Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение города Абакана Детский сад «Звездочка»
ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол от 02.09.2017 г. | УТВЕРЖДЕНО Приказом МБДОУ «Д/с «Звездочка» От 09. 2017г. |
Рабочая программа
первой младшей группы «Матрешки»
по кружковой работе «Умелые ручки»
Разработано: Кулагиной Т.В.
Абакан,2017
1. Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
Актуальность
В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?
Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположена очень близко от речевой зоны. В связи с этим можно говорить о влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими свойствами сознания как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.
Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.
Занятия и игры, направленные на развитие моторики кисти и пальцев рук, сейчас особенно актуальны. Это связано с тем, что у большинства детей отмечается как общее моторное отставание так и слабое развитие моторики рук. Еще двадцать лет назад взрослым, а вместе и ними и детям, большую часть домашней работы приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало, кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.
Можно говорить, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков ( использование различных инструментов – ножниц, иголок, застегивание и расстёгивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является фактором, влияющим на развитие общей моторики и речи.
В программе кружка «Умелые ручки» использована методика Монтессори- педагогика, которая удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям.
Методика М. Монтессори является той находкой, которая позволяет безболезненно, с радостью для детей развивать самостоятельность, усидчивость, внимание.
1. 2 Цель: Развитие мелкой моторики рук и пальцев. «Помоги мне это сделать самому». Каждое упражнение имеет две цели- прямую и косвенную. Первая служит актуальному движению ребенка, второе- работе на будущее.
1. 3 Задачи:
-развитие моторики, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнениях соединять движение руки с работой интеллекта;
-предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать свои органы чувств: слух, чувства ритма, цвета, формы;
-создать условия для развития способности эстетического восприятия культурной среды, поэтической и музыкального слуха, чувства цвета, ритма, формы;
-создать благоприятных условий для развития ребенка.
1. 4. Образовательные задачи:
- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;
- формирование практических умений и навыков.
1. 5. Воспитательные задачи:
- воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
· воспитывать и развивать художественный вкус;
· воспитывать усидчивость, целенаправленность.
1.6 Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа разработана в соответствии с основными принципами и
ценностями личностно-ориентированного образования, которые позволяют эффективно реализовать поставленные цели и задачи.
Основные принципы дошкольного образования:
1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы организации образовательного процесса:
принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;
принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;
принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;
принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности. Принцип индивидуализации предполагает предоставление ребёнку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность;
принцип позитивной социализации ребенка предполагает освоение ребёнком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;
принцип свободной самостоятельной деятельности детей, где позиция которую занимает взрослый – это позиция создателя развивающей среды, когда взрослый непосредственно не включён в детскую деятельность, а создает образовательную среду, в которой у детей появляется возможность действовать свободно и самостоятельно;
принцип участия семьи в образовании ребенка, т.е. родители должны стать равноправными и равно ответственными партнёрами педагогов, принимающими решения во всех вопросах развития и образования, сохранений здоровья и безопасности их детей.
При разработке концепции и содержания образовательной программы использованы фундаментальные достижения отечественной науки в области педагогики и психологии:
- деятельностный подход (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и др.);
- научно-прикладные закономерности развития познавательных мотивов у детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Подъяков и др.)
1.7.Возрастные и индивидуальные особенностей детей первой младшей группы
На третьем году жизни дети становятся самостоятельными. Развивается предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуется речь, восприятие, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. В ходе совместной со взрослым деятельности развиваются и совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, понимание речи, что позволяет детям выполнять ряд заданий педагога. В этом возрасте начинает складываться произвольность поведения, она проявляется в таких качествах как: чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания. Ребенок осознаёт себя, как отдельного человека, формируется образ Я.
1. 8. Предполагаемый результат
Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).
Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).
Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.
Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
2. Содержательный раздел.
2.1. Содержание деятельности.
