СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа. Кружок « Мир творчества. Театральные ступеньки»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  кружка "  Мир творчества. Театральные ступеньки."

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа. Кружок « Мир творчества. Театральные ступеньки»»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Ильинка





Рассмотрено Согласовано Утверждено

Руководитель ШМО Зам директора по УВР Директор школы

_________Мелькович О.И. _________ Скрипко Е.Б ________ Белозор Н.А.

Протокол №_____от _______ Приказ №_____ от_____







Рабочая программа

Кружок « Мир творчества. Театральные ступеньки»

3Б класс.



Всего количество часов на год - 68

Количество часов в неделю - 2











Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе, детском саду, также программа «Театр-творчество-дети» Колесниковой И.В.





Учитель: Алимова В.А.



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. При разработке программы были использованы учебно-методические пособия Н.Ф. Сорокиной, И.Б. Караманенко, С.М. Альхимович, Ю.Л. Алянского, Л.Б. Баряевой, И.Б. Белюшкиной, в которых рассматриваются вопросы организации театра, в том числе и кукольного, в общеобразовательной школе, детском саду, также программа «Театр-творчество-дети» Колесниковой И.В.

Программа «Мир творчества» реализует общекультурное (художественно-эстетическое) направление во внеурочной деятельности в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования .

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Полученные знания позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.

Актуальность

В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений.

Цель воспитание и развитие понимающего, умного, воспитанного театрального зрителя, обладающего художественным вкусом, необходимыми знаниями, собственным мнением. Воспитание творческой индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству театра и актерской деятельности.

Задачи

-опираясь на синтетическую природу театрального искусства, способствовать раскрытию и развитию творческого потенциала каждого ребенка;

-помочь овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения;

-через театр привить интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней;

-научить творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе.

-воспитывать доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.

Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли то актёра, то музыканта, то художника, на практике узнаёт о том, что актёр – это одновременно и творец, и материал, и инструмент;

Театр - это волшебный мир искусства, где нужны самые разные способности. И поэтому, можно не только развивать эти способности, но и с детского возраста прививать любовь к театральному искусству.

Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.

Особенности театрального искусства – массовость, зрелищность, синтетичность – предполагают ряд богатых возможностей, как в развивающе-эстетическом воспитании детей, так и в организации их досуга. Театр - симбиоз многих искусств, вступающих во взаимодействие друг с другом. Поэтому занятия в театральном коллективе сочетаются с занятиями танцем, музыкой, изобразительным искусством и прикладными ремесла­ми.

Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру.

Театральное искусство своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способно помочь ребёнку раздвинуть рамки постижения мира. Увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети и педагоги взаимодействуют, получая максимально положительный результат.

На занятиях школьники знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства.

Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.

Программа рассчитана на детей 7-11 лет, учащихся начальных классов.

Срок реализации программы: Программа рассчитана на 1 год обучения. На реализацию театрального курса «Мир творчества» отводится 68 ч в год (2 час в неделю). 70% содержания планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: репетиции, показ спектаклей, подготовка костюмов, посещение театров. Остальное время распределено на проведение тематических бесед, просмотр электронных презентаций и сказок, заучивание текстов, репетиции. Для успешной реализации программы будут использованы Интерет-ресурсы, посещение спектаклей.

Формы работы:

Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции, мезансцены.

Основными формами проведения занятий являются:

  • театральные игры,

  • конкурсы,

  • викторины,

  • беседы,

  • экскурсии в театр и музеи,

  • спектакли

  • праздники.

Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.

Предполагаемые результаты реализации программы

Воспитательные результаты работы по данной программе внеурочной деятель­ности можно оценить по трём уровням.

Результаты первого уровня (Приобретение школьником социальных знаний): Овладение способами самопознания, рефлексии; приобретение социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; развитие актёрских способностей.

Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной реальности ): Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, культура)

Результаты третьего уровня (получение школь­ником опыта самостоятельного общественного действия): школьник может приобрести опыт общения с представителями других социаль­ных групп, других поколений, опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД. Личностные результаты.

У учеников будут сформированы:

  • потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

  • целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;

  • этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы;

  • осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;

  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;

  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;

  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность

  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

  • обращаться за помощью;

  • формулировать свои затруднения;

  • предлагать помощь и сотрудничество;

  • слушать собеседника;

  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • осуществлять взаимный контроль;

  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

Учащиеся научатся:

  • читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;

  • выразительному чтению;

  • различать произведения по жанру;

  • развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;

  • видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;

  • сочинять этюды по сказкам;

  • умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)

Формой подведения итогов считать:

выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.





