СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа,КТП по предмету: речь и альтернативная коммуникация 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставляю на ваше обсуждение Рабочую программу для обучающегося в кор.школе (по СИПР) 2 вариант по предмету: речь и альтернативная коммуникация 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа,КТП по предмету: речь и альтернативная коммуникация 4 класс»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»



Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______2018 г Рук.МО _______ ф.и.о


Согласовано ЗД по УР

________Шишканова С.Е.


«_____» _________2018г



Утверждаю директор

________ С.М. Крымзина

«_____» _________2018 г

Приказ № ____от «___» ____2018 г





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по­ учебному предмету: речь и альтернативная коммуникация.



Уровень образования (класс): 4 Ивана И.


Количество часов: 34 ч


Учитель: Фотина Елизавета Николаевна.

Программа разработана на основе АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.











п. Ванино

2018 год





  1. Пояснительная записка.

Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:

  • Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;

  • АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.

  • Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);

  • Методическими рекомендациямипо вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).

  • Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.




  1. Планируемые результаты (личностные и предметные) освоения учебного предмета: «речь и альтернативная коммуникация»



  • Предметные результаты:

Достаточный уровень:

Минимальный уровень:

  1. Коммуникация с использованием вербальных средств:

  • Реагирование на собственное имя

  • Приветствие собеседника звуком (словом, предложением)

  • Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)

  • Выражение своих желаний словом (предложением)

  • Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением)

  • Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)

  • Выражение благодарности звуком (словом, предложением)

  • Ответы на вопросы словом (предложением)

  • Прощание с собеседником звуком (словом, предложением)

  1. Экспрессивная речь:

  • называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

  • Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)

  • Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)

  • Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)

  • Называние (употребление) простых предложений

  1. Начальные навыки чтения и письма:

  • Чтение слога (слова)

  • Написание буквы (слога, слова, предложения)


  1. Коммуникация с использованием вербальных средств:

  • Реагирование на собственное имя

  • Приветствие собеседника звуком (словом, предложением)

  • Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)

  • Выражение своих желаний словом (предложением)

  • Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)

  1. Экспрессивная речь:

  • называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

  1. Начальные навыки чтения и письма:

  • Чтение слога










Личностные результаты:



  1. Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:

  • Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.

  • Принятие контакта, инициированного взрослым.

  • Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.

  • Планирование учебного дня.

  • Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий).

  • Следование расписанию дня.

  1. Формирование учебного поведения:

  • Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.

  • Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)

  • Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)

  • Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)

  • Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии

  • Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии

  • Выполнение речевых инструкций на групповом занятии

  • Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии

  • Принятие помощи учителя на групповом занятии

  1. Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:

  • Выполнение задания полностью (от начала до конца)

  • Выполнение задания с заданными качественными параметрами

  • Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.



  1. Содержание учебного предмета.

Программно-методический материал представлен следующими разделами:

  • «Коммуникация»,

  • «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации»,

  • «Чтение и письмо».

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.

Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.


  1. Формы организации учебных занятий:

Урок.

  1. Уроки формирования новых знаний:

  2. Уроки обучения умениям и навыкам.

  • Комбинированный урок.

  • Практикумы.

  1. Уроки повторения, обобщения, закрепления знаний.

Основные виды учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом).

  1. Календарно-тематическое планирование по учебному предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» в 4 классе

на 2018 – 2019 учебный год


I четверть. (8ч)

Дата


Раздел. Тема урока.

Кол-во часов



1

Реагирование на собственное имя

1


2

Приветствие собеседника звуком (словом, предложением)

1


3

Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением)

1


4

Выражение своих желаний словом (предложением)

1


5

Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением)

2


6

Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением)

2



II четверть (7)


7

Выражение благодарности звуком (словом, предложением

1


8

Ответы на вопросы словом (предложением)

1


9

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением)

1


10

Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.)

1


11

Подготовка к проверочной работе

1


12

Проверочная работа №1

1


13

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.)

2


III четверть (11ч.)

14

Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.)

1


15

Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.)

1


16

Называние (употребление) простых предложений

1


17

Узнавание (различие)образов графем (букв)

1


18

Чтение слога (слова).

1


19

Чтение наиболее употребляемых слов с буквами Ь и Ъ.

1


20

Образование и чтение слов из изученных слоговых структур. Чтение слоговых таблиц

2


21

Соотнесение слов с предметами, картинками. Выборочное чтение.

3



IV четверть (8)

22

Чтение предложений из двух-трех слов с последующим воспроизведением. Соотнесение прочитанного с картинкой

4


23

Подготовка к проверочной работе

1


24

Проверочная работа №2

1


25

Чтение небольших текстов из 2-3 предложений. Ответы на вопросы об информационном содержании прочитанного.

1