© 2021, Самаркин Никита Евгеньевич 1574 4
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
имени Героя Советского Союза Н.Н. Вербина
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей истории и обществознания Руководитель ШМО __________ / Е. В. Зиняева/ Протокол № _______ От « 31 » августа 2020 г.
| СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _______ /Т.П.Кобзева/
« » августа 2020 г.
| УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ СШ г. Сенгилея ___________ /В.М. Логинов/
« » августа 2020 г.
|
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: история России. Всеобщая история
Класс: 7 Б, В.
Уровень общего образования: основное
Учитель: Самаркин Н. Е.
Срок реализации программы: сентябрь-май (2020-2021 учебный год)
Пояснительная записка
Рабочая программа по истории для учащихся 7 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. 12. 2010 г. № 1897, с изменениями);
Основная образовательная программа основного общего образования МОУ СШ г. Сенгилея;
Учебный план МОУ СШ г. Сенгилея на 2020 – 2021 учебный год;
Примерная образовательная программа по учебному предмету история, Рабочие программы. История 6-9 классы
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательной деятельности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в 2018-2019 учебном году.
Рабочая программа по истории для учащихся 7 класса рассчитана на 2 часа в неделю и 70 часов на учебный год.
В этом учебном году рабочая программа по предмету «История» скорректирована в связи со сложившимися эпидемиологическими обстоятельствами 2019-2020 учебного года. Так как не все темы 6 класса были изучены в полном объеме, то темы требующие корректировки, предлагается дополнительно рассмотреть в 2020-2021 учебном году. На повторение отводятся 4 темы, не изученные в 6 классе.
Реализация рабочей программы осуществляется с использованием учебника: История Нового времени 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю. А. Яковлева, Б. П. Анатольевич, Л. М. Ванюшкина, М.: Просвещение, 2014 . История России.: учебник для общеобразовательных учреждений / Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И. В. Курукин, А. Я. Токарева, М.: Просвещение, 2016.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
- ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
- обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
- обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
- выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
- описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
- планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
- устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
- определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
- анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
- свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
- оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
- обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
- фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
- наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
- выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
- объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- выделять явление из общего ряда других явлений;
- определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
- строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
- рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
- излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
- самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
- вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
- выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
- делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
- строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
- создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
- преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
- анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- резюмировать главную идею текста;
- преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
- критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
- определять свое отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
- прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
- определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
- формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
- соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
- определять возможные роли в совместной деятельности;
- играть определенную роль в совместной деятельности;
- принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
- определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
- выделять общую точку зрения в дискуссии;
- договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
- устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
- определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
- отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
- представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
- соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
- принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
- создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
- использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
- использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
- делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
- выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
- выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
- использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
- использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
- создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования.
История России. Всеобщая история
История Нового времени.
Россия в XVI – ХIХ веках (7–9 класс)
Ученик научится: | Ученик получит возможность научиться: |
- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; - использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений - походов, завоеваний, колонизации и др.; - анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; - составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; - систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени; - раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени; - объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.); - сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; - давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени. | - используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время; - использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); - сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности; - применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д. |
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |||
Лабо- ратор- ные и практические (темы) | Контрольные и диагностичес кие мате риалы (тема) | Про ект ная дея тель ность | Экс курсии | |||
| Повторение 6 кл. | 4 |
|
|
|
|
1. | Россия в XVI в. | 23 |
| 1 «Россия в XVI в.» |
|
|
2. | Смутное время. Россия при первых Романовых | 20 |
| 1 «Смутное время. Россия при первых Романовых» |
|
|
3. | Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | 11 |
| 1 «Мир в начале Нового времени» |
|
|
4. | Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) | 5 |
|
|
|
|
5. | Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 7 |
|
|
|
|
| Всего | 70 |
| 4 |
|
|
Основное содержание учебного предмета на уровне основного общего образования.
История России. Всеобщая история
Россия в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству. Россия в XVI веке.
