Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Одинцовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа "Надежда".
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕННО
Директор школы Заместитель директора На ШМО учителей
начальных классов и
«Надежда» школы по УВР воспитателей
Председатель ШМО
Л.Н. Галаева В.П. Сиваева Тамарина Е.Н.
Пр. №____ от Пр. №____ от
«___»___________ 2013г. «___»___________ 2013г «___»___________ 2013г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Кружковых занятий: ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И УРОКИ АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА
Возраст: 7-14 лет.
Составитель: Крайнева И.В.
воспитатель
2013 – 2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Данная программа опирается на сборник программ общеобразовательных учреждений «Театр I-X класс»( 2000г.) В данном сборнике содержатся программы по всеобщему театральному образованию, в частности программа А.П.Ершовой «Уроки театра на уроках в школе», что взято за основу программы «Театрализованная деятельность школьников».
Данная программа направлена на раскрытие духовного и творческого потенциала ребёнка. Театр - один и самых демократичных и доступных видов искусств, он позволяет решить многие проблемы современной педагогики и психологии связанные с:
- художественным образование и воспитанием детей;
- формированием эстетического вкуса;
- нравственным воспитанием;
- развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);
- воспитываем воли, развитием памяти, воображения, инициативности, речи (диалога и монолога);
- созданием положительного эмоционального настроя.
Главное, театр раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка, приобщает его к духовным ценностям, благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность. Через сказку ребёнок познаёт мир умом и сердцем. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Принимая на себя роль, ребёнок имеет возможность решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Целью программы является развитие сценического творчества детей средствами театрализованных игр и игр - представлений.
Для решения этой цели программа формирует простейшие образно-выразительные умения (умения имитировать характерные движения сказочных животных), а так же обучает элементам художественно-образных выразительных средств (мимики и пантомимике, интонации). Совершенствуются художественно-образные исполнительские умения, развивает самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.
Задачи:
воспитывать художественный вкус;
развивать творческий потенциал;
формировать устойчивый интерес к театральному искусству;
воспитывать потребность обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого участия:
учить ребенка видеть прекрасное в жизни и людях;
формировать потребность нести в жизнь прекрасное и доброе;
развивать у детей эмпатию, т.е. способность распознавать эмоцинальное состояние человека по мимике, жестам, интонации, находить адекватные способы содействия;.
учить воссоздавать конкретные образы;
учить сопереживать событиям, взаимоотношениям героев литературных произведений;
развивать детскую фантазию, воображение, все виды памяти.
Занятия по театрализованной деятельности проводятся в занимательной игровой форме два раза в неделю с детьми 12-17 лет.
СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Содержание театрализованных занятий включает в себя:
Дыхательная гимнастика по системе Стрельниковой.
Гимнастика для артикуляционного аппарата.
Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним.
Игры – драматизации.
Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
Упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной).
Упражнения по социально – эмоциональному развитию детей.
Работа над спектаклем (анализ содержания произведения, распределение ролей, игровые упражнения, этюды, способствующие практическому и эмоциональному освоению действий по сюжету, и постановочная работа над целостным спектаклем) проводится на занятиях по 30-35 минут.
На занятиях разыгрываются этюды для передачи различных чувств, речевые упражнения. В дни, когда намечена постановка, распределяются роли между всеми детьми группы. Больших спектаклей (музыкальных сказок, детских опер, хореографических постановок) за год не должно быть больше двух.
Классификация театрализованных игр и игр в кукольный театр вводятся в жизнь детей как зрелищные развлечения, как фрагмент праздничного концерта или праздника, используются на комплексных занятиях, на занятиях по развитию речи.
Формы организации занятий: индивидуальные и малые подгруппы.
Основной формой организации театрализованной деятельности являются занятия, обучение на которых носит воспитывающий, развивающий характер.
Типы занятий:
Типовые – театрально – игровая деятельность, ритмопластика, художественно-речевая деятельность, театральная азбука.
