СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Кукольный театр"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Кукольный театр"»

Администрация Г.о.Подольск

Комитет по образованию

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18

имени Подольских курсантов»





РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ

Педагогическим советом Директор МОУ СОШ № 18

Протокол от «____» ________2019 _______ Е.Ю. Корастылева

№ _____ Приказ от «___»_______2019 № ___









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУКОЛЬНОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ

"Волшебный мир - Театр"





Составитель:

Михайлова Е.Н.

руководитель театральной студии













Г.о. Подольск

2019

 

Содержание

1. Пояснительная записка ………………………………………………………3

2.Календарно–тематический план 1 год обучения……………………..……..9

3.Календарно–тематический план 2 год обучения…………………………...11

4. Содержание программы………………………………………………..……13

5.Список литературы…………………………………………………………...19

Приложение № 1 Материально – техническое обеспечение………….….….20

Приложение № 2 Диагностика музыкальных и артистических

способностей детей……………………………………………………………...21

 

 

 

































  1. Пояснительная записка

Данная программа написана на основании программы художественно-творческого развития Губановой Н.В. «Театрализованная деятельность»; программы Н.Ф.Сорокиной «Театр - творчество - дети»

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Новизна данной программы "Волшебный мир - Театр" состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре.

Отличительной особенностью данной программы "Волшебный мир - Театр» является то, что каждый раздел реализуется на протяжении нескольких занятий. Раздел «Основы драматизации» реализуется после освоения основ театральной азбуки, кукловождения, кукольного театра, актерского мастерства.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Количественный состав детей 20 человек. Занятия проходят 1 раз в неделю. Всего на год отводится 36 часов.

Программа "Волшебный мир - Театр" предназначена для детей от 7-15 лет. 

Театр – искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия, с ИЗО, музыкой и т.д. Искусство театра, являясь одним из важнейших факторов эстетического воспитания, способствует всестороннему развитию дошкольников, их наклонностей, интересов, практических умений. В процессе театрализованной деятельности складывается особое, эстетическое отношение к окружающему миру, развиваются общие психические процессы: восприятие, мышление, воображение, память, внимание и т.д. Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого

процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами.  

Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

  Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.

         Огромное воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей в общении и неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.

         Театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.

Исходя из важности вопроса, была разработана рабочая программа театральной студии "Волшебный мир - Театр".

         Разработка программы обусловлена нормативно-правовой базой:

·        приказом  Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

·        Конвенцией ООН о правах ребёнка;

·        законом «Об образовании в Российской Федерации»;

·        социальным заказом родителей;

·        желанием самих детей.

Новизна данной рабочей программы "Волшебный мир - Театр" состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре.

Цель программы: развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Задачи:

- создать условия для развития творческой активности детей, обучающихся в театральном кружке, а также поэтапного освоения детьми различных видов творчества;

- обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах различных видов;

- совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, а также их исполнительские умения;

- ознакомить детей с различными видами театров;

- приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

- нацеливать детей на создание необходимых атрибутов и декорации к будущему спектаклю;

- проявлять инициативу в распределении между собой обязанностей, ролей;

- развивать творческую самостоятельность, эстетический вкус в передаче образа;

- учить использовать средства художественной выразительности (интонационно окрашенную речь, отчетливость произношения, выразительные движения, музыкальное сопровождение, соответствующее образному строю спектакля, освещение, декорации, костюмы);

- воспитывать любовь к театру;

- воспитывать гармонически развитую личность в процессе сотворчества и сотрудничества.

Отличительной особенностью данной программы "Волшебный мир - Театр" является то, что каждый раздел реализуется на протяжении нескольких занятий. Раздел «Основы драматизации» реализуется после освоения основ театральной азбуки, кукловождения, кукольного театра, актерского мастерства. В процессе обучения у детей происходит ознакомление и формирование театральных навыков, которые впоследствии закрепляются и совершенствуются.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. В процессе знакомства с театральным искусством воспитатель каждый раз перед просмотром спектакля настраивает детей на восприятие спектакля, выделяя следующие моменты: выработку нравственного настроя, пробуждение сопереживания, эстетического интереса к предстоящей встрече со спектаклем.

