёта, истории авиации, приобретают трудовые умения. На втором году обучения работа расширяет знания по авиационной и модельной технике, по основам аэродинамики и методике проведения несложных технических расчётов.
Учащийся кружка после окончания первого года обучения должен:
ЗНАТЬ
Знать ТБ и эксплуатацию оборудования.
Иметь знания принципов работы элементов узлов.
Знать технологию изготовления модели.
Владеть планированием собственного труда.
УМЕТЬ
Уметь осуществлять контроль качества исполнения.
Иметь навыки решения технических задач.
Уметь изготавливать и запускать модели.
Ожидаемый результат.
По окончании курса ребенок должен знать правила ТБ; требования к организации рабочего места; чертежные инструменты и приспособления; условные обозначения на чертежах; геометрические фигуры; свойства различных материалов и способы их обработки. Уметь правильно обращаться с чертежными инструментами и приспособлениями; увеличивать и уменьшать чертеж; делить окружность на разные части; выполнять различные разметки; вносить изменения в конструкцию моделей; работать с шаблонами, выкройками; выполнять практическую работу самостоятельно (в том числе по чертежу); грамотно использовать в речи техническую терминологию, технические понятия и сведения.
Раздел 5. Учебно-методическое обеспечение.
Литература для педагога:
1.Алгоритм изобретения. Альтшуллер Г. С.
2.Автоматизация поискового конструирования. Под редакцией Половинкина А. И. 1981.
3. Авиамодельный кружок. В. С. Рожков. М. Просвещение. 1986
4. Авиамоделирование. О. К. Гаевский. М. Досааф. 1990
5. Букварь изобретателя. А. Подалко. М., Айрис пресс. 2001.
6.Дополнительное образование детей. Под редакцией О. Е. Лебедева.
7. Искусство решения проблем. Кнодо Р. М. 1982.
8. Путеводитель по профессиям. Фонд Сорос Казахстан.
9.Уметь обращаться с инструментами и электроприборами. Зорин В. С.
10. Моделирование творческой личности. Амосов И. Н.
11.Проблемы теории творчества. Шумилин А. Г. М. 1989.
Литература для учащихся:
1.Теория решения изобретательских задач- инновационная технология обучения
творчеству // Дети, техника, творчество. 2001, №2//
Максач Е.Т. , Татаренко .
2. Энциклопедия юного учёного техника. Москва рос мен 2001
3. Энциклопедия для детей. Москва Аманта 2001. Техника том 14
4. Журналы: Моделист конструктор, Авиапрофиль, Внешкольник
5.Программы для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. М.
Просвещение. 1988
6.Простейшие летающие модели. С. Д. Мараховский, В. Ф.
Москалёв. М. 1989
7.Постройка летающих моделей-копий. Р. Вилле. М. Досааф. 1986
8. Профессия - изобретатель В.И. Речицкий. "". Москва. Просвещение. 1988г.
с.139-145.
9. Строим летающие модели. В. С. Рожков. М. Патриот. 1990
10. Техническое творчество учащихся. Ю.С. Столяров, Москва.
Просвещение. 1989г. С.42.
Учебно-тематический план 2 ступени обучения
Наименование темы | Кол-во часов | ||
теория | практика | всего | |
Вводное занятие | 4 | - | 4 |
Основы техники безопасности и ПДД | 4 | - | 4 |
Единая, спортивная классификация FAI. Видео-тренинг «Творческий выбор» | 4 | - | 4 |
« Аэродинамика и крыло» компьютерный подход | 2 | 2 | 4 |
Свободнолетающие модели F-1 | 8 | 60 | 68 |
Основы авиационной метеорологии | 4 | - | 4 |
Двигатели летающих моделей | 8 | 20 | 28 |
Кордовые модели самолетов F-2 | 4 | 56 | 60 |
Цикл тренировочных полетов | - | 32 | 32 |
Знакомство с аппаратурой дистанционного управления | 4 | 8 | 12 |
Радиоуправляемые модели F-3 | 4 | 24 | 28 |
Компьютерный тренинг на FMS симуляторе | 2 | 22 | 24 |
Организация и проведение соревнований | - | 16 | 16 |
Итого | 42 | 246 | 288 |
Содержание программы 2 ступени обучения:
Тема1.Вводное занятие. 4 часа
Достижения казахстанских авиамоделистов в целом за прошлый год. Итоги прошлого года. Анкетирование учащихся и составление списка группы.
