СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Кружок "Юный эрудит" (для 1-4 класса)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа кружка "Юный эрудит" на четыре года с 1 по 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Кружок "Юный эрудит" (для 1-4 класса)»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Выявление, поддержка, развитие и социализация одарённых детей становится одной из приоритетных задач современного образования.

Понятие «детская одарённость» и «одарённые дети» определяют неоднозначные подходы в организации педагогической деятельности. С одной стороны, каждый ребёнок «одарён», и задачи педагогов состоит в раскрытии интеллектуально творческого потенциала каждого ребёнка. С другой стороны существует категория детей, качественно отличающихся от своих сверстников, и соответственно, требующих организации особого обучения, развития и воспитания.

Способный, одарённый ученик – это высокий уровень, каких либо способностей человека. Этих детей, как правило, не нужно заставлять учиться, они сами ищут себе работу, чаще сложную, творческую.

Работу с одарёнными и способными детьми надо начинать в начальной школе. Все маленькие дети наделены с рождения определёнными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают в следствие невостребованности. Процент одарённых (с точки зрения психологов) с годами резко снижается: если в 10-летнем возрасте их примерно 60-70%, то к 14 годам 30-40%, а к 17 – 15-20%.

Вот почему учителя начальных классов должны создавать развивающую творческую, образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.

Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал – одна из основных задач современной школы. Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются предметные олимпиады.

Олимпиада в начальный период обучения занимает важное место в развитии детей. Именно в это время происходят первые самостоятельные открытия ребёнка. Пусть они даже небольшие и как будто незначительные, но в них – ростки будущего интереса к науке. Реализованные возможности действуют на ребёнка развивающе, стимулируют интерес к наукам.

В настоящее время ученики начальных  классов  принимают участие в предметных олимпиадах не только школьного и муниципального уровня, но и всероссийского и международного уровня: игра-конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех», математический конкурс-игра «Кенгуру», дистанционный интеллектуальный конкурс «ЭМУ» (математика, литературное чтение, русский язык, окружающий мир), ЧиП.

Уровень заданий, предлагаемых на олимпиадах, заметно выше того, что изучают учащиеся массовых школ на уроках. Детей к олимпиаде надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.

Занятия  кружка  « Юный эрудит » проводятся   по  1  часу в неделю в каждом классе, всего 33 часа в 1 классе, 34 часа во 2 классе, 34 часа  в 3 классе, 34 часа  в 4 классе.

Цель – развитие умственных способностей детей, интеллекта, кругозора, творческого потенциала.

Основными задачами являются:
1. Повышение эрудиции и расширение кругозора.

2. Формирование приемов умственных операций младших школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.

3. Развитие у детей вариативного мышления, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.  
4. Выработка умения детей целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

В основу программы внеурочной деятельности положены следующие принципы:

1. Принцип гуманизации образовательного процесса, предполагающий очеловечивание взаимоотношений в совместной творческой деятельности педагогов, учителей, обучающихся и их родителей.

2. Принцип научной организации

3. Принцип добровольности и заинтересованности обучающихся

4. Принцип системности во взаимодействии общего и дополнительного образования

5. Принцип целостности

6. Принцип непрерывности и преемственности процесса образования

7. Принцип личностно – деятельностного подхода

8. Принцип детоцентризма (в центре находится личность ребенка)

9. Принцип комплексного подхода в реализации интегративных процессов

Виды внеучебной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; художественное творчество; трудовая деятельность.

Формы внеурочной воспитательной деятельности

Ведущей формой организации занятий является групповая.

Наряду с групповой формой работы, во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Практическая часть состоит заданий и занимательных упражнений для развития пространственного и логического мышления.

Участие в КВНах, викторинах, олимпиадах, интеллектуальных конкурсах, марафонах на уровне школы, района, города.

Система занятий по программе позволяет решать следующие аспекты: познавательный, развивающий, воспитывающий.

Познавательный аспект - формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения, а также логического мышления; формирование и развитие общеучебных умений и навыков.

Развивающий аспект - создать условия для развития мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, выделять главное, доказывать и опровергать, делать умозаключения; способствовать развитию пространственного восприятия и сенсорно-моторной координации.

Воспитывающий аспект - воспитание межличностных отношений;

При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагогу необходимо поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.

Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов).

Результатом работы по программе данного курса можно считать сформированность у детей любознательности, интереса к учению, стремления к творческому решению познавательной задачи, желания участвовать в интеллектуальных викторинах и конкурсах.