Доминантные – доминирует один из видов деятельности
Комплексные – используется синтез искусств из различных видов художественной деятельности
Интегрированные
Репетиционные – осуществляется «прогон» подготавлеваемого спектакля или его отдельных фрагментов.
В конце каждого квартала проводится диагностическое занятие. Итогом занятий по театрализованной деятельности служат все праздники, досуги.
Учебный план
№п/п | Название темы | Общее кол-во часов | Теория | Практика |
1 | Игровая театральная педагогика | 3 | 1,5 | 1,5 |
2 | Основы актерского мастерства | 16ч. 30 мин | 7 | 10 |
3 | Театральная деятельность. | 48 ч. 30 мин. | 17,10 | 36 |
| Итого: | 68 | 25 | 47,5 |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 68 часов
№ | Тема занятий | Всего часов | Теория (час) | Практика (час) |
| Раздел 1. Игровая театральная педагогика. | | | |
1. | Вводное занятие. Задачи кружка. Театр как форма развития речи. История возникновения театра. | 1ч | 30 мин | 30 мин |
2 | Ситуативно-массовая сценка “На вокзале”. | 30 мин | 15 мин | 15 мин |
3 | Творческое взаимодействие с партнером. Упражнение “Отношение”. | 30 мин | 15 мин | 15 мин |
4 | Разговор на сцене. Сценка “Под грибком”. | 30 мин | 15 мин | 15 мин |
5 | Разыгрываем этюд “На вещевом рынке”. | 30 мин | 15 мин | 15 мин |
| Итоги 1 раздела | 3 ч | 1 ч. 30 мин. | 1 ч. 30 мин. |
| Раздел 2. Основы актерского мастерства | | | |
6 | Основы актерского мастерства. | 30 мин | 30 мин | |
7 | Голос и речь человека. Работа над голосом. | 1 ч | 20 мин | 40 мин |
8 | Жест, мимика, движение. | 1 ч | 20 мин | 40 мин |
9 | Урок актерского мастерства на развитие памяти. | 30 мин | 30 мин | |
10 | Практическое занятие на развитие внимания. | 1 ч | 20 мин | 40 мин |
11 | Творческое действие в условиях сценического вымысла. | 1 ч | 20 мин | 40 мин |
12 | Слушать - это тоже действие. Слушание как действие актёра. Творческое взаимодействие с партнером. | 1 ч | 30 мин | 30 мин |
13 | Технология общения в процессе взаимодействия людей. | 30 мин | 20 мин | 10 мин |
14 | Этюды на движение. | 1 ч | 20 мин | 40 мин |
15 | Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации. | 1 ч | 20 мин | 40 мин |
16 | Беспредметный этюд на контрасты. | 30 мин | 15 мин | 15 мин |
17 | Этюд “Звуковые потешки с речью”. Чтение стихотворения. | 1 ч | 10 мин | 40 мин |
18 | Искусство диалога. | 30 мин | 20 мин | 10 мин |
19 | Интонация, настроение, характер персонажа. | 1 ч | 40 мин | 20 мин |
20 | Образ героя. Характер и отбор действий. | 1 ч | 40 мин | 20 мин |
21 | Имитация поведения животного. | 2 ч | 20 мин | 1 ч 40 мин |
22 | Пластическая импровизация на ходу в заданном образе. | 2 ч | 30 мин | 1ч.30 мин |
| Итоги 2 раздела | 16ч. 30 мин. | 6ч. 30 мин | 10 ч |
| Раздел 3. Театральная деятельность. | | | |
23 | Целенаправленное действие и предлагаемые обстоятельства. | 30 мин | 10 мин | 20 мин |
24 | Импровизация. Конкурсы “Мим” и “Походка”. | 1 ч | 20 мин | 40 мин |
25 | Выразительность бессловесного поведения человека. | 1 ч | 20 мин | 40 мин |
26 | Вхождение в образ. Сценка “Немое кино”. | 1 ч | 20 мин | 40 мин |
27 | Работа в ансамбле. Доверие. Умение подчиняться режиссёру. Выбор произведения и работа над ним. | 3 ч | 1 ч | 2 ч |
28 | Распределение ролей. Чтение по ролям. | 1 ч | 30 мин | 30 мин |
29 | Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям. | 6 ч | 1 ч | 5 ч |
30 | Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания драматического произведения, способ достижения художественного впечатления. | 3 ч | 1 ч | 2 ч |