Календарно-тематическое планирование курса «Мир творчества»


№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата проведения

Основное содержание занятия

Формы и методы работы

Вид деятельности

Виды контроля

Примечание

план

факт

1

Вводное занятие.

2

3.09

5.09

3.09

5.09

Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Игра «Театр – экспромт»: «Колобок».

беседа

Решение организационных вопросов.


Понятие «экс-промт»

2

Здравствуй, театр!


2


10.09

12.09

10.09

12.09

Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».

Знакомство с театрами (презентация)

Фронтальная работа

Просмотр презентаций

текущий

Возможно использование Интернет-ресурсов

3

Здравствуй, театр!


2


17.09

19.09

17.09

19.09

4

Театральная игра

2

24.09

26.09


24.09

26.09


Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке Учимся строить диалог с партнером на заданную тему; сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы.


Знакомство с правилами поведения на сцене

Предвари-тельный

Понятие «рифма»

5

Театральная игра

2

1.10

3.10

1.10

3.10

6

Репетиция сказки «Теремок». «Буратино».

2


8.10

10.10

8.10

10.10

Работа над темпом, громкостью, мимикой на основе игр: «Репортаж с соревнований по гребле», «Шайба в воротах», «Разбилась любимая мамина чашка».

Индивидуальная работа

Распределение ролей

Показ сказки


7

Репетиция сказки «Теремок», «Буратино».

2


15.10

17.10

15.10

17.10

8

В мире пословиц.

2

22.10

24.10

22.10

24.10

Разучиваем пословицы. Инсценировка пословиц. Игра-миниатюра с пословицами «Объяснялки»

Индивидуальная работа

Показ презентации «Пословицы в картинках»


Интернет-ресурсы

9

Виды театрального искусства

2


29.10

7.11

29.10

7.11

Рассказать детям в доступной форме о видах театрального искусства.

Упражнения на развитие дикции (скороговорки, чистоговорки). Произнесение скороговорок по очереди с разным темпом и силой звука, с разными интонациями.

Чтение сказки Н.Грибачёва «Заяц Коська и его друзья». Инсценирование понравившихся диалогов.

Словесные формы работы

Презентация «Виды театрального искусства»

Соревно- вание

Интернет - ресурсы

10

Правила поведения в театре

2

12.11

14.11

12.11

14.11

Познакомить детей с правилами поведения в театре. Как вести себя на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. Учимся строить диалог с партнером на заданную тему

игра

Электронная презентация «Правила поведения в театре»

Ролевая игра: «Мы в театре»

Правила диалога

11

Кукольный театр.

2

19.11

21.11


19.11

21.11


Мини-спектакль с пальчиковыми куклами.

Отработка дикции


Показ сказки


12

Театральная азбука.


2


26.11

28.11

26.11

28.11

Разучивание скороговорок, считалок, потешек и их обыгрывание

Индивидуальная работа

соревнование

Тематический


13

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».

2

3.12

5.12

3.12

5.12

Викторина по сказкам

Фронтальная работа

Отгадывание заданий викторины


Электронная презентация

14

Театральная игра «Сказка, сказка, приходи».

2

10.12

12.12

10.12

12.12

15

Инсценирование мульт-сказок по книге «Лучшие мультики малышам»

2

17.12

19.12

17.12

19.12

Знакомство с текстом, выбор мультсказки, распределение ролей, диалоги героев.

Фронтальная работа

Распределение ролей, работа над дикцией, выразительностью

Показ сказки гостям


16

Инсценирование мульт-сказок по книге «Лучшие мультики малышам»

2

24.12

26.12

24.12

26.12

17

Театральная игра


2

28.12

30.12

28.12

29.12

Учимся развивать зрительное, слуховое внимание, наблюдательность; находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

Групповая работа, словесные методы

Дети самостоятельно разучивают диалоги в микрогруппах

итоговый


18

Основы театральной культуры

2

14.01

16.01

14.01

16.01

Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий. Музыкальные пластические игры и упражнения

Групповая работа, поисковые методы

Подбор музыкальных произведений к знакомым сказкам


фонохрестоматия

19-20

Инсценирование народных сказок о животных.

Кукольный театр. Постановка с использованием кукол.

