Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Ильинка
Рассмотрено Согласовано Утверждено
Руководитель ШМО Зам директора по УВР Директор школы
_________Мелькович О.И. _________ Скрипко Е.Б ________ Белозор Н.А.
Протокол №_____от _______ Приказ №_____ от_____
Рабочая программа
Кружок « Мир творчества. Театральные ступеньки»
3Б класс.
Всего количество часов на год - 68
Количество часов в неделю - 2
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе, детском саду, также программа «Театр-творчество-дети» Колесниковой И.В.
Учитель: Алимова В.А.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе, детском саду, также программа «Театр-творчество-дети» Колесниковой И.В.
Программа «Мир творчества» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования .
Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.
Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Актуальность
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.
Цель воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.
Задачи
-опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;
-помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;
-через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;
-научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.
-воспитывать доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;
Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремеслами.
Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.
Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.
На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Программа рассчитана на детей 7-11 лет, учащихся начальных классов.
Срок реализации программы: Программа рассчитана на 1 год обучения. На реализацию театрального курса «Мир творчества» отводится 68 ч в год (2 час в неделю). 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Предполагаемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятельности можно оценить по трём уровням.
Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.
Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)
Результаты третьего уровня (получение школьником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД. Личностные результаты.
У учеников будут сформированы:
потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;
целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;
осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
выразительному чтению;
различать произведения по жанру;
развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
сочинять этюды по сказкам;
умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Формой подведения итогов считать:
выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
Календарно-тематическое планирование курса «Мир творчества»
№ урока | Тема | Кол-во часов | Дата проведения | Основное содержание занятия | Формы и методы работы | Вид деятельности | Виды контроля | Примечание |
план | факт |
1 | Вводное занятие. | 2 | 3.09 5.09 | 3.09 5.09 | Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок». | беседа | Решение организационных вопросов. | | Понятие «экс-промт» |
2 | Здравствуй, театр! | 2 | 10.09 12.09 | 10.09 12.09 | Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр». Знакомство с театрами (презентация) | Фронтальная работа | Просмотр презентаций | текущий | Возможно использование Интернет-ресурсов |
3 | Здравствуй, театр! | 2 | 17.09 19.09 | 17.09 19.09 |
4 | Театральная игра | 2 | 24.09 26.09 | 24.09 26.09 | Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке Учимся строить диалог с партнером на заданную тему; сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. | | Знакомство с правилами поведения на сцене | Предвари-тельный | Понятие «рифма» |
5 | Театральная игра | 2 | 1.10 3.10 | 1.10 3.10 |
6 | Репетиция сказки «Теремок». «Буратино». | 2 | 8.10 10.10 | 8.10 10.10 | Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле», «Шайба в воротах», «Разбилась любимая мамина чашка». | Индивидуальная работа | Распределение ролей | Показ сказки | |
7 | Репетиция сказки «Теремок», «Буратино». | 2 | 15.10 17.10 | 15.10 17.10 |
8 | В мире пословиц. | 2 | 22.10 24.10 | 22.10 24.10 | Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки» | Индивидуальная работа | Показ презентации «Пословицы в картинках» | | Интернет-ресурсы |
9 | Виды театрального искусства | 2 | 29.10 7.11 | 29.10 7.11 | Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства. Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями. Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов. | Словесные формы работы | Презентация «Виды театрального искусства» | Соревно- вание | Интернет - ресурсы |
10 | Правила поведения в театре | 2 | 12.11 14.11 | 12.11 14.11 | Познакомить детей с правилами поведения в театре. Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему | игра | Электронная презентация «Правила поведения в театре» | Ролевая игра: «Мы в театре» | Правила диалога |
11 | Кукольный театр. | 2 | 19.11 21.11 | 19.11 21.11 | Мини-спектакль с пальчиковыми куклами. | Отработка дикции | | Показ сказки | |
12 | Театральная азбука. | 2 | 26.11 28.11 | 26.11 28.11 | Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание | Индивидуальная работа | соревнование | Тематический | |
13 | Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». | 2 | 3.12 5.12 | 3.12 5.12 | Викторина по сказкам | Фронтальная работа | Отгадывание заданий викторины | | Электронная презентация |