Тема 2.Основы техники безопасности.4 часа
Электричество и его поражающиеся факторы. Правила пользования электрооборудованием. Силовая и световая линии электрооборудования рабочих кабинетов. Действия пострадавшего и рядом стоявших учащихся при поражении электрическим током. Правила безопасности при работе с инструментом.
Тема 3.Единая, спортивная классификация FAI. 4 часа
Единая спортивная классификация. Технические требования к летающим моделям. Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту. Условия присвоения спортивных разрядов. Видео-тренинг «Творческий выбор»
Тема 4. «Аэродинамика и крыло» компьютерный подход. 4 часа
Понятия о сопротивлении воздуха, подъемная сила крыла, поляра крыла, профиль крыла, методика его расчета и построение. Состав и строение атмосферы. Воздушные течения. Модель в свободном полете. Аэродинамические спектры обтекания тел. Построение профиля крыла. Знакомство с программой «ПРОФИЛИ»
Тема 5.Свободнолетающие модели F-1. 68 часов
Устройство и принцип работы, рассчитать и изготовить модели планеров F-1-A,F-1- H. Резиномоторные модели F-1-B, F-1- G. Таймерные модельF-1-C, F-1- J.
Понятие о парящем полете. Влияние геометрических форм модели на качество полета. Профиль крыла для модели: планера, резиномоторной и таймерной. Технические требования к моделям: планера, резиномоторной и таймерной. Обзор лучших конструкций моделей. Расчет конструкций и вычеркивание рабочего чертежа модели.
Заготовка материала, изготовление деталей и узлов. Расчёт и изготовление нервюр по шаблону, изготовление кромок и лонжеронов. Изготовление передней и задней кромок из сосновых реек.
Сборка крыла на стапеле: вклейка нервюр и закрепление булавками для просушки. Монтирование законцовок крыла из реек или проволоки к каркасу крыла и закрепление для сушки.
Изготовление хвостовой части фюзеляжа из композитных материалов. Склейка половинок носовой части.
Изготовление стабилизатора из бальзы. Сборка его на стапеле и закрепление булавками. Сборка киля и приклеивание его к фюзеляжу модели, приклеивание площадки для крыла.
Обтяжка крыла микалентной цветной бумагой и натяжка эмалитом. Сборка модели: установка крыла на штырях, установка стабилизатора и закрепление его в хвостовой части. Балансировка модели, проверка правильности сборки, регулировка на планирование. Окончательная отделка модели, нанесение логотипов и инициалов. Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.
Тренировочные запуски построенных моделей.
Тема 6.Основы авиационной метеорологии. 4 часа
Воздушная оболочка земли. Структура воздушного слоя атмосферы. Возникновение воздушных потоков. Служба погоды. Определение силы ветра по шкале Бофорта. Народные приметы для определения состояния погоды.
Тема 7.Двигатели летающих моделей. 28 часов
История создания ДВС и принцип работы двух- и четырёхтактных двигателей. Понятие о типах двигателей, используемых в авиации и авиамоделизме. Классификация авиамодельных двигателей. Резиновый двигатель. Свойства резины. Приемы изготовления резиновых двигателей. Эксплуатация и хранение резиномотора. Правила эксплуатации ДВС.
Техника безопасности при работе с ДВС. Изучение устройства двухтактных микродвигателей внутреннего сгорания.
Изучение принципа работы ДВС. Рабочие циклы ДВС. Охлаждение, смазка двигателя топливом. Топливные баки. Топливные смеси.
Переделка двигателей, усовершенствование, доводка и изготовление. Запуск и регулировка режима работы компрессионных и калильных двигателей.
Тема 8.Кордовые модели самолетов F-2. 60 часов
Классы и назначение кордовых моделей. Тренировочные запуски. Приемы управления полетом кордовых моделей. Силы, действующие на модель в полете на корде. Технические требования к кордовым моделям. Методика расчетов и постройка кордовых моделей самолетов.
Модели «воздушного боя». Правила проведения соревнований по «воздушному бою». Выбор модели для постройки. Расчет модели и вычерчивание рабочих чертежей.
Изготовление моделей. Заготовка материала, изготовление деталей и узлов
Расчёт и изготовление нервюр по шаблону, изготовление кромок и лонжеронов. Сборка модели: установка крыла на резиновых кольцах, установка стабилизатора и закрепление его в хвостовой части.