Княжение Василия III. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы: присоединение Псковской, Смоленской, Рязанской земель. Отмирание удельной системы. Укрепление великокняжеской власти. Внешняя политика Московского княжества в первой трети XVI в.: война с Великим княжеством Литовским, отношения с Крымским и Казанским ханствами, посольства в европейские государства.
Органы государственной власти. Приказная система: формирование первых приказных учреждений. Боярская дума, ее роль в управлении государством. «Малая дума». Местничество. Местное управление: наместники и волостели, система кормлений. Государство и церковь.
Регентство Елены Глинской. Сопротивление удельных князей великокняжеской власти. Мятеж князя Андрея Старицкого. Унификация денежной системы. Стародубская война с Польшей и Литвой.
Период боярского правления. Борьба за власть между боярскими кланами Шуйских, Бельских и Глинских. Губная реформа. Московское восстание 1547 г. Ереси Матвея Башкина и Феодосия Косого.
Принятие Иваном IV царского титула. Реформы середины XVI в. «Избранная рада»: ее состав и значение. Появление Земских соборов: дискуссии о характере народного представительства. Отмена кормлений. Система налогообложения. Судебник 1550 г. Стоглавый собор. Земская реформа – формирование органов местного самоуправления.
Внешняя политика России в XVI в. Создание стрелецких полков и «Уложение о службе». Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Значение включения Среднего и Нижнего Поволжья в состав Российского государства. Войны с Крымским ханством. Набег Девлет-Гирея 1571 г. и сожжение Москвы. Битва при Молодях. Ливонская война: причины и характер. Ликвидация Ливонского ордена. Причины и результаты поражения России в Ливонской войне. Поход Ермака Тимофеевича на Сибирское ханство. Начало присоединения к России Западной Сибири.
Социальная структура российского общества. Дворянство. Служилые и неслужилые люди. Формирование Государева двора и «служилых городов». Торгово-ремесленное население городов. Духовенство. Начало закрепощения крестьян: указ о «заповедных летах». Формирование вольного казачества.
Многонациональный состав населения Русского государства. Финно-угорские народы. Народы Поволжья после присоединения к России. Служилые татары. Выходцы из стран Европы на государевой службе. Сосуществование религий в Российском государстве. Русская Православная церковь. Мусульманское духовенство.
Россия в конце XVI в. Опричнина, дискуссия о ее причинах и характере. Опричный террор. Разгром Новгорода и Пскова. Московские казни 1570 г. Результаты и последствия опричнины. Противоречивость личности Ивана Грозного и проводимых им преобразований. Цена реформ.
Царь Федор Иванович. Борьба за власть в боярском окружении. Правление Бориса Годунова. Учреждение патриаршества. Тявзинский мирный договор со Швецией:восстановление позиций России в Прибалтике. Противостояние с Крымским ханством. Отражение набега Гази-Гирея в 1591 г. Строительство российских крепостей и засечных черт. Продолжение закрепощения крестьянства: указ об «Урочных летах». Пресечение царской династии Рюриковичей.
Смута в России
Династический кризис. Земский собор 1598 г. и избрание на царство Бориса Годунова. Политика Бориса Годунова, в т. ч. в отношении боярства. Опала семейства Романовых. Голод 1601-1603 гг. и обострение социально-экономического кризиса.
Смутное время начала XVII в., дискуссия о его причинах. Самозванцы и самозванство. Личность Лжедмитрия I и его политика. Восстание 1606 г. и убийство самозванца.
Царь Василий Шуйский. Восстание Ивана Болотникова. Перерастание внутреннего кризиса в гражданскую войну. Лжедмитрий II. Вторжение на территорию России польско-литовских отрядов. Тушинский лагерь самозванца под Москвой. Оборона Троице-Сергиева монастыря. Выборгский договор между Россией и Швецией. Поход войска М.В. Скопина-Шуйского и Я.-П. Делагарди и распад тушинского лагеря. Открытое вступление в войну против России Речи Посполитой. Оборона Смоленска.