31 | Анализ сюжета, манера двигаться на сцене | 1 ч | 20 мин | 40 мин |
32 | Реплика - отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления. | 30 мин | 30 мин | |
33 | Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации. | 1 ч | 10 мин | 50 мин |
34 | Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему? | 30 мин | 30 мин | |
35 | Ремарка: суть, смысл, назначение | 30 мин | 30 мин | |
36 | Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли | 1ч. 30 мин. | 30 мин | 1 ч |
37 | Работа по технике речи. | 4 ч | 1 ч | 3 ч |
38 | Работа по технике движения. | 3 ч | 1 ч | 2 ч |
39 | Подготовка оформления инсценировки. | 30 мин | 30 мин | |
40 | Эстетическое оформление и сценография инсценировки. | 30 мин | | 30 мин |
41 | Многообразие стилистики сценического монолога: монолог-исповедь, монолог-мечта, монолог-признание, монолог-вызов, монолог-осуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв, монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. Репетиция инсценировки. | 3 ч | 1 ч | 2 ч |
42 | Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей. | 1 ч | 30 мин | 30 мин |
43 | Инсценировка произведения | 2 ч | 1 ч | 4 ч |
44 | Анализ инсценировки. | 1 ч | 1 ч | |
45 | Выбор произведения для инсценировки. Распределение ролей. | 1 ч | 1 ч | |
46 | Репетиционные занятия по технике речи. | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
47 | Репетиционные занятия по технике движения. | 2 ч | 1 ч | 1 ч |
48 | Подготовка оформления инсценировки. | 1 ч | 30 мин | 30 мин |
49 | Эстетическое оформление инсценировки. | 2 ч | 30 мин | 1,5 ч |
50 | Репетиции. | 5 ч | | 5 ч |
| Итоги 3 раздела | 48ч. 30 мин. | 17ч. 10 мин. | 31ч. 20 мин. |
| Итоги года | 68 ч. |
Календарно – тематическое планирование
на 68 часов
№ п/п | Тема занятий | Количество часов | Дата проведения |
| Игровая театральная педагогика | | |
1 | Задачи кружка. Театр как форма развития речи. | 1 | 04.09.13 |
| Основы актерского мастерства | | 06.09.13 |
2 | Ситуативно-массовая сценка “На вокзале”. Упражнение “Отношение”. | 1 | 11.09.13 |
3 | Основы актерского мастерства. Голос и речь человека. Работа над голосом. | 1 | 13.09.13 |
4 | Голос и речь человека. Работа над голосом. Жест, мимика, движение | 1 | 18.09.13 |
5 | История возникновения театра. Урок актерского мастерства на развитие памяти. | 1 | 20.09.13 |
6 | Практическое занятие на развитие внимания. | 1 | 25.09.13 |
7 | Творческое действие в условиях сценического вымысла. | 1 | 27.09.13 |
8 | Слушать - это тоже действие. Слушание как действие актёра. Творческое взаимодействие с партнером. | 1 | 02.10.13 |
9 | Технология общения в процессе взаимодействия людей. | 1 | 04.10.13 |
10 | Этюды на движение. | 1 | 16.10.13 |
11 | Этюд на состояние ожидания в заданной ситуации. | 1 | 18.10.13 |
12 | Беспредметный этюд на контрасты. | 1 | 23.10.13 |
13 | Этюд “Звуковые потешки с речью”. Чтение стихотворения. | 1 | 25.10.13 |
14 | Искусство диалога. | 1 | 30.10.13 |
15 | Интонация, настроение, характер персонажа. | 1 | 01.11.13 |
16 | Образ героя. Характер и отбор действий. | 1 | 06.11.13 |
17 | Имитация поведения животного. | 1 | 08.11.13 |
18 | Пластическая импровизация на ходу в заданном образе. | 1 | 13.11.13 |
| Театральная деятельность | | |
19 | Разговор на сцене. Сценка “Под грибком”. Разыгрываем этюд “На вещевом рынке”. | 1 | 15.11.13 |
20 | Пластическая импровизация в заданном образе. | 1 | 27.11.13 |
21 | Импровизация. Конкурсы “Мим” и “Походка”. | 1 | 29.11.13 |
22 | Выразительность бессловесного поведения человека. | 1 | 04.12.13 |
