Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа г. Сенгилея
имени Героя Советского Союза Н.Н. Вербина
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей истории и обществознания Руководитель ШМО __________ / Е. В. Зиняева/ Протокол № _______ От « 31 » августа 2020 г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР _______ /Т. П. Кобзева/ « » августа 2020 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ СШ г. Сенгилея ___________ /В.М. Логинов/ « » августа 2020 г. |
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: история России. Всеобщая история
Класс: 5 В.
Уровень общего образования: основное
Учитель: Самаркин Н.Е..
Срок реализации программы: сентябрь-май (2020-2021 учебный год)
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для учащихся 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12. 2010 г. № 1897, с изменениями);
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СШ г. Сенгилея;
Учебный план МОУ СШ г. Сенгилея на 2020 – 2021 учебный год;
Примерная образовательная программа по учебному предмету история, Рабочие программы. История 5-9 классы: учебно – методическое пособие/сост. А. А. Вигасина., О. С. Сороко-Цюпы – 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, 2014. – 144 с.
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в 2020-2021 учебном году.
Рабочая программа по истории для учащихся 5 класса рассчитана на 2 часа в неделю и 70 часов на учебный год.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебника: История Древнего мира 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свеницкая, - 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2014
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.
История России. Всеобщая история
История Древнего мира
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться: |
- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.); - использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий; - проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира; - описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории; - раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности; - объяснять, в чём заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства; - давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории. | - давать характеристику общественного строя древних государств; - сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; - видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде; - высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории. |
Основное содержание учебного предмета на уровне основного общего образования.
История России. Всеобщая история
Всеобщая история
История Древнего мира
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.
Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.
Древний Восток
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
Античный мир: понятие. Карта античного мира.
Древняя Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.
Древний Рим
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.
Историческое и культурное наследие древних цивилизаций
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них |
Лабо- ратор- ные и практические (темы) | Контрольные и диагностичес кие мате риалы (тема) | Про ект ная дея тель ность | Экс курсии |
| Введение | 1 | | | | |
1. | Раздел 1. Жизнь первобытных людей Первобытные собиратели и охотники | 6 3 | | 1 «Жизнь первобытных людей» | | |
2. | Первобытные земледельцы и скотоводы | 3 | | | | |
3. | Счет лет в истории | 1 | | | | |
4. | Раздел 2. Древний Восток Древний Египет | 20 8 | | 1 «Страны Древнего Востока» | 1 | |
5. | Западная Азия в древности | 7 | | | | |
6. | Индия и Китай в древности | 5 | | | | |
7. | Раздел 3. Древняя Греция Древнейшая Греция | 21 5 | | 1 «Древняя Греция» | | |
8. | Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 | | | | |
9. | Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии | 5 | | | | |
10. | Македонские завоевания в IV в. до н. э. | 4 | | | | |
11. | Раздел 4. Древний Рим Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | 19 3 | | 1 «Древний Рим» | | |
12. | Рим - сильнейшая держава Средиземноморья | 3 | | | | |
13. | Гражданские войны в Риме | 4 | | | | |
14. | Римская империя в первые века нашей эры | 5 | | | | |
15. | Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи | 4 | | | | |
| Итоговое повторение | 2 | | | 1 | |
| Итого | 70 | | 4 | 2 | |
Календарно-тематическое планирование. История России. Всеобщая история. 5 класс (70 ч.) Приложение 1.
№ у р о к а | Тема урока | К о л. ч а с. | Вид урока | Дата |
План | Факт |
1 | Введение в историю Древнего мира. | 1 | Введение | 4.09 | |
2 | Раздел I. «Жизнь первобытных людей». Тема 1. Древнейшие люди | 1 | Урок изучения нового | 11.09 | |
3 | Родовые общины охотников и собирателей | 1 | Комбинированный урок | 14.09 | |
4 | Возникновение искусства и религии | 1 | Урок развивающего контроля | 16.09 | |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | Урок изучения нового | 18.09 | |
6 | Появление неравенства и знати | 1 | Комбинированный урок | 23.09 | |
7 | Тема 3. Счёт лет в истории Измерение времени по годам | 1 | Урок развивающего контроля | 25.09 | |
8 | Раздел II. «Древний Восток». Тема 4. Древний Египет. Государство на берегах Нила | 1 | Урок изучения нового | 28.09 | |
9 | Как жили земледельцы и ремесленники | 1 | Урок обобщения знаний | 30.09 | |
10 | Жизнь египетского вельможи | 1 | Урок изучения нового | 19.10 | |
11 | Военные походы фараонов | 1 | Комбинированный урок | 21.10 | |
12 | Религия древних египтян | 1 | Урок развивающего контроля | 26.10 | |
