Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Можгинского района «Люгинская основная общеобразовательная школа»
Принято на заседании педагогического совета протокол №___ от «___» __________20__г. | Утверждаю Директор МБОУ «Люгинская ООШ» ______________Н.Н. Иванова Приказ №____от___________20__г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Волшебная кисточка»
возраст детей - 6,5 - 8 лет
срок реализации 1 год
Педагог дополнительного образования
Бондаренко Г.А.
2018 г.
Раздел 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Пояснительная записка
Программа «Волшебная кисточка» является программой художественного направления.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, целеустремлённости, усидчивости, чувства взаимопомощи, даёт возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Полученные знания, умения и навыки дети демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения формирования высокого интеллекта духовности через мастерство. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. В целом, занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребёнка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Программа «Волшебная кисточка» рассчитана на 1 год обучения возраст - (6,5 -8 лет) Занятие 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Для реализации целей и задач программы используются формы и методы обучения, направленные на обогащение творческого воображения, мышления, развития художественного восприятия, обогащение и развитие словаря, развитие увлеченности изобразительной деятельностью.
Формы проведения занятий разнообразны: вводное, практическое, занятие – ознакомление, занятие – обобщение, занятие – игра.
Образовательный процесс, включает в себя различные методы обучения:
Методы педагогической драматургии - особая атмосфера кабинета, группы, стенды украшенные детскими работами; вид окружающего мира. Природы, открывающийся из окон: музыка и поэзия, сопровождающие объяснения педагога; игры и сказочные моменты на занятиях.
Репродуктивный метод – воспроизводящий.
Иллюстративный метод - использование наглядного материала (альбомы об искусстве, папки с образцами, иллюстрации и т.д.).
Метод опоры на личный, эмоциональный бытовой опыт ребенка.
Метод свободы в выборе материала в изобразительной деятельности.
Метод диалогичности, коллективного обсуждения детских работ.
Метод коллективных работ: ребенок – ребенок, педагог – ребенок.
В работе используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. В сотворчестве с педагогом, ребенок превышает уже достигнутые им уровни развития своих способностей. Вся изобразительная деятельность ребенка проходит в сотрудничестве с педагогом, в совместном поиске, когда ребенок не получает готовых рецептов и решений, а напрягает свой ум, фантазию, волю, память, при этом учитываются индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
1.2 Цель и задачи программы:
Цель:
Обучение детей основам изобразительной грамотности.
Задачи:
1. знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности
2. Познакомить с выдающимися мастерами изобразительного искусства
3.Научить рисовать пейзажи
1.3 Содержание программы
2.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ |
Всего часов | КОЛ-ВО ЧАСОВ |
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ | ПРАКТИЧЕСКИХ |
1. | КОРОЛЕВСТВО ВОЛШЕБНЫХ КРАСОК | 18 | 1 | 17 |
2. | В МИРЕ СКАЗОК | 18 | | 18 |
3. | В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ | 22 | | 22 |
4. | В СКАЗОЧНОЙ СТРАНЕ «ДИЗАЙН | 10 | | 10 |
| Итого | 68ч | 1 | 67 |
Раздел 1. " КОРОЛЕВСТВО ВОЛШЕБНЫХ КРАСОК " 18 ч «Инструктаж по ТБ. Картинная галерея. Радужный мост. Основные и составные цвета. Красное королевство. Оранжевое королевство. Жёлтое королевство. Зелёное королевство. Сине-голубое королевство. Фиолетовое
королевство.
Раздел 2. " В МИРЕ СКАЗОК " Рисуем сказку. Рисование любимых
сказок и сказочных героев. Волк и семеро козлят. Сорока-белобока. Колобок. Петушок -Золотой гребешок. Репка. Курочка -Ряба. Снегурочка. 18
ч.