23 | Вхождение в образ. Сценка “Немое кино”. | 1 | 06.12.13 |
24 | Работа в ансамбле. | 1 | 11.12.13 |
25 | Доверие. Умение подчиняться режиссёру. Выбор произведения и работа над ним. | 1 | 1312.13 |
26 | Доверие. Умение подчиняться режиссёру. Выбор произведения и работа над ним. | 1 | 18.12.13 |
27 | Распределение ролей. Чтение по ролям. | 1 | 20.12.13 |
28 | Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям. | 1 | 25.12.13 |
29 | Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям. | 1 | 27.12.13 |
30 | Репетиционные занятия по технике речи, мимическим и сценическим движениям. | 1 | 08.01.14 |
31 | Мизансцена, способ достижения художественного впечатления. | 1 | 10.01.14 |
32 | Мизансцена, способ достижения художественного впечатления. | 1 | 15.01.14 |
33 | Мизансцена, способ достижения художественного впечатления. | 1 | 17.01.14 |
34 | Анализ сюжета, манера двигаться на сцене | 1 | 22.01.14 |
35 | Место реплики в художественном строе театрального представлении. Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему? | 1 | 24.01.14 |
36 | Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации. | 1 | 29.01.14 |
37 | Ремарка: суть, смысл, назначение, эпизодическая роль | 1 | 31.01.14 |
38 | Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли | 1 | 05.02.14 |
39 | Работа по технике речи. | 1 | 07.02.14 |
40 | Работа по технике речи. | 1 | 12.02.14 |
41 | Работа по технике речи. | 1 | 14.02.14 |
42 | Работа по технике речи. | 1 | 26.02.14 |
43 | Работа по технике движения. | 1 | 28.02.14 |
44 | Работа по технике движения. | 1 | |
45 | Работа по технике движения. | 1 | 05.03.14 |
46 | Подготовка оформления инсценировки. Эстетическое оформление и сценография инсценировки. | 1 | 07.03.14 |
47 | Многообразие стилистики сценического монолога | 1 | 12.03.14 |
48 | Монолог-исповедь, монолог-мечта, монолог-признание, монолог-вызов. | 1 | 14.03.14 |
49 | Монолог-призыв, монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. Репетиция инсценировки. | 1 | 19.03.14 |
50 | Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей. | 1 | 21.03.14 |
51 | Инсценировка произведения | 1 | 26.03.14 |
52 | Инсценировка произведения | 1 | 28.03.14 |
53 | Анализ инсценировки. | 1 | 02.04.14 |
54 | Выбор произведения для инсценировки. Распределение ролей. | 1 | 04.04.14 |
55 | Репетиционные занятия по технике речи. | 1 | 16.04.14 |
56 | Репетиционные занятия по технике речи. | 1 | 18.04.14 |
57 | Репетиционные занятия по технике движения. | 1 | 23.04.14 |
58 | Репетиционные занятия по технике движения. | 1 | 25.04.14 |
59 | Подготовка оформления инсценировки. | 1 | 30.04.14 |
60 | Эстетическое оформление инсценировки. | 1 | 02.05.14 |
61 | Эстетическое оформление инсценировки. | 1 | 07.05.14 |
62 | Многообразие стилистики сценического монолога: монолог-вызов, монолог-осуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв. | 1 | 09.05.14 |
63 | Многообразие стилистики сценического монолога: монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. | 1 | 14.05.14 |
64 | Репетиции | 1 | 16.05.14 |
65 | Репетиции | 1 | 21.05.14 |
66 | Репетиции | 1 | 23.05.14 |
67 | Репетиции | 1 | 28.05.14 |
68 | Репетиции | 1 | 30.05.14 |
| Итоги года | 68 ч. | |
Содержание программы
Вводное занятие. Театр как форма развития речи. История возникновения театра. Театр - школа жизни, "зеркало человеческой жизни, пример нравов, образец истины" (Сервантес). Актёр - властелин сцены. Аудио, видео фрагменты. Ознакомительная беседа о театральном искусстве. Инструктаж по технике безопасности на занятиях.