13 | Искусство Древнего Египта | 1 | Урок развивающего контроля | 28.10 | |
14 | Письменность и знания древних египтян | 1 | Урок обобщения знаний | 2.11 | |
15 | Повторение. «Древний Египет. Древнейшие люди» К | 1 | Повторение | 9.11 | |
16 | Практикум по теме «Древний Египет. Древнейшие люди» | 1 | Урок - практикум | 11.11 | |
17 | Тема 5. Западная Азия в древности Древнее Двуречье | 1 | Урок изучения нового | 23.11 | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | Урок изучения нового | 25.11 | |
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | Комбинированный урок | 30.11 | |
20 | Библейские сказания | 1 | Урок изучения нового | 2.12 | |
21 | Древнееврейское царство | 1 | Урок развивающего контроля | 7.12 | |
22 | Ассирийская держава | 1 | Комбинированный урок | 9.12 | |
23 | Персидская держава «царя царей» | 1 | Урок изучения нового | 14.12 | |
24 | Повторение. «Древний Египет. Западная Азия в древности» К | 1 | Повторение | 16.12 | |
25 | Тема 6. Индия и Китай в Древности Природа и люди Древней Индии | 1 | Урок изучения нового | 21.12 | |
26 | Индийские касты | 1 | Урок обобщения знаний | 23.12 | |
27 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | Комбинированный урок | 11.01 | |
28 | Первый властелин единого Китая | 1 | Урок изучения нового | | |
29 | Повторение. «Древний Восток» | 1 | Повторение | | |
30 | Раздел III. «Древняя Греция». Тема 7. Древнейшая Греция Греки и критяне | 1 | Урок изучения нового | | |
31 | Микены и Троя | 1 | Комбинированный урок | | |
32 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | Урок развивающегося контроля | | |
33 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | Урок развивающегося контроля | | |
34 | Религия древних греков | 1 | Урок развивающегося контроля | | |
35 | Тема 8. Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | Урок изучения нового | | |
36 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | Комбинированный урок | | |
37 | Древняя Спарта | 1 | Урок изучения нового | | |
38 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | Урок обобщения знаний | | |
39 | Олимпийские игры в древности | 1 | Урок развивающего контроля | | |
40 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | Комбинированный урок | | |
41 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | Урок обобщения знаний | | |
42 | Тема 9. Возвышение Афин в V в. до н.э. и расцвет демократии В гаванях афинского порта Пирей | 1 | Урок изучения нового | | |
43 | В городе богини Афины | 1 | Комбинированный урок | | |
44 | В афинских школах и гимнасиях | 1 | Урок развивающего контроля | | |
45 | В афинском театре | 1 | Урок изучения нового | | |
46 | Афинская демократия при Перикле | 1 | Урок развивающего контроля | | |
47 | Тема 10. Македонские завоевания в IV в. до н.э. Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | Урок изучения нового | | |
48 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | Комбинированный урок | | |
49 | В Александрии Египетской | 1 | Урок развивающего контроля | | |
50 | Повторение. Вклад древних эллинов в мировую культуру К | 1 | Повторение | | |
51 | Раздел IV. «Древний Рим». Тема 11. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией Древнейший Рим | 1 | Урок изучения нового | | |
52 | Завоевание Римом Италии | 1 | Комбинированный урок | | |
53 | Устройство Римской республики | 1 | Урок развивающего контроля | | |
54 | Тема 12. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | Урок изучения нового | | |
55 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземноморье | 1 | Комбинированный урок | | |
56 | Рабство в Древнем Риме | 1 | Урок развивающего контроля | | |
57 | Тема 13. Гражданские войны в Риме. Земельный закон братьев Гракхов | 1 | Урок изучения нового | | |
58 | Восстание Спартака | 1 | Урок изучения нового | | |
59 | Единовластие Цезаря | 1 | Урок развивающегося контроля | | |
60 | Установление империи | 1 | Комбинированный урок | | |
61 | Тема 14. Римская империя в первые века н.э. Соседи Римской империи | 1 | Урок изучения нового | | |
62 | Рим при императоре Нероне | 1 | Урок изучения нового | | |
63 | Первые христиане и их учение | 1 | Урок развивающего контроля | | |
64 | Расцвет Римской империи во II в. н.э. | 1 | Урок изучения нового | | |
65 | «Вечный город» и его жители | 1 | Комбинированный урок | | |
66 | Тема 15. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи Римская империя при Константине | 1 | Урок изучения нового | | |
67 | Взятие Рима варварами | 1 | Урок обобщения знаний | | |
68 | Повторение. Древний Рим | 1 | Повторение | | |
69 70 | Итоговое повторение. Признаки цивилизации Греции и Рима | 2 | Повторение | | |
Примерные темы проектов 5 класс история
Терракотовая армия Цинь Шихуанди
Научные открытия эпохи Древнего мира
3. Сокровища Тутанхамона
4. Чудеса Древнего Вавилона
5. Воины Древней Ассирии
6. Изобретения и открытия древних финикийцев
7. Изобретения древних государств и цивилизаций
8. Боги и герои Древней Греции в искусстве разных веков
9. Греческие колонии
10. Герои греко-персидских войн
11. Корабли Древнего мира
12. Удивительные греческие храмы
13. Чудеса Древней Греции
14. Военно-спортивная подготовка в Древней Греции
15. Город на семи холмах: загадки археологических раскопок
16. История Древней Греции в крылатых выражениях
17. История Древнего Рима в крылатых выражениях
18. Храмы первых христиан
19. Знаменитые женщины Древнего мира
20. Великие личности Древнего мира
21. Город, забытый историей. Трагедия Трои
22. Римская армия как образцовое войско древности
23. Письменность государств Древнего мир