Сборка модели :Обтяжка несущих поверхностей и отделка модели. Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.
Кордовые пилотажные модели самолетов. Правила проведения соревнований по пилотажным моделям. Выбор модели для постройки
Расчет модели и вычерчивание рабочих чертежей. Изготовление моделей. Заготовка материала, изготовление деталей и узлов.
Расчёт и изготовление нервюр по шаблону, изготовление кромок и лонжеронов.Сборка модели: установка крыла на резиновых кольцах, установка стабилизатора и закрепление его в хвостовой части.
Сборка модели Обтяжка несущих поверхностей и отделка модели. Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.
Комплекс высшего пилотажа.
Тема 9.Цикл тренировочных полетов. 32 часа
Правила ТБ при запуске кордовых моделей. Запуск двигателя и регулировка. Отработка навыков управления кордовыми моделями: Полёт по прямой.
Отработка навыков управления кордовыми моделями: Взлёт с руки. Отработка навыков управления кордовыми моделями: взлёт с шасси. Отработка навыков управления кордовыми моделями: Полёт на спине. Отработка навыков управления кордовыми моделями: Фигура «Горка». Отработка навыков управления кордовыми моделями: Фигура «Петля». Отработка навыков управления кордовыми моделями: Посадка. Провести отбор учащихся для участия в городских соревнованиях.
Тема 10.Знакомство с аппаратурой дистанционного управления. 12 часов
Радиоэфир. Правила работы с АДУ.АМ ФМ модуляция. Устройство рулевого механизма и его характеристики, выбор номинала. Конструкции электронных регуляторов оборотов электродвигателя и его изготовление.
Ознакомление с элементами питания радиоуправляемых моделей и правилами обращения с ними.
Тема 11.Радиоуправляемые модели F-3. 28 часов
Требования к радиоуправляемым моделям. Календарь соревнований на год. Правила соревнований. Площадки для проведения соревнований.
Проектирование планера и изготовление его чертежа. Выбор модели для постройки. Расчет модели и вычерчивание рабочих чертежей. Заготовка материала, изготовление деталей и узлов.
Расчёт и изготовление нервюр по шаблону, изготовление кромок и лонжеронов. Изготовление передней и задней кромок из сосновых и бальзовых реек.
Сборка крыла на стапеле: вклейка нервюр и закрепление булавками для просушки. Монтирование законцовок крыла из реек или проволоки к каркасу крыла и закрепление для сушки.
Изготовление хвостовой части фюзеляжа из композитных материалов. Склейка половинок носовой части. Изготовление стабилизатора из бальзы. Сборка его на стапеле и закрепление булавками.
Сборка киля и приклеивание его к фюзеляжу модели, приклеивание площадки для крыла.
Установка серво механизмов в крыльях модели. Обтяжка крыла микалентной цветной бумагой и натяжка эмалитом. Установка серво механизмов в фюзеляже модели. Монтаж приёмника и питания в фюзеляже модели соединение схемы. Сборка модели: установка крыла на штырях, установка стабилизатора и закрепление его в хвостовой части.
Балансировка модели, проверка правильности сборки, регулировка на планирование. Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков.
Тема 12.Компьютерный тренинг на FMS симуляторе. 24 часа
Знакомство с программой.
Органы управления. Работа с FMS симулятором .Отработка рефлексных действий рук.
Тренинг на модели Diamant. Тренинг на модели Slow fly. Тренинг на модели Silky Wind400.
Тренинг на модели Sky hawk. Тренинг на модели Super Cup.
Тренинг на модели Su-26. Тренинг на модели Pitts.
Отработка элементов высшего пилотажа на симуляторе.
Закрепление навыков управления радиоуправляемыми моделями.
Тема 13.Организация и проведение соревнований. 16 часов
Объяснение правил проведения официальных соревнований. Правила поведения и ТБ на соревнованиях. Подготовка к соревнованиям: изготовление леера 50 м, стартового оборудования, проверка модели, складывание модели в ящик для транспортировки.
Открытие соревнований, раздача полётных листов. Старты моделей всех классов. Награждение. Поведение итогов.