Раздел 1. Игровая театральная педагогика.
Игры на знакомство: «Визитная карточка», «Снежный ком», «Автограф» и т.д.
Игра «Импровизированный спектакль ».
Сценка “На вокзале”.
Упражнение “Отношение”.
Сценка “Пресс-конференция”.
Этюд “На вещевом рынке”.
Раздел 2. Об основах актерского мастерства.
Упражнения психофизического тренинга:
- разогревающие – связанные, как правило, с расчленением опорно-двигательного аппарата на биомеханические звенья и разминкой каждого звена в отдельности;
- основные – упражнения в конкретных предлагаемых обстоятельствах, с разминкой, как отдельных звеньев, так и всего биомеханического аппарата в целом.
- упражнения на включение воображения - «превращение комнаты в магазин, бассейн, космический корабль и т.д.». Учащиеся превращаются сами, оживляя, наделяя характером неодушевлённые предметы (чайник, дерево, хрустальная ваза, часы и т.д.), подключая физические действия.
Упражнения на релаксацию
Одиночные этюды по темам:
- этюды на эмоции, на движение, на контрасты
- на выразительность жеста,
- на развитие органики.
Изучаются следующие теоретические понятия:
актёрская оценка – это способность откорректировать своё поведение по отношению к предмету, партнёру, событию.
сценическое внимание – активный познавательный процесс, в котором участвуют зрение, слух, осязание, обоняние, как необходимое условие органического действия. Для тренировки этого важного в актёрской работе процесса существует множество различных упражнений, помогающих воспитанникам научиться удерживать своё внимание в непрерывно активной фазе в процессе сценического действия.
Слушать - это тоже действие. (Слушание, как действие актёра).
Сценическая речь.
Правила гигиены голоса
Способы закаливания голоса
Упражнения:
а) на укрепление мышц, участвующих в речевом процессе;
б) на снятие мышечных и психологических зажимов
Тренировка мышц дыхательного аппарата:
- подготовка к дыхательному тренингу (упражнения на разные группы мышц)
- дыхательный тренинг.
Работа над скороговорками: разучивание простых скороговорок с постепенным увеличение темпа («От топота копыт», «Король-орёл», «Бык тупогуб», «Шла Саша», «Ела, ела Клаша кашу вместе с простоквашей», «Сорок сорок в короткий срок съели сырок», «Хорош пирожок, внутри творожок» и т.д.)
Постановочная работа.
Подготовка миниатюр, небольших тематических сценических композиций, которые свободно могли бы стать частью любой концертной программы. Постановочная работа делится на несколько этапов. Выбор материала должен проходить при тесном творческом сотрудничестве и заинтересованности воспитанников. При этом, чем более живо и активно будет проходить этот первый этап, тем проще будет строиться дальнейшая работа над уже утверждённым коллективным решением материалом. Тем проще учащимся будет «присвоить» его себе.
Раздел 3. Театральная деятельность.
Сила слова: рассказ о монологе. Многообразие стилистики сценического монолога: монолог-исповедь, монолог-мечта, монолог-признание, монолог-вызов, монолог-осуждение, монолог-раскаяние, монолог-призыв, монолог-клевета, монолог-размышление наедине с самим собой. Монолог - богатство человеческих чувств, дум, мыслей, побуждений, переживаний. Искусство диалога. Реплика - как источник обогащения разговорного и литературного языков. Реплика отражение характера персонажа. Место реплики в художественном строе театрального представления.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Упражнение на релаксацию. Игры и упражнения на разогрев. Импровизация.