Принципы построения программы:

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.

Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

Режим занятий

1 год обучения

Занятия проходят 1 раз в неделю по 3 часа, 3 часа в неделю – 108 часов в год. Занятие длится 45 минут, перемена 10 минут.

2 год обучения

Занятия проходят 1 раз в неделю по 3 часа, 3 часа в неделю – 108 часов в год. Занятие длится 45 минут, перемена 10 минут.


Разнообразные формы работы

- самостоятельная практическая деятельность;

- групповые и индивидуальные занятия;

- экспериментирование, т. е. разработка сценариев;

- праздники, выступления;

- участия коллектива в мероприятиях, проводимых ДЮЦ;

- открытые занятия;

- организация совместных родительских собраний вместе с детьми;

- организация досуговой деятельности внутри коллектива(встречи, музеи, дни именинника и т.д.);

- практические и теоретические занятия.

Основные формы работы:

1. Мастер – класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства:

- культуры речи;

- сценического движения;

- работы над художественным образом.

2. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.

3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа, вокальным исполнением или танцевальным номером.

4. Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление.

5. Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления.

Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.

Результатом данной программы являются театральные представления и спектакли, где дошкольники принимают активное участие.

Количественный состав детей 20 человек. Занятия проходят 1 раз в неделю. Всего на год отводится 36 часов. Отбор сценарного материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве детского сада, художественной ценностью, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью. В нем учитываются крупные события, которые отмечаются в детском саду.

Мониторинг осуществляется 2 раза в год: в сентябре - фиксируются исходные данные, итоговый – в мае.

 

2.Учебно-тематический план 1 год обучения



п.п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение в программу

3

2

1

2

Вводное занятие

3

1

2

3

Театральная игра

3

1

2

4

Культура и техника речи

3

1

2

5

Ритмопластика

9

1


8

6

Основы театральной культуры

3

1

2

7

Театр начинается с вешалки, а кукольный театр – с ширмы.

3

1

2

8

Таинственные превращения. «Превращение и перевоплощение»

3

1

2

9

Презентация «Мастерская кукол».

Изготовление ручных кукол, бутафории и декорации.

6

1

5

10

Обучение работе над ширмой, за ширмой

6

1

5

11

Работа над спектаклем.

1 этап - Ознакомительный

Знакомство с пьесой «Три поросенка»

3

1

2

12

2 этап – Репетиционный


12

1

11

13

3 этап - Завершающий

12

1

11

14

4 этап – Генеральная репетиция

3

-

3

15

5 этап – Показ спектакля

3

-

3

16

Работа над спектаклем.

1 этап - Ознакомительный

Знакомство с пьесой «Волк и семеро козлят»

3

1

2

17

2 этап – Репетиционный

12

1

11

18

3 этап - Завершающий

9

1

8

19

4 этап – Генеральная репетиция

3

-

3

20

5 этап – Показ спектакля

3

-

3

21

Итоговое занятие

3

1

2


ИТОГО

108

18

90



Содержание программы 1 года обучения.

  1. Введение в программу: Теория. Комплектация группы. Проведение мастер-классов с целью привлечения учащихся в объединение.

  2. Вводное занятие: Теория. Ознакомление с целями и задачами с планом работы объединения. Правила техники безопасности и охраны труда. Рассказ с элементами беседы. Знакомство с понятием «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер». Практика. Игра. Обыгрывание ситуаций. Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.

  3. Театральная игра: Теория. Беседа на тему «Что такое игра? Что такое театральная игра?» Практика. Игры на знакомство. Массовые игры. Игры на развитие памяти, произвольного внимания, воображения, наблюдательность. Этюды на выразительность жестов. Этюды с воображаемыми предметами. Этюды с заданными обстоятельствами. Этюды на эмоции и вежливое поведение. Импровизация игр.

