Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»
Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______2018 г Рук.МО _______ ф.и.о | Согласовано ЗД по УР ______________________. «_____» _________2018г | Утверждаю директор _____________________ _____» _________2018 г Приказ № __от «___» ____2018г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету: «Изобразительная деятельность»
Уровень образования (класс):4 Ивана И.
Количество часов: 34 ч
Учитель: Фотина Елизавета Николаевна
Программа разработана на основе АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.
п. Ванино
2018 год
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ПО ПРЕДМЕТУ
• Предмет: изобразительная деятельность
• Класс: 4 (надомное обучение)
• Количество часов в неделю: 1 ч.
• Сведения по часам:
Период (четверть) | Кол-во часов | Из них: |
Плановых уроков | К/р. | Других видов Проверочных работ | Практич. работ |
1 четверть | 8 | 8 | | − | − |
2 четверть | 8 | 8 | | − | − |
3 четверть | 11 | 11 | | − | − |
4 четверть | 7 | 7 | | − | − |
год | 34 | 34 | | − | − |
Используемый учебно-методический комплекс:
• ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г.,
• АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от марта 2015г.,
• Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб: Издательство «СОЮЗ», 2003-320с.- (Коррекционная педагогика).
• Кузнецова Л.А. Ручной труд: Учебник по трудовому обучению для 1кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вид- 2-е издание. – СПб: филиал издательства «Просвещение», 2008г.
Электронные образовательные ресурсы:
• Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
• Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window. edu.ru
• Социальная сеть сотрудников образования www.sportily.ru
• Сеть творческих учителей www.int. Ru
• Изобразительное искусство. Электронные образовательные ресурсы. http://eornp.ru/taxonomy/term/7
• Коллекции изображений, поисковые системы www/yandex/ru
• Интернет- галерея картин. http://gallerix/ru/
. Пояснительная записка.
(лепка, рисование, аппликация)
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР.
Вместе с формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения. Несмотря на то, что некоторые дети с ДЦП не могут использовать приемы захвата кисти, карандаша, они могут создать сюжет изображения, отпечатывая картинки штампами или выдувая краску через блопен на трафарет. Разнообразие используемых техник делает работы детей выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных эмоций.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными средствами.
Основные задачи:
• развитие интереса к изобразительной деятельности,
• формирование умений пользоваться инструментами,
• обучение доступным приемам работы с различными материалами,
• обучение изображению(изготовлению) отдельных элементов,
• развитие художественно-творческих способностей.
Содержание программы:
Программа по изобразительной деятельности включает два раздела:
• «Лепка»,
• «Аппликация».
Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать ребенка положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его самореализации, формирует чувство собственного достоинства. В учебном плане предмет представлен с 1 по 8 год обучения. Далее навыки изобразительной деятельности применяются на уроках профильного труда при изготовлении изделий из керамики, полиграфической, ткацкой, швейной и другой продукции.
Содержание разделов предмета
Лепка.
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина. Узнавание(различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста (глины) скалкой. Отрывание кусочка материала о целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках). получение формы путем выдавливания формочкой. Сгибание колбаски в кольцо. Закручивание колбаски в жгутик. Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали. Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких) частей.
Аппликация.
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Сборка изображения объекта из нескольких деталей. Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Планируемые результаты.
• Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование:
− разминание, отщипывание и размазывание пластилина по шаблону,
− сминание бумаги
− разрезание листа бумаги по прямым линиям по контуру,
− оставление графического следа,
− разукрашивание простых изображений,
− соблюдение последовательности действий при работе с красками.
• Интерес обучающегося к доступным видам изобразительной деятельности: лепка, аппликация, рисование.
• Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, аппликация, рисование) по назначению.
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету:
«Изобразительная деятельность»
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
1 четверть(8) Рисование. |
1 | Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти, емкость для воды | 1 | |
2 | Соблюдение последовательности действий при работе с красками. | 1 | |
3 | Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов. | 1 | |
4 | Рисование точек. Соединение точек. | 1 | |
5 | Рисование (вертикальных, горизонтальных, наклонных) линий | 2 | |
6 | Рисование геометрических фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) | 2 | |
2 четверть (7) Аппликация |
7 | Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга, салфетка и др. | 1 | |
8 | Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет, дырокол и др. | 1 | |
9 | Сминание бумаги Отрывание бумаги заданной формы (размера) | 1 | |
10 | Соблюдение последовательности действий при изготовлении предметной аппликации (заготовка деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону) | 1 | |
11 | Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации (заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону) | 1 | |
12 | Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации (заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону) | 1 | |
13 | Соблюдение последовательности действий при изготовлении сюжетной аппликации (придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону) | 1 | |
3 четверть (11) Лепка |
14 | Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина | 1 | |
15 | Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп | 1 | |
16 | Разминание пластилина (теста, глины) | 1 | |
17 | Отрывание кусочка материала от целого куска | 1 | |
18 | Отщипывание кусочка материала от целого куска | 1 | |
19 | Размазывание пластилина по шаблону (внутри контура) | 3 | |
20 | Сгибание колбаски в кольцо | 3 | |
4 четверть (7) Лепка |
21 | Расплющивание материала на доске (между ладонями, между пальцами) | 1 | |
22 | Скручивание колбаски (лепешки, полоски) | 1 | |
23 | Защипывание краев детали | 1 | |
24 | Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием) | 1 | |
25 | Лепка предмета из одной (нескольких) частей | 2 | |
26 | Выполнение тиснения (пальцем, штампом, тканью и др.) | 1 | |
27 | Нанесение декоративного материала на изделия | 1 | |