2

21.01

23.01

21.01

2301

Знакомство с содержанием, выбор сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

Фронтальная работа, словесные методы

Работа с текстом сказки: распре деление ролей, репетиции с пальчиковыми куклами


Отработка умения работать с пальчиковыми куклами

21

Чтение в лицах стихов А. Барто, И.Токмаковой, Э.Успенского

2

28.01

30.01

28/01

30.01

Знакомство с содержанием, выбор литературного материала, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

Индивидуальная работа

Конкурс на лучшего чтеца

Текущий


22

Театральная игра

2

4.02

6.02

4.02

6.02

Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы.

Групповая работа. Методы поисковы наглядные

Разучиваем игры-пантомимы


Что такое пантомима

23-24

Постановка сказки «Пять забавных медвежат» В. Бондаренко

2

11.02

13.02

11.02

13.02

Знакомство с содержанием, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

Итоговый – выступле ние перед гостями


25

Культура и техника речи

Инсценирование сказки «Пых»

2




18.02

20.02


18.02

20.02

Упражнения на постановку дыхания (выполняется стоя). Упражнения на развитие артикуляционного аппарата. 1.Упражнения «Дуем на свечку (одуванчик, горячее молоко, пушинку)», «Надуваем щёки».

2.Упражнения для языка. Упражнения для губ.»Радиотеатр; озвучиваем сказку (дует ветер, жужжат насекомые, скачет лошадка и т. п.).

Знакомство с содержанием сказки, распределение ролей, диалоги героев, репетиции, показ

Словесные и наглядные методы.

Групповая работа

Работа над постановкой дыхания. Репетиция сказки



26

Культура и техника речи

Инсценирование сказки «Пых»

2




25.02

27.02

25.02

27.02

27

Ритмопластика

2

4.03

6.03

4.03

6.03

Создание образов с помощью жестов, мимики. Учимся создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.

Наглядные методы

Работа над созданием образов животных с помощью жестов и мимики

текущий


28

Просмотр сказок в видеозаписи.

2


11.03

13.03


Беседа по содержанию и представлению учащихся об игре актеров

Наглядные методы


текущий

Исходя из фильмотеки учителя

29

Театральная игра


2


18.03

20.03


Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами.

Чтение сказки А.Усачёва «Жили-были ёжики». Инсценирование диалогов животных.

Наглядные методы и фронтальная работа

Создание этюдов

Предвари-тельный

Понятие «этюд»

30

Ритмопластика

Чтение по ролям рассказов Сладкова о животных и их инсценирование.

Сказки-несказки Бианки. Инсценировка.

2

1.04

3.04


Упражнения на расслабление мышц, развитие умения управлять мышцами тела (выполняется стоя) Упражнения «маятник», «дерево на ветру», «Петрушка» на расслабление мышц рук и др

Упражнения на развитие пальцев рук (мелкой моторики). Инсценировка пальчиками стихотворений, ситуаций (летит птица, ползёт улитка и т. д.); теневой театр рук.

Наглядные методы

Выполнение упражнений на расслаб-ление мышц. Пальчиковые игры

текущий

Театр теней

31

Инсценирование сказок К.И.Чуковского


2

8.04

10.04


Чтение сказок, распределение ролей, репетиции и показ

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костю-мов, реквизита

Итоговый – выступление перед гостя ми


32

Ритмопластика

2

15.04

17.04


Музыкальные пластические игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения.

Наглядные методы

Разучивание упражнений под музыку

Текущий


33

Театральная игра

Инсценирование басен Крылова.

2

22.04

24.04


Этюды на эмоции и вежливое поведение

Словесные и наглядные методы

Репетиции, подбор костюмов, реквизита

Итоговый – выступление перед гостями


34

Заключительное занятие.

2

6.05

13.05


Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок.

Фронтальная работа. Словесные методы

«Капустник» - показ любимых инсценировок

Заключительный

Просмотр фото и видеозаписи выступ-лений де тей в тече нии года


Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Библиотечный фонд.

  • Хрестоматия для учащихся начальных классов.

  • Детские журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», газеты «ПДД» и другие печатные издания.

  • Художественные произведения русских и зарубежных писателей.

Печатные издания.

  • Т.А.Ладыженская, Н.В. Ладыженская «Детская риторика в рассказах и рисунках».

  • Сценарии сказок, пьес, детские книги.

  • «Виды театрального искусства»

Технические средства обучения.

  • Компьютер.

  • проектор.

Экранно-звуковые пособия.

  • Диски с детскими песнями.

  • Презентации с текстами речевых разминок.

  • Интернет ресурсы.

  • Электронные презентации «Правила поведения в театре»



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!