  4. Культура и техника речи. Теория. Беседа о культуре речи в обществе. Практика. Артикуляционная гимнастика. Устранение дикционных недостатков и тренинг правильной дикции. Дыхательное упражнение. Артикуляционная гимнастика. Учить детей самостоятельно делать артикуляционную гимнастику:

"Окошко"широко открыть рот — "жарко"
закрыть рот — "холодно".

"Чистим, зубки"
улыбнуться, открыть рот
кончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно нижние и верхние зубы.

"Месим тесто"
улыбнуться
пошлепать языком между губами — "пя-пя-пя-пя-пя..."
покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения) и

т.д.



  1. Ритмопластика. Теория. Что такое ритмопластика? Для чего она нужна? Практика. Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения. Игры с имитацией движения. Танцы-фантазии. Музыкально- пластические импровизации. Упражнения, направленные на координацию движений и равновесие. Упражнения, направленные на освоение пространства и создание образа.

  2. Основы театральной культуры. Теория. Знакомство с театральной терминологией. Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Устройство зрительного зала и сцены. Театральные профессии. Правила поведения в театре. Практика. Отработка простых упражнений, этюдов.

  3. Театр начинается с вешалки, а кукольный театр с ширмы. Теория. Беседовать о ширме, о работе за ней (для работы в первую очередь необходима ширма, ее можно сделать на занятиях, а можно подключить родителей, они смогут сделать две стойки, а между ними натянуть материю). Практика. Репетиция небольших этюдов с использованием ширмы.

  4. Таинственные превращения. Теория. Ввести детей в мир театра, дать первоначальное представление о “превращении и перевоплощении”, как главном явлении театрального искусства. Практика. Инсценировка. Ролевая игра. Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики. Развивать память, воображение, общение детей.

  5. Презентация «Мастерская кукол» Теория. Изготовление ручных кукол, бутафории и декорации. Практика. Дать вторую жизнь вещам. Развивать воображение и фантазию детей. Воспитание у ребенка бережного и внимательного отношения к природе.

  6. Обучение работе над ширмой, за ширмой. Теория. Практика. Надеть куклу на руку - голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы ; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Обыгрывание. Артикуляционная гимнастика. Выполнять физические упражнения. (Дети должны поднимать руки вверх, если готовы куклы, то вместе с куклами, и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы. После физической гимнастики идет работа над ролями. Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз. Развивать внимание, согласованность действий.

  7. Работа над спектаклем «Три поросенка» 1этап: Теория. Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы педагога. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении. Практика. Чистоговорки, скороговорки. Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Выбирать сказку, делать режиссерскую разработку. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее расписывать сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать. Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи. Работа над дикцией.

  8. 2 этап – Репетиционный. Теория. Распределение ролей. Практика. Ролевая игра. Пальчиковые игры. Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. Инсценировки. Пальчиковые игры. Формировать умение вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа. Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. Отработка чтения каждой роли. Обыгрывание. Научить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работа над техникой речи. Музыкальное оформление спектакля. Рассказ с элементами беседы. Обсуждение. Прослушивание и подбор музыки. Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле. Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. Игра. Инсценировка. Репетировать пролог, 1 и 2 эпизоды спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы. Совершенствовать находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

  9. 3 этап – Завершающий. Практика. Репетиция пьесы.Репетировать 3, 4 эпизоды с использованием декораций. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики.

  10. 4 этап – Генеральная репетиция. Практика. Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света. Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями. Учить детей коллективной работе. Формировать четкую и грамотную речь.

  11. 5 этап - Показ спектакля. Практика. Показ пьесы. Формирование четкой и грамотной речи. Добиваться выразительности действия. Формирование сплоченности коллектива.

  12. ,17,18,19,20. Работа над спектаклем «Волк и семеро козлят»

21. Итоговое занятие. Итог занятий. Обсуждение репертуара на следующий год. Беседа. Игра. Умение выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма.











Таблица № 2

По окончанию первого года обучения учащиеся должны

Знать

Уметь

-о некоторых основателях кукольного театра, истоках возникновения;

- о существовании кукольных театров;

- виды литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение;

- новые понятия: ширма, спектакль, сцена, мизансцена, декорация, реквизит.