Календарно-тематический план 2 года обучения
№ |
Дата |
Тема занятия
| Часы | |
теория | практика | |||
1 |
| Вводное занятие 4 часа |
|
|
1.1 |
| Достижения казахстанских авиамоделистов в целом за прошлый год. Итоги прошлого года. Анкетирование учащихся и составление списка группы. | 4 |
|
2 |
| Основы техники безопасности и ПДД 4 часа |
|
|
2.1 |
| Электричество и его поражающиеся факторы. Правила пользования электрооборудованием. Силовая и световая линии электрооборудования рабочих кабинетов. Действия пострадавшего и рядом стоявших учащихся при поражении электрическим током. Правила безопасности при работе с инструментом. Правила дорожного движения. | 4 |
|
3 |
| Единая, спортивная классификация FAI 4 часа |
|
|
3.1 |
| Единая спортивная классификация. Технические требования к летающим моделям. Правила проведения соревнований по авиамодельному спорту. Условия присвоения спортивных разрядов Видео-тренинг «Творческий выбор» | 4 |
|
4 |
| «Аэродинамика и крыло» компьютерный подход 4 часа |
|
|
4.1 |
| Понятия о сопротивлении воздуха, подъемная сила крыла, поляра крыла, профиль крыла, методика его расчета и построение. Состав и строение атмосферы. Воздушные течения. Модель в свободном полете. Аэродинамические спектры обтекания тел. Построение профиля крыла. Знакомство с программой «ПРОФИЛИ» | 2 | 2 |
5 |
| Свободнолетающие модели F-1 68 часов |
|
|
5.1 |
| Устройство и принцип работы, рассчитать и изготовить Модели планеров F-1-A,F-1- H Резиномоторные модели F-1-B, F-1- G Таймерные модельF-1-C, F-1- J | 4 |
|
5.2 |
| Понятие о парящем полете. Влияние геометрических форм модели на качество полета. Профиль крыла для модели: планера, резиномоторной и таймерной. | 4 |
|
5.3 |
| Технические требования к моделям: планера, резиномоторной и таймерной. Обзор лучших конструкций моделей. Расчет конструкций и вычеркивание рабочего чертежа модели. |
| 4 |
5.4 |
| Заготовка материала, изготовление деталей и узлов |
| 4 |
5.5 |
| Расчёт и изготовление нервюр по шаблону, изготовление кромок и лонжеронов. |
| 4 |
5.6 |
| Изготовление передней и задней кромок из сосновых реек. |
| 4 |
5.7 |
| Сборка крыла на стапеле: вклейка нервюр и закрепление булавками для просушки. |
| 4 |
5.8 |
| Монтирование законцовок крыла из реек или проволоки к каркасу крыла и закрепление для сушки. |
| 4 |
5.9 |
| Изготовление хвостовой части фюзеляжа из композитных материалов. Склейка половинок носовой части. |
| 4 |
5.10 |
| Изготовление стабилизатора из бальзы. Сборка его на стапеле и закрепление булавками. |
| 4 |
5.11 |
| Сборка киля и приклеивание его к фюзеляжу модели, приклеивание площадки для крыла. |
| 4 |
5.12 |
| Обтяжка крыла микалентной цветной бумагой и натяжка эмалитом. |
| 4 |
5.13 |
| Сборка модели: установка крыла на штырях, установка стабилизатора и закрепление его в хвостовой части. |
| 4 |
5.14 |
| Балансировка модели, проверка правильности сборки, регулировка на планирование. |
| 4 |
5.15 |
| Окончательная отделка модели, нанесение логотипов и инициалов |
| 4 |
5.16 |
| Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков. |
| 4 |
5.17 |
| Тренировочные запуски построенных моделей. |
| 4 |
6 |
| Основы авиационной метеорологии 4 часа |
|
|
6.1 |
| Воздушная оболочка земли. Структура воздушного слоя атмосферы. Возникновение воздушных потоков. Служба погоды. Определение силы ветра по шкале Бофорта. Народные приметы для определения состояния погоды. | 4 |
|
7 |
| Двигатели летающих моделей 28 часов |
|
|
7.1 |
| История созданияДВС и принцип работы двух- и четырёхтактных двигателей. Понятие о типах двигателей, используемых в авиации и авиамоделизме. Классификация авиамодельных двигателей. Резиновый двигатель. Свойства резины. Приемы изготовления резиновых двигателей. Эксплуатация и хранение резиномотора. | 4