14 | Театральная игра «Сказка, сказка, приходи». | 2 | 10.12 12.12 | 10.12 12.12 |
15 | Инсценирование мульт-сказок по книге «Лучшие мультики малышам» | 2 | 17.12 19.12 | 17.12 19.12 | Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев. | Фронтальная работа | Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью | Показ сказки гостям | |
16 | Инсценирование мульт-сказок по книге «Лучшие мультики малышам» | 2 | 24.12 26.12 | 24.12 26.12 |
17 | Театральная игра | 2 | 28.12 30.12 | 28.12 29.12 | Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность; находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. | Групповая работа, словесные методы | Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах | итоговый | |
18 | Основы театральной культуры | 2 | 14.01 16.01 | 14.01 16.01 | Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Музыкальные пластические игры и упражнения | Групповая работа, поисковые методы | Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам | | фонохрестоматия |
19-20 | Инсценирование народных сказок о животных. Кукольный театр. Постановка с использованием кукол. | 2 | 21.01 23.01 | 21.01 2301 | Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ | Фронтальная работа, словесные методы | Работа с текстом сказки: распре деление ролей, репетиции с пальчиковыми куклами | | Отработка умения работать с пальчиковыми куклами |
21 | Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского | 2 | 28.01 30.01 | 28/01 30.01 | Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ | Индивидуальная работа | Конкурс на лучшего чтеца | Текущий | |
22 | Театральная игра | 2 | 4.02 6.02 | 4.02 6.02 | Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. | Групповая работа. Методы поисковы наглядные | Разучиваем игры-пантомимы | | Что такое пантомима |
23-24 | Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко | 2 | 11.02 13.02 | 11.02 13.02 | Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ | Словесные и наглядные методы | Репетиции, подбор костюмов, реквизита | Итоговый – выступле ние перед гостями | |
25 | Культура и техника речи Инсценирование сказки «Пых» | 2
| 18.02 20.02 | 18.02 20.02 | Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки». 2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.). Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ | Словесные и наглядные методы. Групповая работа | Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки | | |
26 | Культура и техника речи Инсценирование сказки «Пых» | 2
| 25.02 27.02 | 25.02 27.02 |
27 | Ритмопластика | 2 | 4.03 6.03 | 4.03 6.03 | Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений. | Наглядные методы | Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики | текущий | |
28 | Просмотр сказок в видеозаписи. | 2 | 11.03 13.03 | | Беседа по содержанию и представлению учащихся об игре актеров | Наглядные методы | | текущий | Исходя из фильмотеки учителя |
29 | Театральная игра | 2 | 18.03 20.03 | | Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Чтение сказки А.Усачёва «Жили-были ёжики». Инсценирование диалогов животных. | Наглядные методы и фронтальная работа | Создание этюдов | Предвари-тельный | Понятие «этюд» |
30 | Ритмопластика Чтение по ролям рассказов Сладкова о животных и их инсценирование. Сказки-несказки Бианки. Инсценировка. | 2 | 1.04 3.04 | | Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя) Упражнения «маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и др Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики). Инсценировка пальчиками стихотворений, ситуаций (летит птица, ползёт улитка и т. д.); теневой театр рук. | Наглядные методы | Выполнение упражнений на расслаб-ление мышц. Пальчиковые игры | текущий | Театр теней |
31 | Инсценирование сказок К.И.Чуковского | 2 | 8.04 10.04 | | Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ | Словесные и наглядные методы | Репетиции, подбор костю-мов, реквизита | Итоговый – выступление перед гостя ми | |
32 | Ритмопластика | 2 | 15.04 17.04 | | Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения. | Наглядные методы | Разучивание упражнений под музыку | Текущий | |
33 | Театральная игра Инсценирование басен Крылова. | 2 | 22.04 24.04 | | Этюды на эмоции и вежливое поведение | Словесные и наглядные методы | Репетиции, подбор костюмов, реквизита | Итоговый – выступление перед гостями | |
34 | Заключительное занятие. | 2 | 6.05 13.05 | | Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок. | Фронтальная работа. Словесные методы | «Капустник» - показ любимых инсценировок | Заключительный | Просмотр фото и видеозаписи выступ-лений де тей в тече нии года |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Библиотечный фонд.
Хрестоматия для учащихся начальных классов.
Детские журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», газеты «ПДД» и другие печатные издания.
Художественные произведения русских и зарубежных писателей.
Печатные издания.
Т.А.Ладыженская, Н.В. Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках».
Сценарии сказок, пьес, детские книги.
«Виды театрального искусства»
Технические средства обучения.
Экранно-звуковые пособия.
Диски с детскими песнями.
Презентации с текстами речевых разминок.
Интернет ресурсы.
Электронные презентации «Правила поведения в театре»