- театральную терминологию;

- этапы работы над спектаклем.



- читать выразительно различные виды предложений;

- свободно двигаться куклами над ширмой;

- готовить простое оформление к спектаклю ( декорацию);

- изготовить простой вид куклы и простые виды одежды для нее

- строить диалог, самостоятельно выбирая партнера;

- инсценировать простые сказки;

- двигаться пластично, ритмично.



Задачи 2 года обучения

- учить строить более сложные диалоги;

- развивать интерес к театру кукол;

- развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость и фантазию, воображение, образное мышление;

- развивать дикцию на материале скороговорок и стихов;

- развивать речевое дыхание и артикуляцию;

- воспитывать доброжелательность и контактность в отношении со сверстниками;

- воспитывать аккуратность, усидчивость, уважение друг к другу, чувство взаимопомощи;

- закреплять умения действовать на сценической площадке естественно и оправданно.





Таблица №3

Учебно-тематический план 2 года обучения



п.п

Раздел, тема

Количество часов

всего

теория

практика

1

Введение в программу

3

2

1

2

Вводное занятие

3

1

2

3

История кукольного театра

3

1

2

4

Искусство выразительного чтения

3

1

2

5

Мимика, жесты, интонация

9

1


8

6

Импровизация

3

1

2

7

Музыкальное воспитание

3

1

2

8

Актерское мастерство

3

1

2

9

Создание новой сказки

6

1

5

10

Обучение работе над ширмой, за ширмой

6

1

5

11

Работа над спектаклем.

1 этап - Ознакомительный

3

1

2

12

2 этап – Репетиционный


12

1

11

13

3 этап - Завершающий

12

1

11

14

4 этап – Генеральная репетиция

3

-

3

15

5 этап – Показ спектакля

3

-

3

16

Работа над спектаклем.

1 этап - Ознакомительный

3

1

2

17

2 этап – Репетиционный

12

1

11

18

3 этап - Завершающий

9

1

8

19

4 этап – Генеральная репетиция

3

-

3

20

5 этап – Показ спектакля

3

-

3

21

Итоговое занятие

3

1

2


ИТОГО

108

18

90



Содержание программы 2 года обучения.

  1. Введение в программу: Теория. Комплектация группы. Проведение мастер-классов с целью привлечения учащихся в объединение.

  2. Вводное занятие: Теория. Ознакомление с целями и задачами с планом работы объединения. Правила техники безопасности и охраны труда. Знакомство с понятием «театр», «режиссер», «художник-декоратор», «бутафор», «актер». Практика. Игра. Обыгрывание ситуаций. Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.

  3. История кукольного театра: Теория. История кукольного театра в других странах, от куда он пришёл в Россию.

  4. Искусство выразительного чтения. Теория. Изучение основных правил работы над темпом речи. Практика. Воспитанники будут учиться правильно, читать текст, работать над темпом речи, над выразительностью звуков.

  5. Мимика, жесты, интонация. Теория. Какие интонации существуют. Практика. Будут произносить заданные фразы разными интонациями. Как можно весёлую песню спеть грустно или равнодушно. Показывать разные ситуации при помощи мимики и жестов.

  6. Импровизация. Теория. Дети узнаю что такое-импровизация. Где она встречается. Практика. Импровизация на заданную тему (сказку, песню, рассказ). Словесная импровизация.

  7. Музыкальное воспитание. Теория. Какие музыкальные направления существуют. Практика. Применять навыки актёрского мастерства при исполнении песни. Исполнять одну и ту же песню, но в разных направлениях.

  8. Актерское мастерство. Теория. Сценарный план этюда на заданную тему. Практика. Воспитанники должны будут показать этюды на внимание, радость, страх. Поиграем в такую игру, как «Крокодил», где они должны будут показать актёрское мастерство, которому научились.



  1. Создание новой сказки. Теория. Беседа на тему «Что такое сказка?». Кто придумывает сказки. Какие бывают сказки. Практика. Придумать сказку для заданных персонажей.