Свержение Василия Шуйского и переход власти к «семибоярщине». Договор об избрании на престол польского принца Владислава и вступление польско-литовского гарнизона в Москву. Подъем национально-освободительного движения. Патриарх Гермоген. Московское восстание 1611 г. и сожжение города оккупантами. Первое и второе ополчения. Захват Новгорода шведскими войсками. «Совет всей земли». Освобождение Москвы в 1612 г.
Земский собор 1613 г. и его роль в укреплении государственности. Избрание на царство Михаила Федоровича Романова. Борьба с казачьими выступлениями против центральной власти. Столбовский мир со Швецией: утрата выхода к Балтийскому морю. Продолжение войны с Речью Посполитой. Поход принца Владислава на Москву. Заключение Деулинского перемирия с Речью Посполитой. Итоги и последствия Смутного времени.
Россия в XVII веке
Россия при первых Романовых. Царствование Михаила Федоровича. Восстановление экономического потенциала страны. Продолжение закрепощения крестьян. Земские соборы. Роль патриарха Филарета в управлении государством.
Царь Алексей Михайлович. Укрепление самодержавия. Ослабление роли Боярской думы в управлении государством. Развитие приказного строя. Приказ Тайных дел. Усиление воеводской власти в уездах и постепенная ликвидация земского самоуправления. Затухание деятельности Земских соборов. Правительство Б.И. Морозова и И.Д. Милославского: итоги его деятельности. Патриарх Никон. Раскол в Церкви. Протопоп Аввакум, формирование религиозной традиции старообрядчества.
Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества. Налоговая (податная) реформа.
Экономическое развитие России в XVII в. Первые мануфактуры. Ярмарки. Укрепление внутренних торговых связей и развитие хозяйственной специализации регионов Российского государства. Торговый и Новоторговый уставы. Торговля с европейскими странами, Прибалтикой, Востоком.
Социальная структура российского общества. Государев двор, служилый город, духовенство, торговые люди, посадское население, стрельцы, служилые иноземцы, казаки, крестьяне, холопы. Русская деревня в XVII в. Городские восстания середины XVII в. Соляной бунт в Москве. Псковско-Новгородское восстание. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права и территория его распространения. Русский Север, Дон и Сибирь как регионы, свободные от крепостничества. Денежная реформа 1654 г. Медный бунт. Побеги крестьян на Дон и в Сибирь. Восстание Степана Разина.
Внешняя политика России в XVII в. Возобновление дипломатических контактов со странами Европы и Азии после Смуты. Смоленская война. Поляновский мир. Контакты с православным населением Речи Посполитой: противодействие полонизации, распространению католичества. Контакты с Запорожской Сечью. Восстание Богдана Хмельницкого. Переяславская рада. Вхождение Украины в состав России. Война между Россией и Речью Посполитой 1654-1667 гг. Андрусовское перемирие. Русско-шведская война 1656-1658 гг. и ее результаты. Конфликты с Османской империей. «Азовское осадное сидение». «Чигиринская война» и Бахчисарайский мирный договор. Отношения России со странами Западной Европы. Военные столкновения с манчжурами и империей Цин.
Культурное пространство
Эпоха Великих географических открытий и русские географические открытия. Плавание Семена Дежнева. Выход к Тихому океану. Походы Ерофея Хабарова и Василия Пояркова и исследование бассейна реки Амур. Коч – корабль русских первопроходцев. Освоение Поволжья, Урала и Сибири. Калмыцкое ханство. Ясачное налогообложение. Переселение русских на новые земли. Миссионерство и христианизация. Межэтнические отношения. Формирование многонациональной элиты.
Изменения в картине мира человека в XVI–XVII вв. и повседневная жизнь. Жилище и предметы быта. Семья и семейные отношения. Религия и суеверия. Синтез европейской и восточной культур в быту высших слоев населения страны.
Архитектура. Дворцово-храмовый ансамбль Соборной площади в Москве. Шатровый стиль в архитектуре. Антонио Солари, Алевиз Фрязин, Петрок Малой. Собор Покрова на Рву. Монастырские ансамбли (Кирилло-Белозерский, Соловецкий, Новый Иерусалим). Крепости (Китай-город, Смоленский, Казанский, Тобольский Астраханский, Ростовский кремли). Федор Конь. Приказ каменных дел. Деревянное зодчество.