Вхождение в образ. Неизвестная строка пьесы (Ремарка: суть, смысл, назначение). Большое в малом (Рассказ о маленькой роли. Маленькая роль - огромное значение. Эпизодическая роль как неотделимое дополнение главной роли). Эстетика пространства (Мизансцена. Мизансцена как средство наиболее полного раскрытия образного содержания драматического произведения, способ достижения художественного впечатления. Мизансцена как образный язык раскрытия характера персонажа). Пять основополагающих вопросов: кто? что? где? когда? почему?
Упражнения на развития органов чувств. Упражнения на пять вопросов. Импровизации. Постановка сценических движений. Основы сценического движения. Управление зрительским вниманием. Выражение взаимоотношения персонажей.
Развитие сценических навыков и умений. Работа над голосом. Работа над телом. Физическая экспрессивность. Концентрация. Работа в ансамбле. Доверие. Умение подчиняться режиссёру.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры. Постановка голоса и тренировка физической экспрессивности. Концентрация. Работа в ансамбле. Развитие способности выполнять инструкцию. Основы режиссуры с перспективой на продолжение курса.
Участие в постановке. Отбор материала.
Тематическая корректировка сценариев. Утверждение репертуара. Прослушивание. Распределение ролей. Предварительная подготовка. Основные принципы проведения репетиций. Работа над диалогами. Работа над персонажами. Чувства и ощущения персонажей. Композиция и группировка актёров на сцене. Значение времени (хронометраж, темп, ритм). Драматические паузы. Свет, костюмы, декорации.
Дополнительные упражнения, импровизации, игры: прослушивание, упражнения на разогрев. Изучение направления движения. Как поддерживать ритм, соблюдать свою очередь.
Заключительное занятие. Инсценировка. Анализ.
Методическое сопровождение.
Глоссарий.
Театр - учреждение культуры, осуществляющее профессиональную театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве.
Основными видами деятельности театра являются:
- подготовка и показ спектаклей, а также других публичных представлений;
- организация гастролей, концертов;
- проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов;
СПЕКТАКЛЬ (франц. spectacle, от лат.- spec-taculum - зрелище) - произведение театрального иск-ва, создаваемое театральным коллективом (актеры, художник-декоратор, композитор и др.), возглавляемым в совр. т-ре режиссером-постановщиком.
МИМИКА (от греч. ? - подражательный)- выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека - радости, грусти, гнева и т. п. В отличие от непроизвольного характера бытовой М., не требующей никакой подготовки, М. в т-ре предопределяется большим предварительным творч. трудом актера, требует от него постоянного и внимательного изучения окружающей действительности, изучения человеческих характеров.
РЕПЕТИЦИЯ (от лат repetitio - повторение) - осн. форма подготовки спектакля. Проводится театр. коллективом под рук. режиссера. В процессе Р.- чтения, обсуждения пьесы, многократного ее исполнения по отдельным сценам, актам и всей в целом - постановщик и исполнители добиваются верного раскрытия идейного содержания драма-тургич. произв.,. яркого воплощения образов; они стремятся найти выразит, средства, необходимые для создания целостного по своему идейному и художеств. решению спектакля.
МОНОЛОГ - в драматическом произведении, пространное обращение одного действующего лица к другому или к группе персонажей, размышления героя вслух в моменты, когда он остается один, иногда речь персонажа, непосредственно адресованная к зрителю. М. позволяет исполнителю раскрыть душевную жизнь персонажа, выявить противоречия его мировоззрения, сложность характера
МОРАЛЬ (нравственность) (лат. Moralis - нравственный, mores - нравы) - специфический тип регуляции отношений людей, направленный на их гуманизацию; совокупность принятых в том или ином социальном организме норм поведения, общения и взаимоотношений.