Раздел 3. " В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ " 22 ч Народные промыслы Хохлома, Городец, Народные промыслы Гжель. Народные промыслы дымковская роспись. Русская матрёшка
Раздел 4. « В СКАЗОЧНОЙ СТРАНЕ «ДИЗАЙН»». Круглое королевство. Шаровое королевство. Треугольное королевство. Квадратное королевство. Обобщение и систематизация изученного материала. 10 ч
№ п/п | Дата | Тема занятия | Всего часов | Содержание деятельности занятия | Форма аттест. контроля |
план | факт | Теорет | Практ. | |
| КОРОЛЕВСТВО ВОЛШЕБНЫХ КРАСОК 18 ч |
1-2 | | | Радужный мост. «Инструктаж по ТБ. | 2 | | Рассказ с элементами беседы. С последующей практической работой. | текущий |
3-4 | | | Радужный мост. | 2 | | Рассказ с элементами беседы. С последующей практической работой. | текущий |
5-6 | | | Красное королевство | 2 | | Рассказ с элементами беседы. С последующей практической работой. | текущий |
7-8 | | | Оранжевое королевство | 2 | | Рассказ с элементами беседы. С последующей практической работой. | текущий |
9-10 | | | Желтое королевство | 2 | | Рассказ с элементами беседы. С последующей практической работой. | текущий |
11-12 | | | Зеленое королевство | 2 | | Рассказ с элементами беседы. С последующей практической работой. | текущий |
13-14 | | | Сине-голубое королевство. | 2 | | Рассказ с элементами беседы. С последующей практической работой. | текущий |
15-16 | | | Фиолетовое королевство. | 2 | | Рассказ с элементами беседы. С последующей практической работой. | текущий |
17-18 | | | Разноцветная страна. | 2 | | Практическая работа. | Выставка работ |
| В МИРЕ СКАЗОК 18 ч |
19-21 | | | Волк и семеро козлят | 3 | | Рисование по представлению | текущий |
22-23 | | | Сорока-Белобока. | 2 | | Рисование по представлению
| текущий |
24-25 |
|
| Колобок. | 2 |
| Иллюстрирование сказки | текущий |
26-28 |
|
| Петушок – золотой гребешок. | 3 |
| Иллюстрирование сказки | текущий. |
29-31 |
|
| Репка. | 3 |
| Иллюстрирование сказки | текущий |
32-34 |
|
| Курочка-Ряба | 3 |
| Иллюстрирование сказки | текущий |
35-36 |
|
| Снегурочка | 2 |
| Иллюстрирование сказки | текущий |
| В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ 22 ч |
37-41 |
|
| Дымковские игрушки | 5 |
|
| текущий |
42-45 |
|
| Филимоновские игрушки | 4 |
| Декоративная работа
| текущий |
46-49 |
|
| Матрешки | 4 |
| Декоративная работа
| текущий |
50-54 |
|
| Городец | 5 |
| Декоративная работа | текущий |
55-58 |
|
| Хохлома | 4 |
| Декоративная работа
| текущий |
| В СКАЗОЧНОЙ СТРАНЕ «ДИЗАЙН» 10 ч |
59-60 |
|
| Круглое королевство | 2 |
| Рисование по представлению
| текущий |
61-62 |
|
| Шаровое королевство | 2 |
| Рисование по представлению
| текущий |
63-64 |
|
| Треугольное королевство | 2 |
| Рисование по представлению
| текущий |
65-66 |
|
| Квадратное королевство | 2 |
| Рисование по представлению
| текущий |
67-68 |
|
| Кубическое королевство | 2 |
| Рисование по представлению
| текущий |
|
| Итого: | 68 ч |
|
|
1.4 Планируемые результаты
1.Учащиеся освоят различные художественные материалы и техники изобразительной деятельности
2. Познакомятся с выдающимися мастерами изобразительного искусства
3.Научатся рисовать пейзажи
В конце года занятий ученик будет знать:
1. основные и дополнительные цвета;
2. цветовую гамму красок (тѐплые, холодные цвета);
3. свойства красок и графических материалов;
4. азы воздушной перспективы (дальше, ближе);
Уметь:
1. выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
2. смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
3. правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
4. грамотно оценивать свою работу, находить еѐ достоинства и недостатки;
5. работать самостоятельно и в коллективе;
Личностные результаты освоения программы
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками
развитие всех форм мышления младшего школьника;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Метапредметные результаты освоения программы
проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
организовывать свою деятельность;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
Предметные результаты освоения программы должны отражать:
- создание собственного оригинального продукта
- знание отличительных особенностей основных видов и жанров изобразительного искусства, ведущих элементов изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главных и дополнительных, холодных и теплых цветов, основ цветоведения;
- понимание, что такое натюрморт, пейзаж, светотень, воздушная перспектива,
- владение гуашевыми, акварельными красками, использовать подручный материал.
Раздел 2. Комплекс организационно- педагогических условий
2.1 Календарный учебный график:
Начало учебных занятий | 1 сентября 2018 года |
Конец учебного года | 31 мая 2019 года |
Кол-во учебных недель | 34 недели |
Кол-во учебных дней | 68 |
2.2 Условия реализации программы:
Для реализации программы необходимо иметь соответствующие материалы и принадлежности.