  2. Обучение работе над ширмой, за ширмой. Теория. Рассказать детям о том, как нужно работать с ширмой, для чего она нужна. Историю создание ширмы и кукол, как правильно работать с куклами. Практика. Надеть куклу на руку - голову на указательный палец, руки куклы на большой и средний пальцы; проводить куклу над ширмой на вытянутой руке, стараясь делать это плавно, без скачков; проделать предложенные упражнения с каждым ребенком. Обыгрывание. Артикуляционная гимнастика. Выполнять физические упражнения. (Дети должны поднимать руки вверх, если готовы куклы, то вместе с куклами, и должны на вытянутой руке покрутить куклу в разные стороны, попробовать движение вдоль ширмы. Эту работу необходимо проделывать на каждой репетиции, т.к. мышцы плеч и руки быстро начнут у ребят уставать, если заранее не подготовить их для этой работы. После физической гимнастики идет работа над ролями. Формировать произношение, артикуляцию, быстроту и четкость проговаривания слов и фраз. Развивать внимание, согласованность действий.

  3. Работа над спектаклем 1этап - ознакомительный: Теория. Выбор для спектакля пьесы. Выразительное чтение пьесы педагога. Беседа о прочитанном. - Понравились ли пьеса? Кто из ее героев понравился? Хотелось бы сыграть ее? Какова главная мысль этой пьесы? Когда происходит действие? Где оно происходит? Какие картины вы представляете при чтении. Практика. Чистоговорки, скороговорки. Необходимо выбрать сначала самый простой сюжет для спектакля. Выбирать сказку, делать режиссерскую разработку. Это значит продумать: сколько кукол будет участвовать в спектакле, как они должны будут выглядеть. Далее расписывать сказку по ролям, мысленно представляя сцены, которые ребята будут разыгрывать. Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи. Работа над дикцией.

  4. 2 этап – Репетиционный. Теория. Распределение ролей. Практика. Необходимо распределить роли, желательно ребят подобрать по голосам. Развивать способности детей искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить пользоваться интонацией, произнося фразы грустно, радостно, удивленно, сердито. Отработка чтения каждой роли, репетиция за столом. Формировать умение вживаться в свою роль, учить их интонацией передавать настроение, чувства, персонажа. Разучивать с детьми текст пьесы, обращая внимание на артикуляцию, дыхание, голос. Совершенствовать внимание, воображение, память, общение детей. Отработка чтения каждой роли. Обыгрывание. Научить читать четко, ясно проговаривая все звуки в словах, не глотать окончания, соблюдать правила дыхания; определить логические ударения, паузы; постараться представить себя на месте персонажа, подумать, как надо читать за “него” и почему именно так. Совершенствовать память, внимание, воображение детей. Работа над техникой речи.

Музыкальное оформление спектакля. Рассказ с элементами беседы. Обсуждение. Прослушивание и подбор музыки. Познакомить детей с музыкальными произведениями, отрывки которых будут звучать в спектакле. Работать над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях. Репетиция пьесы. Заучивание текста наизусть, соединение действия куклы со словами своей роли. И Репетировать пролог, 1 и 2 эпизоды спектакля с использованием декораций и реквизита. Назначить ответственных за реквизит, декорации, костюмы. Совершенствовать находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом.

  1. 3 этап – Завершающий. Практика. Репетиция пьесы. Репетировать 3, 4 эпизоды с использованием декораций. Распределение технических обязанностей по спектаклю, установка оформления, декоративных деталей, подача бутафории, помощь друг другу в управлении куклами. Совершенствовать умение детей создавать образы с помощью жестов, мимики.

  2. 4 этап – Генеральная репетиция. Практика. Генеральная репетиция, звуковое оформление спектакля. Репетировать все эпизоды спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения, света. Учить детей оценивать действия других и сравнивать их с собственными действиями. Учить детей коллективной работе. Формировать четкую и грамотную речь.

  3. 5 этап - Показ спектакля. Практика. Показ пьесы. Формирование четкой и грамотной речи. Добиваться выразительности действия. Формирование сплоченности коллектива.