Изобразительное искусство. Симон Ушаков. Ярославская школа иконописи. Парсунная живопись.
Летописание и начало книгопечатания. Лицевой свод. Домострой. Переписка Ивана Грозного с князем Андреем Курбским. Публицистика Смутного времени. Усиление светского начала в российской культуре. Симеон Полоцкий. Немецкая слобода как проводник европейского культурного влияния. Посадская сатира XVII в.
Развитие образования и научных знаний. Школы при Аптекарском и Посольском приказах. «Синопсис» Иннокентия Гизеля - первое учебное пособие по истории.
Региональный компонент
Наш регион в XVI – XVII вв.
История Нового времени
Новое время: понятие и хронологические рамки.
Европа в конце ХV- начале XVII в.
Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI - начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.
Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI - начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.
Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.
Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.
Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII-ХVIII в.
Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII-ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».
Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.
Европейская культура XVI-XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII-XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII-XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.
Страны Востока в XVI-XVIII вв.
Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.
Календарно-тематическое планирование.
История России. Всеобщая история. 7 В класс (70 ч.)
Приложение 1.
№ у р о к а |
Тема урока | К о л.
ч а с. |
Вид урока |
Дата | |
План | Факт | ||||
1 | Московское государство и его соседи во второй половине XV в. | 1 | Повторение | 2.09 |
|
2 | Русская православная церковь в XV - начале XVI в. | 1 | Повторение | 7.09 |
|
3 | Человек в Российском государстве второй половины XV в. | 1 | Повторение | 9.09 |
|
4 | Формирование культурного пространства единого Российского государства | 1 | Повторение | 14.09 |
|
5
| Тема 1. Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 23 1 |
Урок изучения нового | 18.09 |
|
6
7
| Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.
| 2 | Комбинированный урок |
21.09
24.09 |
|
8
9
| Формирование единых государств в Европе и России | 2 | Урок изучения нового | 28.09
1.10 |
|
10
11
| Российское государство в первой трети XVI в. | 2 | Урок изучения нового | 19.10
22.10 |
|
12
| Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | 1 | Урок изучения нового | 26.10 |
|
13
14
| Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады | 2 | Комбинированный урок | 29.10
2.11 |
|
15
16 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 2 | Урок изучения нового | 05.11
09.11 |
|
17
18
| Внешняя политика России во второй половине XVI в. | 2 | Урок изучения нового | 12.11
23.11 |
|
19
| Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | 1 | Урок развивающего контроля | 26.11 |
|
20
21
| Опричнина | 2 | Урок изучения нового |
30.11
3.12 |
|
22
| Россия в конце XVI в. | 1 | Комбинированный урок | 7.12 |
|
23
| Церковь и государство в XVI в. | 1 | Урок развивающего контроля | 10.12 |
|
24
25
| Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. | 2 | Урок изучения нового |
14.12
17.12
|
|
26
| Повторение. Россия в XVI в.