|
|
7.2 |
| Правила эксплуатации ДВС. Техника безопасности при работе с ДВС. | 4
|
|
7.3 |
| Изучение устройства двухтактных микродвигателей внутреннего сгорания. |
| 4 |
7.4 |
| Изучение принципа работы ДВС Рабочие циклы ДВС. Охлаждение, смазка двигателя топливом. |
| 4 |
7.5 |
| Топливные баки. Топливные смеси. |
| 4 |
7.6 |
| Переделка двигателей, усовершенствование, доводка и изготовление. |
| 4 |
7.7 |
| Запуск и регулировка режима работы компрессионных и калильных двигателей. |
| 4 |
8 |
| Кордовые модели самолетов F-2 60 часов |
|
|
8.1 |
| Классы и назначение кордовых моделей. Тренировочные запуски. Приемы управления полетом кордовых моделей. Силы, действующие на модель в полете на корде. Технические требования к кордовым моделям. Методика расчетов и постройка кордовых моделей самолетов. | 4
|
|
8.2 |
| Модели «воздушного боя». Правила проведения соревнований по «воздушному бою». Выбор модели для постройки. Расчет модели и вычерчивание рабочих чертежей. |
| 4 |
8.3 |
| Изготовление моделей. Заготовка материала, изготовление деталей и узлов |
| 4 |
8.4 |
| Расчёт и изготовление нервюр по шаблону, изготовление кромок и лонжеронов. |
| 4 |
8.5 |
| Сборка модели: установка крыла на резиновых кольцах, установка стабилизатора и закрепление его в хвостовой части. |
| 4 |
8.6 |
| Сборка модели :Обтяжка несущих поверхностей и отделка модели. |
| 4 |
8.7 |
| Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков. |
| 4 |
8.8 |
| Кордовые пилотажные модели самолетов. Правила проведения соревнований по пилотажным моделям. |
| 4 |
8.9 |
| Выбор модели для постройки. Расчет модели и вычерчивание рабочих чертежей. |
| 4 |
8.10 |
| Изготовление моделей. Заготовка материала, изготовление деталей и узлов |
| 4 |
8.11 |
| Расчёт и изготовление нервюр по шаблону, изготовление кромок и лонжеронов. |
| 4 |
8.12 |
| Сборка модели: установка крыла на резиновых кольцах, установка стабилизатора и закрепление его в хвостовой части. |
| 4 |
8.13 |
| Сборка модели Обтяжка несущих поверхностей и отделка модели. |
| 4 |
8.14 |
| Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков. |
| 4 |
8.15 |
| Комплекс высшего пилотажа. |
| 4 |
9 |
| Цикл тренировочных полетов 32 часа |
|
|
9.1 |
| Правила ТБ при запуске кордовых моделей. |
| 4 |
9.2 |
| Запуск двигателя и регулировка Отработка навыков управления кордовыми моделями: Полёт по прямой |
| 4
|
9.3 |
| Отработка навыков управления кордовыми моделями: Взлёт с руки |
| 4 |
9.4 |
| Отработка навыков управления кордовыми моделями: взлёт с шасси |
| 4 |
9.5 |
| Отработка навыков управления кордовыми моделями: Полёт на спине |
| 4 |
9.6 |
| Отработка навыков управления кордовыми моделями: Фигура «Горка» |
| 4 |
9.7 |
| Отработка навыков управления кордовыми моделями: Фигура «Петля» |
| 4 |
9.8 |
| Отработка навыков управления кордовыми моделями: Посадка Провести отбор учащихся для участия в городских соревнованиях. |
| 4 |
10 |
| Знакомство с аппаратурой дистанционного управления 12 часов |
|
|
10.1 |
| Радиоэфир . Правила работы с АДУ. | 2 | 2 |
10.2 |
| АМ ФМ модуляция Устройство рулевого механизма и его характеристики, выбор номинала. | 2 | 2 |
10.3 |
| Конструкции электронных регуляторов оборотов электродвигателя и его изготовление. Ознакомление с элементами питания радиоуправляемых моделей и правилами обращения с ними. |
| 4 |
11 |
| Радиоуправляемые модели F-3 28 часов |
|
|
11.1 |
| Требования к радиоуправляемым моделям Календарь соревнований на год. Правила соревнований. Площадки для проведения соревнований. | 4 |
|
11.2 |
| Проектирование планера и изготовление его чертежа Выбор модели для постройки. Расчет модели и вычерчивание рабочих чертежей. Заготовка материала, изготовление деталей и узлов |