Личностные и метапредметные результаты освоения курса

внеурочной деятельности

Личностными результатами изучения данного курса являются:

развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

воспитание чувства справедливости, ответственности;

развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Предметные результаты

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.


 Программа   кружка  « Юный рудит » состоит из четырех разделов:

I раздел. Окружающий мир.

II раздел. Русский язык.

III раздел. Литературное чтение.

YI раздел. Математика.


Одним из самых эффективных способов подготовки к олимпиаде, является анализ заданий, предложенных на предыдущих олимпиадах. Основу заданий для подготовки учащихся к предметным олимпиадам составляют задания прошлых лет игры-конкурса «Русский медвежонок – языкознание для всех», математического конкурса-игры «Кенгуру», дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ».



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I раздел. Окружающий мир.

Выполнение заданий по окружающему миру для 1-4 классов дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ», анализ олимпиад текущего года. Поиск информации в энциклопедии по заданным темам. Знакомство детей с конкурсом «ЧиП»

II раздел. Русский язык.

Выполнение заданий по русскому языку для 1-4 классов дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ». Знакомство детей с конкурсом «Русский медвежонок». Решение заданий по данному конкурсу. Решение олимпиадных заданий по русскому языку. Развитие умственных и творческих способностей учеников. Анализ олимпиад по русскому языку текущего года.

III раздел. Литературное чтение.

Выполнение заданий по литературному чтению для 1-4 классов дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ». Решение заданий по данному конкурсу. Решение олимпиадных заданий по литературному чтению. Анализ олимпиад текущего года. Познавательные викторины, игра «Путешествие по стране Книг», «Морской бой».


YI раздел. Математика.


Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике. Решение задач по математике для 1-4 классов дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ», конкурса-игры «Кенгуру». Анализ олимпиад по математике, текущего года.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


 1  класс  (33 часа)

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика


I раздел.


Окружающий мир.

8

-

8

1

Давайте знакомиться. Организационное занятие.Что нас ждёт впереди?

1

0,5

0,5

2

Выполнение заданий по окружающему миру   дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ».

1

1

3-5

Олимпиадные задания по окружающему миру.

3

1

2

6

Познавательные викторины.

1

1

7

Игра «Брейн - Ринг»

1

1

8

Анализ олимпиад по окружающему миру   текущего года.

1

1

II раздел.

Русский язык.

8

0,5

7,5

1-2

Выполнение заданий по русскому языку для  1   класса  дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ».

2

2

3-5

Играем со словами. Учимся разгадывать ребусы и шарады

3

0,5

2,5

6-7

Олимпиадные задания по русскому языку.

2

2

8

Анализ олимпиад по русскому языку текущего года.

1

1

III раздел.

Математика.

11

0,5

9,5

1-2

Из истории математики. Решение нестандартных, комбинаторных задач.

2

0,5

1,5

3-4

Решение задач по математике для  1   класса  дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ».

2

2

5

Логические цепочки. Магические квадраты.

1

-

1

6-7

Логические задачи

2

-

2

8-10

Олимпиадные задания

3

-

3

11

Анализ олимпиад по математике текущего года.

 1

 1

IYраздел.

Литературное чтение.

6

-

7

1-2

Решение заданий для  1   класса  дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ».

2

2

3

Игра «Знаете ли вы сказки?»

1

-

1

4

Познавательная викторина

1

1

5-6

Олимпиадные задания по литературному чтению.

2

0,5

1,5



 2   класс  (34 часа)

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика


I раздел.


Окружающий мир.

8

-

8

1-2

Выполнение заданий по окружающему миру   дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ».

2

2

3-5

Олимпиадные задания по окружающему миру.

2

2

6

Познавательные викторины.

1

1

7

Игра «Знаешь ли ты родной край? »

1

1

8

Анализ олимпиад по окружающему миру   текущего года.

1

1

II раздел.

Русский язык.

8

0,5

7,5

1-2

Выполнение заданий по русскому языку для  2   класса  дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ».

2

2

3-5

Знакомство детей с конкурсом «Русский медвежонок – языкознание для всех».Решение заданий по данному конкурсу.

3

0,5

2,5

6-7

Олимпиадные задания по русскому языку.

2

2

8

Анализ олимпиад по русскому языку текущего года.

1

1

IIIраздел.

Математика.

10

0,5

9,5

1-2

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

2

0,5

1,5

3-4

Решение задач по математике для  2   класса  дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ».

2

2

5

Логические цепочки. Магические квадраты.