| 1 | Повторение | 21.12 |
|
27
| Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI -начале XVII в. | 20
1 | Комбинированный урок | 24.12 |
|
28
29
| Смута в Российском государстве | 2 | Урок изучения нового |
11.01
|
|
30
| Окончание Смутного времени | 1 | Урок развивающего контроля |
|
|
31
32
| Экономическое развитие России в XVII в. | 2 | Урок изучения нового |
|
|
33
34
| Россия при первых Рома- новых: перемены в государственном устройстве | 2 | Комбинированный урок |
|
|
35
| Изменения в социальной структуре российского общества | 1 | Урок обобщения знаний |
|
|
36
37
| Народные движения в XVII в. | 2 | Урок изучения нового |
|
|
38
39
| Россия в системе международных отношений | 2 | Урок развивающего контроля |
|
|
40
| «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 1 | Комбинированный урок |
|
|
41
| Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | 1 | Урок развивающего контроля |
|
|
42
43
| Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 2 | Урок изучения нового |
|
|
44
| Культура народов России в XVII в. | 1 | Урок изучения нового |
|
|
45
| Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | 1 | Комбинированный урок |
|
|
46
| Повторение. Смутное время. Россия при первых Романовых | 1 | Урок - повторения |
|
|
47
| Тема 3. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану
| 12
1 |
Урок обобщения знаний
Вводный урок |
|
|
48
| Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
| 1 | Урок развивающего контроля |
|
|
49
| Усиление королевской власти в XVI - XVII вв. Абсолютизм в Европе
| 1 | Урок изучения нового |
|
|
50
| Дух предпринимательства преобразует экономику
| 1 | Комбинированный урок |
|
|
51
| Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь | 1 | Урок изучения нового |
|
|
52
| Великие гуманисты Европы | 1 | Урок развивающего контроля |
|
|
53
| Мир художественной культуры Возрождения | 1 | Урок обобщения знаний |
|
|
54
| Рождение новой европейской науки | 1 | Комбинированный урок |
|
|
55
| Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | 1 | Урок развивающего контроля |
|
|
56
| Распространение Реформации в Европе. Контрреформация | 1 | Урок изучения нового |
|
|
57
| Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море | 1 | Урок обобщения знаний |
|
|
58
| Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 1 | Комбинированный урок |
|
|
59
| Тема 4. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций | 5
1 |
Урок изучения нового
|
|
|
60
| Парламент против короля. Революция в Англии. | 1 | Урок развивающего контроля |
|
|
61 | Путь к парламентской монархии | 1 | Урок изучения нового |
|
|
62
63
| Международные отношения в XV- XVII вв. | 2 | Комбинированный урок |
|
|
64
65
| Тема 5. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Блистательны Порта: период расцвета и начало упадка. | 7
2 |
Урок развивающего контроля
|
|
|
66
67
| Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. | 2 | Урок изучения нового |
|
|
68
69
| Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации. | 2 | Урок развивающего контроля |
|
|
70
| Подведем итоги Повторение. Значение раннего Нового времени
| 1 | Урок - практикум |
|
|
Календарно-тематическое планирование.
История России. Всеобщая история. 7 Б класс (70 ч.)
Приложение 2.
№ у р о к а |
Тема урока | К о л.
ч а с. |
Вид урока |
Дата | |
План | Факт | ||||
1 | Московское государство и его соседи во второй половине XV века. | 1 | Повторение | 3.09 |
|
2 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | 1 | Повторение | 7.09 |
|
3 | Крестовые походы. | 1 | Повторение | 10.09 |
|
4 | Столетняя война. | 1 | Повторение | 14.09 |
|
5
| Тема 1. Россия в XVI в. Мир и Россия в начале эпохи Великих географических открытий | 23 1 |
Урок изучения нового | 17.09 |
|
6
7
| Территория, население и хозяйство России в начале XVI в.
| 2 | Комбинированный урок | 21.09
24.09
|
|
8
9
| Формирование единых государств в Европе и России | 2 | Урок изучения нового | 28.09
1.10 |
|
10
11
| Российское государство в первой трети XVI в. | 2 | Урок изучения нового | 19.10
22.10 |
|
12
| Внешняя политика Российского государства в первой трети XVI в. | 1 | Урок изучения нового | 26.10 |
|
13
14
| Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады | 2 | Комбинированный урок | 29.10
2.11 |
|
15
16 | Государства Поволжья, Северного Причерноморья, Сибири в середине XVI в. | 2 | Урок изучения нового | 05.11
09.11 |
|
17
18
| Внешняя политика России во второй половине XVI в. | 2 | Урок изучения нового | 12.11
23.11 |
|
19
| Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые» | 1 | Урок развивающего контроля | 26.11 |
|
20
21
| Опричнина | 2 | Урок изучения нового |
30.11
3.12 |
|
22
| Россия в конце XVI в. | 1 | Комбинированный урок | 7.12 |
|
23
| Церковь и государство в XVI в. | 1 | Урок развивающего контроля | 10.12 |
|
24
25
| Культура и повседневная жизнь народов России в XVI в. | 2 | Урок изучения нового |
14.12
17.12 |
|
26
| Повторение. Россия в XVI в.
