СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа кружковой работы в первой младшей группе: "Умелые ручки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие мелкой моторики одна из важних задач при врослении ребенка.Поэтому при выборе кружка было выбрано именно это направление.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа кружковой работы в первой младшей группе: "Умелые ручки"»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учереждение города Абакана Детский сад «Звездочка»



ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол от 02.09.2017 г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом МБДОУ «Д/с «Звездочка»

От 09. 2017г.









Рабочая программа

первой младшей группы «Матрешки»

по кружковой работе «Умелые ручки»





Разработано: Кулагиной Т.В.



















Абакан,2017

1. Целевой раздел.

1.1 Пояснительная записка.

Актуальность

В последнее время мы часто слышим о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения около трети площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположена очень близко от речевой зоны. В связи с этим можно говорить о влиянии движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими свойствами сознания как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память.

Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных движений кисти и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество бытовых и учебных действий.

Занятия и игры, направленные на развитие моторики кисти и пальцев рук, сейчас особенно актуальны. Это связано с тем, что у большинства детей отмечается как общее моторное отставание так и слабое развитие моторики рук. Еще двадцать лет назад взрослым, а вместе и ними и детям, большую часть домашней работы приходилось выполнять руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать и т.д. Сейчас не принято штопать одежду, мало, кто занимается рукоделием, многие операции за человека выполняют машины – кухонные комбайны, стиральные машины, моющие пылесосы. Все эти тенденции непосредственным образом отражаются на развитии детей, особенно на развитии моторики рук.

Можно говорить, что уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков ( использование различных инструментов – ножниц, иголок, застегивание и расстёгивание застежек и т.д.) в дошкольном возрасте является фактором, влияющим на развитие общей моторики и речи.

В программе кружка «Умелые ручки» использована методика Монтессори- педагогика, которая удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям.

Методика М. Монтессори является той находкой, которая позволяет безболезненно, с радостью для детей развивать самостоятельность, усидчивость, внимание.



1. 2 Цель: Развитие мелкой моторики рук и пальцев. «Помоги мне это сделать самому». Каждое упражнение имеет две цели- прямую и косвенную. Первая служит актуальному движению ребенка, второе- работе на будущее.

1. 3 Задачи:

-развитие моторики, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнениях соединять движение руки с работой интеллекта;

-предоставить возможность каждому ребенку индивидуально развивать свои органы чувств: слух, чувства ритма, цвета, формы;

-создать условия для развития способности эстетического восприятия культурной среды, поэтической и музыкального слуха, чувства цвета, ритма, формы;

-создать благоприятных условий для развития ребенка.

1. 4. Образовательные задачи:

- формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук) ;

- формирование практических умений и навыков.

1. 5. Воспитательные задачи:

-   воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

·   воспитывать и развивать художественный вкус;

·   воспитывать усидчивость, целенаправленность.

1.6 Принципы и подходы к формированию Программы.

Программа разработана в соответствии с основными принципами и

ценностями личностно-ориентированного образования, которые позволяют эффективно реализовать поставленные цели и задачи.

Основные принципы дошкольного образования:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество с семьей;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития); учет этнокультурной ситуации развития детей.

Принципы организации образовательного процесса:

 принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;

 принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;

принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;

 принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться. Таким образом, ребенок не является «прямым наследником» (то есть продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), а творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самостоятельной деятельности. Принцип индивидуализации предполагает предоставление ребёнку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность;

 принцип позитивной социализации ребенка предполагает освоение ребёнком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;

 принцип свободной самостоятельной деятельности детей, где позиция которую занимает взрослый – это позиция создателя развивающей среды, когда взрослый непосредственно не включён в детскую деятельность, а создает образовательную среду, в которой у детей появляется возможность действовать свободно и самостоятельно;

 принцип участия семьи в образовании ребенка, т.е. родители должны стать равноправными и равно ответственными партнёрами педагогов, принимающими решения во всех вопросах развития и образования, сохранений здоровья и безопасности их детей.

При разработке концепции и содержания образовательной программы использованы фундаментальные достижения отечественной науки в области педагогики и психологии:

- деятельностный подход (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец и др.);

- научно-прикладные закономерности развития познавательных мотивов у детей дошкольного возраста (А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, Н.Н. Подъяков и др.)

1.7.Возрастные и индивидуальные особенностей детей первой младшей группы

На третьем году жизни дети становятся самостоятельными. Развивается предметная деятельность, деловое сотрудничество ребенка и взрослого; совершенствуется речь, восприятие, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление, в конце года появляются основы наглядно-образного мышления. В ходе совместной со взрослым деятельности развиваются и совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, понимание речи, что позволяет детям выполнять ряд заданий педагога. В этом возрасте начинает складываться произвольность поведения, она проявляется в таких качествах как: чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания. Ребенок осознаёт себя, как отдельного человека, формируется образ Я.

1. 8. Предполагаемый результат

  • Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.

  • Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (шар, куб, круг, квадрат).