1

-

1

6-7

Логические задачи

2

-

2

8-10

Олимпиадные задания

3

-

3

11

Анализ олимпиад по математике текущего года.

 1

 1

IYраздел.

Литературное чтение.

7

-

7

1-2

Решение заданий для  2   класса  дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ».

2

2

3-4

Игра «Путешествие по стране Книг»

2

-

2

5

Познавательная викторина

1

1

6-7

Олимпиадные задания по литературному чтению.

2

-

2



3 класс (34 часа)


п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика


I раздел.


Окружающий мир.

8

-

8

1-2

Выполнение заданий по окружающему миру   дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ».

2

2

3-5

Олимпиадные задания по окружающему миру.

2

2

6

Познавательные викторины.

1

1

7

Игра «Птичий КВН»

1

1

8

Анализ олимпиад по окружающему миру   текущего года.

1

1

II раздел.

Русский язык.

8

0,5

7,5

1-2

Выполнение заданий по русскому языку для  3  класса  дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ».

2

2

3-5

Решение заданий по конкурсу «Русский медвежонок- языкознание для всех»

3

0,5

2,5

6-7

Олимпиадные задания по русскому языку.

2

2

8

Анализ олимпиад по русскому языку текущего года.

1

1

III раздел.

Математика.

10

0,5

9,5

1-2

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

2

0,5

1,5

3-4

Решение задач по математике для  3   класса  дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ».

2

2

5

Логические цепочки. Магические квадраты.

1

-

1

6-7

Логические задачи

2

-

2

8

Занимательные игры

1

-

1

9-10

Олимпиадные задания

2

-

2

11

Анализ олимпиад по математике текущего года.

 1

 1

IY раздел.

Литературное чтение.

7

-

7

1-2

Решение заданий для  3   класса  дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ».

2

2

3-4

Игра «Путешествие по страницам книг»

2

-

2

5

Познавательная викторина

1

1

6-7

Олимпиадные задания по литературному чтению.

2

-

2


4 класс (34 часа)



п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика


I раздел.


Окружающий мир.

8

-

8

1-2

Выполнение заданий по окружающему миру   дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ».

2

2

3-5

Олимпиадные задания по окружающему миру.

2

2

6

Познавательные викторины.

1

1

7

Игра «Познай мир»

1

1

8

Анализ олимпиад по окружающему миру   текущего года.

1

1

II раздел.

Русский язык.

8

0,5

7,5

1-2

Выполнение заданий по русскому языку для  4  класса  дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ».

2

2

3-5

Решение заданий по конкурсу «Русский медвежонок- языкознание для всех»

3

0,5

2,5

6-7

Олимпиадные задания по русскому языку.

2

2

8

Анализ олимпиад по русскому языку текущего года.

1

1

III раздел.

Математика.

10

0,5

9,5

1-2

Решение нестандартных, комбинаторных задач по математике.

2

0,5

1,5

3-4

Решение задач по математике для  4   класса  дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ».

2

2

5

Логические цепочки. Магические квадраты.

1

-

1

6-7

Логические задачи

2

-

2

8

Занимательные игры

1

-

1

9-10

Олимпиадные задания

2

-

2

11

Анализ олимпиад по математике текущего года.

 1

 1

IY раздел.

Литературное чтение.

7

-

7

1-2

Решение заданий для  4   класса  дистанционного интеллектуального конкурса «ЭМУ».

2

2

3

Игра «Путешествие по стране Книг»

1

-

1

4

Игра «Морской бой»

1

-

1

5

Познавательная викторина

1

1

6-7

Олимпиадные задания по литературному чтению.

2

-

2



Список дополнительной литературы:

1. О.Н.Пупышева. Олимпиадные задания: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2006.

2 . Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2011.

3.Т.В.Ходова. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы - М.:Айрис-пресс,2011.

4.Б.П.Гейдман. И.Э. Мищарина. Подготовка к математической олимпиаде. Начальная школа. 2-4 классы - М.:Айрис-пресс,2007.

5.Н.Ф.Дик. 1000 олимпиадных заданий по математике в начальной школе. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

6.Н.В.Елкина «Учим детей наблюдать и рассказывать»

7. Кенгуру. Задачи прошлых лет. 2001 – 2014 год. http://www.kenguru.sp.ru./allproblems.html

8. Олимпиадные задания для учащихся начальной школы. http://nachalka.ucoz.ru/blog/2008-04-14-16

9. Русский медвежонок – языкознание для всех. Условия задач. Ответы. 2000 – 2015 год. http://rm.kirov.ru/tasks.htm






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!