  4. ,17,18,19,20. Работа над спектаклем

21. Итоговое занятие. Итог занятий. Обсуждение репертуара на следующий год. Беседа. Игра. Умение выражать свои мысли, суждения, выслушивать мнение других. Развитие доброжелательности, чувства коллективизма.

Таблица № 4

По окончанию первого года обучения учащиеся должны

Знать

Уметь

- историю развития кукольного театра;

- о речевом дыхании и артикуляции;

- о некоторых основателях кукольного театра, истоках возникновения;

- о существовании кукольных театров;

- виды литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение;

- новые понятия: ширма, спектакль, сцена, мизансцена, декорация, реквизит.

- театральную терминологию;

- этапы работы над спектаклем.


- строить более сложные диалоги;

- читать скороговорки, стихи, выразительно;

- уметь действовать на сценической площадке естественно;

- читать выразительно различные виды предложений;

- свободно двигаться куклами над ширмой;

- готовить простое оформление к спектаклю ( декорацию);

- изготовить простой вид куклы и простые виды одежды для нее.





 










Список литературы

1. Анищенкова, Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников[Текст]: пособие для родителей и педагогов» - М  .:АСТ:Астрель.2007. - с.58.

2. Антипина, Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» [Текст]:  Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – с.128.

3. Буренина, А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1[Текст]:  От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – с.114.

4. Власенко,  О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.- с.411.

5.Губанова, Н.В.«Театрализованная деятельность», [Текст]: Программа М.: Мозаика – Синтез, 2007. – с.234.

6. Жучкова, Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики [Текст]:практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов». - М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2006.- с.64.

7. Маханёва, М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ Сфера, 2009.- с.156.

8. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2005. – с.208.

9. Сорокина, Н.Ф  «Театр – творчество – дети» [Текст]: Программа М.: Мозаика – Синтез, 2010. – с.189.

10. Щеткин, А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2009. –с. 144.

11. Интернет ресурсы





































Приложение № 1

Материально – техническое обеспечение

Музыкальный зал;

звуковая аппаратура, микрофоны;

музыкальный центр;

а/записи;

декорации;

театральные костюмы;

маски;

перчаточные куклы;

конусные куклы;

мягкие игрушки;

книги со сказками;

ширма;

фотографии, картинки, иллюстрации.

 

 

 

 

 

  

 













 

 

Приложение № 2

Диагностика музыкальных и артистических способностей детей

Основные параметры:

Восприятие музыки:

- эмоциональная отзывчивость

- умение соотнести содержание музыки с картинкой

Песенное творчество:

- способность отыскать нужную интонацию

Танцевальное творчество:

- самостоятельно подобрать движение в соответствии с эмоционально- образным содержанием музыки

Музыкально – игровое творчество:

- способность отыскать способ оригинальных действий для передачи игрового образа

Основные навыки театрального мастерства:

- способность к созданию выразительного образа в этюдах, играх- драматизациях, песенных, танцевальных драматизациях

- способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагировать на поступки действующих лиц.

Характеристика уровней:

Высокий уровень (от 2,4 – 3 баллов)

Творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное исполнение без помощи взрослого, ярко выраженная эмоциональность (во всех видах деятельности).

Средний уровень (от 1,7 – 2,3 балла)

Эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в музыкально- театральную деятельность. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительное объяснение, показ, повтор.

Низкий уровень (от 1 -1, 6 баллов)

Не эмоционален, не активен, равнодушен, без интереса занимается музыкально – театральной деятельностью, не способен к самостоятельности.

 

ФИО

Восприятие музыки

Песенное творчество

Танцевальное

творчество

Музыкально – игровое творчество

Основные навыки театрального мастерства:

Общий балл

Уровень

 

Эмоциональная отзывчивость

Умение соотнести содержание музыки с картинкой

Способность отыскать нужную интонацию

Самостоятельно подобрать движение в соответствии с эмоционально- образным содержанием музыки

Способность отыскать способ оригинальных действий для передачи игрового образа.

Способность к созданию выразительного образа в этюдах, играх- драматизациях, песенных, танцевальных драматизациях

Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагировать на поступки действующих лиц.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!