| 4 |
11.3 |
| Расчёт и изготовление нервюр по шаблону, изготовление кромок и лонжеронов. Изготовление передней и задней кромок из сосновых и бальзовых реек. |
| 4 |
11.4 |
| Сборка крыла на стапеле: вклейка нервюр и закрепление булавками для просушки. Монтирование законцовок крыла из реек или проволоки к каркасу крыла и закрепление для сушки. |
| 4 |
11.5 |
| Изготовление хвостовой части фюзеляжа из композитных материалов. Склейка половинок носовой части. Изготовление стабилизатора из бальзы. Сборка его на стапеле и закрепление булавками. Сборка киля и приклеивание его к фюзеляжу модели, приклеивание площадки для крыла. |
| 4 |
11.6 |
| Установка серво механизмов в крыльях модели. Обтяжка крыла микалентной цветной бумагой и натяжка эмалитом. Установка серво механизмов в фюзеляже модели. Монтаж приёмника и питания в фюзеляже модели соединение схемы. Сборка модели: установка крыла на штырях, установка стабилизатора и закрепление его в хвостовой части. |
| 4 |
11.7 |
| Балансировка модели, проверка правильности сборки, регулировка на планирование. Пробные запуски, устранение обнаруженных недостатков. |
| 4 |
12 |
| Компьютерный тренинг на FMS симуляторе 24 часа |
|
|
12.1 |
| Знакомство с программой. Органы управления. Работа с FMS симулятором .Отработка рефлексных действий рук. | 2 | 2 |
12.2 |
| Тренинг на модели Diamant. Тренинг на модели Slow fly Тренинг на модели Silky Wind400 |
| 4 |
12.3 |
| Тренинг на модели Sky hawk Тренинг на модели Super Cup |
| 4 |
12.4 |
| Тренинг на модели Su-26 Тренинг на модели Pitts |
| 4 |
12.5 |
| Отработка элементов высшего пилатажа на сумуляторе |
| 4 |
12.6 |
| Закрепление навыков управления радиоуправляемыми моделями. |
| 4 |
13 |
| Организация и проведение соревнований 16 часов |
|
|
13.1 |
| Объяснение правил проведения официальных соревнований. Правила поведения и ТБ на соревнованиях. |
| 4 |
13.2 |
| Подготовка к соревнованиям: изготовление леера 50 м, стартового оборудования, проверка модели, складывание модели в ящик для транспортировки |
| 4 |
13.3 |
| Открытие соревнований, раздача полётных листов. |
| 4 |
13.4 |
| Старты моделей всех классов Награждение Поведение итогов |
| 4 |
|
| Итого 288 часов | 42 | 246 |
Литература для педагога:
1.Алгоритм изобретения. Альтшуллер Г. С.
2.Автоматизация поискового конструирования. Под редакцией Половинкина А. И. 1981.
3. Авиамодельный кружок. В. С. Рожков. М. Просвещение. 1986
4. Авиамоделирование. О. К. Гаевский. М. Досааф. 1990
5. Букварь изобретателя. А. Подалко. М., Айрис пресс. 2001.
6.Дополнительное образование детей. Под редакцией О. Е. Лебедева.
7. Искусство решения проблем. Кнодо Р. М. 1982.
8. Путеводитель по профессиям. Фонд Сорос Казахстан.
9.Уметь обращаться с инструментами и электроприборами. Зорин В. С.
10. Моделирование творческой личности. Амосов И. Н.
11.Проблемы теории творчества. Шумилин А. Г. М. 1989.
Литература для учащихся:
1.Теория решения изобретательских задач- инновационная технология обучения
творчеству // Дети, техника, творчество. 2001, №2//
Максач Е.Т. , Татаренко .
2. Энциклопедия юного учёного техника. Москва рос мен 2001
3. Энциклопедия для детей. Москва Аманта 2001. Техника том 14
4. Журналы: Моделист конструктор, Авиапрофиль, Внешкольник
5.Программы для внешкольных учреждений и
общеобразовательных школ. Техническое творчество учащихся. М.
Просвещение. 1988
6.Простейшие летающие модели. С. Д. Мараховский, В. Ф.
Москалёв. М. 1989
7.Постройка летающих моделей-копий. Р. Вилле. М. Досааф. 1986
8. Профессия - изобретатель В.И. Речицкий. "". Москва. Просвещение. 1988г.
с.139-145.
9. Строим летающие модели. В. С. Рожков. М. Патриот. 1990
10. Техническое творчество учащихся. Ю.С. Столяров, Москва.
Просвещение. 1989г. С.42.