Направление деятельности | Содержание деятельности (формы работы) | Сроки |
Информационно- методическое обеспечение | 1. Изучение литературы. 2. Перспективно- тематический план кружка «Умелые ручки». 3. Картотека игр по развитию мелкой моторики. | В течение года |
Работа с детьми | 1. Групповые формы работы. 2. Индивидуальная форма работы. | Согласно плану кружка. |
Сотрудничество с родителями | 1. Анкетирование родителей. 2. Консультация по развитию мелкой моторики дома. 3. Создание буклета с играми по развитию мелкой моторики. | Октябрь Декабрь Март |
Перспективный план работы
Тема занятий | Цели |
Сентябрь | |
«Собираем ягоды» | Развитие мелкой моторики трех основных пальцев (большого, указательного и среднего) |
«Посыпаем дорожки» | Развитие мелкой моторики трех основных пальцев (большого, указательного и большого) |
«Разложим по порядку» | Развитие мелкой моторики, закрепление знания основных цветов |
«Выловим из воды» | Закрепление навыков практической жизни (убери за собой) |
Октябрь | |
«Открой- закрой» | Развитие мелкой моторики. Развитие мускулатуры рук, закрепление навыков практической жизни |
«Что это? Кто это?» | Расширение словарного запаса, классификация предметов и слов по обобщающим категориям |
«Винтик, еще винтик» | Развитие мелкой моторики |
«Собери матрешку» | Формирование понятия «Большой- маленький» |
Ноябрь | |
«Найди такую же» | Развитие тактильного ощущений |
«Чудесный мешочек» | Развитие тактильных ощущений и чувства объема. Расширение словаря |
«Кто где живет?» | Знакомство с жилищем разных животных, птиц, людей |
«Русский мишка» (шнуровка) | Развитие умения продевать шнурок в дырочки |
Декабрь | |
«Пальчики» | Вкладывание пальчиков и ладошек в соответствующем порядке |
«Розовая башня» | Формирование понятия «большой- маленький» |
«Перелей в кувшин» | Развитие координации движений, глазомера. Закрепление навыка практической жизни |
«Чем пахнет?» | Развитие чувства обоняния |
Январь | |
«Шумовые баночки» | Развитие восприятия и дифференциации шумовых различий |
«Была лужа- и нет ее» | Подготовка к практической жизни (умение собирать воду губкой) |
«Пересыпаем ложкой» | Развитие координации движений, аккуратности, подготовка к практической жизни |
Февраль | |
«Волшебное сито» | Развитие координации движений, аккуратности (отделение крупной крупы от мелкой, пользуясь ситом) |
«Готовим лекарство» | Формирование понятий- «сладкий- кислый- горький». Развитие вкусовых ощущений. |
«Лепим колобки» | Развитие мелкой моторики, фантазии |
«Собери все бусинки» | Развитие мелкой моторики, способности концентрировать внимание. Закрепление цветов. |
Март | |
«Взбиваем крем» | Развитие движение руки. Тренировка мышц кисти рук |
«Солнышко, светит» | Развитие трех основных пальцев (большого, указательного и среднего |
«Знакомство с цветом» | Визуальное знакомство с основными цветами |
«Разбери зернышки» | Развитие тактильных ощущений и чувства объема |
Апрель | |
«Клавишная доска» (подбери полоску) | Развитие мелкой моторики |
«Семья» | Классификация домашних животных, выделение одной группы |
«Коричневая лестница» | Формирование понятия «толстый- тонкий» |
«Красные штанги» | Формирование понятий «длинный- короткий» |
Май | |
Весёлые прищепки | Развитие мелкой моторики, тактильные ощущений, творческих способностей и логического мышления ребёнка. |
Пальчиковый сухой бассейн | Формирование основных сенсорных эталонов, форма, величина, вес, звук; снятие эмоционального напряжения |
Спрячь крышку в домик | Закреплять умение соотносить однородные предметы по цвету |
Список литературы
1. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому / «Педагогика детства». Сост. М. В. Богуславский. – М.: ИД «Карапуз», 2002 г.
2. Бауэр Б. Э. Организационно- правовая и педагогическая деятельность центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори. –М., 2002.
3. Школа Монтессори. Часть 1 (Школа для малышей) / Под ред. Е. А. Хилтунен.- М.: «Мастер», 1992.
4. Сорокова М. Г. Монтессори- педагогика. Вопросы теории и методики.- СПб., «Дошкольное воспитание», 1999, №10; 2000, №10; 2000, №12.
5. Сорокова М. Г. Математика по методу Монтессори // «Ребенок в детском саду». 2000, №5; 2000, №6.
6. Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори // «Дошкольное Воспитание». 2000, №11.
7. Любина Г. Игра- это работа ребенка над самим собой // «Ребенок в детском саду». 2003, №6.
8. Любина Г. Монтессори- педагогика // «Ребенок в детском саду». 2003, №2.