Для педагога:
ТСО (, интерактивная доска, мультимедийный проектор; экран
таблицы, иллюстрированный материал, демонстрационный материал;
материал по истории искусств;
художественно-графические материалы.
Для обучающихся:
бумага: ватман, картон, альбомы для рисования;
акварельные и гуашевые краски;
кисти, карандаши, мелки.
2.3 Формы аттестации:
Формой контроля на занятиях является :
1.наблюдение за учащимся
2.тестирование
3.Выполнение творческих работ
4.Участие в выставках
Наблюдение в процессе учебного года за учащимися осуществляется по 3 уровням:
1.Ближний уровень
индивидуальное наблюдение за каждым учащимся,
анализ его работ по каждой теме, нескольким темам, по итоговым
занятиям и выставкам.
2.Средний уровень
–открытые занятия для родителей, мастер-классы на мероприятиях в
учебном году, персональные выставки отдельных учащихся, участие в коллективных работах.
3.Дальний уровень
анализ работ учащегося о его работе в начале, середине и конце учебного года.
2.4 Оценочные материалы:
Тесты:
1.Определите три основных цвета в красках –
а) зеленый, синий, красный;
б) зеленый, белый, красный;
в) зеленый, белый, синий.
2.Дайте определение пейзажа –
а) изображение природы в различных состояниях;
б) изображение дерева на линии горизонта;
в) рисунок дома.
3. Человек, создающий произведения искусства –
а) художник;
б) учитель;
в) продавец.
4. Небольшой кусок бумаги, стекла, картона на котором смешиваются краски во время работы –
а) палитра;
б) мольберт;
в) этюдник.
5. Изображение, выполненное от руки с помощью графических средств:
а) рисунок;
б) живопись;
в) аппликация.
6. Дать определение эскизу:
а) быстрый рисунок с натуры;
б) детальная проработка предмета;
в) рисунок на определенную тему.
2.Определите цвета теплой цветовой гаммы –
а) красный, оранжевый, желтый;
б) зеленый, белый, красный;
в) зеленый, белый, синий.
Определите цвета холодной цветовой гаммы –
а) синий, фиолетовый, зеленый;
б) зеленый, белый, красный;
в) зеленый, желтый, синий.
Дать определение вида искусства, произведения которого создаются с помощью красок –
а) живопись;
б) аппликация;
в) рисунок.
Изображение, выполненное от руки с помощью графических средств –
а) рисунок;
б) аппликация;
в) живопись.
Способ получения изображения, заключающийся в накладывании, наклеивании или нашивании на какую – либо основу разных по цвету кусков бумаги, картона, ткани и других материалов –
а) аппликация;
б) живопись;
в) рисунок.
2.5 Методические материалы:
Наглядные таблицы по ИЗО (Основные цвета, Цветоведение, Тёплые и холодные цвета, Натюрморт, Пейзаж).
Интернет-ресурсы:
http://www.lookmi.ru/ «Учимся рисовать поэтапно».
http://www.mogut-vse.ru/k1.htm Курс №1 "Учимся видеть и рисовать, как Художник!"
Тычок жесткой полусухой кистью. Рисование пальчиками, ладошкой. Оттиск поролоном. Оттиск пенопластом. Оттиск смятой бумагой. Восковые мелки и акварель. Свеча и акварель. Монотипия предметная. Черно-белый граттаж. Цветной граттаж. Кляксография. Кляксография с трубочкой. Набрызг. Отпечатки листьев. Тиснение. Монотипия пейзажная. Водяная печать. Ниткография.
Список литературы
Л. А. Неменской «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2006
В.С.Кузин,Э.И.Кубышкина Изобразительное искусство в начальной школе.
В.С.Кузин,Э.И.Кубышкина Раскраски.
Серия «Школа рисования для малышей».
Серия «Искусство детям»
А.А.Фатеева. Рисуем без кисточки.
Ф.Левин. Домашние животные. Шаг за шагом.
М. Трофимова «И учеба, и игра. Изобразительное искусство»
Т.Давыдова. Серия детское творчество «Рисуем пальчиками»
В.Костина, Е.Потапова.Школа весёлого рисования «Рисуем пальчиками».
А.Шмид. Детское творчество «Весёлые уроки для детей.»
Н.М. Сокольникова. «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель пособие для учителя
-
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.: методическое пособие. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010г. – 191 с.
Марысаев В. Учебное пособие по изобразительному искусству для начальной школы. – М.: Аквариум, 1998. – 54 с