Сюжет (от — предмет) — в литературе, драматургии, кино и играх — порядок событий, происходящих в художественном произведении. Сюжет — основа формы произведения.
КОНФЛИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (коллизия художественная) - противоборство, противоречие между изображенными в произведении действующими силами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера. Непосредственно раскрывается в сюжете, а также в композиции. Обычно составляет ядро темы и проблематики, а характер его разрешения - один из определяющих факторов художественной идеи. Будучи основой (и "энергией") развивающегося действия, конфликт художественный по его ходу трансформируется в направлении кульминации и развязки и, как правило, находит в них свое сюжетное разрешение.
ФИНАЛ (птал.-final, от лат. finis - конец) - заключит, сцена оперы, балета, оперетты, драм. произв. Часто Ф.- кульминация всего произв. или акта. В оперных Ф. чередуются разл. эпизоды - сольные, ансамблевые, хоровые, причем последние обычно играют важную роль. Особое развитие Ф. получили в итал. опере-буффа 18 в. Каждое из двух ее действий завершалось большим Ф. В первом Ф. комич. интрига нагнеталась и обострялась, во втором - разрешалась. Большое значение в Ф. оперы-буффа имели ансамбли. Эту традицию развивали комич. и лирико-комич. оперы 18-19 вв. ("Свадьба Фигаро", "Севиль-ский цырюльник", "Проданная невеста"). В опере 19 в. сложились разные типы Ф. в зависимости от жанра произв. В декоративной "большой" опере - торжеств.-монументальные Ф. с ансамблями и хором (Ф. в "Гугенотах"); этот тип Ф. воспринят историко-патриотич. и героич. операми и муз. драмами (Ф. "Ивана Сусанина"; "Войны и мира" Прокофьева и др.). В лирико-психологич. опере сложился иной тип Ф.- интимные камерные сцены (дуэты в "Травиате" п "Евгении Онегине", ариозо - в "Отелло" Верди). В произв., сочетающих лирико-психологич. элементы с тенденциями "большой оперы", Ф. пишутся либо камерно-лирические ("Аида" - дуэт, "Мазепа" - колыбельная), либо монументальные (с хором). Иногда Ф. оперы сочетает два контрастных "плана" действия (Ф. "Кармен").
Дикция. Орфоэпия.
В отличие от бытовой речи речь учителя, лектора, актера должна отличаться дикционной частотой, четкостью, разборчивостью, а также строгим соблюдением орфоэпических норм, правил литературного произношения и ударения.
Не допускать дикционной неряшливости в словах: (тренировочные упражнения) тройка – стройка; каска – сказка; хлопать – слопать; сломать – взломать; течение – стечение; вскрыть – скрыть.
Логика чтения. Логические паузы.
Вычленение логической стороны звучания необходимо и постоянно совершенствовать. Средством воссоздания логического скелета читаемого, произносимого текста является расчленения его на части, осуществление логических ударений в пределах этих частей, изменение темпа произнесения речевых тактов, звеньев, кусков.
Речевой слух.
Понятие о речевом слухе включает в себя совокупность таких компонентов:
Физический слух – способность воспринимать звуки разной степени громкости и силы;
Фонематический слух – способность различать и воссоздавать все речевые звуки в соответствии с требованиями фонетической системы данного языка;
Звуковысотный слух – способность ощущать и воссоздавать мелодичность (мелодику) речи, характер интонации, чувство темпа и ритма.
Наличие этих способностей обеспечивает развитие умения пользоваться «шестью рычагами» (по ВП Острогорскому):
Громче – тише,
Выше – ниже,
Быстрее – медленнее.
Голос – одежда живой речи, а душой является интонация.
Волшебный посредник – видение образа.
«Если сам чтец, актер не будет ясно видеть перед собою те образы, которые он хочет передать аудитории, которыми он стремится увлечь воображение своих слушателей, эти образы не смогут «увидеть» и слушатели, зрители, а сами слова, не освещенные внутренним представлением, будут скользить мимо их сознания и воображения. Они останутся только сочетанием звуков, обозначающими понятия. Но смысл этих понятий и их значение, выявлены не будут», - В,Н, Аксенов, режиссер.