  • Используют сенсорные эталоны (лимон желтый как солнышко, огурчик зеленый как травка).

  • Начинают на ощупь различать качество предметов и их называть.

  • Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.



2. Содержательный раздел.

2.1. Содержание деятельности.

Направление деятельности

Содержание деятельности (формы работы)

Сроки

Информационно- методическое обеспечение

1. Изучение литературы.

2. Перспективно- тематический план кружка «Умелые ручки».

3. Картотека игр по развитию мелкой моторики.

В течение года

Работа с детьми

1. Групповые формы работы.

2. Индивидуальная форма работы.

Согласно плану кружка.

Сотрудничество с родителями

1. Анкетирование родителей.

2. Консультация по развитию мелкой моторики дома.

3. Создание буклета с играми по развитию мелкой моторики.

Октябрь


Декабрь




Март



Перспективный план работы

Тема занятий

Цели

Сентябрь


«Собираем ягоды»

Развитие мелкой моторики трех основных пальцев (большого, указательного и среднего)

«Посыпаем дорожки»

Развитие мелкой моторики трех основных пальцев (большого, указательного и большого)

«Разложим по порядку»

Развитие мелкой моторики, закрепление знания основных цветов

«Выловим из воды»

Закрепление навыков практической жизни (убери за собой)

Октябрь


«Открой- закрой»

Развитие мелкой моторики. Развитие мускулатуры рук, закрепление навыков практической жизни

«Что это? Кто это?»

Расширение словарного запаса, классификация предметов и слов по обобщающим категориям

«Винтик, еще винтик»

Развитие мелкой моторики

«Собери матрешку»

Формирование понятия «Большой- маленький»

Ноябрь


«Найди такую же»

Развитие тактильного ощущений

«Чудесный мешочек»

Развитие тактильных ощущений и чувства объема. Расширение словаря

«Кто где живет?»

Знакомство с жилищем разных животных, птиц, людей

«Русский мишка» (шнуровка)

Развитие умения продевать шнурок в дырочки

Декабрь


«Пальчики»

Вкладывание пальчиков и ладошек в соответствующем порядке

«Розовая башня»

Формирование понятия «большой- маленький»

«Перелей в кувшин»

Развитие координации движений, глазомера. Закрепление навыка практической жизни

«Чем пахнет?»

Развитие чувства обоняния

Январь


«Шумовые баночки»

Развитие восприятия и дифференциации шумовых различий

«Была лужа- и нет ее»

Подготовка к практической жизни (умение собирать воду губкой)

«Пересыпаем ложкой»

Развитие координации движений, аккуратности, подготовка к практической жизни

Февраль


«Волшебное сито»

Развитие координации движений, аккуратности (отделение крупной крупы от мелкой, пользуясь ситом)

«Готовим лекарство»

Формирование понятий- «сладкий- кислый- горький». Развитие вкусовых ощущений.

«Лепим колобки»

Развитие мелкой моторики, фантазии

«Собери все бусинки»

Развитие мелкой моторики, способности концентрировать внимание. Закрепление цветов.

Март


«Взбиваем крем»

Развитие движение руки. Тренировка мышц кисти рук

«Солнышко, светит»

Развитие трех основных пальцев (большого, указательного и среднего

«Знакомство с цветом»

Визуальное знакомство с основными цветами

«Разбери зернышки»

Развитие тактильных ощущений и чувства объема

Апрель


«Клавишная доска»

(подбери полоску)

Развитие мелкой моторики

«Семья»

Классификация домашних животных, выделение одной группы

«Коричневая лестница»

Формирование понятия «толстый- тонкий»

«Красные штанги»

Формирование понятий «длинный- короткий»

Май


Весёлые прищепки

Развитие мелкой моторики, тактильные ощущений, творческих способностей и логического мышления ребёнка.

Пальчиковый сухой бассейн

Формирование основных сенсорных эталонов, форма, величина, вес, звук; снятие эмоционального напряжения

Спрячь крышку в домик

Закреплять умение соотносить однородные предметы по цвету


Список литературы

1. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому / «Педагогика детства». Сост. М. В. Богуславский. – М.: ИД «Карапуз», 2002 г.

2. Бауэр Б. Э. Организационно- правовая и педагогическая деятельность центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори. –М., 2002.

3. Школа Монтессори. Часть 1 (Школа для малышей) / Под ред. Е. А. Хилтунен.- М.: «Мастер», 1992.

4. Сорокова М. Г. Монтессори- педагогика. Вопросы теории и методики.- СПб., «Дошкольное воспитание», 1999, №10; 2000, №10; 2000, №12.

5. Сорокова М. Г. Математика по методу Монтессори // «Ребенок в детском саду». 2000, №5; 2000, №6.

6. Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори // «Дошкольное Воспитание». 2000, №11.

7. Любина Г. Игра- это работа ребенка над самим собой // «Ребенок в детском саду». 2003, №6.

8. Любина Г. Монтессори- педагогика // «Ребенок в детском саду». 2003, №2.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!