Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 11»
Рассмотрено на МО Протокол № __ от «___» ______2018 г Рук.МО _______ ф.и.о | Согласовано ЗД по УР ________Шишканова С.Е. «_____» _________2018г | Утверждаю директор ________ С.М. Крымзина «_____» _________2018 г Приказ № ____от «___» ____2018 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету: речь и альтернативная коммуникация.
Уровень образования (класс): 4 Ивана И.
Количество часов: 34 ч
Учитель: Фотина Елизавета Николаевна.
Программа разработана на основе АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.
п. Ванино
2018 год
Пояснительная записка.
Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Нормами Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон), представленными в статье 28 Закона «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»;
АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГКОУ ШИ 11.
Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599);
Методическими рекомендациямипо вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»).
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с. — (Коррекционная педагогика)
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей, имеющих нарушение интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.
В связи с этим, обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Планируемые результаты (личностные и предметные) освоения учебного предмета: «речь и альтернативная коммуникация»
Достаточный уровень: | Минимальный уровень: |
Коммуникация с использованием вербальных средств: Реагирование на собственное имя Приветствие собеседника звуком (словом, предложением) Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением) Выражение своих желаний словом (предложением) Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением) Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением) Выражение благодарности звуком (словом, предложением) Ответы на вопросы словом (предложением) Прощание с собеседником звуком (словом, предложением) Экспрессивная речь: называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) Называние (употребление) простых предложений Начальные навыки чтения и письма: | Коммуникация с использованием вербальных средств: Реагирование на собственное имя Приветствие собеседника звуком (словом, предложением) Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением) Выражение своих желаний словом (предложением) Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением) Экспрессивная речь: называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) Начальные навыки чтения и письма: |
Личностные результаты:
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта.
Принятие контакта, инициированного взрослым.
Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса.
Планирование учебного дня.
Ориентация в расписании дня (последовательности событий/занятий, очередности действий).
Следование расписанию дня.
Формирование учебного поведения:
Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание.
Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.)
Выполнение соотнесения предмета с соответствующим изображением (по образцу)
Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу)
Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии
Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии
Выполнение речевых инструкций на групповом занятии
Выполнение задания в течение определенного временного промежутка на групповом занятии
Принятие помощи учителя на групповом занятии
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
Выполнение задания полностью (от начала до конца)
Выполнение задания с заданными качественными параметрами
Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Содержание учебного предмета.
Программно-методический материал представлен следующими разделами:
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. К альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
Раздел «Чтение и письмо» включает глобальное чтение, предпосылки к осмысленному чтению и письму, начальные навыки чтения и письма.
Формы организации учебных занятий:
Урок.
Уроки формирования новых знаний:
Уроки обучения умениям и навыкам.
Комбинированный урок.
Практикумы.
Уроки повторения, обобщения, закрепления знаний.
Основные виды учебной деятельности: индивидуальная работа, работа в парах (совместно с педагогом).
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету: «Речь и альтернативная коммуникация» в 4 классе
на 2018 – 2019 учебный год
| I четверть. (8ч) | Дата |
| Раздел. Тема урока. | Кол-во часов | |
|
1 | Реагирование на собственное имя | 1 | |
2 | Приветствие собеседника звуком (словом, предложением) | 1 | |
3 | Привлечение к себе внимания звуком (словом, предложением) | 1 | |
4 | Выражение своих желаний словом (предложением) | 1 | |
5 | Обращение с просьбой о помощи, выражая её звуком (словом, предложением) | 2 | |
6 | Выражение согласия (несогласия) звуком (словом, предложением) | 2 | |
| II четверть (7) |
|
7 | Выражение благодарности звуком (словом, предложением | 1 | |
8 | Ответы на вопросы словом (предложением) | 1 | |
9 | Прощание с собеседником звуком (словом, предложением) | 1 | |
10 | Называние (употребление) слов, обозначающих признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.) | 1 | |
11 | Подготовка к проверочной работе | 1 | |
12 | Проверочная работа №1 | 1 | |
13 | Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.) | 2 | |
III четверть (11ч.) |
14 | Называние (употребление) слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.) | 1 | |
15 | Называние (употребление) слов, обозначающих взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.) | 1 | |
16 | Называние (употребление) простых предложений | 1 | |
17 | Узнавание (различие)образов графем (букв) | 1 | |
18 | Чтение слога (слова). | 1 | |
19 | Чтение наиболее употребляемых слов с буквами Ь и Ъ. | 1 | |
20 | Образование и чтение слов из изученных слоговых структур. Чтение слоговых таблиц | 2 | |
21 | Соотнесение слов с предметами, картинками. Выборочное чтение. | 3 | |
| IV четверть (8) |
22 | Чтение предложений из двух-трех слов с последующим воспроизведением. Соотнесение прочитанного с картинкой | 4 | |
23 | Подготовка к проверочной работе | 1 | |
24 | Проверочная работа №2 | 1 | |
25 | Чтение небольших текстов из 2-3 предложений. Ответы на вопросы об информационном содержании прочитанного. | 1 | |