Видение поэта – посредник между жизнью и произведением в процессе его создания, благодаря видению устанавливается действенная связь между поэтическим творением и чтецом, видение содействует установленным контактам между исполнителем и зрителем, слушателем. Пропускать через себя, в своем воображении, видение образа.
Механизм видения не всегда срабатывает, так как люди делятся по И.П. Павлову на три категории, три типа:
Образный (сигналы I сигн. системы);
Мыслительный (II сигн. Системы);
Средний.
Поэтому художественное воображение, видение, надо развивать. Образы басен Крылова.
Позиция и поза.
Позиция – принципиальное отношение к кому-либо или чему-либо.
Поза – это перенесение , перевоплощение, чтобы лучше, ярче, убедительнее изобразить то или иное явление, демонстрируя свое к нему отношение. Исполнителю необходимо уяснить позицию автора и уточнить свою, которая может совпадать, а может и не совпадать с авторской.
Поза и авторская и исполнительская может быть доброжелательной и недоброжелательной, дружественной и враждебной, она может отображать одобрение или отрицание, осуждение.
Людям, лишенным чувства юмора, бывает просто невмоготу принять чужую позу, говоря, что они «не умеют и не хотят лицемерить». Но занимающему позу обличителя какого-либо недостатка не грозит опасность заразиться этим пороком.
Истинная артистичность состоит в способности быстро и свободно переходить из одного душевного состояния в другое. Эту способность необходимо поддерживать и развивать, во избежание эмоциональной глухоты, бесчувствия. «Бесчувствие – это увечье», - сказал Н.А. Некрасов.
Основой декламационного искусства должен быть ритм.
Задача исполнителя состоит в том, чтобы пробуждать реакцию слушателя – зрителя на ритм. «Владение ритмом, живым пульсом стиха дает необходимое для чтения стиха естественность и разнообразие», - говорит актер Г.В. Артоболевский. Чтобы ритмом овладеть надо его уловить и ощутить.
Список литературы.
1. Театр в школе.
2. Театр. Кино. Цирк. Эстрада. Телевидение. Энциклопедический словарь юного зрителя. - М.,1989
3. Я познаю мир. Театр. Детская энциклопедия.- М., 2002
4. Молчанов Ю. Не мечтай о театре вслепую.- М., 2001
5. Абалкин Н. Рассказы о театре. - М.,2003
6. Габуева З.У. Сценарии внеклассных тематических мероприятий по литературе: практическое пособие. - М., 2006
7. Гурков А.Н. Школьный театр: классные шоу-программы. - Ростов-на-Дону, 2005
8. Когородский З.Я. Ваш театр. - М., 2001
9. Немирович-Данченко В.И. Рождение театра: воспоминания, статьи, заметки, письма. - М., 1998
10. Перова Е.Н., Цуканова М.И. Сценарии литературного клуба. - М.,2007
11. Петерсон. Л., Коннор Д.О. Дети на сцене: как помочь молодому таланту найти себя. - Ростов-на-Дону, 2007
12. Руденко В.И. Школьные КВНы и конкурсы. - Ростов-на-Дону, 2004
13. Слуцкая Н.Б. Нескучные каникулы: методические рекомендации, сценарии, игры. - Ростов-на-Дону, 2004
14. Шильгави В.П. Начнем с игры: для руководителей детских коллективов театральной самодеятельности. - М., 1989
15. Список литературы для игровых моментов
Журнал “Воспитание школьников” № 4, 2004год.
Журнал “Воспитание школьников” № 3, 2005год.
Журнал Классный руководитель” № 6, 2001год.
Журнал Классный руководитель” № 2, 2003год.
Журнал Классный руководитель” № 7, 2003год.
Журнал Классный руководитель” № 5, 2004год.
Журнал Классный руководитель” № 7, 2005год.