| 1 | Повторение | 21.12 |
|
27
| Тема 2. Смутное время. Россия при первых Романовых Внешнеполитические связи России с Европой и Азией в конце XVI -начале XVII в. | 20
1 | Комбинированный урок | 24.12 |
|
28
29
| Смута в Российском государстве | 2 | Урок изучения нового |
11.01 |
|
30
| Окончание Смутного времени | 1 | Урок развивающего контроля |
|
|
31
32
| Экономическое развитие России в XVII в. | 2 | Урок изучения нового |
|
|
33
34
| Россия при первых Рома- новых: перемены в государственном устройстве | 2 | Комбинированный урок |
|
|
35
| Изменения в социальной структуре российского общества | 1 | Урок обобщения знаний |
|
|
36
37
| Народные движения в XVII в. | 2 | Урок изучения нового |
|
|
38
39
| Россия в системе международных отношений | 2 | Урок развивающего контроля |
|
|
40
| «Под рукой» российского государя: вхождение Украины в состав России | 1 | Комбинированный урок |
|
|
41
| Русская православная церковь в XVII в. Реформа патриарха Никона и раскол | 1 | Урок развивающего контроля |
|
|
42
43
| Русские путешественники и первопроходцы XVII в. | 2 | Урок изучения нового |
|
|
44
| Культура народов России в XVII в. | 1 | Урок изучения нового |
|
|
45
| Народы России в XVII в. Сословный быт и картина мира русского человека в XVII в. Повседневная жизнь народов Украины, Поволжья, Сибири и Северного Кавказа в XVII в. | 1 | Комбинированный урок |
|
|
46
| Повторение. Смутное время. Россия при первых Романовых | 1 | Урок - повторения |
|
|
47
| Тема 3. Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация. Введение. От Средневековья к Новому времени. Технические открытия и выход к Мировому океану
| 12
1 |
Урок обобщения знаний
Вводный урок |
|
|
48
| Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
| 1 | Урок развивающего контроля |
|
|
49
| Усиление королевской власти в XVI - XVII вв. Абсолютизм в Европе
| 1 | Урок изучения нового |
|
|
50
| Дух предпринимательства преобразует экономику
| 1 | Комбинированный урок |
|
|
51
| Европейское общество в раннее Новое время. Повседневная жизнь | 1 | Урок изучения нового |
|
|
52
| Великие гуманисты Европы | 1 | Урок развивающего контроля |
|
|
53
| Мир художественной культуры Возрождения | 1 | Урок обобщения знаний |
|
|
54
| Рождение новой европейской науки | 1 | Комбинированный урок |
|
|
55
| Начало Реформации в Европе. Обновление христианства | 1 | Урок развивающего контроля |
|
|
56
| Распространение Реформации в Европе. Контрреформация | 1 | Урок изучения нового |
|
|
57
| Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море | 1 | Урок обобщения знаний |
|
|
58
| Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции | 1 | Комбинированный урок |
|
|
59
| Тема 4. Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях) Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций | 5
1 |
Урок изучения нового
|
|
|
60
| Парламент против короля. Революция в Англии. | 1 | Урок развивающего контроля |
|
|
61 | Путь к парламентской монархии | 1 | Урок изучения нового |
|
|
62
63
| Международные отношения в XV- XVII вв. | 2 | Комбинированный урок |
|
|
64
65
| Тема 5. Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации. Блистательны Порта: период расцвета и начало упадка. | 7
2 |
Урок развивающего контроля
|
|
|
66
67
| Индия, Китай и Япония: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. | 2 | Урок изучения нового |
|
|
68
69
| Индия, Китай и Япония. Начало европейской колонизации. | 2 | Урок развивающего контроля |
|
|
70
| Подведем итоги Повторение. Значение раннего Нового времени
| 1 | Урок - практикум |
|
|
Примерные темы проектов 7 класс история
Иван Грозный в оценках потомков
Рождение Российского многонационального государства
Самозванцы в мировой истории
Гражданская война в истории человечества
Церковный раскол - трагедия российской истории
Честь и слава Отечества
Народы России: наша общая история
Вхождение Украины в состав России
Восстание Степана Разина и история нашего края
Становление крепостничества в России